На главную

Правовая культура


Правовая культура

ПЛАН

| |Стр. |

|Введение |2 |

1. Понятие и общая характеристика правовой культуры.

| |2 |

2. Структура и функции правовой культуры. |6 | |3. Роль юридической

литературы в правотворческой деятельности и в реализации норм права. |10 |

|4. Соотношение правосознания и правовой культуры. |12 | |5. Правовая

культура сотрудника ОВД как средство обеспечения законности. |15 | |6. Пути

повышения правовой культуры в российском обществе. |17 | |Заключение |18 |

|Список литературы |21 | |

Введение.

История показывает, что только тогда правотворческая и

правоприменительная деятельность становится эффективной, когда в этих

процессах, наряду с мощными самоорганизующимися началами, приоритетное

место занимает и сознательное, организующее творчество, умная работа. При

изучении этих сознательных и созидательных процессов в правотворчестве и

правоприменении теория права формулирует тему правосознания и правовой

культуры. Действительно, в какой степени осмысленное, сознательное

отношение общества и индивидов к праву ведет к необходимому правовому

состоянию общества, к появлению новых правовых норм, в какой степени

эмоциональное отношение влияет на правомерное или правонарушительное

поведение?

Правовое сознание общества, отдельных групп, индивидов огранично

связано с правом как целостным социальным институтом, с его возникновением,

функционированием и развитием, с правотворчеством и правоприменением, иными

сторонами правового бытия общества. Как таковое правосознание и его более

крупная социальная форма – правовая культура – изучаются именно в теории

права.

1. Понятие и общая характеристика правовой культуры.

Правовая культура есть особое социальное явление, которое может быть

воспринято как качественное правовое состояние и личности, и общества,

подлежащее структурированию по различным основаниям. Комплексное

использование накопленного в теории правовой культуры материала необходимо

прежде всего для того, чтобы обеспечить всестороннее изучение проблемы.

Вместе с тем в каждом конкретном случае на первый план выдвигается строго

определенный критерий в понимании данной разновидности культуры.

Так, при подходе с позиций повышения роли человека в правовой жизни, в

обеспечении становления цивилизации окажется необходимым в первую очередь

обратить внимание на функционально-содержательный аспект правовой культуры.

Здесь правовая культура общества предстает как разновидность общественной

культуры, отражающей определенный уровень правосознания и законности,

совершенства законодательства и юридической практики, охватывающей все

ценности, которые созданы людьми в области права.

В юридической литературе существуют самые разнообразные мнения о месте

правовой культуры в правовой надстройке общества: от признания ее элементом

одной из подсистем юридической надстройки, например, элементом правового

сознания, частью правового воспитания, до отождествления правовой культуры

с правовой надстройкой и даже выведения ее за пределы правовой надстройки.

Если первая точка зрения характерна в основном для раннего этапа изучения

правовой культуры, то вторая — появилась не так давно. Правовую культуру

стали определять достаточно широко, включая в нее право, правоотношения,

правосознание, законность и т. д. и отождествляя ее тем самым со всей

правовой надстройкой, что отмечают и сами авторы подобных определений. «При

таком подходе, — пишет В. П. Сальников, — речь идет о правовом феномене,

близком к пониманию всей юридической надстройки... Правовая культура

выступает здесь как особое социальное явление, охватывающее всю

совокупность важнейших компонентов юридической реальности...».[1] Очевидно,

что при таком понимании рассматриваемого понятия либо может быть высказано

сомнение в целесообразности существования особой категории «правовая

культура», коль скоро последняя заменима другими юридическими категориями,

либо должно быть более точно определено специфическое содержание понятия

правовой культуры, придающее ей самостоятельный категориальный статус. В

данном случае происходит смешение правовой разновидности культуры с

политической и другими ее разновидностями. Этот вывод можно сделать как из

приводимого автором перечня ценностей правовой культуры: принципы, формы и

институты народовластия, структура, механизм политической и правовой

системы социалистического общества и др., — так и из прямого его указания

на то, что существует «особая система правовой культуры социализма,

включающая основные правовые (и не только правовые) ценности...».[2]

Иногда правовую надстройку разводят с правовой культурой на основании

того, что понятия, обозначающие данные явления, принадлежат якобы к двум

различным теоретическим уровням — соответственно философскому (исторический

материализм) и конкретно-социологическому. Думается, что такие категории,

как правовая надстройка, правовая культура, государство, право и т. д.,

могут изучаться и на уровне исторического материализма, и на конкретно-

социологическом уровне; переход с первого на второй уровень анализа и

наоборот отнюдь не требует замены одной категории на другую, если

исследуется одно и то же явление. Правовая культура может и должна быть

подвергнута философскому анализу как одна из подсистем культуры в целом,

что, однако, не влечет за собой необходимости называть правовую культуру

юридической надстройкой точно так же, как анализ, например, права на уровне

исторического материализма не приводит к необходимости подыскивать понятию

«право» философскую замену другим термином.

