Роль силы в ненасильственной борьбеРоль силы в ненасильственной борьбеМГТУ имени Н.Э.Баумана РЕФЕРАТ ПО ПОЛИТОЛОГИИ НА ТЕМУ : “ РОЛЬ СИЛЫ В НЕНАСИЛЬСТВЕННОЙ БОРЬБЕ “ Cтудент : Группа : Преподаватель : Волкова И.В. МОСКВА 1996 год. - 2 - Теория ненасилия Термин ненасилие в последнее время становится всё более и более популярным. Он прочно вошел в обиход политической лексики ; без него редко обходятся в политологических дискуссиях оно всё чаще встречается в прессе , в статьях , вышедших по поводу текущих социальных и политических событий . Причин этому достаточно . Помимо ужаса перед творящимся на наших глазах и всё возрастающим насилием , помимо осознания гибельности насилия во имя любых целей , помимо авторитета мыслителей , общественных деятелей , с которыми связываются идеи и практика ненасилия , да и просто человеческой привлекательности философии ненасилия , в быстром принятии слова ’’ненасилие’’ и связанных с ним ассоциаций кроется усталость от привычных слов , с помощью которых принято выражать возвышенные этические идеи . Насилие и ненасилие присутствуют во всех культурах , у всех народов . Насилие на протяжении многих веков было , можно сказать , формой общественного развития , а наряду с этим существовали упования на ненасилие , различным образом выражаемые , вылившиеся на уровне индивидуального самоопределения в непротивлении , неучастии , пассивности , уходе . Как известно , евангельский образ ненасилия и состоит в этом : ‘’Не противься злому . Но кто ударит тебя в правую щёку , обрати левую ’’. Многие из современных приверженцев теории и практики ненасилия стремятся привлечь такой новозаветный материал для обосновании идеи ненасилия . Но ведь и по Евангелию , и по Деяниям Апостолов известно , что раннехристианская социально- этическая доктрина , имея в качестве одного из краеугольных камней заповедь ненасилия , вполне допускала из прагматических соображений насилие в отношении ярых противников истинной веры или вероотступников . Только благодаря реформаторству Л.В. Толстого заповедь ‘’ не противься злому’’ приобрела тот смысл , который мы стараемся вычитать в ней сегодня :’’ Не противься злу насилием ‘’,и это - одна из ряда возможных интерпретаций евангельской заповеди . В каждой культуре существуют две альтернативы : одна - ориентация на насилие , другая - на ненасилие . При этом в разных культурах указанная альтернатива проявляется по-разному . Чтобы полнее понять идею ненасилия , рассмотрим проявление этой идеи в культурах Востока , Запада и России. Традиционным культурам , определяющим лицо Востока , присуще гармонизирующие видение человека и космоса , их нерасчленённость , полное единение . ‘’Мир и я рождаемся вместе , и вся тьма вещей составляет единое со мной ‘’ - говорится в даосском тексте ‘’ Чжуан- цзы ‘’ ( 4 в. до н.э.).О той же гармонии говорят и конфуцианцы . По словам Чан-Цзая ( 9 в. ) , ‘’ небеса - мой отец , земля - мать моя , и даже такое мельчайшее существо , как ‘’ я’’ , находит себе место среди них . Все люди - мои братья и сёстры , все существа - мои друзья ’’ . Апофеозом ненасильственного отношения ко всему живому является индийский джайнизм . ‘’ Книга о хорошем поведении ‘’ из джайнского канона наставляет : ‘’ Причинение вреда земле подобно избиению , ранению и убийству слепого ... Зная это , человек не должен грешить против земли или позволять другим делать это ... Человек , который воздерживается от причинения вреда даже ветру , знает о страданиях всех живых существ ... Тот , кто знает , что плохо для него самого , знает , что плохо для других , и наоборот ... ‘’ - 3- Но вот , что парадоксально : ненасильственное отношение к природе имело негативные последствия для судеб народов Востока . Потому что невыделенность человека из природы проектировалась на общество . Отсюда -отсутствие понятия индивид , личность .Человек рассматривается как ‘’ песчинка’’ в природе и обществе . Его самоценность не признаётся . Поэтому в традиционном обществе по отношению к человеку допускается насилие со стороны государства . Об этом ярко свидетельствует кастовая система , функционирующая до сих пор в индийской культуре . В традиционной культуре Китая человек рассматривается в качестве “ песчинки” , слагающей окружности социальной иерархии , расположенные вокруг единого центра - императорской власти , обладающей правом на любые формы насилия во имя сохранения общественной системы ,” освящённой Небом “ . Короче говоря , в восточном традиционном обществе наблюдается , с одной стороны , ориентация на ненасилие в отношении к природе , а с другой стороны , - насильственная ориентация государства по отношению к человеку . На Западе мы видим совсем другую альтернативу . Начиная с античности , возрастает отпадение человека от космоса и человек по отношению к природе выступает как “ царь “ , который вправе управлять ею . Но с другой стороны , выделение человека из природы , придание ему “ царственного ” статуса позволило Западу , получив первые импульсы в итальянском Возрождении , двигаться от идеи индивида к индивидуальности и , наконец , личности . К новому времени происходит фактически окончательный разрыв Европы с традиционным обществом , тогда же возникают политологические понятия ” Запад ” и ” Восток” . Новая экономическая и политическая реальность европейской истории коренным образом меняет отношение к человеку , ведёт к утверждению его ” естественных ”прав , к числу которых прежде всего относится право на жизнь , на безопасность . Сравнительный анализ культурных традиций Востока и Запада помогает трезво оценить отечественную ситуацию . Не только в силу нашего географического срединного положения , но и вследствие ряда исторических причин , в России , по крайней мере в 20 в. , сложилась ситуация безальтернативности - ориентация на насилие и по отношению к природе , и к человеку в обществе . Где же выход ? Наверное , единственная надежда для нашего мира это“ узкий и прямой путь ненасилия ” ( М . Ганди ) . Это отказ от насилия , от стремления подавить , эксплуатировать , манипулировать или подчинить противостоящую сторону , признание её равноценности и достоинства как партнёра диалога . Именно здесь кроется исток поиска компромиссов , нахождения баланса сил и обретения солидарности , мирного разрешения конфликтов , трудных путей со-беседования и со- труднечества , со-гласия и со-ревнования , со-страдания и со-чувствия , со-единения и со-средоточения . Жизнь оказывается важнейшей этической ценностью . Отказ от идеологии господства и подчинения отнюдь не означает отказ от власти , а лишь от определённых форм осуществления власти - от авторитарно - деспотических и репрессивно - насильственных механизмов её реализации , вообще недопускающих ни самоорганизации , ни самоуправления , ни свободы личности . Какие же методы можно применять в борьбе за ненасилие ? Казалось бы , о применении силы не может идти и речи ( ведь борьба ненасильственная ) , - 4 - однако сила в ненасильственной борьбе не только применительна , но и занимает в ней очень важное место . Рассмотрим этот интересный вопрос более подробно . Он нашёл своё отражение в работе Дж.