На главную

Подведомственность и подсудность гражданских дел


Подведомственность и подсудность гражданских дел

[pic]

Министерство общего и профессионального образования

Волжский Гуманитарный Институт

Волгоградского Государственного Университета

кафедра правовых дисциплин

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По гражданскому процессуальному праву

На тему: "Подведомственность и подсудность гражданских дел."

выполнил:

студент V курса юридического

факультета группы ЮЗ-942

Петренко С.Н.

научный руководитель:

Мелихов В. М.

Волжский 1999г.

Содержание:

Содержание: 2

Понятие и виды подведомственности. 3

Подведомственность гражданских дел судам. 4

Подведомственность отдельных категорий гражданских дел. 8

Понятие и виды подсудности 13

Порядок разрешения вопросов о подсудности. Передача дел из одного суда в

другой. 18

Литература: 20

Понятие и виды подведомственности.

Каждый орган государства, выполняя возложенные на него задачи, должея

действовать в пределах предоставленных ему полномочий и не вторгаться в

компетенцию других органов. Такое разграничение полномочий является важным

условием, обеспечивающим нормальную, правомерную деятельность всего

государственного аппарата, в том числе и судов.

По смыслу ст. 163 Конституции, правосудие в Российской Федерации может

осуществляться только судом, никакой другой орган государственной власти

или управления не вправе принять на себя судебные функции и разрешить

вопрос, отнесенный законом к ведению суда. Точно так же ни один суд не

может принять к производству и разрешить дело, отнесенное по закону к

ведению других правоохранительных органов.

Отсюда следует, что, принимая дело к производству, суд должен прежде

всего проверить, может ли данное дело вообще рассматриваться в судебном

порядке, не отнесено ли оно законом к ведению какого - либо другого органа.

Другими словами, он должен определить подведомственность дела.

Подведомственность гражданских дел судам.

Подведомственность в гражданском процессе имеет задачей точное

определение круга гражданских дел, разрешение которых законом отнесено к

компетенции определенного государственного органа или общественной

организации. В соответствии с этим различается подведомственность судебная

(общему или арбитражному суду), административная, подведомственность дел

общественным организациям (третейскому суду, биржевым комиссиям и др.).

Следовательно, определить подведомственность гражданских дел общему

суду - значит выяснить, какие именно из них по закону подлежат рассмотрению

в судах в порядке гражданского судопроизводства.

Границы подведомственности гражданских дел общим судам до недавнего

времени достаточно точно очерчивались ст. ст. 25, 28 ГПК. Эти нормы и

сегодня в основном сохраняют значение.

Согласно ст. 25 ГПК, к ведению общих судов относятся:

а) дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых и

колхозных правоотношений, если хотя бы одной из сторон в споре является

гражданин, за исключением случаев, когда разрешение таких споров законом

отнесено к ведению административных или иных органов;

б) дела по спорам, возникающим из договоров перевозки грузов в прямом

международном железнодорожном и воздушном грузовом сообщении между

предприятиями, организациями, с одной стороны, и органами железнодорожного

или воздушного транспорта, с другой стороны, вытекающим из международных

соглашений;

в) дела, возникающие из административно-правовых отношений,

перечисленные в ст. 231 ГПК;

г) дела особого производства, перечисленные в ст. 245 ГПК.

Судами рассматриваются также и другие дела в случаях, установленных

законодательством Российской Федерации или входящих в ее состав республик.

Статья 28 ГПК дополняет изложенные выше правила подведомственности

следующим положением: при объединении нескольких связа нных между собой

требований, из которых одни подведомственны суду, а Другие - арбитражному

суду, все требова ния подлежат рассмотрению в общем суде.

Однако надо учитывать, что экономическая реформа в Российской

Федерации, непосредственно связанная с изменением всей системы

экономических отношений на основе введения многообразия и равенства форм

собственности и форм хозяйствования, коренные изменения, произошедшие в

политической, социальной жизни общества повлекли за собой существенное

изменение гражданского процессуального законодательства, значительно

расширившего компетенцию судов по разрешению гражданских дел. Поэтому в

настоящее время указанные нормы необходимо рассматривать в тесной связи с

многочисленными законами, принятыми в последнее время, из числа которых

прежде всего следует выделить Закон «Об арбитражном суде», Закон «Об

обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»

от 27 апреля 1993 г.; Земельный кодекс, налоговое, пенсионное

законодательство и др.

Анализ этих и других законов, принятых в последнее время, показывает,

что гражданское судопроизводство становится основным и всеобъемлющим

способом защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и их

объединений, не только в случаях, указанных ст. 25 ГПК, но практически в

любых конфликтных ситуациях, когда в результате действий каких-либо лиц,

организаций, органов государственной власти и управления ущемляются

гарантированные Конституцией и другими законами права и свободы граждан

либо создаются помехи в их осуществлении.

Это принципиальное положение четко закреплено в ст. 7 Основ

законодательства о судоустройстве: граждане имеют право на судебную защиту

от неправомерных действий органов государственного управления и

должностных лиц, а также от любых посягательств на честь и достоинство,

жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество, иные права и свободы,

предусмотренные Конституцией и законами. Иной порядок защиты прав и

законных интересов граждан может быть установлен только законами Российской

Федерации и республик, входящих в ее состав.

Таким образом, при определении судебной подведомственности в области

разрешения гражданских дел в настоящее время не имеет значения, из каких

правоотношений возник спор, поскольку, как это видно из приведенного

положения, любое право и свобода гражданина подлежат судебной защите, если

иной порядок прямо не установлен законом.

Круг таких случаев весьма незначителен. Так, в соответствии со ст. 220

КЗоТ подавляющая часть коллективных трудовых споров, возникающих между

администрацией предприятия (организации) и трудовым коллективом или

профсоюзом, судам не подведомственна и рассматривается в особом порядке.

Исключение составляют дела о признании забастовки незаконной, разрешение

которых отнесено к ведению общих судов.

Из числа индивидуальных трудовых споров суду не подведомственны и

разрешаются в особом порядке споры руководящих работников, избираемых,

утверждаемых или назначаемых на должность высшими органами государственной

власти и управления Российской Федерации, а также судей, прокуроров, их

заместителей и помощников по вопросам увольнения, перевода на другую

работу, оплаты за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачи-

ваемой работы и наложения дисциплинарных взысканий.

