На главную

Психологическая теория права Л.И. Петражицкого


Психологическая теория права Л.И. Петражицкого

Санкт-Петербургский Государственный морской технический университет.

Кафедра государственного и международного права

Реферат

По курсу истории политических и правовых учений.

На тему:

Психологическая теория права Л.И. Петражицкого

Выполнил: Быстрова Ю.А.

Проверил: Савченко М.С.

Санкт-Петербург

2002

Содержание:

Введение………………………………………………………………………………….3

Глава №1

Понятие и общая характеристика теории права

Л.И. Петражицкого

1. Право и нравственность………………………………………………………..7

2. Право как фактор и продукт социально-психической жизни…...8

Глава №2

Некоторые виды и разновидности права

1. Деление права на интуитивное и позитивное………………………..10

2. Интуитивное право………………………………………………………………12

3. Справедливость…………………………………………………………………….14

4. Позитивное право и его виды………………………………………………16

5. Законное право……………………………………………………………………17

6. Обычное право…………………………………………………………………….20

Заключение………………………………………………………………………….…22

Список используемой литературы…………………………………..24

Введение:

В мире всегда существовало и существует множество различных теорий,

объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Это

вполне естественно и понятно, ибо каждая из них отражает или различные

взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных

общностей на данный процесс. Или взгляды и суждения одной и той же

социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и

развития государства и права.

За время существования науки были созданы десятки самых различных

теорий и доктрин, высказаны сотни, если не тысячи, самых различных

предположений. Вместе с тем споры о природе государства и права

продолжаются и по сей день.

Обзор существующих теорий происхождения права считаю необходимым

начать с теологической теории, которая, на мой взгляд, стоит несколько в

стороне – данная теория опирается не на имеющиеся в арсенале современной

науки исторические факты, не на научные доказательства и аргументы, а

исключительно на веру, веру людей в то, что право было даровано им самим

богом. К тому же это одна из самых древних известных теорий.

Теологическая теория исходит из божественного происхождения права как

вечного, выражающего божью волю и высший разум, явления. Но она не отрицает

наличия в праве природных и человеческих (гуманистических) начал. Многие

религиозные мыслители утверждали, что право – Богом данное искусство добра

и справедливости. Теологическая теория одна из первых связала право с

добром и справедливостью. В этом ее несомненное достоинство.

В теологической теории, особенно со времен Фомы Аквинского (ХП-ХШ вв.)

утверждается о существовании высшего божественного закона и естественного

права, которые и составляют основу действующего права. Фома Аквинский

говорил, что процесс возникновения и развития государства и права

аналогичен процессу сотворения богом мира.

Также очень интересной является теория естественного

права. Она получила распространение в более позднее время – в XVII – XVIII

веках в трудах Г. Гроция, Дж. Локка, Т. Гоббса, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищева

и др. Согласно этой теории государство возникает в результате заключения

общественного договора между людьми, находящимися в «естественном»

состоянии, превращающего их в единое целое, в народ. На основе этого

первичного договора создается гражданское общество и его политическая форма

– государство. Последнее обеспечивает охрану частной собственности и

безопасности заключивших договор индивидов. В последующем заключается

вторичный договор о подчинении их определенному лицу, которому передается

власть над ними, обязанному осуществлять ее в интересах народа. В противном

случае народ имеет право на восстание (Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев). Теория

естественного права (распространенная во многих странах мира) отличается

большим плюрализмом мнений ее создателей по вопросу происхождения права.

Теория естественного права, таким образом, снимала, по существу, проблему

происхождения права, делая упор на изначальном присутствии у человека как у

социального существа определенной суммы прав. Она разрывала взаимосвязь

между возникновением государства, классовых и иных социальных структур,

потребностей общества и самого права как объективного результата развития

регулятивной системы, появляющегося на определенном этапе. Тем самым она

уходила от изучения и объяснения объективных процессов возникновения суммы

прав у каждого человека, в ее абстрактное признание.