Шарпа “ Роль силы в ненасильственной борьбе “. В этой работе много интересных мыслей , большинство из них , достойных нашего приводится ниже . Понятие силы В основе ненасильственной борьбы лежит определённое понимание природы силы в обществе и политике . Эту борьбу невозможно понять , если не принимать во внимание такого важного элемента , как сила . Данное утверждение находится в прямом противоречии с широко распространенными представлениями о то , что ненасильственное действие теоретически и практически игнорирует реальность силы в политике , и что сторонники ненасильственных действий очень наивны , ибо не видят в насилии источник политического могущества . Эти представления связаны с отрицанием или игнорированием силы в политике и той роли , какую она играет в процессе ненасильственной борьбы. Ненасильственная борьба представляет собой политическую технику , которую необходимо понять исходя из её собственной природы , а не объяснять или оценивать её по ассоциации или сходству с другими явлениями . Эта техника скорее использует социальные , психологические , экономические и политические методы воздействия на оппонента ( согласно учению ненасилия , субъекта , против действий или политики которого ведется борьба , следует не называть врагом , противником , а оппонентом .Тем самым выражается принципиальная готовность к взаимопониманию , диалогу , сотрудничеству ) . Она включает около 200 методов символического протеста , социального несотрудничества , экономических бойкотов , трудовых забастовок , политического несотрудничества и мирного вмешательства ( которое может варьироваться от сидячего протеста до создания параллельного правительства) . Эти разнообразные методы также именуются “ оружием “ ненасильственных действий. Данную технику не следует путать с отличными от неё , но не менее важными проявлениями религиозных и нравственных убеждений , которые предполагают уклонение от насилия . Однако гораздо чаще люди и движения , осуществлявшие практику ненасильственной борьбы , не принимали в принципе обязательства использовать только мирные средства . Они использовали насилие прежде или готовы прибегнуть к нему при определённых обстоятельствах в будущем . Иными словами , при наличных условиях эти люди были готовы следовать благородной стратегии ненасильственной борьбы для достижения конкретных целей , хотя и не были связаны обязательством использовать именно эти средства в любых возможных ситуациях . Основной причиной выбора этой стратегии была надежда увеличить свои шансы на успех в данном конфликте . Ненасильственная борьба является техникой противостояния силы противнику - оппоненту . Группа , выступающая в качестве оппонента , обычно обладает значительной административной , экономической , политической и военной мощью . Эта группа обычно представляет собой контролируемый элитой государственный аппарат , который враждебен благополучию и интересам широкого населения . Однако часто в качестве оппонента выступает внегосударственное образование ,поддерживаемое государственными структурами. - 5 - Широкие круги населения , которые испытывают отрицательное воздействие политического курса и действий группы , которая рассматривается в качестве оппонента , могут быть названы “ притесняемой “ группой .Эта группа может заниматься отдельными проблемами или выступать против политики в целом , или даже может не признавать режима . Но группа , которая фактически участвует в ненасильственной борьбе , меньше “ притесняемой ” группы , хотя количество людей и различных социальных институтов , вовлечённых в эту борьбу , может широко варьироваться . Эта борьба не может быть понята или разумно организованна без внимания к возможности силы . Термин “ сила ” используется здесь для обозначения всей совокупности различных видов воздействия и давления ( включая санкции ), помогающих группе или обществу сохранить себя , реализующих их политический курс и способствующий ведению внутренней и внешней борьбы . Сила может измеряться соответствующей возможностью контролировать ситуацию , людей и институты , или возможностью мобилизовывать людей и институты на определённое действие .Такого рода сила может быть использована , чтобы дать возможность группе достичь определённой цели ; осуществить или изменить политический курс ; побудить других людей вести себя так , как того желают обладатели силы ; сопротивляться или поддерживать существующую систему , политику и отношения ; изменить или разрушить существующую расстановку сил или институтов ; или совершенствовать комбинацию всех этих факторов . Политическая сила может находиться в руках правительств , государства , институтов , оппозиционных движений и других групп .Она может быть использована непосредственно , но может быть и резервной способностью , оказывая влияние лишь фактором своего существования . Чтобы понять роль силы в ненасильственных действиях , необходимо взглянуть на её природу и динамику , - как в группе оппонентов , так и в группе ненасильственного действия . Зависимость правителей Часто упускается из виду тот факт , что сила , которой обладают отдельные индивиды и группы на высших уровнях политического руководства и управления в любом правительстве (т.