На главную

Налоговая система РФ


Налоговая система РФ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Им. М.В.Ломоносова

РЕФЕРАТ

По предмету: Государственное управление

На тему: Налоговая система РФ

.

МОСКВА,2000г.

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Введение………………………………………………………………………………3

2. Налоги и сборы, существующие на территории Российской Федерации………..4

- классификация налогов……………………………………………………...5

- принципы налогообложения………………………………………………...9

3. Развитие налоговой системы России в 1990-х годах……………………………...10

4. Недостатки налоговой системы России….………………………………………..12

5. Заключение………………………………….……………………………………..…16

6. Список использованной литературы…………………………………………….....17

ВВЕДЕНИЕ

Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь

располагая определенными денежными средствами. Их должны предоставить все

заинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане и

юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных

платежей государству.

С помощью налоговой системы государство активно вмешивается в "работу"

рынка, регулирует развитие производства, способствуя ускоренному росту

одних отраслей или форм собственности и "ухудшению" других.

В современной России налоговый вопрос занимает особое место, т.к. с

завидной постоянностью все твердят о необходимости коренной налоговой

реформы, и с такой же завидной постоянностью все заканчивается лишь

небольшими изменениями в налоговой системе, носящими чаще всего

"косметический" характер. А ведь эффективно действующая налоговая система

страны определяет не только уровень доходов федерального бюджета страны и

бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, но во многом

способствует экономическому развитию государства. Неэффективно же

действующая налоговая система страны, наоборот, становится тормозом

экономического развития, что и наблюдается в современной России. Поэтому

неслучайно в журнале "Эксперт" (№42 за 1999 г.) налоги были поставлены на

первое место среди наиболее важных проблем современной экономики России,

требующих скорейшего решения.

Россия - крайне дифференцированная страна, в том числе и в налоговой

сфере. Регионы России обладают различным экономическим потенциалом,

характеризуются различной политической ситуацией, что накладывает свой

"отпечаток" на собираем ость налогов по стране. В России действует 51 налог

и сбор и около 20 лицензионных видов деятельности. Причины такой

множественности заключается в различиях источников (зарплата, дивиденды по

акциям, арендная плата, другие формы дохода на капитал) и объектов (доход,

имущество его передача, потребление, экспорт и импорт) налогообложения.

Через налогообложение формируются фонды, за счет которых государство:

- финансирует некоторые расходы на простое и расширенно воспроизводство

в народном хозяйстве,

- финансирует социальные программы - пенсионного и социального

обеспечения, образования, здравоохранения и др.,

- обеспечивает свою оборону и безопасность,

- содержит законодательные, исполнительные и судебные органы

государственной власти и управления, предоставляет кредиты и безвозмездную

помощь другим странам.

Это первая и основная функция налогов - служить источником средств для

государственной казны: государственного бюджета и других денежных фондов

государства. В настоящее время налоговой системе России присущ

преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенного

в налоге стимулирующего и регулирующего начала.

Вторая функция налогов в рыночной экономике - служить средством

поддержания и развития рыночной конкуренции. Основным принципом, исходя, из

которого строится система налогообложения товаропроизводителей, является

принцип его равней тяжести. Он реализуется, как правило, с помощью равных

налоговых ставок. Все предприятия, независимо от форм собственности,

ставятся в одинаковые условия изъятия дохода и прибыли.

Третья функция налогов в рыночной экономике - быть средством облегчения

жизни малообеспеченных слоев населения. С этой целью система

налогообложения граждан строится, как правило, по прогрессивной шкале, в

которой получатели больших доходов вносят налог по более высоким ставкам, а

получатели меньших доходов - по более низким.

Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения внутреннего

валового продукта и национального дохода страны. В ходе распределения и

перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода

реализуется фискальная и регулирующая функции налогов. Государство

формирует свои доходы и целенаправленно воздействует на экономику.

