На главную

Семейное право


Семейное право

СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

Семейное право в странах Западной Европы

в период средневековья.

План

I. Введение.

II. Правовое регулирование в странах Западной Европы в период

средневековья.

1. Заключение и расторжение брака в странах Западной Европы в

период средневековья (Франция, Англия, Германия).

2. Правовое положение женщин и детей в семье в странах Западной

Европы в период средневековья (Англия, Франция, Германия).

III. Наследование в странах Западной Европы в период средневековья 10-15

вв.

1. Саксонское зерцало в Германии.

2. Салическая правда.

IV. Заключение.

Средневековье - время многообразных и государственно-правовых

процессов, совершавшихся в различных частях мира. В историческом

масштабе ведущей тенденцией развития этой эпохи стало утверждение

феодализма. В Западной Европе этот процесс в основном прошел четыре

главных этапа: раннефеодальная монархия, ленно вассальная монархия

(феодальная раздробленность), сословно-представительная монархия,

абсолютная монархия. Естественно, не все страны проделали этот путь

одновременно и в полном объеме. Это во многом определялось

особенностями их национальной истории. В странах Западной Европы стала

развиваться правовая система. Важной чертой этого процесса периода

феодальной раздробленности было отсутствие единого права для всей

страны, что, однако, не устраняло тождественности его основ не только

в национальных, но и общеевропейских масштабах , что объясняется

принципиальным единством социально-экономических процессов,

развившихся в географически определенных странах. Обособленно

развивалось феодальное право Англии. Вскоре обозначились

первоначальные очертания деления западноевропейского права на

англосаксонскую ветвь права и континентальную , своеобразной

подсистемой которой стало римское право. Диалектика многообразия и

единства составляет важную сторону истории права средневековья.

Так, римско-католическая церковь играла большую роль в Западной

Европе, так как была в то время мощной экономической, политической,

культурной организацией и носительницей идеологии средневековья в виде

христианской религии, приспособленной к феодальным отношениям. Догмы

церкви стали политическими аксиомами, а библейские тексты имели силу

закона. «Церковь являлась наивысшим обобщением и санкцией царствующего

феодального строя».

Исключительное положение римская церковь завоевала в XI в. До

этого времени духовенство и римский папа были в зависимости от

монархов и сеньоров.

К концу XI в. положение церкви резко изменилось. В руках церкви

сосредоточились огромные земельные богатства, доходы с которых

постоянно пополнялись огромными изыманиями в виде десятины иных

церковных сборов. Церковные богатства не дробились, их нельзя было

продать или передать иным способом, они пополнялись за счет

приношений, пожалований, дарений и завещаний. Церковь обогащалась на

ростовщических операциях. Богатые и влиятельные монастыри были

ремесленными, торговыми и культурными центрами единственными среди

всеобщего разрушения римской культуры, учиненного варварами. Церковь

монополизировала в своих руках идеологию и образованию. Наконец,

церковь являла собой образец организации среди всеобщей разобщенности,

причем не только внутри каждой страны, но и в целой Европе. Все это

намного подымало и укрепляло ее положение. Одним из наиболее

деятельных борцов за преобладание церкви под светской властью был папа

Григорий VII, Гильдейранд (1073-1085).

Наибольшего могущества римская церковь достигла при папе

Иннокентии III (1198-1216). К этому времени церковь стала

представляться как единая «монархия», господствующая над всеми

верующими. Духовенство считалось высшим сословием среди мирян, которые

должны беспрекословно подчиняться священнослужителям. Римский папа

был объявлен главой «духовной монархии» с неограниченной властью в

своих решениях. Он один имел право созывать соборы (съезды

духовенства) и санкционировать их решения. Все духовные лица получали

власть от папы и приносили ему присягу верности, как верховному

сеньору. Некоторые епископы получали особые полномочия и назывались

примасами (в Испании, Германии, Англии и др.). Папа избирался съездом

(конклавом) кардиналов (требовалось 2\3 голосов при тайном

голосовании). Свое исключительное положение католическая церковь

занимало до XIX в. С этого времени начинается упадок ее могущества

вследствие укрепления власти государей во время сословной монархии.

