На главную

Основные тенденции и проблемы развития СНГ и Европы


Основные тенденции и проблемы развития СНГ и Европы

Министерство образования Украины

Одесский государственный университет им. И.И. Мечникова

Доклад на тему:

Основные тенденции и проблемы развития СНГ и Европы.

Студента магистратуры экономико – правового факультета ОГУ им. И.И.

Мечникова

Одесса 2000

От того, как будут складываться экономические взаимоотношения между

Странами СНГ, от того, каковы будут условия их вхождения в мировое

хозяйство, во многом зависят возможности, методы и перспективы социально-

экономических проблем этих стран, а отчасти и потенциал мирового хозяйства.

Поэтому самого пристального внимания заслуживает изучение тенденций

развития СНГ, явных и скрытых, сдерживающих и стимулирующих факторов,

намерений и их реализация, приоритетов и противоречий.

За девять лет существования СНГ его участниками создана замечательная

нормативно-правовая база. Некоторые документы направлены на более полное

использование экономического потенциала стран Содружества. Однако

большинство договоров и соглашений частично или даже полностью не

выполняется. Не соблюдаются обязательные юридические процедуры, без которых

подписанные документы не имеют международно-правовой силы и не реализуются.

Это касается прежде всего ратификации национальными парламентами и

одобрения правительствами заключаемых договоров и соглашений. Процесс

ратификации и утверждения затягивается на многие месяцы и даже годы. Но

даже после выполнения всех необходимых внутригосударственных процедур и

вступления договоров и соглашений в силу до их практической реализации

часто дело не доходит, так как страны не выполняют взятых на себя

обязательств.[1]

Драматизм сегодняшней ситуации состоит в том, что СНГ оказалось во

многом искусственной формой государственного устройства без своей

концепции, четких функций, с непродуманным механизмом взаимодействия стран-

участниц. Почти все подписанные за 9 лет существования СНГ договоры и

соглашения носят декларативный, а в лучшем случае рекомендательный

характер.

Сложилось трудноразрешимое противоречие между суверенностью республик

и острой потребностью в тесных экономических и гуманитарных связях между

ними, противоречие между необходимостью той или иной степени реинтеграции и

отсутствием необходимых механизмов, способных обеспечить увязку интересов

стран.

Политика в отношении СНГ отдельных государств, в первую очередь

России, принятые документы, в частности, инициированный ею план развития

интеграции, свидетельствуют о попытках интеграции в пределах СНГ все

аспекты государственной деятельности образованием в будущем единого

государства на примере того, что происходит в Европейском Союзе.

Возможность достижения такого уровня интеграции зависит от присутствия в

целом объективных предусловий.[2]

Этап развития СНГ в 1991-1992 гг. характеризовался молниеносным

распадом СССР, эйфорией независимости и национализацией республиками

бывшего СССР. Былой союзной собственности. Почти все новые суверенные

государства проявили стремление самостоятельно выйти на мировой рынок.

Началось соревнование за получение внешних льготных кредитов и

международной помощи. Новые суверенные государства стали искать партнеров и

доноров в зоне развитых стран и в традиционно близких центрах влияния.

Масштабные реинтеграционные проекты оставались на бумаге. Длительное

время в официальных заявлениях по существу желаемое выдавалось за

действительное. Нередко договоренности об углублении сотрудничества

сопровождались противоречащими им действиями. Так, соглашению о принципах

таможенной политики, заключенному в марте 1992 года, сопутствовало введение

государствами СНГ таможенных пошлин и нетарифных методов регулирования

внешнеэкономических связей. Резко сократились объемы и интенсивность

товарного обмена между республиками бывшего СССР. Приоритетными стали

бартерные сделки. Некоторые страны попытались закрыть внутренние рынки от

соседей. Возник искусственный дефицит жизненно необходимой продукции в

одних регионах при избытке других.

