На главную

НЕКОТОРЫЕ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНО-СТИ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ. Курсовая Работа.


НЕКОТОРЫЕ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНО-СТИ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ. Курсовая Работа.

Агентство образования Российской Федерации

Нижегородский государственный университет

им. Н.И. Лобачевского

Факультет международных отношений

Кафедра регионоведения

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А

НЕКОТОРЫЕ НЕТРАДИЦИОННЫЕ

ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ

+---------------------------------------------------------------+

|| Выполнила: студентка группы 1727 Пивник Ксения Владимировна. |

|+--------------------------------------------------------------|

|| Научный руководитель: |

|| |

|| Кандидат исторических наук |

|| |

|| доцент |

|| |

|| Рыжов Игорь Валерьевич |

+---------------------------------------------------------------+

Нижний Новгород

2004

СОДЕРЖАНИЕ.

Содержание………………………………………………………………………………...2

Введение……………………………………………………………………………………3

Глава I. Общие характеристики проблемы безопасность.

I.1. Безопасность. Основные понятия.

I.2. Современные вызовы безопасности.

I.3. Региональные проблемы безопасности.

Глава II. Некоторые нетрадиционные проблемы безопасности на Ближнем

Востоке.

II.1. Проблема терроризма на Ближнем Востоке.

II.2. Проблема наркотиков на Ближнем Востоке.

II.3. Проблема водных ресурсов на Ближнем Востоке.

Заключение

Примечание

Список используемой литературы

Введение.

Проблема безопасности - одна из центральных в теории и практике

международных отношений, поэтому она всегда была и остается в поле зрения

ученых.

Сегодня в условиях процессов глобализации проблемы безопасности

приобретают новый, более многомерный характер. Наравне с вопросами,

связанными с национальными проблемами безопасности, все чаще начинает

уделяться внимание так называемым нетрадиционным проблемам безопасности.

Вполне естественно, что в данных условиях серьёзную угрозу для

безопасности мирового сообщества представляет собой Ближний Восток, один

из самых сложных и противоречивых регионов мира.

В данной работе под регионом Ближний Восток понимается территория на

западе Азии и северо-востоке Африки, на которой расположены Египет,

Турция, Сирия, Израиль, Ирак, Иордания, Ливан, Саудовская Аравия,

Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Судан, Кипр, Йемен, Кувейт, Катар,

Бахрейн, а также Иран и Афганистан, т. к. на наш взгляд именно общность

этих государств с геополитической точки зрения является весьма важным

компонентом современных международных отношений и мировой экономики.

В ближневосточном регионе продолжается формирование региональных центров

силы, ведущих силовую борьбу за лидирующие позиции в региональных

международных отношениях: Египет, Сирия, Саудовская Аравия, Ирак, Иран,

Израиль, Турция. Эта борьба сопровождается гонкой вооружений и военными

конфликтами, противоречиями между богатыми нефтедобывающими государствами

Персидского залива и бедными арабскими государствами Средиземноморья, где

сильны фундаменталистические мусульманские течения, руководители которых

выступают за перераспределение нефтяных доходов в пользу неимущих арабских

государств.

Сегодня мы можем наблюдать появление нетрадиционных угроз безопасности.

Центр тяжести длительных вооруженных столкновений перемещается в

социальную и политическую среду. В такой обстановке для решения новых

задач, которые теперь называются \"операциями невоенного характера\",

возникает необходимость пересмотра существующего оснащения и боевых задач

вооруженных сил. На армию теперь могут возлагаться такие функции, как

установление и поддержание мира, наблюдение и контроль за выполнением

соглашений по разоружению, охрана границ и акваторий, поисковые и

спасательные операции, борьбе с наркобизнесом, борьба с контрабандой людей

и восстановление районов, разрушенных в ходе боевых действий. Нормализация

работы управленческих структур в зонах конфликтов, усиление политической

власти и сотрудничества военных и гражданских властных структур могут

стать наиболее приоритетными задачами в будущем.

Актуальность исследования выражается в том, что все большее влияние на

политику в ближневосточном регионе начинают приобретать вопросы, связанные

терроризмом, организованной преступность, водными ресурсами и т.д. Именно

эти аспекты способны влиять на положение сил в регионе. Терроризм начинает

становится методом политической борьбы, усиливающаяся активность

организованной преступности, выражающаяся в увеличивающемся наркотрафике,

тесно связанна с террористическими организациями, а также ограниченные

водные ресурсы, способные влиять на баланс сил в регионе. Все это требует

тщательного анализа для дальнейшего поиска путей разрешения этих проблем.

Обзор литературы, статей и других материалов. Проблема безопасности

занимает особое место как в отечественной, так и в зарубежной литературе.

Для раскрытия избранной темы был проанализирован широкий ряд российских

диссертаций, монографий и других научных исследований. Так, прежде всего

хотелось бы отметить монографию Д. Г. Балуева «Современная мировая

политика и проблемы личностной безопасности», статью А. А. Сергунина «На

пороге XXI века: восприятие проблем международной безопасности Россией и

США», опубликованную в сборнике статей по материалам IV международной

научной конференции «Актуальные проблемы американистики», в которых особое

место уделяется проблеме безопасности, эволюции этого понятия, подробно

разобраны виды и режимы безопасности. Так же неоценимую помощь при

написании работы оказал сборник статей Института изучения Израиля и

Ближнего Востока Российской Академии Естественных наук «Ближний Восток:

проблемы региональной безопасности», в нем нашли отражения статьи,

содержащие аналитический материал, затрагивающие вопросы, связанные с

проблемой безопасности на Ближнем Востоке. Особо хотелось бы отметить

монографию А. Г. Бакланова «Ближний Восток на рубеже XXI века: к созданию

системы региональной безопасности», статью Панкратьева В.П. \"Некоторые

проблемы безопасности на Ближнем Востоке\", размещенную на сайте

www.vostokoved.ru, содержащие необходимый материал по проблеме

региональной безопасности Ближнего Востока. Также помощь при раскрытии

темы оказали следующие исследования: Е.П. Кожушко «Современный терроризм:

анализ основных направлений», С.И. Грачева, О.А.Колобова, А.А. Корнилова

“США и международный терроризм”, Ю.И. Авдеев «Типология терроризма,

Современный терроризм: состояние и перспективы», в которых отражены

проблемы, связанные с развитием терроризма в регионе. При написании работы

были использованы также следующие труды: «Международный терроризм:

глоссарий, аналитические материалы, документы» под общей редакцией О. А

Колобова, «Словарь русского языка» С. И. Ожегова, а также использовались

сайты www.vostokoved.ru, middleeast.narod.ru/polit.htm, www.iimes.ru,

www.news.bbc.co.uk, jahon.mfa.uz, на которых содержатся материалы по

региональной безопасности Ближнего Востока.

Целью работы является анализ основных видов безопасности, проблем

безопасности, а также некоторых нетрадиционных проблем безопасности на

Ближнем Востоке.

Для достижения поставленной цели необходимо, на наш взгляд, решить

следующие задачи:

- охарактеризовать основные понятия, относящиеся к проблеме безопасности,

виды и формы этого явления,

- рассмотреть некоторые нетрадиционные проблемы безопасности на Ближнем

Востоке.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 90-х гг. XX века до

начала XXI, т. к. именно в этот период появляются современные подходы к

проблемам безопасности. Окончание холодной войны вызывает радикальные

перемены во взглядах всех государств на национальную безопасность и

внешнюю политику, начинается период глобализации, и все большее значение

приобретают вопросы проблем нетрадиционного характера. Однако иногда автор

выходит за рамки для того, чтобы проследить эволюцию понятия

«безопасность».

Научная новизна. Заключается в комплексном анализе видов, современных

вызовов, режимов безопасности и проблем нетрадиционной на Ближнем Востоке.

Произведена попытка сбора материала, связанного с проблемами

нетрадиционной безопасности на Ближнем Востоке, и его анализ.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, примечаний и

списка используемой литературы.

В ведении дается обоснование выбора темы, ее актуальность, определяются

хронологические рамки исследования, цель, задачи, научная значимость, а

также степень разработанности темы исследования.

Первая глава посвящена анализу общих характеристик проблем безопасности в

современный период.

Во второй главе раскрываются некоторые нетрадиционные проблемы

безопасности на Ближнем Востоке.

В заключении прелагаются основные выводы автора работы по поставленной

проблеме.