В системе различных теорий происхождения права необходимо рассмотреть

и марксистскую теорию происхождения права. Упомянутая теория, хотя и

основывается на правильном материалистическом подходе к этому процессу,

вместе с тем преувеличивает связь права с государством, с экономическим

строем, с классовыми структурами, с принуждением и насилием. Так, именно в

рамках этой теории утверждалось, что право – ничто без аппарата, способного

принудить к исполнению норм права. Тем самым исключалась самоценность права

как глубинного пласта регулятивной системы, обеспечивающей

жизнедеятельность общества, насаждалась репрессивная, карательная,

принудительная функция права, так называемая «функция насилия». В

марксистской теории утверждается, что классовый характер норм права,

вытеснивших собой родовые обычаи, был ярко и открыто выражен в них. С

появлением частной собственности и образованием классов правила поведения

стали отражать и закреплять общественное неравенство. А с возникновением

классового деления общества и образованием государства появились правила

поведения, исполнение которых обеспечивалось всей силой государственного

принуждения.

Рассмотрев несколько теорий происхождений права я бы хотела

заострить внимание на психологическую теорию права, следствием

которой является психологическая теория происхождения государства.

Психологическая теория права. Одним из основоположников ее является Л.

Петражицкий (1897 – 1931). Психологическая теория права характеризуется

следующими чертами:

Она подразделяет право на позитивное и интуитивное. Позитивное право

«определяется как совокупность норм права». Оно представлено в виде

официально действующих в государстве нормативно – правовых предписаний.

Интуитивное или неофициальное право – это чисто психическое явление, особое

состояние души человека. Охватывая эмоции, представления, переживания и т.

п. Оно отходит от однообразного шаблона поведения людей, который диктуется

позитивным правом.

Интуитивное право имеет индивидуальный, индивидуально – изменчивый

характер, его содержание определяется индивидуальными условиями и

обстоятельствами жизни каждого, его характером, воспитанием, образованием,

социальным положением, профессиональными занятиями, личными знакомствами и

отношениями и прочее. Отсюда делается вывод о том, что есть интуитивное

право данного класса, данной семьи, данного кружка детей, преступников и т.

д.

Психологическая теория права исходит из того, что «интуитивное право

вырабатывается путем взаимного психического общения в разных кругах и

кружках людей с общими интересами, противостоящими интересам других».

Причем это общение основывается на их эмоциях.

Эта теория носит идеалистический характер, ибо считает, что

собственность, к примеру, не существует как объективная реалия, а являются

плодом воображения в сознании людей. Точно также она придает действительный

характер мнимому договору, заключенному сумасшедшим с дьяволом и т. п.

Короче говоря, эта теория усматривает в психологии и даже в болезненном

воображении душевнобольных изначальный источник правоотношений, которые

порождают реальные права и обязанности.

Следовательно главные причины происхождения права и государства

эта теория усматривает не в окружающей их экономической, социальной

и иной среде, а в особенностях психики человека, в «импульсах» и

в эмоциях, которые играют главную роль не только в

приспособлении человека к условиям жизни общества, но и в

образовании государства и права.

Понятие и общая характеристика теории права Л.И. Петражицкого

1. Право и нравственность

Право определяется и исследуется Петражицким как явление нашей

индивидуальной психики. Социальный момент в праве не игнорируется, но

воспринимается под углом зрения психологически-правовых переживаний

постольку, поскольку социальный элемент в этих переживаниях отражается.

Петражицкий признает различия между правом и нравственностью, но главное

различие между ними он видит и воспринимает как различие между чисто

императивным характером нравственных импульсов (и соответствующих им норм)

и императивно-атрибутивным характером права. «Императивность» в данном

случае предстает в толковании Петражицкого индивидуально-личностным

сознанием долга, обязанности, в то время как «атрибутивность»— это сознание

«своего права», выступающее вовне как притязание. Для нравственности важен

императив и момент добровольности в исполнении обязанностей, тогда как для

права основное сосредоточено в моменте атрибутивности, т. е. В непременном

исполнении обязанности и в связанном с этим удовлетворением. Если в

нравственном общении психика участников довольно мирно реагирует на

неисполнение обязанностей, то в правовом общении неисполнение обязанностей

(в том числе правовых требований, подтвержденных судебным решением)

вызывает гнев, влечет оправданные требования принудительного исполнения.

