Ликвидация как способ прекращения юридического лицаЛиквидация как способ прекращения юридического лицаБЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Юридический факультет Кафедра гражданского права КУРСОВАЯ РАБОТА «Ликвидация как способ прекращения юридического лица» Выполнил : студент 2 курса 5 группы отделения «Правоведение» Котух Ю.Б. Научный руководитель : преподаватель Авдеева Т.В. МИНСК 2004 Оглавление Введение……………………………………………………………………………..…3 Глава 1.Сущность ликвидации как способа прекращения юридического лица…………………………………………………………………………………......4 Глава 2.Порядок ликвидации юридического лица……………………………….11 Выводы………………………………………………………………………….……..20 Список использованных источников………………………………………………21 Введение Юридическое лицо – это искусственный субъект права, субъект права, созданный правопорядком. В отличие от физического лица, для которого появление на свет и уход из жизни – естественный природный процесс, создание и прекращение деятельности юридического лица сопровождается определенной, установленной законом процедурой. Юридические лица могут создаваться на определенный срок, прекращая свое существование, к примеру, по достижении поставленной перед ними цели. Однако, по общему правилу, юридические лица создаются без указания срока деятельности. На их дальнейшую судьбу оказывает влияние целый ряд факторов : экономических, политических, социальных. Безусловно, не все субъекты хозяйствования, будучи участниками гражданского оборота, выдерживают жесткую конкуренцию в условиях капитализма. И это нормальный процесс. Поэтому грамотно проведенная ликвидация – это своего рода решение проблемы сохранения собственности учредителей (участников) юридического лица. Целью данного исследования является анализ национального законодательства о ликвидации юридических лиц, практики его применения, а также изучение научной литературы, посвященной этому вопросу. Выявление существующих проблем, предложение по их разрешению – главные задачи курсовой работы. Вопросы ликвидации можно рассматривать с различных сторон и применительно к большому множеству объектов, но в этом исследовании акцент сделан на ликвидации коммерческих юридических лиц, поскольку указанные субъекты хозяйствования составляют наиболее значительную часть среди всех участников гражданского оборота. В целом, следует отметить, что ликвидация юридического лица существенно затрагивает интересы, как государства, так и кредиторов ликвидируемого субъекта хозяйствования. В настоящее время в Республике Беларусь можно наблюдать естественный уход с рынка многих юридических лиц (что обусловлено, как правило, экономической конъюнктурой) и активизировавшийся процесс перерегистрации. Указанные факты свидетельствуют об актуальности вопроса о порядке ликвидации юридических лиц. Глава 1. Сущность ликвидации как способа прекращения юридического лица. Ликвидация является способом прекращения юридического лица, в результате которого наступает его своеобразная «смерть». В законодательстве Республики Беларусь не дано четкого определения упомянутого понятия. Статья 57 Гражданского кодекса (ГК) лишь указывает на правовые последствия ликвидации для юридического лица: «Ликвидация юридического лица влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, если иное не предусмотрено законодательными актами» [1]. Такой переход прав и обязанностей ликвидируемого юридического лица предусматривается, к примеру, Правилами накопления повременных платежей ликвидируемых предприятий в связи с причинением увечья, иным повреждением здоровья либо смертью работника, утвержденными Постановлением Совета Министров от 04.11.1992 № 664. Пункт 9 указанных Правил определяет, что при недостаточности средств у ликвидированного юридического лица для накопления повременных платежей в полном объеме бремя расходов возлагается на собственника этого предприятия в случаях, предусмотренных законодательными актами либо учредительными документами, а при недостаточности средств у последнего либо их отсутствии – на Пенсионный фонд[13]. Правилами размещения банками Республики Беларусь денежных средств в форме кредита, утвержденными Постановлением Правления Национального банка РБ от 24.05.2001 №116, предусмотрено также частное правопреемство в части погашения задолженности ликвидируемого (ликвидированного) юридического лица перед банком по кредиту и начисленным процентам. Пункт 29 определяет: «Задолженность по кредиту и начисленным процентам ликвидируемого (ликвидированного) или не прошедшего в установленном порядке перерегистрацию, либо длительно (более 1 года) не осуществляющего хозяйственную деятельность юридического лица может быть погашена любыми юридическими и физическими лицами как безналичным, так и наличным путем в белорусских рублях и(или) в иностранной валюте»[17]. Российский законодатель несколько по-иному регулирует вопрос ликвидации юридических лиц, закрепляя в статье 61 ГК РФ, что «ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам»[2]. То есть в отношении прав и обязанностей ликвидируемого субъекта хозяйствования российский кодекс устанавливает отсутствие возможности их перехода в порядке правопреемства. Поэтому на практике существуют определенные трудности, связанные с вопросом о выплатах по возмещению вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья при исполнении ими трудовых обязанностей в случаях ликвидации предприятия без капитализации платежей в возмещение вреда. Проблема состоит в том, что в последнее время имеют место случаи принятия судами решений о возложении на органы Фонда социального страхования РФ подобных выплат, что, безусловно, противоречит ГК РФ. В Письме Фонда социального страхования от 30.11.1995 №05-454 указано на приведенное правовое несоответствие. Доводы Фонда были признаны обоснованными, что и получило свое закрепление в решении Заместителя Председателя Правительства Ярова Ю.Ф. от 27.12.1995[18]. Несмотря на это, нельзя считать, что проблема получила свое разрешение. Таким образом, белорусский законодатель, указав в статье 57 ГК РБ на возможность правопреемства при ликвидации юридического лица, тем самым обеспечил определенную правовую защиту интересов третьих лиц, затрагиваемых при прекращении субъекта хозяйствования (к примеру, его работников). Ликвидация юридического лица может проводиться по различным основаниям, в соответствии с которыми выделяют две ее разновидности – добровольную и принудительную. Добровольно ликвидация производится по решению учредителей(участников) юридического лица либо его органа, уполномоченного на то учредительными документами. В подпункте 1 пункта 2 статьи 57 ГК РБ закреплено: «Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей(участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано, или признанием судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер»[1]. При добровольной ликвидации инициаторами прекращения того или иного субъекта хозяйствования выступают его учредители(участники). Поэтому считаю не вполне логичным, обоснованным включение в список оснований для подобной ликвидации признание судом недействительной регистрации юридического лица. Решение о прекращении юридического лица по этому основанию носит вынужденный характер, следовательно, можно выделить третий вид ликвидации – вынужденную ликвидацию. Принудительная ликвидация допускается по решению суда или иных органов, в случаях предусмотренных законодательными актами. В соответствии с ГК РБ (пп.2 п.2 ст.57), суд может принять решение о ликвидации юридического лица в случаях: - непринятия решения о ликвидации при истечении срока, на