На главную

Сословная политика в XVIII веке


Сословная политика в XVIII веке

ВВЕДЕНИЕ

1. СОСЛОВНАЯ ПОЛИТИКА В XVIII ВЕКЕ

Во всемирно-историческом процессе XVIII век был временем, когда раз-

витие новых, капиталистических отношении приходило во все большее проти-

воречие с господством феодального строя со всеми его институтами в эконо-

мической, политической, юридической, идейной и культурной жизни. Капита-

листическая мануфактура превратилась в это время в центр развития произво-

дительных сил и новых производственных отношений.

В основе структуры населения в XVIII в. лежал сословный принцип. Соци-

альные категории и группы выступали как сословия или сословные категории,

наделенные особыми сословными правами, привилегиями. К непривилегированным

относились податные сословия, выполнявшие определенные повиннос-ти,

платившие всякого рода, казенные налоги и сборы.

Господствующее положение среди всех сословий занимало дворянство, урав-

ненное в правах с боярством и консолидировавшееся в XVIII в в единый класс-

сословие.

В ходе этой консолидации из его состава были исключены всякого рода про-

межуточные группы, обладавшие в XVI - XVII вв. частью дворянских прав

(значительная часть детей боярских, служилые люди «по прибору» и другие ка-

тегории служилых людей). Вместе с тем дворянство в XVIII в. вобрало в свой

состав феодалов и феодализировавшуюся знать территорий, вошедших в XVII -

XVIII вв. в состав России - прибалтийских баронов, польскую шляхту, казачью

старшину и феодальную знать других народов[1].

Другим привилегированным сословием было духовенство, но оно в XVIII в.

лишилось права владения землей и крестьянами и потеряло свыше миллиона душ

крестьян, секуляризованных государством. В процессе секуляризации бы-ли

ликвидированы многие монастыри, а в оставшихся устанавливались строгие

штаты различных категорий монахов, что в несколько раз уменьшило числен-

ность черного духовенства. Был осуществлен ряд мероприятий, усиливших

замкнутость этого сословия. Доступ в него лицам из податных сословий был

весьма затруднен. Дети духовенства исключались из духовного сословия лишь в

том случае, если они не получали необходимого образования. Духовенство в

XVIII в. освобождалось от подушной подати, рекрутской повинности и от телес

ных наказаний.

Осуществив секуляризацию, самодержавие превратило духовенство в свое-

образных чиновников по духовному ведомству. Внешним оформлением этого

положения явился указ Павла I о распространении на верхушку духовенства

правил о награждении чиновников орденами за усердную многолетнюю службу

От подушной подати в XVIII в. были освобождены и некоторые полуприви-

легированные сословия и сословные группы, составлявшие примерно 2,5% насе

ления. Жалованная грамота городам выделила из городского населения три

гильдии купечества, освободила гильдийское купечество от подушной подати,

рекрутского набора, заменив его денежной платой, закрепила за ним право на

оптовую и розничную торговлю, на заведение торговых судов, фабрик и заво-

дов. Кроме того, купцы I и II гильдии освобождались от телесных наказаний.

Категория гильдийского купечества была немногочисленна и в составе населе-

ния занимала лишь 0,5%.

К концу XVIII в. довольно большим по численности оказалось сложившееся

полупривилегированное военно-служилое сословие, в которое вошли казаки,

калмыки и часть башкир. Его общая численность составляла менее 2% всего

населения. За этим сословием закреплялись земли, луга, леса, водоемы по раз-

мерам, значительно превышавшим размеры земель крестьян этих же районов.

Военно-служилое сословие освобождалось от подушной подати и рекрутской

повинности, но несло обязательную военную службу на особых условиях. Пра-

ва, предоставленные верхушке этого сословия, в ряде случаев приближались к

правам дворян.

К неподатным сословиям принадлежали также рекруты, сданные в армию и во

флот, и их дети, образовывавшие небольшую категорию солдатских детей,

которые использовались правительством для формирования унтер-офицерского

состава армии[2].

