На главную

Правовое обеспечение земской и городской реформ в России в 60-70 годах 19 века


Правовое обеспечение земской и городской реформ в России в 60-70 годах 19 века

Содержиние:

стр

| |Введение | |

|1. |Земская реформа. | |

|2. |Городская реформа | |

| |Заключение | |

| |Список литературы | |

Введение.

Вторая половина XIX века наглядно подтвердила особенности

исторического развития Российской цивилизации. Именно в этот период Россия

совершила крутой поворот от традиционного аграрного к индустриальному

обществу. Этот поворот вылился в невиданную ранее модернизацию всех сторон

российского общества. Такой поворот носил закономерный характер. Ее

причины кроются в особенностях типа российской цивилизации. Крымская война

со всей остротой поставила вопрос о том, быть или не быть России великой

мировой державой. Без новой исторической модернизации Россия не смогла бы

сохранить свое мировое значение. Именно эти объективные обстоятельства

вызвали необходимость поворота к индустриальной модернизации. К этому

подталкивал и рост освободительного движения в России , которое усилилось

к началу 60-х годов.

Решающее значение во второй половине XIX века имели великие реформы

60-х годов, инициатором и организатором которых стал император Александр II

. Главной из этих реформ стала отмена крепостного права в России. Она

означала важную веху в многовековой истории особой российской

крепостнической системы и борьбе за ее ликвидацию.

Специальные комитеты и редакционная комиссия подготовили проекты

основных документов. 19 февраля 1862 года были приняты Манифест и “

Положение об освобождении крестьян”. Согласно этим историческим документам

крепостное право в России отменялось навсегда , крестьяне получали право

свободных сельских обывателей.

Отмена крепостного права имела историческое значение. Она создала

объективные предпосылки для индустриальной модернизации России. В

результате ее на путь модернизации стали вступать помещики. Среди крестьян

стал возникать зажиточный слой, вставший на путь товарного производства.

Многочисленное крестьянство пополнило ряды рабочих и тем самым двигало

промышленный прогресс в России.

Падение крепостного права явилось своеобразным этапом в замене

господства феодального способа производства капиталистическим. Феодальные

производственные отношения в России заменялись буржуазными. Изменения в

экономической структуре общества неизбежно должны были вызвать

соответствующие изменения и в его политической, государственной и правовой

системах.

Важное значение в повороте России на путь индустриализационной модели

имели также и другие реформы 60-х годов.

Главными реформами 60-70 годов XIX века были земская, городская,

судебная и военная.

Вступление на путь индустриализации требовало специалистов. Отсюда

вытекает важное значение реформы в сфере образования.

Проведена была также судебная реформа 1864 года. Она заменила старый

сословный суд новым, основанным на принципах буржуазного права : равенство

всех граждан перед законом и независимость суда от власти, несменяемость

судей, гласность суда и состязательность судебного процесса с участием

прокурора и адвоката.

Судебная реформа являлась решительным шагом к созданию в стране

элементарных норм законности и правопорядка.

Важным этапом в становлении местного самоуправления стали земская

реформа 1864 года и городская реформа 1870 года.

Они вводили новые органы местного управления, позволяли вывести

русский государственную культуру на новый уровень.

В результате реформ произошла трансформация русского общества, в

котором наметились необратимые перемены, было создано новое, более сложно

организованное общество, заложен фундамент русской политической культуры

новейшего времени.

1. Земская реформа.

Земская реформа вводилась “Положением о губернских и уездных

учреждениях “ от 1 января 1864 года.

Она вводила новые выбираемые, но с ограниченными правами, органы

местного самоуправления - уездные и губернские земства.

Согласно “Положению...” земские учреждения должны были состоять из

представителей ( в лице избранных гласных) всех сословий, что формально

соответствовало принципу представительства. Избирательное право

обусловливолось , в основном, имущественным цензом.