Глава I. Общие характеристики проблемы безопасность.

I.1.Безопасность. Основные понятия.

История развития земной цивилизации - сложный, противоречивый,

неравномерный процесс и в значительной мере его траектория зависит от

стремления человека и общества обеспечить свою безопасность, избежать

голода, болезней, добиться комфортных условий существования, обеспечить

защиту от агрессии, сохранить окружающую среду обитания и т. д. Таким

образом, можно сказать, что важнейшей целью развития во все времена было

достижение все более высокого качества жизни и безопасности.

В последнее время термин «безопасность» стал весьма популярным. В прессе,

выступлениях политиков, программах политических партий и движений нередко

приходится встречать термины «национальная безопасность», «государственная

безопасность», «региональная безопасность». При таком обилии формулировок

легко подменять сущность понятий, прибегая тем самым к наиболее надежному

способу манипулирования общественным сознанием в интересах определенных

политических сил.

В большинстве случаев современные исследователи, ученые не расходятся во

мнениях, определяя понятие «безопасность». Так, например, в глоссарии

«Международный терроризм» можно найти следующее определение: «Безопасность

- состояние, положение, при котором кому-, чему-либо не угрожает

опасность.». Подобное определение дается и в Словаре Русского Языка С. И.

Ожегова.

Однако история эволюции определения понятия «безопасность» достаточно

велика.

Особо остро проблема определения понятия «безопасность» стала подниматься

в XVI-XVII вв., когда капиталистический уклад получает все большее

развитие в экономике стран Западной Европы, а в развитых странах выросшая

буржуазия перестает мириться с феодальным строем и требовала обеспечение

свободы и безопасности личности и частной собственности. В этот период

такие великие философы как И. Кант, Г.Гроций и Т.Гоббс начинают

затрагивать вопросы об обеспечении безопасности личности и государства в

своих работах о концептуальных подходах к мироустройству.

Долгое время безопасность как сфера деятельности была предметом скорее

практики государственного управления, а не объектом теоретической науки.

Сегодня проблема безопасности также занимает особое место в жизни всего

человечества. Однако значение безопасности, ее вес в общей характеристике

качества жизни существенно возрос. Сейчас уже можно утверждать, что

обеспечение комплексной безопасности личности, общества, государства,

региона и мирового сообщества станет важнейшим приоритетом ближайших

десятилетий, превратится в основу стратегии существования цивилизации в

современных и прогнозируемых будущих условиях.

Понятие «безопасность» тесно связано с категорией «национальные интересы».

Более того, первое является производным от второй. Национальная

безопасность призвана прежде всего обеспечить гарантии неуязвимости

основных, жизненно важных интересов — национального суверенитета,

территориальной целостности государства-нации, защиты его населения, —

т.е. таких интересов, ради достижения которых оно скорее согласится

воевать, чем пойдет на компромисс. Иначе говоря, национальная безопасность

— это стратегия, направленная на обеспечение жизненно важных интересов

государства-нации. Таков классический, реалистический подход к проблеме.

Неореалисты утверждают, что национальные интересы и национальная

безопасность самым непосредственным образом связаны со структурой

международной системы. Однако главным средством достижения и защиты

национальной безопасности и в реализме, и в неореализме признается сила

(прежде всего в ее военно-политическом измерении), а главным инструментом,

гарантирующим международную безопасность, — баланс сил.

Еще одна существенная особенность реалистического понимания безопасности

состоит в том, что она носит прежде всего охранительный характер:

безопасность рассматривается как неугрожаемое состояние. Такое понимание

безопасности оставляет в тени, порой недооценивает, а в некоторых случаях

и вовсе игнорирует ее значение как совокупности мер для обеспечения

неугрожаемого состояния.

С позиций политического реализма главное действующее лицо национальной и

международной безопасности - государство. Именно оно является основным

звеном, причиной и следствием, основным виновником (источником угроз) и

надеждой в соотношении угроза — безопасность. Центральные понятия в

либерально-идеалистической парадигме — всеобщее разоружение и коллективная

безопасность, главным объектом которой являются указанные универсалии, а

также неотъемлемые права личности.

Коллективная безопасность — понятие, появившееся в мировом политическом

лексиконе и укоренившееся в дипломатической практике еще в 1920-30-е гг.,

когда предпринимались попытки создать механизм предотвращения новой

мировой войны (в основном на базе Лиги Наций).

Главными элементами коллективной безопасности являются наличие группы

государств, объединенных общей целью (защита своей безопасности), и

система военно-политических мер, направленных против потенциального

противника или агрессора. В свою очередь, могут быть различные виды

коллективной безопасности, отличающиеся друг от друга тем, какой тип

межгосударственной коалиции положен в ее основание и какие цели ставят

перед собой участники системы коллективной безопасности. Это может быть

организация государств, имеющих сходное общественно-политическое

устройство, общие ценности и историю (например, НАТО, Организация

Варшавского договора, Европейский союз, СНГ и пр.). Коалиция может

возникнуть и по причине внешней опасности, угрожающей безопасности группе

совершенно разнотипных государств, но заинтересованных в коллективной

защите от общего врага.

В целом же коллективная безопасность фокусирует внимание на

военно-стратегических проблемах и не нацелена на решение других аспектов

международной безопасности (экономического, общественного, экологического

и других измерений). Это ограничивает возможности использования данной

модели в современных условиях. Тем не менее в 1990-е гг. наблюдался подъем

интереса к этой модели среди российских ученых и политиков, обусловленный

динамикой развития СНГ, а также внешними угрозами (расширение НАТО,

исламский фундаментализм, локальные конфликты в сопредельных регионах и

пр.

В эти же годы рождаются и иные, близкие указанному понятия безопасности.

Например, понятие «общей безопасности» (common security) как

противоположности стратегии сдерживания. «Общая безопасность»

подразумевает долгосрочные государственные обязательства, учитывающие

опасения относительно своей безопасности со стороны других государств, а

также совместную работу по разным направлениям для максимального

увеличения степени взаимозависимости между государствами. Другое понятие —

это понятие «общей и коллективной обороны». Под ним подразумевается

совместная защита членов сообщества безопасности (например, НАТО и ОВД) от

внешней агрессии.

Наконец, в 1970-е гг. появляются и понятия «всеобъемлющей безопасности»

или «всеобщей безопасности», которые рассматриваются как альтернатива

национальной безопасности и как средство придания новой и более широкой

основы сотрудничеству в условиях стабилизации международной системы.

Всеобщая безопасность — понятие, появившееся в докладе Комиссии Пальме

1982 г. Оно призвано подчеркнуть многомерный характер международной

безопасности (включая не только традиционную \"жесткую\", но и \"мягкую\"

безопасность), а также необходимость учета законных интересов не только

узкой группы государств, но и всех членов мирового сообщества.

Институциональную основу всеобщей безопасности должны составлять не только

и не столько военно-политические альянсы (как в случае с коллективной

безопасностью), сколько глобальные организации типа ООН. Несмотря на то

что в эвристическом смысле концепция всеобщей безопасности представляет

значительный шаг вперед по сравнению с коллективной безопасностью, ей

присущ ряд недостатков: некоторая расплывчатость определения международной

безопасности (понятие безопасности стало синонимом общественного блага),

отсутствие приоритетов, техническая непроработанность, слабое

институциональное подкрепление и связанная с этим трудность воплощения на

практике

В 90-е годы все более популярной становится понятие кооперационной

безопасности. По мнению ее сторонников оно сочетает в се6е лучшие формы

предыдущих двух концепций. С одной стороны, кооперационная безопасность

признает многомерный характер международной безопасности, а с другой —

устанавливает определенную иерархию приоритетов и нацеливает субъектов

международной деятельности на решение первоочередных задач. Модель

кооперационной безопасности отдает предпочтение мирным, политическим

средствам решения спорных вопросов, но в то же время не исключает

применения военной силы (не только как последнее средство, но и как

инструмент превентивной дипломатии и миротворчества). Она поощряет

сотрудничество и контакты между государствами, принадлежащими к разным

типам общественного и цивилизационного устройства, и вместе с тем может

опираться на существующую систему военно-политических союзов при решении

конкретных вопросов. Наконец, признавая государство-нацию в качестве

основного субъекта международной деятельности, эта концепция большое

внимание уделяет использованию потенциала международных и

транснациональных организаций. При администрации Клинтона эта концепция

была возведена в ранг официальной политики, и Вашингтон постарался

закрепить ее и в качестве основной стратегии НАТО.