В философской литературе отмечается, что «соотношение между обществом

и культурой выступает как соотношение не целого и части, а целого и его

качества».[3] Следовательно, правовая подсистема общества — правовая

надстройка и правовая культура соотносятся между собой как целое и его

качество. Это означает, что правовая культура характеризует качественное

состояние правовой надстройки, выражающееся в уровне развития как всей

правовой действительности, так и отдельных ее компонентов. Правовая

культура не является частью или областью правовой надстройки, но как ее

качественная характеристика присуща всем сферам правовой жизни общества,

пронизывает эти сферы и является известной атмосферой (например,

законности, правовой свободы, социальной справедливости, уважения к праву)

жизни этого общества. Следует оговориться, что правовая жизнь общества,

правовая действительность, правовая надстройка трактуются в данной работе

как предельно широкие и во многом близкие друг другу категории.

Представление обозначаемого ими объекта как системы позволяет говорить о

правовой системе общества, в которую мы включаем юридическую деятельность,

правовое сознание и субъекта правовой жизни общества.

2. Структура и функции правовой культуры.

В контексте общего определения правовую культуру можно представить как

совокупность норм, ценностей, юридических институтов, процессов и форм,

выполняющих функцию социоправовой ориентации людей в конкретном обществе

(цивилизации).

Правовая культура занимает обособленное место в социокультурном

пространстве. Полностью она не совпадает ни с одним видом культуры

(материальной, духовной, политической и т. д.), создавая своеобразное,

уникальное сочетание как материальных, так и идеальных, духовных

компонентов.

Определенные общие грани имеют правовая и политическая культуры, так как

деятельность государства, субъектов политических властеотношений выходит в

сферу правовых отношений, что, однако, не меняет природы этих отношений, не

поглощает и не исчерпывает их полностью политическими закономерностями.

Право—особая форма и вид материального и духовного творчества народа,

отдельных личностей — это пласт человеческого опыта, подчиняющийся своим

собственным закономерностям.

Какую роль играет правовая культура в жизни общества?

Во-первых, правовая культура — своеобразная форма гармоничного развития

человека, через которую достигается общесоциальный прогресс. Этот прогресс

связан как с созданием собственно правовых ценностей (способы и средства

разрешения социальных конфликтов, институты обеспечения прав человека и т.

д.), обогащающих личность, так и предоставлением обществу необходимых

юридических условий для спокойного и упорядоченного развития.

Право, юридические инструменты организуют благоприятную деятельностную

среду, исключающую насилие, произвол, разрушение материальных и духовных

благ, накопленных за тысячелетия обществом. Правовая культура выступает

именно той сдерживающей формой, в которой купируется, ограничивается и

вытесняется антиобщественное и потому антиправовое поведение.

Во-вторых, правовая культура является средоточием, «мемориалом»

накопленных человечеством юридических ценностей. Она — их хранитель,

селекционер, генератор и ретранслятор на иные сферы общественных отношений.

Правовая культура — живой организм, все элементы которого — нормы,

юридические акты, институты, процессы, режимы, статусы — обладают

качествами продуктов человеческого духа, кропотливого труда, исторического

отбора, жизненной апробации.

Поэтому бережное отношение к правовой культуре есть условие социального

прогресса, гарантия эффективности усилий по совершенствованию человеческой

личности. Продукты правовой культуры — юридические нормы, памятники права,

способы разрешения конфликтов, опыт юридической деятельности, народный

правовой фольклор — нуждаются в охране и защите не менее, чем традиционные

культурные ценности. Разрушение культурного слоя права чревато

невосполнимыми потерями в государственно-политическом самосознании нации,

способно породить хаос и произвол в общественных отношениях.

В-третьих, правовая культура — практически единственная глобальная

форма, через которую воспроизводится ценность и своеобразие национальных

правовых феноменов — государственности, правопорядка, правовой системы.