Законом предусматривалось создание 3-х избирательных курий :

Уездных землевладельцев, состоявшую преимущественно из дворян - помещиков ,

для участия в которой требовался высокий имущественный ценз. В первой

группе были представлены крупные землевладельцы, имеющие не менее 200

десятин , а также собственники крупных торгово-промышленных предприятий и

недвижимого имущества, стоимостью не ниже 15 тыс. рублей. Мелкие

землевладельцы, имевшие не менее 10 десятин, объединяясь, выдвигали лишь

уполномоченных;

Городской курии, участники которой должны были располагать купеческим

свидетельством либо предприятием определенного размера. Остальное население

городов - мелкая буржуазия, ремесленники, рабочие и др. - в выборах гласных

не участвовало.

Сельской курии, в которой не устанавливался имущественный ценз, но

была введена система трехступенчатых выборов: крестьяне, собравшиеся на

волостной сход, посылали своих выборщиков на собрание, которое уже

избирало земских гласных.

Обратимся к тексту “Положения...”, статьи 23 и 28 которого четко

указывает на группы лиц, обладающих правом голоса по куриям:

“ Статья 23:

В избирательном съезде уездных землевладельцев имеют право голоса:

а) лица, владеющие в уезде на праве собственности пространством

земли , определенным для того уезда в прилагаемом расписании;

б) лица, владеющие в уезде другим недвижимым имуществом , ценою не

ниже пятнадцати тысяч рублей , а также владеющие в уезде промышленным или

хозяйственным заведением не ниже той же капитальной стоимости или имеющие

годовой оборот производства не ниже шести тысяч рублей;

......

г) уполномоченные от нескольких землевладельцев , а также от разных

учреждений и товариществ, владеющих в уезде пространством земли, не

достигающим положенного в первом пункте сей статьи размера, но составляющим

не менее двадцатой доли оного.

Примечание: В избирательном съезде землевладельцев участвуют лично

или через уполномоченных те крестьяне, которые приобрели в собственность,

вне пределов крестьянского надела, участки земли , достигающие размеров,

указанных в пунктах “а” и “г”. “ 1

В городских избирательных съездах участвуют :

а) лица, имеющие купеческие свидетельства;

б) владельцы находящихся на городской земле фабрик и других

промышленных или торговых заведений, годовой оборот производства коих не

менее шести тысяч рублей;

1. Полное собрание законов. Собрание II, т.39 , № 40457.

“ Статья 28:

в) лица, владеющие ... недвижимой собственностью , оцененною для

взимания налога в городских поселениях от 2000 до 1000 жителей - не менее

одной тысячи рублей и во всех прочих городских поселениях - не ниже

пятисот рублей. “ 1

Число гласных, подлежавших избранию, распределялось между указанными

группами избирателей так, что заранее обеспечивалось преобладание в земском

собрании представителей от землевладельцев, т.е. в основном - помещиков-

дворян. Так избиралось уездное земство . Выборы гласных в губернское

земское собрание происходили на уездных земских собраниях.

Таким образом, системы выборов во “всесословное” земство на самом

деле гарантировало руководящую роль дворянства, составлявшее вместе с

представителями крупной буржуазии , подавляющее большинство в земстве.

В 1865-1967 гг. примерно по 30 губерниям в уездных земских собраниях

гласные- дворяне составляли около 42 %, купцы и прочие - 20 %, крестьяне -

30 %. В губернских земских собраниях дворяне имели 74 % гласных, крестьяне

- только около 11 %.