Целью данной курсовой работы является анализ особенностей и проблем

современной налоговой системы в России, выявление основных ее недостатков

и оценка пре8дложений по ее оптимизации;

В соответствии с поставленными задачами я рассматриваю основные понятия,

принципы и механизмы налоговой системы и налоговой политики в Российской

Федерации.

Налоги и сборы, существующие на территории Российской Федерации

По Закону Российской Федерации "Об основах налоговой системы в

Российской Федерации" от 27 декабря 1991 г. под налогом, сбором, пошлиной и

другим платежам понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего

уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и

на условиях, определяемых законодательными актами. Совокупность налогов,

сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке,

образует налоговую систему.

Таким образом, в соответствие с Налоговым кодексом в России под налогом

понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с

организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве

собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных

средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или)

муниципальных образований; под сбором понимается обязательный взнос,

взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из

условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными

органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами

и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление

определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Классификация налогов

Объединение налоговых платежей в систему позволяет их классифицировать

по различным признакам. Это дает возможность лучше уяснить сущность и

механизм их действия.

Налоги классифицируются следующим образом:

- по субъектам платежей, что означает, что они разделяются на налоги,

взимаемые с юридических лиц и на налоги, уплачиваемые физическими лицами. В

то же время есть ряд налогов общих для юридических и физических лиц. К ним

относятся земельный налог, налоги в дорожные фонды.

- по методам взимания. По этому признаку различают прямые и косвенные

налоги. К прямым налогам относятся налоги на доход и на имущество.

Прямые налоги предполагают непосредственное изъятие части дохода

налогообложения. Косвенные налоги от прямых, выплачиваемых с дохода или

имущества, тем, что включаются в виде надбавки в цену или тарифа на услуги.

Юридически обязанность внесения косвенных налогов возлагается на

предприятие, производящее товары или услуги или предприятие, реализующее

их. Но данные предприятия не являются фактическими налогоплательщиками

применительно к косвенным налогам. В связи с тем, что они включаются в цены

товаров или услуг, фактическим налогоплательщиком является потребитель,

поскольку именно он приобретает их по ценам, повышенным на сумму услуг.

Сочетание прямых и косвенных налогов позволяет государству полнее

использовать как фискальную, так и стимулирующую функции налогов. В этом

случае под налоговым воздействием оказываются и материальные, и рабочая

сила, и доход.

- в зависимости от характера использования налоги подразделяются на

налоги общего и целевого значения. Налоги общего значения зачисляются в

бюджет соответствующего уровня (государственный, субъектов федерации,

местный) и используются как денежный фонд, общий для расходов

исполнительной власти на различные цели. Целевые налоги, или специальные,

зачисляются в государственные внебюджетные целевые фонды для строго

целевого использования: пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд

обязательного медицинского страхования, фонд занятости, земельный фонд.

- в зависимости от территориального уровня, на котором он взимается.

Закон "Об основах налоговой системы" вводит подразделение налогов на три

вида в зависимости от их территориального уровня:

1. федеральный (их правовое регулирование осуществляется федеральным

законодательством),

2. региональный (их правовое регулирование осуществляется федеральным и

региональным законодательством; зачисляются в территориальные бюджеты),

3.местный (правовое регулирование осуществляется федеральным и

муниципальным законодательством; зачисляются в местные бюджеты).

При этом распределение налогов между бюджетами может быть различным.

Перечень налогов, определяемых федеральным законодательством, закрытый,

т.е. региональные и местные органы власти не имеют права устанавливать

налоги или сборы, непредусмотренные Налоговым кодексом РФ.

Но регионам и местным властям предоставлены достаточно широкие

законодательные полномочия в налоговой сфере: органы власти субъектов РФ и

местные власти могут самостоятельно принимать решения о введении на их

территории региональных и местных налогов, определять налоговые льготы по

этим налогам, ставки этих налогов (но в пределах, установленных Налоговым

кодексом РФ), а также порядок и сроки уплаты по этим налогам.