При абсолютной монархии папа потерял значительную часть своей власти

под духовенством различных стран, которое стало послушным орудием

абсолютизма. Особенно подорвала власть папы реформация, мощное

антикатолическое движение, в результате которого в ряде стран

произошел разрыв с папой и были учреждены самостоятельные церкви с

особыми вероисповеданиями, культом и церковной организацией

(лютеранство в Германии, английская церковь в Англии и т.д.).

Церковным судам подлежали дела о ересях, колдовстве, браках,

завещаниях и даже (до XV в.) о договорах. Церковь подвергала жестоким

преследованиям лиц не христианского вероисповедания, особенно евреев,

которые в средние века совершенно бесправны, жили в особых кварталах и

должны были носить особую одежду, что было, как известно, вновь

введено в Германии во время господства в ней фашистов, восстановивших

самые реакционные учреждения средневековья.

Общественные порядки, при которых живут люди в средние века, в

определенной стране (Англия, Германия, Франция) обуславливаются обоими

видами производства ступенью развития, с одной стороны, – труда, с

другой, - семьи. Чем меньше развит труд, чем более ограничено

количество его продуктов, а следовательно, и богатство общества, тем

сильнее проявляется зависимость общественного строя от родовых связей.

Между тем в обществе все больше и больше развивается

производительность труда, а вместе с ней частная собственность и

обмен, имущественные различия, возможность пользоваться чужой рабочей

силой и появляются социальные элементы, которые в течении поколений

стараются приспособить старый общественный строй к новым условиям,

пока, наконец, несовместимость того и другого не приводит к полному

перевороту. Старое общество покоящееся на родовых объединениях,

взрывается в результате столкновения новообразовавшихся общественных

классов; его место заступает новое общество, организованное в

государство, низшими звеньями которого являются уже не родовые , а

территориальные объединения, - общество, в котором семейный строй

полностью подчинен отношениям собственности и в котором отныне

свободно развертываются классовые противоречия и классовая борьба. В

следствии этих исторических условий возник определенный тип

производственных отношений. Так на протяжении долгих веков

существования классового общества, машина, называемая государством,

осуществляла угнетения трудящегося большинства имущим меньшинством;

кем, таким образом, такими средствами каждую данную эпоху и в каждом

данном государстве, несмотря на все различия в том и другом,

обеспечивалась, достигалась эта цель. Наука истории государства и

права выясняет существования тех или других народов, их возникновение,

расцвет, гибель и замену новой государственной организацией.

Актуальность темы семейного права в средние века имеет большое

историческое значение. По изучаемым темам (Англии, Франции и Германии)

мы можем проследить ход и события жизни, семейные отношения,

наследственное право трудящегося населения и власть придержащих. Как

с развитием феодализма происходили изменения в сословно-классовой

структуре общества. Какие были различия между верхними слоями –

аристократией и низшим дворянством, а также ремесленниками и плебеями.

Рассмотрим, как семейное право развивалось под сильнейшим

влиянием католической церкви.

Ранее христианство видело в семейном браке богоустановленный

способ обуздания чувственности, и потому относилось к нему с

терпимостью. Но уже в 451 году устанавливается запрет для монахов, а в

1107 – для священников вступать в брак. Внедрялось это с большим

трудом.

С XI века стало утверждаться представление, будто брак является

особым таинством, подобным причастию или крещению. Следствием такого

взгляда было запрещение внебрачных связей и разводов, на что очень

много сил положил папа Григорий IX.

Тридентский собор (XVI в.) наложил анафему на всех, кто не

признает брак таинством и допускает развод. Однако, если оказывалось,

что один из супругов ошибся в социальном положении в социальном

положении супруга, более низком, чем его собственный, церковь охотно

признавала такой брак недействительным. Классовые интересы и на этот

раз оказывались выше доктрин.

Брак между близкими родственниками не допускался. Но ни

крестьянину, ни крестьянке не было позволено уходить в другую деревню.

Тем не менее, церковь закрывала глаза на проистекавшие из-за этого

неизбежные кровосмешения.

Каноническое право принесло с собой резкое ухудшение правового

положения женщин. Из римского семейного права бралось все худшее. Так,

был установлен брачный возраст: 12 лет для девочек и 14 лет для

мальчиков.

