На главную

Обзор музеев Санкт-Петербурга, связаных с А.С. Пушкиным


Обзор музеев Санкт-Петербурга, связаных с А.С. Пушкиным

В нашем городе имеется множество музеев, посвящённых выдающимся

писателям и поэтам. Например, музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, музей-

квартира Блока, музей-квартира Некрасова, музей Достоевского. Я хочу

написать о музеях, связанных с именем Александра Сергеевича Пушкина и

расположенных в г. Пушкине.

Сначала я напишу о Пушкинском Лицее. Он разместился в четырехэтажном

флигеле Екатерининского дворца. Построенный в 1789-1791 годах архитекторами

Дж. Кваренги и И.В. Нееловым для детей цесаревича Павла Петровича, в 1811

году был перестроен архитектором В. Стасовым под учебное заведение.

Парадный вход в Лицей находился со стороны Певческого (ныне Лицейского)

переулка. К высокому крыльцу вели с обеих сторон широкие ступени (в

последствии крыльцо было перестроено с использованием идей самого А.С.

Пушкина). Стройной аркой с тремя пролетами здание соединялось с дворцом. От

лицейской арки открывалась перспектива Садовой улицы – одной из самых

старых и красивых улиц города. В почти неизменном виде она сохранилась до

наших дней.

После реконструкции на первом этаже разместились комнаты наставников,

больница и административные помещения. На втором – столовая с буфетом,

малый зал и канцелярия. На третьем – Большой зал, классы и библиотека. Залы

лицея просторны и нарядны, а торжественный Большой зал украшен росписями на

античные мотивы. Четвёртый этаж занимали комнаты воспитанников. Сейчас на

них таблички с именами владельцев из Пушкинского выпуска. Комната №14, с

окном на церковный корпус, была комнатой Пушкина.

С 1811 по 1843 годы во флигеле помещался Императорский Царскосельский

Лицей, в котором с 1811 по 1817 год воспитывался А.С. Пушкин. Пушкин

окончил лицей в числе 29 воспитанников первого набора. Вместе с Пушкиным

выросла целая плеяда знаменитостей: Дельвиг, Матюшкин, Кюхельбекер,

Горчаков и другие.

В 1844 году, после перевода Лицея в Санкт-Петербург и переименования

его в Александровский, внутренние помещения были перепланированы под жилые

комнаты. Во время Великой Отечественной войны здание было разрушено.

В послевоенные годы коллектив реставраторов под руководством

архитектора А.А.Кедринского восстановил интерьеры Императорского лицея. В

помещениях был создан музей-лицей. В нём был воссоздан быт и интерьер

Императорского лицея, за исключением нижних этажей – на первом открыли

гардероб для посетителей и музейные Хранилища, а на втором сделали выставку

архивов Лицея. Есть там и медали воспитанников, и портреты служащих, и

рукописи... На третьем этаже повесили знаменитую картину Репина «Пушкин

перед комиссией», которая была подарена Лицею на 100-летний Юбилей. На ней

изображён Пушкин, читающий свои стихи на экзамене перед комиссией.

В библиотеке сохранились почти все подлинные книги времен Пушкина.

Есть в Пушкине и ещё один замечательный музей, связанный с именем

великого поэта. Это – дача Китаевой.

Пушкина не оставляла мысль о Царском Селе. Вскоре после свадьбы, в

марте 1831 года, Пушкин писал из Москвы в Петербург своему близкому другу

Плетнёву: «Мне мочи нет хотелось бы остановиться в Царском Селе. Мысль

благословенная…!» Поэту очень хотелось провести свое первое семейное лето

среди «садов Лицея», чтобы его юная жена Наталья Николаевна узнала и

полюбила Царское Село, его сады, памятники, дворцы и озера. Требования

поэта были невелики: «Был бы особый кабинет - а прочее мне все равно», -

писал он.

Плетнёв снял для Пушкина дом на углу Колпинской улицы и Кузьминской

дороги (его современный адрес - Пушкинская улица, дом 2). Дом принадлежал

Анне Китаевой – вдове придворного камердинера Якова Китаева, для которого

он и был построен в 1827 году по указу Николая I. Проект дома составлял

«архитекторский помощник» А.М. Горностаев и просматривал В.П. Стасов. В дом

на Кузьминской дороге Пушкины приехали 25 мая 1831 года, в канун дня

рождения поэта. Дача Китаевой стала первой семейной квартирой Пушкина после

его переезда из Москвы в Петербург.

Это был одноэтажный деревянный дом с мезонином. Из небольшого

палисадника в дом вела просторная открытая веранда с колоннами, занимавшая

всю его угловую часть. Над верандой в мезонине был открытый балкон. Дом

состоял из двух половин, каждая из которых имела отдельный вход со двора. В

нём было одиннадцать комнат: восемь снимал Пушкин: Гардеробную, Буфетную,

Столовую, Гостиную, Будуар, Спальню и Кабинет; а в трёх остальных жила

хозяйка дома. До наших дней дом дошёл в значительно изменённом виде. В 1868

году он был перестроен: открытую веранду и балкон мезонина застеклили, к

каждой половине пристроили ещё по две комнаты, со стороны Кузьминской

дороги сделали новый парадный вход. На его фасаде установлена мемориальная

надпись: здесь жил Пушкин в 1831 году». 21 декабря 1958 года в доме

Китаевой был открыт мемориальный музей.