который создано юридическое лицо, при достижении цели, ради которой оно создано; - осуществления деятельности без надлежащего разрешения(лицензии), либо деятельности, запрещенной законодательством, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства, либо при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей уставным целям юридического лица, или признанием судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством[1]. Часть 2 подпункта 3 статьи 57 ГК, таким образом, содержит одновременно несколько оснований для ликвидации юридического лица, из которых наиболее сложными для практического применения являются осуществление деятельности без лицензии и осуществление деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями законодательства. Проблема состоит в том, является ли аннулирование лицензии юридического лица на осуществление определенной деятельности(к примеру, производство взрывчатых веществ, лекарственных препаратов и так далее) основанием для его ликвидации, есть ли основания для ликвидации в случае, когда юридическое лицо осуществляет несколько видов деятельности и лицензия на один из них аннулирована, как поступить суду в ситуации, когда юридическое лицо в своей деятельности допускает неоднократные или грубые нарушения закона, иных нормативно-правовых актов, однако является единственным торговым предприятием в населенном пункте и его ликвидация может вызвать негативные последствия для проживающих там граждан. Законодательством эти вопросы не урегулированы, их разрешение – это вопрос судебной практики. Положением о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента РБ от 16.03.1999 №11 «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» в редакции Декрета Президента РБ от 16.11.2000 №22, дополнен перечень оснований ликвидации юридического лица, указанный в ГК, применительно к коммерческим организациям. Согласно пункту 41.2 Положения, коммерческая организация может быть ликвидирована по решению хозяйственного суда, помимо оснований, предусмотренных ГК, по следующим основаниям: - сокрытие(занижение) прибыли(доходов) и других объектов налогообложения в течение 12 месяцев подряд. Под сокрытием следует понимать умышленное или неумышленное уменьшение прибыли(дохода) или иного объекта налогообложения в результате неправильного отражения в расчетах, бухгалтерском учете, отчетности, балансе: затрат, относимых на себестоимость продукции(работ, услуг) и издержки обращения; полученной выручки и валовых доходов как по основной деятельности, так и по мероприятиям, по которым доходы облагаются налогом на доходы; стоимости и объемов иных объектов налогообложения, а также в результате других нарушений в ведении бухгалтерского учета. Заниженная сумма прибыли, рассчитываемая для исчисления налога на прибыль, только из-за завышения льгот по расчетам рассматривается как сокрытие, занижение иного объекта налогообложения. - наличие убытков по итогам второго и последующих финансовых годов и ненаправления коммерческой организацией, за исключением сельскохозяйственного производственного кооператива, в течение 3 месяцев по окончании финансового года регистрирующему и налоговому органам сообщений о причинах возникновения убытков; - наличие задолженности по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды более 6 месяцев подряд с даты образования задолженности коммерческой организации, за исключением сельскохозяйственного производственного кооператива; - уменьшение стоимости чистых активов коммерческой организации по результатам второго и каждого последующего финансового года ниже установленного законодательством минимального размера уставного фонда[10]. Постановление Совета Министров от 22.11.1999 №1825 «О нормативном регулировании понятия «чистые активы» указывает, что чистые активы – это величина, определяемая путем вычитания из суммы активов юридического лица, принимаемых к расчету, суммы его пассивов, принимаемых к расчету. Активы, принимаемые к расчету, - это денежное или неденежное имущество юридического лица, в состав которого включаются по балансовой стоимости: основные средства; нематериальные активы; незавершенное строительство; долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения, за исключением балансовой стоимости собственных акций, выкупленных у акционеров; запасы; дебиторская задолженность, за исключением задолженности участников(учредителей) по их взносам в уставный фонд(капитал); прочие активы. Пассивы, принимаемые к расчету, - это обязательства юридического лица, в состав которых включаются: целевые финансирование и поступления; заемные средства; кредиторская задолженность; расчеты по дивидентам; доходы будущих периодов; резервы предстоящих расходов и платежей; прочие пассивы[12]. Вынести решение о ликвидации вправе соответствующий регистрирующий орган в случаях: - нарушения сроков регистрации акций, установленных законодательством. Так, пункт 26 Положения о порядке эмиссии, регистрации и размещения ценных бумаг на территории Республики Беларусь, утвержденного Постановлением Государственного комитета по ценным бумагам от 27.06.2000 №12-П, предусматривает, что вновь созданное акционерное общество должно представить документы, необходимые для регистрации акций в Государственный комитет по ценным бумагам в течение одного месяца с момента государственной регистрации, а совместное предприятие и акционерное общество, зарегистрированные в свободной экономической зоне,- в течение одного месяца со дня получения свидетельства о полном формировании уставного фонда. При увеличении уставного фонда путем дополнительного выпуска акций документы для их регистрации представляются в указанный комитет в течение одного месяца со дня государственной регистрации внесенных изменений в учредительные документы. Такой же срок( 1 месяц с момента регистрации) установлен и для открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе разгосударствления и приватизации[15]. - нарушение сроков и порядка формирования минимального размера уставного фонда, предусмотренного в соответствии с законодательством. Согласно пункту 42.4 Положения о государственной регистрации и ликвидации(прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента от 16.03.1999 №11, на момент осуществления государственной регистрации уставный фонд: - банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, акционерных обществ, унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, за исключением унитарных предприятий сроки формирования минимального размера уставного фонда которых устанавливается Правительством,- должен быть сформирован полностью; - полных и коммандитных товариществ, обществ с ограниченной ответственностью, обществ с дополнительной ответственностью – должен быть внесен не менее чем на половину; - производственных кооперативов(в том числе сельскохозяйственных производственных кооперативов), крестьянских(фермерских) хозяйств – должен быть внесен не менее чем на 10%. Оставшаяся часть уставного фонда указанных юридических лиц должна быть внесена в течение года со дня государственной регистрации[10]. Контроль за формированием уставного фонда осуществляют инспекции Государственного налогового комитета. - неосуществления предусмотренной учредительными документами предпринимательской деятельности в течение 6 месяцев подряд и ненаправления коммерческой организацией регистрирующему и налоговому органам сообщений о причинах неосуществления такой деятельности[10]. Регистрирующий орган также вправе вынести решение о ликвидации юридического лица, если имеются соответствующие основания, указанные в пункте 