На втором этапе (1993 г.) остро проявились последствия разрыва

прежних хозяйственных связей, которые стали одной из главных причин резкого

спада производства и инвестиционной активности, падения жизненного уровня

населения. На втором этапе некоторые суверенные государства в целях

облегчения экономического положения попытались продлить роль России как

поставщика дешевых энергоресурсов и сырья, как источник дотаций и кредитов.

В ответ Россия ужесточила политику отстаивания своих экономических

ресурсов, разделив безналичное и наличное денежное обращение, сделала более

жестким контроль над выдачей кредитов, приблизила цены на экспортируемые

товары к уровню мировых. Обозначился переход от вялой к активной

дезинтеграции, чреватой тяжелыми геополитическими последствиями. В этих

условиях пришло понимание необходимости строить экономические отношения в

СНГ на рыночной основе, на соблюдении баланса интересов, по принципу

экономической целесообразности с учетом того, что политические различия не

должны препятствовать реинтеграции.

1994-1995 гг. начался с подписания 24 сентября 1998 года Договора о

создании Экономического Союза, провозгласившего в качестве конечной цели

добровольное воссоздание на принципиально новых рыночных основах единого

экономического пространства, где свободно перемещаются товары, капитал и

рабочая сила. Начался интенсивный совместный поиск скорейшего выхода из

экономического кризиса. Сначала была предпринята попытка, впрочем,

безуспешная, создания единой рублевой зоны. Затем были приняты десятки и

сотни других интеграционных документов. Наиболее важные из них -

межправительственные соглашения о формировании зоны свободной торговли, о

Платежном союзе, поддержке производственной кооперации предприятий и

отраслей стран СНГ, создания транснациональных хозяйственных и финансовых

структур, о сотрудничестве в области инвестиций и проведения

антимонопольной политики. 21 октября 1994 года был учрежден

Межгосударственный экономический комитет, впервые в истории СНГ наделенном

контрольно-распределительными функциями и обладающим полномочиями для

принятия решений, обязательных для исполнения всеми участницами СНГ, и для

применения санкций.

Важным событием явилось и заключение Россией, Белоруссией и

Казахстаном тройственного таможенного союза.

Оживлению интеграции и усилению центростремительных тенденций во

взаимоотношениях стран СНГ способствовали такие политические события, как

заключенный в Ташкенте по инициативе президента Узбекистана И.Каримова

Договор о коллективной безопасности стран-участниц СНГ, выдвинутая

президентом Казахстана Н.Назарбаевым идея образования Евразийского союза и

другие.

1996-1997 год берет свое начало с провозглашенных в марте-апреле 1996

года новых интеграционных инициатив, которые четко обозначили многоярусную

структуру взаимодействия суверенных государств, отличающихся друг от друга

разными уровнями реформирования экономики и социальной сферы. В эту

многоярусную структуру входят:

структура Россия - Белоруссия как наиболее глубокая форма Сообщества с

общими наднациональными, в том числе политическими органами управления;

структура Россия – Белоруссия – Казахстан - Киргизия, призванная стать

углубленной прежде всего экономической интеграционной формой, базирующейся

на Таможенном и Платежном союзах;

структура стран-участниц СНГ как сложившееся после распада СССР

межгосударственное объединение 12 бывших республик СССР;

Вообще в зависимости как строят государства бывшего СССР свои

отношения с Россией, в СНГ можно выделить несколько групп государств. К

государствам, которые в краткосрочном и среднесрочном плане критически

зависят от внешней помощи, прежде всего российской, относятся Армения,

Белоруссия и Таджикистан. Вторую группу образуют Казахстан, Киргизстан,

Молдова и Украина, которые также существенно зависят от сотрудничества с

Россией, но отличаются большой сбалансированностью внешнеэкономических

связей. В третью группу государств чья экономическая зависимость от связей

с Россией заметно слабее и продолжает снижаться, входят Азербайджан,

Узбекистан и Туркменистан, последний представляет особый случай, поскольку

эта страна не нуждается в российском рынке, но полностью зависит от

экспортной системы газопроводов, проходящих по российской территории.[3]

Реально, как видно, в настоящее время СНГ превратилось в ряд

субрегиональных политических альянсов и экономических группировок.

