На главную

Личные (гражданские) права и свободы в конституциях США и Испании (сравнительный анализ)


Личные (гражданские) права и свободы в конституциях США и Испании (сравнительный анализ)

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Контрольная работа

по курсу

«Конституционное(государственное)право зарубежных стран»

Вариант 1

«Личные (гражданские) права и свободы

в конституциях США и Испании (сравнительный анализ)»

4 курс МЗФ МГЮА

группа №7

Дуров Р.А.

Дата сдачи -

Преподаватель -

Оценка -

МОСКВА, 1997

План

1.Введение.

2.Основные понятия личных прав и свобод.

3.Краткая характеристика конституций США и Испании.

4.Сравнительный анализ декларирования личных прав и свобод конституций США

и Испании.

5.Заключение.

1.Введение

Человек живет, участвуя во всех сферах общественной жизни, тем самым,

реализуя свои права и обязанности.

Личные права и свободы человека составляют основу статуса гражданина, без

них теряет смысл закрепление всех иных прав и свобод.

Изучая конституции других стран невольно обращаешься и к Конституции

РФ. Такое сравнение весьма интересно именно сейчас, когда в парламенте

страны, в политических партиях все более выкристаллизуется мысль о

необходимости изменения Конституции.

Вместе с тем, декларирование прав и свобод является одним из важных

элементов, исследуя который, можно возможно судить об уровне развития

демократии в стране. Кто для кого - личность для государства или

государство для личности? Что есть личность для государства: «средство»,

«винтик» в его машине, жизнь которых всегда будет оправдана интересами

государства, или цель существования государства ? Развитие института личных

прав и свобод дает ответ на этот вопрос.

США и Испания – демократические страны с различными формами правления и

государственного устройства, расположенные на разных континентах, имеющие

различный исторический опыт. Учитывая все вышеизложенное, представляется

интересным провести сравнение конституционных положений о личных правах и

свободах, изложенные в конституциях этих стран.

2.Основные понятия личных прав и свобод.

Личные права и свободы определяют положение личности как таковой. Они в

большей мере связаны с концепцией естественных прав человека. К их числу

относится, прежде всего, право на жизнь. Юридически это означает, что

человек может быть лишен жизни только по приговору суда с обязательным

участием присяжных заседателей. Однако во многих государствах (в том числе

почти во всех, что входят в Совет Европы) смертная казнь запрещена. Есть,

однако, экстраординарные случаи лишения жизни, например применение оружия

часовым на посту при охране военного объекта; иногда разрешена эвтаназия —

лишение жизни детей-уродов, являющихся нежизнеспособными, родившихся без

необходимых для жизни органов, а также лиц, неизлечимо больных.

Важнейшие права личности — свобода и личная неприкосновенность,

физическая и психическая.

Личная неприкосновенность означает, что временное лишение человека

свободы (арест и полицейское задержание) может быть осуществлено только на

определенный срок и с обязательным соблюдением установленных законом

процедур. Арест возможен при возбуждении уголовного дела с санкции судьи.

Как частный случай возможен дисциплинарный арест — содержание

военнослужащего на гауптвахте (мера наказания).

Среди личных прав конституции называют достоинство личности. Запрещаются

пытки (положения об этом содержатся в конституциях ряда развивающихся

стран), жестокое и негуманное обращение, унижающее человека, медицинские и

иные эксперименты без согласия лица. В судебном порядке достоинство

личности охраняется с помощью особого иска о защите достоинства (например,

при оскорблении в печати), возбуждения уголовного дела по обвинению в

клевете, диффамации. Гражданский иск в случае признания судом его

обоснованности влечет обязанность публикации опровержения, извинения и

выплаты истцу определенной суммы в качестве компенсации морального ущерба.

Конституции всех стран, в том числе и тех, где существует государственная

церковь (о ее положении будет сказано ниже), провозглашают свободу совести.