41.3 Положения о государственной регистрации и ликвидации(прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента РБ №11: . нарушение сроков и порядка формирования минимального размера уставного фонда, предусмотренного в соответствии с законодательством; . неосуществление предпринимательской деятельности в течение 6 месяцев подряд и ненаправление коммерческой организацией налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности; . препятствие собственником имущества частного унитарного предприятия, местонахождением которого является жилое помещение, проведению соответствующих проверок уполномоченными органами. При наличии указанных выше оснований представление о ликвидации регистрирующему органу(а в отношении организаций с иностранными инвестициями – заявление в хозяйственный суд) могут направлять органы: Комитета государственного контроля; Государственного налогового комитета; Государственного комитета финансовых расследований – и иные уполномоченные органы(прокуратуры, внутренних дел, Министерства статистики и анализа, Комитета государственной безопасности)[10]. Регистрирующий орган обязан согласовывать ликвидацию коммерческих организаций, акции(доли) которой находятся в государственной собственности, с республиканским органом государственного управления или местным исполнительным и распорядительным органом, уполномоченным управлять соответствующим государственным имуществом [10]. Примечательно, что российский законодатель несколько по-иному регулирует вопросы ликвидации юридического лица. В частности, ГК РФ в статье 61 четко определяет, что «юридическое лицо может быть ликвидировано: . по решению его учредителей(участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано; . по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности, запрещенной законом, либо с иными нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией(объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом» [2]. Таким образом, в российском законодательстве отсутствует возможность ликвидации юридического лица по решению регистрирующего органа. Сложно определить, какой из подходов – белорусский или русский - более обоснован. Думаю, каждый из законодателей сделал свой выбор, исходя из целого ряда причин. Дело в том, что в РФ дела о ликвидации юридических лиц рассматриваются преимущественно арбитражными судами. В РБ такие дела подсудны хозяйственным судам, которые на сегодняшний день находятся в тяжелом положении ввиду огромного количества дел, подлежащих рассмотрению. Поэтому, установив возможность принятия решения о ликвидации юридического лица со стороны регистрирующего органа, белорусский законодатель тем самым снизил нагрузку на хозяйственные суды. Следует отметить, что существуют некоторые особенности ликвидации некоммерческих организаций, хотя в целом ликвидация данных юридических лиц осуществляется по общим правилам, установленным законодательством. Пункт 4 статьи 57 ГК гласит: «Юридическое лицо, являясь коммерческой организацией либо действующее в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, ликвидируется также в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса вследствие признания его экономически несостоятельным(банкротом)»[1]. То есть некоммерческая организация прекращает свою деятельность не только по основаниям, изложенным в пункте 2 данной статьи, но для этой категории участников гражданского оборота пункт 4 предусматривает дополнительное основание ликвидации. Кроме того, ряд иных норм ГК также содержит дополнительные основания прекращения данных юридических лиц, но уже конкретизируя непосредственно для каждой отдельной организационно-правовой формы. Так, Кодекс указывает на следующие формы некоммерческих юридических лиц: потребительские кооперативы, общественные организации, религиозные организации, благотворительные и иные фонды, учреждения, ассоциации и союзы(пункт 3 статьи 46 разрешает создание некоммерческой организации и в других формах, предусмотренных законодательством, поэтому уже действуют творческие союзы, товарищества собственников жилых помещений)[1]. Потребительские кооперативы ликвидируются по общим правилам о ликвидации юридических лиц, указанных в статье 57 ГК, а также в судебном порядке по требованию кредиторов(пункт 4 статьи 116)[1]. Общественные организации могут быть ликвидированы по решению их высших органов и по решению суда за совершение объединением действий, указанных в статье 3 Закона РБ «Об общественных объединениях» от 04.10.1994 № 3254-XII (свержение или насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности и безопасности государства, пропаганда войны, насилия, разжигание национальной, религиозной и расовой вражды, оказание отрицательного влияния на физическое и психическое здоровье граждан), в случае повторного в течение года совершения действий, за которые было вынесено письменное предупреждение и если при регистрации общественного объединения со стороны его учредителей были нарушены требования упомянутого выше Закона «Об общественных объединениях» и иных актов законодательства [7]. Политические партии, в соответствии со статьей 35 Закона РБ «О политических партиях» от 05.10.1994 № 3266-XII, прекращают свою деятельность по решению высших органов, а также по решению Верховного Суда РБ за деятельность, имеющую целью изменение конституционного строя, или за ведение пропаганды войны, национальной розни, религиозной и расовой вражды или повторного в течение года совершения действий, за которые было вынесено письменное предупреждение. Кроме того, Верховный Суд вправе вынести решение о ликвидации за нарушение законодательства о массовых мероприятиях в случаях, прямо предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь [8]. Деятельность религиозных организаций может быть прекращена при их ликвидации в соответствии с их собственными установлениями. Решение о ликвидации подобных юридических лиц выносится судом в случае повторного в течение года нарушения законодательства РБ, осуществления деятельности, противоречащей уставу религиозной организации, или направленной против суверенитета РБ, конституционного строя и гражданского согласия, пропаганды войны, социальной, национальной, религиозной, расовой вражды или розни, унижения национальной чести и достоинства, осуществления деятельности, сопряженной с нарушением прав, свобод и законных интересов граждан, а также препятствующей исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или причиняющей вред их здоровью и нравственности(статья 18 Закона РБ «О свободе совести и религиозных организациях» от 17.12.1992 № 2054-XII) [5]. Фонд может быть ликвидирован только судом по заявлению заинтересованных лиц по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 119 ГК: . если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества невозможна; . если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; . в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом; . в иных случаях, предусмотренных законодательством [1]. Следует отметить, что в Республике Беларусь действуют государственные внебюджетные фонды. Согласно статьи 37 Закона РБ «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» от 04.06.1993 № 2347-XII, эти фонды являются составной частью государственных средств и представляют собой совокупность финансовых ресурсов, используемых по целевому назначению. Именно поэтому их ликвидация производится по решению Президента РБ в установленном им порядке [6]. В нашем государстве действуют и бюджетные фонды, законодательство о которых не согласуется с изложенными выше правилами статьи 119 