Решающее значение атрибутивных элементов в праве и правовом общении в

несколько тяжеловесной, но логически согласованной форме получило такое

обоснование: «Сообразно атрибутивной природе правовых эмоций импульс в

пользу исполнения правового долга имеет характер давления в пользу того,

чтобы другой стороне, управомоченному, было доставлено то, что ему

причитается; что же касается поведения обязанного оно имеет значение не

само по себе, а как способ и средство достижения этого результата на

стороне управомоченного. Напротив, нравственный импульс имеет характер

непосредственного и безотносительного давления в пользу определенного

поведения как такового, а не как средства удовлетворения права,

другого».[1]

2. Право как фактор и продукт социально-психологической жизни

Явления права состоят в двусторонней причинной связи с другими

процессами социально-психологической жизни. С одной стороны, право является

фактором социально-психической жизни и ее развития, вызывает известные

дальнейшие процессы в области психики и поведения индивидов и масс и их

развития. С другой стороны, право само есть продукт действия известных

социально-психических процессов: оно создается и изменяется ими по законам

причинной связи.

Сообразно с этим наряду с изучением права самого по себе как особого класса

явлений с особой природой, особым составом, особыми характерными свойствами

и т. д., независимо от того, чем и как право создается и какие другие

явления оно вызывает, и в дополнение к такому изучению Петражицкий

считает, что задачей теории права является затем изучение указанной

двусторонней причинной связи: 1) изучение права как фактора, построение

теории причинного действия права и 2) изучение права как продукта,

построение теории происхождения и развития права.

Со второй причинной связью мы познакомились выше, следовательно

имеет смысл остановиться на первой.

В разных попытках определения понятия права, содержащих в себе прямые или

косвенные указания на причинное действие права, как оно представляется

авторам этих определений. Так, в определениях права с точки зрения

принуждения заключается указание на то, что действие права состоит в

принуждении людей к известному поведению. В господствовавших прежде, в

эпоху либерализма, определениях права с точки зрения свободы содержались

указания на то, что действие права состоит в установлении, охране,

организации и т. д.

Построение научной, адекватной теории действия права предполагает как

необходимую предпосылку выяснение, что такое право. Если Исходить из того,

что право, как полагают Иеринг и другие. Представляет ведения обладающей

большей или непреодолимой силой воли., обращенные к более слабой и

принужденной подчиняться воле., то идея о том, что действие права состоит в

принуждении, в защите интересов путем приказов и принуждения и т. д.,

вполне естественна. Если же смотреть на право как на психические процессы

особого рода, как на особую разновидность этических переживаний то подобные

воззрения падают сами собой как нечто несообразное, не соответствующее

природе того, о действии чего говорится.

НЕКОТОРЫЕ ВИДЫ И РАЗНОВИДНОСТИ ПРАВА

1. Деление права на интуитивное и позитивное

Для ознакомления с общим родом явления важна ориентировка

относительно его видов, подклассов. Таким образом для восприятия

права необходимо ознакомиться и с его видами. Так сначала Л.И.

Петражицкий в своем труде «Теория права и государства в связи с

теорией нравственности» делит право на интуитивное и позитивное.

Здесь право выступает в виде широкого родового понятия,

представляющего собой несоизмеримо больше, чем право в смысле

юридического словоупотребления, Оно включает в себя и «императивно-

атрибутные переживания, которые чужды представлений каких бы то ни

было авторитетно-нормативных фактов – законов, обычаев и т. д. – и

независимы от них».[2]

Развитие интуитивного и позитивного права определяется в общих и

основных чертах действием одних и тех же социально-психических

процессов, действующих по одним и тем же законам, и лишь в связи

со специфическими различиями интеллектуального состава интуитивного

и позитивного права получаются частично различные результаты

развития, разные частные, по большей части несущественные, различия

по содержанию.

Между этими видами права существуют по природе своей неизбежные

разногласия. Основания этого положения , указывающее вместе с тем

характер разных категорий неизбежных разногласий, состоит в

следующем:

Во-первых, так как интуитивное право у разных элементов

общества, разных классов и индивидов, имеет различное в частностях

содержание, то уже в следствие этого такого позитивного права,

которое совпадало бы по содержанию с интуитивным правом всех

элементов общества, не может быть.

