На главную

Культура Казахстана 19 века


Культура Казахстана 19 века

Введение

1. Шокан Валиханов.

2. Искусство и музыкальная культура.

3. Народный композитор Курмангазы Сагырбай-улы.

Абай Кунанбай-улы.

.

ЧОКАН ВАЛИХАНОВ

Родился Чокан Валиханов в 1835 году в крепости Кусмурун (Кушмурун).

Имя, данное ему при рождении, было Мухаммед-Канапия, а Шокан (Чокан) так

ласково называла его мать. Детские годы его прошли в Кушмуруне, а затем в

ауле его предков – Сырымбете. Это были красивые места, широко известные в

степи. Духовные качества будущего учёного складывались с малых лет. Он был

любознательным, рано научился писать и рисовать. Уже в начальной частной

аульной школе в Кушмуруне Шокан овладел основами арабского, персидского,

средневекового тюркского языков. С юных лет он научился чётко формулировать

свои мысли, хорошо и образно говорить и писать. На его воспитание оказала

влияние бабушка Айганым, которую он почитал и любил, как своих родителей.

Позже, будучи офицером по особым поручениям, получив известие о её смерти,

он прибыл в Сырымбет и проводил свою бабушку в последний путь.

Шокана с детства привлекала наука. Этому дали толчок и представители

русской интеллигенции. Неоднократно в ауле Шокана были академик А. Шренк,

декабристы С. Семёнов, А. Штейнгель, Н. Басаргин, студенты Казанского

университета С. Сотников, Н. Костылецкий, Т. Сейфулин.

Осенью 1847 года 12-летний Шокан в сопровождении отца прибыл в Омск и

с помощью друзей отца был определён в Сибирский кадетский корпус,

считавшийся лучшим учебным заведением в Сибири. Здесь давали широкие и

глубокие знания. Большое внимание уделялось географии Казахстана, а также

истории казахского народа. Шокан учился отлично. Большое влияние на него

оказали его преподаватели Н. Ф. Костылецкий и В. П. Лободовский. Уже в

кадетском корпусе Шокан имел связи с крупным востоковедом Н. И. Березиным,

труды которого побудили его заняться изучением восточных средневековых

хроник.

Свободолюбивые идеи Белинского и Герцена, поэзия Пушкина и Лермонтова

дополнили духовный багаж Шокана. Шокан на память знал многие стихи своих

любимых поэтов, с удовольствием читал произведения зададно-европейских

писателей, много времени отводил на изучение трудов востоковедов.

Находившийся в ссылке поэт С. Ф. Дуров, путешественник и учёный П. П.

Семёнов-Тян-Шанский, учёный, друг Шокана Г. Н. Потанин отмечали его

образованность, широкую эрудицию. В 1853 году восемнадцатилетний Шокан

заканчивает кадетский корпус в офицерском звании корнета.

Обладая основательными научными знаниями и эрудицией, владея рядом

восточных и европейских языков, Шокан занимается научными исследованиями.

Приняв участие в 1855 году в поездке генерала Г. Х. Гасфорта, он совершил

большое путешествие по Центральному Казахстану, Тарбагатаю, Семиречью,

проехав через Семипалатинск, Аягуз, Капал в Заилийском Алатау.

Во время поездки Шокан собрал важные для науки сведения, исторические

предания, литературные памятники. Участвуя в иссык-кульской экспедиции 1850

года, Шокан осуществляет съёмку бассейна Иссык-Куля, исследует историю и

культуру кыргызского народа, пишет ''Дневник поездки на Иссык-Куль'' и

''Записки о киргизах''. Во время экспедиции знакомится с П. П. Семёновым-

Тян- Шанским, который советовал Шокану совершить путешествие по всему

Западному и Восточному Туркестану. Осенью 1856 года Шокан посещает Кульджу,

ведёт переговоры с китайскими властями о вопросах улучшения торговых связей

между двумя странами.

Путешествие на земли кыргызов принесло Шокану много открытий. Будучи

разносторонним исследователем, Шокан уделяет внимание и такому сочинению

кыргызской народной литературы, как эпос ''Манас''. Им записан большой

отрывок этого огромного эпического цикла.

В 1858-1859 годах Шокан совершил свою знаменитую поездку в Кашгар,

представлявший собой ''белое пятно'' в европейской науке, ознакомился с

политическим и экономическим устройством Восточного Туркестана, собрал

материалы по истории и этнографии этого региона, приобрёл ряд важных для

науки коллекций, рукописей, сделал зарисовки. Его капитальный труд '' О

состоянии Алтышара…'' давал анализ истории, географии, социальной жизни

народов Восточного Туркестана и был высоко оценён в научном мире.