Полностью сохраняет значение административный порядок разрешения

некоторых жилищных дел, земельных споров, споров, возникающих из семейных,

финансовых, административных правоотношений, из отношений, регулируемых

изобретательским, патентным правом и др.

Примерно тот же принцип действует и при определении общих границ

подведомственности дел арбитражному суду. В соответствии со ст.ст. 1, 5, 6

Закона «Об арбитражном суде» и ст.ст. 20-22 АПК, регулирующими данный

вопрос, к ведению арбитражных судов отнесено разрешение экономических

(хозяйственных) споров между предприятиями, учреждениями, организациями

независимо от ведомстве нной принадлежности и подчиненности; споров между

гражданами-предпринимателями, - возникающих в процессе осуществления ими

предпр инимательской деятельности, а также определенных категорий споров в

сфере управления. Все возможные отступления от этого общего правила

допускаются только в случаях, прямо установленных законодательством

Российской Федерации или входящих в ее состав республик,

Сложнее решается вопрос о разграничении подведомственности общего и

арбитражного судов. Исходные факторы при решении данного вопроса -

характер спорного правоотношения и его субъектный состав.

Арбитражный суд действует преимущественно в области разрешения

хозяйственных (экономических) споров, возникающих между предприятиями,

организациями, а также гражданами-предпринимателями в процессе

осуществления ими предпринимательской деятельности.

Но те же споры подлежат рассмотрению в общем суде, если хотя бы одной

из сторон является гражданин, не имеющий статуса предпринимателя, либо в

случае, когда гражданин имеет такой статус, но дело возникло не в связи с

осуществлением им предпринимательской деятельности. Приоритет общим судам

отдается также и в том случае, когда в законодательном акте

подведомственность определена альтернативно (суду или арбитражному суду)

либо имеются лишь общие указания о судебном порядке рассмотрения требования

или жалобы. С другой стороны, надо иметь в виду, что немалое число споров,

возникающих между организациями, в настоящее время по-прежнему

рассматривается общими судами.

В порядке исключения из общего правила о подведомственности

арбитражному суду споров, возникающих из договоров перевозки, в пределах

под ведомственности общих судов оставлены дела по спорам, возникающим из

договоров перевозки грузов в прямом международном железнодорожном и

воздушном грузовом сообщении (ст. 25 ГПК). Суды вправе рассматривать

подобные споры независимо от суммы иска, если международным соглашением не

установлено иное.

Обязательным признаком такого договора, а значит, и критерием,

позволяющим отграничить указанные дела от всех прочих споров, вытекающих

из договоров перевозки, является наличие накладной международного

железнодорожного, воздушного или смешанного железнодорожно-водного

сообщения, составленной по установленной форме. При отсутствии накладной

дело подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

В системе общих судов рассматриваются дела, связанные с нарушением

законодательства об экономической зоне Российской Федерации; дела о

признании противозаконной деятельности объединений граждан, в том числе

политических партий, общественных организаций и массовых движений,

посягающей на национальное равноправие граждан и насильственное нарушение

единства территории Российской Федерации, и ее запрещении.

Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «О средствах

массовой информации» (ст. 61) установлено, что отказ в регистрации средства

массовой информации либо нарушение государственным органом порядка и сроков

регистрации, а также решение о прекращении деятельности средства массовой

информа-мации могут быть обжалованы в суд и рассматриваются судом, включая

имущественные споры, в порядке гражданского судопроизводства.

Воспрепятствование распространению продукции средства массовой информации,

в том числе путем изъятия тиража или его части, не допускается иначе как на

основании вступившего в законную си лу решения суда.

По смыслу ст. 7 ГК с иском об опровержении сведений, порочащих честь и

достоинство и возмещении связанного с этим морального ущерба, в суд могут

обращаться организации, если это ущемляет их законные права и интересы,

нарушает нормальную производственно-хозяйственную деятельность, порочит их

репутацию.

Согласно ст. 9 Закона «Об иностранных инвестициях в РСФСР», споры

иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями с

государственными органами, предприятиями, общественными организациями и

другими юридическими лицами, споры между инвесторами и предприятиями с

иностранными инвестициями по вопросам, связанным с их хозяйственной

деятельностью, а также споры между участниками предприятий с иностранными

инвестициями и самим предприятием, рассматриваются судами общей юрисдикции,

если иной порядок не предусмотрен международным договором, действующим на

территории Российской Федерации.

Спор об отмене разрешения на хозяйственную деятельность, выданного

организации, гражданину-предпринимателю, подлежит разрешению в арбитражном

суде. Если же гражданин, получивший разрешение на хозяйственную

деятельность, еще не зарегистрирован как предприниматель, такой спор

разрешается в общем суде.

Определяя подведомственность гражданских дел, законодательство, как

правило, в каждом случае предусматривает определенный способ защиты

нарушенного или оспариваемого права, исключая возможность обращения за

разрешением дела в какой-то другой орган помимо указанного в законе.

Установленная таким образом подведомственность называется исключительной.

Исключительная подведомственность установлена для большинства споров,

возникающих из гражданских, семейных, административных правоотношений.

Вместе с тем, принимая во внимание различные обстоятельства (в одних

случаях - необходимость обеспечить более оперативное решение вопроса,

исключить возможность поступления в суд заведомо бесспорных дел, в других-

характер спорного правоотношения, быстрее и правильнее разобраться в

котором могут созданные на местах органы или общественные организации и т.

п.), законодатель в ряде случаев отступает от этого правила.

Так, для некоторых категорий гражданских дел важным условием

подведомственности их общему или арбитражному суду является соблюдение

предварительного внесудебного порядка урегулирования спора (условная

подведомственность). Так, дела по искам, вытекающим из железнодорожных,

водных или воздушных перевозок, суд может рассматривать только при

выполнении истцом претензионного порядка, т. е. после предварительного

предъявления истцом претензии непосредственно к ответчику.

В соответствии со ст. 3 Закона от 21 мая 1990 г. «О правах,

обязанностях и ответственности государственных налоговых инспекций» решение

налоговой инспекции по жалобам на действия должностных лиц инспекций может

быть обжаловано в вышестоящую налоговую инспекцию. При несогласии граждан с

принятым решением действия должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Необходимость предварительного обращения в вышестоящий орган требуется и по

некоторым категориям дел, возникающих из административно-правовых

отношений. Условная подведомственность установлена для большинства трудовых

и земельных споров.

