Личные (гражданские) права и свободы в конституциях США и Испании (сравнительный анализ)Личные (гражданские) права и свободы в конституциях США и Испании (сравнительный анализ)МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ Контрольная работа по курсу «Конституционное(государственное)право зарубежных стран» Вариант 1 «Личные (гражданские) права и свободы в конституциях США и Испании (сравнительный анализ)» 4 курс МЗФ МГЮА группа №7 Дуров Р.А. Дата сдачи - Преподаватель - Оценка - МОСКВА, 1997 План 1.Введение. 2.Основные понятия личных прав и свобод. 3.Краткая характеристика конституций США и Испании. 4.Сравнительный анализ декларирования личных прав и свобод конституций США и Испании. 5.Заключение. 1.Введение Человек живет, участвуя во всех сферах общественной жизни, тем самым, реализуя свои права и обязанности. Личные права и свободы человека составляют основу статуса гражданина, без них теряет смысл закрепление всех иных прав и свобод. Изучая конституции других стран невольно обращаешься и к Конституции РФ. Такое сравнение весьма интересно именно сейчас, когда в парламенте страны, в политических партиях все более выкристаллизуется мысль о необходимости изменения Конституции. Вместе с тем, декларирование прав и свобод является одним из важных элементов, исследуя который, можно возможно судить об уровне развития демократии в стране. Кто для кого - личность для государства или государство для личности? Что есть личность для государства: «средство», «винтик» в его машине, жизнь которых всегда будет оправдана интересами государства, или цель существования государства ? Развитие института личных прав и свобод дает ответ на этот вопрос. США и Испания – демократические страны с различными формами правления и государственного устройства, расположенные на разных континентах, имеющие различный исторический опыт. Учитывая все вышеизложенное, представляется интересным провести сравнение конституционных положений о личных правах и свободах, изложенные в конституциях этих стран. 2.Основные понятия личных прав и свобод. Личные права и свободы определяют положение личности как таковой. Они в большей мере связаны с концепцией естественных прав человека. К их числу относится, прежде всего, право на жизнь. Юридически это означает, что человек может быть лишен жизни только по приговору суда с обязательным участием присяжных заседателей. Однако во многих государствах (в том числе почти во всех, что входят в Совет Европы) смертная казнь запрещена. Есть, однако, экстраординарные случаи лишения жизни, например применение оружия часовым на посту при охране военного объекта; иногда разрешена эвтаназия — лишение жизни детей-уродов, являющихся нежизнеспособными, родившихся без необходимых для жизни органов, а также лиц, неизлечимо больных. Важнейшие права личности — свобода и личная неприкосновенность, физическая и психическая. Личная неприкосновенность означает, что временное лишение человека свободы (арест и полицейское задержание) может быть осуществлено только на определенный срок и с обязательным соблюдением установленных законом процедур. Арест возможен при возбуждении уголовного дела с санкции судьи. Как частный случай возможен дисциплинарный арест — содержание военнослужащего на гауптвахте (мера наказания). Среди личных прав конституции называют достоинство личности. Запрещаются пытки (положения об этом содержатся в конституциях ряда развивающихся стран), жестокое и негуманное обращение, унижающее человека, медицинские и иные эксперименты без согласия лица. В судебном порядке достоинство личности охраняется с помощью особого иска о защите достоинства (например, при оскорблении в печати), возбуждения уголовного дела по обвинению в клевете, диффамации. Гражданский иск в случае признания судом его обоснованности влечет обязанность публикации опровержения, извинения и выплаты истцу определенной суммы в качестве компенсации морального ущерба. Конституции всех стран, в том числе и тех, где существует государственная церковь (о ее положении будет сказано ниже), провозглашают свободу совести. Этот термин имеет исторические корни: на протяжении веков мировоззренческие вопросы были тесно связаны с религией, с религиозными представлениями о мире, о нравственности. Теперь это право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой (относиться к религии нейтрально), вести пропаганду религиозных и иных взглядов (в конституциях стран тоталитарного социализма говорится не об иных, а об «антирелигиозных взглядах»). Никто не обязан заявлять о своих религиозных или антирелигиозных убеждениях (в странах тоталитарного социализма это обязательно для членов коммунистической партии и ее молодежной