На главную

Задачи по земельному праву


Задачи по земельному праву

План:

|1 |Задача № 1 |…………………………… |Стр. 2 |

|2 |Задача № 2 |…………………………… |Стр. 5 |

|3 |Задача № 3 |…………………………… |Стр. 8 |

| |Список используемой |…………………………… |Стр. 11 |

| |литературы | | |

Задача № 1

АООТ завод им. Ухтомского в 1994 году в соответствии с договором

разместил на территории Ступинского лесхоза летнюю базу отдыха. Осенью база

была ликвидирована. Однако на территории более чем 5 тыс. м2 остался мусор,

который препятствовал естественному росту трав, сенокошению и

воспроизводству лесов. Неоднократные требования лесхоза об уборки мусора

заводом не выполнялись. В октябре 1995 года лесхоз обратился в областной

арбитражный суд с иском о взыскании ущерба в размере 150 млн. руб. за

лесонарушение.

Решением арбитражного суда от 20 октября 1996 года лесхозу в иске

было отказано по причине недостаточной обоснованности ущерба.

- Какие правонарушения имели место ?

- Какие меры ответственности следовало применить ?

- Как произвести расчет размера причиненного лесному хозяйству ущерба ?

Решение:

1. Какие правонарушения имели место ?

АООТ, как временным лесопользователем были допущены следующие

правонарушения, регламентируемые статьями КоАП РСФСР:

- несвоевременный возврат временно занимаемых земель или не

приведение их в состояние, пригодное для использования по

назначению, статья 52 КоАП РСФСР.

- повреждение сенокосов и пастбищных угодий на землях

государственного лесного фонда, статья 67 КоАП РСФСР.

1. Какие меры ответственности следовало применить ?

В соответствии с КоАП РСФСР правонарушитель за нарушение норм

определенных в вышеуказанных статьях должен нести наказание в виде штрафа

не позднее 2-х месяцев со дня совершения правонарушения.

Так же наказание не освобождает от выполнения имеющихся обязательств.

2. Как произвести расчет размера причиненного лесхозу ущерба ?

Расчет причиненного лесному хозяйству ущерба следовало произвести

согласно Постановления Правительства РФ от 5.02.92 года № 67 «Об

утверждении размеров неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при

отпуске древесины на корню в лесах и такс для исчисления размера взысканий

за ущерб, причиненный лесному хозяйству нарушением лесного

законодательства, в Российской Федерации».

Согласно пункту 2 Такс для исчисления размера взысканий:

Уничтожение или повреждения за каждый гектар уничтоженных лесных

культур, плантаций, поврежденных лесных культур, молодняка естественного

происхождения, подроста в возрасте до10 лет – трех кратная стоимость

создания и выращивания лесных культур до возраста уничтоженных или

поврежденных лесных культур, молодняка естественного происхождения и

подроста. За уничтожение или повреждение лесных культур в возрасте свыше 10

лет, а также за незаконную порубку, уничтожение или повреждение отдельных

деревьев или кустарников в возрасте менее 10 лет, исчисление производится

по нормативу установленному в пунктах 3 – 4 настоящего Постановления (см.

ниже).

Пункт 3:

Незаконная порубка, уничтожение или повреждение до степени

прекращения роста деревьев, кустарников и лиан:

А) незаконная порубка, уничтожение или повреждение до степени

прекращения роста деревьев не достигших диаметра на высоте груди 12 см.

хвойных и 16 см. лиственных пород деревьев – десятикратная таксовая

стоимость древесины деревьев указанных диаметров.

Б) незаконная порубка, уничтожение или повреждение кустарников и лиан

до степени прекращения роста, хвойных за каждый уничтоженный или

поврежденный куст – семикратная таксовая стоимость древесины одного дерева

диаметром 12 см., лиственный - семикратная таксовая стоимость древесины

одного дерева диаметром 16 см., за каждый незаконно срубленный,

поврежденный или уничтоженный куст (лиану) выращиваемый в лесных культурах

и на плантациях размер взыскания удваивается.

Пункт 4:

Повреждение деревьев, кустарников и лиан, не влекущих прекращение

роста:

За повреждение деревьев не достигших диаметра 12 см. (хвойные) и 16

см. (лиственные) – трехкратная стоимость древесины деревьев указанных

диаметров, повреждение хвойных кустарников – трехкратная таксовая стоимость

одного дерева сосны диаметром 16 см. (за каждый куст), лиственных –

трехкратная таксовая стоимость древесины березы диаметром 20 см.