Формирование ориентированных на Россию группировок Союза Белоруссии и РФ,

Сообщества Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России, а также Центрально-

азиатской (Узбекистан, Казахстан, Киргизия), Восточноевропейской (Украина,

Молдавия) без участия России - это в большей мере вынужденные действия

власти, чем закономерные следствия продуманной политики новых

государств.[4]

Что касается Украины, то ее позиция многими критикуется, что она

пытается строить свои отношения только на чистых экономических связях,

поддерживаемых на двусторонней основе, что Украина не учитывает реального

статуса России в СНГ и потому несостоятельна. Россия не может отказаться

от роли интегратора СНГ как самая крупная республика бывшего СССР, как

страна, наиболее богатая материальными ресурсами, важнейшими для всех

членов СНГ, и потому естественно, Россия, роль такого интегратора, не

может в одностороннем порядке предоставлять Украине те же привилегии и

преимущества, какие она предоставляет, например, Беларуси, Казахстану или

другим странам, которые вошли с ней в Таможенный союз.[5]

Эффективная интеграция в СНГ может и должна осуществляться

постепенно, поэтапно, одновременно с укреплением рыночных начал и

выравниванием условий хозяйственной деятельности в каждой из стран СНГ на

основе согласованной концепции выхода из общего экономического кризиса.

Подлинная реинтеграция возможна лишь на основе добровольной, по мере

созревания объективных условий. Экономические, социальные и политические

цели, которые сегодня преследуют государства СНГ, нередко разные, порой

противоречивые, вытекающие из сложившегося понимания национальных интересов

и - не в последнюю очередь - из интересов тех или иных элитных групп.[6]

Основой международной экономической интеграции, есть, в первую

очередь, соответствующий уровень экономического развития. Поэтому

наивысшего уровня зрелости экономическая интеграция достигла в группе

промышленно развитых стран, в первую очередь в Западной Европе. Именно

здесь успешно функционирует Европейский Союз - единственное пока

объединение государств, развитие интеграционных процессов, в котором,

последовательно прошедшее четыре фазы (зона свободной торговли, таможенный

союз, общий рынок, экономический союз), уже сегодня можно говорить о

создании валютного союза - наивысшей ступени международной экономической

интеграции. И, безусловно, этапы формирования, эволюции ЕС, его

организационно-правовая постройка, сферы деятельности, механизмы принятия

решений и обеспечение их исполнения является уникальным опытом для каких-

либо международных интеграционных объединений, и для СНГ в том числе.

Международные экономические связи стран Западной Европы всегда

отличались высокой интенсивностью. В послевоенные годы развития здесь

кооперации помогли транснациональные корпорации (ТНК). В Западной Европе

возникла необходимость консолидации западноевропейской элиты на собственной

основе. С этой целью в рамках созданного в 1949 году Совета Европы было

сделано ряд проектов региональной интеграции - от объединений в пределах

отдельных видов промышленности до огромных проектов западноевропейской

федерации. По такому из одних проектов ("план Шумана") в 1951 году был

подписан Парижский договор о создании Европейского объединения угля и стали

(ЕОУС) в составе Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга с

организацией не только общего рынка четырех продуктов промышленности (угля,

железа, стали и металла), а и общего регулирования объемов выпуска

продукции и уровня цен, инвестиционных программ и рационального

использования рабочей силы. Этот договор вступил в силу в 1953 году. ЕОУС

контролировало 60% выплавки стали и 50% добычи угля в Западной Европе.

В 1956 году в ЕОУС возник план переделать эту организацию на зону

свободной торговли, но разногласия между странами, особенно между Англией и

Францией, привели к созданию в марте 1957 года в Риме лишь шестью (с 17

стран-членов на то время ЕОУС Римской сепаратной договоренности о создании

Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС) - "Общего рынка, с

перспективной программой экономической и политической интеграции. Конечной

целью ЕЭС было провозглашено создание Соединенных Штатов Западной Европы.