организации). Неприкосновенность жилища как право личности означает, что вход в жилище посторонних возможен только с разрешения хозяина (термин «жилище» толкуется в законодательстве широко: сюда могут относиться и номера в гостинице). Без такого разрешения вход в жилище, например для обыска, выемки каких-либо предметов, документов, возможен лишь на основании постановления судьи. Бывают, однако, экстренные случаи, когда доступ в жилище возможен и без разрешения (например, для тушения пожара, угрожающего не только хозяину, но и другим лицам). Для обыска и выемки необходимо присутствие двух понятых — беспристрастных свидетелей, которые должны удостоверить происходящее и подписаться под протоколом, фиксирующим действия и их результат. Конституционным правом личности является тайна переписки, телефонных и телеграфных сообщений, сообщений по факсу, электронной почте и т.д. Ознакомление с личной корреспонденцией опять-таки возможно с разрешения судьи (имеется в виду переписка лиц, подозреваемых в совершении преступления). Такой же порядок установлен для прослушивания телефонных переговоров, но в обоих случаях судье должны быть представлены доказательства необходимости таких мер. Незаконное прослушивание телефонных переговоров своих политических противников избирательным штабом президента Никсона (о чем он знал) привело в 1974 г. впервые в истории США к отставке президента (под угрозой импичмента, т.е. отрешения от должности парламентом путем особой процедуры, и последующего уголовного процесса). Это дело широко известно как «Уотергейт» (по названию местности, где располагался избирательный штаб демократической партии). Свобода передвижения по территории страны и выбор места жительства — неотъемлемое право человека. Оно может быть ограничено на основании закона для иностранцев (например, они не допускаются для постоянного проживания в военные городки). Ограничения в целях обеспечения военной тайны могут быть введены и для отдельных категорий граждан, а также в зонах экологических бедствий, массовых заболеваний, в условиях чрезвычайного положения. Лицо вправе в любое время эмигрировать, а гражданин — и возвратиться в свою страну. Положения об этом особенно характерны для постсоциалистических конституций, поскольку в странах тоталитарного социализма такое право не признавалось. Однако существуют ограничения на выезд из страны: если лицо призвано на военную или альтернативную службу, является обвиняемым, осужденным, знает государственную тайну, сообщило о себе ложные сведения при оформлении документов на эмиграцию. Многие конституционные права личности связаны с судебной сферой. Это право свободного доступа к суду, право на получение квалифицированной юридической помощи, презумпция невиновности, право обвиняемого на защиту и др. 3.Краткая характеристика контитуций США и Испании. Концепция прав человека, лежащая в основе конституционного регулирования США, исходит из идеи о естественных и неотчуждаемых правах. Политические права гражданина были включены в конституцию впоследствии, а о социально- экономических и культурных правах в конституционных текстах вообще не говорится (за исключением поправки V о гарантиях частной собственности). Эти права не считаются фундаментальными и не обеспечиваются судебной защитой путем исков — защищаются лишь производные от них права, например, право на оплату труда, а не само право на труд. Эти пробелы конституционного регулирования заполняются отдельными законами. Речь идет, например, о нескольких законах о гражданских правах, принятых в 50—60-е годы, о судебных прецедентах (особенно о решениях Верховного суда США), конституциях штатов (многие из них содержат хартии гражданских прав), о законах штатов. Некоторые из этих законов содержат новые конституционные положения, например право на информацию, на здоровую окружающую среду. Первым конституционным документом, в котором говорилось о правах личности в США, была упомянутая выше Декларация независимости 1776 г., в которой заявлялось о неотъемлемых правах человека —о праве на жизнь, свободу и стремление к счастью. Здесь впервые было сформулировано и коллективное право народа на восстание против угнетения (имелось в виду колониальное угнетение со стороны короны Великобритании). Конституция 1787 г. (с поправками) закрепляет личные свободы не столько в общей, сколько в конкретизированной форме. Кроме чрезвы- чайных ситуаций она запрещает приостанавливать действие правила хабеас корпус, предписывает рассматривать все дела о преступлениях с участием присяжных заседателей, запрещает принимать законы об опале (наказании без судебного разбирательства) и законы, имеющие обратную силу. Конституция запрещает лишать гражданских