На главную

От безвозмездной помощи СССР двум йеменским государствам к равноправному сотрудничеству России и единого Йемена


От безвозмездной помощи СССР двум йеменским государствам к равноправному сотрудничеству России и единого Йемена

От безвозмездной помощи СССР двум йеменским государствам к

равноправному сотрудничеству России и единого Йемена. ( Абдулсамад Абдулла

Ахмед, соискатель ученой степени кандидата исторических наук, кафедра

теории и истории международных отношений С-ПбГУ)

Отношения России и Йемена в сфере экономики вплоть до 1990 г.

оценивались с точки зрения объема кредитов, помощи и товаров, которые СССР

представлял двум йеменским государствам – Йеменской Арабской Республике и

Народной Демократической Республике Йемен. Поскольку обратный процесс не

имел места, можно утверждать, что отношения в этой области носили

односторонний характер. Однако, период, последовавший за развалом СССР,

поставил экономику России перед лицом многочисленных кризисов,

спровоцированных советским наследием, что ослабило ее настолько, что

задолженность по зарплате и внешний долг оценивался в 150 миллиардов

долларов, а доходы гражданина постсоветской России не покрывали и половины

его самых насущных потребностей. В 1992 г. показатель инфляции оценивался в

2000%, а курс национальной валюты по отношению к доллару обрушился с 180

рублей за доллар в 1992 г. до примерно 5400 рублей за доллар к 1996 г[1].

Все это превратило Россию из страны – кредитора в страну – должника,

из государства, которое когда-то оказывало безвозмездную помощь, выдавало

ссуды и кредиты, в государство, которое теперь само нуждалось в подобной

помощи.

В этот же период произошло объединение ЙАР и НДРЙ в единое

государство. Внутриполитическое положение объединенного Йемена в первые

годы его существования было крайне тяжелым. Сумма этих факторов сделала

невозможным для йеменской и российской стороны выполнение даже минимальных

объемов торговых соглашений, подписанных еще во время существования СССР.

Так случилось с соглашением, подписанным в Сане в феврале 1991 г., которое

касалось вопроса учреждения постоянного советско-йеменского

правительственного комитета по торгово-экономическому, техническому,

научному и культурному сотрудничеству, который вплоть до настоящего момента

не провел ни одного заседания.

Важнейшие же контакты Йемена и России в сфере экономики в период 90-х

годов XX в., можно свести к следующему:

В 1992 г. состоялось подписание технического и финансового соглашения

между Главным учреждением портов Йемена и российской компанией

«Техноэкспорт», целью которого было строительство пристани длиной 450 м в

йеменском морском порту Салиф и углубление порта до 46 футов для

обслуживания судов водоизмещением в 50 тысяч тонн. Общая стоимость этого

контракта составляла 38 миллионов долларов. Работы начались в 1993 г.

В ноябре 1997 г. в Парижском клубе кредиторов 80 % йеменского долга

России, который составлял 6,7 миллиардов долларов, были списаны. К

оставшимся 20% были применены Неапольские условия, которые предписывали

аннулирование двух третей от этих 20% и постепенную выплату последней трети

в течение длительного срока. Это событие получило широкий резонанс. Многие

экономисты и чиновники в Йемене и России рассматривали произошедшее как

устранение препятствия, которое мешало развитию отношений Йемена и России.

Наконец, некоторые российские источники говорили, что проблема остаточного

йеменского долга была полностью разрешена путем погашения его во время

осуществления в Йемене проектов приватизации[2].

В настоящий момент имеется ряд показателей, свидетельствующих о том,

что Йемен и Россия стремятся развивать двусторонние экономические

отношения. В Йемене сейчас существуют четыре филиала российских компаний,

три из них – филиалы государственных компаний, и один представляет

акционерную компанию. В нефтяной сфере их задачи лежат в рамках подрядов и

строительства, а в сфере разведки и исследований они осуществляют различные

подряды и капиталовложения.

В Йемене сейчас работают 18 торговых представителей российских

компаний и промышленных предприятий, цель деятельности которых –

распространение и сбыт ряда российских товаров: промышленное оборудование,

средства передвижения, лекарства и медикаменты, домашние электроприборы и

др.