Основную массу населения страны составляли податные сословия. По первой

ревизии их численность равнялась 7,1 млн. душ мужского пола из 7,8 млн чело-

век всего населения; по третьей ревизии — 10,7 млн. душ мужского пола из

11,6 млн. человек; по пятой—17— 17,2 млн. душ мужского пола из 18,7 млн.

человек. Таким образом, податное население составляло; 913% в начале века и

94,6% в его конце, при этом податное население городов и к концу века немно-

гим превышало 3% всего населения. Это в основном было сословие мещан,

оформленное жалованной грамотой городам.

2. ПРВИЛЕГИИ ДВОРЯН И ПОРАБОЩЕНИЕ КРЕСТЬЯН

Екатерина оформила сословные привилегии дворян. При ней значительно

окрепло русское абсолютное государство, усилилось угнетение крестьян, была

Крестовая война (1773 - 1775). В России в 2-ой половине XVIII века утверди-

лось сословное деление на дворянство, духовенство, крестьянство,

купечество, мещанство.

Дворяне получили возможность начинать службу не с рядового или простого

матроса, а с офицера, пройдя дворянскую военную школу. Петр III издал указ

о вольности дворянства, дающий право служить или не служить, но действие

это-го указа было приостановлено. Теперь же, подтверждалась свобода дворян

от обязательной службы.

За дворянами в XVIII в. было закреплено монопольное право на владение

землей и крестьянами. При этом в 80-х годах владельческие права дворян рас-

пространялись на недра земли, леса и воды. Им предоставлялось монопольное

право винокурения, право продавать продукты, производимые в их вотчинах, и

заводить предприятия для их переработки. Дворяне были освобождены от по-

душной подати и всех других налогов и платежей, от рекрутской, постойной,до

рожной и других повинностей, от обязательной службы и телесных наказаний.

Целая система льгот обеспечивала дворянам быстрое получение офицерского

чина на военной и гражданской службе и сосредоточение в их руках всех клю-

чевых позиций в аппарате власти, управлении, в, суде, армии, во флоте и в

дру-гих звеньях политической надстройки.

К концу XVIII в. дворяне составляли около 1 % населения страны. В его

сос-таве оказалась значительная группа тех, кто получил это звание путем

выслуги в обер-офицерский чин на военной и в штаб-офицерский чин - на

гражданс-кой службе. Большинство этих дворян не имели совсем или имели

очень мало земли и крестьян.[3]

Свыше 90% населения составляли крестьяне, Делившиеся на две большие

категории: помещичьих и государственных. Кроме того, существовали более

мелкие категории крестьян: дворцовые, превратившиеся в царствование Павла 1

в удельных, посессионные (купленные к заводам) и другие. Крестьяне всех

категорий были прикреплены к земле, платили феодальную ренту, несли рек-

рутскую повинность и испытывали на себе все тяготы сословного неполнопра-

вия. Все они являлись крепостными. Но формы и степень крепостничества и

сословного неполноправия для крестьян разных категорий существенно раз-

личались.

Наиболее тяжелым было положение помещичьих крестьян. Составлявшие в

XVIII в. более половины всего населения страны, они не имели никаких прав:

и они сами, и их имущество находились в неограниченной власти и собственнос-

ти помещиков.

Государственные крестьяне (к концу века их было около 5,5 млн. душ)

составляли большинство населения в районах, где по разным причинам поме-

щичье землевладение не прижилось или не стало преобладающим (Север, При-

уралье, Урал, Сибирь, Северный Кавказ, Южная Украина). Высок был их удель

ный вес также в национальных районах Поволжья, районах прежних засечных

черт и в некоторых других районах. Государственные крестьяне пользовались

землей на основе общинной землевладения. Феодальная рента взималась с них в

форме подати, но к этому добавлялись всякого рода государственные повин-

ности: по строительству и содержанию дорог и мостов, перевозке казенных

грузов, расквартированию войск и т. д. Их положение отличалось тем, что ник-

то не вмешивался в их семейные отношения, они не подвергались постоянным

наказаниям и истязаниям, могли заниматься промыслами, ремеслом, торговлей,

наниматься на купеческие мануфактуры и т. д. Состав государственных крес-

тьян был неоднороден.