Культура несет в себе «генетический код» отечественных юридических явлений,

служит как средством их обогащения в процессе всемирного право-культурного

обмена, так и особым бастионом от чуждого инокультурного влияния,

разрушающего исходные предпосылки национальной правовой идентичности.

Интернациональный и одновременно национальный характер правовой культуры

позволяет сочетать и саморегулировать отечественные и иностранные источники

правового прогресса. Названные черты правовой культуры объясняют сложность

этого явления для познания, его неоднозначный гносеологический статус,

который в теории становится темой многочисленных взглядов, точек зрения,

доктрин правовой культуры.

Эти концепции, представления, позиции, расходясь в конкретных

интерпретациях понятия, содержания, структуры правовой культуры, как

правило, едины в понимании основных функций, которые сводятся прежде всего

к сохранению духовных ценностей в юридической области, передаче правового

опыта последующим поколениям, поддержанию механизмов воспроизводства

правового сознания народа и его влияния на жизненно важные сферы

взаимоотношений (государство, политика, экономика, международные отношения

и т. д.).

В зависимости от носителя правовой культуры различают:

|Правовую |правовую |правовую культуру |

|культуру |культуру |профессиональной |

|общества |личности |группы |

Правовая культура общества - часть общей культуры, представляющая

собой систему ценностей, накопленных человечеством в области права и

относящихся к правовой реальности данного общества: уровню правосознания,

режиму законности и правопорядка, состояния законодательства, юридической

практики и др.

Правовая культура в каждый данный момент "присутствует" в каждой

данной точке правовой реальности, не совпадет с ней полностью, но

существует в ней как составная часть, которая способна выступать в виде

характеристики уровня развития этой реальности.

Культура общества является результатом социально-правовой активности

отдельных личностей, коллективов и других субъектов права. Она выступает

отправным моментом, базой для такого рода активности и в целом для

правовой культуры личности.

Правовая культура личности - это обусловленные правовой культурой

общества степень и характер прогрессивно - правового развития личности,

обеспечивающие ее правомерную деятельность.

В широком смысле слова правовая культура включает все правовые ценности

(высший уровень развития законодательства, правовоую науку, законность,

правопорядок и др.) и составляет часть культуры отдельного индивида. В

узком же смысле слова правовая культура отдельного индивида означает знание

им действующего законодательства, правильное понимание, соблюдение,

исполнение, применение и нетерпимое отношение к любым нарушениям

законности. Высокий уровень правовой культуры означает, что человек не

является посторонним наблюдателем общественных процессов, а проявляет

социально-правовую активность, использует свои правовые знания в целях

укрепления законности.

Итак, правовая культура - это одна из форм социально-значимой творческой

деятельности людей в сфере государственно-правовых отношений.

Вопрос о структуре правовй культуры в отечественной юридической литературе

является дискуссионным. Некоторые, в частности В.П. Сальников (Правовая

культура. С.152) считает, что структурными элементами правовой культуры

выступают компоненты юридической действительности в их роли быть эталонами

поведения: "право, правосознание, правовые отношения, законность и

правопорядок, правомерная деятельность субъектов". Другие авторы включают в

число структурных элементов правовой культуры еще и правовые учреждения,

обеспечивающие правовой контроль, регулирование и исполнение права[4], а

также критерии политической оценки права и правового поведения, правовую

науку.[5] В уачестве элемента правовй культуры выделяют так же уровень

развития всей системы юридических актов (юридических документов).[6]

Суммируя данные компоненты, мы получим следующую структуру правовой

культуры: 1) правосознание, 2) право, 3) правовые отношения, 4) законность

и правопорядок, 5) правомерная деятельность субъектов, 6) государственные

правовые институты, 7) юридическая наука, 8) юридические акты.

По субъектам правовую культуру подразделяют на правовую культуру личности и

правовую культуру общества.

Под правовой культурой личности понимается знание, понимание, сознательное

выполнение требований права человеком в процессе его жизнедеятельности.

Правовая культура общества - это вся сфера материального и духовного

воспроизводства права, юридическая практика народа в конкретной

исторический период. Правовая культура общества характеризуется состоянием

и спецификой общественного правосознания, системой массовой правовой

информации, уровнем развития законодательства, правопорядком и состоянием

законности в стране.