В то же время разработка модели кооперационной безопасности еще далека от

своего завершения. Не до конца ясны ее многие конкретные параметры: какие

институты должны стать ядром новой системы международной безопасности,

каковы природа силы и границы ее использования в современных международных

отношениях, каковы перспективы национального суверенитета, как сложится

судьба существующих военно-политических альянсов, как предотвратить

возрождение блоковой политики и скатывание нынешней системы международных

отношений к хаосу и т.д.? Внушают опасение и попытки некоторых государств

и коалиций (США и НАТО) интерпретировать понятие кооперационной

безопасности в выгодном для себя смысле и построить не равноправную, а

иерархичную систему международных отношений.

I.2. Современные вызовы безопасности.

Сегодня международные отношения переживают очередную в своей истории фазу

трансформации, источником которой стало окончание «холодной войны». В

период холодной войны подходы к обеспечению международной безопасности

определяла биполярная система международных отношений. Роль двух

сверхдержав в процессе ее сохранения была очень велика. После крушения

Советского Союза и окончания холодной войны этот процесс не только

усложнился, но и приобрел новые параметры. Этот процесс совпал с

прогрессирующей динамикой глобализации. Обе эти тенденции

взаимопереплетаются, требуя своего анализа и определения на их основе

новых координат развития мирового сообщества.

Это относится не только к решению экономических проблем и проблем

деградации окружающей среды, но и к совместному поиску правового

разрешения противоречия между стремлением к самоуправлению и групповой

самоидентификации и сохранением целостности государств, между ростом

сепаратизма и нерушимостью границ, между стремлением субнациональных групп

и регионов к суверенитетом нации-государства, частью которого они

являются.

Сегодня вызовы безопасности связаны с глобальным кризисом систем

общественной и политической организации и идеологических устоев. Можно

выделить четыре группы вызовов:

1. Это вызовы, касающиеся меняющегося места государства в составе акторов

международных отношений. Во-первых, в условиях глобализации снижается

уровень значимости государства. Особо сильно это отражается на

государствах, появившихся в результате насаждения такой формы общественной

жизни европейскими странами. Во-вторых, вследствие роста

антигосударственных тенденций, в частности проявляющихся в пропаганде СМИ.

В-третьих, дестабилизирующее влияние на государство оказывают

трансграничные переливы краткосрочных капиталов, действия международных

финансовых спекулянтов. И, в-четвертых, идет формирование архаических

общностей на основе племенной, этнической и религиозной идентификации, что

несет в себе угрозы сепаратизма, этнического и религиозного экстремизма.

2. Эта группа связана с нарастанием экономического разрыва и социальной

разобщенности и социальной разобщенности между странами, нардами и

социальными группами.

3. Третья группа вызовов является следствием научно-технической революции.

4. Связана с дефицитом ресурсов в условиях перенаселения планеты.

В этих условиях формируются особые режимы в области безопасности.

Режимы в области безопасности - системы принципов, норм, правил и процедур

принятия решений, регулирующих отдельные аспекты взаимоотношений между

государствами в области безопасности. Режим существует, если можно

идентифицировать все три элемента и когда режим контролирует достаточно

переменных в данной области, чтобы влиять на поведение сторон. Основываясь

на этих критериях, Г.Моллер выделял четыре режима в области безопасности:

1. Режим стратегических ядерных вооружений.

2. Европейский военный порядок (договор о ОВСЕ, стокгольмско-парижские

соглашения о мерах по укреплению доверия, договор о РСД и др.).

3. Режим предотвращения ядерной войны (в дополнение к различным

международным соглашениям в него входит и установившаяся недавно практика

не держать ядерные вооружения в слишком высокой степени боеготовности).

4. Режим ядерного нераспространения.

Обычно в основе работоспособных режимов лежат нормы. Большинство из

существующих сегодня эффективных институтов основываются на

распространенных во время их создания нормах, которые их создатели

зафиксировали в соглашениях. Примером может служить ГАТТ и его преемница

ВТО, чьи правила основываются на принципе недискриминации.

Можно выделить следующие тенденции в развитии установленных ООН глобальных

режимов:

1. Развитие международных режимов в рамках системы ООН существенно

расширило те области международной жизни, которые регулируются нормами и

правилами.

2. Не все глобальные режимы увеличили свою силу на протяжении второй

половины столетия. Некоторые просто являются модификациями режимов,

существовавших до Второй мировой войны. Другие прекратили свое

существование.

3. Режимы дают дополнительную защиту основным прерогативам государства

(например, территориальной целостности). Они же могут ослаблять контроль

государства над экономической и общественной деятельностью даже в пределах

их собственных границ.

4. Большинство возникших в рамках ООН режимов снизили барьеры движению

товаров и услуг. Они сумели достичь этого путем установления

законодательной базы для использования океанов и воздушного пространства,

уменьшения возможности повреждения товаров и информации, проходящих

транзитом через территорию третьих государств, обеспечения технической

совместимости разных систем, предотвращения ущерба вызываемого

международной торговлей (перенос инфекционных заболеваний, ущерб для

окружающей среды).

5. Глобальные режимы являются результатом переговоров между государствами

и негосударственными акторами. В то же время в случае проблем, связанных с

основами политического или экономического порядка, роль связанных с ООН

институтов по-прежнему является ключевой в их разрешении.

Существует вопрос, как режимы могут быть эффективны в решении возникающих

проблем, при отсутствии верховной власти, наделенной полномочиями,

возможностями и политической волей для обеспечения выполнения основных

правил? Режимы достаточно слабо управляются. Если провести различие между

режимами как институтами и организациями как материальными единицами с

офисами, бюджетами, персоналом юридическим лицом, можно сказать, что

подход к управлению, основанный на режимах, подчеркивает идею \"управления

без правительства\" и может выполнять функции управления, минимизируя

образование новых бюрократических и административных структур.

Значительная часть работы по выполнению положений международного режима

передается индивидуальным членам, которые обычно достаточно организованы,

независимо от того, являются ли они государствами или негосударственными

акторами.

I.3. Региональные проблемы безопасности.

Итак, становится очевидным зависимость региональной политики в области

безопасности от процессов, происходящих в мире. Следовательно проблемы

региональной безопасности, особенно такого региона как Ближний Восток, не

могут рассматриваться без учета политики в области международной

безопасности.

Политологи классифицируют безопасность с точки зрения стабильности и

дестабилизации системы международных отношений — международная или

системная безопасность; по уровню взаимодействия государств — глобальная

или региональная безопасность; по количеству участников взаимодействия —

национальная, государственная, групповая и т.д.

Региональная безопасность представляет собой суммарное представление о

национальной безопасности (или представление о возможности избавления от

внешних угроз) факторов региональной системы международных отношений и

мерах (индивидуальных или коллективных), которые можно предпринять в

определенном пространстве и времени. Безопасность отдельно взятых факторов

региональной системы принято понимать как отступление внешних и внутренних

угроз.

Силовые возможности большинства развивающихся стран весьма ограничены. Для

компенсации своей слабости и уязвимости они вынуждены вступать в

международные организации в надежде на их защиту (ООН, ЛАГ, ССАГПЗ, ОИК и

т. п.), заключать соглашения по безопасности с внерегиональными

государствами (Израиль — США; Кувейт -США и т. п.) или вступать в

официальные или неформальные альянсы между собой (Сирия — Иран и т. п.).

В период холодной войны подходы к обеспечению международной безопасности

определяла биполярная система международных отношений. Роль двух

сверхдержав в процессе ее сохранения была очень велика. После крушения

Советского Союза и окончания холодной войны этот процесс не только

усложнился, но и приобрел новые параметры. Соединенные Штаты, как

единственная ныне сверхдержава, намереваются взять на себя главную

ответственность за сохранение всеобщего мира и стабильности. Тем не менее

возможности США ограничены, и они не способны решать все проблемы,

осложняющие процесс обеспечения безопасности на глобальном или

региональном уровнях только своими силами. Новая ситуация, сложившаяся в

мире, затрагивает прежде всего государства Ближнего Востока. Особенностью

этого ареала является социально-экономическая отсталость, характерная для

большинства его стран, неурегулированность пограничных проблем, высокий

уровень конфликтности. Все это можно расценивать как следствие

колониального прошлого. В период холодной войны лидеры двух

противоборствующих блоков контролировали конфликты, происходившие на

территории региона. Они стремились не допустить их перехода на глобальный

уровень. С другой стороны, обе сверхдержавы были заинтересованы в большем

числе союзников, чтобы более успешно конкурировать между собой. Подобная

ситуация позволяла государствам «третьего мира» успешно балансировать

между двумя глобальными «центрами силы», решая таким образом проблему

обеспечения региональной безопасности.