3. «НАКАЗ» ЕКАТЕРИНЫ II

Вскоре после вступления на престол Екатерина II обнаружила, что одним

из существенных недостатков русской жизни является устарелость

законодательс-тва: сборник законов был издан при Алексее Михайловиче, а

жизнь с тех пор изменилась до неузнаваемости. Императрица видела

необходимость большой работы по собранию и пересмотру законов. Екатерина II

решила составить но-вое Уложение. Императрица считала, что законы должны

быть согласованы с потребностями страны, с понятиями и обычаями народа. Для

этого решено бы-ло созвать выборных (депутатов) из различных сословий

государства для выра-ботки нового Уложения. Это собрание выборных было

названо Комиссией для составления проекта нового Уложения. Комиссия должна

была сообщить пра-вительству о нуждах и пожеланиях населения, а затем

выработать проекты но-вых, лучших законов. Комиссия была открыта

торжественно в 1767 году самой Екатерина II в Москве, в Грановитой Палате.

Было собрано 567 депутатов: от дворянства (от каждого уезда), купечества,

государственных крестьян, а также оседлых инородцев. Широко заимствуя идеи

передовых западных мыслителей, Екатерина II для этой Комиссии, которая

состояла из выборных депутатов от всех социальных групп русского общества,

за исключением крепостных, соста-вила "Наказ комиссии о составлении

проекта нового уложения".[4]

«Наказ» - это либеральная программа ее царствования, вобравший в себя

из-ложение ее взглядов по важнейшим вопросам и основанный на наиболее совре-

менных для того времени социально – политических и правовых идеях. В нем

впервые в России были провозглашены принцип презумпции невиновности, идеи

равенства всех перед законом, исключительного права суда определять

виновность человека и многие другие.

Это были правила, на основании которых должно быть составлено новое

Уложение и которыми должны были руководствоваться депутаты.

"Наказ" был роздан всем депутатам. Но так как введение законов находится в

юрисдикции Царя, то комиссия должна была составить предложения. Над

"Наказом" Екатерина II трудилась более двух лет. В "Наказе" Екатерина II го-

ворит о государстве, законах, наказаниях, производстве суда, воспитании и

прочих вопросах. "Наказ" показывал и знание дела, и любовь к людям.

Императрица хотела внести в законодательство больше мягкости и уважения к

человеку. "Наказ" был встречен везде с восторгом. В частности, Екатерина II

требовала смягчения наказаний: "любовь к отечеству, стыд и страх поношения

суть средства укротительные и могущие воздержать множество преступлений".

Также она потребовала отменить наказания, могущие изуродовать человеческое

тело. Екатерина II выступала против применения пыток. Она считала пытку

вредной, так как слабый может не выдержать пытки и сознаться в том, чего не

совершал, а крепкий, даже совершив преступление, сможет перенести пытку и

избежит наказания.[5] Особенно большой осторожности она требовала от судей.

"Лучше оправдать 10 виноватых, чем обвинить одного невиновного". Еще одно

мудрое изречение: "гораздо лучше предупреждать преступления, нежели их

наказывать". Но как это сделать? Надо, чтобы люди чтили законы и стремились

к добродетели. "Самое надежное, но и самое труднейшее средство сделать

людей лучше есть приведение в совершенство воспитания". Хотите предупре-

дить преступления - сделайте, чтобы просвещение распространялось между

людьми.[6]

Также Екатерина II казалось необходимым предоставить дворянству и

городскому сословию самоуправление. Екатерина II думала и об освобождении

крестьян от крепостной зависимости. Но отмена крепостного права не состоя-

лась. В "Наказе" говорится о том, как помещики должны обращаться с крестья-

нами: не обременять налогами, взимать такие налоги, которые не заставляют

крестьян уходить из дому и прочее. В то же время она распространила мысли о

том, что для блага государства крестьянам нужно дать свободу. Комиссия раз-

делилась на 19 комитетов, которые должны были заниматься различными от-

раслями законодательства. Вскоре обнаружилось, что многие депутаты не пони

мают того, для чего они призваны, и хотя депутаты относились к делу

серьезно, работы шли весьма медленно. Бывали случаи, что общее собрание, не

кончив рассмотрение одного вопроса, переходило к другому. Дело, порученное

Комис-сии, было большое и сложное, и приобрести соответствующие навыки было

не так легко.[7]

Екатерина перевела комиссию в Петербург, однако и в Петербурге за год

Комиссия не только не приступила к составлению нового Уложения, но даже не

разработала ни одного его отдела. Екатерина II была этим недовольна. Многие

депутаты из дворян в 1768 году должны были отправиться на войну с турками.

