На главную

Реализация права


Реализация права

Содержание:

Введение. 2

Понятие и формы реализации права. 4

Понятие реализации права. 4

Формы реализации права. 6

2. Основные стадии применения норм права. 8

Понятие правоприменительного акта и его отличие от нормативно-правовых

актов. 11

Понятие правоприменительного акта. 11

Классификация правоприменительных актов. 12

Требования к правоприменительным актам. 13

Структура правоприменительного акта. 13

Действие закона во времени, пространстве и по кругу лиц. 15

Действие закона во времени. 15

Действие закона в пространстве. 19

Действие закона по кругу лиц. 20

Заключение. 23

Список используемых источников. 24

Введение.

В центре внимания юридической науки проблема реализации права всегда

занимала одно из первых мест. Проникновение в данный процесс, а также его

всесторонний анализ ставили перед учеными все более трудные задачи.

Еще в период перестройки, одна из центральных проблем с которой

столкнулось общество, - развитие демократии в сочетании с соблюдением

законности и дисциплины. Это значит, что сколько бы ни были радикальны

перемены в экономической, политической, социальной и других сферах, они

должны осуществляться лишь получив одобрение законодательств власти. Вместе

с тем в правовой практике были присущи правовой нигилизм, декларативность

многих законодательных установлений. Без преодоления указанных недостатков

построение правового государства невозможно.

Формирование правового государства предполагает уважение к закону,

праву, строгое соблюдение юридических норм. В данной связи теоретические

проблемы реализации права приобретали особую практическую значимость.

Необходим анализ правореализующей деятельности в самых разных аспектах, ибо

путь от создания закона до воплощения его предписаний в фактическое

поведение людей весьма сложен, зависит от множества факторов.

Объектом исследования в данной работе является процесс исследования

форм реализации права, правоприменительных актов и действия закона.

Предметом исследования является само право.

Цель исследования состоит в раскрытии содержания понятия реализации

права, в определении и характеристике форм реализации права.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить понятие реализации права.

2. Изучить понятие форм реализации права и рассмотреть основные формы их

реализации.

3. Выявить основные стадии применения норм права.

4. Изучить понятие правоприменительного акта.

5. Раскрыть действие закона во времени, пространстве и по кругу лиц.

Общецивилизованной основой и смыслом правопорядка является реализация

права. Право выступает в качестве высшей социальной ценности, но лишь

тогда, когда его принципы и нормы воплощаются в жизнь, реализуются в

действиях социального общения. В правовом обществе народ с одной стороны и

государство с другой принимают на себя обязательства следовать праву.

Исходной формой реализации права государством является

законотворчество. Понятие правовых законов, формулирования в законах

правовых предписаний. В цивилизованном обществе принимая новый закон,

законодатель обязан проследить его соответствие конституции и всем ранее

принятым законам, более того, в федеральном государстве законодатель

следует не только собственным, но и федеральным законам, а так же законам

всех субъектов федерации. Во всяком случае он реализует их в форме

соблюдения. Право способно непосредственно воздействовать на поведение

людей, но это будет идейно-мотивационное воздействие. Реализующее действие

права в полной мере проявляется там, где право нашло свое позитивное

выражение.

В связи со всем изложенным, перейдем к более обширному рассмотрению

темы: Реализация права.

1. Понятие и формы реализации права.

1. Понятие реализации права.

Правовая норма сама по себе только определенный текст с юридическим

содержанием. Главное ее назначение – претвориться в общественную практику.

Только общественная практика, конкретные отношения людей, составляют

реальную жизнь правовых норм состоит в их влиянии на общественные

отношения. Если норма содержит предписание или дозволение, то их еще

предстоит реализовать в общественных отношениях. Реализовать право можно,

только применяя его. Реализация права – это процесс, процедура претворения

правовых норм в общественную практику.

Пути, конкретные средства реализации права различны. Они зависят,

прежде всего, от того, в какой именно области общественных отношений

применяются нормы (предмет), от того, каков характер регулирования (метод)

и от того, кто применяет норму (гражданин или государственные органы).