прав членов семей тех лиц, которые осуждены за государственную измену, исключает проверку религиозных убеждений в качестве условия для занятия какой-либо государственной должности. Билль о правах тоже исходит из концепции естественных прав. Поэтому его формулировки носят запретительный характер, так как запрещают ограничивать права и свободы, которые резюмируются. Это относится и к политическим правам. Билль устанавливает, что конгресс не должен издавать законы, ограничивающие свободу слова, печати, собраний (мирных и без оружия), право народа носить и хранить оружие, право обращаться к правительству с петициями. Согласно Биллю о правах, обеспечивается свобода совести, охрана личности, бумаг (документов, переписки и др.), имущества, предусматривается суд присяжных не только по уголовным делам, но и по определенной категории гражданских дел, право обвиняемого на защиту, право отказываться от дачи показаний против самого себя. Не допускается двойное наказание за одно и то же преступление, запрещается требовать большой залог по судебным делам, налагать чрезмерные штрафы, применять жестокие и необычные наказания. Кроме Билля о правах в дальнейшем было принято около 10 поправок, которые касаются прав и свобод человека. Однако в целом Декларация независимости, конституция США и поправки к ней не содержат того перечня прав и свобод, который соответствовал бы международным стандартам — Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г., Международным пактам о правах человека, вступившим в силу в 1976 г. Как отмечалось, эти недостатки хотя и не полностью, но восполняются конституциями отдельных штатов, федеральными законами, судебными прецедентами. Испания — последнее государство современной Европы, где фашистская диктатура существовала наиболее длительное время. Это единственная страна, в которой идеология фашизма пережила Вторую мировую войну, и в которой авторитарный режим исчез естественным путем в результате смерти Франко. Современная политическая организация Испании создана после смерти этого диктатора, последовавшей в ноябре 1975 г. В то время в течение нескольких лет продолжал действовать ряд институтов прежнего режима. Два последовательно существовавших правительства А.Новарро и особенно А.Суареса взяли отчетливый курс на демократизацию страны. Подготовленный правительством А.Суареса законопроект о политической реформе был одобрен национальным референдумом в декабре 1976 г. Этот закон устанавливал на переходной период некоторые демократические начала; на национальном уровне была учреждена практически новая структура органов государственной власти, в частности, образован двухпалатный парламент — Кортесы, формируемый всеобщими и прямыми выборами при тайном голосовании. Избранные 15 июня 1977 г. новые Кортесы разработали конституцию страны, одиннадцатую по счету после Первой испанской революции 1808 г. В декабре 1978 г. на общенациональном референдуме эта конституция была одобрена подавляющим большинством избирателей; она отменила действие фашистских законов и установила новый государственный правопорядок. Испания получила форму правления парламентарной монархии, унитарное политико- административное устройство со значительными правами составляющих страну единиц — автономных сообществ и демократический политический режим. Права, свободы и обязанности граждан регулируются значительным числом статей конституции и серией органических и простых законов. Первая часть конституции включает 45 статей, разделенных на пять глав. Названная цифра показывает значение, которое учредители хотели придать институту прав и свобод. В конституции (п. 1 ст. 10) закреплена общая философская концепция прав и свобод: "Достоинство личности, неотчуждаемость ее прав, ее свободное развитие, уважение закона и прав других людей является основой политического порядка и социального мира". Эта норма основывается, таким образом, на естественной концепции прав и свобод человека. В конституции принята ее широкая конструкция, — все испанцы пользуются правами и свободами, закрепленными в основном законе. Что же касается иностранцев, то они пользуются правами и свободами, содержащимися в конституции "на основании условий, установленных договорами и законами" (п. 1 ст. 13). Объем прав и свобод весьма обширен и включает равенство всех перед законом, личные права: право гражданина на жизнь, физическую и нравственную неприкосновенность; идеологическую, религиозную и культовую свободу; право на личную свободу и безопасность; на честь, личную и семейную тайну и доброе имя; свободу выбора местожительства и передвижения по национальной территории; политические свободы — выражение и распространение своих идей и мнений; право