Екатерина II объявила о закрытии общих собраний Комиссии. Но отдельные

комитеты продолжали работу еще несколько лет. Можно сказать, что деятель-

ность Комиссии об Уложении закончилась провалом. Комиссия преподнесла

Екатерина II предметный урок о невозможности реализации теоретических

построений европейских философов на русской почве. Шанс, который история

давала России, не был и не мог быть реализован. Роспуск Уложенной Комиссии

стал для Екатерины II прощанием с иллюзиями в области внутренней политики.

Тем не менее, хотя Комиссия не составила Уложения, но зато она

ознакомила Императрицу с нуждами страны. Пользуясь трудами комиссии,

Екатерина II издала много важных законов.

4. ГУБЕРНСКАЯ РЕФОРМА

Государственный совет - высшее государственное учреждение империи с

функциями законосовещательного органа; министерства, заменившие петровс-кие

коллегии. Верховный орган судебной власти - Сенат. Комитет министров -

высшее административное учреждение. Местное управление - губернатор и

губернская администрация.

В 1775 году чтобы легче было управлять государством, Екатерина II

издала Учреждение для управления губерний, укрепившее бюрократический

аппарат власти на местах и увеличив количество губерний до 50. На губернию

- не бо-лее 400 тысяч жителей. Несколько губерний составляли

наместничество. Губер-наторы и наместники избирались самой Екатериной II из

русских вельмож. Они действовали по ее указам. Помощниками губернатора были

вице-губернатор, два губернских советника и губернский прокурор. Это

губернское правление и ведало всеми делами. Государственными доходами

ведала Казенная Палата (доходы и расходы казны, казенное имущество, откупа,

монополии и т.д.).

Возглавлял Казенную палату вице-губернатор. Губернский прокурор ведал

всеми судебными учреждениями. В городах вводилась должность городничего,

назначаемого правительством. Губерния делилась на уезды. Многие большие

села были обращены в уездные города. В уезде власть принадлежала избирае-

мому дворянским собранием капитан-исправнику. В каждом уездном городе

учрежден суд. В губернском городе - высший суд. Чтобы удобнее было вносить

подати, в каждом уездном городе было открыто Казначейство. Создана была

система сословного суда: для каждого сословия (дворян, горожан,

государствен ных крестьян) свои особые судебные учреждения. В некоторых из

них вводился принцип выборных судебных заседателей. Центр тяжести в

управлении переме-щался на места. Отпала необходимость в ряде коллегий -

они были упразднены; остались Военная, Морская, Иностранная и Коммерц-

коллегии. Созданная гу-бернской реформой 1775 года система местного

управления сохранилась до 1864 года, а введенное ею административно-

территориальное деление - до Октябрьской революции. Дворянство было

признано особым главным сослови-ем. Также особыми сословиями были признаны

купечество и мещанство. Дворя не должны были нести государственную службу и

вести сельское хозяйство, а купцы и мещане - заниматься торговлей и

промышленностью. Некоторые облас ти раньше управлялись иначе, Екатерина II

позаботилась о том, чтобы новое за-конодательство было введено повсеместно.

Документом, определившим направление новой губернской реформы, стали

«Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» (1775 г.).

Накануне реформы территория России разделялась на 23 губернии, 66 провин-

ций и около 180 уездов. Проводимая реформа планировала осуществить

разукрупнение губерний, их число было удвоено, через двадцать лет после ее

начала число губерний достигло 50.