В то время, как римские юристы, например Гай, считали

несправедливым отстранение женщин от распоряжения имуществом семьи и ,

основываясь на естественном законе, говорили о равенстве полов, творцы

канонического права настаивали на полной имущественной

неправоспособности женщин.

Правомерность физического наказания жены сохранялось в течении

всех средних веков, а в самое раннее время феодализма ни возбранялись

ни ее продажа (в Англии), ни даже убийство ее, в особенности за

прелюбодеяние.

Французский юрист Тирако, в своей книге «О брачных законах»,

изданной в 1513 году, писал: «Женщина – существо низшее, ее дело

повиноваться: так устроила природа. Мужчины должны вступать в брак в

36 лет, женщины – в 18.»

Семейные отношения строились на принципе власти мужа и отца,

хотя в разное время и в разных местностях эта власть имела различный

характер. Так, на севере Франции взаимоотношения между супругами, а

также между родителями и детьми были свободнее. Имущественные

отношения строились на общности имущества, которым управлял и

распоряжался муж как глава семьи. На юге Франции сохранялась римская

власть домовладыки, общности имущества не существовало. Муж получал

приданное, которым он управлял в течении брака и которое возвращалось

жене после смерти мужа. На юге Франции под влиянием римского права

было широко распространено наследование по завещанию. На севере

свобода завещания была ограничена: завещатель не мог устранять

законных наследников. Феодальные владения, во избежании их дробления,

переходили только к старшим наследникам мужского пола. Женщины, за

некоторыми исключениями, не наследовали этих имуществ, как неспособные

к военной службе. Все эти брачно-семейные отношения регулировались

каноническим правом, на основе вероучения католической церкви,

поскольку в условиях феодальной системы церковь была носительницей

феодальной идеологии и освящала своим авторитетом все отношения в

феодальном обществе.

Семейное и наследственное право. Брак и семья во Франции

регулировались в основном каноническим правом. В XVI-XVII вв.

королевская власть, стремясь усилить государственное воздействие на

брачно-семейные отношения, серией ордонансов отступила от церковных

норм, относящихся к заключению брака. Сам брак, хотя по-прежнему

фиксировался лишь в церковных книгах, стал рассматриваться не только

как религиозное таинство, но и как акт гражданского состояния. Было

пересмотрено старое каноническое правило, согласно которому при

вступлении в брак не требовалось согласие родителей. Отныне дети,

нарушившие волю родителей, могли быть лишены наследства. Кроме того, в

XVII в. родители получили право обращаться в Парижский парламент с

жалобой на действие кюре, заключившего брак без их согласия. В связи с

нерасторжимостью брака по каноническому праву парламент не мог

признать его недействительным, но объявлял заключенным незаконно. В

результате брак не порождал юридических последствий.

Личные отношения супругов (главенство мужа, безусловное

подчинение ему жены, совместное проживание и т.п.) также определялись

каноническим правом, но положение детей в семье и имущественные

отношения супругов были различными в северной и южной частях страны. В

стране обычного права родительская власть рассматривалась как

своеобразная опека и сохранялась в основном до совершеннолетия детей.

Здесь также длительное время действовал режим общности имущества

супругов, которым распоряжался муж. На юге под влиянием римского права

утвердилась сильная отцовская власть над детьми, но существовал

раздельный режим имущества мужа и жены.

В период позднего средневековья под влиянием норм римского права

сократилась имущественная правосубъектность жены. На юге все сделки,

заключенные ею без согласия мужа, признавались ничтожными. Напротив,

на севере режим общности имущества перестал быть обязательным, и за

супругами закрепилась свобода решать свои имущественные

взаимоотношения по обоюдному согласию. Повсеместно во Франции к этому

времени усиливается родительская (прежде всего отцовская) власть на

детьми, которые, как и в римском праве, не могли совершать юридические

акты без согласия родителей. Отец получил право просить у королевской

администрации заключения в тюрьму непокорных детей.