Во-вторых, так как интуитивное право развивается и, стало быть

меняет свое содержание в истории постепенно, развитие же

позитивного права по самой природе этого права подвержено

задержкам и разным иным отступлениям от постепенного развития,

то позитивное право должно неизбежно в разных своих частях

отставать от развития интуитивного права и вообще расходиться с

ним по содержанию, вследствие специфических различий процессов

развития.

В-третьих, так как позитивное право согласно своей природе и

социальной унификационной функции расходится и должно неизбежно

расходиться с интуитивным правом по степени приспособляемости к

конкретным обстоятельствам, в частности должно устанавливать резкие

границы, точно определяемые объемы в области объектов и релевантных

фактов, игнорировать неподдающиеся контролю факты и проч., то и при

отсутствии в тех или иных областях разногласий и конфликтов

указанных выше категорий неизбежно должны получаться разногласия

между позитивно и интуитивно-правовыми решениями конкретных дел и

житейских вопросов, конкретных казусов.

Таким образом, что касается отношений между интуитивным и позитивным

правом по содержанию, «то здесь имеются минимальные и максимальные

пределы согласия между ними, и фактическое отношение состоит в

колебаниях в разные моменты истории, у разных народов и т. д.,

между этими пределами».[3]

2.Интуитивное право

Установленные выше общие положения о праве содержат по мнению

Л.И. Петражицкого соответствующие учения об интуитивном праве: учения

о природе его как императивно-атрибутивных переживаний и отличии от

нравственности как чисто императивных переживаний; учение о

дальнейших особенностях и тенденциях, связанных с этой природой, в

области мотивационного и воспитательного действия соответствующих

переживаний, в области условий выполнения, реакций на нарушение и

проч.; учение об элементах интуитивного права – о подлежащих эмоциях

и представлениях: объектных, субъектных и релевантных фактах; учение

о соответствующих проекциях: о нормах, правоотношениях, обязанностях

и правах интуитивного права и их представляемых

элементах. Л.И. Петражицкий считает, что задачей специального учения

об интуитивном праве является дополнительное выяснение того, что

специально свойственно интуитивному праву по сравнению и по

отношению к позитивному.

Законы, массовое правовое поведение людей, служащее нормативным

фактом в области обычного права, и другие нормативные факты

представляют не что иное, как продукты проявления интуитивного

права соответствующих лиц, индивидов и масс, получающие затем в

психике других самостоятельное значение.

Интуитивное право имеет свою, ограниченную, сферу существования и

действия, и вопросы формальностей, технических порядков и т. п.,

поскольку они подвергаются правовому решению, относятся к

исключительной компетенции позитивного права.

По поводу же действия интуитивного права в пользу соответственных

изменений позитивного права, а также по поводу соответственного

влияния интуитивного права на толкование, научную разработку и

применение позитивного права автор замечает, что подлежащее действие

интуитивного права по большей части остается скрытым и незаметным

не только в смысле отсутствия соответственного словесного или

письменного выражения, но и в смысле отсутствия знания и понимания

действующими, например, отстаивающими известное толкование

существующего права или известную его реформу под влиянием давления

интуитивного права, того, что их заставляет действовать в

соответственном направлении. Интуитивное право действует в качестве

незримого, закулисного фактора, на сцене же появляются разные иные

аргументы и соображения, составляются разные теории, политические,

социальные учения. Несмотря на свою подчас большую поверхностность,

односторонность и произвольность, подлежащая аргументации, теории,

учения, раз они по своему направлению соответствуют требованиям

зарождающегося и укореняющегося интуитивного права, представляются

люди весьма удачными и убедительными, приобретают распространение и

популярность, иногда такую же веру и почитание, как бывает в

религиозной области. Сила их коренится не в их интеллектуальном

содержании, а в эмоциональной интуитивно-правовой почве.

Сферой действия интуитивного права является область наделения

благами и причинения зол, распределение благ и зол, в отличии от

позитивного права, которое решает неотносящиеся к этой сфере

вопросы, вопросы формальностей, технических порядков и т. п.