е. те , кого мы для краткости называем ” правителями” ), не является чем - то изначально присущим . Эту силу они получают извне , из общества , которым они управляют . Главы правительств и политических систем не являются ни всемогущими , ни обладающими самовоспроизводящейся силой . Господство правителей и политической элиты зависит в конечном счёте от сотрудничества населения и общественных институтов . Политическая сила возникает из взаимодействия всех или хотя бы нескольких источников , таких как : 1) . Власть. Устойчивость и действенность власти правителей и её легитимность в глазах подданных. 2) . Человеческие ресурсы . Число людей , поддерживающих , сотрудничающих или оказывающих особое содействие , их число относительно всего населения , а также формы и устойчивость их организаций . 3) . Знания и навыки .Умения , знания и возможности этих людей , их способность удовлетворять потребности правителей . - 6 - 4) . Скрытые факторы . Психологические и идеологические факторы , такие как привычки , отношение к повиновению и подчинению , наличие или отсутствие общественного доверия , идеология , чувство долга. 5) . Материальные ресурсы . Собственность , естественные и финансовые ресурсы, экономическая система , система связи и транспорта . 6) . Санкции . Характер и сила принуждения и наказания , которые имеются в распоряжении правителей для применения их как против подданных , так и в международных конфликтах . Почти всегда существует проблема , в какой степени некоторые или все эти источники силы имеются в наличии ; исключительно редко ( если не сказать никогда) складывается ситуация , когда все они даны полностью или полностью отсутствуют . Увеличение или уменьшение силы правителей зависит от сочетания этих источников . Правители в большей мере зависят от повиновения и сотрудничества тех , кем управляют . Отвергая их право руководить , подданные тем самым берут назад всеобщее или групповое соглашение , которое только и делает существование правительства возможным . Эта потеря власти ведёт к дезинтеграции силы правителей . Когда потеря власти достигает крайней степени , это угрожает самому существованию такого правительства . Ситуация ограничения или отказа подданных от сотрудничества опасна для любого режима , потому что именно своим сотрудничеством подданные способствуют функционированию и увековечиванию существующей системы . Как экономическая , так и политическая системы функционируют благодаря содействию многих людей , организаций и малых групп , а правители зависят от их сотрудничества и содействия . Чем более обширен и более детализирован контроль правителей , тем более они нуждаются в подобно содействии. Сила правителей зависит от постоянства подобного содействия , не только отдельных членов общества , должностных лиц , служащих и т.п. , но и организаций и институтов ( даже второстепенных ) , которые образуют систему в целом . Это могут быть министерства , организации , отделения , комитеты и т.п. Однако эти индивиды , группы и институты могут отказаться от сотрудничества и могут уклонится от оказания содействия , достаточного для того , чтобы сохранить позиции правителей и дать им возможность реализовывать свой политический курс . Границы принуждения Если перед лицом широко распространяющегося несотрудничества и неповиновения правители не идут на значительные уступки , то они должны всё больше прибегать к принуждению . Пытаясь обеспечить себе необходимое содействие и сотрудничество , правители могут применять санкции ( или наказания ). Очень часто подобные санкции возможны благодаря тому , что в то время как одна часть населения отвергает существующую власть , другая часть остаётся преданной и осуществляет её политический курс . Но это , однако , ещё не всё . Правящая группа также в свою очередь , должна быть объединена чем-то иным , нежели только санкциями и , следовательно , также является уязвимой для внешних воздействий . К тому же сама способность правителей применять санкции как у себя , так и за рубежом в значительной мере зависит от помощи самих подданных , которая может быть ограничена или прекращена . Но правителям нужна не пассивная поддержка , а - 7 - явное проявление исполнительности людей и большое число помощников . Однако все усилия добиться этого содействия путём принуждения будут недостаточными , если власть правителей не будет ограничена . Санкции необходимы для поддержания политической власти правителей - особенно в моменты кризисов . Однако эффективность этих санкций зависит от реакции подданных , которым они угрожают лил против которых они применяются . Во многих ситуациях люди должны , как порой поступают на войне солдаты , не отступить перед лицом опасности . Даже в случае применения санкций , всегда существует возможность выбора , проявления своей воли .Чтобы быть эффективной санкция должна внушать страх ; тогда люди снова согласятся сотрудничать и подчиняться . Они могут и не сделать этого . В такой ситуации отношения власти существенно видоизменяются , и это представляет серьёзную угрозу силе правителей . Объединённое сопротивление Наличие каждого из источников силы , кроме того связано или непосредственно зависит от степени сотрудничества , покорности , повиновения и содействия , которых правители должны добиться от своих подданных и институтов общества . Эта зависимость при определённых обстоятельствах позволяет подданным ограничивать или изолировать эти источники силы путём уменьшения или даже отказа от необходимого сотрудничества и повиновения . Если силу правителей можно регулировать путём отказа от помощи и повиновения , тогда несотрудничество и неповиновение должно быть широко распространены . К тому же , необходимо поддерживать эти действия и перед лицом репрессий , направленных на то , чтобы вынудить к покорности . Крупномасштабное неповиновение и несотрудничество возможны лишь в том случае , если только пропадёт или уменьшится страх у подданных и если только они будут готовы переносить любые санкции во имя перемен . Такая акция станет политически значимой . Свобода действия правителей обратно пропорциональна количеству неповинующихся подданных , несотрудничающих институтов , а также степени зависимости правителей от этих факторов . Следовательно , проблема контроля над силой может быть решена путём изучения того , как можно реализовывать и сохранять уклонение от сотрудничества . Если отказ от одобрения , сотрудничества и повиновения сохраняется и при угрозе нападения со стороны правителей , тогда конец режима неизбежен. Так что все правители находятся в зависимости от сотрудничества подданных ; а мнение о том , что власть утверждается только насилием и что победа неизбежно достаётся стороне , обладающей большей способностью к насилию , является ошибочным . На самом деле главным является решимость не повиноваться и способность к сопротивлению . Такое понимание сущности политической власти может быть реализовано двояко : во-первых , непризнание гражданами тиранического правительства должно быть активно выражено в отказе от сотрудничества . Во-вторых , должна быть проведена групповая или массовая акция . Когда правящее меньшинство сплочено , а управляемому большинству не хватает независимой организации , тогда подданные обычно не способны на общую оппозицию .