ГК. Примером могут служить бюджетные фонды охраны природы в РБ. Их деятельность регулируется Положением о порядке формирования и использования средств бюджетных фондов охраны природы в РБ на 1998 г., утвержденным Постановлением Совета Министров РБ от 02.04.1998 №30. Учреждение может быть ликвидировано по общим правилам ликвидации юридических лиц, но оно не может быть объявлено банкротом, поскольку субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества учреждения. Это вытекает из анализа статьи 120 ГК [1]. Ликвидация ассоциаций и союзов также осуществляется по общим правилам ликвидации юридических лиц, но ассоциация(союз) не может быть признана банкротом, так как по ее обязательствам субсидиарную ответственность несут ее члены (статья 123 ГК) [1]. Имеются особенности прекращения деятельности потребительских союзов. Они ликвидируются по решению их высших органов с согласия соответствующего исполнительного и распорядительного органа(в случае ликвидации республиканского союза – с согласия Правительства РБ), а также по основаниям, предусмотренным законодательством РБ(пункт 55 Положения о потребительской кооперации в Республике Беларусь, утвержденного Декретом Президента РБ от 20.08.1999 № 32) [26]. Общим для всех случаев ликвидации независимо от оснований ее проведения является создание ликвидационной комиссии, назначения ликвидатора органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица. Фактически именно с этого момента и начинается непосредственно указанный процесс, так как можно говорить о том, что создание ликвидационной комиссии или назначение ликвидатора(суть идентичные понятия) - это воплощенное, реализованное решение о ликвидации юридического лица . Глава 2. Порядок ликвидации юридических лиц. Ликвидация как способ прекращения юридического лица представляет собой достаточно сложную процедуру, порядок проведения которой можно представить следующей схемой. Исходя из статьи 59 ГК, этапами ликвидации являются: 1. выявление кредиторов ликвидируемого юридического лица; 2. составление промежуточного ликвидационного баланса; 3. продажа имущества ликвидируемого юридического лица; 4. выплата денежных сумм кредиторам; 5. составление ликвидационного баланса. Решение о ликвидации юридического лица может быть принято его учредителями(участниками) либо его органом, уполномоченным на то учредительными документами, а также судом и регистрирующим органом. Те же субъекты, которые приняли решение о ликвидации, назначают ликвидационную комиссию(ликвидатора) и устанавливают в соответствии с законодательством порядок и сроки ликвидации. Если подобное решение принимается учредителями(участниками) юридического лица либо органом, уполномоченным на то учредительными документами, оно находит свое отражение в протоколе заседания коллегиального органа или органа, действующего на основе единоначалия. В данном случае ликвидационная комиссия формируется согласно их установлению. Предложения по персональному составу ликвидационной комиссии, согласованные с соответствующими органами и лицами, направляются(передаются) в хозяйственный суд сторонами по делу или одной из них. При отсутствии предложений персонально по представителям государственных органов хозяйственный суд вправе указать в решении на необходимость включения представителей этих органов в состав ликвидационной комиссии и обязать соответствующие органы определить конкретных лиц для работы в ней [14]. При принятии решения о ликвидации хозяйственным судом именно суд формирует ликвидационную комиссию. В Письме Высшего Хозяйственного Суда РБ от 01.07.1999 № 03-24/1207 разъясняется, что осуществляя образование ликвидационной комиссии, суды могут предварительно обсуждать с заинтересованными сторонами ее оптимальный состав [19]. Согласно Постановлению Пленума ВХС РБ от 22.06.2000 № 9 «О порядке назначения хозяйственными судами ликвидационных комиссий, управляющих, ликвидаторов и их деятельности при ликвидации юридического лица», в персональный состав ликвидационной комиссии могут входить представители: . органа, проводившего государственную регистрацию юридического лица; . налогового органа; . таможенного органа; . государственного контролирующего органа, если по результатам его проверки выявлены основания для ликвидации юридического лица; . органа социальной защиты населения; . управлений по занятости комитетов по труду облисполкомов и Минского городского исполкома или районных, городских, региональных центров занятости; . местной администрации; . кредиторов; . собственника, участников, учредителей юридического лица; . органов и(или) трудового коллектива юридического лица, а также руководитель юридического лица [14]. Включение в состав ликвидационной комиссии представителей местной администрации или представителей иных органов, указанных в перечне, является правом суда, рассматривающего дело, и каких-либо ограничений по формированию состава ликвидационной комиссии действующим законодательством не предусмотрено. В то же время, ВХС РБ обращает внимание на то, что при назначении состава ликвидационной комиссии хозяйственные суды должны исходить из конкретных обстоятельств дела и учитывать иные задачи, возложенные на государственные органы действующим законодательством [21]. Очевидно, именно поэтому ВХС рекомендует не включать представителей Министерства иностранных дел и иных министерств в состав ликвидационных комиссий [20]. Кроме того, согласно статье 17 ХПК РБ, судебные акты, вступившие в законную силу, в том числе и о включении представителей соответствующих органов в ликвидационную комиссию, подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РБ. В случае, когда возникает необходимость изменения состава ликвидационной комиссии(включение дополнительных членов, их замена, исключение из состава и так далее), они должны производиться тем же судом, который принял решение о ее создании, а также надзорной инстанцией при условии, что дело пересматривается в порядке надзора [14]. В каждой отдельной ситуации заинтересованные органы вправе обратиться в суд, принявший решение, с ходатайством о замене(исключении из комиссии) его представителей [19]. Если решение о ликвидации принимается регистрирующим органом, то последний в десятидневный срок создает ликвидационную комиссию, назначает ее председателя или ликвидатора, а также устанавливает порядок и сроки ликвидации в соответствии с законодательством(пункт 54 Положения о государственной регистрации и ликвидации(прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента РБ №11). В состав ликвидационной комиссии, создаваемой регистрирующим органом, могут входить один из учредителей(участников), руководитель ликвидируемой коммерческой организации, представители регистрирующего и уполномоченных органов. К работе комиссии на договорных условиях могут привлекаться аудиторы, экономисты, юристы. Члены ликвидационной комиссии назначаются решением регистрирующего органа [10]. Статья 58 ГК устанавливает: «С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица» [1]. С другой стороны, Положение о государственной регистрации и ликвидации(прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента РБ № 11, предусматривает, что с момента создания ликвидационной комиссии полномочия руководителя переходят к этой комиссии, которая решает все вопросы по ликвидации организации в пределах полномочий, предоставленных законодательством [10]. Таким образом, возникает вопрос: какова природа и объем полномочий, переходящих к ликвидационной комиссии? Следует выяснить, полномочия комиссии – это полномочия руководителя или полномочия