Таким образом, региональные и местные власти не могут повышать налоговую

нагрузку на своей территории сверх установленных федеральным

законодательством пределов, но могут создавать более благоприятные

налоговые условия для населения и организаций за счет установления

пониженных ставок налогов, предоставления различных налоговых льгот и т.д.

вплоть до отказа от введения всех региональных или местных налогов.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ и

обязательны к уплате на всей территории России

К федеральным налогам в настоящее время относятся 16 налогов:

косвенные налоги:

- налог на добавленную стоимость (НДС),

- акцизы на отдельные виды товаров(услуг) и отдельные виды минерального

сырья,

- таможенная пошлина и таможенные сборы,

- налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов,

выраженных в иностранной валюте.

прямые налоги:

- налог на прибыль(доход) организаций,

- налог на доходы от капитала,

- подоходный налог с физических лиц,

- взносы в государственные социальные внебюджетные фонды,

- налоги на пользование недрами,

- государственная пошлина,

- налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы,

- налог на дополнительный доход от добычи углеводородов,

- сбор за право пользования объектами животного мира и водными

биологическими ресурсами,

- лесной налог

- водный налог

- экологический налог

- федеральные лицензионные сборы.

Федеральные налоги поступают не только в федеральный бюджет, но в

определенных пропорциях и в субфедеральные и местные бюджеты, так 13%

налога на прибыль идет в федеральный бюджет, а остальные - в

территориальные бюджеты, доля поступления остальных федеральных налогов в

федеральный бюджет следующая: 75% НДС, 50% акцизов на спирт, водку и

ликероводочные изделия, 20% налога на покупку иностранн2ых денежных знаков,

30% земельного налога, 100% остальных акцизов, 100% подо2ходного налога).

Региональные налоги и сборы устанавливаются в соответствии с Налоговым

кодексом РФ, вводятся в действие законами субъектов РФ. Обязательны к

уплате на территории соответствующих субъектов РФ.

К региональным налогам (налоги административно-территориальных единиц

республик в составе РФ, налоги краев, областей, автономных образований.)

в настоящее время относятся 7 налогов:

косвенные налоги:

- налог с продаж.

прямые налоги:

- налог на имущество предприятий;

- налог на недвижимость;

- дорожный налог;

- транспортный налог;

- налог на игорный бизнес;

- региональные лицензионные сборы.

Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие в

соответствии с Налоговым кодексом РФ правовыми актами муниципальных

образований. Обязательны к уплате на территории соответствующих

муниципальных образований.

К местным налогам относятся:

-земельный налог

-налог на имущество физических лиц

-налог на рекламу

-налог на наследование и дарения

-местные лицензионные сборы

-регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской

деятельностью

-налог на перепродажу автомобилей, ПС и вычислительной техники

-сбор за выигрыш на бегах

-сбор за право проведения кино и телесъёмок

-сбор за право использования местной символики

-курортный сбор

-сбор за право торговли

-налог на строительство объектов производственного назначения в

курортной зоне

-налог на содержание жилищного фонда и объектов социально культурной

сферы.

Действующие на данный момент ставки налогообложения по основным налогам

приведены в табл.1.1.

Формально ставка налогообложения прибыли в России (35%) более или менее

соответствует уровню развитых стран, но действующие правила определения

налогооблагаемой базы приводят к тому, что уровень изъятия реальной прибыли

предприятий в России значительно выше и нередко превышает 100%.

Откровенно конфискационный характер налогообложения прибыли связан с

тем, что в налогооблагаемую базу включаются многие виды расходов, которые в

международной практике принято относить в себестоимость (например, расходы

на рекламу), и с тем, что отечественная методика прибыли недооценивает

уровень инфляции. Основной недостаток налоговой системы России состоит в

том, что она ориентирована на устранение дефицитности бюджета путем изъятия

доходов, вследствие чего многие из предприятий поставлены на грань

убыточности и банкротства.

