На главную

Татарстан в период перестройки


Татарстан в период перестройки

Татарстан в период перестройки. Попытки первых реформ.

Период 1985-1991гг. вошел в отечественную историю под названием

«перестройка». Этот этап может быть сравнен с наиболее крутыми переходными

эпохами. Перестройка 1985-1991 годов, которая замышлялась как обновление

социализма, придание ему демократического, гуманного облика, обернулась

сменой общественно-политического строя, распадом СССР.

К середине 80-х годов экономика страны столкнулась с рядом серьезных

трудностей. Все явственнее становилось стратегическое отставание СССР от

индустриально развитых государств. К этому времени он по уровню социально-

экономического развития занимал 23 место в мире.

С апреля 1985 года начался первый этап реформ. Основная задача

виделась в том, чтобы преодолеть снижение темпов экономического роста,

отставание отечественного машиностроения и в короткий срок вывести на

мировой уровень советскую экономику, которая должна была приобрести большую

социальную направленность. В целом упор делался на традиционные командно-

административные методы, частично уже апробированные в период

кратковременного правления Ю.В.Андропова.

В соответствии с изменившемся экономическим курсом в республике был

разработан ряд целевых комплексных программ, в том числе «Интенсификация-

90», «Качество», «Труд». Они предусматривали ускоренное техническое

перевооружение многих отраслей материального производства, внедрение

современных технологий, гибких производственных систем, рациональное

использование имевшегося производственного, научного и трудового

потенциала.

Одной из последних попыток решения стоявших перед экономикой задач

административными методами было введение госприемки. Госприемка вводилась с

1 января 1987 года, чему предшествовал эксперимент, проведенный в

предыдущем году на 19 предприятиях страны. Эта новая служба, состоявшая из

независимых от руководства предприятий-контроллеров, должна была обеспечить

улучшение качества продукции. В действительности же реальные экономические

рычаги оставались в руках министерств, и госприемка лишь усложнила

бюрократическо-управленческую структуру. Коллективы предприятий Татарской

республики одними из первых обратились с требованием отменить госприемку. В

1990 г. она и была отменена.

Подключению к экономическим преобразованиям «человеческого фактора»

призван был способствовать Закон о трудовых коллективах. Он наделял эти

коллективы правом выбора руководящих работников, регулирования заработной

платы и определения цены выпускаемой продукции.

Реформы первого этапа не прошли бесследно. Так, в 1986 году объем

промышленного производства в целом по республике увеличился на 4,3

процента, производительность труда возросла на 4,1 процента, превысив в 1,4

раза плановые наметки. В машиностроении темп роста составил 8,3 процента.

Но главные экономические проблемы не находили разрешения. Были

сорваны планы 1986 года по автоматизации производственных процессов,

внедрению прогрессивной технологии. Практически никаких изменений в

использовании оборудования, повышении его сменности не произошло на многих

предприятиях машиностроения. Каждое четвертое предприятие не выполнило

планов реализации с учетом договорных обязательств, каждое девятое – по

росту производительности труда, каждое десятое – по снижению себестоимости

продукции. Из-за несоответствия требованиям ГОСТов были лишены Знака

качества 46 изделий.

Со второй половины 1987 года начался переход к введению нового

хозяйственного механизма. С 1 января 1988 года вступил в силу Закон СССР о

государственном предприятии. Предприятия переводились на самоокупаемость и

самофинансирование. Одним из устоев их деятельности становилось

самоуправление с использованием таких форм производственной демократии, как

советы трудовых коллективов, выборные начала в управлении и т. д.

В республике во второй половине 1987 года 35 предприятий, на которые

приходилось 40% объемов промышленного производства, работали на условиях

полного хозрасчета и самофинансирования. Каждое третье из них не выполняло

план. Не произошло коренных изменений в деле ускорения научно-технического

прогресса. Срывалась республиканская программа модернизации

машиностроительных предприятий.