Они будут бороться один на один . Эффективное действие , основанное на таком понимании силы , нуждается в общем сопротивлении и открытом неповиновении. - 8 - Структурные основы общества Структурная основа общества существенным образом предопределяет возможность граждан контролировать своих правителей . Эта структура выражается в существовании разнообразных общественных институтов , в которых и сконцентрирована политическая сила . Формы и сущность этих органов политической силы меняются от общества к обществу , и от ситуации к ситуации . Одни способны включать такие социальные группы и институты , как семья , социальные классы , религиозные и национальные группы , профессиональные и экономические группы , небольшие поселения и деревни , города , провинции и регионы , органы местной администрации , организации добровольцев и политические партии . Но чаще всего эти органы силы являются традиционными , укоренившимися ,официально признанными социальными группами и институтами . Иногда они могут быть организованы не столь формально ,могут создаваться или даже восстанавливаться по мере осуществления каких-либо целей или в противостоянии правителям. Cтатус этих образований в качестве органов силы будет определяться их способностью действовать независимо и контролировать действенную силу других , т.е. правителей или других органов власти и силы . И поэтому чрезвычайно важно их количество , степень их централизации или децентрализации , принятые в них процедуры выработки решений , степень их внутренней прочности и жизнеобеспеченности . Структура сил общества , а также их взаимосвязь , значительно определяют сферу и степень максимальной эффективности сил правителя . Когда сила как бы разлита в обществе между различными общественными институтами , власть правителей с большей вероятностью будет подчиняться контролю и ограничениям , так как подобные структуры дают возможность противостоять правительственному влиянию . Подобная ситуация ассоциируется с политической “свободой ”.Когда же , с другой стороны , органы силы существенно ослаблены , подорваны , или путём различных ограничений нарушено их независимое существование и автономия действий , тогда сила правителей с большой вероятностью станет неконтролируемой . Это ослабит или даже разрушит способность к общему противостоянию . Такая ситуация ассоциируется с “тиранией”. Потенциальная способность общества контролировать правителей во многом зависит от условий , в которых действуют органы силы . У общества , в котором существуют группы и институты , обладающие значительной социальной силой и способные к независимому действию , больше возможностей контролировать власть правителей и тем самым противостоять тирании , чем у общества , в котором все подданные одинаково бессильны , так как в нём не существует структур , с помощью которых народ может действовать сообща для достижения своих целей . Источникам власти правителей угрожает опасность , как правило , только тогда , когда одновременно большое количество подданных ( или социальные группы или институты ) уклоняются от содействия , сотрудничества и повиновения . Поэтому способность этих структур отказывать в поддержке источникам власти приобретает первостепенное значение . - 9 - Таким образом возможность контроля за действиями правителей со стороны негосударственных институтов общества будет определяться следующими факторами : 1) желанием народа контролировать эти силы ; 2) количеством независимых организаций и институтов ; 3) степенью их независимости ; 4) характером источников силы , контролируемых этими институтами ; 5) степенью влияния на социальную силу и контроля за ней и 6) способностью людей выражать своё неодобрение и отказываться от сотрудничества . Если все эти факторы наличествует в достаточной степени , то общество может выбирать , предоставить ли силу правителям или ограничить , а может и совсем перекрыть их доступ к силе . Cледовательно , изменение силы правителей непосредственно или косвенным образом связано с готовностью подданных одобрять правителей , подчиняться им , сотрудничать с ними и выполнять их намерения . Ослабление силы правителей Когда люди отказываются от сотрудничества , уклоняются от помощи , проявляют стойкость в своём неповиновении и открытом неподчинении , они лишают своего оппонента элементарной поддержки и сотрудничества , в которых нуждается любое правительство и иерархическая система . Граждане могут неподчиняться законам , которые они отвергают . Рабочие могут прекратить работу , чем парализуют экономику . Служащие могут отказаться исполнять инструкции . Солдаты и полиция могут действовать пассивно при проведении репрессий ; они могут даже взбунтоваться . Если люди и институты делают это достаточно долго и интенсивно , правительство или иерархическая система теряют силу . Люди , которые были “ правителями “ , становятся обычными людьми . Всё меняется из-за того , что человеческое содействие , создающие и поддерживающее политическую силу режима , исчезло . И поэтому сила режима уничтожается . Однако ,чтобы обладать эффективной силой против властвующих правителей , недостаточно одного упрямства и коллективной стойкости . Всеобщее противостояние должно быть переведено в стратегию действия . Людям необходимо знание техники , основанной на этом понимании существа силы , включая специфические методы этой техники , динамику развития , необходимые составляющие успеха и принципов стратегии и тактики . Реализация этой техники должна быть умелой . К этому