Узкая деревянная лестница ведет в мезонин, где расположена самая

главная комната дома – рабочий кабинет Пушкина. Спокойная жизнь Царского

Села нравилась поэту. По утрам он обычно купался в пруду Александровского

парка, потом пил чай; после чая поднимался к себе в кабинет и начинал

работать.

Кабинет поэта выглядел просто. Перед диваном стоял большой круглый

стол, на столе - бумага, тетради, простая чернильница и перья. На маленьком

столике в углу- банка варенья зеленого крыжовника и стакан холодной воды от

«Лебедя» - фонтана, расположенного при входе в Екатерининский парк, вода из

которого считалась лучшей в Царском Селе. И повсюду: на столе, на полках,

на полу - книги. Гардин в комнате не было, и в ясные дни кабинет был залит

солнцем. Наталья Николаевна обыкновенно в эти утренние часы сидела внизу с

книгой или вышиванием.

По воспоминаниям А. О. Смирновой-Россет, "кабинет поэта был в порядке.

В этой простой комнате без гардин была невыносимая жара, но он это любил,

сидел в сюртуке, без галстука... Тут он писал, ходил по комнате, пил воду,

болтал с нами, выходил на балкон и прибирал всякую чепуху насчет своей

соседки, графини Ламберт".

Сегодня в кабинете можно увидеть портреты друзей поэта, навещавших его

на Царскосельской даче. Среди них акварельный портрет 1820-х годов В.А.

Жуковского и портрет А. О. Смирновой-Россет. Оба портрета выполнены

замечательным мастером акварельного портрета П. Ф. Соколовым. Портрет

Александры Осиповны Смирновой-Россет был создан художником в 1834 - 1835

годах. Портрет Гоголя – гравюра с оригинала А. Г. Венецианова - находится

рядом с портретом Смирновой-Россет. У стола над диваном висит гравюра А. Л.

Романе с картины Рафаэля, известной под названием "Бриджуотерская Мадонна".

Мадонна Рафаэля не только напоминала Пушкину Наталью Николаевну, но и

вдохновила поэта на создание его поэтического шедевра - сонета "Мадонна".

Сонет впервые был напечатан в альманахе "Сиротка". Этот альманах можно

видеть на столе пушкинского кабинета.

Летом 1831 года, в период относительной свободы и покоя, Пушкин много

и плодотворно работал. "Письмо Онегина к Татьяне", написанное в доме

Китаевой, завершило собой почти восьмилетний труд Пушкина над стихотворным

романом и явилось следствием душевного подъема поэта. В эти счастливые

месяцы семейной жизни Пушкин создал самую светлую и радостную свою сказку -

"Сказку о царе Салтане", которая возникла в своеобразном поэтическом

соревновании с Жуковским. В доме Китаевой было написано также стихотворение

"Эхо", начаты прозаические произведения, условно названные "Рославлев" и

"Роман на Кавказских водах". Здесь Пушкин подготовил к изданию написанные

год назад в Болдине "Повести Белкина" – свои первые законченные

прозаические произведения, проложившие дорогу последующему развитию русской

классической прозы. На даче Китаевой Пушкин готовил к печати альманах

"Северные цветы" в память его основателя А. А. Дельвига. На протяжении всей

жизни Дельвига и Пушкина связывала искренняя и нежная дружба. На постаменте

у окна стоит гипсовый бюст Дельвига с оригинала С. И. Гальберга. Бюст был

создан вскоре после кончины Дельвига. С именем Дельвига связан также

стоящий на столе пресс-грифон – это подарок Пушкина Дельвигу на день его

рождения в 1829 году.

О лицейских друзьях Пушкина напоминает еще один экспонат кабинета –

стеклянный стакан его соученика К. К. Данзаса. В доме Китаевой 19 октября,

в одиночестве, Пушкин отметил двадцатилетнюю годовщину Лицея. Этой

годовщине он посвятил стихотворение, написанное незадолго до отъезда и

пронизанное болью потерь товарищей и трагическим предчувствием своей

гибели.

К октябрю Царское Село опустело: уехал двор, а с ним и Жуковский и

"черноокая Россет"; еще раньше, в середине августа, в Петербург уехал

Гоголь. Около 20 октября из дома Китаевой выехал Пушкин. Он ехал в

Петербург, ехал жить и работать. Позади светлые, насыщенные счастьем четыре

месяца, которые еще раз подарили поэту «царскосельские хранительные сени».

Список использованной литературы:

1. Г.Г. Бунатян

«Город муз». 1975г.

2. С.Н. Вильчковский

«Царское село»

3. С.Я. Ласточкин; Ю.Ф. Рубежанский

«Царское село – резиденция российских монархов»

4. М. Руденская; С. Руденская

«В садах Лицея»

Пушкинские музеи Царского села

Веди, веди меня под липовые сени,

Всегда любезные моей свободной лени,

На берег озера, на тихий скат холмов!..

Да вновь увижу я ковры густых лугов

И дряхлый пук дерев, и светлую долину,

И злачных берегов знакомые картины,

И в тихом озере, средь блещущих зыбей,

Станицу гордую спокойных лебедей.

А.С. Пушкин

Ученицы 9а класса

Лицея №214

Петроченковой

Анастасии

Санкт-Петербург

2002

© 2010