Этот термин имеет исторические корни: на протяжении веков мировоззренческие

вопросы были тесно связаны с религией, с религиозными представлениями о

мире, о нравственности. Теперь это право исповедовать любую религию или не

исповедовать никакой (относиться к религии нейтрально), вести пропаганду

религиозных и иных взглядов (в конституциях стран тоталитарного социализма

говорится не об иных, а об «антирелигиозных взглядах»). Никто не обязан

заявлять о своих религиозных или антирелигиозных убеждениях (в странах

тоталитарного социализма это обязательно для членов коммунистической партии

и ее молодежной организации).

Неприкосновенность жилища как право личности означает, что вход в жилище

посторонних возможен только с разрешения хозяина (термин «жилище» толкуется

в законодательстве широко: сюда могут относиться и номера в гостинице). Без

такого разрешения вход в жилище, например для обыска, выемки каких-либо

предметов, документов, возможен лишь на основании постановления судьи.

Бывают, однако, экстренные случаи, когда доступ в жилище возможен и без

разрешения (например, для тушения пожара, угрожающего не только хозяину, но

и другим лицам). Для обыска и выемки необходимо присутствие двух понятых —

беспристрастных свидетелей, которые должны удостоверить происходящее и

подписаться под протоколом, фиксирующим действия и их результат.

Конституционным правом личности является тайна переписки, телефонных и

телеграфных сообщений, сообщений по факсу, электронной почте и т.д.

Ознакомление с личной корреспонденцией опять-таки возможно с разрешения

судьи (имеется в виду переписка лиц, подозреваемых в совершении

преступления). Такой же порядок установлен для прослушивания телефонных

переговоров, но в обоих случаях судье должны быть представлены

доказательства необходимости таких мер. Незаконное прослушивание телефонных

переговоров своих политических противников избирательным штабом президента

Никсона (о чем он знал) привело в 1974 г. впервые в истории США к отставке

президента (под угрозой импичмента, т.е. отрешения от должности парламентом

путем особой процедуры, и последующего уголовного процесса). Это

дело широко известно как «Уотергейт» (по названию местности, где

располагался избирательный штаб демократической партии).

Свобода передвижения по территории страны и выбор места жительства —

неотъемлемое право человека. Оно может быть ограничено на основании закона

для иностранцев (например, они не допускаются для постоянного проживания в

военные городки). Ограничения в целях обеспечения военной тайны могут быть

введены и для отдельных категорий граждан, а также в зонах экологических

бедствий, массовых заболеваний, в условиях чрезвычайного положения.

Лицо вправе в любое время эмигрировать, а гражданин — и возвратиться в

свою страну. Положения об этом особенно характерны для постсоциалистических

конституций, поскольку в странах тоталитарного социализма такое право не

признавалось. Однако существуют ограничения на выезд из страны: если лицо

призвано на военную или альтернативную службу, является обвиняемым,

осужденным, знает государственную тайну, сообщило о себе ложные сведения

при оформлении документов на эмиграцию.

Многие конституционные права личности связаны с судебной сферой. Это

право свободного доступа к суду, право на получение квалифицированной

юридической помощи, презумпция невиновности, право обвиняемого на защиту и

др.

3.Краткая характеристика контитуций США и Испании.

Концепция прав человека, лежащая в основе конституционного регулирования

США, исходит из идеи о естественных и неотчуждаемых правах. Политические

права гражданина были включены в конституцию впоследствии, а о социально-

экономических и культурных правах в конституционных текстах вообще не

говорится (за исключением поправки V о гарантиях частной собственности).

Эти права не считаются фундаментальными и не обеспечиваются судебной

защитой путем исков — защищаются лишь производные от них права, например,

право на оплату труда, а не само право на труд. Эти пробелы

конституционного регулирования заполняются отдельными законами. Речь идет,

например, о нескольких законах о гражданских правах, принятых в 50—60-е

годы, о судебных прецедентах (особенно о решениях Верховного суда США),

конституциях штатов (многие из них содержат хартии гражданских прав), о

законах штатов. Некоторые из этих законов содержат новые конституционные

положения, например право на информацию, на здоровую окружающую среду.