В наследственном праве Франции наиболее характерным институтом

был майорат, т.е. передача по наследству земельного имущества умершего

старшему сыну. Такой порядок позволял избегать дробления феодальных

сеньорий и крестьянских хозяйств. На наследника возлагалась

обязанность помогать своим несовершеннолетним братьям, выдавать замуж

сестер. На юге Франции под влиянием римского права широкое

распространение получили завещания. В них особенно было заинтересовано

духовенство, поскольку священники считались исполнителями

завещательной воли умершего, и часть завещанного имущества

отказывалась церкви. Под воздействием церкви завещание все более

начинает проникать и в обычное право, хотя завещательная свобода на

севере была существенно ограничена в пользу законных наследников.

Последние не могли быть лишены наследства завещательным распоряжением

без особо серьезных к тому оснований.

Личные взаимоотношения супругов вытекают из параграфа 1354

закрепляющего главенствующее положение в семье мужа «Мужу

предоставляется решать все вопросы, касающиеся совместной супружеской

жизни, в частности, он избирает местожительство». Жена может не

повиноваться, если муж злоупотребляет супружеским правом. Таким

образом, ГГУ не провозглашает власти мужа над личностью жены,

предоставляя мужу лишь право преимущественного решения общесемейных

вопросов. Замужней женщине принадлежит право иметь профессиональные

занятия или заниматься промыслом, вести хозяйственное предприятие,

однако, на это требуется соглашение мужа.

Имущественные отношения супругов определяются брачным договором.

Если стороны своим брачным договором не установили иного режима, в

качестве законного признается система управления и пользования, или

система соединения имуществ супругов. Эта система характеризуется тем,

что сохраняется раздельность права собственности на имущество

супругов; муж осуществляет единое управление и пользование семейным

имуществом; в отношении своего отдельного имущества жена сохраняет

самостоятельность.

Взаимоотношения между детьми и родителями строятся на принципе

осуществления родительской власти отцом, если он не лишен ее. К матери

родительская власть переходит лишь после смерти отца или лишения его

родительской власти, но и тогда к матери может быть назначен советник,

контролирующий ее действия. Родительская власть обширна по объему.

Дети могут являться объектом эксплуатации со стороны родителей. Если

родители содержат детей, то последние обязаны работать в хозяйстве

родителей сообразно со своими силами и своим положением в жизни. От

такой обязанности освобождались дети из буржуазных семей.

Внебрачные дети по отношению к матери и к ее родственникам

занимают юридическое положение законных детей. Однако права матери

несколько уже по сравнению с теми, какими пользуется мать по

отношению к детям рожденным в браке. Незаконный ребенок и его отец не

признавались состоящими в родстве. Правда, внебрачный ребенок мог

требовать от отца предоставления содержания соответственно

общественному положению матери до достижения 16-летнего возраста.

Однако такая обязанность отпадала, если мать в период зачатия

находилась в близости с другим мужчиной. Такой связи не придавалось

значения, когда по обстоятельствам дела невозможно было допустить,

чтобы мать зачала ребенка от этой связи.

Наследование. Германский кодекс при наследовании по закону

закреплял систему «парантелл» (линий), представляющих собой группу

родственников, происходящих от общего предка. Первую парантеллу

составляли нисходящие наследники, вторую парантеллу – родители и их

нисходящие, третью – дед и бабка и их нисходящие и т.д. Таким образом,

наследниками являлись родственники любой степени, могущие доказать

свое родство с наследодателем, сколь отдаленно оно бы ни было. В

отличие от Кодекса Наполеона, переживший супруг занимал более

привилегированное положение. Он частично наследовал вместе с

наследниками первых двух парантелл, если таковых не было, то супруг

получал все наследство полностью (параграф 1931 ГГУ).

Более последовательно, чем кодекс Наполеона, ГГУ проводит

принцип свободы завещаний. Совершать завещание можно было с 16-летнего

возраста, однако до достижения 21-года делалось это в публичной форме.

Охраняя интересы законных наследников, ГГУ установил некоторые

ограничения завещательной свободы. Таким ограничением, в частности,

является обязательная доля. Лица, имеющие право на обязательную долю в

наследстве, вправе требовать ее предоставления в размере половины

стоимости доли данного наследника при наследовании по закону. При этом

лицо, имеющее право на обязательную долю, наследником не является.