В ряде случаев закон допускает возможность рассмотрения тех или иных

категорий гражданских дел не только в суде, но и в другом юрисдикционном

органе (альтернативная подведомственность). Выбор между несколькими

органами, которым, согласно закону, подведомственно дело, в одних случаях

предоставляется истцу, в других - определяется соглашением сторон. Такая

подведомственность предусмотрена, в частности, для гражданско-правовых

споров, разрешаемых третейскими судами. Жалоба на решение комиссии по

назначению пенсий может быть подана в районный (городской) орган власти

либо в районный (городской) народный суд.

Возможность выбора между судебной и административной формой защиты

права допускается и в некоторых других случаях. Перечень подобных дел

исчерпывающе определяется законом и не может толковаться распро

странительно.

Подведомственность отдельных категорий гражданских дел.

1. Подведомственность споров, возникающих из жилищных правоотношении.

По общему правилу, такие споры рассматриваются в судебном порядке. Вместе с

тем закон допускает и несудебный порядок разрешения некоторых жилищных дел.

Например, судебные органы не вправе рассматривать споры, связанные с

распределением жилых помещений. Однако ордер, выданный на занятие жилого

помещения с нарушением установленного законом порядка, может быть оспорен в

суде (ст. 48 ЖК). В таком же порядке рассматриваются и требования о

предоставлении жилого помещения, если они основаны на гражданско-правовом

обязательстве: о предоставлении помещения после капитального ремонта, в

связи со сносом дома и т. п.

В порядке, установленном для обжалования неправомерных действий

государственных органов, общественных организаций и должностных лиц в суде,

могут быть оспорены отказ местной администрации в постановке на учет для

предоставления жилья или улучшения жилищных условий, исключение из списка

очередников, отказ в прописке или приватизации квартиры и другие действия,

ущемляющие жилищные права граждан.

Не рассматриваются в судах споры о праве собственности на самовольно

возведенные строения, о сносе таких строений, споры между нанимателями по

поводу обмена жилых помещений в домах, принадлежащих гражданам на праве

личной собственности.

Договор найма жилого помещения не может быть расторгнут, и наниматель

не может быть выселен из занимаемого им жилого помещения иначе как в

судебном порядке. Как исключение, допускается выселение в административном

порядке с санкции прокурора лишь лиц, самоуправно занявших помещение или

проживающих в домах, грозящих обвалом (ст. 90 ЖК).

Некоторой сложностью отличается решение вопроса о подведомственности

споров, возникающих между жилищно-строительными кооперативами (ЖСК) и его

членами и между последними и членами их семей.

Судам не подведомственны споры: о распределении жилых помещений между

членами кооператива; об установлении размера вступительного и паевого

взноса; о приеме в члены кооператива, за исключением случаев, когда

граждане имеют преимущественное право на вступление в члены кооператива и

сохраняют право дальнейшего пользования жилым помещением в кооперативном

доме; все иные споры по вопросам, разрешение которых отнесено к компетенции

общего собрания членов ЖСК (собрания уполномоченных).

В частности, судом не может быть рассмотрен спор между членами ЖСК,

нуждающимися в улучшений жилищных условий, о том, кто из них имеет

преимущественное право на получение освободившейся квартиры в доме ЖСК, а

также в том случае, когда член ЖСК просит в порядке улучшения жилищных

условий передать эту квартиру члену своей семьи. Однако поскольку во всех

отмеченных случаях решением компетентного органа ЖСК могут быть нарушены

права граждан, последние вправе на общих основаниях обжаловать их в суд в

порядке, установленном для обжалования неправомерных действий органов

государственного управления, должностных лиц и общественных организаций.

Требования ЖСК о взыскании задолженности по очередным паевым взносам с

членов кооператива, взыскание задолженности по просроченным платежам в счет

покрытия расходов по дому реализуются в бесспорном порядке на основании

исполнительной надписи нотариуса и могут рассматриваться судом лишь в

случае утраты такой возможности.

2. Подведомственность споров, возникающих из изобретательских

правоотношений, определяется Основами гражданского законодательства (ст.

ст. 109, 116); ГК (разд. 5 и 6); Законом об изобретениях от 31 мая 1991

г., Патентным законом Российской федерации от 23 сентября 1992г.

В соответствии с названными нормативными актами, споры, связанные с

изобретательской деятельностью, рассматриваются:

а) общими судами;

б) при возникновении таких споров между предприятиями - арбитражными

судами;

в) споры, возникающие в связи с реализацией трудовых прав авторов

изобретений, рассматриваются в порядке, установленном для разрешения

трудовых споров;

г) некоторая часть таких споров рассматривается в особо установленном

законом порядке.

Так, в системе общих судов рассматриваются споры: об авторстве

(соавторстве) на изобретение; об установлении патентообладателя; о

нарушении исключительного права на использование изобретения и других

имущественных прав патентообладателя; о заключении и исполнении договора об

использовании изобретения предприятием, когда патентообладателем является

работник предприятия; о денежной компенсации за использование изобретения и

ее размерах; о взыскании вознаграждения за использование изобретения; о

распределении между соавторами вознаграждения за использование изобретения;

о праве преждепользования.

Не подведомственны общим судам и разрешаются в особом порядке споры: об

отказе в выдаче патента; о признании выданного патента недействительным

частично или полностью; об отказе в передаче иностранным физическим или

юридическим лицам права на использование изобретения по патенту и др.

Споры, возникающие в связи с участием автора в подготовке к

использованию изобретений и рационализаторских предложений, рассматриваются

в порядке, установленном для рассмотрения трудовых споров.

3. Дела, возникающие из семейных правоотношении,как правило,

разрешаются судом (п. 1 ст. 25 ГПК).

Из этого правила допускаются следующие исключения:

а) брак между супругами, не имеющими несовершеннолетних детей, при

взаимном согласии их на развод, расторгается органами загса. Однако при

споре между ними брак может быть расторгнут только в судебном порядке (ст.