Земское собрание и земская управа ( исполнительный орган, состоящий

из председателя и двух членов) избирались на три года:

“ Статья 38:

Гласные избираются на три года в сроки, назначаемые министром

внутренних дел по особому расписанию губерний”. 2

В качестве исполнительного органа на три года уездным земским

собранием создавалась земская управа, состоящая из председатели и двух

членов. ( Ст. 46)

Председатель уездной управы утверждался в должности губернатором, а

председатель губернской управы- министром внутренних дел:

“ Статья 48 : Избранный земским собранием председатель уездной управы

утверждается в этой должности начальником губернии”.3

Круг вопросов, которые решали земские учреждения, был строго

ограничен пределами “местных нужд” уезда и губернии, нужд хозяйственного

порядка. Для его определения обратимся к тексту “Положения...”:

“ Статья 2:

Дела, подлежащие ведению земских учреждений в губернии или уезде, по

принадлежности, суть:

Заведывание имуществами , капиталами и денежными сборами земства;

Устройство и содержание принадлежащих земству здание, других сооружений и

путей сообщения, содержимых за счет земства;

Меры обеспечения народного продовольствия;

Заведывание земскими благотворительными заведениями и прочие меры

призрения; способы прекращения нищенства; попечение о построении церквей;

Управление делами взаимного земского страхования имуществ;

Попечение о развитии местной торговли и промышленности;

Участие, преимущественно в хозяйственном отношении и в пределах, законом

определенных, в попечении о народном образовании, о народном здравии и о

тюрьмах;

Содействие к предупреждению падежей скота, а также по охранению хлебных

посевов и других растений от истребления саранчею, сусликами и другими

вредными насекомыми и животными;

Исполнение возложенных на земство потребностей воинского и гражданского

управления и участие в делах почтовой повинности;

1. Полное собрание законов. Собрание II, т.39 , № 40457.

2. Там же.

3. Там же

Раскладка тех государственных денежных сборов, разверстание которых по

губерниям и уездам возлагается на земские учреждения на основании изданных

о том узаконений или особых распоряжений, высочайшею властью утвержденных;

Назначение, раскладка , взимание и расходование... местных сборов для

удовлетворения земских потребностей губернии или уезда;

Представление через губернское начальство высшему правительству сведений

и заключений по предметам, касающимся местных хозяйственных польз и нужд;

Производство выборов в члены и другие должности, по земским учреждениям и

назначение суммы на сохранение этих учреждений ;

Дела, которые будут вверены земским учреждениям на основании особых

уставов, положений или постановлений. “ 1

Как видим, обязанности земства были довольно широки и разносторонни.

Но земства не могли вмешиваться в содержание работы школ ; постановка

учебного дела регламентировалась и была под наблюдением чиновников

министерства народного образования.

Земства не имели права опубликовывать отчеты о своих заседаниях без

разрешения губернатора, им запрещалось вступать в сношения с земствами

других губерний.

“Положение...” специально оговаривало поднадзорность земств

государственной власти и зависимость от нее :

“ Статья 9: Начальник губернии имеет право остановить исполнение

всякого постановления земских учреждений, противного законам или общим

государственным интересам”. 2

Земства были введены не везде. Ряд губерний, где дворянско-помещечье

землевладение отсутствовало или было незначительным (например- в

Архангельской, Астраханской губерниях, в Сибири и Средней Азии) , был лишен

земских учреждений. Земство не было введено в западных губерниях империи (

Польша, Литва, Белоруссия, Правобережная Украине и на Кавказе, т.к. там

русских помещиков было мало.

Земство выражало процесс развития страны, содействовало этому

развитию.

Земства оказывали содействие распространению агрономических знаний в

деревне, помогали развитию кустарной промышленности, налаживали статистику

по хозяйству, культуре , быту, усиливали врачебную помощь населению через

земских врачей и больницы, учреждали школы.

На культурно-просветительные нужды ассигнования земства к 70-м годам

составляли примерно 15-20 % их бюджета.

Земства не могли “ выходить из круга указанных им дел”:

“ Статья 7 :

Земские учреждения не могут выходить из круга указанных им дел;

посему они не вмешиваются в дела, принадлежащие кругу действий

правительственных, сословных и общественных властей и учреждений”.3

И все же деятельность земств содействовали индустриальному развитию

страны. Работа в земствах способствовала формированию гражданского

сознания.

Нужно отметить, что земская реформа не сформировала стройной и

централизованной системы . В ходе ее реализации не было создано органа,

возглавляющего и координирующего работу всех земств .