В Германии, так же как и во Франции, право отличалось пестротой.

Нормы права группировалась применительно к сословным и общественным

группам, чтобы лучше обеспечивать социальное неравенство: споры

феодалов разрешались «ленным правом», «дворовое право» определяло

обязанности крестьян, «служилое» право – холопов. Городское население

судилось по рано возникшему и развившемуся городскому праву. Как и

везде в немецком праве этого периода, преобладает обычай. Нормы

обычного права не были записаны и передавались устно. Они получали

свое подтверждение на общинных сходках и судах, что носило название

указаний. Дополнение к этим нормам были приговоры судов шеффенов.

Приговоры основывались на совести. Около 1230 года антгальский рыцарь

и судья Эйхе фон Ренгоф составил право восточной части Саксонии и

получил название «Саксонского зерцала».

«Названье примет пусть оно

«Зерцало саксов» от того,

Что право саксов в нем дано,

И чтоб его правдиво отражало,

Как образ женщины зерцало.»

«Саксонское зерцало» делилось на две части: земское и ленное

право. Первая включает в себя гражданское, уголовное и государственное

право. Вторая содержит в себе положения, определяющие взаимоотношения

между феодалами.

«Саксонское зерцало» санкционирует феодальную иерархию и

эксплуатацию феодалами трудящихся масс. Характерной чертой

«Сак5сонского зерцала» является его отрицательное отношение к

притязанием римского папы на главенство в феодальном мире. «Саксонское

зерцало» требует не только ограничения власти германских императоров,

но и настаивает на том, чтобы один из крупнейших феодалов Германии

имел право суда над императором.

Таким образом «Саксонское зерцало» выражало интересы крупных

феодалов, противодействующих преодолению феодальной раздробленности,

стремившихся добиться полной независимости от центральной власти и

совершенно не желавших установления каких бы то ни было границ их

произволу. «Саксонское зерцало» было распространено, главным образом,

на севере Германии и послужило основой для права города Магдебурга,

откуда оно распространилось в южную Германию, Голландию и Польшу.

Другой сборник, который был составлен неизвестным лицом, получил

название «Швабского зерцала». Иначе этот сборник назывался

«Императорским правом», т.к. в нем подробно говорится о

взаимоотношениях императора с папой. В противоположность «Саксонскому

зерцалу» этот сборник рьяно пропагандирует идею господства папы в

феодальном мире. В Германии действовало также каноническое право и под

его влиянием складывались брачно-семейные отношения. Единственной

формой брака был брак церковный. Церковь создала сложную систему

условий действительности брака. Кроме достижения определенного

возраста, необходимо было учитывать степень родства и свойства между

будущими супругами. Недействительным был брак, заключенный после

помолвки с другим лицом, или с лицом, не получившим крещения. В

Германии семейные отношения супругов строились на общности имущества,

но женщина находилась под опекой мужа и управление имуществом

осуществлялось мужем. Сама форма заключения брака выражала тот факт,

что муж покупал право опеки над женщиной, уплачивая отцу жены покупную

цену (витуум). Церковь категорически отвергала развод, однако, в

некоторых случаях, (например, при супружеской измене), допускала

раздельное жительство. При этом имущество подлежало разделу, доля жены

составляла одну треть или половину.

Сложным было положение внебрачных детей. Их признание либо

запрещалось совсем, либо было связано с большими ограничениями.

В наследственном праве долгое время существовала общность

семейного имущества, и завещание первоначально было неизвестно. В

разделе семейного имущества участвовал и умерший. Доля его шла вначале

на погребальные обряды, а впоследствии поступала церкви за упокой

души. Женщины первоначально были отстранены от наследования, т.к. они

могли жить в родительском доме и получить обратно свое приданное. В

городах женщины получили довольно рано равное с мужчинами право на

наследование имущества.

В последствии церковь добилась признания дарения на случай

смерти, допущения наследственных договоров, по которым наследодатель

мог распоряжаться определенной долей имущества одним словом, это было

нечто вроде отказов, исполнение которых поручалось не наследникам, а

особым душеприказчикам.