Значительно снизились темпы роста объемов промышленного производства,

его технического обновления, производительности труда, качество продукции в

1989 году. Потери от брака в республике составили 30 миллионов рублей. По

причине ослабления трудовой дисциплины, роста прогулов, простоев было

недодано промышленной продукции на 218 миллионов рублей. С 43 до 57

увеличилось за год число предприятий, не выполнивших договоры.

Демократизация экономики и тем самым ускорению ее роста должно было

способствовать создание на предприятиях советов трудовых коллективов,

использование выборных начал. В середине 80-х около 7,5 тыс. руководителей

были избраны на конкурсной основе. Но часто к руководству приходили, не

способные осуществить реальные преобразования на производстве, склонные к

демократическому стилю управления.

Не получил широкого распространения в промышленности арендный подряд,

призванный ослабить командно-административные методы управления. В основном

он обрел прописку на небольших предприятиях республики. К концу 1990 года

на аренде работало 67 предприятий, производивших лишь 6% от общего объема

промышленной продукции.

Демократизация экономики неразрывно связывалась с использованием

кооперативных форм деятельности. Ко второй половине 1987 года в республике

было создано 132 кооператива, в которых трудилось всего 1500 человек.

Быстро развивалось кооперативное производство на КамАЗе, где к концу 1988

года существовало около 200 кооперативов. Не случайно в 1989 году именно

здесь журналом «Коммунист» был организован «круглый стол» по проблемам

кооперации, куда съехались кооператоры со всех концов страны. Большой

авторитет снискала организация кооператоров Набережных Челнов –

Межрегиональная кооперативная федерация. При ней работал кооперативный

банк, был организован фонд им. Н.И.Бухарина.

Ход экономических реформ сопровождался усугублением положения на

товарном и продовольственном рынке. И хотя в республике с 1985 по 1988 год

объем производства ходовых товаров возрос, ощущалось их острая нехватка.

Финансовое состояние предприятий, находившихся в системе административно-

распределительной экономике, почти не определялось спросом. Производство

товаров народного потребления для них являлось просто-напросто

дополнительной обузой. Вот почему предприятия становились на путь выпуска

простейших изделий, не требовавших высокой технологии. Так, КамАЗ

изготавливал тиски-струбцины, адресные папки, вертолетчики предлагали

подставку для обуви.

Некоторые наиболее крупные предприятия, воспользовавшись возможностью

установления прямых экономических контактов с зарубежными фирмами, пытались

решить проблему дефицита весьма своеобразным путем. Так, в вертолетном,

авиационном объединениях, на КамАЗе валютный фонд тратился на приобретение

импортного ширпотреба. Различные формы его распределения в трудовых

коллективах служили и целям стимулирования труда. Вместе с тем руководители

предприятий нередко использовали валютную выручку за экспортную продукцию

для приобретения дорогостоящих престижных автомобилей, роскошной мебели.

Республика, в ведении которой находилось лишь 2% расположенных на ее

территории предприятий, не имела возможности для проведения самостоятельной

социально-экономической политики. Структура ее народного хозяйства была

больше сориентирована на общесоюзный рынок, что не позволяло эффективно

воздействовать на сбалансированность внутреннего потребительского рынка и

денежного обращения. Вместе с тем среди 70 областей и автономных республик

РФ ТАССР по объему промышленной продукции занимала второе место, сельского

хозяйства – восьмое.

Однако реальный уровень ее социального развития был совершенно иным.

Из основных продуктов питания только хлебопродуктов и картофеля население

республики потребляло больше, чем в среднем по стране, но гораздо меньше –

мяса, молока, овощей.

Руководители республики, депутаты, представители общественности на

различных уровнях, в средствах массовой информации в самом конце 80-х

начали ставить вопрос о необходимости ее экономической самостоятельности. В

декабре 1989 года Верховный Совет ТАССР одобрил Основные положения о

переходе республики на само финансирование и самоуправление.

Республика одной и первых в РФ перешла на эти принципы, приступила к

разработке регионального хозрасчета.

Б.Ф.Султанбеков, Л.А.Харисова, А.Г.Галямова, «История Татарстана ХХ

век» IV часть.

© 2010