В годы пребывания в Петербурге (1859-1861) Шокан Валиханов не только

работает в нескольких военно-политических и научных учреждениях, но и

находится в тесной связи с учёными-востоковедами и русскими писателями.

Шокан поддерживал связи с востоковедами В. В. Григорьевым, В. П.,

Васильевым, В. В. Вельяминовым-Зерновым, с учёным и дипломатом И. И.

Захаровым, критиком Н. Н. Страховым, поэтами А. Н. Майковым, Я. П.

Полонским и другими яркими именами русской литературы.

Среди друзей Шокана был выдающийся писатель Ф. М. Достоевский. Дружба

с писателем, начатая в Семипалатинске, была продолжена и в Петербурге.

В 1865 году в газете ''Русский инвалид'' публикуется последний труд

Шокана Валиханова о восстании дунган в Цинской империи.

Научное наследие великого казахского учёного многообразно. Работы

''Аблай'', ''Казахское родословие'', ''Мусульманстве в степи'', ''Следы

шаманства у казахов'', ''О кочёвках казахов'' и другие послужили основой

глубокого изучения истории и этнографии казахского народа. Своим

творчеством Шокан Валиханов внёс огромный вклад в исследование целого ряда

народов Центральной Азии.

ИСКУССТВО И МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

Живопись и прикладное искусство. Русские художники прогрессивного

направления внесли большой вклад в отображение жизни и быта казахского

народа. Будучи в Казахстане в составе различных экспедиций Б. Смирнов, О.

Федченко, П. Кошаров и другие представители изобразительного искусства в

ряде своих произведений отображали жизнь народа. Тема Казахстана и Средней

Азии была особенно значительной в творчестве известного русского художника

В. Верещагина ''Окружающие Лепсинский край горы'' с великолепным

мастерством передаёт красоту казахского края.

Видный художник Н. Хлудов все свои значительные произведения создал на

казахстанскую тематику. В произведениях художника ''Прогон скота'', ''За

дровами'' казахская степь изображена с большой любовью.

Прикладное искусство казахского народа имело многовековую традицию

развития. Изделия, выполненные народными мастерами, демонстрировались на

крупных выставках 19 века, в Петропавловске, Кокшетау, Нижнем Новгороде и

других городах. Приёмы и технология изготовления изделий передавались из

поколения в поколение. Великолепными были сырмаки, текеметы – постилочные

войлочные ковры, тускиизы – настенные войлочные ковры и многочисленные

другие войлочные изделия, при изготовлении которых гармонично применялся

казахский орнамент, который богато использовался во всех его основных видах

– зооморфном, растительном и геометрическом видах. Были распространены и

такие виды искусства, как изготовление сёдел и конного серебряными и

костяными накладками, ювелирных изделий и других. Постепенный переход

казахов к осёдлому образу жизни повлиял на развитие ряда направлений

прикладного искусства.

Искусство изготовления деревянных изделий мастерами-деревщиками

доводилось до высокого уровня. Изготовлялись изделия для скотоводов и

земледельцев. Применяли также богатую инкрустацию, резьбу по кости.

Искусство вышивки нашло широкое применение при изготовлении женской и

мужской одежды и различного снаряжения. Продолжало уделяться внимание

внутреннему художественному оформлению юрты. В аулах по-прежнему деревянные

изделия казахского ремесла успешно соперничали с изделиями фабричного

производства. Получили распространение изделия из металла.

Местные ювелиры изготовляли такие изящные вещи, как сакина, сырга,

алка. В казахском ауле мастера ювелиры пользовались заслуженным почётом и

вниманием. Основными потребителями ювелирных изделий были состоятельные

казахские скотоводы, феодальные группы.

Предметы казахского народного прикладного искусства становились

известными в культурных центрах России и за рубежом. На всемирной выставке

в Париже в 1868 году были выставлены казахские ювелирные изделия,

национальные костюмы. С казахскими музыкальными инструментами

общественность получила возможность ознакомиться на выставке 1872 года в

Москве.

Музыкальное искусство. Во второй половине 19 века жили выдающиеся казахские

композиторы, создавшие не меркнущие классические произведения. В

произведениях талантливых казахских композиторов звучат мотивы народной

освободительной борьбы.

В развитии казахского музыкального искусства выдающийся след оставили

Курмангазы Сагырбай-улы, Даулеткерей Шыгай-улы, Таттимбет, Биржан-сал

Кожагул-улы, Жаяу Муса Байжан-улы и другие.