Первым конституционным документом, в котором говорилось о правах личности

в США, была упомянутая выше Декларация независимости 1776 г., в которой

заявлялось о неотъемлемых правах человека —о праве на жизнь, свободу и

стремление к счастью. Здесь впервые было сформулировано и коллективное

право народа на восстание против угнетения (имелось в виду колониальное

угнетение со стороны короны Великобритании).

Конституция 1787 г. (с поправками) закрепляет личные свободы не столько в

общей, сколько в конкретизированной форме. Кроме чрезвы-

чайных ситуаций она запрещает приостанавливать действие правила хабеас

корпус, предписывает рассматривать все дела о преступлениях с участием

присяжных заседателей, запрещает принимать законы об опале (наказании без

судебного разбирательства) и законы, имеющие обратную силу. Конституция

запрещает лишать гражданских прав членов семей тех лиц, которые осуждены за

государственную измену, исключает проверку религиозных убеждений в качестве

условия для занятия какой-либо государственной должности.

Билль о правах тоже исходит из концепции естественных прав. Поэтому его

формулировки носят запретительный характер, так как запрещают ограничивать

права и свободы, которые резюмируются. Это относится и к политическим

правам. Билль устанавливает, что конгресс не должен издавать законы,

ограничивающие свободу слова, печати, собраний (мирных и без оружия), право

народа носить и хранить оружие, право обращаться к правительству с

петициями. Согласно Биллю о правах, обеспечивается свобода совести, охрана

личности, бумаг (документов, переписки и др.), имущества, предусматривается

суд присяжных не только по уголовным делам, но и по определенной категории

гражданских дел, право обвиняемого на защиту, право отказываться от дачи

показаний против самого себя. Не допускается двойное наказание за одно и то

же преступление, запрещается требовать большой залог по судебным делам,

налагать чрезмерные штрафы, применять жестокие и необычные наказания.

Кроме Билля о правах в дальнейшем было принято около 10 поправок, которые

касаются прав и свобод человека. Однако в целом Декларация независимости,

конституция США и поправки к ней не содержат того перечня прав и свобод,

который соответствовал бы международным стандартам — Всеобщей декларации

прав человека, принятой ООН в 1948 г., Международным пактам о правах

человека, вступившим в силу в 1976 г. Как отмечалось, эти недостатки хотя и

не полностью, но восполняются конституциями отдельных штатов, федеральными

законами, судебными прецедентами.

Испания — последнее государство современной Европы, где фашистская

диктатура существовала наиболее длительное время. Это единственная страна,

в которой идеология фашизма пережила Вторую мировую войну, и в которой

авторитарный режим исчез естественным путем в результате смерти Франко.

Современная политическая организация Испании создана после смерти этого

диктатора, последовавшей в ноябре 1975 г. В то время в течение нескольких

лет продолжал действовать ряд институтов прежнего режима. Два

последовательно существовавших правительства А.Новарро и особенно А.Суареса

взяли отчетливый курс на демократизацию страны. Подготовленный

правительством А.Суареса законопроект о политической реформе был одобрен

национальным референдумом в декабре 1976 г. Этот закон устанавливал на

переходной период некоторые демократические начала; на национальном уровне

была учреждена практически новая структура органов государственной власти,

в частности, образован двухпалатный парламент — Кортесы, формируемый

всеобщими и прямыми выборами при тайном голосовании.

Избранные 15 июня 1977 г. новые Кортесы разработали конституцию страны,

одиннадцатую по счету после Первой испанской революции 1808 г. В декабре

1978 г. на общенациональном референдуме эта конституция была одобрена

подавляющим большинством избирателей; она отменила действие фашистских

законов и установила новый государственный правопорядок. Испания получила

форму правления парламентарной монархии, унитарное политико-

административное устройство со значительными правами составляющих страну

единиц — автономных сообществ и демократический политический режим.