Активная роль церкви в изменении наследственного права была

вызвана тем обстоятельством, что при свободе завещания церковь

значительно обогащалась, т.к. при господстве религиозной идеологии в

средние века многие отдавали свое имущество церкви, надеясь на

«спасение души». Однако в некоторых местностях свобода завещания

ограничивалась, запрещалось устранять от наследования законных

наследников. В отношении земельной собственности повсеместно

утвердился принцип майората. Во избежание дробления феодального

хозяйства, он переходил по наследству к старшему сыну или при его

отсутствии, к старшему в роду.

Семья у германцев носила патриархальный характер. В семью,

возглавляемую отцом, наряду с нисходящими входили боковые

родственники, родные и сословные братья, их жены которых было много,

так как они часто меняли друг друга. Семьи жили под одной крышей

вместе с челядью, а в некоторых случаях – и с вооруженной свитой.

Но власть отца по Салической правде не была столь широка, как

например, в Риме. Она напоминала скорей строгую пожизненную опеку над

женой, дочерью или сыном. Опека над сыном прекращалась по достижении

им 12 лет.

Браку, как и семье, в Салической правде посвящено незначительное

число статей. Ему предшествовал сговор между семьями жениха и невесты.

Согласие родителей прямо требовалось в Капитулярии I к Салической

правде. Увод чужой невесты влек за собой возмещение ущерба жениху,

равному 15 сол., увод чужой жены грозил штрафом в 200 сол.

В Аламаннской правде более ярко проявились элементы

патриархальной семьи. Брак под угрозой штрафа требовал согласия отца.

Как дань глубокой старине допускалась фактическая продажа жены.

Согласно титулу 51,1 увод чужой жены, «если этого захочет первый муж»,

стоил 400 сол. Обычное право германцев запрещало браки между

представителями отдельных социальных слоев, особенно между рабами и

свободными. Браки с рабами влекли за собой потерю свободы, простое

сожительство с рабыней наказывалось штрафом в 15 сол., со свободной -

45 сол. По Капитулярию I к Саличенской правде, женщина, вступившая в

брак с рабом, объявлялась вне закона, ее имущество поступало в казну,

родственники могли безнаказанно убить ее. Раб, женившейся на свободной

подвергался колесованию

Баварская правда более терпимо относилась к таким бракам. Если

женщина «не знала», что она вышла замуж за раба, она просто уходила от

него. Запрещались браки с рядом родственников и свойственников. Такие

браки по Салической правде объявлялись недействительными, а дети,

рожденные в них, незаконнорожденными. Салическая правда предписывает

большой штраф за похищение женщины, борясь против старогерманского

обычая «умыкания» жен. Характерно, что в эдикте Теодориха это

преступление каралось смертной казнью.

Незамужняя женщина у германцев пользовалась некоторой

самостоятельностью. Источники, например, не содержат каких-либо данных

об опеке вдов со стороны старших родичей – мужчин. Тем не менее, на

определенное ущемление прав вдов указывает Салическая правда. Она не

могла, например, вторично выйти замуж без разрешения суда и уплаты

определенной сумы (reipus) родственникам умершего мужа. В противном

случае ее мужу грозил штраф 63 сол.

Особенностью старогерманского обычного права было то, что

женщина обладала собственным имуществом, приданным, которое ей

предоставлялось не отцом, а мужем в качестве «брачного дара».

Капитулярий I закрепляет особый правовой режим приданного. Женщина не

могла ни дарить, ни продавать свое приданное. После ее смерти оно шло

детям. В случае повторного брака часть приданного вдовы передавалось

ближайшим родственникам мужа, при их отсутствии – в казну. Баварская

правда также не поощряла браки вдов. Если вдова выходила замуж, то

лишалась права пользоваться имуществом, полученным ею от первого мужа.

Под влиянием христианской церкви в VII-IX вв. вносятся

значительные изменения в брачно-семейное право германцев. Капитулярий

744 года, подтвержденный в 789 году Карлом Великим, установил

нерасторжимость брака, объявленного священным согласно христианским

канонам.

На рубеже VII-IX вв. были изданы первые законодательные акты,

устанавливающие обязательность церковного оформления браков,

запрещающие повторные браки и пр.