38 КоБС);

б) в таком же порядке расторгается брак с лицами, признанными в

установленном законом порядке безвестно отсутствующими, недееспособными; с

лицами, осужденными за совершение преступления к лишению свободы на срок не

менее трех лет. Однако если находящийся в местах лишения свободы супруг или

опекун недееспособного супруга возбудит спор о детях, разделе совместно

нажитого супругами имущества, выплате средств на содержание нуждающемуся

нетрудоспособному супругу, брак расторгается через суд (ст. 39 КоБС);

в) споры между родителями, касающиеся воспитания детей, разрешаются

органами опеки и попечительства с участием родителей (ст. 54 КоБС);

г) споры о порядке участия в воспитании детей родителя, проживающего

от них отдельно, разрешаются органами опеки и попечительства с участием

родителей. В тех случаях, когда родители не подчиняются решению органа

опеки и попечительства, последний вправе обратиться за разрешением спора в

суд (ст. 56 КоБС);

д) споры по поводу установления опеки и попечи тельства, освобождения

и отстранения опекунов и по печителей от их обязанностей и по другим

вопросам, связанным с осуществлением опеки и попечительства, разрешаются в

административном порядке органами местного самоуправления.

Однако решение указанных органов может быть обжаловано в порядке,

установленном законом для обжалования неправомерных действий

государственных органов, общественных организаций и должностных лиц

(ст.ст. 120, 126, 136, 137, 138 КоБС).

4. Основные правила, определяющие подведомственность трудовых споров,

содержатся в КЗоТ, Законе о порядке разрешения коллективных трудовых споров

(конфликтов) от 9 октября 1989 г., а также ряде других законов. Указанные

нормативные акты в зависимости от предмета спора и участвующих в нем

субъектов устанавливают различный порядок разрешения трудовых споров.

Трудовые споры между работником и администрацией по вопросам, связанным

с применением законодательства о труде, коллективных трудовых договоров и

правил внутреннего трудового распорядка, а также условий трудового договора

(контракта), разрешаются в комиссиях по трудовым спорам (КТС), после

рассмотрения в которых они могут быть перенесены на решение суда (ст.ст.

204, 208, 210 КЗоТ).

Из этого правила допускаются исключения:

а) действующим трудовым законодательством предусматривается ряд

случаев, когда трудовой спор может рассматриваться непосредственно в суде

без обращения в комиссию по трудовым спорам;

б) некоторые категории трудовых дел изъяты из компетенции указанных

органов и разрешаются в особом порядке (ст. 218 КЗоТ).

Все трудовые споры, подведомственные КТС и суду, могут быть приняты к

рассмотрению судом лишь при условии предварительного рассмотрения их в

указанных органах. Поэтому суды не должны принимать к рассмотрению такого

рода дела, если истцом не был соблюден указанный порядок (п. 2 ст. 129

ГПК).

В соответствии со ст. 210 КЗоТ непосредственно в суде рассматриваются:

1) трудовые споры по заявлениям работников предприятий, учреждений,

организаций, где КТС не избираются или почему-либо не созданы;

2) иски рабочих и служащих о восстановлении на работе (независимо от

причины увольнения), об изменении формулировки причин и даты

увольнения, об оплате за время вынужденного прогула или выполнения

нижеоплачиваемой работы;

3) иски администрации предприятия, учреждения, организации к работникам

о возмещении причиненного ущерба;

4) тот же порядок применяется при разрешении споров об отказе в приеме

на работу: лиц, приглашенных в порядке перевода с другого предприятия, из

учреждения, организации; молодых специалистов, окончивших высшее или

среднее специальное учебное заведение и направленных в установленном

порядке на работу на данное предприятие, в учреждение, организацию; других

лиц, с которыми администрация предприятия, учреждения, организации в

соответствии с законодательством о труде была обязана заключить трудовой

договор.

Этот порядок не распространяется на трудовые споры некоторых категорий

работников. Так, трудовые споры руководящих работников, избираемых,

утверждаемых или назначаемых на должности органами государственной власти и

управления Российской Федерации, республик, входящих в ее состав, по

вопросам увольнения, изменения даты и формулировки причины увольнения,

перевода на другую работу, оплаты за время вынужденного прогула или

выполнения нижеопла-чиваемой работы и наложения дисциплинарных взысканий,

рассматриваются в порядке подчиненности вышестоящими органами

государственной власти и управления. Однако решение, принятое вышестоящим

органом по данному вопросу, может быть оспорено работником в суде в

порядке, установленном для обжалования неправомерных действий органов

управления, должностных лиц и общественных организаций, ущемляющих права

граждан.

Споры судей, прокуроров, их заместителей и помощников, следователей

прокуратуры рассматриваются в особом порядке, установленном

законодательством Российской Федерации и республик, входящих в ее состав

(см. ст. ст. 14, 15, 18 Закона о статусе судей).

В особом порядке разрешаются коллективные споры (конфликты),

возникающие между администрацией предприятия, учреждения, организации и

трудовым коллективом (коллективом подразделения) или профсоюзом по

вопросам установления новых или изменения существующих условий труда и

быта, заключения и исполнения коллективного договора и иных соглашений, в

части установления новых или изменения существующих социально-экономических

условий труда.

В соответствии с Законом от 9 октября 1989 г. о порядке разрешения

коллективных трудовых споров (конфликтов) такого рода споры разрешаются

специальными комиссиями, которые создаются на паритетных началах из равного

числа представителей сторон. Решение в комиссии принимается на основе

переговоров между сторонами, оформляется протоколом и имеет обязательную

силу для сторон. При недостижении соглашения в примирительной комиссии или

неисполнении ее решения стороны вправе обратиться к трудовому арбитражу.

Трудовой арбитраж создается самими сторонами, соглашением сторон

определяется и его персональный состав. Решение в трудовом арбитраже должно

быть принято в семидневный срок и обязательно для исполнения.

В случаях неурегулирования конфликта примирительными органами трудовой

коллектив вправе использовать для удовлетворения своих требований все иные

предусмотренные законом средства, вплоть до объявления забастовки. Решение

о начале забастовки принимается собранием (конференцией) трудового

коллектива тайным голосованием. В случае несогласия с решением коллектива о

проведении забастовки администрация, другие органы управления вправе

обратиться в суд с заявлением о признании забастовки незаконной. Решение

суда должно быть незамедлительно доведено до сведения участников забастовки

и других членов трудового коллектива.