Пункт 7:

Повреждение сенокосов и пастбищных угодий на землях лесного фонда –

пятикратная стоимость работ по восстановлению этих угодий.

Пункт 9:

Самовольный сбор, порча или уничтожение лесной подстилки – за каждый

кв. метр - 0,05 таксовой стоимости 1 кубометра древесины кедра (дуба).

Пункт 10:

Самовольное снятие, уничтожение или порча плодородной площади – за

каждый кв. метр – 0,1 таксовой стоимости 1 кубометра древесины кедра

(дуба).

К сожалению в данном случае произвести расчет ущерба не

представляется возможным так как не известна площадь занятая лесом и

площадь сенокоса.

Задача № 2

Садовое товарищество «Плес», расположенное в Наро-Фоминском районе (в

двух километрах от Киевского шоссе), обратилось в Московский арбитражный

суд с иском к администрации Наро-Фоминского района о признании

недействительным постановления Главы администрации о приватизации земель

садового товарищества «Нара» и садового товарищества «Шелковик». После

приватизации этих земель был перекрыт проезд по дороге от садового

товарищества «Плес» до Киевского шоссе.

Решением областного арбитражного суда в удовлетворении иска садовому

товариществу «Плес» было отказано.

- Правомерно ли решение Главы администрации ?

- Правомерно ли решение арбитражного суда ?

- Каков порядок приватизации земель, в том числе в садовых товариществах

?

- Как следует решить дело ?

Решение:

1. Правомерно ли решение Главы администрации ?

Решение Главы администрации является правомерным согласно Земельного

Кодекса РСФСР, а именно статьи 66 его, которая гласит, что земельные

участки для коллективного садоводства, огородничества и животноводства

предоставляются соответствующими местными администрациями в пределах их

компетенции и состоят из земель общего пользования, находящихся в

пользовании садоводнических и животноводческих товариществ, и из земель

находящихся в собственности членов этих товариществ.

По земельному законодательству к землям общего пользования относятся

земельные участки, занятые охранными зонами, дорогами, проездами, другими

сооружениями и объектами общего пользования.

2. Правомерно ли решение арбитражного суда ?

Решение арбитражного суда является правомерным, так как обжалованию

подлежало решение Главы администрации, а оно является правомерным и

соответственно суд отказал в удовлетворении иска правомерно.

3. Каков порядок приватизации земель, в том числе в садовых

товариществах ?

В шестимесячный срок со дня образования собственник приватизированного

в порядке установленном действующим законодательством о приватизации

государственных и муниципальных предприятий предприятия должен оформить

право законного владения фактически занимаемым земельным участком, условия

передачи земельного участка определяются договором на основании

действующего законодательства РФ и субъектов РФ.

При бесплатной передачи земли в собственность гражданам и юридическим

лицам земельные участки передаются в пределах норм установленных субъектами

РФ, передача земельных участков сверх норм осуществляется по договорной

цене или остается в постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном

наследуемом владении, аренде.

При приватизации предъявляются:

- договор;

- судебное решение;

- постановление органа власти об отводе земельного участка;

- документы подтверждающие право собственности на строение, сооружения

на данном земельном участке.

Садовые, огородные и дачные земельные участки приватизируются платно,

либо бесплатно в соответствии с действующим законодательством. Для этого

необходимо общее собрание членов этих объединений (либо собрание

уполномоченных) принявшее решение о приобретении права на землю. Создание

комиссии по подготовке материалов по приватизации, которая собирает

заявления членов объединений о приватизации, проводит вместе со специальной

землеустроительной организацией инвентаризацию земли, материалы

рассматриваются общим собранием (собранием уполномоченных, правлением) и

производится ходатайствование в органы местного самоуправления о

закреплении земель общего пользования за объединением, а участков

(садоводческих, огородных, дачных) за гражданами. Органы местного

самоуправления в течении месяца принимают решение о приватизации земель,

что есть основание для выдачи свидетельства о праве на землю, граждане

могут приватизировать закрепленные за ними земельные участки индивидуально.

4. Как следует решить дело ?

В удовлетворении иска садовому товариществу «Плес» следует отказать.

Решение Главы администрации правомерно.