по управлению делами юридического лица. Вначале попытаемся разобраться, в чем суть понятия «управление делами юридического лица». Статья 68 ГК устанавливает, что управление деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех его участников. Порядок управления и ведения дел коммандитного товарищества его полными товарищами устанавливается в соответствии с законодательством о полном товариществе. Основным принципом управления в хозяйственных товариществах является сосредоточение всей полноты управления в руках участников этих товариществ и единогласие при принятии решения [1]. Что касается хозяйственных обществ( АО, ООО, ОДО), производственных кооперативов, то законодательство определяет не только структуру органов управления, но и исключительную компетенцию высшего органа управления. Вопросы, составляющие исключительную компетенцию последнего, не могут быть переданы для решения в другие органы управления. В отношении унитарных предприятий(УП) ГК устанавливает следующее правило: определяется орган УП – руководитель, назначаемый собственником имущества либо уполномоченным собственником органом и ему подотчетный. Компетенция руководителя строится по остаточному принципу [1]. Как видим, во всех названных случаях законодатель, конструируя модель управления деятельностью коммерческих организаций, не прибегает к использованию термина «управление делами юридического лица», а оперирует другими понятиями. Но статья 59 ГК содержит определенный перечень действий, которые, полагаю, и являются «управлением делами» ликвидируемой коммерческой организации. В пункте 6 Постановления Пленума ВХС РБ от 22.06.2000 № 9 «О порядке назначения хозяйственными судами ликвидационных комиссий, управляющих, ликвидаторов и их деятельности при ликвидации юридического лица» говорится, что «с момента создания ликвидационной комиссии по ликвидации юридического лица собственник его имущества не может осуществлять свои права по управлению этим юридическим лицом ни непосредственно, ни через уполномоченные им органы, поскольку полномочия по управлению делами соответствующего юридического лица переходят к ликвидационной комиссии, подотчетной и подконтрольной хозяйственному суду, которым она назначена» (правда, данное разъяснение касается только ликвидационных комиссий, назначаемых хозяйственными судами, однако для предмета данных рассуждений это обстоятельство не является определяющим) [14]. Следовательно, «управление делами юридического лица», осуществляемое ликвидационной комиссией, предполагает наличие у нее правомочий по решению всех вопросов, возникающих в процессе ликвидации юридического лица, за исключением утверждения промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса. Обратимся к Положению о государственной регистрации и ликвидации(прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденному Декретом Президента РБ №11 в редакции Декрета Президента РБ № 22. Анализ его пунктов позволяет сделать вывод, что при ликвидации юридического лица по решению регистрирующего органа необходимо руководствоваться нормами Положения, а не ГК. Согласно пунктам 55 и 58 указанного Положения, с момента создания ликвидационной комиссии полномочия руководителя коммерческой организации переходят к ликвидационной комиссии, которая решает все вопросы по ликвидации данной организации в пределах полномочий, установленных законодательством [10]. В силу разделения в коммерческой организации полномочий по управлению по уровням управления, только полномочий руководителя этой организации для проведения ее ликвидации недостаточно, поскольку компетенция такого руководителя строится по остаточному принципу(не только в УП). Компетенция руководителя коммерческой организации может быть ограничена законодательством и учредительными документами данной организации, право принятия каких-то конкретных решений может быть обусловлено согласием наблюдательного совета, собрания учредителей(участников) и так далее. Редакционно п.58 Положения построен таким образом, что допускает разное толкование. В частности, слова «в пределах полномочий, установленных законодательством» могут быть истолкованы и как полномочия руководителя, и как полномочия ликвидационной комиссии. Поэтому следует согласиться с В. Ваулиным,что решение о переходе к ликвидационной комиссии полномочий руководителя организации является неудачным [25,36]. Приравняв ликвидационную комиссию к руководителю коммерческой организации и определив ее полномочия, Положение все вопросы управления коммерческой организацией, не перечисленные в п.60, оставило в компетенции иных органов управления, таких как общее собрание участников, акционеров, совет директоров(наблюдательный совет) и так далее. Такое различие в правовом регулировании одного и того же вопроса представляется, с точки зрения Ваулина, неоправданным, хотя бы в силу того, что для этого отсутствуют видимые причины и основания. Думаю, с таким пониманием проблемы стоит согласиться, так как это различие создает трудности не только на стадии принятия решения о ликвидации коммерческой организации, но и в ходе его выполнения. При принятии решения о ликвидации юридического лица возникает вопрос о назначении ее председателя. В качестве последнего не может быть назначен собственник имущества(учредитель, участник), руководитель ликвидируемого юридического лица. Иных требований к председателю ликвидационной комиссии действующим законодательством не предъявляется. Председатель ликвидационной комиссии: . организует работу ликвидационной комиссии; . определяет место, порядок и режим работы членов комиссии; . распределяет права и обязанности между членами комиссии; . подписывает претензии, исковые заявления и другие документы, направляемые в суды и правоохранительные органы; . осуществляет иные полномочия, связанные с руководством ликвидируемым юридическим лицом и его ликвидацией, реализацией плана ликвидации юридического лица . Председатель ликвидационной комиссии без доверенности действует от имени ликвидируемого юридического лица, представляет его интересы на всех предприятиях, в учреждениях и организациях, распоряжается имуществом и средствами в пределах прав, установленных законодательством или органом, принявшим решение о ликвидации, заключает договоры(в том числе и трудовые), выдает доверенности, утверждает штаты юридического лица, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников вне зависимости от того, являются ли они членами ликвидационной комиссии или нет. До момента прекращения трудового договора работники юридического лица осуществляют свои трудовые обязанности в соответствии с трудовыми договорами, однако эти работники с их согласия могут привлекаться председателем ликвидационной комиссии к выполнению мероприятий по ликвидации юридического лица. Кроме того, председатель вправе по своему усмотрению привлекать на договорной(контрактной) основе на период деятельности комиссии лиц для осуществления различных функций и выполнения работ(заданий) [14]. Председатель ликвидационной комиссии несет имущественную и иную ответственность за ущерб, причиненный по его вине ликвидируемому юридическому лицу, его собственнику, участникам, учредителям, третьим лицам. Если он недобросовестно или ненадлежащим образом выполняет свои обязанности, является заинтересованным лицом в отношении ликвидируемого юридического лица или выполнение им своих обязанностей невозможно по иным объективным причинам, в том числе в случае привлечения к уголовной ответственности, решается вопрос об освобождении его от исполнения обязанностей. Если принимается положительное