Одновременно в Риме было основано Европейское Сообщество атомной энергии

(Евроатом), целью которого было создание еще одного отраслевого рынка,

объединение ресурсов атомной энергии и атомной промышленности. В это время

Великобритания, которая еще не присоединилась к ЕЭС, организовала

Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ) в количестве 7 государств.

В 1967 году происходит объединение органов управления ЕОУС, ЕЭС и

Евроатома, создается триединая организация с официальным названием

Европейские Сообщества или Европейское Сообщество. В 1973 году

Великобритания и Дания вышли с ЕАСТ и присоединились к ЕС. Португалия

сделала то же самое в 1986 году. Но к ЕАСТ пришли три других государства и

эта организация вновь стала семичленой - Австрия, Финляндия, Исландия,

Лихтенштейн, Норвегия, Швеция и Швейцария. Идея создания ЕАСТ была в

создании торговли между странами, но без объединения власти и создания

официальных институтов, уполномоченных вести законодательную деятельность,

как это сделано в ЕЭС.

В 1984 году ЕАСТ и ЕЭС договорились создать единый экономический

простор и расширить сотрудничество в отраслях, как экономика, валютная и

промышленная, охрана окружающей среды, рыболовство, транспорт. При этом

ЕАСТ взяла все льготы и торговые доходы от членства в Европейском

Сообществе, но не брала участие в работе институтов ЕС. Эта договоренность

вступила в силу с 1 декабря 1994 года. Швейцария была единой из государств-

членов ЕАСТ, которая не присоединилась к этой договоренности, поскольку

национальный референдум Швейцарии отклонил ее. Три государства ЕАСТ

Австрия, Финляндия и Швеция - стали полноправными членами ЕС в декабре 1995

года, остановивши свое членство в ЕАСТ. Европейский экономический простор,

созданный этой договоренностью, - это больше чем просто экономическая зона;

он возводит на государства-членов ЕАСТ принцип четырех свобод ЕС -

свободное движение товаров, услуг, капитала и населения.

Кроме перечисленных стран, в 1973 году к ЕС присоединилась Ирландия,

в 1981 году - Греция, в 1986 году - Испания, и в составе ЕС стало 15

государств.

В своем интеграционном развитии Европейское Сообщество прошло ряд

эволюционных этапов, основой которых была либерализация экономики. Развитие

сотрудничества в ЕОУС и Евроатома подтолкнул государства к снятию многих

барьеров, которые не давали расшириться торговли между ними, а также

проведения политики регулирования внешнеторговой деятельности. Был создан

Таможенный союз. В период 1958-1969 годов формировался общий рынок.

Таможенная пошлина в совместной торговле государств-членов постепенно

уменьшалась, и уже в 1962 году были в основном ликвидированы количественные

ограничения товарообмена, одновременно национальные таможенные тарифы

делались единым тарифом. Единый тариф государства-члены начали применять с

1968 года одновременно снятия пошлин внутри ЕС.

В этот же период в рамках "Общего рынка" происходил процесс

формирования общей сельскохозяйственной политики, принятой под напором

Франции, заинтересованной в расширении сбыта своей сельскохозяйственной

продукции, а также сформирован механизм торговли (протекционистский) с

третьими странами.

Общая таможенная политика сделала создание в 1970-х годах собственных

фондов Сообщества, главным образом за счет прихода от таможенных выплат и

компенсационных сборов, которые взимались при импорте товаров с третьих

стран.

Важным элементом интеграции стало создание Европейской валютной

системы (ЕВС), которая начала действовать с марта 1979 года, и перед

которой были поставлены следующие задачи: 1) достижение валютной

стабильности в рамках ЕС; 2) упрощение конвергенции процессов

экономического развития;

3) обеспечение стратегии увеличения в условиях стабильности; 4)

стабилизация международных валютных и экономических взаимоотношений.

Базовым элементом ЕВС было введение расчетной валютной единицы ЭКЮ.

Поэтому, странам ЕС удалось побороть кризис начала 80-х годов. После

преодоления инфляции в 80-е годы были сняты ограничения в финансовых

операциях, и в 1990 году был введен режим свободного движения капиталов.