В многонациональных государствах правовая культура общества очень сложна,

т.к. включает в себя состояние общегосударственной и национальной правовых

культур. Правовая культура отдельно взятого государства содержит как общие,

особенные, так и единичные признаки. Правовая культура личности - частица

правовой культуры нации, общества и т.д., зависящая от жизненного опыта

личности, уровня ее юридического образования, правовых навыков и влияющая

на ее юридически значимое поведение. Как и правосознание, правовая культура

личности имеет следующие уровни: обыденный, профессиональный,

теоретический, которые постоянно взаимодействуют. Они формируются в

процессе правового воспитания, которым должны заниматься государство и все

остальные институты политической системы общества (религиозные,

профсоюзные, военные и др. организации). Процесс передачи юридических

знаний и опыта осуществляет воздействие на сознание и поведение человека,

формирует у него позитивные представления, взгляды, ценностные ориентации,

чувства, эмоции. Все это способствует воспитанию законопослушности, влияет

на соблюдение, исполнение и использование индивидом юридических норм.

В данном процессе происходит реализация трансляции юридических знаний,

познавательно-преобразовательной, праворегулятивной, ценностно -

нормативной, право-социализаторской, коммуникативной и прогностической

функйии правовой культуры.

Праворегулятивная функция являет собой непрерывный процесс приведения

реального поведения личностей, коллективов, государственных и общественных

институтов в соответствие с действующими нормами права, которые утверждают

справедливость, служат на благо общества и граждан.

Познавательно-преобразовательная функция направлена на приобретение

юридических знаний, норм, законов, процессов, кодексов и т.д. и на

правильное применение их на практике.

Правосоциализаторская функция призвана контролировать и консолидировать

социально неоднородное общество, т.к. пока в определенной степенизаконы

отвечают всеобщим интересам, общество воспринимает их позитивно.

Предметом ценностно-нормативной оценки являются правоотношения, нормы и

т.д. На практике, прежде, чем вынести то или иное суждение и реализовать ту

или иную норму необходимо взвешивать значительное количество обстоятельств,

каждое из которых может побуждать нас к применению различных норм. Выбрать

из множества норм одну единственно правильную можно только хорошо владея

предметом, четко зная законы, имея высокий уровень нравственной и правовой

культуры, что и является мехпнизмом, способным помочь найти правильный и

точный ориентир, принять верное решение.

3. Роль юридической литературы в правотворческой деятельности и в

реализации норм права.

Правовая культура характеризуется также степенью развитости в стране

юридической науки, в частности политико-правовой мысли. Правовая культура

не может обходиться без интеллектуальных источников в произведениях

научного, философского, религиозного творчества, обращенного на осмысление

государства, права, прав, свобод, обязанностей человека, конкретных

способов регулирования взаимоотношений людей. Для прогресса правовой

культуры первостепенное значение имеет развитие фундаментальных юридических

исследований, прежде всего — в области философии права, общей теории (в

частности, догмы), которые создают поле для разработок специальных,

отраслевых юридических наук. Без новых базисных исследований в теории права

и государства правовая культура начинает «иссякать» интеллектуально, терять

перспективу, утрачивать понимание сути происходящего в социально-

политической и собственно юридической областях стремительно меняющегося

мира.

Отечественная юридическая культура накопила богатый интеллектуальный

потенциал. Он представлен как крупными дореволюционными научными школами —

позитивистской (Н. М. Коркунов, Л. И. Петражицкий, Г. Ф. Шершеневич, С. А.

Муромцев, В. И. Сергеевич, М. М. Ковалевский и другие) и естественно-

правовой (В. М. Гессен, Б. А. Кистяковский, С. А. Котляревский, И. А.

Покровский, П. И. Новгородцев, Б. Н. Чичерин и другие),— так и марксистским

направлением общетеоретических исследований, под знаменем которого наша

наука развивалась последние семь десятилетий.

Советский период развития отечественной политико-правовой мысли до 70-х

годов представлен работами П. И. Стучки, Е. Пашуканиса, Н. В. Крыленко, М.

А. Рейснера, А. Г. Гойхбарга, Д. М. Генкина, И. Б. Новицкого, А. В.

Бенедиктова, С. Ф. Кечекьяна, М. М. Агаркова, Н. Г. Александрова, А. И.

Денисова, О. С. Иоффе и других.