относится и умение настаивать на своём , несмотря на репрессии . Нам необходимо более полное знание техники ненасильственных действий - той техники , которая основана на нашем понимании природы силы . Система ненасильственных средств борьбы Ненасильственное действие представляет собой совокупность средств борьбы. Оно включает в себя демонстрацию сил и проведение “ битв”, нуждается в мудрой стратегии и тактике , в мужестве своих ” солдат ”, дисциплине и способности к жертвам . Чтобы победить , люди , стремящиеся к этому ненасильственным путём , должны умело применять избранную ими тактику действия , осуществлять необходимые условия настолько эффективно , как только они могут . Хотя бытует мнение , что достижение успеха ненасильственным путём требует гораздо больше времени , чем насилием , это не всегда верно . Временами ненасильственные действия приводят к успеху в течении довольно быстрого срока . - 10 - Большинство методов ненасильственных действий можно рассматривать как реализацию теории силы , о которой говорилось выше . Чётко различаются три определённых класса ненасильственного оружия в ненасильственной борьбе : ненасильственный протест и убеждение , несотрудничество и ненасильственная интервенция . Эти виды оружия ненасильственной борьбы могут изменить существующие социальные , экономические или политические отношения и одновременно основательно изменить баланс сил . Ненасильственный протест и убеждение являются главным образом символическими действиями в мирном противостоянии или при попытке убеждения , осуществляемого не при помощи слов , а посредством кратковременных актов несотрудничества или ненасильственной интервенции . К этим действиям относятся : демонстрации , пикетирование , расклеивание плакатов , обучение , траурные митинги и митинги протеста . Самая незначительная группа ненасильственных методов включает несотрудничество c оппонентом . Несотрудничество заключается в намеренном неодобрении , уклонении или открытом неповиновении в определённых существующих отношениях - экономических , социальных или политических . Действия могут быть спонтанными или запланированными , законными или незаконными . Методы несотрудничества разделяются на три категории : 1) методы социального несотрудничества ( включая социальные бойкоты ); 2) методы экономического несотрудничества ( подразделяющиеся на экономические бойкоты и забастовки ) ; 3) методы политического несотрудничества ( также известные как политические бойкоты ) . Умение групп ненасильственного действия владеть оружием несотрудничества - социальным , экономическим или политическим является чрезвычайно важным в динамике ненасильственной борьбы . Методы ненасильственной интервенции , применяемые в определённых ситуациях , коренным образом изменяют её . К ним относятся посты , сидячие забастовки , протесты , ненасильственные заграждения , утверждение новых социальных установок , альтернативные экономические структуры , розыск тюремных заключённых , продолжение работы без сотрудничества , создание параллельного правительства . Овладение силой Ненасильственные действия прибегают к силе как для противодействия оппоненту , так и для достижения своих целей . Поскольку с помощью ненасилия оказывается воздействие на источники силы оппонента , ненасилие может быть рассмотрено как более прямое действие , чем политическое насилие . Если ключевые спорные вопросы носят в основном экономический характер , то и сопротивление должно носить экономический характер . Если эти вопросы являются в основном политическими и оппоненты требуют политического сотрудничества от населения , то сопротивление может быть политическим . Вместо нанесения непосредственного удара по военным формированиям оппонентов , которые являются видимым выражением их силы , ненасильственные санкции наносят удар непосредственно по источнику этой силы : сотрудничеству и повиновению . Например , массовые забастовки могут парализовать экономику , а то и дело вспыхивающие мятежи разложить армию . Технику ненасильственных действий можно также рассматривать как более опосредованное , не прямое воздействие на силу оппонента , чем это - 11 - осуществляет насилие . Это осуществляется с целью подрыва позиций оппонентов и одновременно помогает сопротивляющимся мобилизовать свою возрастающую силу и поддержку , которая им оказывается . Например , провоцируя репрессии своими ненасильственными действиями , ненасильственно сопротивляющиеся могут продемонстрировать , что репрессии оппонента не в состоянии запугать население . Продолжительное сопротивление наряду с поддержанием ненасильственной дисциплины может вызвать у постоянных сторонников правителей отчуждение от них и , таким образом , ослабить их . Число сопротивляющихся может расти , и поддержка их также может очень значительно увеличиться . Всё это происходит вследствие того , что насилию оппонента противостоят опосредованно . На весь ход конфликта будет влиять стратегия и тактика , применяемая группами ненасильственного действия . Они нуждаются во внимательном и тщательном планировании своей стратегии , используя лучшее из имеющихся в распоряжении стратегических принципов и знание ненасильственной борьбы в конфликтной ситуации . Репрессии Вызов , брошенный ненасильственными действиями , может быть слабым и лишь незначительно затронуть статус-кво . В чрезвычайных ситуациях иногда вызов может до основания разрушить эту ситуацию . Трудности , с которыми сталкивается оппонент , противодействуя ненасильственным действиям , вызваны не только удивлением или незнанием техники ненасилия , но обусловлены самой динамикой и механизмами борьбы , которые ведут к максимальному росту влияния и силы ненасильственных групп параллельно с ослаблением оппонента . Репрессии - наиболее вероятный ответ на протест . Они могут быть использованы в виде цензуры , конфискации капиталов и имущества , разрыва средств сообщения , экономического давления , арестов , заключения в тюрьму , принудительной мобилизации , концентрационных лагерей , использования провокаторов , угрозы наказания , избиений , пыток , убийств , введения военного положения , казней и актов мести .