В отличие от многих развитых стран подоходный налог в России до сих пор

остается, как во времена командной экономики, преимущественно налогом на

зарплату и взимается почти исключительно по месту ее выплаты, т.е. на

предприятиях (в 1995 г. по данным ГНС доля подоходного налога,

удерживаемого на предприятиях и организациях составила 99% его общих

поступлений). Остальные доходы физических лиц, не являющиеся заработной

платой, фактически ускользают от подоходного налогообложения (не говоря уж

об занижении во многих организациях в официальной отчетности реального

уровня заработной платы, процветает т.н. система выдачи заработной платы в

"конвертах"), вследствие чего подоходный налог слабо затрагивает наиболее

состоятельных граждан.

Табл.1.1. Действующие на территории РФ ставки налогообложения по

основным видам налогов, 2000 г., %

- налоги с юридических лиц, налоги с физических лиц

- налог на прибыль 30 %

- подоходный налог12, 20, 30

- налог на прибыль банков, страховых и кредитных организаций 43%

- налог на имущество граждан 0,1%

- налог на добавленную стоимость 20%

- земельный налог 0,1-2%

- налог на отдельные продовольственные товары и товары для детей10%

- налог на покупку иностранных денежных знаков 0,5%

- налог на имущество предприятий 2%

- налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной

сферы 1,5%

Поступления по налогу на имущество на 99,5% в 1996 г. обеспечили также

предприятия, а не физические лица, т.е. по этому налогу также наблюдается

огромная диспропорция в сторону налогообложения предприятий и организаций,

а не физических лиц. Причины этого заключаются не в ставках налогообложения

имущества, а вследствие недооценки имущества физических лиц, больших

возможностей по уклонению от уплаты этого налога.

Дополнительным препятствием для дальнейшего расширения сферы

налогообложения собственности граждан является сохраняющееся преобладание

государственной собственности на землю и нежилому фонду в городах, а также

все еще недостаточный уровень приватизации городского жилого фонда.

Несмот8ря на единые нормативы разделения федеральных налогов,

фактическ8ие соотношения поступлений налогов в федеральный и региональные

бюджеты заметно различаются по территориям. Причина этого фактически может

быть в несоблюдении регионами федерального законодательства или в особых

индивидуальных соглашениях с Центром, различии в структуре налогов, разной

значимости региональных и местных налогов (разные их количества и ставки),

различия в системе налоговых льгот и др.

Кроме структурных недостатков самой налоговой системы Российской

Федерации необходимо отметить и общий низкий уровень поступления доходов в

бюджеты.

Так, в 1995 г. в консолидированный бюджет Российской Федерации (учитывая

и поступления во внебюджетные фонды) поступило 33,8 % ВВП. В развитых

странах этот показатель существенно выше - до 50% и больше. В то же время

расходы консолидированного бюджета в 1995 г. составили 38,9% ВВП (т.е.

дефицит бюджета - 5,1% ВВП).

Принципы налогообложения

Для того, чтобы вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить

основные принципы налогообложения. Как правило, они едины для

налогообложения любой страны и заключается в следующем:

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей

налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть

прогрессивным, стимулирующим расширение производства.

2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило

однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала

недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в

развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило

по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт

облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять

сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и

удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений,

собирающих налоги.

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к

меняющимся общественно-политическим потребностям.

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого

ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической

политики.

Этими принципами должно руководствоваться любое государство при

построении налоговой системы, так как они обеспечивают выполнение всех

функций налогов. Однако при создании налоговой системы Российской Федерации

не был учтен мировой опыт, кроме того, не была правильно оценена

экономическая ситуация в стране, поэтому уже в первые дни действия

существующего налогового законодательства выявились многочисленные

противоречия. Непродуманные попытки исключить эти противоречия

многочисленными поправками в налоговом законодательстве привели в свою

очередь к нестабильности и еще большей противоречивости и запутанности.