Конкретные пути применения права рассматриваются в отраслевых дисциплинах:

реализация уголовных норм отличается от реализации цивилистических норм, а

их обоих – от реализации норм процессуальных. На уровне общей теории

реализация норм должна рассматриваться прежде всего как поведение людей.

Важнейшая ключевая проблема реализации норм – отношение людей к

нормам. Здесь можно говорить о трех вариантах. Первый, когда граждане

одобряют, поддерживают норму и охотно претворяют в жизнь. Второй, когда

граждане относятся к норме безразлично, норма – сама по себе, а поведение

граждан – само по себе. Норма не проводиться в жизнь, но и не нарушается.

Третий, самый неблагоприятный – когда граждане настроены против нормы, они

активно противостоят, а подчас и нарушают. В подобных ситуациях

невыполнение нормы влечет за собой ответственность. За этими вариантами

скрыта проблема поддержки гражданами закона, проблема легитимности закона.

Административно-командная практика и нормалистическая теория не знали, на

первый взгляд, этой проблемы. Правом считалась совокупность норм, значит,

всякий закон – правовой, неправовой закон невозможен. Далее

подразумевалось, что почти весь народ поддерживает и одобряет законы,

активно претворяет их в жизнь[1].

Так было не всегда. В период до XX съезда КПСС принимаемые решения,

как правило, претворялись в жизнь. Причин было две. Одна внутренняя: вера

людей в государство и его решения, вторая внешняя: массовое применение

принуждения и насилия. В ходе истории обе эти причины отпали, начался

длительный процесс расхождения между словом и делом, между нормой и ее

претворением в жизнь. К началу 80-ых годов невыполнение законов стало

очевидным. Они не преодолены до сих пор. В основе неисполнения законов и

сейчас лежит их иллегитимность, безразличное отношение многих людей к

принимаемым законам.

Сочетание содержания закона, его правового характера, с одной

стороны, и легитимности закона, его поддержки людьми, с другой, это

сочетание противоречиво. Закон, отвечающий высоким требованиям права, может

не поддерживаться большинством, которое само эти требования не разделяет.

Правовой закон может быть не легитимен. Но и те идеи, которые поддерживает

большинство, могут оказаться не правовыми. Противоречие это естественное,

оно отражает дифференциацию общества, противоречивую природу демократии.

Главной задачей здесь является постепенное сближение крайностей, повышение

общей правовой культуры населения и профессионализма законодателя.

Еще один аспект реализации правовых норм – их эффективность. Принимая

ту или иную норму, законодатель рассчитывает на достижение определенной

цели, на изменение, развитие, стабилизацию или свертывание определенных

общественных отношений. Конкретный результат реализации норм может не

совпасть с намеченной законодателем целью. Соотношение между намеченной

целью и полученным результатом понимается как эффективность нормы.

Реализация норм является завершающим этапом их жизни и в то же время

предпосылкой появление новых норм.

Реализация права - это такое поведение субъектов общественных

отношений, которое полностью согласуется с предписаниями правовых норм и

исходит из них, это практическая деятельность людей по приобретению и

использованию прав и выполнению юридических обязанностей. Осуществление

права представляет собой процесс превращения юридических и идеальных

моделей, отражающих необходимые для государства состояние, в практическую

реальность, в действующую систему общественных отношений.

1.2 Формы реализации права.

Выделяются четыре основных формы реализации права:

1) Осуществление (использование) представляют собой такую форму

реализации права, когда участники правоотношений по своему

усмотрению реализуют принадлежащие им права. Использование прав

выражается в активной реализации возможностей, предоставляемых

субъектам различных общественных отношений нормами права. В

пределах данной формы реализации права происходит осуществление

субъективных прав участниками регулируемых с помощью права

общественных отношений. Существует значительное различие в

осуществлении прав гражданами и использованием правомочий

государственными органами и должностными лицами. Использование и

не использование субъективных прав гражданами является сугубо

добровольным делом. Никто не может принуждать их к использованию

ими своих прав и никто не может нести никакой ответственности за

неиспользование этих прав. Осуществление правомочий

государственными органами и должностными лицами является не

только правом, но и их обязанностью.