Масштаб и виды репрессий будут зависеть от различных факторов . Так как репрессии в случае ненасильственных действий могут быть неэффективными по отношению к целям оппонента , то они могут быть более ограниченными , чем те , которые применяются против восстания , использующего насилие , а также обычной или партизанской войны . Вероятность репрессий является сильным доводом в пользу того , что ненасильственное действие представляет реальную угрозу установленному порядку , они косвенно подтверждают силу ненасильственной техники . При этом репрессии и даже жестокости не являются причиной для отказа от ненасильственных действий , как и военные действия противника - для отказа от какого-либо военного сопротивления . Ненасильственное действие предназначено для действия против оппонента , который способен и стремится использовать ненасильственные санкции . Ненасильственная дисциплина в действии Вопреки ожидаемому , репрессии не будут неизбежно вызывать покорность . Чтобы санкции были эффективными , они должны воздействовать на сознание подданных , порождая страх и готовность к повиновению . Однако существует возможность , что расчёт и дисциплина , а также отказ от лояльности - 12 - заставит группу ненасильственного действия сопротивляться вопреки опасностям . Группа в этой ситуации нуждается в сохранении ненасильственной дисциплины , в усилении контроля над оппонентом , в уменьшении насилия по отношении к самим себе ; это увеличит её шансы на победу . Чтобы иметь максимальные шансы на успех , ненасильственная группа должна придерживаться избранной ею тактики . Крупномасштабное , решительное и умелое использование ненасильственных действий вызовет у оппонентов очень специфические проблемы , которые нарушат или расстроят эффективное использование ими своих сил . Вызывая репрессии со стороны оппонентов , группа ненасильственного действия сможет разрушить политическую устойчивость оппонентов , уменьшить их поддержку и ослабить власть . Перед лицом репрессий ненасильственно сопротивляющиеся , если у них есть сила , должны упорствовать и отказываться от подчинения . Известны многочисленные исторические примеры стойкости перед лицом превосходящего насилия групп , придерживающихся как ненасильственных , так и насильственных методов борьбы . Ненасильственная дисциплина также содействует процессу политического “ джиу-джитсу”, который основательно может изменить соотношение сил . Несмотря на цензуру , жестокости оппонентов могут , в конечном счёте , стать известными , а репрессии скорее усилят , нежели уменьшат враждебность и сопротивление режиму .Насилие , использующееся в этих репрессиях , может оттолкнуть от правителей тех , кто их поддерживал и активизировать участников ненасильственного сопротивления . Сохранение в ненасильственном движении дисциплины даже перед лицом репрессий не является выражением моральной наивности . Напротив , оно способствует успеху и является предпосылкой для благоприятных изменений в распределении силы . Ненасильственной дисциплиной можно пренебречь лишь в случае реального риска потерпеть поражение . Политическое джиу - джитсу Продолжая использовать ненасилие в процессе борьбы , группа ненасильственного действия может улучшить свою позицию несколькими путями. Когда жестокости по отношению к сторонникам ненасилия усилятся , антинародный режим будет выглядеть жалким , а симпатия к ненасильственной стороне возрастает . Значительная часть населения может отшатнуться от режима и проявит большее желание вступить в ряды сопротивляющихся . Третьи партии могут усилить поддержку жертвам репрессий и активизировать противодействие по отношению к насилию и политике режима . Хотя действенность национального и международного общественного мнения различается , последнее может ненасильственно поддержать сопротивляющихся и одновременно может привести к значительному политическому и экономическому давлению . Сторонники , агенты , войска режима , дезорганизованные жестокостями по отношению к сторонникам ненасилия , могут начать сомневаться в справедливости такой политики . Первоначальное беспокойство может перерасти во внутренние разногласия и одновременно даже в несотрудничество и непослушание в рядах правителей , что может выразиться в забастовках и мятежах . Репрессии , направленные на участников ненасильственного сопротивления , могут иметь обратное действие на оппонента . Это и есть политическое ” джиу - джитсу” в действии . - 13 - Перестановка сил Технические приёмы ненасилия оказываются действенными в значительной мере благодаря тому , что их применение ведёт к изменению в балансе сил . Это результат действия нескольких факторов . Процесс политического джиу-джитсу имеет очень значительное влияние на возможный рост силы группы ненасильственного действия и на возможность сокращения силы оппонента . Группа ненасильственного действия постоянно стремится к росту своей силы . Это помогает увеличить поддержку и участие со стороны более широких слоёв населения - так называемой “ притесняемой ” группы . Природа ненасильственных действий делает возможным для сопротивляющихся получить значительную помощь в третьих партиях и даже среди сторонников оппонента. Возможность приобретения такой поддержки намного превосходит ту , которая содержится в насильственной борьбе . Умение достигать такой поддержки даёт ненасильственным группам способность прямо и косвенно влиять и одновременно регулировать силу оппонента , путём ослабления или разъединения источников силы . Пути достижения этого всегда различны : во внутрисоциальных конфликтах они будут иными , нежели в конфликтах с иностранными оккупационными режимами , чья власть опирается на административный аппарат и на агентов по принуждению , находящихся за пределами страны . Ненасильственная тактика , однако , может быть применена и в той и в другой ситуации . Число сопротивляющихся групп может поэтому различаться внутри отдельно взятого конфликта . Порой количество населения и число институтов , участвующих в борьбе , будет расти или стремительно сокращаться . Аналогично этому , число сторонников оппонента и степень официальной поддержки может до крайности возрасти или уменьшится в период конфликта . На эти изменения , помимо других факторов , будут прямо или косвенно влиять действия и поведение ненасильственной группы . Часто на соглашение сил будут влиять третьи партии , которые могут перейти с позиции безразличия или нейтралитета