Интуитивное право, как его понимал Петражицкий, не следует путать с

правом естественным, к возрождению которого в России в начале ХХ в. ученый

не имел отношения. Вернее, он не имел отношения к тому пониманию

«возрожденного естественного права», которое сформировалось в кружке

московского главы этого направления П.И. Новгородцева. Петражицкий верно

подчеркивал, что естественное право по Новгородцеву есть лишь проект

рационального, желательного, «правильного» права и поэтому никак не может

быть с научных позиций возведено в ранг особого вида права. Деление права

на два вида по признаку существования и желательности существования

представляет собой такую же классификационную несообразность как, например,

деление собак на две породы: существующие собаки и «будущие» или

«идеальные» собаки. Интуитивное право, вследствие своей нефиксированности,

независимости от нормативных фактов, является гибким и изменчивым и

зачастую имеет специфически индивидуальный характер. Но именно интуитивное

право, в силу более сильной психологической мотивации, играет решающую роль

в определении поведения человека и зачастую определяет возникновение

позитивных законов.

3. Справедливость

В справедливости люди усматривают высший руководящий свет; в

вере в существование справедливости они находят успокоение и

утешение в бедствиях и страданиях жизни. Но что такое

справедливость, где и в каком виде она существует, каков ее

принцип? На эти вопросы пытается ответить Л.И. Петражицкий в своем

труде «Теория права и государства в связи с теорией

нравственности».

В изложенном выше интуитивном праве содержаться данные для

разрешения проблемы о природе справедливости. А дело в том, что по

словам Л.И. Петражицкого справедливость представляет собой не что

иное, «как право в нашем смысле, а именно интуитивное право»[4].

Справедливость как реальное явление есть явление духовной жизни,

психическое явление, и для научного, достоверного познания

соответствующих феноменов требуется применение соответствующего

метода, самонаблюдения и соединенного метода. Применяя этот метод

Л.И. Петражицкий считал, что мы имеем дело не с переживаниями

симпатии по чьему-либо адресу, не с суждениями об общественной

целесообразности или вообще какими бы то ни было приспособленными

суждениями и расчетами и т. д., а с принципиальными, нормативными

переживаниями в смысле соответствующего образованного выше понятия;

здесь имеются этические эмоции, эмоции долга, соответствующее

поведение представлено у автора как должное, независимо от каких

либо целей и расчетов. Из этого следует, что представление или

восприятие чужого поступка, представляющегося нам явно

несправедливым по отношению к кому-либо, вызывает соответствующее

этическое порицание или негодование; воспоминания же о собственном

поступке этого рода вызывает соответствующие этические угрызения

совести.

Применяя деление права на два вида: интуитивное и позитивное и

изучая переживания справедливости с этой точки зрения автор

констатирует, что здесь мы имеем дело с интуитивно правовыми

синонимами, с суждениями не о том, что полагается по закону, а

по нашим собственным, независимым от внешних авторитетов убеждениям.

Сообразно с этим сами законы, правовые обычаи подвергаются

критике с точки зрения справедливости, другие порицаются или даже

отвергаются с негодованием как несправедливые.

Справедливость отличается индивидуальной изменчивостью по

содержанию, имеет различное содержание у разных классов людей и

индивидов, обладает большей способностью приспособляемости к

конкретным обстоятельствам, чем позитивное право, развивается

постепенно и незаметно. Нормы справедливости представляются с

наивно-проекционной точки зрения, вследствие независимости от

местных законов, обычаев вечными, неизменными, имеющими всеобщее

значение.

4. Позитивное право и его виды

Под позитивным правом, как реальным явлением Л.И. Петражицкий

разумеет «императивно-атрибутные переживания, содержащие в себе

представления нормативных фактов как оснований обязанностей».[5]

В области позитивного права можно различать несколько видов и

разновидностей, смотря по тому, на какого рода нормативные факты

имеется ссылка в данных позитивно-правовых переживаниях.

Учение о видах права заимствовано у древних римских юристов, но

оно скрывается под своеобразным и, по-видимому, означающим нечто

иное именем учения о так называемых «источниках права». По мнению

Л.И. Петражицкого к источникам права относят законное и обычное

право.

В области позитивного права следует различать три различные

вещи:

2. Нормативные факты, соответствующие поступки людей, постановления

законодателей и т. д.

3. Императивно-атрибутивные переживания, связанные с

представлениями этих фактов – само позитивное право как реальный

феномен.

4. Соответствующие нормы, эмоциональные фантазмы, порожденные

этими переживаниями.