Права, свободы и обязанности граждан регулируются значительным числом

статей конституции и серией органических и простых законов. Первая часть

конституции включает 45 статей, разделенных на пять глав. Названная цифра

показывает значение, которое учредители хотели придать институту прав и

свобод. В конституции (п. 1 ст. 10) закреплена общая философская концепция

прав и свобод: "Достоинство личности, неотчуждаемость ее прав, ее свободное

развитие, уважение закона и прав других людей является основой

политического порядка и социального мира". Эта норма основывается, таким

образом, на естественной концепции прав и свобод человека. В конституции

принята ее широкая конструкция, — все испанцы пользуются правами и

свободами, закрепленными в основном законе. Что же касается иностранцев, то

они пользуются правами и свободами, содержащимися в конституции "на

основании условий, установленных договорами и законами" (п. 1 ст. 13).

Объем прав и свобод весьма обширен и включает равенство всех перед

законом, личные права: право гражданина на жизнь, физическую и нравственную

неприкосновенность; идеологическую, религиозную и культовую свободу; право

на личную свободу и безопасность; на честь, личную и семейную тайну и

доброе имя; свободу выбора местожительства и передвижения по национальной

территории; политические свободы — выражение и распространение своих идей и

мнений; право на проведение собраний и манифестаций, на создание

объединений; право голоса и петиций; социально-экономические права — на

образование, на объединение в профсоюзы, на создание предприятий,

право частнопредпринимательской деятельности, право на трудовой конфликт,

Все многообразие закрепленных в конституции прав и свобод можно разделить

на три группы. Это деление основывается не на юридической природе этих

прав, а на характере их конституционного признания и юридической системе их

защиты. Первая группа — основные права и свободы (секция 1 главы 2 части 1

— статьи с 15 по 29). Она включает право на жизнь, на свободу, на равенство

перед законом и многие другие, а также запрещение какой-либо дискриминации

(ст. 14). Вторая группа — права и обязанности граждан (секция 2 той же

главы — статьи с 30 по 38). Здесь можно отметить право собственности и

свободу предпринимательской деятельности. Третья группа — права и свободы

главным образом культурного и социального характера, содержащиеся в третьей

главе первой части конституции "Об основных принципах социальной и

экономической политики". Первая группа прав и свобод действует

непосредственно в отношении граждан и последние могут эти права защищать на

основе срочной и быстрой процедуры, в случае необходимости, путем подачи

жалобы в Конституционный суд (п. 2 ст. 53). Вторая группа прав и свобод,

как впрочем, и первая, должна регулироваться законами, эти права должны

соблюдаться всеми государственными властями. Это группа, как и первая,

может подпадать под контроль Конституционного суда. Исполнение и защита

прав и свобод третьей группы возлагается на текущее законодательство,

судебную практику и деятельность государственных властей. Последние могут

ссыпаться только на решения судебной власти, вынесенные в соответствии с

законодательством, которое они развивают.

Гарантии реализации прав и свобод также не обойдены испанским

законодательством, включая конституцию. Хотя прямо о материальных гарантиях

не говорится, но формулировки сконструированы таким образом, что

возложенные на государственные органы обязанности не могут быть реализованы

без необходимых материальных расходов. Именно таким образом сформулирована

защита испанской семьи: "На государственных

властях лежит социальная, экономическая и правовая защита семьи" (п. 1 ст.

39). Государство защищает детей, независимо от того, родились ли они в

браке или вне его; государственные власти обязаны проводить политику,

обеспечивающую профессиональную подготовку и переподготовку граждан, а

также безопасность труда (п. 2 ст. 40). Аналогичным образом государственные

власти обязываются принимать меры по организации и охране здоровья граждан,

они организуют санитарное просвещение, развитие физкультуры и спорта и

способствуют организации досуга людей; на государство возлагается принятие

мер по оказанию помощи, лечению и оздоровлению физически или психически

ослабленных людей; государство гарантирует престарелым гражданам получение

материальных средств посредством периодически пересматриваемого

законодательства.

Конституция возлагает на государство обязанности, казалось бы прямо не

относящиеся к отдельной личности, но касающиеся всего сообщества людей. К

таким обязанностям относится поощрение доступа к культуре, развитие науки,

научных и технических исследований в общих интересах, наблюдение за

разумным использованием природных ресурсов, гарантирование сохранения и

защиты исторического, культурного и художественного наследия народов

Испании, способствование в создании необходимых условий для пользования

благоустроенным жильем.