к поддержек или противодействию какой-либо из двух сторон . Ход ненасильственной борьбы порождает и отражает изменения возможностей силы каждой стороны и их относительную силу в сравнении друг с другом . Сила каждой из этих групп может постепенно , или же быстро и очень значительно измениться в ходе борьбы . Но это вовсе не означает , что эти перемены имеют аналогии , параллели в конфликтах , в которых обе стороны используют насилие . Результаты всего этого комплекса изменений будут определять и конечный исход борьбы . Четыре способа достижения изменений Несмотря на различия между видами ненасильственных действий , можно выделить четыре основных ” механизма ” изменений , которые происходят в ненасильственных действиях . Это - 1) обращение , 2) приспособление , 3) ненасильственное принуждение и 4) разрушение . При обращении , в результате действий ненасильственной группы , оппонент принимает цели группы как приемлемые . Однако такое изменение позиции оппонента происходит достаточно редко . - 14 - В случае приспособления , оппонента не обращают в свою веру и не подвергают ненасильственному принуждению , однако элементы этих способов или каждый в отдельности влияют на решение оппонента пойти на уступки группе ненасильственных действий . В случае приспособления оппонент удовлетворяет все или некоторые требования без основательного изменения своего мнения по спорному вопросу . Оппонент делает это вследствие того , что считает это лучшим , что он может сделать . Он может стремиться к тому , чтобы снять внутренние разногласия , свести к минимуму потери , помочь избежать значительных бедствий или сохранить свою репутацию . Представляется , что это наиболее распространённый механизм изменения позиции . Приспособление является сходным с ненасильственным принуждением и разрушением в том , что успех здесь основывается на социальной , экономической или политической ситуации , а также широких слоёв населения , а не на убеждении и обращении оппонента . Базисное соотношение сил изменяется так же , как меняется полная картина конфликта . Посредством ненасильственного принуждения можно достигнуть целей “притесняемой” группы и добиться успеха вопреки стремлениям оппонента . Ненасильственные действия становятся средством принуждения , когда борющиеся группы прямо или косвенно достигают успеха на основе существенного лишения оппонента источников силы . Ненасильственное принуждение может быть использовано тогда , когда воля оппонента блокирована . Это может произойти в следующих случаях : 1) когда открытое неповиновение становится настолько распространённым и массовым , что уже не может контролироваться репрессивным аппаратом ; 2) когда система парализована или 3) когда способность оппонента применять репрессии и полицию решительно пресечена благодаря повсеместным мятежам солдат и полицейских , широкомасштабному отказу от помощи со стороны бюрократии или массовому отступлению властей и поддержке населения . Но при этом у оппонента сохраняется некоторая сила и он продолжает существовать в качестве органа , который может капитулировать или подвергнуться принудительным изменениям . Разрушение - четвёртый способ - имеет место , когда источники силы правителей настолько разъединены или иссякли , что они просто перестают существовать как группа . Даже чтобы принять поражение , не остаётся никакого органа . Сила оппонента просто не существует . Изменения источников силы Ненасильственное действие может снизить действенность каждого из источников силы следующими путями : !) Власть . Ненасильственный вызов оппонентам представляет собой демонстрацию того , в какой степени их власть уже уменьшилась . Борьба может способствовать отчуждению большинства людей от правителей . иногда возможно перемещение доверия от оппонента к другой власти , даже к параллельному правительству . 2) Человеческий фактор . Широко распространённые ненасильственные действия могут также уменьшить или свести на нет людские ресурсы путём уклонения от повиновения и сотрудничества основной массы подданных , которые поддерживают и приводят в действие систему . Наглядное количественное увеличение несотрудничающих , непослушных и действующих вызывающе членов - 15 - ” притесняемой ” группы создаёт серьёзные проблемы правителям . Отлив людей воздействует и на другие необходимые источники силы ( навыки , знания и материальные ресурсы ) . Таким образом , правители начинают нуждаться в огромных силах в то самое время , когда их способность к принуждению уменьшается . Если сопротивление растёт параллельно с ослаблением силы оппонентов , в конечном итоге режим может оказаться бессильным . 3) Знания и навыки . Некоторые люди или группы людей обладают специальными навыками или знаниями особой важности . Это - специалисты- администраторы , официальные лица , специалисты , консультанты . Их отказ от поддержки правителей непропорционально ослабляет власть . Не только полный отказ специалистов , но даже недостаточная или намеренно некомпетентная помощь может сыграть важную роль . 4) Скрытые факторы . Привычка к повиновению или лояльность по отношению к властям угрожает масштабному ненасильственному действию . 5) Материальные ресурсы . Ненасильственное действие может сократить или дезорганизовать снабжение материальными ресурсами оппонентов : контроль над экономической системой транспортом , средствами сообщения ,финансами , сырьём и т . п . 