В области изучения позитивного права и отдельных его видов –

дело зависит от психического состояния подлежащих индивидов или

народных масс, от их психических склонностей, психических привычек

и диспозиций, убеждений разного рода. Так что восприятия и

представления соответствующих фактов, например, изданных в

надлежащей форме государственных законов, обычаев предков иногда

возбуждают в их психике позитивно-правовую реакцию, вызывают

соответствующее позитивное право.

С точки зрения психологической теории права как императивно-

атрибутивных переживаний круг факторов, могущих играть роль

нормативных в области позитивного права, значительно шире, и

видов позитивного права значительно больше.

5. Законное право

Законы, или законные правовые нормы— выражения и понятия с точки

зрения Петражицкого Л. И. Однозначащие — суть, по господствующему

определению, нормы, установленные государством, или ведения, выражения воли

государства (или органов государственной власти). При этом подразумевается

или особо указывается в определении, что подлежащие предписания должны быть

составлены и изданы в надлежащем, установленном правом данного государства,

порядке.

Далее, законы в тесном смысле автор делит на основные, или

конституционные, и обыкновенные. Основные, или конституционные законы,

определяются обыкновенно как такие законы, которые определяют основные

начала государственного устройства страны и издаются особым осложненным

порядком. Правильнее говорить не об особом порядке издания этих законов, а

о существовании особых правил для их отмены или изменения, затрудняющих эти

акты и способствующих прочности и постоянству соответственного права.

Следует притом заметить, что в число конституционных законов могут

включаться и включаются не только законы, определяющие основные начала

государственного устройства, а и разные другие законы, пересмотр коих

создатели конституции желают по таким или иным соображениям затруднить.

Таким образом различие между основными и обыкновенными законами имеет чисто

формальный, касающийся порядка их изменения, характер.

В процессе образования законов Петражицкий Л. И. Различает пять стадий:

1) почин, или инициативу закона, 2) обсуждение, З) утверждение, или санкцию

закона, 4) промульгацию и 5) обнародование, или публикацию.

Под законодательною инициативою в техническом смысле подразумевается

внесение в законодательное учреждение предложения об издании, изменении или

отмене закона, имеющее то значение, что законодательное учреждение обязано

обсудить и так или иначе решить возбужденный законодательный вопрос.

Промульгацией называется повеление со стороны главы государства

обнародовать и исполнять утвержденный им закон.

Закон вступает в действие, признается обязательным для граждан, не раньше

обнародования. Момент начала действия закона может быть установлен в самом

законе; в частности, в области обширных и заключающих в себе много

новшества законов момент начала действия отлагается нередко на более или

менее продолжительное время, для доставления населению возможности

надлежащего ознакомления с содержанием нового права . Если в самом законе

не назначен момент вступления в действие, то этот момент определяется

общими, в разных государствах различными правилами. Содержание этих правил

определяется, с одной стороны, тем соображением, что законы нельзя считать

известными народонаселению с момента выхода в свет того номера

официального издания, в котором он напечатан.

И здесь следует сказать: центр тяжести понятия и учения о законном праве и

законах должен быть перенесен в область право-психологического действия;

существенно не то, от кого исходит закон, от данного государства, его

органов или от кого-либо другого, а то, что соответственный акт получает в

данном государстве силу нормативного факта, т. е. Вызывает соответственное

императивно-аттрибугивное сознание.

Петражицкий Л. И. Определяет:

1. Законное право, как императмвн-аттрибутивные переживания со ссылкою на

представляемые односторонние правовые распоряжения кого-либо, как на

нормативные факты.

2. Законы — как представляемые односторонние правовые распоряжения кого-

либо, поскольку они являются нормативными фактами (т. е. Поскольку

подлежащие представления оказывают соответственное влияние на чью-либо

правовую психику, возбуждая или устраняя, или изменяя императмвн-

аттрибутивные переживания)

Установленные массы и классовые понятия законного права и законов,

объемлющие несоразмеримо более явлений, чем ходячие представления о

законах, допускают деление на разные виды, подвиды т и разновидности с

различных точек зрения и для различных теоретических и практических

надобностей, в том числе для получения более узких классов и классовых

понятий, удовлетворяющих потребностям офиииально-правовой и практическо-

догматической юриспруденции.