2) Исполнение норм права – это такая форма их реализации, которая

требует активного поведения субъекта права по осуществлению

возложенных на него обязанностей. Это форма реализации права

представляет собой не что иное, как реализацию обязывающих норм.

Исполнение обязательств выражается в совершении физическим или

юридическим лицом действий, предусмотренных нормой права.

Действия, связанные с выполнением обязательств, могут

предусматриваться также в договорах и в индивидуальных актах,

издаваемых в процессе правоприменения.

3) Соблюдение норм права – это такая форма их реализации, которая

заключается в воздержании субъекта права от совершения

запрещенных правом деяний. Смысл состоит в воздержании от

совершения действий, находящихся под запретом.

4) Применение норм права – это форма их реализации, осуществляемая

государством в лице своих органов применительно к конкретным

случаям жизни. Например, в соответствии с нормами уголовного

права суд выносит приговор подсудимому за совершение им

преступления.

Применение норм права является одной из важнейших форм реализации

норм права.

Вывод: реализация права – это понятие, включающее в себя главное

назначение правовых норм – воплощение их в общественную жизнь. Существуют 4

формы реализации права: осуществление, исполнение, соблюдение и применение

норм права.

2. Основные стадии применения норм права.

Существует неоднозначность и множественность подходов к понятию

«применение права». Иногда применение права понимается как «особая форма»

реализации права, осуществляемая государственными или общественными

организациями в пределах и компетенции в форме властной организующей

деятельности по конкретизации правовых норм на основе строго соблюдения

законности[2]. Другое трактование как «властная деятельность» органов

государства или иных органов по уполномочию государства, которые, используя

свои социальные полномочия, издают акты индивидуального значения на основе

норм права, решая тем самым по существу конкретные вопросы жизни

общества[3]. Довольно часто применение права рассматривается как такая

форма его реализации, которая состоит в проведении государством сложной,

ответственной юридической и организационной деятельности «по обоснованному

существованию правовых норм относительно конкретных субъектов», фактов

отношений реальной общественной жизни в рамках закона[4].

Применение права - сложная, многоступенчатая деятельность, в которой

могут быть выделены главные звенья - стадии применения, характеризующие

саму логику и последовательность действий при рассмотрении и решении

юридического дела. Этих стадий три:

1. Установление фактических обстоятельств дела - это жизненные факты,

явления действительности, образующие фактическую основу применения права.

Среди фактических обстоятельств должны быть выделены факты самого случая,

события, к которому применяются юридические нормы. В юридической науке и

практике они нередко называются ГЛАВНЫМ ФАКТОМ (или фактом подлежащим

доказыванию).

Установление фактических обстоятельств дела осуществляется с помощью

доказательств. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА - данные (сведения) о фактических

обстоятельствах. Доказательствами являются именно сведения о фактах,

информация о них, а не логические аргументы, доводы в споре. Источники

сведений о фактах требуют известных процессуальных форм закрепления,

удостоверения. Законом определена также доступность доказательств.

Установление фактических обстоятельств дела происходит путем доказывания.

Это уже логическая деятельность по установлению и предоставлению

доказательств, участию в их исследовании и оценке в результате логической

деятельности с помощью доказательств воспроизводится тот или иной фрагмент

действительности, осуществления реконструкции обстоятельств, необходимая в

соответствии с требованием объективной истины для применения права.

2. Установление юридической основы дела.

Деятельность правоприменительных органов по установлению юридической

основы дела предполагает:

а) выбор нормы, подлежащей применению;

б) проверку правильности (подчиненности) текста того акта, в котором

содержится выбранная норма;

в) проверку подлинности самой нормы и ее действия во времени

пространстве и кругу лиц;

г) смысла и содержания нормы. Выбор правовой нормы для решения дела

осуществляется после того как установлен юридический характер

рассматриваемых обстоятельств.

3. Решение дела и документальное оформление принятого решения.