После окончания холодной войны афро-азиатские государства оказались в

ситуации, когда высокоразвитые индустриальные страны проявляют готовность

оказывать помощь в сохранении статус-кво лишь тем регионам, в которых они

заинтересованы в силу тех иных экономических или политических причин.

Однако многие происходящие там межэтнические и религиозные конфликты не

привлекают к себе внимания мирового сообщества. Игнорирование ведущими

мировыми державами проблем региональной стабильности обостряет борьбу

между региональными «центрами силы», что в свою очередь приводит к

осложнению процесса обеспечения региональной безопасности как части

безопасности глобального характера.

Вместе с тем новая расстановка сил в мире способствует тому, что

появляются иные, не связанные, как прежде, с фактором деятельности двух

великих держав перспективы урегулирования отдельных конфликтных ситуаций.

Однако и в этом случае реализация подобных перспектив о чем

свидетельствует, в частности, опыт урегулирования ближневосточного

конфликта. В постконфронтационную эпоху меняются как источники глобальной

и региональной нестабильности, так и способы обеспечения безопасности, что

продемонстрировал кризис в Персидском заливе, возникший в результате

иракской агрессии против Кувейта в августе 1990 г. Этот кризис показал

также и опасность распространения оружия массового поражения, угрожающего

сохранению международной безопасности. Поэтому весьма актуальными

продолжают оставаться проблемы, связанные с гонкой вооружения и контролем

над вооружением.

Таким образом, объектом традиционных проблем безопасности является

государство, а основной задачей является обеспечение выживания

государства. Исходя из этого видно, что к проблемам традиционной

безопасности относятся проблемы, связанные с защитой территории и

населения.

Среди проблем такого характера на Ближнем Востоке можно выделить

следующие:

— нерешенность - несмотря на значительные достижения мирного процесса -

коренных вопросов ближневосточного урегулирования, в том числе

палестинской проблемы (форма государственности, границы, беженцы и др.) и

возвращения Сирии Голанских высот;

— дисбаланс военных сил между арабскими странами и Израилем в пользу

последнего, учитывая технологический «отрыв» Израиля от арабских

государств, а также наличие израильского ядерного потенциала, который

может в нынешних условиях, когда арабские страны присоединились к ДНЯО,

стать его «ядерной монополией»;

— возможность формирования политико-военного альянса двух ведущих в

военном отношении государств региона - Израиля и Турции, что ведет к еще

большим диспропорциям в соотношении сил в данном районе мира;

— неурегулированность ситуации вокруг Ирака;

— потенциальная угроза со стороны внерегиональных государств (некоторые из

арабских государств, стран Залива, называют в этой связи Иран); и др.

Однако сегодня в условиях глобализации, несмотря на важность сохранения

государственного суверенитета, экономические соображения учитываются

гораздо больше, чем в прошлом. Здесь и появляются проблемы безопасности

нетрадиционного характера: нестабильность социально-экономического и

политического развития, религиозные и этнические конфликты, религиозный

фанатизм и воинствующий национализм, терроризм, организованная

преступность, «отмывание» незаконно нажитых денег, контрабанда,

незащищенность интеллектуальной собственности, незаконная миграция,

экологические катастрофы, массовые эпидемии и т.д.

На Ближнем Востоке это может выражается следующим образом:

— активность в национальном, региональном и международном контексте

радикальных, экстремистских и террористических элементов, что может не

только сорвать дальнейшее продвижение по пути ближневосточного

урегулирования, но и привести к изменению режимов в ряде стран региона;

— возможность возникновения конфликтов в связи с обострением проблемы

водных ресурсов как между странами региона, так и другими государствами;

— слабость экономических позиций большинства арабских стран, низкая

эффективность межарабских интеграционных связей, что существенно

увеличивает их зависимость от наиболее мощных государств мира и др.

Таким образом, нами были рассмотрены основные характеристики проблем

безопасности в современный период. Понятие безопасность по своей сути

осталось неизменным, однако вызовы, с которыми пришлось столкнуться

мировому сообществу в наши дни, коренным образом изменили подходы к

проблемам этого явления. Такое положение дел заставляет мировое сообщество

искать новые подходы для обеспечения безопасности своего государства,

региона. Все большую роль начинают играть нетрадиционные проблемы

безопасности, которые сегодня способны влиять расстановку сил не только в

отдельно взятом регионе, но и на ситуацию во всем мире в целом.

Ближний восток на современном этапе развития человечества является самым

противоречивым регионом мира. События, имеющие место быть здесь,

отражаются на состоянии стабильности всего мира, поэтому мировое

сообщество не может не уделять ему должного внимания. Проблемы, с которыми

сталкивается регион, подвергаются тщательному анализу и попыткам поиска

решений для установления стабильности в регионе.

Глава II. Некоторые нетрадиционные проблемы безопасности на Ближнем

Востоке.

Сегодня все большую важность приобретают региональные проблемы. Главной

проблемой становится угроза возникновения региональных конфликтов как

результат нестабильности. Идет дальнейшее распространение баллистических

ракет большой дальности, снаряженных оружием массового поражения,

увеличение их дальности и модернизация традиционных комплексов вооружения.

Угроза, возникшая вследствие обладания недемократическими государствами

ракет большой дальности, может превратить многие районы в зоны боевых

действий, сделать уязвимыми многие гражданские объекты и на длительный

срок парализовать общественную и экономическую жизнь, особенно в городах.

II.1 Проблема терроризма на Ближнем Востоке.

1. Исламский терроризм.

Ислам играет значительную роль в политике ближневосточных государств.

Однако в современных условиях, когда процессы глобализации становятся все

более явными, такая роль ислама приводит к негативным последствиям.

Насильственное насаждение элементов иной культуры сталкивается с

традициями, прошедшими многовековые испытания, народов Ближнего Востока, в

результате появляются течения наиболее остро реагирующие на такое

вторжение в жизненный уклад общества региона. Начинают возникать различные

группировки, союзы, общества, организации фундаменталистского толка, среди

которых наиболее радикальные позиции занимают исламские фундаменталисты.

В рамках религиозного, точнее религиозно-политического экстремизма, особую

опасность приобретают экстремистские структуры, действующие на основе

исламского фундаментализма. Это форма радикального ислама, связанная с

верой в то, что для возвращения исламским странам их могущества

правомерные мусульмане должны отказаться от всего того, что связано с

западными духовными ценностями и западным образом жизни. Надо вернуться к

истокам, к фундаменту ислама, в точно таком виде, каким его проповедовал

пророк Мухамед.

Более того, радикальные исламисты убеждены, что сам ислам как религия

оказался перед лицом смертельной опасности. Он может исчезнуть вследствие

обольщения современными светскими, материалистическими идеями и

соответствующим им образом жизни. Западные идеи и модели распространяют

«гяуры» (неверные) среди подражающих им наивных мусульман. Государство

эффективно умерщвляет истинный ислам через светское законодательство,

парламентаризм, научно-материалистическое образование, репрессированный

аппарат, средства массовой информации.

Иногда исламский терроризм пытаются разделить на шиитский и суннитский,

однако практически такое разделение провести очень трудно. Так, шиитский

Иран охотно поддерживает группировки фундаменталистов-суннитов.

Террористы-сунниты постоянно контактируют с террористами-шиитами. Дело в

том, что общего между теми и другими гораздо больше, чем особенностей.

В системе религиозно-политических экстремистских организации наиболее

активны в настоящее время «Братья-мусульмане», «Хезболла», «Аль-Джихад

аль-асами», а также ряд палестинских организации. Рассматривая современные

течения религиозно-политического терроризма, особенно исламского, и

прогнозируя его существование и расширение в достаточно длинной

перспективе, специалисты справедливо подчеркивают важность учета

социальных, в том числе глобальных его детерминант, необходимость поиска

путей снижения его опасности и масштабов не столько на путях силового

противодействия, сколько посредством поиска возможностей снятия

объективных факторов произрастания терроризма.

2. Националистический терроризм.