В острой оппозиции советскому правоведению 20—50-х годов создавалось

творческое наследие русских философов и правоведов, вынужденных

эмигрировать из России,— И. А. Ильина, И. Л. Солоневича, П. А. Сорокина.

Работы этих и других авторов русского зарубежья внесли неоценимый вклад в

отечественную правовую культуру, в осмысление путей государственно-

правового самоопределения отечественной правовой традиции.

В современных условиях отечественная юридическая мысль находится на

новом этапе. Успешное развитие юридической мысли в последние годы весьма

благотворно воздействует на оздоровление правовой атмосферы страны, создает

необходимые теоретические предпосылки для проведения назревших социально-

экономических, политических и конституционно-правовых реформ.

Юридическую культуру общества характеризует и существующая система

правовой информации и массовых коммуникаций в сфере юридической

деятельности.

Эта система складывается из средств массовой информации, по каналам

которых до общества «доводятся» юридические сведения. Данную систему

образуют: официальные печатные издания государственных нормотворческих

органов; общая издательская, в том числе газетно-журнальная периодика; теле-

, радиоисточники получения юридической информации; специальные компьютерные

банки данных, хранящие сведения о законодательстве, практике его

использования, применения и т. д. Наличие разветвленной и доступной

населению системы «трансляции» продукции правового сознания, особенно

исходящих от официальных государственных инстанций, удобства и

оперативность в пользовании такой системой, отсутствие «закрытых зон» для

граждан в этой сфере — признаки высокой правовой культуры общества.

4. Соотношение правосознания и правовой культуры.

Правовая культура – многозначная характеристика одной из важнейших

сторон жизни общества. Это более высокая и емкая форма правосознания.

Правовая культура характеризует уровень правосознания, включает

степень сознания права, на которую опираются исполнительная власть,

должностные лица, характеризуется она и интенсивностью убеждений в ценности

права. Правовая культура также имеет свою структуру: профессиональный и

традиционно-бытовой пласты. Высокий уровень правовой культуры – один из

признаков правового государства.

Если правосознание охватывает только духовную жизнь общества, является

только частью общественного сознания, то правовая культура включает в себя

как духовные характеристики, так и «материальные придатки» права –

юридические учреждения, их организацию, отношения; как роль в обществе

права, судебной, нотариальной, арбитражной и иных систем, так и стиль,

культуру их работы, отношения с гражданами, защиту законных интересов,

знание и соблюдение законных интересов в обществе; как соотношение правовой

культуры с другими системами общей культуры – политической, научной,

художественной, так формы рассмотрения споров в суде, работу

законодательных органов и тому подобное.

Правовая культура складывается синергетически, отражая, впрочем,

уровень, условия существования различных обществ, этапы цивилизованного

развития человечества.

Поскольку культура – выражение специфически человеческого способа

деятельности, поскольку она по своей природе нормативна; следовательно,

культурные и правовые нормы могут совпадать по своему содержанию, то есть

они могут заключать в себе одни и те же правила поведения.

Культурная норма всегда социальна, ибо социальна человеческая

деятельность, ею нормируемая. Нормативность культуры обеспечивает

координацию и организацию действий индивидов, входящих в социальное целое.

Нормативность как организационное и координационное средство проявляется в

форме институционализации отношений и поведения. Ее сутью является

появление объективных, от индивидов, не зависящих правил поведения и

обеспечение их выполнения. Процесс институционализации отношений

предполагает их формализацию и стандартизацию. Иначе субъект общественной

жизни не смог бы предвидеть действия других субъектов, связанных с ним, и

обеспечить взаимодействие – самую глубинную основу любого коллективного

целого, в том числе и общества. Именно сформировавшаяся институционная

система, регулирующая поведение людей, - одно из специфических отличий

человеческого общества.

Нормы культуры институцоинализируют отношения между людьми прежде всех

прочих правил поведения. Непосредственно выражая качество человека, они

образуют наиболее глубинную нормативную систему. То, что культурные нормы

исторически первичны, несомненно. Они составляют основу всех остальных

нормативных систем: нравственности, религии, эстетики, права. Оставаясь

нормами культуры, они только приобретают новые дополнительные качества.

Обращаясь к праву, можно утверждать, что все юридические нормы суть

нормы культуры, но не все нормы культуры суть юридические нормы.