В 1985 году была подписана программа дальнейшего развития

Европейского Сообщества и переделано его на Европейский Союз ("Европа без

границ"), а после и достижение полной интеграции. Эта программа вступил в

силу с 1987 года, как Единый Европейский акт (или Маастрихтский договор) -

договор создания экономического и валютного союза, о политической

совместной работе. Формирование новых институционных структур.

С 1 ноября 1993 года Европейское Сообщество перешло в новую стадию

экономической интеграции решением государств-членов, и стало называться

Европейским Союзом. В рамках ЕС планируется переход и к политической

интеграции - создание нового надгосударства конфедеративного типа.

Постепенно ЕС принимает черты единой государственности, контуры которой

проступают в экономике, политике и в социальной сфере.

Целью ЕС есть создание условий свободного перемещения в его границах

товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. В 1999 году был создан

Европейский центральный банк, создана единая валюта - евро (которая с 1999

года ходит уже в чеках, банковских счетах, а наличным способом с 1 января

2000 года), создается организационный и правовой механизмы совместной

внешней политики угрозы государств-членов ЕС. А вообще введение евро

означает, что впервые после столетия господства американского доллара

появилась на международно-финансовых рынках единая европейская валюта,

которая, будем надеяться, сможет противостоять ему и США ожидает одно из

наиболее серьезных в ее истории потрясений.[7]Таким образом, базируясь на

мировом опыте, отдельно, на опыте ЕС, можно выделить 5 уровней

интеграционного процесса: 1) зона свободной торговли, в рамках которой

ликвидируются таможенные и количественные ограничения между государствами-

членами интеграции; 2) Таможенный союз, в рамках которого ликвидируются

различные дискриминации в сфере перемещения товаров внутри союза и

формируется общая таможенная политика в отношении государств-членов; 3)

общий рынок, где наряду с товарными ликвидируются еще ограничения

перемещения факторов изготовления; 4) экономический союз как форма общего

рынка, которая базируется на гармонизации национальных экономических

политик для ликвидации дискриминации в сфере свободного передвижения

товаров; 5) валютный союз и экономическую интеграцию, которая образована на

унификации монетарной, фискальной, социальной и антицикличной политики и

создание наднациональных органов, уполномоченных принимать за государства-

члены обязательные решения.

Конечно, пример ЕС очень интересный, но к сожалению, опыт европейской

интеграции, ее формы, методы, как правило, слепо, а значит формально

копируются "архитекторами" СНГ, что отнюдь не способствует преодолению

тупиковой ситуации в СНГ. Очевидна бесперспективность механического

переноса опыта ЕС на страны СНГ.[8]

В основу реинтеграции бывших республик СССР в условиях рынка и

утверждения нового экономического императива должны быть положены следующие

принципы:

обеспечение духовного и нравственного единства народов при максимальном

сохранении суверенитета, политической независимости и национальной

самобытности каждого государства;

обеспечение единства гражданского правового, информационного и культурного

пространства;

добровольность участия в интеграционных процессах и полное равноправие

стран-участниц СНГ;

опора на собственный потенциал и внутренние национальные ресурсы,

исключение иждивенчества в экономической и социальной сферах;

взаимовыгодность, взаимопомощь и кооперация в экономике, включая создание

совместных финансово-промышленных групп, транснациональных экономических

объединений, единой внутренней платежно-расчетной системы;

объединение национальных ресурсов для реализации совместных экономических и

научно-технических программ, непосильных для отдельно взятых стран;

беспрепятственное движение рабочей силы и капитала;

выработка гарантий взаимной поддержки соотечественников;

гибкость формирования наднациональных структур, исключающих давление на

страны СНГ или доминирующую роль одной из них;

объективная обусловленность, согласованная направленность, правовая

совместимость проводимых в каждой стране реформ;

поэтапность, разноярусность и разноскоростной характер реинтеграции,

недопустимость ее искусственного формирования;

абсолютная неприемлемость идеологизации интеграционных проектов.