КУРМАНГАЗЫ САГЫРБАЙ-УЛЫ

Курмангазы Сагырбай-улы (1818-1819) – гениальный кюйши-композитор, классик

казахской инструментальной музыки. Родился в местечке жидели на территории

Букеевской орды. Выходец из бедной среды, Курмангазы с юных лет проявил

музыкальные дарования. Первым наставником игры на домбре был Ханбазар, а

главным учителем – кюйши Узак. Курмангазы учился и у других народных

талантов, таких как Баламайсан, Байжума, Сокыр Есжан. Став на

профессиональный путь кюйши, Курмангазы создаёт свои произведения, в

которых отразились его переживания за судьбу народа, его решимость и

верность освободительному движению. Вся жизнь великого кюйши прошла в

борьбе за социальную справедливость и против произвола власть имущих.

Преследования не смогли его сломить. По народным рассказам, первый его кюй

''Кишкентай'' был посвящён руководителю народного восстания Исатаю

Тайманову. В его кюях ''Акбай'', ''Адай'' и др. отражены его раздумья, вера

в будущее. В кюе ''Сары арка'' слышатся мотивы несгибаемой воли народа к

свободе, родной земле, безграничной степи.

АБАЙ КУНАНБАЙ-УЛЫ

Абай Кунанбай-улы (1845-1904) – великий поэт, основоположник казахской

классической письменной литературы, мыслитель и композитор. Абай (Ибрагим)

родился 1845 году в чингизских горах семипалатинской области. Отец Абая –

Кунанбай – был правителем рода Тобакты. Мать – Улжан – нежно любила сына, и

ласковое имя Абай постепенно вытиснило его настоящее имя.

Первоначально Абай получил образование в ауле у муллы. Состоятельный

Кунанбай отдаёт Абая на учёбу в медресе Ахмета Ризы, где он изучает

восточную литературу. Одновременно Абай посещает и русскую школу. Уже в

медресе были видны его поэтические дарования. Мальчик подрожал восточным

поэтам. Кунанбай, желая привлечь своих сыновей к управлению народом,

забирает Абая, не дав ему закончить образование. Но, замечая многое в

родовых распрях, Абай отходит от управления, считая это напрасной тратой

сил, и не оправдывает в этом надежд отца.

Вокруг поэта группируется не крупные родоправители и степные

аристократы, а талантливые джигиты, почитающие искусство слова.

Представители русской интеллигенции, с которыми Абай познакомился ещё в

Семипалатинске, оказали большое влияние на мировоззрение поэта. В

формировании его поэтического творчества в демократическом направлении

известно влияние политических ссыльных, представителей русского

освободительного движения Е. П. Михаэлиса, А. Леонтьева и др. Хорошо

понимая необходимость культурного содружества казахских и русских

мыслителей, веря в пользу казахско-русской дружбы трудящихся, Абай призывал

изучать язык и культуру этого великого народа.

Абай глубоко почитал выдающихся представителей демократической

культуры А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого и других поэтов,

писателей и мыслителей.

Помимо ярчайшей в казахской литературе глубокой поэзии, Абай был и

композитором. Широко известны его песни на переведённые им из ''Евгения

Онегина'' отрывки. Выросшие под влиянием поэзии Абая его ученики Шакарим,

Кокбай, Акылбай, Какитай, Магауия также проявляли глубокий интерес к

европейской и русской культуре, сами создавали поэтические произведения.

Дети Абая по примеру отца получили образование в русских школах. Сын

Абдрахман закончил Петербургское артиллерийское училище. Царская

администрация не одобряла защиту народных интересов великим казахским

поэтом. Давление губернатора, установившего полицейский надзор за ним,

является тому подтверждением.

Стихи и песни Абая широко распространились по всей казахской степи.

Патриархально-родрвые группы и завистники предпринимали попытки

противопоставить Абаю его родственников, отравить его взаимоотношения с

близкими людьми и распространению его творчества. Дело доходило до

оскорблений великого поэта. В своей среде Абай не нашёл духовно близких и

столь же крупных, как он, ярких фигур. Предательство людей, которым поэт

верил, их безволие, и бессилие в борьбе со злом тяжело переживались Абаем.

Преждевременная смерть его талантливых сыновей – Абдрахмана в 1985 году и

Магауи в 1904 году – надломили сердце поэта. Он умер спустя 40 дней после

смерти Магауи в том же 1904 году.

Абай обладал не только ярким поэтическим, но и глубоким философским

мышлением. Его влекло к логике, психологии, трудам восточных,

западноевропейских и русских философов. Раздумья Абая о жизни воплотились в

замечательный памятник его художественно-философской прозы – ''Гаклию''.

Гений казахского народа оставил немеркнуще художественное наследие, любимое

народом.

© 2010