Петражицкий допускает деление права:

1. По тем представляемым существам, от которых они представляются

исходящими на божеские и человеческие.

2. Смотря по разным общественным сферам действия, можно различать законы и

законное право: семейственные, родовые, общинные, государственные,

церковные и т. д.

З Смотря по наличности или отсутствию официального значения в государстве,

законы и законное право можно делить на официальные и неофициальные.

Официальное значение могут иметь и имеют не только государственные законы,

а и разные другие, например, церковные законы, поскольку подлежащее право

пользуется официальным признанием со стороны государства, уставы и иные

постановления разных частных, признаваемых государством, обществ, например,

акционерных компаний, клубов, ученых обществ и проч.

Характерною особенностью законодательства и законного права по отношению

к другим видам нормативных фактов и позитивного права, в частности по

отношению к обычному праву, является то, что здесь одно лицо или известная

группа лиц может по своему усмотрению вызывать в психике других, в

частности в психике более или менее обширных народных масс, такое право на

будущее время, какое ему или ей представляется с какой—либо точки зрения

желательным, а равно устранять, отменять существующее право и производить

разные другие изменения в чужой правовой психике и жизни (впрочем,

разумеется, в пределах своего законодательного авторитета и соблюдения

других условий успешного нормативного действия законодательных

постановлений, избегания резких противоречий с интуитивным правом и т. д.).

При этом подлежащие правовые изменения, в том числе такие, которые могут

происходить в виде медленного и постепенного развития и без

законодательного вмешательства, например, путем соответственного развития

обычного права, в области законодательства могут быть произведены внезапно,

сразу, в избранное по усмотрению время. С этими особенностями связаны

разные дальнейшие характерные свойства законодательства и законного права,

в частности разные его достоинства и недостатки по сравнению с другими

видами нормативных фактов и позитивного права.

6. Обычное право

Обычное право обыкновенно определяется как такое право, которое, не

будучи установлено законом (или государством), фактически соблюдается, или

— которое выражается в постоянном однообразном соблюдении известных

правил поведения.

Петражицкий различает два вида обычного права: 1) право обычаев

предков, старых традиций, старины и 2) право современных обычаев, обычно

соблюдаемого, общепринятого.; для краткости первое можно назвать условно

старообразным, второе новообразным; в области обычно-правовой психика

первого вида престиж, авторитет (эмоциональная сила) обычного права, при

прочих равных условиях тем выше, чем старее, древнее представляется данный

обычай: чем старее, тем святее.; в области обычно-правовой психики второго

рода она при прочих равных условиях тем выше, чем более общепринятым и

неуклонно соблюдаемым в подлежащей сфере представляется данное правовое

поведение.

Человеческая культура, в том числе хозяйственная жизнь, орудия и способы

производства материальных благ и т. д. движется вперед не пропорционально

времени, а в ускоряющейся прогрессии по отношению ко времени на низших,

примитивных стадиях развития жизнь относительно неизменна, процесс

культурных изменений происходит весьма медленно, на высших стадиях развития

изменения делаются все быстрее и быстрее. Столь сильные изменения

человеческой жизни, для которых на примитивных стадиях требуются десятки

тысяч лет, происходят на последующих ступенях в течение тысячелетий, затем

столетиями, а теперь, в частности, под влиянием могучего фактора

человеческого прогресса — науки, десятилетия вносят более сильные

изменения, чем какие прежде достигались в течение тысячелетии, а отсюда по

отношению к обычному праву вытекают следующие положения:

1. Косность и архаичность обычного права, медленность развития и

относительная неподвижность.

2. Чем выше ступень культуры, тем более консерватизм обычного права

делается отрицательным фактором социальной жизни и культуры и ее

прогресса.

3. Сообразно великой ценности обычного права и вообще обычаев предков (в

том числе нравственных, технических и иных) на низших ступенях культуры,

как основного разумного руководства социальной и индивидуальной жизни имеют

великий престиж и ореол. Обычное право имеет великую мотивацию иную и

культурно воспитательную силу и ценность, а законодательство относительно

бессильно и малоценно.