Решение юридического дела - это завершающая фаза, итог применения

права. С формально-логической стороны оно представляет собой умозаключение,

в котором конкретные факты подводятся под норму права. При этом суд, иной

правоприменительный орган в силу властно-государственных правомочий

распространяет общие правила, содержащиеся в законе, на своеобразные

жизненные обстоятельства, осуществляет "привязку" юридических норм к данным

обстоятельствам и говорит на основе всего этого своего "властное слово".

Результат решения юридического дела - индивидуальное государственно-

властное веление, предписание, облекаемое в документальную форму, в форму

акта-документа - приговора, решения, определения, заключения и т.д.

Государственно-властное веление, являющееся результатом решения

юридического дела может иметь двоякую функцию:

1.Его юридическое значение может состоять в ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСТАТАЦИИ,

т.е. признание существования определенных фактов, их правомерности или

неправомерности, в том числе в признании того или иного права за данным

лицом или напротив, в констатации по данному событию факта правонарушения.

2.После вынесения решения необходима дополнительная деятельность

компетентных органов по исполнению решения приговора суда, решения органа

арбитражного правосудия, которыми наложены взыскания, иная обязанность.

Решений юридического дела фиксируется в правоприменительных актах.

Вывод: существует три стадии применения правовых норм:

1) установление фактических обстоятельств,

2) установление юридической основы,

3) решение дела и документальное оформление этого решения.

3. Понятие правоприменительного акта и его отличие от нормативно-правовых

актов

3.1 Понятие правоприменительного акта.

Правоприменительный акт – это правовой акт компетентного органа или

должностного лица, изданный на основании юридических фактов и норм права,

определяющий права, обязанности или меру юридической ответственности

конкретных лиц.

Особенности правоприменительных актов:

1) Они издаются компетентными органами или должностными лицами. Как

правило, это органы государства или их должностные лица. Однако

нередко государственно-властные полномочия нередко

осуществляются негосударственными организациями. Так в

соответствие с ч. 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации

органы местного самоуправления могут наделяться законом

отдельными государственными полномочиями. Для реализации этих

полномочий они должны издавать правоприменительные акты.

2) Правоприменительные акты строго индивидуальны, то есть

адресованы поименно определенным лицам. Этим они отличаются от

нормативных актов, обладающих общим характером.

3) Правоприменительные акты направлены на реализацию требований

юридических норм, так как конкретизируют общие предписания норм

права применительно к определенным ситуациям и лицам. Официально

фиксируют их субъективные права, обязанности или меру

юридической ответственности, то есть выполняют функции

индивидуального регулирования.

4) Реализация правоприменительных актов обеспечивается

государственным принуждением. При этом акт применения права –

это документ, который является непосредственным основанием для

использования государственных мер принуждения.

2. Классификация правоприменительных актов.

Разнообразные правоприменительные акты можно классифицировать по

различным основаниям:

1) По субъектам принятия:

а) акты органов государственной власти (постановления Совета

Федерации),

б) акты органов государственного управления (приказ об увольнении

конкретного лица),

в) акты судебных органов (постановление суда),

г) акты контрольно-надзорных органов (постановление санитарной

инспекции о наложении штрафа),

д) акты органов местного самоуправления (распоряжения мэра города).

2) По характеру правового воздействия:

а) регулятивные (решение суда по гражданскому делу),

б) охранительные (приговор суда).

3) По значению:

а) основные (приговор суда),

б) вспомогательные (определение о предании обвиняемого суду).

4) по форме:

а) отдельный документ (приговор суда),

б) резолюция на материалах дела (утверждение прокурором

обвинительного заключения),

в) устная форма (наложение штрафа за безбилетный проезд в

общественном транспорте).

5) По способу принятия:

а) акты, принятые коллегиально (решения Государственной Думы РФ),

б) акты, принятые единолично (указ президента РФ).

3.3 Требования к правоприменительным актам.

Правоприменительные акты должны соответствовать требованиям:

1) Требование обоснованности – относится к фактической стороне

юридического дела, к логическим выводам о доказательствах,

подтверждающих или опровергающих выводы о фактах.