Совсем недавно Йемен представил России семь проектов торговых

соглашений, нацеленных на активизацию экономических отношений между

странами. В настоящий момент они изучаются ответственными органами и

готовятся к подписанию. Таким образом, Йемен надеется, что эти соглашения

откроют российским компаниям доступ к йеменскому рынку, а, особенно, к

сотрудничеству в таких областях, как нефтяная и газовая промышленность,

электроэнергетика, сельское хозяйство и ирригация. Россия также выражает

свое желание и готовность развивать эти связи. Президент Общества Российско-

йеменской дружбы заявил, что он ознакомился с представленными проектами,

которые будут осуществляться в свободной экономической зоне Йемена, и что

он уже особо отметил два проекта – проект строительства рыболовецкого порта

и рыбоперерабатывающих предприятий, а также совместное проведение геолого-

разведочных работ в районе одного из нефтяных залежей. Кроме того, было

заключено соглашение об отправке научно-исследовательского судна с целью

поиска мест скопления рыбы.[3]

Становится очевидным, что в ближайшее время мы станем свидетелями

заметного развития российско-йеменских экономических отношений. К такому

выводу нас подталкивают целевая установка России на распространение своих

капиталов за рубеж и желание Йемена привлечь в свою экономику как можно

больше государств и предприятий

Как сообщил бывший премьер-министр РФ Михаил Касьянов на

встрече с йеменским президентом в декабре 2002 г., Россия и Йемен заключили

соглашение о взаимной защите капиталовложений. По словам Касьянова,

Правительство России готово поддержать усилия российских компаний по

осуществлению проектов в Йеменской Республике. В настоящее время российские

компании развивают экономическое сотрудничество с йеменскими фирмами в

энергетической сфере, строительном комплексе, а также в проведении

ирригационных мероприятий, строительстве и эксплуатации портовых

сооружений. Президент Йемена Али Абдулла Салех в свою очередь сказал, что

его республика заинтересована в привлечении российских инвесторов и

отметил, что в Йемене действует лояльное законодательство, которое позволит

обеспечить защиту инвестиций российских компаний, поступающих в экономику

республики[4].

Не менее пристального внимания заслуживают отношения между

Йеменом и Россией в военной сфере. Начиная с 1990 г., их можно разделить на

два этапа: этап практически полного прекращения этих отношений и этап

восстановления и ускоренного развития связей в этой области.

Первый этап охватывает период с 1990 по 1997 г. В это время

отношения между Российской Федерацией и Йеменом переживали период

охлаждения, а иногда даже вовсе прерывались. Причиной этого были события,

происходившие в Йемене и России: Йемен не мог в этот период оплатить ни

одну сделку вследствие крушения экономики, в то время как задолженность

Йемена России, оцениваемая в 80 % от общей суммы долга в 6,7 миллиардов

долларов, не давала России права заключать со страной контракты на

поставку вооружений. Все это происходило в тени удушающего экономического

кризиса в России, который стал причиной остановки нескольких военных

заводов. В этот период можно говорить о предельном сокращении

сотрудничества в военной сфере, которое на тот момент ограничивалось

приездом в Йемен время от времени русских специалистов, которые должны были

осуществлять ремонт ранее поставленной техники и обучение йеменских

военных.

Второй этап начался в 1998 г. и продолжается по настоящее время.

С начала 1998 г. происходят первые шаги на пути к сближению Москвы и Саны в

рассматриваемой области. Первой ласточкой этого процесса был приезд в Йемен

26 марта 1998 г. российской делегации, возглавляемой генерал-майором В. А.

Пахомовым, заместителем российского министра по внешнеэкономическим связям.

Стороны обсудили перспективы военно-технического сотрудничества. Президент

Йеменской Республики встретился с членами делегации. Очевидно, этот визит

проложил путь к урегулированию по ликвидации задолженности, большую часть

которой составляли долги за поставки военной техники. За этим последовало

подписание 25 сентября 1999 г. в Москве соглашения по реструктуризации

йеменской задолженности, чему предшествовал приезд в столицу Йемена г. Сана

военной делегации от Министерства Обороны Российской Федерации во главе с

Начальником Генерального Штаба РФ 10 июля 1999 г. С началом 2000 г.

развитие отношений приняло более серьезный характер. Йеменский Министр

Обороны Мухаммад Дейф Алла в сопровождении Начальника Воздушных Сил и

Воздушной Обороны Йемена и заместителя Начальника Штаба по делам

планирования нанесли в Москву в марте 2000г. официальный визит. Ответом на

это был аналогичный визит с российской стороны: Сану посетил Министр

Обороны России Игорь Сергеев с целью участия в празднествах по случаю

десятилетия со дня восстановления единства страны.