Деление на губернии и уезды осуществлялось по строго

административному принципу, без учета географических, национальных v

экономических призна-ков. Основной целью деления было приспособление нового

административного аппарата к фискальным и полицейским делам. В основу

деления был положен чисто количественный критерий — численность населения.

На территории гу-бернии проживало около 400 тысяч душ, на территории уезда

- около 30 тысяч душ.

Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. В

своей деятельности он опирался на губернское правление, в которое входили

губернский прокурор и два сотника. Финансовые и фискальные вопросы в гу-

бернии решала казенная палата. Вопросами здравоохранения, образования ве-

дал приказ общественного призрения.

Надзор за законностью в губернии осуществлял губернский прокурор и два

губернских стряпчих. В уезде те же задачи решал уездный стряпчий. Во главе

уездной администрации (а число уездов по реформе также удваивалось) стоял

земский исправник, избираемый уездным дворянством, как и коллегиальный

орган управления - нижний земский суд (в котором кроме исправника действо-

вали два заседателя). Земский суд руководил земской полицией, наблюдал за

проведением в жизнь законов и решений губернских правлений. В городах бы-ла

учреждена должность городничего.

Руководство несколькими губерниями поручалось генерал-губернатору. Ему

подчинялись губернаторы, он признавался главнокомандующим на своей тер-

ритории, если там в данный момент отсутствовал монарх, мог вводить чрезвы-

чайные меры, непосредственно обращаться с докладом к императору.

5. СУДЕБНАЯ РЕФОРМА

Судебная реформа 1864 г. - буржуйское преобразование суда и судопроиз-

водства на основе суд. уставов. Провозглашены принципы независимости су-

дей, гласности, устности и состязательности суд. процесса, ликвидировала

сос-ловный суд. Были введены суд присяжных, адвокатура, мировые суды.

Проводилась с искажениями и ограничениями.

Работа по подготовке судебной реформы, начавшаяся в 50-х гг., особенно

интенсивно пошла после провозглашения крестьянской реформы. К началу 1861

г. на рассмотрение Государственного совета было представлено (с 1857 до

1861 гг.) 14 законопроектов, предлагавших различные изменения в структуре

судебной системы и судопроизводства: ограничение числа судебных инстан-ций,

введение устности, гласности, состязательности и пр. Материалы судебной

реформы составили 74 толстых тома.

В ноябре 1864 г. были утверждены и вступили в силу основные акты судеб-

ной реформы: Учреждения судебных установлений, Устав уголовного судопро-

изводства, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

Создавались две судебные системы: местные и общие суды. К местным от-

носились волостные суды, мировые судьи и съезды мировых судей; к общим -

окружные суды, учреждаемые для нескольких уездов, судебные (по гражданс-ким

и уголовным делам) палаты, распространявшие свою деятельность на нес-колько

губерний или областей, и кассационные (по гражданским и уголовным делам)

департаменты Сената. Власть этих судов распространялась на все сфе-ры,

кроме тех, где действовала юрисдикция духовных, военных, коммерческих,

крестьянских и инородческих судов.

Реформа судебной системы закрепила новые принципы: отделение суда от

администрации, создание всесословного суда, равенство всех перед судом, не-

сменяемость судей и следователей, прокурорский надзор, выборность (мировых

судей и присяжных заседателей).

В ходе подготовки и проведения реформы были созданы новые институты

присяжных заседателей и судебных следователей и реорганизована деятель-

ность старых. Изменились функции прокуратуры, а именно: поддержание обви-

нения в суде, надзор за деятельностью судов, следствия и местами лишения

свободы.

До реформы предварительное следствие осуществляли земский суд и управа

благочиния. Надзор за ними осуществляли прокуроры, стряпчие, губернские

правления. Обвинительное заключение составлялось в канцелярии суда. Тем

самым следствие не было отделено от суда. Расследование делилось на гене-

ральное (предварительное, без предъявления обвинения) и специальное (фор-

мальное, с предъявлением обвинения). Реформа отделяет предварительное

следствие от судебного расследования.