2) Требование законности. Это требование охватывает юридические аспекты

дела и включает:

a) соблюдение компетентным органом или должностным лицом, рассматривающим

дело, требований подведомственности, подсудности и т. д.;

b) строгое соблюдение всех процессуальных норм, регулирующих сбор

доказательств, процедуру рассмотрения и т. д.;

c) правильную юридическую квалификацию и применение действующей в

конкретном случае нормы;

d) вынесение решения в строгом соответствии с предписаниями диспозиции

(санкции) применяемой нормы.

3) Требование целесообразности. Это означает, что предписание санкции

допускает некоторую свободу правоприменителя в выборе решения.

3.4 Структура правоприменительного акта.

Правоприменительные акты – документы юристдикционного характера,

имеющие четкую структуру и состоящие из 4-х частей.

1) Вводная часть содержит наименование акта, место и дату принятия,

наименование органа или должностного лица, которое принимает

решение, по какому делу.

2) Описательная часть – здесь описываются факты, являющиеся

предметом рассмотрения, фиксируется, когда, где, кем, при каких

обстоятельствах и какими способами совершены действия.

3) Мотивировочная часть включает в себя анализ доказательств,

подтверждающих наличие или отсутствие фактических обстоятельств,

их юридическую квалификацию, ее обоснование, указание на

официальные разъяснения применяемого закона и процессуальные

нормы, которыми руководствовался правоприменитель.

4) Резолютивная часть – здесь формулируется решение по делу.

Вывод: главным отличием правоприменительного акта от нормативно-

правового акта является то, что нормативно-правовые акты имеют

общеобязательный характер, а правоприменительный акт – строго индивидуален.

4. Действие закона во времени, пространстве и по кругу лиц.

4.1 Действие закона во времени.

Определяя границы действия закона во времени, Г.Ф. Шершеневич писал,

что "закон, как норма, определяющая поведение граждан, имеет начальный и

конечный моменты своего действия. Вопрос, с какого времени закон начинает

применяться и с какого времени его не следует более применять, чрезвычайно

важен в практическом отношении".

Действие закона, равно как и любого другого нормативного акта,

начинается с момента вступления его в силу, а прекращается с момента утраты

им юридической силы. В одних случаях вступление закона в силу связывается с

датой его принятия или утверждения. Таковыми были в СССР и союзных

республиках - субъектах Федерации - постановления Правительства. В других

случаях вступление нормативно-правового акта в силу соотносится с датой его

опубликования (обнародования).

В Российской Федерации, порядок вступления законов в силу

регулируется Федеральным законом о порядке опубликования и вступления в

силу законов РФ (принят ГД РФ 25 мая 1994г.). В соответствии с ним, в

течение 7 дней с момента принятия закона он должен быть опубликован в

официальном источнике, каковыми являются - Российская Газета и Собрание

Законодательства Российской Федерации. Закон цитируется по тому, как он

опубликован в этих официальных источниках. 23 мая 1996 года был подписан

Указ Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов

Президента РФ, Правительства РФ и нормативно-правовых актов федеральных

органов исполнительной власти». В соответствии с ним эти акты должны быть

опубликованы в Российской Газете и СЗРФ в течение 10 дней с момента

принятия.

Федеральные законы вступают в действие на всей территории Российской

Федерации в течение 10 дней, а указы Президента РФ - в течение 7 дней,

таким образом и в том и в другом случае, между принятием акта и вступлением

его в силу проходит 17 дней.

В некоторых случаях срок вступления в силу законов либо определяется

самими такими актами, или же указывается в других, специально изданных

актах для введения их в действие.

В специально изданных актах (постановлениях Правительства,

распоряжениях Президента и т.д.), указываются сроки вступления в силу таких

правовых документов, как Основы законодательства Российской Федерации о

нотариате (введены в действие постановлением Верховного Совета РФ от 11

февраля 1993 г.), Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации

(утверждено постановлением Правительства РФ от 4 ноября 1993 г.),

Таможенный кодекс Российской Федерации (введен в действие постановлением

Верховного Совета РФ от 18 июня 1993 г.).