Осуществляемый обществом отбор культурных норм, после чего они оказываются

включенными в право, производится по принципу их значимости для сохранения

и функционирования социального целого. Если правило поведения, входящее в

культуру, имеет значение для общества или, во всяком случае, связано с

осуществлением общих дел, оно должно стать общеобязательным, то есть сталь

правом.

При первобытнообщинном строе, когда на месте целостного общества

существовал конгломерат кровнородственных коллективов, культурные нормы,

разумеется, всеобщего значения приобрести не могли, а следовательно,

общеобязательными, то есть правовыми, не становились. Здесь могли

институонализироваться лишь личностные (не общественные!) связи. Только

после формирования обмена как универсального способа кооперации людей в

общество безотносительно к каким бы то ни было их личностным особенностям

норма культуры включалась в опосредствование социального организма,

становилась общеобязательной и, стало быть, правовой. Правило поведения, не

ставшее нормой культуры, в право не включается. Право, следовательно, -

часть культуры, ее сторона, «момент».

5. Правовая культура сотрудника ОВД как средство обеспечения

законности.

Профессиональная культура сотрудника ОВД включает:

. знание законодательства и возможностей юридической науки.

. Тот, кто не знает закона, не может быть его блюстителем, охранять права и

свободы граждан;

. убежденность в необходимости и социальной полезности законов и

подзаконных актов, в ценности права как меры свободы и справедливости.

. Общество и государство не может и не должно терпеть невежд, зазнаек,

дилетантов на должностях, которые связаны с вопросами укрепления

правопорядка, законности, охраной и защитой прав и свобод граждан;

. умение пользоваться правовым инструментарием - законами и другими

правовыми актами в повседневной деятельности, юридической техникой,

достижениями юридической науки и практики.

. Профессионализм и справедливость торжествуют в юридической практике лишь

тогда, когда юрист как служитель закона честно, исполняет свой морально-

правовой долг, постоянно повышает мастерство и находится на уровне

последних достижений теоретической и практической юриспруденции.

Исключительно важное значение имеет проблема преодоления правового

нигилизма юриста-практика, его некомпетентности, низкого профессионализма,

неумения разобраться в конкретных жизненных ситуациях, дать им правильную

юридическую оценку, в результате чего появляются незаконные и

необоснованные решения. Необходимо отказаться от подготовки юристов-

середнячков, от выпуска дипломированных специалистов, не имеющих

надлежащего уровня в своей профессии. Будущим профессионалам целесообразно

излагать юридические науки на основе плюрализма мысли ученых, юридических

школ, уделять внимание развитию творческого понимания правовых проблем,

возникающих в обществе, давать им необходимые практические навыки:

выступать публично, общаться с людьми, грамотно составлять юридические

документы и др.

Разумеется, что культура юриста-профессионала должна быть более

высокой по сравнению с правовой культурой иных граждан.

Совокупность правовых государственных органов принято называть

правоохранительными. Правоохранительные органы призваны способствовать

укреплению законности и правопорядка, предупреждению и искоренению

преступности, охране интересов общества, прав, свобод граждан, воспитанию

граждан в духе неуклонного соблюдения конституции и иных законов, уважения

правил общежития.

Правовая культура работников правоохранительных органов имеет свои

особенности и отличается от правовой культуры других граждан не сколько

элементами структуры, сколько содержанием. Для нее характерны более полные

правовые знания, умения применить их на практике.

Судебная форма защиты прав граждан имеет свои преимущества перед другими

формами. Это обусловлено высоким положением суда РФ как органа,

подчиненного только закону, независимостью судей, т.к. вместое с тем для

того, чтобы все указанные факторы способствовали реализации прав граждан,

необходимо высокое качество правосудия, которое определяется уровнем общей

и правовой культуры.

Об уровне правовой культуры юриста свидетельствуют его юридические знания,

навыки, правовые уствновки, ценностные ориентации, которые проявляются: 1)

в правильном понимании своих функций, 2) в умении применять на практике и

правильно толковать нормы права, 3) в точном исполнении им предписаний

закона, 4) в обеспечении прав и законных интересов граждан.

Для того, чтобы судить об уровне правовой культуры работников

правоохранительных органов, необходимо учитывать уровень его образования,

юридический опыт и квалификацию, важнейший критерий правовой культуры. На

практике ряд судебных ошибок связан с ошибками, допущенными в ходе дознания

и предварительного следствия, поэтому высокие требования к уровню правовой

культуры работников МВД, прокуратуры и т.д. вполне оправданы. Необходимо

также отметить, что работники органов внутренних дел и др. органов должны

не только обладать эрудицией, но и умением грамотно писать, говорить,

держать себя на людях, что также определяет уровень их правовой культуры,

кроме того очень важную роль играет не только знание и соблюдение закона,

но и соблюдение работником норм профессиональной этики, нравственных норм.