Однако развитие отношений между странами в военно-технической

сфере не ограничивалось лишь обменом делегациями. Во время этих визитов

был достигнут ряд важных соглашений в сфере военного сотрудничества. Среди

заключенных сделок можно назвать контракт 1999 г., в соответствии с которым

Йемен должен был получить 14 самолетов типа «Су-27» и поставки по которому

начались в 2001 г., а также контракт, заключенный в мае 2000 г. на поставку

30 танков российского производства типа «Т-72».[5]

Что же касается самого крупного контракта, который был заключен

в этот период и который неоднократно упоминали СМИ, то это соглашение,

подписанное в феврале 2000 г. на сумму 1,5 биллиона долларов, в

соответствии с которым Йемен должен был получить 40 самолетов марок

«Сухой», «Миг» и «Ми» новейшей разработки, а также 5 ракетных комплексов

«Земля-небо» С-300, 100 танков «Т-72», 100 модернизированных единиц для

транспортировки войск, 20 установок морского базирования «Симарш» для

запуска ракет и ракеты лазерного наведения «Корунд», пробивающие броню. [6]

Уже во время визита Министра Обороны России в Сану на

переговорах с Президентом Йемена Али Абдуллой Салехом и йеменским министром

обороны были заключены предварительные соглашения относительно дальнейшего

увеличения поставок российского оружия и военной техники, а также

относительно возможности обучения молодых йеменцев в военных академиях

России и увеличения числа военных специалистов, командированных в Йемен.

Развитию российско-йеменских отношений в военно-технической сфере во

многом способствовало стремление Йемена обновить свои вооруженные силы,

ввести в использование новейшее оружие. Оплата этих сделок стала возможной

благодаря резкому увеличению цен на нефть и сохранению их на высоком уровне

в последние годы. С другой стороны было стремление России увеличить объем

экспорта своих вооружений, который является одной из важнейших статей

национального дохода.

Во время визита в Россию президента Йеменской Республики Али Абдуллы

Салеха в декабре 2002 г. на встрече с Владимиром Путиным стороны

договорились об укреплении долгосрочных военно-технических связей. Кроме

того, было подчеркнуто, что Россия и Йемен будут наращивать сотрудничество

в торгово-экономической и научно-технической сферах, активизируют свои

связи в нефтегазовой и топливно-энергетической отраслях, транспорте,

гидротехнической и строительной сферах, включая выполнение производственно-

технических работ и подготовку кадров. Будет поощряться взаимодействие

компаний и других предпринимательских структур обеих стран в области

капиталовложений путем обеспечения защиты инвестиций и создания для этого

благоприятных условий. Стороны будут расширять координацию в международных

финансовых, торговых и экономических организациях, стимулировать проведение

семинаров, научно-промышленных и торговых экспозиций и выставок в двух

странах[7].

Новый импульс российско-йеменские экономические отношения получили на

недавно состоявшейся в Санкт-Петербурге встрече Али Абдуллы Салеха с

губернатором Санкт-Петербурга В.И.Матвиенко. Стороны обсудили различные

аспекты взаимоотношений двух стран, а также договорились об установлении и

развитии побратимских связей между Санкт-Петербургом и городом Аденом,

являющимся экономической столицей Йемена[8].

Сотрудничество между Россией и Йеменом должно развиваться исходя из

обоюдных интересов и с учетом реалий рыночной экономики, а также тех

изменений, которые произошли на мировой арене. Решение этой насущной задачи

требует глубокого осмысления огромного опыта советско-йеменских отношений,

начало которым положил Санский договор 1928 года. То, что этот опыт должен

быть оценен в целом с положительной стороны, не подлежит никакому сомнению.

Йеменский народ знает, что ни дореволюционная Россия, ни Советское

государство - в отличие от ряда западных держав - никогда не проводили по

отношению к Йемену, как и другим странам арабского мира, политику

колониальной экспансии и не преследовали захватнических целей. В наши дни,

когда и советская эпоха, и эпоха разделенного существования йеменского

народа стали историей и на них можно посмотреть “со стороны”, есть

возможность оценить этот опыт объективно, с учетом не только преобладающих

положительных его сторон, но и недостатков.

-----------------------

[1] Йемен и великие государства. Сборник статей. Сана. 2003. С. 132(на

арабском языке).

[2] Там же. С. 136.

[3] Интервью Президента общества российско-йеменской дружбы йеменскому

информационному агентству « Саба». Сана. Март 2001. (на араб.яз).

[4] Информация с сайта компании Брокеркредитсервис // info@bcs.ru //

18.12.2002

[5] Йемен и великие государства. Сборник статей. Сана. 2003. С. 142.(на

арабском языке)

[6] Поставки оружия в Йеменскую Республику // Газета «аль-Хаййат». Лондон.

22.03.2000.(на арабском языке).

[7] По данным информационного агентства «Интерфакс-АВН». 18.12.2002.

[8] «А.А.Салех начал визит в Россию с Санкт-Петербурга» // г. «26

сентября». Сана. 08.04.2004. (на араб.яз.)

© 2010