на проведение собраний и манифестаций, на создание объединений; право голоса и петиций; социально-экономические права — на образование, на объединение в профсоюзы, на создание предприятий, право частнопредпринимательской деятельности, право на трудовой конфликт, Все многообразие закрепленных в конституции прав и свобод можно разделить на три группы. Это деление основывается не на юридической природе этих прав, а на характере их конституционного признания и юридической системе их защиты. Первая группа — основные права и свободы (секция 1 главы 2 части 1 — статьи с 15 по 29). Она включает право на жизнь, на свободу, на равенство перед законом и многие другие, а также запрещение какой-либо дискриминации (ст. 14). Вторая группа — права и обязанности граждан (секция 2 той же главы — статьи с 30 по 38). Здесь можно отметить право собственности и свободу предпринимательской деятельности. Третья группа — права и свободы главным образом культурного и социального характера, содержащиеся в третьей главе первой части конституции "Об основных принципах социальной и экономической политики". Первая группа прав и свобод действует непосредственно в отношении граждан и последние могут эти права защищать на основе срочной и быстрой процедуры, в случае необходимости, путем подачи жалобы в Конституционный суд (п. 2 ст. 53). Вторая группа прав и свобод, как впрочем, и первая, должна регулироваться законами, эти права должны соблюдаться всеми государственными властями. Это группа, как и первая, может подпадать под контроль Конституционного суда. Исполнение и защита прав и свобод третьей группы возлагается на текущее законодательство, судебную практику и деятельность государственных властей. Последние могут ссыпаться только на решения судебной власти, вынесенные в соответствии с законодательством, которое они развивают. Гарантии реализации прав и свобод также не обойдены испанским законодательством, включая конституцию. Хотя прямо о материальных гарантиях не говорится, но формулировки сконструированы таким образом, что возложенные на государственные органы обязанности не могут быть реализованы без необходимых материальных расходов. Именно таким образом сформулирована защита испанской семьи: "На государственных властях лежит социальная, экономическая и правовая защита семьи" (п. 1 ст. 39). Государство защищает детей, независимо от того, родились ли они в браке или вне его; государственные власти обязаны проводить политику, обеспечивающую профессиональную подготовку и переподготовку граждан, а также безопасность труда (п. 2 ст. 40). Аналогичным образом государственные власти обязываются принимать меры по организации и охране здоровья граждан, они организуют санитарное просвещение, развитие физкультуры и спорта и способствуют организации досуга людей; на государство возлагается принятие мер по оказанию помощи, лечению и оздоровлению физически или психически ослабленных людей; государство гарантирует престарелым гражданам получение материальных средств посредством периодически пересматриваемого законодательства. Конституция возлагает на государство обязанности, казалось бы прямо не относящиеся к отдельной личности, но касающиеся всего сообщества людей. К таким обязанностям относится поощрение доступа к культуре, развитие науки, научных и технических исследований в общих интересах, наблюдение за разумным использованием природных ресурсов, гарантирование сохранения и защиты исторического, культурного и художественного наследия народов Испании, способствование в создании необходимых условий для пользования благоустроенным жильем. На конституционный уровень поднято и регулирование ограничений прав и свобод, которые могут потребоваться при введении в стране чрезвычайного или осадного положения. При таких обстоятельствах могут приостанавливаться ряд прав и свобод, а именно: право на свободу и безопасность, неприкосновенность жилища и тайна почтовых, телеграфных и телефонных сообщений; право на свободное избрание местожительства и передвижения по национальной территории; свобода выражения мнений, право на распространение публикаций и другие средства передачи информации, в обычных условиях рассматриваемых судом; свобода собраний и манифестаций, право на забастовку, право на конфликт, т.