Несмотря на все сказанное, в действующей налоговой системе есть и

положительные моменты. На данный момент налоговая система Российской

Федерации построена на следующих принципах:

1. Приоритетное направление по налоговым изъятиям приходится на обложение

хозяйствующих субъектов (юридических лиц). В условиях рыночной

экономики такое явление требует поэтапного (постепенного) переноса

налогового бремени на граждан.

2. Достаточно высокий удельный вес по сравнению с зарубежными странами

доли косвенных налогов и относительно меньший – прямых. Причем доля

косвенных налогов в последнее время возрастает.

3. Создание разветвленной системы федеральной Госналогслужбы РФ снизу

доверху, непосредственное подчинение входящих в нее нижестоящих

структур вышестоящим, главной задачей которых является обеспечение

контроля за поступлением всех налогов, включая региональные и местные.

4. Наличие широкого перечня разнообразных льгот, преимущественно

направленных на стимулирование производства.

5. Разработаны и утверждены жесткие санкции за различные нарушения

налогового законодательства, включая меры финансовой, административной

и уголовной ответственности.

6. Установлена обязательность постановки всех субъектов

предпринимательской и хозяйственной деятельности на учет в налоговых

органах, с правом открытия расчетного счета в банках только после

регистрации в налоговых органах.

7. Определена первоочередность направления имеющихся у предприятий на

счетах средств на уплату налогов по сравнению с остальными расходами

предприятия.

Для налогоплательщиков предусмотрена возможность получения по их просьбе

отсрочек и рассрочек платежей в пределах текущего года, а также финансовых

санкций, если их применение может привести к банкротству и прекращению

дальнейшей производственной деятельности налогоплательщика.

Развитие налоговой системы России в 1990-х годах

Налоговая система Российской Федерации в 1992-1994 гг. по сравнению с

советской налоговой системой претерпела существенные изменения, т.к. смена

командно-административной системы управления на рыночную потребовала

пересмотра всей существующей налоговой политики. Но налоговая реформа не

была доведена до конца, и в существующей налоговой системе сохранились ряд

пережитков советской эпохи.

Главн2ым изменением налоговой системы стало то, что основными налогами,

обеспечивающими основную часть доходов бюджета, стали налог на добавленную

стоимость, акцизы, налог на прибыль, подоходный налог и налог на имущество,

составляющие основу налоговых систем большинства стран мира. Эти налоги в

1998 г. обеспечили 86,7% от всех налоговых поступлений.

Наиболее важным достижением реформы стала замена налога с оборота на

налог на добавленную стоимость и акцизы.

Однако, изменив состав и структуру налоговых доходов, налоговая реформа

начала 1990-х гг. не смогла коренным образом изменить порядок взимания, а

также принципы начисления многих налогов, во многих случаях сохранив

практику советских времен. В основе этой практики осталась ориентация

налоговой системы страны на ее пополнение за счет государственных или

приватизированных предприятий (в отличие от развитых стран, где основу

налоговых поступлений составляет подоходный налог и доходы по социальному

страхованию). Т.о., для России характерен перекос в сторону корпоративных

доходов (прежде всего налога на прибыль) в ущерб налогам на доходы

физических лиц и конечное потребление. Этот перекос связан прежде всего с

тем, что достигнутый в России уровень налогообложения прибыли и доходов от

капитала является экономически завышенным и не стимулирует экономическое

развитие предприятий.

В условиях быстрого роста частного сектора сохранение прежней налоговой

практики взимания налогов неизбежно повлекло за собой снижение сбора по

налогам "рыночного" типа и уменьшение их доли в бюджетных доходах.

Половинчатость реформ породила кризис бюджетных поступлений, который

особенно остро проявился в 1993 г., когда в бюджетную систему России было

собрано всего 24,7% ВВП.

Второй серьезный шаг в реформировании налоговой системы страны был

сделан в 1995 г., когда были ликвидированы либо включены в федеральный

бюджет все внебюджетные фонды (включая Федеральный дорожный фонд), за

исключением четырех внебюджетных фондов системы социального страхования.