Если, к примеру, следствие ведется в условиях "борьбы" следователя с

подозреваемым (обвиняемым) с применением следователем соответствующих

приемов преодаления сопротивления "противника", включая следственные

хитрости и "ловушки", то это - предварительное следствие низкого

культурного уровня.

Так, например, в прокуратуру г. Москвы (Центральный округ) поступило

заявление, от обвиняемого по делу о мошенничестве о том, что следователь во

время допроса угрожал ему применением силы. Следователь отрицал это

обвинение, заявив, что это замысел обвиняемого. На самом деле произошло

следующее. Во время допроса обвиняемый слышал шум и крики человека в

соседнем кабинете, было очевидно, что происходит избиение. Однако

следователь не прерывал допроса и не обращал на это внимания. Спустя

некоторое время, в комнату заглянул мужчина, вид у него был возбужденный,

рукава рубашки засучены. "Ну, что давай" - произнес он, кивнув на

обвиняемого. "Да нет, еще рано", - ответил следователь. Дверь закрылась,

обвиняемый съежился на стуле и начал признаваться в содеянном. Позже в

камере он понял, что это был шантаж и написал жалобу на следователя.

Следователь ссылался на больное воображение обвиняемого. Коллега по работе

действительно заходил в кабинет, приглашал на обед, крики же раздавались

откуда-то с улицы, и он не придал этому значения. Комиссия, после долгих

споров пришла к выводу, что шантаж имел место.

Низкий уровень требовательности к соблюдению нравственных норм почти

неизбежно влечет за собой и нарушение правовых норм. От профессионального и

культурного уровня работника правоохранительных органов зависит и

выполнение ими своих функций и способы, приемы, которыми он достигает

намеченных целей.

Уровень личной (в том числе и правовой) культуры следователя, судьи,

прокурора и т.д., их отношение к этическим, юридическим нормам, общей и

профессиональной эрудиции, умение точно и лаконично формулировать аргументы

и выводы, описывать факты, обрабатывать информиацию откладывают отпечаток

на уровень культуры производства уголовных, гражданских дел, судебных

разбирательств и т.д., т.е. на всю деятельность работника

правоохранительных органов.

6. Пути повышения правовой культуры в российском обществе.

Существуют два важных критерия — уровень развития законодательства и

состояние законности в стране.

Эти показатели характеризуют как бы два измерения правовой культуры:

нормативно-должный и практически-сущий, от соответствия и взаимной

согласованности которых во многом зависит уровень правовой жизни.

К числу признаков высокой законодательной культуры общества традиционно

относят:

— социальную обоснованность законодательства, что означает соответствие

содержания нормативных актов потребностям развития общества, отражение в

законах достижений правовой науки, передовой юридической практики, традиций

национального духовного менталитета;

— технико-юридическое совершенство законодательства, предполагающее

проработанность юридических механизмов реализации законов; точность и

ясность юридического языка, однозначность терминов, определений,

используемых в нормативно-правовых актах, судебных и административных

решениях; совпадение смысла и буквы законов, невозможность их произвольного

толкования, отсутствие в законодательстве значительных пробелов,

дублирования, коллизий с актами иных уровней;

— эффективность законодательства — соответствие его назначения

достигаемым социальным результатам. Правокультурный статус законодательства

во многом определяется его действенностью. Законы, не находящие применения

и поддержки в сознании людей, в их поведении, какими бы они ни были

«хорошими», «прогрессивными», не могут рассматриваться как социальная

ценность.

Правовая культура немыслима в обществе, где нарушаются законы, не

соблюдаются элементарные права и свободы человека, где правопорядок

сталкивается с массовым произволом должностных лиц, неконтролируемым

уровнем преступности и иной юридической деликатности.

Все эти позиции обобщаются в категории законности—социального режима,

характеризуемого строгим соблюдением субъектами права законов и основанных

на них нормативных актов. Правовая культура общества предполагает высокий

уровень законности в стране, эффективные юрисдикционные механизмы,

способные ограждать от посягательств на законопослушных граждан, принуждать

нарушителей к исполнению своих обязанностей.