е. право на локаут со стороны предпринимателей. Особо выделяются (п. 2 ст. 55 конституции) ограничения в борьбе против терроризма, а именно приостанавливаются нормы о сроке предварительного задержания (в обычное время — максимум 72 часа), о неприкосновенности жилища и тайны почтовых, телеграфных и телефонных сообщений. Последние меры имеют цель облегчить борьбу полиции с терроризмом, который до принятия и во время выработки конституции был весьма активным. Юридические гарантии защиты прав и свобод выражаются, таким образом, в трех формах: обращение в обычные суды, обращение в Конституционный суд и обращение к Народному защитнику — разновидности омбудсмана (ст. 54 конституции). Народный защитник избирается на 5 лет Генеральными кортесами и имеет своей задачей обеспечение защиты основных прав и свобод граждан. Его полномочия ограничиваются лишь их частью, хотя и значительной, а именно теми правами, которые закреплены в первом разделе конституции, и исключают другие возможности для граждан, вытекающие из норм основного закона. Он только "охраняет" указанные права и свободы граждан, но не является гарантом соблюдения для граждан всех норм основного закона. Народный защитник может по долгу службы или по чьему-либо требованию (физического или юридического лица) начать и проводить расследование в отношении действий и решений публичной администрации и ее представителей по отношению к гражданам. Полномочия Народного защитника распространяются на деятельность министров, административных властей, любого лица, состоящего на службе в публичной администрации. К народному защитнику могут обращаться и парламентарии. При выявлении злоупотреблений, произвола, дискриминации, ошибки, небрежности или упущения какого-либо служащего Народный защитник, выявив мнение нарушителя, ставит в известность вышестоящих руководителей. Не будучи правомочным изменять или отменять акты и решения публичной администрации, Защитник может предлагать изменение критериев при их применении, может обращаться с предложением об изменении норм в законодательный орган или к администрации, а также когда он считает какой- либо акт противоречащим основному закону, то может обращаться в Конституционный суд. Защитник ежегодно отчитывается перед Генеральными кортесами. Названные средства защиты не исключают возможности обращения в международные органы по защите прав человека, в частности, в органы ООН и Совета Европы. 11 июня 1981 г. Испания признала для себя обязательной компетенцию Европейской комиссии по правам человека и Европейского суда по правам человека. Следовательно, испанские граждане, как впрочем, иностранцы и лица без гражданства, могут предъявлять иски к испанскому государству по поводу нарушения прав и свобод, закрепленных в Европейской конвенции по правам человека 1950 г. и в дополнительных протоколах к ней. 4.Сравнительный анализ декларирования личных прав и свобо конституций США и Испании. | | | | | |США |Испания | |Личные права и свободы | | | | |Поправка V | Статья 15. | |Право на жизнь |Никто не должен |Все имеют право на | | |привлекаться к |жизнь, на | | |ответственности за |физическую и | | |преступление, |моральную | | |караемое смертью, |неприкосновенность | | |или иное позорящее |и ни в коем случае | | |преступление иначе |не могут | | |как по |подвергаться пыткам| | |постановлению или |или негуманным или | | |обвинительному |унизительным | | |акту, вынесенному |наказаниям. | | |большим жюри, за |Смертная казнь | | |исключением случаев|отменяется, за | | |возбуждения дел, |исключением | | |касающихся состава |случаев, | | |сухопутных и |предусмотренных | | |морских сил либо |военно-уголовными | | |милиции, когда |законами, | | |последняя в связи с|действующими во | | |войной или |время войны. | | |угрожающей обществу| | | |опасностью | | | |находится на | | | |действительной | | | |службе; никто не | | | |должен дважды | | | |отвечать жизнью или| | | |телесной | | | |неприкосновенностью| | | |за одно и то же | | | |правонарушение; | | | |никто не должен | | |Свобода и личная |принуждаться | | |неприкосновенность |свидетельствовать | | | |против самого себя | | | |в уголовном деле; | | | |никто не должен | | | |лишаться жизни, | | | |свободы или | | | |имущества без | | | |законного судебного| | | |разбирательства; | | | |никакая частная | | | |собственность не | | | |должна отбираться | | | |для общественного | | | |пользования без | | | |справедливого | | | |вознаграждения. | | | |Поправка 4 | | | |Право народа на |Статья 17. | | |охрану личности, |1. Каждый человек | | |жилища, бумаг и |имеет право на | | |имущества от |свободу и | | |необоснованных |безопасность. Никто| | |обысков и арестов |не может быть лишен| | |не должно |своей свободы | | |нарушаться, и |иначе, как в | | |ордера на обыск или|соответствии с | | |арест не будут |положениями | | |выдаваться без |настоящей статьи и | | |достаточных |в случаях и форме, | | |оснований, |предусмотренных | | |подтвержденных |законом. | | |присягой или |2. Предварительное | | |торжественным |заключение не может| | |заявлением. Такие |длиться дольше, чем| | |ордера должны |это необходимо для | |Достоинство личности |содержать подробное|выяснения всех | | |описание места |обстоятельств дела,| | |обыска, а также |и в любом случае — | | |подлежащих аресту |максимум семьдесят | | |лиц или имущества. |два часа, по | | | |истечении которых | | | |задержанный должен | | | |быть либо | | | |освобожден, либо | | | |передан судебным | | | |властям. | | | |3. Каждый | | | |задержанный должен | | | |быть немедленно и в| | | |понятной форме | | | |информирован о | | | |своих правах и | | | |основаниях | | | |задержания, и не | | | |может быть | | | |принужден давать | |Свобода совести | |показания. | | | |Задержанному | | | |гарантируется | | | |помощь адвоката при| | | |осуществлении | | | |полицейских и | | |Поправка Х11Р |судебных актов в | | |Раздел 1. Ни в |порядке, | | |Соединенных Штатах,|предусмотренном | | |ни в каком-либо |законом. | | |другом месте, на |4. Закон регулирует| | |которое |порядок применения | | |распространяется их|процедуры «habe-as | | |юрисдикция, не |corpus» в целях | | |должно существовать|немедленного | | |ни рабства, ни |предоставления в | | |подневольных работ,|распоряжение суда | | |кроме случаев |каждого, | | |наказания за |задержанного | | |преступление, за |незаконно. Законом | | |совершение которого|также определяется | | |лицо было должным |максимальный срок | | |образом осуждено. |предварительного | | | |заключения. | |Неприкосновенность жилища | |Статья 18. | | | |1. Гарантируется | | | |право на честь, | | | |личную и семейную | | | |интимность и на | | | |собственное имя. | | |Поправка V |2.Жилище | |Тайна переписки |Конгресс не должен |неприкосновенно. | |Свобода передвижения |издавать законов, |Вторжение в жилище | | |устанавливающих |или обыск не могут | | |какую-либо религию |производиться без | | |или запрещающих ее |разрешения его | | |свободное |хозяина или без | | |вероисповедание, |предварительной | | |либо ограничивающих|санкции суда, за | | |свободу слова или |исключением случаев| | |печати или право |задержания на месте| | |народа мирно |преступления. | | |собираться и |3. Гарантируется | | |обращаться к |тайна сообщений, и,| |Конституционные права |Правительству с |в частности, | |личности связанные с |петициями об |почтовых, | |судебной сферой: право |удовлетворении |телеграфных и | |доступа к суду, право на |жалоб. |телефонных | |получение квалифицированной| |сообщений, кроме | |юридической помощи, | |случаев, | |презумпция невиновности, | |предусмотренных | |право обвиняемого на | |судебным решением. | |защиту. | |4. Закон | | | |ограничивает | | | |использование | | | |информации в целях | | | |гарантии охраны | | | |чести, личной и | | | |семейной интимности| | | |граждан и полного | | | |осуществления ими | | |Поправка III |своих прав. | | |В мирное время ни |Статья 16. | | |один солдат не |1. Гарантируется | | |должен помещаться |свобода идеологии, | | |на постой в |вероисповедания и | | |какой-либо дом без |отправления культа,| | |согласия его |осуществляемых | | |владельца; во время|индивидами и их | | |же войны это |сообществами без | | |допускается только |каких-либо | | |в порядке, |ограничений, кроме | | |установленном |тех, которые | | |законом. |необходимы для | | |Поправка 4 |поддержания | | |Поправка 4 |общественного | | |Прямого указания |порядка, | | |нет, но |охраняемого | | |Поправка IX |законом. | | |Перечисление в |2. Никто не может | | |Конституции |быть обязан | | |определенных прав |объявлять о своей | | |не должно |идеологии, религии | | |толковаться как |и верованиях. | | |отрицание или |3. Никакое | | |умаление других |верование не может | | |прав, сохраняемых |иметь характера | | |народом. |государственной | | | |религии. Публичные | | | |власти должны | | | |принимать во | | | |внимание | | |Поправка 4,5 |религиозные | | |Поправка VI |верования | | |Во всех случаях |испанского общества| | |уголовного |и поддерживать | | |преследования |вытекающие из этого| | |обвиняемый имеет |отношения | | |право на скорый и |сотрудничества с | | |публичный суд |католической | | |беспристрастных |церковью и другими | | |присяжных того |конфессиями. | | |штата и округа, где|Статья 18 | | |было совершено | | | |преступление; | | | |причем этот округ | | | |должен быть заранее| | | |установлен законом;| | | |обвиняемый имеет | | | |право на | | | |информирование о | | | |характере и | | | |основаниях |Статья 18 | | |обвинения, на очную|Статья 19. 