В последние годы ведется много разговоров о необходимости проведения

новой налоговой реформы. При этом предлагаются самые различные варианты

этой реформы, но, как говорится, "воз и ныне там". При проведении такой

реформы необходимо учитывать, что налоговые поступления зависят от двух

основных факторов: налоговой ставки и налогооблагаемой базы. Как писал А.

Лаффер, "рост налогового бремени может приводить к увеличению доходов

только до какого-то предела, пока не начнет сокращаться облагаемая налогом

часть национального производства. Когда этот предел будет превышен, рост

налоговой ставки приведет не к увеличению, а к сокращению доходов бюджета",

что и произошло в современной России. На перспективы изменения собираем

ости налогов также влияет структура налоговых поступлений в регионе: чем

более она диверсифицирована как по видам налогов, так и по отраслям

экономики, тем выше устойчивость налоговых платежей.

Важной особенностью 1999 г. стало практически повсеместное введение в

регионах страны налога с продаж (в том числе в Москве), налоговая ставка

которого варьируется по регионам в пределах 2-5%. Но вводя налог с продаж,

регионы в соответствии с законодательством должны отменить практически все

другие местные налоги.

На 2000 г. Правительство России планировало снижение налогового бремени

на 1,1% ВВП. В частности, с 01.01.2000 г. сократит количество ставок

подоходного налога с пяти до трех, при этом максимальная ставка снижается с

45% до 30% (для доходов свыше 150 тысяч рублей). Будут отменены некоторые

налоги: на доходы банков, с биржевой деятельности, гербовый сбор, налог на

реализацию горюче-смазочных материалов. Также будут снижены на 1%

отчисления в фонд социального страхования, (сейчас на соцстрах с фонда

оплаты труда берется 5,4%). Компенсировать это снижение налогового бремени

Правительство собирается за счет ужесточения порядка возмещения НДС

(возмещать будут только налог по товарам, оплаченным "живыми" деньгами),

индексирования ставки акцизов на подакцизные товары на 30% (на табачные

изделия - на 140%).

Недостатки налоговой системы России

Существующая налоговая страны требует серьезного реформирования, т.к. не

обеспечивает оптимального выполнения своих функций, т.к. с одной стороны

должна обеспечивать уровень сбора налогов, достаточный для покрытия

основных расходов бюджетов, а с другой стороны налоговая система страны

должна способствовать нормальному функционированию экономики государства,

экономическому росту и развитию территорий.

В сложившейся налоговой системе страны с экономической точки зрения

можно выявить определенные недостатки, которые необходимо устранить или

минимизировать:

1. Налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер,

что затрудняет реализацию стимулирующей и регулирующей функций

налогообложения. В первую очередь, это определяется высокой завышенной

по сравнению с развитыми странами ставки налога на прибыль (35%) и

налога на добавленную стоимость (20%), вследствие чего приоритетное

направление по налоговым изъятиям в России приходится на обложение

хозяйствующих субъектов (т.е. юридических лиц). В условиях рыночной

экономики это анахронизм. Необходимо постепенно переносить основную

тяжесть налогообложения на физических лиц, но этот процесс требует

последовательной и целенаправленной политики в течение многих лет.

2. Довольно высокий удельный вес по сравнению с зарубежными странами

имеют косвенные налоги (налоги с оборота, продаж, различные сборы), а

не прямых, причем доля косвенных налогов постепенно возрастает.

3. Косвенные налоги и сборы в целом не способствуют стимулированию

эк8ономики и увеличению сбора налогов, скорее наоборот.

4. Неоптимальная шкала ставок подоходного налога с физических лиц, т.к.

разрыв между группами лиц с наименьшими и наивысшими доходами

составляет 1:25, а в ставках налогообложения всего лишь 1:3. Поэтому

основная налоговая нагрузка падает на малообеспеченные слои населения,

а не на наиболее богатых.