решение, то назначается новый председатель [14]. После осуществления подготовительных действий субъекты, принявшие решение о ликвидации, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осуществляющему регистрацию юридических лиц [1]. В регистрирующий орган представляются: . заявление о ликвидации; . решение о ликвидации; . сведения о составе ликвидационной комиссии, ее председателе или назначении ликвидатора; . сведения о порядке и сроках ликвидации [10]. На основании указанных выше документов регистрирующий орган в десятидневный срок вносит в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, о чем выдает справку. Так как в соответствии с п.4 ст.47 ГК, любое физическое или юридическое лицо вправе получить информацию, которая содержится в указанном регистре, запись в данном документе о ликвидации юридического лица имеет важное значение как для уже имеющихся у него, так и для потенциальных кредиторов ликвидируемого юридического лица . Именно теперь начинается первый этап процесса ликвидации юридического лица , на котором ликвидационная комиссия занимается выявлением кредиторов ликвидируемого субъекта хозяйствования. Для этого комиссия помещает в газете «Рэспублiка» сообщение о ликвидации с указанием адреса расположения, контактных телефонов и режима работы ликвидационной комиссии, а также порядка и срока заявления кредиторами своих требований к ликвидируемому юридическому лицу; получает счет-фактуру и оплачивает его для предоставления в редакцию копии платежного документа. Подтверждением осуществления указанных действий является копия страницы из газеты, на которой опубликовано соответствующее объявление(либо подлинная газета) [14]. Ликвидационная комиссия производит анализ договоров, данных бухгалтерского учета, принимает меры к получению дебиторской задолженности и выявлению кредиторов о ликвидации. Таким образом, составляется перечень кредиторов с указанием сумм долга и дебиторов, план погашения кредиторской и дебиторской задолженности. Все требования кредиторов регистрируются и затем подлежат рассмотрению [14]. Помимо этого, ликвидационная комиссия обязана сосредоточить денежные средства юридического лица на единых расчетном(текущем) и валютном счетах в одном банке, закрыть все счета в других банках, в том числе в зарубежных. Правилами открытия банками счетов клиентам, утвержденными Постановлением Правления Национального банка от 24.05.2001 №116,предусмотрено, что в рассматриваемой ситуации счет ликвидируемого предприятия переоформляется на имя ликвидационной комиссии(ликвидатора). Для этого в банк должны быть представлены: . заявление, подписанное председателем ликвидационной комиссии(ликвидатором); . решение учредителей(участников) либо органа, уполномоченного на то учредительными документами предприятия, суда или иных органов в случаях, предусмотренных законодательными актами, о ликвидации предприятия(желательно, чтобы карточка была удостоверена нотариально); . информация(справка, письмо) регистрирующего органа из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о том, что данное предприятие находится в процессе ликвидации [17]. Ликвидационная комиссия должна провести инвентаризацию в натуральной форме, закрыть филиалы и представительства. В обязательном порядке создается инвентаризационная комиссия. Фактически наличие имущества при инвентаризации определяется путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера [14]. Второй этап ликвидации юридического лица состоит в составлении ликвидационной комиссии промежуточного ликвидационного баланса на основании данных бухгалтерского учета, перечня требований кредиторов, акта инвентаризации по истечении срока предъявления кредиторами требований. Промежуточный ликвидационный баланс содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица , перечень предъявляемых кредиторами требований, а также результаты их рассмотрения, и представляется на утверждение учредителям(участникам) юридического лица или органу, принявшему решение о ликвидации [14]. В целях определения имущества ликвидируемого юридического лица и его оценки ликвидационная комиссия после выявления дебиторской задолженности и проведения инвентаризации или одновременно с этим направляет собственниками(учредителям, участникам) юридического лица требование о погашении остающейся кредиторской задолженности этого юридического лица в полном объеме, в том числе по платежам в бюджет, при условии, что они несут субсидиарную ответственность по обязательствам юридического лица в соответствии с законодательством или учредительными документами, если денежных средств и другого имущества ликвидируемого субъекта хозяйствования недостаточно для погашения кредиторской задолженности в полном объеме; принимает меры по сохранению имеющегося в наличии имущества, находящегося в обороте, включая имущество, переданное в аренду, лизинг, залог т так далее, направляет должникам юридического лица требования об исполнении обязательств, в том числе досрочном, ввиду ликвидации; контролирует выполнение участниками, учредителями юридического лица обязанности по внесению не внесенной части вкладов в уставный фонд и погашению задолженности юридическому лицу по другим обязательствам, а также принимает в установленном порядке меры понуждения к исполнению таких обязательств; обеспечивает выход ликвидируемого юридического лица из состава учредителей(участников) других юридических лиц и получение в соответствии с действующим законодательством стоимости имущества пропорционально его доле в уставном фонде и всех причитающихся ему средств и доходов; анализирует договоры страхования юридического лица с целью определения возможного получения страховых выплат при наступлении страхового случая в связи с ликвидацией; при обнаружении фактов излишней уплаты налогов и неналоговых платежей в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды принимает меры в установленном законодательством порядке по их возврату; возвращает собственнику в натуральной форме имущество, находящееся во владении и пользовании юридического лица, кроме имущества, находящегося у юридического лица на праве полного хозяйственного ведения или праве оперативного управления; оценивает наличное имущество ликвидируемого юридического лица с применением экономически обоснованных цен либо создает из числа членов ликвидационной комиссии и(или) иных лиц специальную комиссию во главе с председателем ликвидационной комиссии для проведения оценки имущества, переданного в целях избежания ответственности перед своими кредиторами другому лицу или иным образом намеренно сокрытого, а также к истребованию имущества и финансовых активов, отчужденных с нарушением требований законодательства [14]. Далее проводится собрание кредиторов или их полномочных представителей в срок, установленный органом, принявшим решение о ликвидации, либо самой ликвидационной комиссией, для согласования с кредиторами плана ликвидации юридического лица, отражающего полную картину его финансового состояния; условия и порядок, очередность и пропорциональность удовлетворения требований кредиторов; интересы его собственников, участников, трудового коллектива; перечень имущества, подлежащего распродаже, и предложения по его поэтапной распродаже; способ, место, время распродажи; условия оплаты расходов по ликвидации предприятия, в том числе по финансированию деятельности ликвидационной комиссии, оплате труда ее членов. План ликвидации должен содержать условия, порядок, очередность, пропорциональность удовлетворения требований кредиторов, поданных после истечения установленного для их