Организация забастовки, признанной судом незаконной, или участие в ней

рассматриваются как нарушение трудовой дисциплины и могут повлечь

применение мер дисциплинарного взыскания и материальной ответственности.

5. Подведомственость земельных споров регулируется главным образом

Земельным кодексом, Законами «О земельной реформе», «О крестьянском

(фермерском) хозяйстве» и другими нормативными актами.

Заложенное в названных нормативных актах многообразие земельных

отношений, их принципиальная новизна, радикальные перемены в правовом

режиме использования земель делают неизбежным появление разнообразных

конфликтов, связанных с выделением и изъятием земель, нарушением или

ограничением права собственности на землю, землепользования и

землевладения, невыполнением участниками этих отношений взаимных прав и

обязанностей. Согласно ст. 115 ЗК, земельные споры могут разрешаться

органами власти, общими судами или арбитражными судами в соответствии с их

компетенцией.

Для некоторых земельных споров установлен особый порядок их разрешения.

Так, споры предприятий, учреждений и организаций других субъектов СНГ по

вопросам землепользования на территории Российской Федерации

рассматриваются в согласительном порядке представителями заинтересованных

государств.

Споры с участием республик, входящих в состав Российской Федерации,

автономной области, автономных округов, возникающие в связи с

предоставлением и использованием земли, рассматриваются комиссиями,

образуемыми на паритетных началах из представителей заинтересованных

республик, входящих в состав Российской Федерации, краев, областей,

автономной области, автономных округов. В случае если комиссия не пришла к

согласованному решению, споры разрешаются комиссией, образуемой

законодательным органом Российской Федерации, решение которой окончательно

(ст. 1193К).

Подавляющая часть споров из земельных правоотношений с участием граждан

разрешается общими судами. Это споры по вопросам: предоставления и изъятия

земель, изменения границ землевладений и землепользований, условий

осуществления прав на землю, восстановления правомочий, владения при

неправомерном занятии или удержании земельных участков, устранения

препятствий в осуществлении пользования земельными участками, прекращения

права собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, а также в

связи с отказом в регистрации заключения договора аренды земли и др. (ст.

ст. 7, 9, ст. 31, ч. 1 ст. 33, ст. ст. 39, 56, 58, 66, 68 ЗК; ст. ст. 7, 8

Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве »).

Общим судам, кроме того, подведомственны: споры между садоводческим

товариществом и его членами; споры членов товарищества между собой, а также

споры между супругами, в том числе и бывшими, по поводу раздела земельного

участка или определения порядка пользования участком; споры между членами

дачно-строительного кооператива и кооперативом, а также споры членов дачно-

строительного кооператива между собой по поводу пользования земельным

участком или его раздела; споры между собственниками индивидуальных жилых

строений, расположенных на смежных (соседних) земельных участках, об

устранении препятствий в пользовании земельным участком, в том числе и в

случае, когда оспариваются его границы и размеры (ч. ст. 120 ЗК); все

имущественные споры, связанные с изменением , прекращением или ограничением

права собственности на землю, права землепользования либо его нарушением, в

том числе дела о возмещении убытков, связанных с изъятием или временным

занятием земельного участка или ухудшением качества земель в результате

производственной и иной деятельности предприятий, других организаций и

граждан (ст.ст. 55, 97,98 ЗК); дела по требованиям о возмещении убытков,

причиненных в результате неправомерного занятия земельного участка, его

загрязнения, порчи и других нарушений прав собственников земельных

участков, землевладельцев и землепользователей, а также в связи с

проведением изыскательских работ (ст.ст. 45, 46, 53, 55, 126 ЗК).

Кроме того, к ведению судов отнесено рассмотрение споров, связанных с

реализацией собственником земли, землевладельцами или землепользователями

предоставленных им законом возможностей по распоряжению землёй (например,

споров, связанных с нарушением договоров аренды земли и других договоров на

временное пользование землей); споры относительно взимания платы за землю в

форме земельного налога; требования о возмещении местным органом власти

(местной администрацией) стоимости затрат на улучшение земель в случае

добровольного прекращения права пожизненного наследуемого владения и

пользования земельными участками и их аренды.

Вместе с тем надо учитывать, что все перечисленные выше споры, в том

числе жалобы, связанные с предоставлением или изъятием земли, прекращением

прав на землю, по вопросам приобретения, аренды и отчуждения земельных

участков, когда участниками являются предприятия, организации любых организ

ационно-правовых форм, включая колхозы, а также граждане, самостоятельно

осуществляющие предпринимательскую деятельность, в том числе ведущие

крестьянское (фермерское) хозяйство, в соответствии со ст. ст. 20, 22 АПК

подлежат рассмотрению в арбитражном суде.

Важно также учитывать, что в соответствии со ст.ст. 116—118 ЗК

подавляющая часть указанных земельных споров может стать предметом

рассмотрения общего или арбитражного суда при условии предварительного

рассмотрения его соответствующим органом власти. Отказ местного органа

власти (местной администрации) в рассмотрении дела, равно как и принятое по

нему решение, могут быть обжалованы в суд. В таком случае спор по заявлению

заинтересованной стороны переносится на разрешение общего или арбитражного

суда в соответствии с их компетенцией. Этот порядок не распространяет ся на

имущественные споры, связанные с земельными правоотношениями, которые могут

рассматриваться непосредственно в суде (ст. 123 ЗК).

Понятие и виды подсудности

1. Подсудностью называется распределение всех подведомственных суду дел

между различными судами данной судебной системы.

Можно говорить о подсудности определенного звена судебной системы

(подсудности суда) и о подсудности гражданского дела.

Определить подсудность того или иного суда - значит выяснить, какие

именно гражданские дела могут быть рассмотрены по существу в данном суде.

Определить подсудность дела - значит выяснить, в каком из

многочисленных судов первой инстанции в зависимости от тех или иных

признаков должно быть рассмотрено конкретное дело.

В гражданском процессе Российской Федерации подсудность

разграничивается в двух направлениях:

во-первых, закон разграничивает подсудность различного рода судов, т.