1. Полное собрание законов. Собрание II, т.39 , № 40457.

2. Там же

3. Там же

Когда в 1865 году Санкт-Петербугрское губернское земское собрание

поставило вопрос об образовании такого органа, оно было попросту закрыто

правительством.

Реформа не создала также и нижнего звена , которое могло бы замкнуть

систему земских учреждений - волостного земства. Такие попытки также

пресекались правительством в зародыше.

Правительство законодательным путем внедряло дворянство в земства-

председателями земских собраний стали предводители губернского и уездного

дворянства.

Отсутствие достаточных материальных средств ( они формировались за

счет обложения специальным налогом местного населения. В 1866 году было

запрещено брать налоги с торговых и промышленных предприятий) и

собственного исполнительного аппарата усиливало зависимость земств от

правительственных органов.

2. Городская реформа.

В пореформенной России очень быстро наметился процесс развития

городов. Архаичность системы городского управления проявилась уже в момент

ликвидации крепостного права . Весной 1862 года началась разработка основ

городской реформы . В губернских и уездных городах были созданы комиссии ,

которые подготовили свои предложения по городской реформе. Большинство

комиссий высказывалось в пользу “всесословности” избирательных прав

городского населения. Однако широкое толкование принципа “всесословности”

не устраивало правительственные круги, поэтому рассмотрение проекта

городового положения искусственно затягивалось.

И все же 16 июня 1870 года было утверждено “Городовое положение”,

что стало второй значительной реформой местного самоуправления.

Городская дума избиралась для “попечения о распоряжении по

городскому хозяйству и благоустройству“1 , а надзор за ней возлагался на

губернаторов.

Гласные городской думы избирались на четыре года по куриям,

создаваемым в зависимости от размера уплачиваемого налога.

В выборах в органы городского самоуправления принимал участие

довольно широкий круг избирателей. Предъявляемые требования сводились к

следующему ( Статья 17 “Городового положения”):

“ Всякий городской обыватель , к какому бы состоянию он ни

принадлежал, имеет право голоса в избрании гласных при

следующих условия:

если он русский подданный

если ему не менее 25 лет от рождения

если он, при этих двух условиях , владеет в городских пределах на праве

собственности недвижимым имуществом, подлежащим сбору в пользу города, или

содержит торговое или промышленное заведение по свидетельству купеческому,

или же, прожив в городе в течение двух лет сряду перед производством

выборов ... уплачивает в пользу города установленный сбор со свидетельств:

купеческого или промыслового на мелочный торг, или прикащицкого 1-го

разряда, или с билетов на содержание промышленных заведений и

если на нем не числится недоимок по городским сборам.”1

Не допускались к выборам лица, подвергшиеся суду, отрешенные от

должности, подследственные, лишенные духовного сана. Юридические лица и

женщины принимали участие в выборах через представителей.

1. “Хрестоматия по истории СССР 1861-1917 гг “ под ред.

В.П.Тюкавина., М., “Просвещение, 1990 г, “ Городовое положение, ст. 1 ”,

стр.87

Все городские избиратели в соответствии с имущественным (податным)

цензом делились на три группы, каждая из которых избирала одну третью часть

гласных в городскую думу:

“ Статья 24:

Все лица, имеющие право на участие в выборах, заносятся в список по

мере убывания сумм сборов с них и делятся на три группы по одной трети всех

собранных сборов. Каждая группа выбирает одну треть общего числа

гласных...” 1

Таким образом, на первые две трети всех избирателей, по имущественному

положению падал максимальный процент избранных гласных.

Вот что пишет о выборах в городскую думу по куриям бывший московский

городской голова Б.Н.Чичерин:

“Вся сумма городских сборов делилась на три части. Самые крупные

плательщики уплачивали первую треть и составляли первый разряд, средние -

второй, а мелкие - третий.

