На главную

Образование и наука конца 19 начала 20 века


Образование и наука конца 19 начала 20 века

Реформа в области образования явилась одной из важнейших среди

комплекса преобразований, последовавших вслед за манифестом 1861

году. В 1864 году было опубликовано «положение о начальных народных

училищах», согласно которому в России расширялась сеть начальных

учебных заведений, которые делились на 3 вида: 1. Земские школы,

создавшиеся силами местных земских учреждений. 2.Церковные школы.

3.Народные училища Министерства народного просвещения. Тогда же был

введён новый устав средних учебных заведений, которые отныне

разделялись на 2 типа: Классические гимназии - в них основной упор

делался на изучение предметов гуманитарного цикла и, прежде всего

«классических» языков (древнегреческого и латыни). В гимназиях в

основном учились дети дворян и чиновников. Программа Реальных училищ

отличалась от гимназической большим вниманием к естественнонаучным

предметам: математике, физике, химии. В реальные училища предпочитали

отдавать своих детей представители буржуазии. Выпускники гимназий

могли без экзаменов поступать в университеты. Реальные училища

готовили к поступлению в технические высшие учебные заведения. В

конце столетия (1896 года) к названным типам учебных заведений

добавились Коммерческие училища, открытые по инициативе представителей

крупной буржуазии. Большие успехи были сделаны в сфере женского

образования. Во II половине XIX века во многих уездных городах

появляются женские прогимназии и гимназии.

К началу 60-х годов в стране было уже 7 университетов: в Москве,

Санкт-Петербурге, Дерпте (Тарту), Вильно (Вильнюсе), Харькове, Киеве,

Казани. Позже были открыты университеты в Одессе, Варшаве, Томске.

Перед самой революцией университет был открыт в Перми. В 1863 году

вступил в действие новый университетский устав, расширивший права

университетов по самоуправлению. Помимо классических университетов

увеличилось кол-во Высших технических учебных заведений. Были

основаны политехнические институты в Киеве, Петербурге, Новочеркасске;

технологический институт в Томске. Важным новшеством было появление

высшего женского образования (до этого в высшие учебные заведения

принимали только мужчин). Открываются высшие женские курсы. Наибольшей

известностью пользовались курсы профессора В.И. Герье, основанные в

1872 году в Москве и знаменитые «Бестужевские курсы» (названые так

по имени их официального руководителя историка профессора К.Н.

Бестужева-Рюмина) в Петербурге (1878год).

Родоначальником научной педагогике в России стал Константин

Дмитриевич Ушинский (1824-1871). Сторонники демократизации народного

образования, он утвердил в качестве основы своей педагогической

системы идею воспитывающего обучения. Перу Ушинского принадлежат

труды по педагогике и учебники для школ, выдержавшие десятки

изданий. Много сил отдал педагогике Л.Н.Толстой.

Реформирование образования принесло определенные плоды. Если в начале

60-х годов уровень грамотности составлял всего 5%, то к концу

века (1897 года) благодаря усилиям земских учителей и просветителей

из духовенства грамотные составляли 21% всего населения России.

Правительство не проявляло должностного внимания к сфере

образования. Жалование учителей продолжало оставаться очень маленьким.

Ассигнования на народное образование были чрезвычайно скудны. В

сравнении со странами запада, Россия продолжала оставаться страной

с очень низким уровнем грамотности.

Чертой своеобразия русской культуры II половины XIX века было то,

что относительно низкий уровень элементарной грамотности подавляющего

большинства населения сочеталось в России с необыкновенно высокими

темпами развития отечественной науки, которая достигала в это время

больших успехов. Особенно широкую известность в мире получили

исследования в области естествознания. Основоположником отечественной

школы физиологии стал И.Н. Сеченов. Его труды, посвященные изучению

головного мозга и нервной системы, явились крупным вкладом в

биологию. Работы по теоретическому и экспериментальному изучению

физиологии нервной высшей деятельности были продолжены крупным

отечественным ученым, лауреатом Нобелевской премии, академиком

Петербургским АН, Иваном Петровичем Павловым (1849-1936), установившим

при помощи разработанного им метода условных рефлексов, что в

основе психической деятельности лежат материальные физиологические

процессы, происходящие в коре головного мозга.

© 2010