е. судов различных звеньев судебной системы (районного (городского)

народного, областного, Верховного суда республики в составе Российской

Федерации, окружного), точно устанавливая пределы их полномочий в качестве

суда первой инстанции по разрешению гражданских дел. Установленная таким

образом подсудность различного рода, или уровня, судов (например, районного

(городского) народного, областного, Верховного суда республики и др.)

называется родловой;

во-вторых, закон разграничивает подсудность между судами, относящимися

к одному и тому же звену судебной системы, определяя признаки, указывающие,

какой именно суд, в соответствии с территориальным (административным)

делением страны, вправе разрешить то или иное дело. Такое разграничение

области деятельности судов одного уровня называется территориальной, или

местной, подсудностью.

2. Родовая подсудность определяет, суд какого уровня должен рассмотреть

спор. В настоящее время почти вся основная работа по непосредственному

осуществлению правосудия в области гражданских дел выполняется районными

(городскими) народными судами; Согласно ст. 113 ГПК, подведомственные

судам гражданские дела по первой инстанции рассматриваются районными

(городскими) народными судами. Передача на рассмотрение народных судов

основной массы подведомственных судам гражданских дел обеспечивает наиболее

благоприятные условия для их рассмотрения, значительно повышает

эффективность судебной защиты законных прав и интересов граждан и различных

организаций. Народный суд наиболее приближен к населению и организациям,

заинтересованным в быстром и правильном разрешении дела, лучше знает

местные условия, располагает более широкими возможностями для

непосредственного ознакомления с об стоятельствами конкретного дела и,

следовательно, может разрешить его с наименьшими затратами участниками

процесса сил, средств и времени.

Что же касается вышестоящих судов следующих звеньев судебной системы:

Верховных судов республик в составе Российской Федерации, областных и к ним

приравненных судов, то круг гражданских дел, рассматриваемых ими по первой

инстанции, сравнительно невелик. Согласно ст. ст. 114-115 ГПК, указанные

суды имеют право изъять любое гражданское дело из районного (городского)

народного суда, находящегося на территории соответствующей республики,

края, области, города, автономной области или автономного округа, и принять

его к производству в качестве суда первой инстанции.

На практике названные суды чаще всего принимают к производству особо

важные дела, имеющие широкое общественное значение; дела, не получившие

правильного разрешения после повторного рассмотрения в народном суде; дела,

переданные на их рассмотрение по первой инстанции после отмены решений

народных судов в порядке надзора (п. 2 ст. 329 ГПК); дела, переданные на

их рассмотрение председателями вышестоящих судов по правилам ст. 123 ГПК.

Наряду с этим в последнее время появился ряд новых категорий дел,

которые прямо отнесены к подсудности названных судов. К их числу, в

частности, относятся дела о признании забастовки незаконной, о признании

противозаконной и запрещении деятельности объединений граждан, в том числе

политических партий, общественных организаций и массовых движений,

посягающей на национальное равноправие граждан и насильственное нарушение

единства территории Российской Федерации, дела о нарушении прав и свобод

граждан в связи с их национальной принадлежностью.

Верховный Суд Российской Федерации, как суд первой инстанции,

рассматривает отдельные, наиболее важные и сложные дела, которые могут быть

изъяты им из любого суда (ст. 116 ГПК). Как правило, такие дела принимаются

к производству как по инициативе Председателя Верховного Суда или его

заместителей, так и по инициативе судов, рассматривающих дела в

кассационном или надзорном порядке.

Кроме того, непосредственно в Верховном Суде могут рассматриваться: уже

упомянутая ранее категория дел о признании незаконной деятельности

объединений граждан в случаях, когда их противозаконная деятельность

распространяется на территории различных республик или затрагивает

межреспубликанские соглашения; дела о запрещении деятельности профсоюзов,

их объединений, когда их деятельность противоречит Конституции. Им же в

соответствии со ст. 9 Закона РСФСР от 4 июля 1991 г. «Об иностранных

инвестициях в РСФСР» рассматриваются инвестиционные споры, в частности, о

размере, условиях и порядке выплаты компенсаций иностранным инвесторам, о

возмещении убытков, причиненных иностранным инвесторам в результате

выполнения противоречащих законодательству указаний государственных органов

либо должностных лиц, вследствие ненадлежащего осуществления такими

органами или их должностными лицами предусмотренных законодательством

обязанностей по отношению к иностранному инвестору либо к предприятию с

иностранными инвестициями, а также жалобы на решения органов

государственного управления об изъятии иностранных инвестиций.

Рассмотрение гражданских дел Верховными судами республик в составе

Российской Федерации, областными и приравненными к ним судами, а также

Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской

Федерации имеет важное значение для направления судебной практики. Учитывая

это, Пленум Верховного Суда Российской Федерации не раз обращал внимание

указанных судов на необходимость чаще принимать к производству по первой

инстанции наиболее важные и сложные гражданские дела (трудовые, жилищные,

изобретательские).

3. Территориальная (местная) подсудность отвечает на вопрос о том, в

каком из многочисленных судов одного и того же звена судебной системы может

быть рассмотрено по существу конкретное гражданское дело.

По общему правилу, подсудность гражданского дела определяется местом

нахождения ответчика. Согласно ст. 117 ГПК, иск к гражданам предъявляется

в суде по месту жительства ответчика. Место жительства ответчика

определяется на момент предъявления иска. Поэтому последующая перемена им

места жительства не меняет подсудности дела.

Подсудность дел, в которых ответчиками являются юридические лица,

определяется местом ния их органа (дирекция, управление, правление). Если

же предъявить иск по месту нахождения органа юридического лица невозможно

(например, в случае реорганизации предприятия- ответчика по делу), он

может быть заявлен в суд по месту нахождения имущества юридического лица.

Место нахождения ответчика, как правило, указывается истцом. Если место

жительства ответчика истцу неизвестно, иск по усмотрению истца м ожет быть

предъявлен по месту нахождения имущества ответчика либо по последнему

известному месту его жительства (ч. 1 ст. 118 ГПК). Во избежание

злоупотреблений со стороны истцов суд в каждом подобном случае должен

проверить, принимались ли истцом меры к установлению места жительства

ответчика, и, если таких мер не принималось, побудить истца к их принятию.

Аналогичное правило действует и в случаях, когда иск предъявляется к

ответчику, не имеющему в Российской Федерации места жительства (ч. 2 ст.