На судебные палаты возлагались дела по жалобам и протестам на приговоры

окружного суда, а также дела о должностных и государственных преступлени-ях

по первой инстанции. Дела рассматривались при участии «сословных пред-

ставителей»: губернского и уездного предводителей дворянства, голова губерн

ского города и волостного старшины. Судебные палаты выступали в качестве

апелляционной инстанции по делам окружных судов, рассмотренных без учас-тия

присяжных заседателей, и могли заново, в полном объеме и по существу,

рассматривать уже решенное дело.

При разработке реформы было высказано предложение создать должность

областного главного судьи, который бы осуществлял общее руководство судо-

производством и назначал на судейские должности, но оно было отвергнуто

правительством, опасавшимся, что судебная система может получить тем са-мым

излишнюю, с его точки зрения, автономность. Тогда же было отвергнуто и

предложение о допущении защиты на стадии предварительного следствия.

6. ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Процесс централизации затронул систему местных органов: с 1626 г. по

всей территории государства рядом с органами местного самоуправления

(губные, земские избы, городовые приказчики) стали появляться воеводы. К

концу XVII в. их число возросло до двухсот пятидесяти, они сосредоточили

всю административ-ную, судебную и военную власть на местах, подчиняясь

центру. Воеводы уже к 80-м гг. XVII в. вытеснили по всей территории страны

выборные местные органы. Воеводы руководили вверенными им территориальными

округами-уездами, а в конце XVII в. некоторые из них поднялись на более

высокий уровень: были образо ваны более крупные административные единицы -

разряды (предшественники будущих губерний).

Местное управление в начале XVIII в. осуществлялось на основе старой

модели: воеводское управление и система областных приказов. В процессе

петровских преобразований в эту систему стали вноситься изменения. В 1702

г. вводится институт воеводских товарищей, выборных от местного дворянства.

В 1705 г. этот порядок становится обязательным и повсеместным, что должно

было усилить контроль за старой администрацией

В 1708 г. вводится новое территориальное деление государства:

учреждались восемь губерний, по которым были расписаны все уезды и города.

В 1713-1714 гг. число губерний возросло до одиннадцати.

Во главе губернии был поставлен губернатор или генерал-губернатор

(Петербург-ская и Азовская губернии), объединившие в своих руках всю

административную, су-дебную и военную власть. Им подчинялись четыре

помощника по отраслям управ-ления.

В ходе реформы (к 1715 г.) сложилась трехзвенная система местного

управления и администрации: уезд — провинция — губерния. Провинцию

возглавлял обер-комендант, которому подчинялись коменданты уездов.

Контролировать нижесто-

ящие административные звенья помогали ландратные комиссии, избранные из

местного дворянства.

Вторая областная реформа была проведена в 1719 г. Суть ее заключалась

в сле-дующем: одиннадцать губерний были разделены на сорок пять провинций

Во главе этих единиц были поставлены также губернаторы, вице-губернаторы

или воеводы

Делились провинции на округа-дистрикты. Администрация провинций подчиня-

лась непосредственно коллегиям. Четыре коллегии (Камер, Штатс-контора Юсти-

ции, Вотчинная) располагали на местах собственным разветвленным аппаратом

из камериров, комендантов, казначеев. Важную роль выполняли такие местные

кон-торы, как камерирских дел (раскладка и сбор податей) и рентерен-

казначейства (прием и расходование денежных сумм по указам воеводы и

камериров).

В 1719 г. воеводам поручались наблюдение «за хранением государственного

интереса», принятие мер государственной безопасности, укрепление церкви,

оборона территории, надзор за местной администрацией, торгами, ремеслами и

за соблюдением царских указов.

В 1718 - 1720 гг. прошла реорганизация органов городского самоуправления,

созданных в 1699 г. вместе с Ратушей - земских изб и земских бурмистров.

Были созданы новые органы - магистраты, подчиненные губернаторам. Общее

руководс тво осуществлял Главный магистрат Система управления стала более

бюрократи-еской и централизованной. В 1727 г. магистраты были преобразованы

в ратуши.