Политические реалии на постсоветском пространстве настолько пестры,

разнолики и контрастны, что трудно, да и невозможно предложить какую-то

устраивающую всех концепцию, модель или схему реинтеграции.

Внешняя политика России в ближнем зарубежье должна быть

переориентирована со стремления усилить унаследованную от СССР зависимость

всех республик от центра на реалистическую и прагматическую политику

сотрудничества, укрепления суверенитета новых государств.

У каждого нового независимого государства своя модель политической

системы и интеграции, свой уровень понимания демократии и экономических

свобод, свой собственный путь к рынку и вхождения в мировое сообщество.

Требуется найти механизм межгосударственного взаимодействия прежде всего в

экономической политике. В противном случае разрыв между суверенными

странами будет увеличиваться, что чревато непредсказуемыми геополитическими

последствиями.

Очевидно, что ближайшая задача - это восстановление жизненно

необходимых разрушенных межгосударственных связей в сфере экономики для

выхода из кризиса и экономической стабилизации, т.к. эти связи являются

одним из самых важных факторов роста эффективности и благосостояния народа.

Далее могут последовать различные сценарии и варианты экономической и

политической интеграции. Готовых рецептов нет. Но сегодня видны некоторые

пути будущего обустройства Содружества:

1) экономическое развитие при взаимодействии с другими странами СНГ

преимущественно на двусторонней основе. Наиболее четко такого подхода

придерживается Туркменистан, который не подписал Договор об экономическом

союзе, но в то же время активно развивает двусторонние отношения. К

примеру, заключено и успешно осуществляется стратегическое Соглашение РФ

о принципах торгово-экономического сотрудничества до 2000 года. К этому

варианту более склоняются Украина и Азербайджан;

2) создание региональных интеграционных блоков в рамках СНГ. Это прежде

всего касается трех (национал) центрально-азиатских государств -

Узбекистана, Казахстана и Киргизии, принявших и реализующих ряд важных

субинтеграционных соглашений;

3) глубокая интеграция принципиально нового типа на рыночной основе с

учетом баланса интересов больших и малых государств. Это - ядро СНГ в

составе России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии.

Какой из этих вариантов окажется более реализуемым, зависит от того,

насколько возобладают соображения экономической целесообразности.

Оптимальное сочетание этих направлений в различных конфигурациях

экономической интеграции при укреплении политической независимости и

сохранении этической уникальности новых суверенных государств - единственно

разумная и цивилизованная формула дальнейшего постсоветского пространства.

Несмотря на расхождение в национальных законодательных системах и

разный уровень экономик и политических ориентиров, интеграционные ресурсы

сохраняются, имеются возможности для их решения и углубления.

Разноскоростное развитие государств вовсе не является непреодолимым

препятствием для их тесного взаимодействия, поскольку поле интеграционных

процессов и выбор инструментов очень широки.

Жизнь показала бессмысленность объединений без учета региональной,

национальной, экономической и социальной специфики каждого участника

Содружества. Поэтому все более предметно обсуждается предложение

реорганизовать Исполнительный Секретариат СНГ в своеобразный орган Совета

глав государств, имея в виду оставить за ним проработку главным образом

политических вопросов Содружества. Экономические же проблемы возложить на

МЭК (Межгосударственный экономический комитет), сделав его инструментом

Совета глав правительств и наделив его большими, чем сейчас полномочиями.

Обостренная социально-экономическая ситуация во всех странах

Содружества, угроза дальнейшего скатывания вниз, как это ни парадоксально,

имеют свою позитивную сторону. Это заставляет задумываться об отказе от

политизированных приоритетов, подталкивает к шагам, поиску более

эффективных форм сотрудничества.[9]