Однако проблема исламского терроризма не является единственной проблемой,

связанной с терроризмом, на Ближнем Востоке. Этническая пестрота региона

приводит к периодическим столкновениям между представителями различных

этносов, однако появления крупного межэтнического конфликта на Ближнем

Востоке вряд ли можно ожидать, т.к. в целом, несмотря на большое

количество этносов, этнический состав Ближнего Востока представлен двумя

крупными этносами - турками и арабами, состоящими из ряда более мелких, а

представители турок и арабов не заинтересованы в появлении такого

конфликта.

Тем не менее, увеличивающаяся этническая группа курдов и появление

государства Израиль в регионе приводят к периодическим всплескам

националистического терроризма.

Палестинский терроризм.

Все палестинские группировки ставят своей главной целью создание

независимого арабского государства на территории Палестины. Поскольку на

этой территории с 1948 г. существует еврейское государство Израиль,

постольку борьба палестинских арабов за свою государственность

автоматически означает борьбу с Израилем.

В 1964 г. была создана Организация освобождения Палестины (ООП) во главе с

Ахмадом Шукейри. Она строилась по географическому принципу, т.е. как

объединение землячеств арабов, изгнанных из конкретных районов Палестины.

В 1968 г. на смену союзу землячеств пришел принцип объединения различных

военно-политических группировок. С 1969 г. ООП возглавляет Ясир Арафат.

Целями ООП являлись: ликвидация государства Израиль; изгнание из Палестины

всех евреев (либо их уничтожение); создание там демократического и

светского арабского государства. Основное средство достижения этих целей —

вооруженная борьба с Израилем путем рейдов партизан и терактов. Начало

было положено 31 декабря 1964 г. первой диверсией: партизаны взорвали

израильскую водокачку на оккупированной территории западного берега реки

Иордан.

В 1968—73 гг. руководство ООП признавало только военный путь достижения

поставленных целей. С 1974 г. оно решило сочетать террористические методы

действий с политическими мероприятиями. В 1988 г. Я. Арафат заявил о

признании ООП права Израиля на существование и о прекращении

террористической деятельности против него. На этой основе Израиль в 1993

г. признал ООП, а в 1996 г. согласился с созданием внутри своих границ

Палестинской автономии.

ООП дважды — в 1974 и 1988 гг. — переживала раскол в связи с тем, что Ясир

Арафат и его сторонники сначала ограничили использование методов террора,

а потом совсем от него отказались.

Однако историю этой группировки можно считать скорее исключением, чем

правилом. Большое количество палестинских организаций продолжает вести

свою террористическую деятельность, направленную главным образом против

израильской стороны. Это такие организации, как: «Аль-Фатх» (Движение

национального освобождения Палестины), «Черный сентябрь», ФАТХ -

Революционный совет, или организация Абу Нидаля, «Вооруженный отряд 17»,

Фронт народной борьбы, Народный фронт освобождения Палестины (НФОП),

Народный фронт освобождения Палестины - Главное командование (НФОП-ГК),

Народный фронт освобождения Палестины - Специальное командование (НФОП-СК)

и др.

Еврейские террористы

Строго говоря, многочисленные обвинения Израиля в государственном

терроризме, которыми так богата советская литература 1960—80-х гг., имеют

под собой определенные основания.

Как известно, начиная с момента провозглашения независимости Израиля в мае

1948 г. его граждане являются объектом для нападений арабских террористов

всех направлений.

Столкнувшись с многоликим и жестоким противником, Израиль выработал

единственно верную стратегию. Его власти официально провозгласили, что

любой террорист, проливший кровь евреев, заплатит за это своей кровью. Где

бы он ни прятался, какое бы обличье ни принимал, рано или поздно возмездие

настигнет его.

«Мивцах эвлохим». После убийства палестинцами израильских спортсменов на

Мюнхенской Олимпиаде в 1972 г. была создана специальная

антитеррористическая команда «Мивцах эвлохим» («Божий гнев»). Она состояла

из бывших сотрудников израильских спецслужб: внешней разведки Моссад,

военной разведки Аман, службы безопасности Шин Бет, из отставных бойцов

специальных частей армии и флота. Ее первым заданием стало уничтожение

всех, кто был причастен к преступлению в Мюнхене. Список насчитывал 16

человек. Начиная с 16 октября 1972 г. и до конца 1978 г. эти террористы

были уничтожены.

Кроме них, бойцы «Божьего гнева» ликвидировали десятки других палестинских

террористов из ООП, НФОП, НФОП-ГК, «Черного сентября», ХАМАС, «Хезболлах»

на территории Ливана, Ливии, Кипра, Италии, Франции, Дании, ФРГ, Бельгии и

других стран.

«Мивцах эвлохим» действует и сегодня. Эта группа строго секретна, никто,

кроме командира, не знает ее членов. Поскольку она действует неофициально

и тайно, постольку она не подчиняется никому. Врагов Израиля,

заслуживающих смерти, определяет специальный совет при правительстве.

Премьер-министр лишь сообщает решения этого совета командиру группы.

«Ках»(от слов Кахане Хаи - Жизни Кахане) создал Меер Кахане, известный

американский раввин-экстремист, основатель «Лиги защиты евреев» в США.

После того как его убили в США его место занял Беньямин. Сам Меер

определил цель группировки как изгнание всех арабов с Израильской земли.

Свои идейные установки эта группировка твердо приводила в жизнь. Делались

попытки взорвать мечеть Аль-Акса в Иерусалиме - одну из главных святынь

мусульман всего мира. Террористы «Ках» взяли на себя ответственность за

убийства ряда палестинцев на западном (т.е. оккупированном Израилем)

берегу реки Иордан. Группа «Ках» организовала кампанию в поддержку

еврейского экстремиста Боруха Гольдштейна, расстрелявшего из автомата

несколько десятков арабов, молившихся в мечети Аль-Ибрахим в Иерусалиме.

Основные силы «Ках» находятся в Израиле и на оккупированных им арабских

территориях. Финансированную помощь они получают от еврейской диаспоры в

США и странах Западной Европы.

Курдские террористы.

Курды — это народ численностью свыше 20 миллионов человек. Они компактно

проживают на севере Ирака, на юго-востоке Турции, на западе Ирана. Но

своей государственности курды нигде не имеют, если не считать урезанной

автономии в Ираке. В 1978 г. на территории Турции, где курдов больше, чем

в Ираке и Иране, была образована Курдская рабочая партия (КРП) во главе с

Абдуллой Оджаланом. Своей целью эта партия провозгласила создание

независимого государства курдов на тех землях, где они живут уже много

веков.

Разумеется, власти отнеслись к подобной перспективе крайне негативно.

Быстро исчерпав возможности легальных средств политической борьбы, КРП в

1984 г. объявила войну турецкому правительству. С этой целью были

сформированы боевые структуры партии: Курдский национальный фронт

освобождения (КНФО), Народная освободительная армия Курдистана (НОАК),

Столичная группа мести (действует в Анкаре и в Стамбуле) и некоторые

другие, общей численностью около 5 тысяч человек. Их первой боевой

операцией стал временный захват города Эрух в турецком Курдистане 15

августа 1984 г.

КРП координирует свою вооруженную борьбу с армянскими террористами. Одну

треть боевиков КРП составляют армяне, кроме того, армянские подпольные

организации снабжают курдских боевиков разведывательными данными.

Финансирование КРП происходит за счет «революционного налога», который

платят многие курды независимо от страны проживания, но прежде всего в

Турции. Важную роль в поступлении средств играет торговля наркотиками.

II.2. Проблема наркотиков на Ближнем Востоке.

Ближний Восток является одним из крупнейших мест сосредоточения

наркомании. Хорошим примером также служит ситуация, которая складывалась в

Афганистане на протяжении многих лет, в результате которой территория

страны превратилась в полигон и опорную базу международного терроризма и

экстремизма, стала фабрикой мирового производства наркотиков, которая

приносила миллиардные доходы. Исламской партии Афганистана (ИПА) - г-ну

Хекматиару принадлежит крупнейшая в мире «фабрика» по производству

героина, сооруженная при техническом и финансовом содействии американской

наркомафии.