Для сложных и важных законов срок вступления в силу должен быть более

длительным, чем для всех других. Это обусловлено тем, что для ознакомления

и изучения, а в ряде случаев и для принятия предварительных,

подготовительных мер, связанных с реализацией содержащихся в них правовых

положений, требуется гораздо больше времени и усилий, чем это необходимо в

отношении других.

Немалое значение имеют не только сроки, но и способы "вступления в

силу", или "введения в действие", законов. В подавляющем большинстве

случаев в настоящее время закон начинает действовать одновременно на всей

территории (страны, субъекта федерации, округа и т.п.), на которую он

рассчитан. Но не исключается возможность в случае необходимости и

постепенного введения какого-либо закона в действие. В России, Франции,

Германии и ряде других стран раньше это была весьма распространенная

практика, обусловленная невозможностью (технически, организационно, ввиду

отсутствия современных средств связи) обнародования одновременно на всей

территории страны принимаемого закона.

Во Франции, например, длительное время действовал специальный декрет

(от 5 ноября 1870 г.), в соответствии с которым каждый вновь изданный закон

вступал в силу не одновременно на всей территории страны, а постепенно, по

округам. Причем в каждом округе он начинал действовать лишь через день

после поступления по почте в его главный город очередного номера журнала

Journal Officiel, в котором излагалось содержание данного акта.

Несмотря на то, что во многих странах в силу объективных причин

широко была распространена практика постепенного введения в действие

закона, преимущество все же признавалось за вступлением в силу закона

одновременно на всей территории государства. Отмечалось лишь одно

"неудобство", а именно: при установлении "слишком краткого срока" возникало

опасение, что закон или иной нормативный акт вступит в силу раньше, чем с

ним будет ознакомлено население. В то же время при слишком длительном сроке

введения в действие закона могут появиться негативные последствия такого

положения.

Вывод, к которому приходили правоведы того времени относительно

преимуществ и недостатков вступления в силу законов одновременно и

постепенно, сводился к тому, что "сравнительная ценность той и другой

системы обусловливается величиною государства и культурой страны''. В

настоящее время ситуация коренным образом изменилась. Система введения в

действие закона одновременно на всей территории получила повсеместное и

неоспоримое признание.

Закон действует вечно, если иное не предусмотрено этим же или иным

законом. Согласно сложившейся практике, утрата им юридической силы

происходит в результате следующих обстоятельств:

1) В результате истечения срока действия закона или иного

нормативно-правового акта, который заранее указывается в самом

акте. Такого рода акты указанием сроков действия издаются,

например, при введении чрезвычайного положения на определенной

территории и на определенный срок, при создании временных

государственных органов, действующих в переходный период.

2) В результате прямой отмены действующего закона другим актом,

изданным компетентным государственным органом. В

законодательстве некоторых стран в связи с этим дается даже

специальное разъяснение, каким образом и в силу каких причин

совершается отмена законодательных актов.

3) В результате замены действующего закона другим, устанавливающим

в данной области новые правила поведения. Юридическая сила

прежнего акта утрачивается в момент введения в действие нового

акта.

В связи с рассмотрением вопроса о границах действия законов во

времени необходимо рассмотреть такое понятие, как обратная сила закона. Под

обратной силой закона понимается распространение действия закона на все те

случаи жизни и общественные отношения, которые имели место до вступления

его в силу.

Законы и другие нормативные акты обратной силы не имеют. В

практическом плане это означает, применительно к России, что в случае

возникновения, скажем, имущественного спора или совершения правонарушения

применяется тот закон, который действовал во время возникновения спора или

совершения противоправного деяния. Презумпция непризнания обратной силы

закона действует не только в России, но и в других странах. Например,

законодательство Италии предусматривает, что "закон предписывает лишь на

будущее: он не имеет обратной силы". Непризнание обратной силы закона

способствует стабилизации общества и государства, уверенности каждого

гражданина в надежности принадлежащих ему свобод и прав, укреплению

законности и правопорядка.