Заключение.

Общечеловеческое и национальное — два ведущих компонента социальной

сущности любой культуры, в том числе и правовой. Культура — сложное

социальное явление, способное органично соединять в своих ценностях самый

разнообразный юридический опыт—как одной страны, так и многих государств,

народов, всего человеческого сообщества. Поэтому в правовой культуре в

«переплавленном» виде всегда присутствуют элементы культурных контекстов

различного происхождения — национального, интернационального,

всечеловеческого, религиозного, классового и т. д.

Правовая культура —самое, пожалуй, «незаданное» явление в социальном

мире, ее внутренняя природа вполне допускает дифференциацию и соподчинение

культурных потоков, влияющих на окончательные, т. е. зрелые правокультурные

формы. Среди этих потоков безусловный приоритет имеет уникальный рельеф и

стиль культуры данного народа, цивилизации.

Национальная правовая культура — та исходная основа, которая создает

неповторимый колорит, смысл, форму юридических дефиниций. Культура — это

«отлитое» в конкретные духовные и материальные памятники творчество людей.

Правовое творчество — процесс прежде всего индивидуальный, сокровенный,

которому всегда сопутствует некоторая непостижимость, отмеченная внутренним

миром автора. Право — продукт духовного творчества народа, создателя

правовых ценностей, ибо именно повседневная человеческая практика данного

жизненного уклада, присущего именно данной социальной среде, данной

цивилизации, рождает соответствующие нормы регулирования поведения,

разрешения многообразных жизненных коллизий. «Индивидуальность»,

«сокровенность» правового творчества по созданию правовых ценностей состоит

именно в том, что право-культурный процесс идет прежде всего в рамках

конкретной государственности, национального правопорядка, конкретного

исторического времени и специфического правосознания и менталитета данного

народа.

Не случайно, что шедевры юридического творчества, ставшие впоследствии

достоянием всего человечества и получившие международный статус,

первоначально всегда создаются в рамках конкретной национальной культуры,

которая выступает самобытным «автором» новой правовой идеи, вызванной к

жизни стремлениями, чаяниями, потребностями, переживаниями, драмами,

борьбой того или иного народа.

Правовая культура как важная составляющая культуры человечества

актуализирует те пласты ценностного опыта, которые в наибольшей степени

«созвучны» ее исходным установкам, складывающимся на базе соответствующих

социально-экономических факторов.

Список литературы.

Жалинский А.Э. Основы профессиональной деятельности юриста. Смоленск, 1995

Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1998.

Иванников И.А. Концепция правовой культуры// ИВУЗ. Правоведение. 1998. № 3,

С - 12-14

Калинская В.И., Ратипов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры//

Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1974. с.43

Кейзеров Н.М. Политическая и правовая культура. М., 1983, с.113

Кобликов А.С. Юридическая этика: Учеб для ВУЗов. М., 2000.

1. Лившиц Р. 3. Государство и право в современном обществе:

необходимость новых подходов//Сов. гос-во и право. 1990. № 10.

Основы государства и права: Учеб. для ВУЗов. М., 1994

Пермяков Ю. Лекции по философии права.

Профессиональная этика работников право-охранительных органов: Учеб

пособие. М., 1998

Русинов Р.К. Правосознание и правовая культура//Теория государства и права:

Кчеб. для ВУЗов. М., 1997, с.332

1. Сальников В.П. Правовая культура: проблемы формирования гражданского

общества и правового государства \\ Демократия и законность. Самара

1991 г.

2. Теория государства и права. Под ред. Матузова Н.И. и Туманова В.А.

М., 1997 г. с. 284

-----------------------

[1] Сальников В.П. Правовая культура: проблемы формирования гражданского

общества и правового государства \\ Демократия и законность. Самара 1991 г.

с. 17

[2] Теория государства и права. Под ред. Матузова Н.И. и Туманова В.А. М.,

1997 г. с. 284

[3] Пермяков Ю. Лекции по философии права. С.48

[4] Калинская В.И., Рапилов А.Р. Правосознание как элемент правовой

культуры// Правоая культура и вопросы правового воспитания. М., 1974, с. 43

[5] Кейзеров Н.М. Политическая и правовая культура. М., 1983, с. 113

[6] Русинов Р.К. Правосознание и правовая культура// Те6ория государства и

права: Учеб. М., 1977, с. 332

© 2010