Получаемые от торговли наркотиками средства лидеры повстанцев использовали

как для приобретения вооружения и снаряжения, так и для личного

обогащения. Как считают специалисты, доходы афганопакистанской наркомафии

доходят до 10 млрд. долл. В год. Соперничество между различными

группировками моджахедов объясняется не только разницей в политических

взглядах, но и борьбой за господствующее положение в производстве и

продаже наркотиков. По мнению индийских дипломатов, контроль над афганским

многомиллиардным наркобизнесом являются ключевым фактором в борьбе за

власть между моджахедами в Кабуле.

Следует отметить, что угроза наркоагрессии со стороны талибов в отношении

государств Европы год от года росла. К примеру, в 1996 г. российскими

пограничниками на таджико-афганской границе было изъято всего лишь 2 кг

героина, а в 2000 г. - уже около 800 кг. Данные за 2001 год показывают,

что на таджико-афганской границе задержано более пяти тонн наркотиков,

причем почти половину из них составил героин. Таким образом, в последние

годы наметился беспрецедентный рост поставок героина в страны Центральной

Азии, и далее - в Россию и Европу. Но и сегодня территории, граничащие с

Афганистаном, и прежде всего государства Центральной Азии, превращаются

сегодня в один из самых коротких путей-коридоров для вывоза сотен тонн

героина в страны Европы и Северной Америки.

В районе Ближнего и Среднего Востока и Центральной Азии, охваченном

сложной и разветвленной сетью сообществ, специализирующихся на

производстве и контрабанде наркотических веществ Иран служит

стратегическим звеном в перевалке наркосредств и удобным путем для

транспортировки на Запад готовой продукции и в этом качестве активно

используется группировками, вовлеченными в наркоторговлю. На Иран

приходится 80% перехватываемого в мире опиума и более 90% конфискуемого

героина. За 19 лет (1979-1998 гг.) на территории ИРИ всего было

конфисковано 1260 тонн различных наркотиков, включая героин, морфий, опиум

и гашиш. В одном только 1997 г. Иран всего конфисковал 194 тонны

наркотических веществ, в том числе героина - 37 т и гашиша - 11 т.

Иран служит не только транзитным государством для наркотиков из Азии в

Европу, но и сам подвергается негативному воздействию этой угрозы, которая

растет с каждым годом и создает дополнительные проблемы и напряжение в

обществе.

По официальным данным, число наркоманов в Иране достигает 1,2 млн.

человек, из которых 10% привязаны к героину. Для такого огромного числа

наркоманов необходима разветвленная сеть лечебно-оздоровительных

учреждений. В настоящее время эта сеть включает 17 реабилитационных

центров и 32 специализированные поликлиники. Кроме того, министерство

здравоохранения Ирана совместно с комитетом по лечению наркоманов Штаба по

борьбе с наркотиками предпринимают меры по оснащению обычных больниц на

всей территории Ирана медицинским оборудованием и медикаментами для

лечения наркоманов. Таким оборудованием оснащены 344 больницы в 10

провинциях Ирана, а вся система здравоохранения страны в целом способна

принимать на лечение более 100 тысяч пациентов ежегодно. Можно

констатировать в связи со сказанным, что наркобизнес - угроза не только

Ирану, но и, как отмечалось, другим соседствующим с ним и даже более

отдаленным странам.

Богатый опыт Ирана в борьбе с наркоугрозой имеет огромное значение. Он

помогает оказывать сдерживающее влияние на масштабы распространения

наркотиков в обширном регионе. Ведь наркопотоки из Афганистана и Пакистана

- двух крупнейших производителей и распространителей наркотических веществ

в мире - в конечном счете, направляются в Европу, являющуюся основным

потребителем наркотиков. Иран же, как следует из сложившейся практики,

является кратчайшим транзитным путем для их доставки по европейским

адресам. Потоки наркосредств распределяются по следующим направлениям:

- провинция Западный Азербайджан (Иран) - Турция;

- южное побережье Ирана (Персидский залив) - прибрежные государства

Персидского залива и Ирак;

- провинция Восточный Азербайджан (Иран) - Нахичеванская республика

(Азербайджан) - Турция;

- провинции Хузестан и Керманшах (Иран) - Ирак;

- провинции Ардебиль и Гилян (Иран) - Азербайджан

Так, проблема наркотиков является достаточно острой на Ближнем Востоке.

Для организованной преступности наркобизнес является одним из основных

источников финансов, которая в свою очередь не отказывает себе в

возможности поддерживать различные террористические организации для

достижения своих целей.

II.3. Проблема водных ресурсов на Ближнем Востоке.

Нехватка пресной воды - беда всего Ближнего Востока, где сегодня проживает

около 5% жителей Земли. При этом запасы водных ресурсов региона составляют

менее 0,9% от мировых. Высокий уровень прироста населения в

ближневосточных странах делает доля воды каждого их жителя стремительно

сокращающейся. В целом по региону обеспеченность водой упала с 3300 литров

в год в 1960 г. до менее 1200, что является самым низким в мире

показателем, составляющем 33% от среднеазиатского уровня, 15% от

африканского и 5% от латиноамериканского.

Разумеется, ситуация с запасами пресной воды в каждой ближневосточной

стране своя, однако лишь несколько стран региона могут похвастаться тем,

что находятся выше международной черты “водной бедности”, которая

составляет 1000 м3 в год на человека. Ливан, кстати, среди этих

\"счастливчиков\" - там каждый житель имеет около 1400 м3. При этом

среднемировой показатель - 1700 м3/год . В быту людям, естественно, не

нужно и половины этого количества, однако в эти цифры закладываются также

потребности аграрного и промышленного потребления на душу населения. Если

воды недостаточно, то возникает торможение экономического развития в

наиболее водоемких отраслях промышленности и сельском хозяйстве.

Очевидно, что все это имеет негативное воздействие и на национальную

безопасность, прежде всего продовольственную. А ведь уже в конце 1990-х

гг. каждый сириец мог рассчитывать лишь на 500 м3, израильтянин получал

менее 450 м3 воды, иорданец - 180 м3, палестинец - и того меньше.

Наиболее острая ситуация сложилась в бассейне реки Иордан, в который

географически входят части территорий Иордании, Израиля, Ливана, Сирии и

Западного берега р.Иордан. На этом небольшом, по сути, пятачке уже

длительное время ведется спор между упомянутыми сторонами о том, кто и

какие права имеет на здешнюю воду .

Самой крупной ливанской рекой, протекающей по центральной и южной частям

страны является Литани. Следует сразу оговориться, что она протекает

исключительно в границах Ливана и впадает в Средиземное море чуть севернее

города Тира, то есть к Израилю прямого отношения не имеет. Протяженность

Литани составляет, согласно различным источникам, от 145 до 160 км, общая

площадь бассейна - около 1940 км2. Свое начало река берет из источника

аль-Уляйик, расположенного в долине Бекаа к юго-западу от города

Баальбека. На Литани расположено две плотины с большими водохранилищами -

Караун и Маркаба, активно используемыми в электроэнергетике и орошении

сельскохозяйственных площадей Южной Бека`а и южных прибрежных районов.

Ежегодный сброс реки составляет в зависимости от года 700-900 млн.м3. В

самой юго-восточной части Ливана, на западном и северном склонах гряды,

окружающей гору Хермон, расположены верховья реки Иордан, в частности,

образуемая природными источниками и ключами река Хасбани, которую евреи

именуют Нагаль Сенир (Снир). Годовой сброс Хасбани оценивается в 150

млн.м3/год. Она дает в Верхний Иордан, который образуется после слияния

Хасбани с реками Дан и Банияс уже за пределами Ливана - 20-25% воды,

наполняющей Тивериадское озеро.Протяженность русла реки в пределах Ливана

- 20 километров.

Юго-восточный приток Хасбани - река Ваззани, которая представляет собой

небольшой поток, начинающийся всего в 650 метрах к северу от границы с

Израилем неподалеку от северогалилейского городка Метула. Затем река около

двух километров течет на северо-запад по ливанской территории и на ней же

впадает в Хасбани. Годовой сброс Ваззани оценивается в 50-65 млн.м3/год.

Израиль длительное время подозревался в хищениях южноливанской воды в ходе

оккупации т.н. полосы безопасности в период с 1978 по 2000 г. В докладе

экспертов ООН, представленном на ежегодной встрече Экономической и

социальной комиссии ООН для Западной Азии (ЭСКЗА) в Аммане в мае 1994 г.