На конституционный уровень поднято и регулирование ограничений прав и

свобод, которые могут потребоваться при введении в стране чрезвычайного или

осадного положения. При таких обстоятельствах могут приостанавливаться ряд

прав и свобод, а именно: право на свободу и безопасность,

неприкосновенность жилища и тайна почтовых, телеграфных и телефонных

сообщений; право на свободное избрание местожительства и передвижения по

национальной территории; свобода выражения мнений, право на распространение

публикаций и другие средства передачи информации, в обычных условиях

рассматриваемых судом; свобода собраний и манифестаций, право на

забастовку, право на конфликт, т.е. право на локаут со стороны

предпринимателей. Особо выделяются (п. 2 ст. 55 конституции) ограничения в

борьбе против терроризма, а именно приостанавливаются нормы о сроке

предварительного задержания (в обычное время — максимум 72 часа), о

неприкосновенности жилища и тайны почтовых, телеграфных и телефонных

сообщений. Последние меры имеют цель облегчить борьбу полиции с

терроризмом, который до принятия и во время выработки конституции был

весьма активным.

Юридические гарантии защиты прав и свобод выражаются, таким образом, в

трех формах: обращение в обычные суды, обращение в Конституционный суд и

обращение к Народному защитнику — разновидности омбудсмана (ст. 54

конституции). Народный защитник избирается на 5 лет Генеральными кортесами

и имеет своей задачей обеспечение защиты основных прав и свобод граждан.

Его полномочия ограничиваются лишь их частью, хотя и значительной, а именно

теми правами, которые закреплены в первом разделе конституции, и исключают

другие возможности для граждан, вытекающие из норм основного закона. Он

только "охраняет" указанные права и свободы граждан, но не является

гарантом соблюдения для граждан всех норм основного закона.

Народный защитник может по долгу службы или по чьему-либо требованию

(физического или юридического лица) начать и проводить расследование в

отношении действий и решений публичной администрации и ее представителей по

отношению к гражданам. Полномочия Народного защитника распространяются на

деятельность министров, административных властей, любого лица, состоящего

на службе в публичной администрации. К народному защитнику могут обращаться

и парламентарии. При выявлении злоупотреблений, произвола, дискриминации,

ошибки, небрежности или упущения какого-либо служащего Народный защитник,

выявив мнение нарушителя, ставит в известность вышестоящих руководителей.

Не будучи правомочным изменять или отменять акты и решения публичной

администрации, Защитник может предлагать изменение критериев при их

применении, может обращаться с предложением об изменении норм в

законодательный орган или к администрации, а также когда он считает какой-

либо акт противоречащим основному закону, то может обращаться в

Конституционный суд. Защитник ежегодно отчитывается перед Генеральными

кортесами.

Названные средства защиты не исключают возможности обращения в

международные органы по защите прав человека, в частности, в органы ООН и

Совета Европы. 11 июня 1981 г. Испания признала для себя обязательной

компетенцию Европейской комиссии по правам человека и Европейского суда по

правам человека. Следовательно, испанские граждане, как впрочем, иностранцы

и лица без гражданства, могут предъявлять иски к испанскому государству по

поводу нарушения прав и свобод, закрепленных в Европейской конвенции по

правам человека 1950 г. и в дополнительных протоколах к ней.

4.Сравнительный анализ декларирования личных прав и свобо конституций США и

Испании.