Задача № 3

В 1985 году животноводческому комплексу был передан в бессрочное

пользование земельный участок в пределах водоохранной зоны реки Белая. В

январе 1995 года коллектив животноводческого комплекса принял решение о

реорганизации предприятия с закреплением земель в общую совместную

собственность и выделении части земель выходящим из коллектива работникам в

частную собственность для ведения фермерского хозяйства. Соответствующее

ходатайство было направленно в местную администрацию. Рассмотрев

ходатайство, местная администрация приняла решение о предоставлении земель

для вышеуказанных целей. Узнав об этом, местная общественная организация

обратилась в администрацию с требованием отменить принятое решение в связи

с тем, что оно противоречит действующему земельному законодательству.

- Правомерно ли решение местной администрации о закреплении земель в

собственность при реорганизации животноводческого комплекса ?

- Каков правовой режим земель водоохранных зон ?

- Каков порядок обжалования действий административных органов в связи с

неправомерным предоставлением земельных участков ?

Решение:

1. Правомерно ли решение местной администрации о закреплении земель в

собственность при реорганизации животноводческого комплекса рав?

Решение местной администрации нельзя признать правомерным в силу

Постановления Правительства РФ от 23 ноября 1996 года № 1404 «Об

утверждении положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных

защитных полосах» где сказано, что в пределах водоохранных зон запрещено

размещение животноводческих комплексов и ферм, складирование и захоронение

промышленных, бытовых, сельскохозяйственных отходов, запрещается проведение

без согласования с бассейновыми и другими территориальными органами

управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных

ресурсов РФ строительство и реконструкция зданий, сооружений, коммуникаций

и иных объектов, землеройных и иных работ.

Кроме того в пределах прибрежных защитных полос запрещается

(дополнительно): распашка земель, применение удобрений, выпас и организация

летних лагерей скота, устройство купочных ванн, движение не специального

автотранспорта.

2. Каков правовой режим земель водоохранных зон ?

Согласно Водного Кодекса РФ водоохранной зоной является территория

примыкающая к акватории водного объекта, на которой устанавливается

специальный режим использования и охраны природных ресурсов и

осуществления иной хозяйственной деятельности (Ст. 111). В пределах

водоохранных зон запрещено произведение авиационно-химических работ,

применений ядохимикатов, размещение складов ядохимикатов и удобрений,

стоянки транспорта, заправки, ремонт, размещение животноводческих

комплексов и ферм, складирование и захоронение промышленных, бытовых,

сельскохозяйственных отходов, запрещается проведение без согласования с

бассейновыми и другими территориальными органами управления использованием

и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов РФ строительство и

реконструкция зданий, сооружений, коммуникаций и иных объектов, землеройных

и иных работ.

В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные

полосы, в пределах которых запрещается распашка земель, рубка и корчевка

леса, применение удобрений, выпас и организация летних лагерей скота,

устройство купочных ванн, движение не специального автотранспорта и иной

хозяйственной деятельности за исключением случаев предусмотренных настоящим

законодательством.

Допускается размещений в прибрежных защитных полосах объектов

водоснабжения, рекреации, рыбного и охотничьего хозяйства, водозаборных,

портовых и гидравлических сооружений при наличии лицензии на

водопользование.

Правительство РФ устанавливает режим пользования, порядок

установления размеров и границ водоохранных зон и прибрежных защитных

полос.

3. Каков порядок обжалования действий административных органов в связи

с неправомерным предоставлением земельных участков ?

Суды вправе принять к производству дела по спорам связанными с

земельными отношениями (согласно Постановлению Пленума Верховного Суда),

судам не подведомственны споры и жалобы по предоставлению земель, их

изъятием и иные споры связанные с земельными отношениями если его

участниками являются предприятия, их объединения, граждане и их

объединения, так как эти дела относятся к юрисдикции арбитражных судов.

Граждане могут обращаться с жалобами на действия нарушающий их права и

свободы в вышестоящие инстанции.

Список используемой литературы:

1. Конституция РФ.

2. КоАП РСФСР.

3. Земельный кодекс РСФСР.

4. Водный кодекс РФ.

5. Постановление Правительства РФ от 5.02.92 года № 67 «Об утверждении

размеров неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при

отпуске древесины на корню в лесах и такс для исчисления размера

взысканий за ущерб, причиненный лесному хозяйству нарушением лесного

законодательства, в Российской Федерации».

6. Постановление Правительства РФ от 23.11.96 года «Об утверждении

Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных

защитных полосах».

7. ФЗ РФ от 23.04.98 года «О садоводческих, огороднических и дачных

некоммерческих объединениях граждан».

8. Земельное право. Под ред. В. В. Петрова, М. 1998 г.

9. База данных – Банк правовых ак

10. тов НТЦ «Система». ФАПСИ РФ.

© 2010