6) Санкции . Ненасильственные действия могут отрицательно влиять даже на способность оппонента применять санкции . Отказ иностранных государств продавать оружие или забастовки на военных заводах , фабриках , на транспорте могут представлять угрозу вооружённым силам правителей . В некоторых случаях число агентов репрессий - полицейских и войск - может быть сокращено из-за уменьшения числа добровольцев или отказа служить потенциальных военнообязанных . Полиция и войска могут выполнять приказы неэффективно или могут отказаться выполнять их вообще , что становится фактором ненасильственного воздействия на правителей или их дезинтеграции как жизнеспособной группы . Изменения в сражающихся группах Ненасильственные действия оказывают серьёзное воздействие на участвующих в них людей . Например , когда люди узнают и применяют на практике технику ненасильственных действий , у них появляется больше уважения к себе , повышается их уверенность в себе , в своей способности оказывать влияние на ход событий , это ведёт также к уменьшению чувства страха и покорности , и к ещё большему осознанию своей собственной силы . В общем , приобретая опыт в различных конфликтах , группа , использующая ненасильственные действия , стремится достигнуть ещё больше единства , внутреннего сотрудничества и солидарности . Ненасильственные действия способствуют достижению этих результатов . Подведение итогов Ужасы двух мировых войн , контрационных лагерей нацизма и сталинизма , конфронтация , в том числе и военная , между различными государствами , расизм , этнонациональные конфликты , многочисленные факты насилия в обыденной жизни , - всё это показывает , что и в 20 в. человечество не избавилось от агрессивности и насилия . Уровень агрессивности и насилия отнюдь не уменьшился . Они приобрели лишь новые , нередко психологически изощрённые формы . - 16 - О 20 в. можно с одинаковым успехом говорить и как о веке насилия и агрессивности , и как о веке , превратившем ненасилие из моральной идеи в действенный принцип социально- политических ненасильственных движений . В этом , действительно, нельзя не видеть того важнейшего сдвига , который произошёл в 20 в. и который задаёт новые обнадёживающие перспективы для грядущего столетия . Какие же отдельные практические шаги можно было бы предпринять для избавления человечества от насилия и агрессии ? В стратегической сфере , на мой взгляд , - это радикальная демилитаризация общества и пересмотр принципов внешней политики в соответствии с описанным выше подходом . Полное ядерное разоружение и уничтожение вместе с ним всех иных средств массового поражения : радикальное и многократное сокращение армии с переходом , в конечном итоге , к ненасильственной гражданской обороне , и , возможно , к небольшим национальным гвардиям для борьбы со стихийными бедствиями и катастрофами ; немедленное осуществление права на отказ от службы в армии по соображениям совести и обеспечение ” отказников ” альтернативной гражданской службой ; переключение средств из военного бюджета на социальные программы . Пересмотр системы образования с включением в него гуманистических , ненасильственных традиций , естественно , отмена военной подготовки в учебных институтах и школах , которая сейчас всё ещё сохраняется под другим названием . В области общественного устройства - это осуществление не только выборной представительной демократии , но и демократии участия людей , когда сами граждане имеют возможность влиять на принятие решений от которых они зависят , и непосредственно участвовать в их принятии . Отказ от жёстких , вертикальных , иерархических структур , которые в итоге ведут к диктатуре , коррупции и замкнутой самопроизводящей бюрократической структуре . Создание широкой системы местных и региональных объединений гражданских движений , действующих на основе самоуправления , способных самостоятельно решать жизненные вопросы . Создание системы “ низовых” гражданских объединений - неотъемлемая часть гражданской демократии наряду с соблюдением прав человека , отменой смертной казни и изменением уголовного законодательства . Ненасильственные действия способны противостоять даже наиболее безжалостным правителям и военным режимам , потому что они задевают самые уязвимые места всех иерархических институтов и правительств : зависимость от подданных . Если , несмотря на репрессии , источники силы могут быть ограничены или в достаточной степени разъединены , политическая система и силы режима будут парализованы . В некоторых случаях сила правителей просто отомрёт в результате политического голода . Это понимание природы политической силы и межкультурное истолкование ненасильственных санкций , основанных на нём , показывает , что ненасильственная борьба не замыкается в культурных или национальных границах . Понимание этого исключительно важно при решении проблем национального освобождения , международной агрессии и внутренней узурпации во всех частях света . - 17 - Список используемой литературы : 1) Политологический словарь ; 2) Холмс Э . Ненасилие как моральный принцип . Этика ненасилия . 3) Шарп Дж. Роль силы в ненасильственной борьбе . 4) Евангелие . 5) Историко - политический журнал “ Кентавр “. -1- Содержание : стр. Теория ненасилия ( Введение ) ............................................................................ 2 Понятие силы........................................................................ ................................4 Зависимость правителей.................................................................. .................5 Границы принуждения................................................................. ......................6 Объединённое сопротивление............................................................... .............7 Структурные основы общества.................................................................... ..7 Ослабление силы правителей.................................................................. ..........9 Система ненасильственных средств борьбы.................................................9 Овладение силой....................................................................... ...........................10 Репрессии................................................................... ...........................................11 Ненасильственная дисциплина в действии......................................................11 Политическое джиу - джитсу...................................................................... .....12 Перестановка сил......................................................................... .......................12 Четыре способа достижения изменений........................................................13 Изменения источников силы........................................................................ ......14 Изменения в сражающихся группах.................................................................15 Подведение итогов...................................................................... ..........................15 Используемая литература.................................................................. ..................17 |
|