7. ЗНАЧЕНИЕ РЕФОРМ

Время царствования Екатерины II называют эпохой просвещенного абсолю-

изма. Смысл просвещенного абсолютизма состоит в политике следования иде-ям

Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некото-ые

наиболее устаревшие феодальные институты (а иногда делавшие шаг в сто-рону

буржуазного развития). Мысль о государстве с просвещенным монархом,

способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах,

получила в XVIII веке широкое распространение.

Развитие и воплощение начал просвещенного абсолютизма в России приобре

ло характер целостной государственно-политической реформы, в ходе которой

сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монар хии.

При этом для социально-правовой политики было характерно сословное

размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство.[8]

Законодательство Екатерины II завершило собой тот исторический процесс,

который начался при временщиках. Равновесие в положении главных сословий,

во всей силе существовавшее при Петре Великом, начало разрушаться именно в

эпоху временщиков (1725-1741), когда дворянство, облегчая свои государствен-

ные повинности, стало достигать некоторых имущественных привилегий и боль

шей власти над крестьянами - по закону. Наращение дворянских прав наблюд-ли

мы во время и Елизаветы, и Петра III. При Екатерине же дворянство стано-

виться не только привилегированным сословием, имеющим правильную внут-

реннюю организацию, но и сословием, господствующим в уезде (в качестве зем

левладельческого сословия) и в общем управлении (как бюрократия).Параллель

но росту дворянских прав и в зависимости от него падают гражданские права

владельческих крестьян. Расцвет дворянских привилегий в ХVIII веке необходи

мо соединялся с расцветом крепостного права. Поэтому время Екатерины II бы-

ло тем историческим моментом, когда крепостное право достигло полного и

наибольшего своего развития.

ВЫВОД

К концу правления Екатерины Россия имела уже 52 губернии, учреждено свыше

150 новых городов, ставших губернскими и уездными центрами. Для каждого

были разработаны новые штаты, типовые генеральные планы развития. Все это

происходило под личным контролем Екатерины II

Конечно, последствия новосоздавемых учреждений не всегда были однозначно

хороши. Кое-что разрушилось уже при Петре 1, время показало ненужность

некоторых судебных инстанций. Многократно, хотя и закономерно, возросла

численность чиновничьей братии с 5 тысяч до 12 тысяч. Образованность их

была относительной, а руки загребущие, да и нравы весьма "свободные".

За период царствования Екатерина внесла много законов, которые после ее

кончины долго служили России. Екатерина внесла неоценимый вклад в развитии

и укреплении России.

Таковы были главнейшие факты законодательной деятельности императрицы

Екатерины. В противоположность Петру Великому Екатерина выступила на поле

деятельности с широким преобразовательным планом, в основание кото-рого

легли отвлеченные принципы. Она не успела выполнить своего плана цели ком и

не провела последовательно своих идей. Мысли «Наказа» не перешли в

практику, законодательство не было перестроено на новых основаниях, отноше

ния сословий остались по существу, прежними и развивались в том направле-

нии, какое было дано в предшествующее время. Развитие крепостного права и

сословность самоуправления прямо противоречили тем отвлеченным теориям,

каким поклонялась императрица, но соответствовали влиятельному сословию -

дворянству. Как исторический деятель, Екатерина осталась верна тем началам

русской жизни, какие ей были завещаны, временами предыдущими, она продол

жала свою деятельность в том же направлении, в котором работали её предшест

венники, хотя иногда не желала действовать как они.[9]

-----------------------

[1] История России (Россия в мировой цивилизации) // Под. ред. А.А.

Радугина, М., 1999 г.

[2] История России. 2 т., М., 1995 г.

[3] Брандт М.Ю., Ляшенко Л.М.: Введение в историю, М., 1994 г.

[4] История России (Россия в мировой цивилизации) // Под. ред. А.А.

Радугина, М., 1999 г.

1. [5] История России и мировые цивилизации // Под. ред. В.В.Рубана, М.,

1997 г.

2. [6] История. Культура. Цивилизация., М., 1998 г.

1. [7] История России в свете цивилизационного подхода – Тверь, 1998 г.

[8] Россия в мировой истории, М., 1996 г.

[9] История Отечества: люди, идеи, решения. В 2-х частях, М., 1991 г.

© 2010