В последнее время ряд государств-участников СНГ и Европейский Союз

расширили взаимодействие путем развития и повышения уровня политического

диалога, экономических, культурных и других связей. Важную роль в этом

сыграли двусторонние соглашения о партнерстве и сотрудничестве между

Россией, Украиной , другими странами Содружества и Европейским Союзом, а

также деятельность совместных межправительственных и межпарламентских

институтов. Новый положительный шаг в этом направлении - решение ЕС от 27

апреля 1998 года о признании рыночного статуса российских предприятий,

экспортирующих продукцию в страны ЕС, исключение России из списка стран с

так называемой государственной торговлей и внесение соответствующих

изменений в антидемпинговый регламент ЕС. На очереди аналогичные меры в

отношении других стран Содружества.[10]

Что касается Украины, то она наряду с другими бывшими субъектами

СССР, выражает безоговорочное намерение интегрироваться в европейские

структуры, готова ради этого связать себя, любыми социальными, финансовыми,

правовыми обязательствами. По-видимому, дело не в том, что там сытая жизнь,

хотя и это немаловажно, поскольку такая жизнь могла получиться лишь в

условиях развитых демократических институтов. Главное в том, что упомянутые

институты создавались в условиях уважения человека и человеческих

ценностей. Интеграция Украины в европейские структуры невозможна без

уяснения тех правил, по которым живет Европа.[11]

Ряд одобренных нормативных актов (в первую очередь, Указ Президента

Украины от 11 июня 1998 года "Об утверждении стратегической интеграции

Украины к Европейскому Союзу", а также от 24 февраля 1998 года - "Об

обеспечении исполнения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между

Украиной и ЕС и усовершенствование механизма сотрудничества с ЕС), работа

МИД Украины и других органов исполнительной власти Украины в последнее

время, создание специального органа в экономической и социальной интеграции

в ЕС - Национального агентства Украины по вопросам развития и европейской

интеграции - в ЕС - Национального агентства Украины по вопросам развития и

европейской интеграции - не оставили сомнений насчет серьезности намерений

Украины ассоциироваться с Евросоюзом. Но вместе с тем, второй Саммит

Украина - Европейский Союз, который состоялся 16 октября 1998 года в Вене,

показал, что Евросоюз еще не готов на данном этапе адекватно отреагировать

на запрос Украины насчет приобретения ассоциированного членства в ЕС. Также

не было дано однозначного ответа на другие принципиально важные предложения

украинской стороны - насчет привлечения Украины к работе Европейской

Конференции, совместной внешней политики и политической безопасности.[12]

Какие-либо многосторонние интеграционные проекты пока что не имеют

под собой реальных политико-экономических основ и их реализация в ближайшей

перспективе невозможна. Поэтому СНГ нужно сохранить как структуру, в рамках

которой есть возможность совершать необходимую координацию экономической

политики стран СНГ, обеспечивать подходящие условия товарообмена,

цивилизованным путем решать спорные проблемы и разрешать конфликтные

ситуации.

Последний финансовый кризис в России, также есть убеждающим

аргументом в пользу этой позиции. Пока экономическая ситуация в

государствах Содружества не приобретет постоянной позитивной динамики, не

сформируются окончательно все аспекты нового, рыночного устроя,

демократического общества, какая-либо масштабная интеграция этих стран лишь

приведет к цепной реакции негативных явлений и на этой основе - к

углублению общего экономического кризиса, последствием которого может стать

и кризис политический.

Список использованной литературы:

1. Гудима Б.Дорогою до спільного дому. Стосунки між Україною та

Європейським Союзом у світі набуття чинності Угоди про партнерство та

співробітництво між Україною та ЄС // Політика і час. - 1998. - № 5.

2. Журавка Ф. Євро - нова валюта Європейського Економічного і Валютного

Союзу // Банківська справа. - 1999. - №

3. Журавка Ф. Євро - нова валюта Європейського Економічного і Валютного

Союзу // Банківська справа. - 1999. - №

4. Золотухина Т. Интеграционные процессы в Европе: введение единой валюты

// Вопросы экономики. - 1998. - № 9.

5. Иванов И. Расширение Евросоюза: сценарий, проблемы. Последствия //

Мировая экономика и международные отношения. - 1998. - № 9.

6. Зиядуллаев Н. Союз независимых государств: дезинтеграция и реинтеграция

// Общество и экономика. - 1998. - № 2.