| | | |

| |США |Испания |

|Личные права и свободы | | |

| |Поправка V | Статья 15. |

|Право на жизнь |Никто не должен |Все имеют право на |

| |привлекаться к |жизнь, на |

| |ответственности за |физическую и |

| |преступление, |моральную |

| |караемое смертью, |неприкосновенность |

| |или иное позорящее |и ни в коем случае |

| |преступление иначе |не могут |

| |как по |подвергаться пыткам|

| |постановлению или |или негуманным или |

| |обвинительному |унизительным |

| |акту, вынесенному |наказаниям. |

| |большим жюри, за |Смертная казнь |

| |исключением случаев|отменяется, за |

| |возбуждения дел, |исключением |

| |касающихся состава |случаев, |

| |сухопутных и |предусмотренных |

| |морских сил либо |военно-уголовными |

| |милиции, когда |законами, |

| |последняя в связи с|действующими во |

| |войной или |время войны. |

| |угрожающей обществу| |

| |опасностью | |

| |находится на | |

| |действительной | |

| |службе; никто не | |

| |должен дважды | |

| |отвечать жизнью или| |

| |телесной | |

| |неприкосновенностью| |

| |за одно и то же | |

| |правонарушение; | |

| |никто не должен | |

|Свобода и личная |принуждаться | |

|неприкосновенность |свидетельствовать | |

| |против самого себя | |

| |в уголовном деле; | |

| |никто не должен | |

| |лишаться жизни, | |

| |свободы или | |

| |имущества без | |

| |законного судебного| |

| |разбирательства; | |

| |никакая частная | |

| |собственность не | |

| |должна отбираться | |

| |для общественного | |

| |пользования без | |

| |справедливого | |

| |вознаграждения. | |

| |Поправка 4 | |

| |Право народа на |Статья 17. |

| |охрану личности, |1. Каждый человек |

| |жилища, бумаг и |имеет право на |

| |имущества от |свободу и |

| |необоснованных |безопасность. Никто|

| |обысков и арестов |не может быть лишен|

| |не должно |своей свободы |

| |нарушаться, и |иначе, как в |

| |ордера на обыск или|соответствии с |

| |арест не будут |положениями |

| |выдаваться без |настоящей статьи и |

| |достаточных |в случаях и форме, |

| |оснований, |предусмотренных |

| |подтвержденных |законом. |

| |присягой или |2. Предварительное |

| |торжественным |заключение не может|

| |заявлением. Такие |длиться дольше, чем|

| |ордера должны |это необходимо для |

|Достоинство личности |содержать подробное|выяснения всех |

| |описание места |обстоятельств дела,|

| |обыска, а также |и в любом случае — |

| |подлежащих аресту |максимум семьдесят |

| |лиц или имущества. |два часа, по |

| | |истечении которых |

| | |задержанный должен |

| | |быть либо |

| | |освобожден, либо |

| | |передан судебным |

| | |властям. |

| | |3. Каждый |

| | |задержанный должен |

| | |быть немедленно и в|

| | |понятной форме |

| | |информирован о |

| | |своих правах и |

| | |основаниях |

| | |задержания, и не |

| | |может быть |

| | |принужден давать |

|Свобода совести | |показания. |

| | |Задержанному |

| | |гарантируется |

| | |помощь адвоката при|

| | |осуществлении |

| | |полицейских и |

| |Поправка Х11Р |судебных актов в |

| |Раздел 1. Ни в |порядке, |

| |Соединенных Штатах,|предусмотренном |

| |ни в каком-либо |законом. |

| |другом месте, на |4. Закон регулирует|

| |которое |порядок применения |

| |распространяется их|процедуры «habe-as |

| |юрисдикция, не |corpus» в целях |

| |должно существовать|немедленного |

| |ни рабства, ни |предоставления в |

| |подневольных работ,|распоряжение суда |

| |кроме случаев |каждого, |

| |наказания за |задержанного |

| |преступление, за |незаконно. Законом |

| |совершение которого|также определяется |

| |лицо было должным |максимальный срок |

| |образом осуждено. |предварительного |

| | |заключения. |

|Неприкосновенность жилища | |Статья 18. |

| | |1. Гарантируется |

| | |право на честь, |

| | |личную и семейную |

| | |интимность и на |

| | |собственное имя. |

| |Поправка V |2.Жилище |

|Тайна переписки |Конгресс не должен |неприкосновенно. |