Каждый разряд избирал равное с другими количество гласных; но так как

крупных плательщиков было меньше, то они, естественно, получали перевес.

Эта система, заимствованная у Пруссии, отдала городское управление в руки

купечества , которое своим богатством значительно возвышалось над

остальными сословиями. Юридическая всесословность фактически привела к

преобладанию одного сословия.”2

Компетенция городского самоуправления была установлена в тесных

рамках хозяйственных вопросов, о чем лучше всего говорит текст “Городового

положения”:

“статья 2:

К предметам ведомства городского общественного управления

принадлежат:

дела по внешнему благоустройству города, а именно: попечение об устроении

города согласно утвержденному плану;

. заведывание устройством и содержанием улиц, площадей, мостовых,

тротуаров, городских общественных садов, бульваров, водопроводов, сточных

труб, каналов, прудов, канав и протоков, мостов, гатей и переправ, и

равно и освещение города;

. дела, касающиеся благосостояния городского населения: меры к обеспечению

народного продовольствия, устройство рынков и базаров, предостережение

против пожаров и других бедствий и об обеспечении причиняемых ими

убытков;

попечительство об учреждении и развитии местной торговли и промышленности,

об устройстве пристаней, бирж и кредитных учреждений;

учреждение за счет города благотворительных заведений и больниц и

заведывание ими на основаниях, указанных для земских учреждений. “1

Статья 15 “Городового положения” указывала, что именно понимается под

учреждениями городского самоуправления:

“ Учреждения городского общественного управления суть:

городское избирательное собрание;

городская дума;

городская управа . “ 2

Городское избирательное собрание, согласно ст. 16, созывалось

исключительно для избрания гласных в городскую думу, один раз в 4 года.

.

Хозяйственные функции городской думы перечислены в ст. 55 .

1. “Хрестоматия по истории СССР 1861-1917 гг “ под ред.

В.П.Тюкавина., М., “Просвещение, 1990 г, “ Городовое положение”, стр.88

2. Б.Н.Чичерин “ Воспоминания. Земство и Московская дума. “., М.,

1934 г

Городская дума избиралась по вышеописанному принципу также на 4

года, причем в нее , согласно ст.32, мог быть избран каждый, имеющий право

голоса. Однако устанавливалось предельное число лиц нехристианского

вероисповедания - не более одной трети. Городским головой не могло быть

лицо еврейской национальности.

Всего называется 14 пунктов, среди которых “ назначение выборных

должностных лиц и дела общественного устройства, назначение содержания

должностным лицам городского общественного управления и определение

размером оного, установление , увеличение и уменьшение городских сборов и

налогов, сложение недоимок по городским сборам. и др. “ 1

Дума могла устанавливать в пользу города некоторые виды сборов и

местных налогов, такие , как :

с недвижимого имущества ( оценочный сбор),

с документов на право торговли и промышленности,

с трактиров, постоялых дворов и съестных лавок,

с извозного промысла,

с частных лошадей и экипажей,

с квартир и жилых помещений ,

с собак,

с аукционов.

Расходы думы складывались из расходов по управлению, на общественные

здания и помещения, на городские займы, на учебные и благотворительные

заведения, содержание воинских частей, полиции и тюрем. Смету расходов и

доходов контролировал губернатор.

Деятельность городских дум находился под неослабным внимание

государственных чиновников - так, городской голова утверждался губернатором

или, в крупных городах, министром внутренних дел. Последние могли наложить

вето на любое решение городской думы.

Городская управа также избиралась на 4 года, причем половина состава

управы должна была обновляться через каждые два года.

Статья 72 так описывает функции городской управы:

“ На городскую управу возлагается непосредственное заведывание делами

городского хозяйства и общественного управления...

Управа ведет текущие дела по городскому хозяйству , изыскивает меры

к его улучшению, исполняет определения думы , собирает нужные ей сведения,

составляет проекты городских смет, взимает и расходует городские сборы на

установленных думою основаниях и предоставляет в назначенные сроки отчеты

о своей деятельности”. 2

Городской голова мог остановить решение управы. Но и управа, согласно

статье 80, могла не исполнять решение думы, если большинство членов

признавала его незаконным. Разногласия думы и управы решал губернатор.