Недостаточно эффективный контроль за сбором налогов, что выражается в

сокрытии доходов (т.е. большой доли теневой экономики), вследствие

чего, по различным оценкам, бюджетная система РФ недополучает от 30 до

50% налогов. Особенно важное значение в этом направлении приобретает

борьба за устранение неучтенного в налоговых целях наличного оборота

денежных средств (т.н. "черный налог"), доля которого, по разным

источникам, достигает 40% денежного оборота страны, вследствие чего

расчеты между юридическими лицами не через расчетные счета приводят к

недобору платежей в бюджет не менее чем на 20-25%.

5. Неэффективность существующих льгот. Сокращение налоговых льгот не

только сделает налоговую систему более нейтральной по отношению к

отдельным участникам экономической деятельности, не только поставит

дополнительные барьеры перед злоупотреблениями и коррупцией, но и

расширит налогооблагаемую базу. Но льготы, связанные со структурной

перестройкой экономики, развитием малого предпринимательства и

стимулированием инвестиций необходимо сохранить и даже расширить. В

этих условиях льготы должны иметь временный и направленный характер,

и, что важно, должны даваться участникам экономической деятельности, а

не отдельным территориям.

6. Усложненность налоговой системы РФ, т.к. на данный момент в России

насчитывается вместе с местными налогами свыше 100 различных налогов и

сборов. Требуется существенное упрощение налоговой системы страны, при

существенном снижении общего числа налогов и сборов. Необходимо

отменить ряд "нерыночных" налогов, которые взимаются с выручки, а не с

прибыли (это транспортный налог, сбор на содержание жилищного фонда и

др.), а также ряд налогов с целевым назначением (налог на

пользователей автомобильных дорог для развития дорожного хозяйства,

целевые налоги на содержание милиции). Требуется объединение налогов,

имеющих сходную налогооблагаемую базу (например, платежей за право

пользования природными ресурсами, акцизов на минеральное сырье и

платежей на воспроизводство минерально-сырьевой базы). Есть

предложение вместо действующих сейчас имущественных налогов ввести

единый налог на недвижимость. Следует отказаться от налогов-двойников,

т.е. от одноименных налогов, поступающих в разные бюджеты (например,

налог на прибыль. Более оправданным является наличие единых налогов с

88законодательным разделением долей, зачисляемых в федеральный и

территориальные бюджеты. Должны быть отменены налоги, затраты на

взимание которых превышают сумму собранных налогов.

7. Постоянное изменение налогового законодательства и ставок

налогообложения, что не способствует долгосрочному вложения капиталов

и росту экономики. Необходимо законодательно установить стабильные (в

течение нескольких лет) базовые нормативы ставок и отчислений от

основных налогов (в первую очередь это федеральные регулирующие

налоги: подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, налог на

добавленную стоимость, а также на некоторые другие).

8. Несовершенство законодательства, противоречивость и запутанность

нормативной базы и процедур налогообложения, отсутствие оперативной

связи исполнительной и законодательной властей, что выражается в

первую очередь в затягивании принятия нового Налогового кодекса. По

различным оценкам сейчас в России действует от 600 до 800 различных

законов и иных нормативных актов, в той или иной степени затрагивающих

налогообложение. Требуется их унификация и объединение в едином своде

налоговых законов. Для эффективного взимания налогов на недвижимость

необходимо создание кадастра земли, кадастра недвижимости,

автоматизированной системы управления недвижимостью и т.д.