|Свобода передвижения |издавать законов, |Вторжение в жилище |

| |устанавливающих |или обыск не могут |

| |какую-либо религию |производиться без |

| |или запрещающих ее |разрешения его |

| |свободное |хозяина или без |

| |вероисповедание, |предварительной |

| |либо ограничивающих|санкции суда, за |

| |свободу слова или |исключением случаев|

| |печати или право |задержания на месте|

| |народа мирно |преступления. |

| |собираться и |3. Гарантируется |

| |обращаться к |тайна сообщений, и,|

|Конституционные права |Правительству с |в частности, |

|личности связанные с |петициями об |почтовых, |

|судебной сферой: право |удовлетворении |телеграфных и |

|доступа к суду, право на |жалоб. |телефонных |

|получение квалифицированной| |сообщений, кроме |

|юридической помощи, | |случаев, |

|презумпция невиновности, | |предусмотренных |

|право обвиняемого на | |судебным решением. |

|защиту. | |4. Закон |

| | |ограничивает |

| | |использование |

| | |информации в целях |

| | |гарантии охраны |

| | |чести, личной и |

| | |семейной интимности|

| | |граждан и полного |

| | |осуществления ими |

| |Поправка III |своих прав. |

| |В мирное время ни |Статья 16. |

| |один солдат не |1. Гарантируется |

| |должен помещаться |свобода идеологии, |

| |на постой в |вероисповедания и |

| |какой-либо дом без |отправления культа,|

| |согласия его |осуществляемых |

| |владельца; во время|индивидами и их |

| |же войны это |сообществами без |

| |допускается только |каких-либо |

| |в порядке, |ограничений, кроме |

| |установленном |тех, которые |

| |законом. |необходимы для |

| |Поправка 4 |поддержания |

| |Поправка 4 |общественного |

| |Прямого указания |порядка, |

| |нет, но |охраняемого |

| |Поправка IX |законом. |

| |Перечисление в |2. Никто не может |

| |Конституции |быть обязан |

| |определенных прав |объявлять о своей |

| |не должно |идеологии, религии |

| |толковаться как |и верованиях. |

| |отрицание или |3. Никакое |

| |умаление других |верование не может |

| |прав, сохраняемых |иметь характера |

| |народом. |государственной |

| | |религии. Публичные |

| | |власти должны |

| | |принимать во |

| | |внимание |

| |Поправка 4,5 |религиозные |

| |Поправка VI |верования |

| |Во всех случаях |испанского общества|

| |уголовного |и поддерживать |

| |преследования |вытекающие из этого|

| |обвиняемый имеет |отношения |

| |право на скорый и |сотрудничества с |

| |публичный суд |католической |

| |беспристрастных |церковью и другими |

| |присяжных того |конфессиями. |

| |штата и округа, где|Статья 18 |

| |было совершено | |

| |преступление; | |

| |причем этот округ | |

| |должен быть заранее| |

| |установлен законом;| |

| |обвиняемый имеет | |

| |право на | |

| |информирование о | |

| |характере и | |

| |основаниях |Статья 18 |

| |обвинения, на очную|Статья 19. 1. |

| |ставку с |Испанцы имеют право|

| |показывающими |свободно избирать |

| |против него |свое |

| |свидетелями, на |местожительство и |

| |принудительный |передвигаться по |

| |вызов свидетелей, |национальной |

| |показывающих в его |территории. |

| |пользу, и на помощь|Они также имеют |

| |адвоката для своей |право свободно |

| |защиты. |въезжать в Испанию |

| |Поправка XI |и выезжать из нее |

| |Судебную власть |на условиях, |

| |Соединенных Штатов |установленных |

| |нельзя |законом. Это право |

| |истолковывать как |не может быть |

| |распространяющуюся |ограничено по |

| |на любое судебное |политическим или |

| |дело, решаемое по |идеологическим |

| |закону или по праву|мотивам. |

| |справедливости, |Статья 24. 1. Все |

| |если это дело |граждане имеют |

| |начато или ведется |право на |

| |против одного из |эффективную |

| |штатов гражданами |судебную защиту при|

| |другого штата либо |осуществлении своих|

| |гражданами или |прав и законных |

| |подданными |интересов; ни в |

| |иностранного |коем случае не |

| |государства. |может быть отказано|