Как и земские органы, органы городского самоуправления зависели от

государственных бюрократических и полицейских учреждений.

Вместе с тем , создание новых органов самоуправления способствовало

становлению общественно-политической и культурной жизни, помогало торгово-

промышленному развитию русских городов.

Новое городское самоуправление, основанное на имущественном цензе,

было шагом вперед по сравнению с сословной городской думой времен Екатерины

II , существовавшей до городской реформы.

1. “Хрестоматия по истории СССР 1861-1917 гг “ под ред.

В.П.Тюкавина., М., “Просвещение, 1990 г, “ Городовое положение”, стр.87

2. Там же, стр. 89

Заключение.

Решающее значение во второй половине XIX века имели великие реформы

60-х годов, инициатором и организатором которых стал император Александр II

. Главной из этих реформ стала отмена крепостного права в России.

Важное значение в повороте России на путь индустриализационной модели

имели также и другие реформы 60-х годов. В их числе выделяется земская

реформа 1864 года. Она вводила новые органы местного управления - уездные и

городские земства. Земские учреждения должны были состоять из выборных

представителей всех сословий. Распорядительными органами в земствах были

уездные и губернские собрания , а исполнительными - уездные и губернские

управы. Избирательное право обуславливалось в основном имущественным

цензом.

Круг вопросов, которые решали земские учреждения, был ограничен

хозяйственными нуждами уезда или губернии. Земства не могли “ выходить из

круга указанных им дел”. И все же деятельность земств содействовали

индустриальному развитию страны. Работа в земствах способствовала

формированию гражданского сознания. Его служащие оказывали содействие

распространению агрономических знаний в деревне, строили школы, больницы,

дороги, поднимали местную промышленность.

Второй реформой местного самоуправления было введение “Городового

положения” 16 июня 1870 года.

Оно закрепляло систему органов городского общественного управления:

городское избирательное собрание и городскую думу с городской управой. Думу

и управу возглавлял городской голова. Избирательная система здесь

напоминала избирательную земскую систему - имущественный ценз, курии и

т.п.

Как и земские органы, органы городского самоуправления в значительной

степени зависели от государственных бюрократических и полицейских

учреждений. Вместе с тем, создание новых органов самоуправления

способствовало становлению общественно-политической и культурной жизни,

помогало торгово- промышленному развитию русских городов.

В результате реформ произошла трансформация русского общества, в

котором наметились необратимые перемены, было создано новое, более сложно

организованное общество, заложен фундамент русской политической культуры

новейшего времени.

Однако реформы имели незавершенный характер, а приобщение основной

массы населения , миллионов крестьян к гражданской жизни происходило в

условиях усиления государственной власти над экономикой и обществом.

Список литературы.

1.”Великие реформы в России. 1856-1874 .”. Сборник статей., М.,

“Издательство Московского университета”, 1992 г.

2.И.А.Исаев “ История государства и права России”., М., “Юристъ”. ,

1996 г

3. “История России и мировые цивилизации”. Под ред. проф. Рубан М.В.,

М., “Российское педагогическое агенство”, 1997 г

4.” Полное собрание законов. Собрание II, т. 39 “., М., 1970 г

5. “Хрестоматия по истории СССР. 1961-1917 “ ., Под ред.

В.П. Тюкавина.,М., “Просвещение”, 1990 г

6.Б.Н.Чичерин “ Воспоминания. Земство и Московская дума. “., М., 1934

г

-----------------------

г.Санкт-Петербуг

1999 г

Санкт-Петербургская

Академия МВД России.

Контрольная работа № 1

по курсу: “История государства и права России и

зарубежных стран”

тема: Правовое обеспечение земской и городской реформ в России в

60-70 годах XIX века.

© 2010