заявления срока, но признанных ликвидационной комиссией [14]. На третьем этапе, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, при недостаточности денежных средств у юридического лица(кроме учреждений, по обязательствам которых субсидиарную ответственность несет собственник соответствующего имущества) ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества ликвидируемого юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. В итоге составляются протоколы о результатах торгов, заключаются договоры купли – продажи имущества [1]. Четвертый этап предполагает выплату денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица. При его ликвидации требования кредиторов, согласно статье 60 ГК, удовлетворяются в следующей очередности: . в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда здоровью или жизни путем капитализации соответствующих повременных платежей; . во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий, оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, по выплате вознаграждений по авторским договорам; . в третью очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды; . в четвертую очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица; . в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законодательством [1]. Требования каждой следующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей, а при недостаточности денежных средств и имущества для полного погашения всех требований кредиторов одной очереди эти требования удовлетворяются пропорционально между кредиторами этой очереди [14] После удовлетворения всех требований кредиторов ликвидируемого юридического лица остаток имущества передается его собственнику, учредителям(участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законодательством или учредительными документами юридического лица [10]. Имущественные требования к ликвидируемому субъекту хозяйствования, предъявленные его кредиторами и другими заинтересованными лицами после утверждения хозяйственным судом плана ликвидации юридического лица, принимаются и учитываются ликвидационной комиссией отдельно. Эти требования удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных до утверждения указанного плана. Ликвидационная комиссия может отказать в удовлетворении требований кредиторов, если они заявлены после утверждения ликвидационного баланса или признаны комиссией необоснованными, о чем в адрес этих кредиторов направляется письменное уведомление. При отказе признать требование поданным в установленный срок хозяйственный суд(если он образовал ликвидационную комиссию) по заявлению заинтересованного лица в отдельных случаях с учетом уважительных причин может признать требование кредитора поданным в срок с вынесением мотивированного определения. В случае несогласия кредитора, иного заинтересованного лица с действиями ликвидационной комиссии и ее должностных лиц кредитор или иное заинтересованное лицо вправе предъявить в хозяйственный суд иск к ликвидируемому юридическому лицу в порядке, установленном хозяйственным процессуальным законодательством [14]. По завершении ликвидации юридического лица, удовлетворения и погашения требований кредиторов ликвидационной комиссией составляется ликвидационный баланс, который представляется хозяйственному суду для утверждения с письменным отчетом о работе ликвидационной комиссии. Ликвидационный баланс и отчет(в двух экземплярах) подписывается всеми членами комиссии. К ликвидационному балансу должны быть приложены: . перечень лиц, оставшихся кредиторами ликвидируемого юридического лица, с указанием их требований и размера удовлетворения; . перечень невзысканной или частично взысканной дебиторской задолженности и иного имущества ликвидируемого юридического лица, списанного на убытки; . протокол решения ликвидационной комиссии о подписании ликвидационного баланса и отчета. За достоверность ликвидационного баланса несет ответственность председатель ликвидационной комиссии [14]. На этом завершается пятый этап процесса ликвидации юридического лица . Далее ликвидационная комиссия должна представить в регистрирующий орган следующие документы: . копию публикации в газете «Рэспублiка»; . документ, подтверждающий возврат печати и штампов в органы внутренних дел; . документ, подтверждающий закрытие расчетного(текущего) и иных счетов в банках; . отчет ликвидационной комиссии(ликвидатора); . ликвидационный баланс, подписанный членами ликвидационной комиссии(ликвидатором) и утвержденный собственником имущества либо органом, уполномоченным на то учредительными документами; . подлинник свидетельства о государственной регистрации или, при его отсутствии, документ уполномоченного государственного органа, удостоверяющий факт утраты(уничтожения) этого подлинника; . справку налогового органа о расчетах с бюджетом и возврате извещения о присвоении учетного номера налогоплательщика; . справку Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты; . справку таможенного органа об отсутствии задолженности по платежам, взимаемым таможенными органами; . справку государственной службы занятости; . справку соответствующих территориальных органов государственной статистики об отсутствии задолженности по статистической отчетности перед этими органами; . справку соответствующего территориального(городского или районного) архива соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа о сдаче на хранение документов . На основании этих документов регистрирующий орган исключает юридическое лицо из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и в десятидневный срок сообщает в налоговые органы и органы государственной статистики [14]. Юридическое лицо считается ликвидированным с даты внесения записи о ликвидации в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [1]. На практике может возникнуть ситуация, когда после ликвидации юридического лица окажется, что оно в целях избежания ответственности перед своими кредиторами передало другому лицу или иным образом намеренно скрыло часть своего имущества. Статья 62 ГК в таком случае указывает на право кредиторов, не получивших полного удовлетворения своих требований в рамках ликвидационного производства, обратить взыскание на это имущество в непогашенной части долга. При этом применяются правила, установленные в статье 284 ГК о расчетах при возврате имущества из незаконного владения недобросовестного владельца. Лицо, которому было передано имущество, считается недобросовестным, если оно знало или должно было знать о намерении юридического лица скрыть это имущество от кредиторов [1]. В случае, когда юридическое лицо не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, оно может быть признано экономически несостоятельным(банкротом). Согласно пункту 1.4 Указа Президента РБ от 12.11.2003 № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности(банкротстве)», банкротство – это неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда о банкротстве с ликвидацией должника-юридического лица, прекращением деятельности должника [11]. Заявление о признании субъекта хозяйствования экономически несостоятельным может быть подано в хозяйственный суд самим должником, его кредиторами, а также прокурором и иными уполномоченными органами. Следует отметить, что на собственнике имущества, учредителях(участниках) юридического лица, государственных органах, местных исполнительных и распорядительных органах лежит обязанность принимать все необходимые меры по предотвращению банкротства(статья 15 Закона РБ «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» от 18.07.2000 № 423-З) [9]. Если предпринятые