Исключением являются только те случаи применения уголовного закона,

которые предусматривают смягчение ответственности за определенные деяния

или же вообще ее устранение. В некоторых случаях обратная сила закона

признается в гражданском и семейном праве. Однако об этом должно быть

прямое указание в законе.

4.2 Действие закона в пространстве.

Кроме ограничения действия закона во времени существуют

общепризнанные границы его действия в пространстве, на определенной

территории. В соответствии с принципами государственного суверенитета и

территориального верховенства законы, издаваемые высшими органами власти

того или иного государства, действуют лишь на его территории. В пределах

территории данного государства они выступают как акты, обладающие высшей

юридической силой и имеющие беспрекословный приоритет перед всеми другими

нормативными актами, действующими на той же государственной территории.

При этом под государственной территорией понимается часть земного

шара, включающая в себя сушу, недра, воздух и воду, которая находится под

суверенитетом данного государства и на которую государство распространяет

свою власть. Суверенитет государства распространяется на территорию своих

посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море и других

объектов, принадлежащих государству и находящихся в открытом море или

космосе.

По территориальному критерию все законы подразделяются на те,

действие которых распространяется на всю территорию государства, акты,

охватывающие определенную ее часть, и акты, действие которых

распространяется за пределы территории страны.

На всю территорию государства распространяются, например,

конституционные и обыкновенные законы. "Конституция Российской Федерации и

федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской

Федерации" (ст. 4, ч. 2).

Однако акты, изданные в порядке текущего законодательства, могут

действовать и на строго определенной, ограниченной части территории. Об

этом заранее оговаривается в самом законе или ином нормативном акте. В

России таковыми могут быть, например, законы, указы Президента или

постановления Правительства, касающиеся определенных районов или всего

Крайнего Севера, Дальнего Востока, регионов, пострадавших от чернобыльской

аварии.

Действие некоторых законов может выходить за пределы территории

государства, но и на территории данного государства могут действовать в

соответствии с заключенными соглашениями нормы, содержащиеся в актах других

государств. Это касается в первую очередь гражданского, коммерческого,

финансового и некоторых иных отраслей права.

В современных условиях, когда широко развиваются экономические,

политические, торговые, финансовые и иные связи между государствами, особую

значимость, приобретает применение норм международного права к

внутригосударственным отношениям. Например, Конституция Российской

Федерации в связи с этим устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы

международного права, а также международные договоры России являются

составной частью ее правовой системы. В случае если международным договором

Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом,

то применяются правила международного договора (ст. 15 Конституции РФ).

4.3 Действие закона по кругу лиц.

Важное значение для государственно-правовой теории и практики имеет

определение действия закона по кругу лиц, выяснение вопроса о том, кому

адресуются содержащиеся в нем предписания.

По общему правилу, законы издаются с целью распространения их

предписаний на граждан данного государства. Наделяя своих граждан

конституционными правами и свободами, равно как и возлагая на них

определенные конституционные обязанности, государство должно не только

принимать меры к тому, чтобы гарантировать соблюдение данных

конституционных требований н положений в отношении граждан внутри страны,

но и оказывать им защиту и покровительство за пределами государства.

Когда гражданин Российской Федерации является одновременно

гражданином другого государства, т.е. имеет двойное гражданство, он

пользуется не только покровительством России, но и покровительством

«своего» нового государства. Двойное гражданство, а следовательно, двойное

покровительство допускается, согласно Конституции Российской Федерации (ч.

1 ст. 62, лишь в одном из двух случаев, а именно: если такая возможность

предусматривается федеральным законом или же если это предусмотрено

соответствующим международным договором России. Конституция Российской

Федерации особо акцентирует внимание на том, что наличие у гражданина

России иностранного гражданства не умаляет его прав и свобод и не

освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если

иное не предусмотрено в федеральном законе или международном договоре (ч. 2

ст. 62)

Законодательство России, впрочем, как и законодательство других

стран, приравнивает иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении

прав и обязанностей к российским гражданам. Согласно ч. 3 ст. 62

Конституции Российской Федерации, иностранные граждане и лица без

гражданства пользуются в России правами и несут обязанности "наравне с

гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным

законом или международным договором Российской Федерации".