сообщалось, что с момента создания этой зоны “Израиль ежегодно откачивал

воду Литани на свою территорию помпами, установленными у моста Хардали, в

объеме 150 млн.м3\". Еще 65 млн.м3/год якобы забиралась из Ваззани и

Хасбани. В сентябре 2002 года Ливан и Израиль оказались на грани

конфликта из-за воды небольших рек Хасбани и Ваззани. Израильский

премьер-министр Ариэль Шарон назвал осуществляемый на них ливанской

стороной гидропроект casus belli, т.е. поводом для войны. Проблема

усугубляется еще и тем, что практически все основные наземные источники

региона - реки - трансграничны, то есть протекают по территории двух и

более государств. Поэтому \"поводов для войны\" подобно этому скоро будет

предостаточно. Если же учесть устоявшуюся на Ближнем Востоке традицию

решать все межгосударственные споры преимущественно силовыми методами,

даже самое небольшое, казалось бы, разногласие может привести к масштабной

войне.

Что касается Египта и Судана, то эти страны договорилисьь действовать

вместе в «водном вопросе». В июне 2004 г. официальный Хартум подтвердил,

что между Суданом и Египтом существует полное понимание в вопросах

разделения водных ресурсов реки Нил. Египет и Судан заявляют о своем

несогласии на вмешательство какого-либо государства за пределами бассейна

Нила в вопросы, связанные с использованием ресурсов реки, поскольку это,

по их убеждению, может привести к сокращению квот обоих государств. В свою

очередь Комитет по вопросам обороны и национальной безопасности Народного

собрания АРЕ призвал к принятию активных мер для срыва попыток Израиля

«получить доступ к ресурсам Нила через возведение каскада плотин в Уганде

и Эфиопии при инвестиционной поддержке США и Всемирного банка».

В сложившейся ситуации арабские страны говорят о необходимости

консолидации усилий для разрешения проблемы нехватки водных ресурсов в

регионе. На состоявшейся весной этого года в Каире конференции по

проблемам водоснабжения было решено создать Арабский водный совет, который

будет заниматься проблемами внедрения новых технологий получения и

сбережения пресной воды, поисками новых водных ресурсов, а также борьбой с

опустыниванием. На ней же была принята «Каирская декларация об арабских

водных ресурсах», определяющая проблемы и пути их решения в снабжении

арабского мира водой, 65 процентов которой сейчас поступает из-за рубежа,

и выработку общей стратегии в этой области. Активную роль в продвижении

данного проекта сыграл Египет.

И хотя ситуация в области раздела водных ресурсов не угрожает в ближайшее

время возникновением прямого вооруженного столкновения, на память приходят

слова, сказанные еще в конце 80-х гг. прошлого века тогдашним госминистр

по иностранным делам Египта Бутросом Бутросом Гали, который с тревогой

предрекал, что следующая война в регионе будет за воду, а не по

политическим причинам.

Таким образом, в данной главе мы попытались проанализировать наиболее

значимые проблемы нетрадиционного характера на Ближнем Востоке. Проблема

терроризма является сегодня актуальной не только для этого региона, но и

для всего мирового сообщества в целом. На территории Ближнего Востока

превалирующими формами терроризма являются националистический и исламский.

Эти движения приобрели в последнее время достаточно широкий характер и

способны привести к дестабилизации в регионе.

Проблема наркотиков также имеет место быть на Ближнем Востоке. Эта

проблема тесно связана проблемой терроризма, т.к. является одним из его

источников финансирования. Попытки разрешения этой проблемы положительных

результатов пока не дали.

И все большее значение приобретает проблема водных ресурсов. Население в

регионе Ближнего Востока и Африки растет со стремительной быстротой, а

источники воды почти также быстро иссякают. Засушливый климат,

неконтролируемый рост населения и прочие «отягчающие» факторы делают воду

поистине «прозрачным золотом» XXI века.

Таким образом, нетрадиционные проблемы безопасности играют важную роль в

политике ближневосточных государств, а от путей разрешения этих вопросов

будет зависеть уровень стабильности в регионе.

Заключение.

Проблема безопасности всегда занимала особое место в истории государства.

На протяжении веков формировались принципы противостояния вызовам

национальной безопасности, которые в основном сводились к защите границ,

суверенитета и населения от внешних угроз.

Сегодня спектр вызовов безопасности значительно возрос и это связано не

только с тем, что технические, интеллектуальные и др. показатели

вооружения вышли на необычайно высокий уровень своего развития.

Окончание холодной войны и последовавшие за ней процессы глобализации

заставили мировое сообщество изменить свои подходы к проблеме

безопасности. Теперь, помимо традиционных проблем, во внимание должны

приниматься также и так называемые «нетрадиционные», или «мягкие»,

проблемы безопасности.

Новая ситуация, сложившаяся в мире, затрагивает прежде всего государства

Ближнего Востока, т. к . это один из самых конфликтных регионов мира.

Остаются неразрешенными арабо-израильский конфликт, борьба за лидерство в

регионе и связанная с этим непрекращающаяся гонка вооружений и др.

Ко всем этим проблемам сегодня прибавились и нетрадиционные вызовы,

которые наравне с традиционными угрожают стабильности региона и даже в

какой-то степени всего мира.

В первую очередь это касается проблемы терроризма. На Ближнем Востоке

превалируют в основном две разновидности этого явления: националистический

терроризм и исламский.

Несмотря на то, что исламский терроризм является одной из основных угроз

для мирового сообщества, для региона особую роль продолжают играть

террористические организации националистического направления. В частности

это проявляется в ходе арабо-израильского конфликта, где палестинские и

еврейские террористические организации ведут негласную войну, добиваясь

своих целей. Не остаются без внимания и курдские террористы, которые

ставят перед собой задачу добиться независимого государства для своего

народа.

Однако, главной угрозой стабильности все же является исламский терроризм,

влияние которого уже вышло за рамки региона. Несмотря на то, что Ближний

Восток является регионом, где большинство государств имеют официальную

религию ислам, угроза исламского фундаментализма, цель которых борьба с

неверными, порой оказывает значительное воздействие на ситуацию в регионе.

Это направление терроризма имеет наиболее форму, а методы, к которым

прибегают исламские террористические организации, отличаются особой

жестокостью. Однако в самом регионе Ближний Восток отношение к этой

проблеме остается двойственным, что, в свою очередь, затрудняет поиски

путей разрешения этой проблемы.

С проблемой терроризма тесно связана проблема распространения наркотиков.

Поставки и объемы продаж этого вещества во многие регионы мира значительно

увеличились за последнее десятилетие, а вместе с тем увеличились и

материальные возможности организованной преступности, а, следовательно, и

террористических организаций, т.к. они тесно связаны с первыми.

Что касается проблем, связанных с экологией, то они занимают особое место.

В первую очередь это относится к проблеме водных ресурсов. В виду того,

что на большей части территории Ближнего Востока климат сухой, резко

континентальный тропический, проблема воды всегда имела место быть. Помимо

нехватки воды, идет также и процесс загрязнения водных источников.

Руководители многих стран признают, что эта проблема может стать ключевой

в XXI столетии, явиться причиной новых конфликтов. Для того, чтобы

избежать такой ситуации необходимо создание правовой базы, которая

регламентировала бы права и обязанности всех стран Ближнего Востока по

контролю, владению и использованию водных ресурсов.

Таким образом, сегодня человечество вышло на новый этап своего развития.

Процессы, происходящие в одном уголке мира, практически моментально дают о

себе знать в другом. Ситуация на Ближнем Востоке способна отразиться на

стабильности во всем мире. Поэтому необходим тщательный анализ всех

проблем, связанных с угрозой безопасности Ближнего Востока, как самого

противоречивого и конфликтного региона мира на сегодняшний день.

37

Примечания

Глава I

http://www.library.by/portalus/modules/ecl

Там же.

Международный терроризм: Глоссарий, аналитические материалы, документы:

Научно-справочное издание/ Под общ. ред. акад. О.А. Колобова. - М., Нижний

Новгород: ИСИ ННГУ, АВН России, 2003. - 46 c.

Ожегов, С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/ Под общ. ред. докт.

филол. наук, проф. Н. Ю. Шведовой. - 16-е изд., испр. - М.: Рус. яз.,

1984. - 38 с.

Цыганков, А. П. Теория международных отношений: Учеб. пособие. / А.

П.Цыганков. - М.: Гардарики, 2002. - 320-322 с.

Там же. С. 320-322.

Там же. С. 320-322.

Там же. С. 320-322.

Версальский договор, 28 июня, 1919г.