меры оказываются недостаточными и экономическая несостоятельность юридического лица неизбежна, суд выносит решение о банкротстве с ликвидацией и освобождении юридического лица от всех долгов либо решение о банкротстве с санацией юридического лица [11]. Санация - это процедура конкурсного производства, предусматривающая переход права собственности, изменение договорных и иных обязательств, реорганизацию, реструктуризацию или оказание финансовой поддержки должнику, осуществляемая для восстановления его устойчивой платежеспособности и урегулирования взаимоотношений должника и кредиторов в установленные сроки [9]. Для проведения санации назначается управляющий, к которому переходит управление делами. При осуществлении указанной процедуры в первую очередь погашается задолженность по требованиям физических лиц, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни и здоровью, а во вторую очередь - задолженность по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих у должника по трудовому договору(контракту), и задолженность по выплате вознаграждений по авторским договорам []. В случае возбуждения ликвидационного производства, выявляются требования кредиторов должника, а затем составляется план ликвидации юридического лица, согласно которому удовлетворяются предъявленные требования кредиторов из имущества ликвидируемого субъекта хозяйствования в соответствии с очередностью, предусмотренной статьей 60 ГК [9]. Таким образом, банкротство юридического лица является основанием для его ликвидации. Выводы. Ликвидация как способ прекращения юридического лица представляет собой довольно сложное правовое явление, влекущее своеобразную «смерть» того или иного субъекта хозяйствования. На современном этапе развития белорусского общества ликвидация юридического лица встречается отнюдь не редко: в условиях рыночной экономики многие пробуют свои силы в предпринимательстве, однако понятно, что не все попытки будут удачными. В результате наблюдается активный процесс естественного ухода с рынка многих юридических лиц. И это нельзя считать чем-то форс-мажорным: ликвидация, в известном смысле, сопряжена с естественным риском участия в гражданском обороте. Кроме того, будучи грамотно проведенной, она фактически решает проблему сохранения собственности учредителей(участников) юридического лица. Ликвидация может быть добровольной и принудительной. На мой взгляд, следует также выделять третий ее вид – вынужденную ликвидацию, которая имеет место в случае признания судом недействительной регистрации юридического лица. Считаю, что наиболее эффективным способом прекращения субъекта хозяйствования является добровольная ликвидация, поскольку он не связан с судебными издержками(проводится без вмешательства суда), экономится также время проведения процедуры. Необходимо обратить внимание на то, что несмотря на жесткое правовое регулирование процесса ликвидации в законодательстве, на практике правоприменители сталкиваются с определенными трудностями(к примеру, при выяснении вопроса о полномочиях ликвидационной комиссии и так далее). Широко распространены случаи псевдоликвидации юридических лиц. Ситуация такова, что учредители(участники) или собственник юридического лица принимают решение о прекращении деятельности субъекта хозяйствования, чтобы не иметь к нему больше никакого отношения. Способов для достижения указанной цели существует огромное множество, как законных, так и незаконных. Интересно, что в популярной литературе указывается семь «законных» способов ликвидации юридических лиц, однако наиболее распространенными являются только четыре: ликвидация обычным путем, прописанным в законодательстве (такой способ занимает 5-6 месяцев), «ликвидация» путем замены учредителей, а также руководителя (занимает 1-2 недели), присоединение к другому юридическому лицу (по существу, это реорганизация) и слияние с другим юридическим лицом (тоже реорганизация). Приведенные факты свидетельствуют о необходимости более четкой регламентации института ликвидации юридического лица, так как указанный процесс в значительной степени затрагивает интересы не только кредиторов юридического лица, но и государства. Список использованных источников. Нормативные акты: 1. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998г.//НРПА.-1998.-№ 218-З.-2/744. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994г.№ 51- ФЗ(часть первая). 3. Закон Республики Беларусь «О предприятиях» от 14.12.1990г.//НРПА.- 2001.-№ 48.- 2/759. 4. Закон Республики Беларусь «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью» от 9.12.1992г.//Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1998. №2. 5. Закон Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» от 17.12.1992г.//НРПА Республики Беларусь. 2002. № 123. 2/886. 6. Закон Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» от 4.06.1993г.//НРПА.- 2001.-№ 2/388. 7. Закон Республики Беларусь «Об общественных объединениях» от 4.10.1994г.//НРПА. 2003.№ 74. 2/962. 8. Закон Республики Беларусь «О политических партиях» от 5.10.1994г.//НРПА. 2001. № 2/444. 9. Закон Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности(банкротстве)» от 18.07.2000г.//НРПА. 2000. № 2/198. 10. Положение о государственной регистрации и ликвидации(прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утв. Декретом Президента Республики Беларусь от 16.03.1999г. № 11//НРПА . 2003. №127.1/5084. 11. Указ Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах экономической несостоятельности(банкротства)» от 12.11.2003г.//НРПА. 2003.№ 508.1/5085. 12. Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О нормативном регулировании понятия «чистые активы» от 22.11.1999г. //НРПА. 1999.№ 1825. 5/2092. 13. Правила накопления накопления повременных платежей ликвидируемых предприятий в связи с причинением увечья, иным повреждением здоровья либо смертью работника при исполнении им своих трудовых обязанностей, утв. Постановлением Совета Министров от 4.11.1992.//НРПА.1999. №664.8/5972 14. Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь «О порядке назначения хозяйственными судами ликвидационных комиссий, управляющих, ликвидаторов и их деятельности при ликвидации юридических лиц» от 22.06.2000 //НРПА.2000. № 9. 6/253. 15. Положение о порядке эмиссии, регистрации и размещении ценных бумаг на территории Республики Беларусь, утв. Постановлением Государственного комитета по ценным бумагам от 27.06.2000//НРПА.2000.№ 12.4/3887. 16. Правила открытия банками счетов клиентам, утв. Постановлением Правления Национального банка от 28.09.2000//НРПА. 2000.№ 24.12. 8/4333. 17. Правила размещения банками Республики Беларусь денежных средств в форме кредита, утв. Постановлением Правления Национального банка от 24.05.2001//НРПА. 2001.№ 116. 8/6239. 18. Письмо Высшего Хозяйственного Суда РБ от 20.05.1997. №01-10/553. 19. Письмо Высшего Хозяйственного Суда РБ от 01.07.1999. №03- 24/1207. 20. Письмо Высшего Хозяйственного Суда РБ от 13.12.2000. №03- 24/2089. 21. Письмо Высшего Хозяйственного Суда РБ от 21.09.2001. №03- 25/1544. 22. Письмо Фонда социального страхования РФ от 30.11.1995. №05-454. Литература: 23. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь : В 2 кн. Кн. 1//Отв. ред. В.Ф. Чигир.- Мн.: Амалфея, 1999. 24. Алешкин А., Томкович Р. Алгоритм юридических действий по ликвидации юридического лица // Юрист. 2001.№ 2. 25. Ваулин В. Ликвидация коммерческой организации: некоторые вопросы полномочий ликвидационных комиссий// Юрист. 2002. № 12. 26. Гражданское право: Учебник. В 2 ч. Ч.1/Под общ. ред. проф. В.Ф. Чигира.- Мн.: Амалфея, 2000.- 976 с. |
|