9. Большая доля в структуре сбора налогов различных видов зачетов. В

первую очередь необходимо постепенное прекращение в регионах любых

форм зачетов по федеральным регулирующим налогам, а затем и по всем

остальным. В определенной степени интересна работа, проведенная

департаментом финансов Министерства экономики РФ в 1997-1998 гг. по

определению оптимального уровня отчислений в федеральный и

территориальные бюджеты от трех основных налогов - налога на

добавленную стоимость, налога на прибыль и подоходного налога с

физических лиц. С точки зрения максимального увеличения не дотационных

регионов перспективным является решение, при котором доли отчислений в

федеральный бюджет по НДС - 50%, по налогу на прибыль - 75%, по

подоходному налогу - 5,7%. Если же речь зайдет о возможности

уменьшения суммы поступлений в федеральный бюджет на 5% в пользу

территориальных бюджетов, тогда наиболее перспективным является

вариант оптимизации, при котором доля отчислений в федеральный бюджет

по НДС - 50%, по налогу на прибыль - 56%, по подоходному налогу - 20%

(при этом число регионов, для которых отношение доходов к расходам

улучшилось по сравнению с существующим распределением, составляет 72).

Одной из важных проблем в современной системе налогообложения является

система налоговых ставок, которые определяют сумму налогового изъятия. Это

относится к целому ряду налогов, в первую очередь к налогу на прибыль.

Существует интересное предложение ввести (сначала в отдельных регионах)

регрессивные ставки налога на прибыль, когда при увеличении суммы

налогооблагаемой прибыли ставка налогообложения понижается. При таком

методе понижающая регрессия ставок будет стимулировать не стремление

уменьшить или скрыть налогооблагаемую базу, а показать ее в полном объеме,

т.к. чем больше сумма получаемой прибыли, тем меньше ставка налога. Но это

требует дополнительного усиления контроля со стороны налоговых органов,

налоговой полиции.

Заключение

Налоги – необходимый элемент механизма государственного регулирования

рыночной экономики, без которого немыслимо ее целенаправленное развитие с

учетом интересов общества.

Именно в налоговой системе и налоговой политике заложены и возможности

использования их в целях развития и совершенствования федеративных

2отношений, а также местного самоуправления, что относится к числу

п2ервостепенных задач, стоящих сегодня перед государством.

Налоговая система действует на всей территории России. Это единая

налоговая система российского государства, что относится ко всем трем

уровням платежей. Единство налоговой системы в России проявляется, во –

первых, в том, что повсеместно действуют (или могут быть введены органами

государственной власти субъектов Федерации и органами местного

самоуправления) одни и те же виды налогов. Во – вторых, что единство

отражает равенство прав по конкретизации налогообложения между субъектами

Федерации, между органами местного самоуправления.

Необходимость единства налоговой системы в Российской Федерации вытекает

из закрепленных в Конституции РФ гарантий единства экономического

пространства, отнесения к ведению Российской Федерации вопросов финансового

регулирования и к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов –

установление общих принципов налогообложения и сборов.

В работе я постаралась затронуть как теоретические, так и практические

проблемы функционирования налоговой системы нашей страны на современном

этапе развития. И хотя реформирование ее идет и сейчас (готовиться к

принятию вторая часть Налогового кодекса), налоговая система России еще

нуждается в дальнейшем совершенствовании.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воскобойников А., Евсеев Д. О перспективах реформирования налоговой

системы России / Федерализм. - 1997,№6. - с.39

2. Дмитриев М. Бюджетная политика в современной России / Моск. Центр

Карнеги. - М: 1997. - 58 с.

3. Дубов В. Действующая налоговая система и пути ее совершенствования /

Федерализм. - 1997,№4. - с.22.

4. Кирова Е., Фокин Ю. Налоговая нагрузка: проблемы и пути решения /

Экономист. - 1998,№10. - с.52-59.

5. Пансков В. Налоги и налогообложение в РФ. М.: 2000.

6. Пансков В. Налоговое бремя в российской налоговой системе /

Федерализм. 1998,№11. - с.18

7. Пеньков Б. Оптимизация налоговой системы / Экономист. - 1996, №5. -

с.31-38

8. Проблемы совершенствования налогообложения в РФ / Федерализм. - 1998,

№1. - с.23

9. Тимофеева О. Налоговый кодекс / Экономист. - 1998, №3. - с.65-75

10. Основы налогообложения и гражданского права, М.:1998.

11. Налоги и налоговое право. Под ред. Брызналина А.В.- М.:1998.

© 2010