Особое положение в России, равно как и в других странах, занимают

дипломаты, консульские работники и другие сотрудники зарубежных

государственных учреждений, пользующиеся дипломатическим иммунитетом. В

строгом соответствии с международным и национальным (внутренним) правом они

не подлежат аресту и задержанию. На них не распространяется уголовная,

административная и в значительной части гражданская юрисдикция государства

пребывания. Судебные, следственные и иные (например, фискальные) органы, к

которым поступают требования о начале производства следственных действий в

отношении лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом, должны заведомо

признавать подобного рода дела им не подведомственными. На официальные

власти страны пребывания возлагается обязанность не только самим не

допускать по отношению к этим лицам каких бы то ни было оскорбительных

выпадов и насилия, но и всячески ограждать их от подобных действий со

стороны других лиц.

Вывод: действие закона во времени, пространстве им по кругу лиц в РФ

основано на Конституции РФ и других законах.

Заключение.

Объективное и субъективное право таково по природе, что требует своей

реализации в деятельности людей. Порожденное общественными отношениями

право в тех же отношениях должно найти свое осуществление. Это относится к

нормам законодательства, поскольку они представляют собой возможность,

которая подлежит превращению в действительность. Реализация права – это

процесс, процедура претворения правовых норм в общественную практику.

Динамичная правовая система представляет собой постоянное «воспроизводство»

права, исторически непрекращающийся процесс правообразования и

непрерывное, исключительно многообразное его осуществление в общественных

отношениях, постоянно действующий процесс правореализации. Оба эти процессы

связаны и проникают друг в друга. При первом пути правообразования, еще до

принятия закона, существует и реализуется субъективное право, защищенное

судебными актами – в процессе становления юридических норм вкраплены

элементы правореализации. При втором пути правообразования субъективное

право вкраплено в уже начавшийся процесс реализации юридических норм. В

одном случае правообразования включает не только установление, но и какое-

то осуществление субъективного права. В другом – правореализация включает

продолжающийся процесс правообразования в условиях, когда объективное право

уже начало осуществляться. Правообразование – предпосылка правореализации,

в то время как социальные последствия последней образуют новые условия,

вызывающие вновь правообразование.

В работе раскрыто содержание понятия реализации права, в определении и

характеристике путей им форм реализации права, рассмотрено правоприменение

как особая форма реализация права, рассмотрено понятие правоприменительного

акта и его отличие от нормативно-правового, выяснено действие закона во

времени, пространстве и по кругу лиц. Цель исследования выяснена.

Список используемых источников.

Лившиц Р. З. Теория Права. – М., 1994. С. 130.

Теория государства и права./ Отв. редактор М. М. Марченко. – М., 1987. С.

378.

Общая теория права./ Отв. редактор А. С. Пиголкин. С. 285.

Теория государства и права./ Отв. редактор А. И. Данилов. М., 1980. С. 348.

Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 – М.: Буквица, 1997.

Алексеев С.С. Проблемы теории права: Курс лекций. – Свердловск, 1973.

Коваленко А.И. Общая теория государства и права: Тес, 1996 г.

Теория государства и права: Академический курс в 2-ух томах. – т. II.

Явич Л.С. Сущность права: Изд-во ЛГУ, 1985. – с. 127-135.

Бахран Д. Н. «Действие правовой нормы во времени».// Советское государство

и право. – 1991. - № 2.

-----------------------

[1] Лившиц Р.З. Теория Права. – М., 1994. С.130.

[2] Теория государства и права / Отв. редактор М.М. Марченко. М., 1987. С.

378.

[3] Общая теория права / Отв. редактор А.С. Пиголкин. С. 285.

[4] Теория государства и права / Отв. редактор А.И. Данилов. М., 1980. С.

348.

© 2010