Заключение:

.И. Петражицкий (1867-1931) был одним из самых выдающихся теоретиков

права в России. Он явился создателем оригинальной психологической теории

права, идеи которой получили признание не только на юридическом факультете

Санкт-Петербургского университета, где ученый долгие годы преподавал, но и

за рубежом, продолжая и сегодня оказывать влияние на мировую юриспруденцию.

В творчестве Петражицкого модельный ряд вариантов правопонимания,

описывающих отдельные элементы правовой структуры, себя исчерпал. Общую

направленность движения западной правовой мысли можно представить следующим

образом: идея аксиологически наполненного права, существующего независимо

от субъекта (естественное право), была заменена идеей права как текстуально

выраженной воли государства, существующей также автономно от субъекта

социального действия, но уже имеющей с ним связь через государственную

власть, через аппарат государства. В социологическом варианте

правопонимания право впервые оказалось непосредственно связанным с

социальными субъектами и фактически понималось как результат их социальной

коммуникации, но Петражицкий пошел еще дальше и замкнул право на

индивидуальном субъекте. Круг оказался завершенным: от максимально

реифицированной правовой действительности, существующей вне субъекта

(юснатурализм), был совершен переход к праву как к созданию самого

человека, эмоции, не выходящей за границы его субъективности.

Как известно, Петражицкий понимал под правом переживаемые субъектом

специфические эмоции. Их отличие от других эмоций мыслитель видел в

двустороннем характере: с одной стороны, они авторитетно (императивно)

возлагают обязанности, с другой стороны, они также авторитетно отдают

другому, предписывают ему как право то, чего они требуют от нас. Такие

эмоции Петражицкий называл императивно-атрибутивными, в отличие от

императивных моральных эмоций, которые, предписывая определенное поведение

как обязанность, не предоставляют никому права требовать ее безусловного

исполнения.

Наличие атрибутивной, управомочивающей составляющей и является сутью

права, отличающее его как специфическое явление от всех других явлений. В

этой части своей теории Петражицкий осуществил, фактически,

феноменологический анализ права, выявив его неизменную структуру как связь

правомочия и обязанности и это, несомненно, является его непреходящей

заслугой. Но общие субъективистские предпосылки его теории не позволили

сделать из этого положения научно корректные выводы. Право, по сути,

сводилось Петражицким к индивидуальным эмоциям (части правосознания) и тем

самым создавался обедненный и ложный образ права, а сама сфера правового

непомерно расширялась.

Петражицкий отошел от классического понимания науки о праве только как

систематизации и классификации юридических норм. Он исследует применение и

функционирование права, его воздействие на психологию и поведение людей,

способность общества к правовой саморегуляции, то есть демонстрирует чисто

социологический подход к праву.

Список использованной литературы:

1. Азаркин Н. М. История юридической мысли России: Курс лекций. -

М.: Юридическая литература, 1999

2. Антология мировой правовой мысли в пяти томах/ под ред. И. А.

Исаева. – М.: Мысль, 1999

3. Большой словарь иностранных слов/ сост. А. Ю. Москвин. – М.:

Центрполиграф, 2001

4. Большой юридический словарь/ под ред. А. Я. Сухарева, В. Е.

Крутских. – М.: Инфра – М, 2002

5. Вилюнас М. Психология эмоциональных явлений. - М., 1976

6. История политических и правовых учений века. – М:

Юридическая литература, 1995

7. История политических и правовых учений: учебник для вузов./

под ред. В. С. Нерсесянца

8. История русской правовой мысли. - М.: Остожье , 1998

9. Петражицкий Л. И. Теория государства и права в связи с

теорией нравственности. – М.: Проспект, 1999

10. Петровский А. В. Краткий очерк истории социальной психологии.

- М., 1975

11. Поляков А. В. Философия права Льва Петражицкого// Кодекс.

Правовой научно-практический журнал 2000. №1

12. Теория права и государства : учебник для вузов/ под ред. М.

Н. Марченко. – М.: Зеркало – М, 2001

-----------------------

[1] Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией

нравственности. 2-е изд.1909

[2] Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией

нравственности . 2-е изд. 1909

[3] Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией

нравственности.. 2-е изд. 1909

[4] Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией

нравственности. . 2-е изд. 1909

[5] Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией

нравственности. . 2-е изд. 1909

© 2010