1. | | |ставку с |Испанцы имеют право| | |показывающими |свободно избирать | | |против него |свое | | |свидетелями, на |местожительство и | | |принудительный |передвигаться по | | |вызов свидетелей, |национальной | | |показывающих в его |территории. | | |пользу, и на помощь|Они также имеют | | |адвоката для своей |право свободно | | |защиты. |въезжать в Испанию | | |Поправка XI |и выезжать из нее | | |Судебную власть |на условиях, | | |Соединенных Штатов |установленных | | |нельзя |законом. Это право | | |истолковывать как |не может быть | | |распространяющуюся |ограничено по | | |на любое судебное |политическим или | | |дело, решаемое по |идеологическим | | |закону или по праву|мотивам. | | |справедливости, |Статья 24. 1. Все | | |если это дело |граждане имеют | | |начато или ведется |право на | | |против одного из |эффективную | | |штатов гражданами |судебную защиту при| | |другого штата либо |осуществлении своих| | |гражданами или |прав и законных | | |подданными |интересов; ни в | | |иностранного |коем случае не | | |государства. |может быть отказано| | | |в такой защите. | | | |2. Равным образом | | | |каждый может быть | | | |судим только судом,| | | |определенным | | | |законом, иметь | | | |защиту и | | | |использование | | | |адвокатской помощи,| | | |право знать о | | | |предъявляемых | | | |обвинениях, иметь | | | |право на открытое | | | |судебное | | | |разбирательство, | | | |осуществляемое в | | | |установленные сроки| | | |с соблюдением всех | | | |гарантий, право | | | |пользоваться всеми | | | |средствами при | | | |своей защите, право| | | |свидетельствовать | | | |против себя, не | | | |признавать себя | | | |виновным, право на | | | |презумпцию | | | |невиновности. | | | |Закон определяет | | | |случаи, когда на | | | |основании родства | | | |или соблюдения | | | |профессиональной | | | |тайны дача | | | |показаний о | | | |действиях, | | | |считающихся | | | |преступными, не | | | |является | | | |обязательной. | 5.Заключение. Таким образом, конституции обеих стран обеспечивают довольно высокий уровень личных прав и свобод, принятых в демократическом обществе. Многие положения во многом схожи, но имеют определенные отличия, обусловленные различием в подходе к реализации прав и свобод. Так, поправка 9 Конституции США прямо указывает, что в основу положен принцип «разрешено все, что не запрещено законом». Поэтому личные права и сободы трактуются в самом широком плане, не подвергаются подробному толкованию. Дополнительный отпечаток на формулировки кионституционных положений накладывает система «прецендентного права», существующего в США, когда только суд может окончательно определить границы реализации личных прав. В конституции Испании, на мой взгляд, использован другой подход. Личные права и свободы более регламентированы. Читая конституцию Испании, невольно обращаешь внимание на схожесть с ней конституции РФ. На мой взгляд, здесь проявляется схожесть исторических судеб народов, приученных к сторогой регламентации своей жизни, минимальным правам и обширным обязанностям. Конституция Испания написана сравнительно недавно (в отличие от Конституции США) на основе и с учетом современных исследований, поэтому для нее и характерен более высокий уровень реализации. Юридическая наука не стоит на месте (с момента написания Конституции США прошло уже более 200 лет), что и позволило Испании написать и принять конституцию с учетом исторического опыта других стран. Вместе с тем, сравнивая конституции США, Испании и РФ нельзя говорить о том, где больше личных прав и свобод, а где меньше,и, исходя из этого, делать вывод о степени демократизации общества. В конечном счете, уровень личной свободы и личной безопасности граждан определяется не только широтой декларирования свобод и прав, но и способностью государства обеспечить их выполнение. В этом ключе, Испания (и Россия) отстают от США. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1.Конституции зарубежных государств. Учебное пособие.2-е изд., исправ. и доп.-М:Издательство БЕК. – 586 с. 2.Верховенство права. М.: Прогресс-Универс, 1992. 3.Жуков О.А. Верховный суд США: право и политика. М.: 1985. 4.Защита прав человека в современном мире. М.: ИГП РАН, 1993. 5.Иностранное конституционное право. М.: Юристь, 1996. 6.Мишин А.А. Государственное право США. М.: Наука, 1976. 7.Мишин А.А., Власихин В.А. Конституция США. Политико-правовой комментарий. М.: ЮЛ, 1985. 8.Егоров С.А. Конституционализм в США: политико-правовые аспекты. М.: Наyкa, 1993. 9.Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник.Отв.ред. Б.А.Страшун, БЕК,1995. 10. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран.-М.: Юрист,1997. 11..Фрвдмэн Л. Введение в американское право. М.: Прогресс-Универс, 1993. 12.Харрел М.Э., Андерсон Б. Равное правосудие на основе закона. Верховный суда жизни Америки. М.: Манускрипт, 1995. 13.Эбэеев Б.С. Конституция. Демократия. Права человека. М.: Пул, 1992. |
|