7. Зиядуллаев Н. СНГ - современное состояние и перспективы // Экономист. -

1998. - № 3.

8. Иларионов В. Развитие экономики в условиях независимости / В кн.

№Беларусь, Россия, Украина - опыт и проблемы интеграции, межпарламентская

конференция". - Киев, 1999.

9. Козик Л., Кохно П. Процессы экономической интеграции государств СНГ //

Экономист. - 1998. - № 2.

10. Кузнецова Л., Кузьменко В. З позицій обмеженого оптимізму // Політика і

час. - 1998. - № 9.

11. Любский М. (Евстигнеев В.Р. Валютно-финансовая интеграция в ЕС и СНГ.

Сравнительный анализ) - Москва, 1998 // Вопросы экономики. - 1998. - № 8.

12. Маштабей В. Курс на інтеграцію. До підсумків Другого саміту України в

Європейський Союз. - 1998. - № 10. - С.10, 13.

13. Ориентиры международного сотрудничества стран СНГ / По материалам

Петербургского экономического форума 1998 г. // Экономист. - 1998. - №

10.

14. Проблемы вхождения Украины в Европейское правовое пространство / Под

ред. С.В.Кивалова. - Одесса, 1999.

15. Резникова О. Модернизация России и взаимодействие в СНГ // Мировая

экономика и международные отношения. - 2000. - № 3.

16. Тиммерманн Х. Процессы дезинтеграции и реорганизации СНГ // Мировая

экономика и международные отношения. - 1998. - № 4.

17. Черковец О. Европейский Союз - уроки интеграции // Экономист. - 1998. -

№ 10.

18. Чистяков Е., Шульга В. Интеграционный потенциал СНГ и его роль в

развитии мирохозяйственных связей // Экономист. - 1998. - № 6.

-----------------------

[1] Козик Л. Процессы экономической интеграции государств СНГ // Экономист.

- 1998. - № 2. - С.77.

2 Кузнецова Л., Кузьменко В. З позицій обережного оптимізму // Політика і

час, №9, 1998, с.17

[2] Резникова О. Модернизация России и взаимодействие в СНГ // Мировая

экономика и международные отношения. - 2000. - № 3. - С.61.

[3] Зиядуллаев Н. СНГ-современное состояние и перспективы // Экономист.

1998, 3

[4] Иларионов В. Развитие экономики в условиях независимости // В кн.

"Белорусь, Росия, Украина - опыт и проблемы интеграции, межпарламентская

конференция". - К., 1999.

[5] Зиядуллаев Н. Союз независимых государств: дезинтеграция и реинтеграция

// Общество и экономика. - 1998.

- - № 2. - С. 195.

[6] См. Журавка Ф. Європейський Економічний і Валютний Союз // Банківська

справа. - 1999. - № 5. - С.54.

См. ЖуравкаФ. Євро - нова валюта Європейського Економічного і Валютного

Союзу // Банківська справа. - 1999. - № 4. - С.38.

См. Золотухина Т. Интеграционные процессы в Европе: введение единой

валюты // Вопросы экономики. - 1998. - № 9. - С. 121-135.

[7] Любский М. -(Евстигнеев В.Р. Валютно-финансовая интеграция в ЕС и СНГ)

Сравнительный анализ. - Москва, 1998 \\ Вопросы экономики. - 1998. - № 8. -

С. 151.

[8] Зиядуллаев Н. СНГ - современное состояние и перспективы // - Экономист.

- 1998. - С. 90.

[9] Ориентиры международного сотрудничества стран СНГ / По материалам

Петербургского экономического форума 1998 г. // - Экоомист. - 1998. - № 10.

- С. 11.

[10] Проблемы вхождения Украины в Европейское правовое пространство. / Под

ред. С.В.Кивалова. - Одесса.

- 1999. - С. 64.

[11] См. Маштабей В. Курс на інтеграцію. До підсумків Другого Саміту

України - Європейський

Союз // Політика і час. - 1998. - № 10. - С.10. 13.

© 2010