118 ГПК).

Иски к лицам, отбывающим наказание либо содер жащимся в воспитательно-

трудовом или лечебно-трудовом профилактории, предъявляются по последнему

месту их жительства, а если оно неизвестно - по месту нахождения имущества

ответчика. В отличие от этого, дела по искам, предъявленным к лицам,

условно осужденным к лишению свободы с обязательным привлечением к труду

либо условно освобожденным из мест лишения свободы с обязательным

привлечением к труду, рассматриваются судами по месту их жительства во

время выполнения работы.

В составе территориальной подсудности помимо общей следует различать:

альтернативную, исключительную, договорную подсудности и подсудность

связанных между собой дел.

Альтериативная подсудность характеризуется тем, что истцу

предоставляется право по своему усмотрению предъявить иск не только в суде

по месту нахождения ответчика, но и в другом суде или судах, указанных

законом. ГПК ограничивает применение альтернативной подсудности строго

установленным перечнем случаев.

Кроме уже изложенных выше двух случаев (чч. 1 и 2 ст. 118 ГПК), такая

подсудность применяется по следующим делам:

1) иски о взыскании алиментов и об установлении отцовства могут

предъявляться по месту жительства как ответчика, так и истца (ч. 4 ст. 118

ГПК). Это правило должно применяться и в тех случаях, когда указанные иски

предъявляются совместно;

2) иски о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением

здоровья, а также смертью кормильца, могут предъявляться как по месту

нахлождения ответчика (ст. 117 ГПК), так и по месту жительства истца или по

месту причинения вреда (ч. 5 ст. 118 ГПК);

3) иски о возмещении вреда, причиненного имуществу гражданина или

юридического лица, могут предъявляться как по месту нахождения ответчика

(ст. 117 ГПК), так и по месту причинения вреда (ч. 6 ст. 118 ГПК).

Таким же образом определяется подсудность по искам о восстановлении

трудовых, пенсионных и жилищных прав, возврате имущества или его стоимости,

связанным с возмещением ущерба, причиненного гражданину незаконным

осуждением, незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным

применением в качестве меры пресечения заключения под стражу либо

незаконным наложением административного взыскания в виде ареста или

исправительных работ (ч. 11 ст. 118 ГПК);

4) иски, вытекающие из деятельности филиала юридического лица, могут

быть по усмотрению истца предъявлены по месту нахождения как юридического

лица, так и его филиала (ч. 3 ст. 118 ГПК);

5) иски о возмещении убытков, причиненных столкновением судов, а также

иски о взыскании вознаграждения за оказание помощи и спасение на море могут

быть предъявлены по выбору истца в любом из трех судов — по месту

нахождения: ответчика (владельца судна); судна, на которое падает

ответственность за убытки от столкновения; порта приписки указанного судна

(ч. 7 ст. 118 ГПК);

6) иски, вытекающие из договоров, в которых обозначено место

исполнения, предъявляются как по месту нахождения ответчика, так и по месту

исполнения договора (ч. 8 ст. 118 ГПК);

7) иски о расторжении брака с лицами, признанными в установленном

порядке безвестно отсутствующими, недееспособными, а также с лицами,

осужденными к длительному лишению свободы (на срок не менее трех лет), в

случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 39 КоБС, могут предъявляться по месту

жительства истца (ч. 9 ст. 118 ГПК).

Иски о расторжении брака могут предъявляться по месту жительства истца

также в том случае, когда при нем находятся несовершеннолетние дети или

когда по состоянию здоровья выезд истца к месту жительства ответчика

затруднен (ч. 10 ст. 118 ГПК),

Изложенные выше правила представляют собой важную процессуальную льготу

для истцов по делам, в которых затрагиваются наиболее существенные права и

интересы граждан и организаций. Они направлены на то, чтобы сделать

судебную защиту субъективных прав более удобной. Поэтому отступление от

указанных правил (например, неосновательная передача дела, поступившего в

данный суд в точном соответствии с требованиями ст. 118 ГПК, на

рассмотрение другого суда) расценивается как существенное ущемление

процессуальных прав стороны, серьезное нарушение порядка судопроизводства.

В отдельных случаях закон, учитывая особенности некоторых категорий

дел, устанавливает их подсудность определенному суду, исключая возможность

рассмотрения в каком-либо другом суде. Такая подсудность называется

исключительной.

Перечень исков, подпадающих под действие правил исключительной

подсудности, исчерпывающе определен ст. 119 ГПК. Но помимо этого,

исключительная подсудность установлена также для дел, возникающих из

административных правоотношений (ст. 237 ГПК), и дел особого производства

(ст. ст. 249, 252, 264, 268, 271, 274 ГПК).

Указанные нормы преследуют цель - обеспечить наилучшие условия для

правильного и скорого разрешения дел.

Так, суд, в районе деятельности которого сосредоточена вся основная

документация по спорному правоотношению, может быстрее и с наименьшими

затратами рассмотреть иски к транспортным организациям, вытекающие из

договоров перевозки. Иски о праве на строение или об установлении порядка

пользования земельным участком могут быть быстрее и правильнее рассмотрены

судом по месту нахождения спорного строения или земельного участка,

поскольку рассмотрение этих дел, как правило, связано с проведением

тщательных проверочных действий на месте, осмотром строения, земельного

участка, опросом соседей, представителей общественности. Поэтому

возможность возбуждения дел, подпадающих под правила исключительной

подсудности, в иных судах, кроме указанных в законе, исключается.

Статья 120 ГПК закрепляет правила, в соответствии с которыми

территориальная подсудность конкретного гражданского дела или дел по

спорам, вытекающим из отношений по определенному договору, кроме случаев,

когда она прямо и безусловно определена законом (исключительная

подсудность), может быть установлена соглашением сторон.

Установленная соглашением сторон подсудность для конкретного дела

называется договорной или добровольной, а самый договор (соглашение)

именуется пророгационным.

Цель данного правила - сделать судебный порядок защиты гражданских прав

более удобным для граждан и организаций. Стороны лучше, чем кто-либо

другой, знают, в каком именно суде им удобнее всего защищать свои интересы.

Поэтому было бы неправильным излишне ограничивать свободу сторон в выборе

места рассмотрения спора.

