На главную

Гражданское общество и право по Гегелю


Гражданское общество и право по Гегелю

Гражданское общество по

Георгу Вильгельму Фридриху Гегелю

Гениальный мыслитель, диалектик. Огромное влияние на формирование

воззрений молодого Гегеля и все дальнейшее его духовного развития показала

французская революция, символизировавшая наступлению нового разумного мира.

Признавая основную идею французской революции, разделяя на ранних этапах

своей творческой эволюции, взгляды о необходимой антифеодальной,

антидеспотической буржуазной революции, Гегель вместе с тем отвергал

якобинский террор и резко критиковал сторонников Робеспьера.

Проблемы государства и права находились в центре внимания Гегеля на

всех этапах творческой эволюции его возрений. Эта тематика обстоятельно

освещается во многих его произведениях, в том числе таких как: "Конституция

Германии", "О научных способах исследования естественного права, его месте

в практической философии и его отношение к науке о позитивном праве", "

философия права", "философия духа", "философия истории" и др.

"Философия права", где наиболее цельно изложено учение о государстве

и праве Гегеля является одним из самых значительных произведений в истории

политических и правовых учений. Основная задача философии права - это

научное познание государства и права, а не указание на то, какими они

должны быть "Наше произведение - пишет Гегель- поскольку в нем содержится

наука о государстве и праве будет поэтому попыткой постичь и изобразить

государство как нечто разумное внутри себя. В качестве философского

сочинения оно должно быть дальше всего от того, чтобы конструировать

государство каким оно должно быть". "Наука о праве, - подчеркивает он, -

есть часть философии. Она должна поэтому развить идею, представляющую собой

разум предмета из понятия или, что тоже самое наблюдать собственное,

имманентное развитие самого предмета". Право, по Гегелю, состоит в том, что

наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли, диалектика,

которая совпадает с философским конструированием системы права, как царство

реализованной свободы.

Понятие "право" употребляется в гегелевской философии права в

следующих основных значениях:

I. Право, как свобода ("идея права"), где на ступени объективного

духа все развитие определяется идеей свободы, "свобода", "право"

выражают единый смысл. Отношение "свобода" и "право"

опосредуются через диалектику свободной воли.

II. Право, как определенная ступень и форма свободы, где система

права как царство реализованной свободы и представляет собой

иерархию "особых прав". На вершине иерархии "особых прав" стоит

право государства. Поскольку в реальной действительности "особые

права" всех ступеней (личности, ее совести, преступника, семьи,

общества, государства) даны одновременно и следовательно в

актуальной или потенциальной коллизии, постольку, по гегелевской

схеме окончательно истинно лишь право вышестоящей ступени.

III. Право, как закон - где оно является одним из "Особых прав".

Гегель пишет: "То, что есть право в себе, положено в своем

объективном наличном бытии, т.е. определено для сознания мыслью

и определено так то , что есть право и считается правом, что

известно как закон: право есть вообще, благодаря этому

определению, как положительное право." Превращение права в себе

в закон путем законодательствования придает праву форму

всеобщности и подлинной определенности. Предметом

законодательства могут быть лишь внешние стороны человеческих

отношений, но не их внутренняя сфера.

Различая право и закон, Гегель, в то же время, стремится исключить их

противопоставление. Как крупное недоразумение расценивает он "прекращение

отличие естественного или философского права от положительного в

противоположное и противоречие между ними". Гегель признает, что содержание

права может быть искажено в процессе законодательствования; но не все

данное в форме закона есть право, поскольку лишь закономерное в

положительном праве законно и правомерно.

Он также различает и гражданское общество. Под гражданским обществом

по существу имеется в виду буржуазное общество. Гегель изображает

гражданское общество как раздираемое противоречивыми интересами

антагонистическое общество как войну всех против всех. Тремя основными

моментами гражданского общества являются: система потребностей, отправление

правосудия, полиции и корпорации. В структуре гражданского общества, Гегель

выделяет три сословия:

1) субстанциальное (землевладельцы - дворяне, крестьяне);

2) промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники);

3) всеобщее (чиновники).

Освещая социально-экономическую проблематику, Гегель признает, что

даже при чрезмерном богатстве, гражданское общество не в состоянии бороться

с чрезмерной бедностью и возникновением черни, под которой он имеет в виду

пауперизированную часть населения. Гегелевский анализ показывает, что

гражданское общество не в состоянии, исходя лишь из своих внутренних

возможностей, решить проблему бедности и диалектика внутренних противоречий

заставляет его (общество) выйти за свои пределы - в поисках новых

возможностей в международной торговле и колонизации.

В разделе о гражданском обществе, Гегель освещает также вопросы

положительного права, правосудия и деятельности полиции, хотя эта тематика

должна была рассматриваться в той части Философии права, где речь идет о

государстве. Гегель исходит из того, что в сфере гражданского общества

имеет место реальное функционирование собственности, сила которой должна

найти свое подтверждение в защите ее со стороны закона, суда и полиции. Эти

институты призваны, в стихии частных целей, отстаивать всеобщие интересы

данного строя.

Развитие гражданского общества уже предполагает, по Гегелю, наличие

государства как его основания. "В действительности поэтому, - подчеркивает

Гегель, государство есть вообще скорее первое, лишь в приделах которой

семья развивается в гражданское общество, и сама идея государства

раскалывает себя на эти два момента."

Гражданское общество в освещении Гегеля - это опосредованная трудом

система потребностей, покоящаяся на господстве частной собственности и

всеобщем формальном равенстве людей. Формирование такого общества, которого

не было в античности и средневековье, связано с утверждением буржуазного

строя.

По теоретическим заслугам Гегеля относится также четкая принципиальная

постановка вопроса о взаимосвязи и соотношении социально-экологических и

политических сфер, гражданского общества и политического государства, о

необходимом, закономерном диалектическом характере этих связей и отношений.

© 2010