| | |в такой защите. |

| | |2. Равным образом |

| | |каждый может быть |

| | |судим только судом,|

| | |определенным |

| | |законом, иметь |

| | |защиту и |

| | |использование |

| | |адвокатской помощи,|

| | |право знать о |

| | |предъявляемых |

| | |обвинениях, иметь |

| | |право на открытое |

| | |судебное |

| | |разбирательство, |

| | |осуществляемое в |

| | |установленные сроки|

| | |с соблюдением всех |

| | |гарантий, право |

| | |пользоваться всеми |

| | |средствами при |

| | |своей защите, право|

| | |свидетельствовать |

| | |против себя, не |

| | |признавать себя |

| | |виновным, право на |

| | |презумпцию |

| | |невиновности. |

| | |Закон определяет |

| | |случаи, когда на |

| | |основании родства |

| | |или соблюдения |

| | |профессиональной |

| | |тайны дача |

| | |показаний о |

| | |действиях, |

| | |считающихся |

| | |преступными, не |

| | |является |

| | |обязательной. |

5.Заключение.

Таким образом, конституции обеих стран обеспечивают довольно

высокий уровень личных прав и свобод, принятых в демократическом обществе.

Многие положения во многом схожи, но имеют определенные отличия,

обусловленные различием в подходе к реализации прав и свобод. Так, поправка

9 Конституции США прямо указывает, что в основу положен принцип «разрешено

все, что не запрещено законом». Поэтому личные права и сободы трактуются в

самом широком плане, не подвергаются подробному толкованию.

Дополнительный отпечаток на формулировки кионституционных положений

накладывает система «прецендентного права», существующего в США, когда

только суд может окончательно определить границы реализации личных прав.

В конституции Испании, на мой взгляд, использован другой подход. Личные

права и свободы более регламентированы. Читая конституцию Испании, невольно

обращаешь внимание на схожесть с ней конституции РФ. На мой взгляд, здесь

проявляется схожесть исторических судеб народов, приученных к сторогой

регламентации своей жизни, минимальным правам и обширным обязанностям.

Конституция Испания написана сравнительно недавно (в отличие от

Конституции США) на основе и с учетом современных исследований, поэтому для

нее и характерен более высокий уровень реализации. Юридическая наука не

стоит на месте (с момента написания Конституции США прошло уже более 200

лет), что и позволило Испании написать и принять конституцию с учетом

исторического опыта других стран.

Вместе с тем, сравнивая конституции США, Испании и РФ нельзя говорить о

том, где больше личных прав и свобод, а где меньше,и, исходя из этого,

делать вывод о степени демократизации общества. В конечном счете, уровень

личной свободы и личной безопасности граждан определяется не только широтой

декларирования свобод и прав, но и способностью государства обеспечить их

выполнение. В этом ключе, Испания (и Россия) отстают от США.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Конституции зарубежных государств. Учебное пособие.2-е изд., исправ. и

доп.-М:Издательство БЕК. – 586 с.

2.Верховенство права. М.: Прогресс-Универс, 1992.

3.Жуков О.А. Верховный суд США: право и политика. М.: 1985.

4.Защита прав человека в современном мире. М.: ИГП РАН, 1993.

5.Иностранное конституционное право. М.: Юристь, 1996.

6.Мишин А.А. Государственное право США. М.: Наука, 1976.

7.Мишин А.А., Власихин В.А. Конституция США. Политико-правовой

комментарий. М.: ЮЛ, 1985.

8.Егоров С.А. Конституционализм в США: политико-правовые аспекты. М.:

Наyкa, 1993.

9.Конституционное (государственное) право зарубежных стран.

Учебник.Отв.ред. Б.А.Страшун, БЕК,1995.

10. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран.-М.: Юрист,1997.

11..Фрвдмэн Л. Введение в американское право. М.: Прогресс-Универс,

1993.

12.Харрел М.Э., Андерсон Б. Равное правосудие на основе закона.

Верховный суда жизни Америки. М.: Манускрипт, 1995.

13.Эбэеев Б.С. Конституция. Демократия. Права человека. М.: Пул, 1992.

© 2010