Сергунин, А. А. На пороге XXI века: восприятие проблем международной

безопасности Россией и США /Актуальные проблемы американистики: Материалы

VI международного семинара «Российско-американские отношения: исторический

ракурс и перспективы». Н.Новгород, 30 нояб.-1 дек. 2000 г.// Под общ. ред.

акад. О. А. Колобова. - Нижний Новгород: ИФ ННГУ, 2001. - 21 с.

Цыганков, А. П. Теория международных отношений: Учеб. пособие. / А.

П.Цыганков. - М.: Гардарики, 2002. - 323с.

Там же. С. 323.

Безопасность для всех. Программа разоружения. Доклад Независимой комиссии

по вопросам разоружения и безопасности под председательством Улофа Пальме.

Сергунин, А. А. На пороге XXI века: восприятие проблем международной

безопасности Россией и США /Актуальные проблемы американистики: Материалы

VI международного семинара «Российско-американские отношения: исторический

ракурс и перспективы». Н.Новгород, 30 нояб.-1 дек. 2000 г.// Под общ. ред.

акад. О. А. Колобова. - Нижний Новгород: ИФ ННГУ, 2001. - 22 с.

Там же. С. 22.

Там же. С. 22.

www.vostokoved.ru

Клепацкий, Л.Н. Национальная безопасность в условиях глобализации.

/Ближний Восток: проблемы региональной безопасности: Сб. ст. // Отв. ред.

Л. Н. Клепацкий. - М., 2000. - 3 с.

Цыганков, А. П. Теория международных отношений: Учеб. пособие. / А.

П.Цыганков. - М.: Гардарики, 2002. - 333с.

Там же. С. 333.

Балуев, Д. Г. Современная мировая политика и проблемы личностной

безопасности. Монография / Д.Г. Балуев. - Нижний Новгород, 2002. - 139-141

с.

www.vostokoved.ru

Там же.

Там же.

Там же.

Там же.

Бакланов, А. Г. Ближний Восток на рубеже XXI века: к созданию системы

региональной безопасности / А. Г. Бакланов. - М..: МГИМО, 2001. - 90-91 с.

Балуев, Д. Г. Современная мировая политика и проблемы личностной

безопасности. Монография / Д.Г. Балуев. - Нижний Новгород, 2002. -106 с.

Сергунин, А. А. На пороге XXI века: восприятие проблем международной

безопасности Россией и США /Актуальные проблемы американистики: Материалы

VI международного семинара «Российско-американские отношения: исторический

ракурс и перспективы». Н.Новгород, 30 нояб.-1 дек. 2000 г.// Под общ. ред.

акад. О. А. Колобова. - Нижний Новгород: ИФ ННГУ, 2001. - 15 с.

Бакланов, А. Г. Ближний Восток на рубеже XXI века: к созданию системы

региональной безопасности / А. Г. Бакланов. - М..: МГИМО, 2001. - 92-93 с.

Глава II.

Кожушко, Е.П. Современный терроризм: Анализ основных направлений./ Е. П.

Кожушко, под общ. ред. А. Е. Тараса. - Минск: Харвест, 2000. - 248с.

Там же. С. 248.

Там же. С. 244-255.

Авдеев, Ю.И. Типология терроризма, Современный терроризм: состояние и

перспективы / Ю.И. Авдеев. - М.: Эдиториал УРСС, 2000г. - 59 с.

Кожушко, Е.П. Современный терроризм: Анализ основных направлений./ Е. П.

Кожушко, под общ. ред. А. Е. Тараса. - Минск: Харвест, 2000. - 230-246 с.

Там же. С. 222-224.

http://middleeast.narod.ru/polit.htm

Кожушко, Е.П. Современный терроризм: Анализ основных направлений./ Е. П.

Кожушко, под общ. ред. А. Е. Тараса. - Минск: Харвест, 2000. - 222-224с.

http://www.iimes.ru

Трофимов, А.А. Курдская проблема и региональные отношения. /Ближний Восток

и современность: Сб. ст. (выпуск семнадцатый)// Отв. ред. М.Р. Арунова,

А.О. Филоник. - М., 2003. - 64-67 с.

Кожушко, Е.П. Современный терроризм: Анализ основных направлений./ Е. П.

Кожушко, под общ. ред. А. Е. Тараса. - Минск: Харвест, 2000. - 214-246 с.

Грачев, С.И. Соединенные Штаты Америки и международный терроризм:

Монография. / С. И. Грачев, О.А.Колобов, А.А. Корнилов. - Нижний Новгород:

Институт стратегических исследований ННГУ, 1998. - 81 с.

http://jahon.mfa.uz/dip/feb2002.htm

Там же.

Там же.

Там же.

http://www.iimes.ru/rus/stat/2002/15-10-02.htm#_ftnref33

Там же.

Там же.

Там же.

Там же.

Там же.

www.news.bbc.co.uk/2/hi/world/middle-east/2261060.stm

http://www.iimes.ru/rus/stat/2002/15-10-02.htm#_ftnref33

www.news.bbc.co.uk/2/hi/world/middle-east/2261060.stm

Там же.

http://www.iimes.ru/rus/stat/2002/15-10-02.htm#_ftnref33

Там же.

Там же.

Список используемых источников и литературы.

Источники.

1. Безопасность для всех. Программа разоружения. Доклад Независимой

комиссии по вопросам разоружения и безопасности под председательством

Улофа Пальме. - М.: Прогресс, 1982. С. 149;

2. Версальский договор, 28 июня, 1919г. /Хохлышева О. О. Проблемы войны и

мира в XX веке. Хрестоматия. Т. IV. Часть 1. Документ №9 // Под общ. ред.

О. А. Колобова. - Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2000. - 360 с.

3. Концепция национальной безопасности Российской Федерации 10 января 2000

г.

4. Хартия российско-американского партнерства и дружбы 17 июня 1992 г.

Литература.

1. Авдеев, Ю.И. Типология терроризма, Современный терроризм: состояние и

перспективы / Ю.И. Авдеев. - М.: Эдиториал УРСС, 2000г. - 354 с.

2. Бакланов, А. Г. Ближний Восток на рубеже XXI века: к созданию системы

региональной безопасности / А. Г. Бакланов. - М..: МГИМО, 2001. - 169 с.

3. Балуев, Д. Г. Современная мировая политика и проблемы личностной

безопасности. Монография / Д.Г. Балуев. - Нижний Новгород, 2002. - 208 с.

4. Клепацкий, Л.Н. Национальная безопасность в условиях глобализации.

/Ближний Восток: проблемы региональной безопасности: Сб. ст. // Отв. ред.

Л. Н. Клепацкий. - М., 2000. - 208 с.

5. Грачев, С.И. Соединенные Штаты Америки и международный терроризм:

Монография. / С. И. Грачев, О.А.Колобов, А.А. Корнилов. - Нижний Новгород:

Институт стратегических исследований ННГУ, 1998. - 350 с.

6. Трофимов, А.А. Курдская проблема и региональные отношения. /Ближний

Восток и современность: Сб. ст. (выпуск семнадцатый)// Отв. ред. М.Р.

Арунова, А.О. Филоник. - М., 2003. - 398 с.

7. Кожушко, Е.П. Современный терроризм: Анализ основных направлений./ Е.

П. Кожушко, под общ. ред. А. Е. Тараса. - Минск: Харвест, 2000. - 448 с. -

(«Командос»)

8. Международный терроризм: Глоссарий, аналитические материалы, документы:

Научно-справочное издание/ Под общ. ред. акад. О.А. Колобова. - М., Нижний

Новгород: ИСИ ННГУ, АВН России, 2003. - 471 с.

9. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/ Под общ. ред.

докт. филол. наук, проф. Н. Ю. Шведовой. - 16-е изд., испр. - М.: Рус.

яз., 1984. - 797 с.

10. Сергунин, А. А. На пороге XXI века: восприятие проблем международной

безопасности Россией и США /Актуальные проблемы американистики: Материалы

VI международного семинара «Российско-американские отношения: исторический

ракурс и перспективы». Н.Новгород, 30 нояб.-1 дек. 2000 г.// Под общ. ред.

акад. О. А. Колобова. - Нижний Новгород: ИФ ННГУ, 2001. - 428 с.

11. Цыганков, А. П. Теория международных отношений: Учеб. пособие. / А.

П.Цыганков. - М.: Гардарики, 2002. - 574 с.

© 2010