Соглашение сторон может быть выражено в различной форме. Например,

лица, заключающие какой-либо договор, вправе предусмотреть в нем, что все

споры, могущие возникнуть в будущем из договора, подлежат рассмотрению в

определенном суде. Такое соглашение может быть заключено и впоследствии при

возникновении спора. Но в какой бы форме ни было выражено соглашение, оно,

как всякий договор, должно отвечать определенным условиям, необходимым для

его действительности (дееспособность сторон, свобода волеизъявления и т.

п.). Суд не должен учитывать соглашение сторон, если оно не отвечает

указанным требованиям.

Соглашением сторон допускается изменение лишь территориальной

подсудности. Стороны не могут договориться, например, о передаче спора на

разрешение областного суда.

Интересы всестороннего выяснения действительных взаимоотношений сторон

и процессуальной экономии требуют в ряде случаев совместного рассмотрения

связанных между собой дел. Учитывая это ст. 121 ГПК устанавливает

процессуальные правила, которыми следует руководствоваться при определении

подсудности нескольких связанных между собой дел:

а) иск к нескольким ответчикам, проживающим или находящимся в разных

местах, предъявляется по месту жительства или месту нахождения одного из

ответчиков по выбору истца;

б) встречный иск независимо от его подсудности предъявляется в суде по

месту рассмотрения первоначального иска;

в) гражданский иск в уголовном деле подсуден суду, в котором

разбирается уголовное дело, независимо от территориальной подсудности

гражданского иска (ст. 29 УПК). Если такой иск не был заявлен или не был

разрешен при производстве уголовного дела, он должен быть предъявлен для

рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства по общим правилам о

подсудности, установленным ГПК (ч. 3 ст. 121).

Цель этих правил заключается в ускорении производства, экономии труда

как суда, так и сторон, в уменьшении расходов по производству. Они

способствуют концентрации всего фактического материала, необходимого для

решения спорных вопросов, предупреждают вынесение судом противоречивых

решений по связанным между собой требованиям.

Порядок разрешения вопросов о подсудности. Передача дел из одного суда в

другой.

1. Вопрос о подсудности дела, как и вопрос о его подведомственности

суду, разрешается единолично судьей при принятии заявления. Признавая дело

неподсудным, судья выносит мотивированное определение об отказе в принятии

заявления с обязательным указанием суда, в который данный иск должен быть

предъявлен. Исковое заявление вместе с приложенными документами и копией

определения судьи возвращается истцу (ст. 129 ГПК).

На определение судьи об отказе в принятии искового заявления по

неподсудности может быть подана частная жалоба или принесен протест (ст.

129 ГПК).

2. По общему правилу, дело, принятое судом к производству с соблюдением

правил о подсудности, должно быть разрешено им по существу, хотя бы в

дальнейшем оно стало подсудным другому суду. Однако в ходе судебного

разбирательства дела, а иногда и в самый момент его возбуждения могут

появиться обстоятельства, свидетельствующие о том, что данное дело

целесообразно рассмотреть не в том суде, которым оно было принято, а в

другом.

Гражданское процессуальное законодательство содержит ряд правил,

определяющих условия и порядок передачи дел из одного суда в другой.

Согласно ч. 2 ст. 122 ГПК, дело, принятое судом к производству, может быть

передано на рассмотрение другого суда:

1) если суд признает, что данное дело будет быстрее и правильнее

рассмотрено в другом суде, в частности по месту нахождения большинства

доказательств;

2) если ходатайство ответчика, место жительства которого не было

известно, о переносе дела по месту его действительного проживания будет

признано заслуживающим удовлетворения;

3) если после отвода одного или нескольких судей их замена в данном

суде невозможна;

4) если при рассмотрении дела в данном суде выяснилось, что оно было

принято к производству е на рушением правил подсудности.

Вопрос о передаче дела на рассмотрение другого суда во всех

перечисленных выше случаях разрешается в открытом судебном заседании с

извещением сторон о дне разбирательства. На определение суда о передаче

дела может быть подана частная жалоба или принесен протест.

Из одного суда в другой дело передается судом, принявшим дело к

производству, сразу же после вступления в законную силу определения о

передаче (ст. 124 и ч. 1 ст. 125 ГПК).

Передача дела, принятого судом к производству, в порядке исключения в

другой суд возможна и по решению вышестоящего суда. Согласно ст. 123 ГПК,

такая передача возможна лишь в отдельных случаях, когда рассмотрение дела

по общим правилам подсудности не может обеспечить его быстрое и объективное

разрешение либо оказать должный воспитательный эффект. На практике

вышестоящие суды передают дела на рассмотрение другого суда обычно в

случаях, когда в силу большой загруженности суда другими

делами данное дело не может найти своевременного разрешения, с целью

исключить мест ное влияние при разрешении конкретного дела, а также в

случаях, когда сторона по состоянию здоровья или в силу других уважительных

причин не может выехать по месту нахождения суда, рассматривающего дело.

Вопрос о передаче дела по указанным основаниям из одного районного

(городского) народного суда в другой в пределах республики, края, области,

города, автономной области или автономного округа разрешается председателем

соответствующего вышестоящего суда. Передача дела по указанным основаниям в

суд другой республики, края, области, города, автономной области,

автономного округа разрешается Председателем Верховного Суда Российской

Федерации или его заместителем. Решение должностных лиц, указанных в ст.

123 ГПК, о направлении дела на рассмотрение другого суда оформляется

определением.

Между судами может возникнуть разногласие по поводу того, кто из них

должен рассматривать данное дело. Чтобы не допустить волокиты при передаче

дел из одного суда в другой, обеспечить быстрое и своевременное разрешение

дела по существу, закон устанавливает, что всякое дело, направленное из

одного суда в другой в порядке определения подсудности, подлежат

безусловному принятию к производству тем судом, в который оно направлено

(ч. 2 ст. 125 ГПК). Споры о подсудности между судами Российской Федерации

не допускаются.

Литература:

1. Гражданский прцнессуальный кодекс РФ.

2. Кодекс законов о труде РФ.

3. Арбитражный прцессуальный кодекс.

4. Кодекс о браке и семье РФ

5. Земельный кодекс

6. Гражданский процесс: Учебник / под редакцией М. С.Шакарян. – М.: Юрид.

лит., 1993 г.

© 2010