Салическая правда описывает в общих чертах брачно-семейные

отношения. Брак заключался в форме покупки невесты женихом. Похищение

девушки с целью вступления в брак наказывалось штрафом. Препятствиями

к вступлению в брак служили следующие обстоятельства: существование

законного брака, объявление лица вне закона, наличие близкого кровного

родства, несвободное состояние человека. О расторжении брака

Салическая правда не упоминает. При заключении брака жених в качестве

выкупной платы вносил брачный дар. После смерти одного из супругов

брачный дар сохранялся и передавался детям. Положение жены в семье

определяли довольно сильные пережитки матриархального строя.

Семейное право.

Следует указать на то, что женщина-крестьянка более свободна,

чем жена или дочь феодала. Положение этих последних было обусловлено

тем, что отношения между супругами, а также между родителями и детьми

определялись интересами охраны и поддержания феодальных земельных

владений. Мужчина не только считался главой дома, но он захватывал все

имущество жены, которое поступало после ее смерти по праву

«любезности». Женщина была лишена всякой дееспособности. Напротив, во

многих городах и местах Англии среди крестьян, ремесленников и купцов

женщина могла управлять своим имуществом, заключать договора и даже

самостоятельно заниматься торговлей. Положение внебрачных детей было

исключительно тяжелым, т.к. они были лишены права требовать что-либо

от своих родителей. Попытка церкви допустить узаконение внебрачных

детей последующим браком встретило резкое сопротивление баронов,

добившихся издания Мертонского статута (1235 год), по которому

узаконение внебрачных детей было воспрещено.

Наследственное право.

В наследственном праве не было единой системы. Был различный

порядок перехода земельных владений и других объектов. Наследование

земельных владений установилось не сразу, т.к. первоначально после

смерти держателя, земля переходила к лорду, а наследники умершего

должны были испрашивать ее обратно у лорда. Только к началу XII в.

было установлено, что земли прямых вассалов короля и держателей этих

земель переходит к наследникам, на которых возлагалась обязанность

уплаты соответствующих взносов лорду или королю. К XII в. установилось

право первородства, т.е. переход имущества к старшему сыну в место

прежнего равного раздела между всеми сыновьями. Завещание на владение

землей не допускалось, но это правило обходили с помощью «триста».

Имущество делилось на три части: жена и дети получали по 1\3, а

последняя треть «доля мертвого» - поступала церкви. В этих случаях

допускалось завещание.

Приданое, которое приносила жена, становилось общей

собственностью семьи, и распоряжался им муж. Дарения в пользу жены

хотя и не запрещались, но ограничивались. По общему правилу можно было

дарить не более 1\3 имущества (Саксонское зерцало).

В Англии, в XII в. законом Генриха II, предписывалось, что бы

всякая девушка забеременевшая в не браке сообщала о том властям. Если

она этого не делала, то при гибели ребенка (не зависимо от причины),

она подлежала смерти. Там, где подержание нормальных семейных

отношений становилось невозможным (например, вследствие прелюбодеяния

жены), церковь допускала отлучение от стола и ложа: брак сохранялся,

брачные отношения разрывались.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что

в средние века в странах Западной Европы – Англии, Франции, Германии,

было много общего и много отличительных черт. Например, общим было то,

что низшие слои общества были под гнетом феодалов и особенно церкви.

Т.к. церковь являла собой образец организованности среди всеобщей

разобщенности внутри каждой страны. Это во многом укрепляло ее

положение. Все духовные лица получали неограниченную власть. Семейные

отношения также регулировались церковью, т.к. она освещала своим

авторитетом все отношения в феодальном обществе. Брак между

родственниками не допускался, признания внебрачных детей было

запрещено, хотя церковью была предпринята попытка узаконения таких

детей, но встретила резкое сопротивление со стороны баронов. И все

осталось по-прежнему.

Семейные отношения складывались на принципе власти мужа. На

севере Франции имущественными отношениями и опекой детей распоряжался

муж. На юге утвердилась сильная отцовская власть, но существовал

раздельный режим имущества. В Германии семья носила патриархальный

характер, в Англии также, но женщина-крестьянка в Англии была более

свободна, чем жена феодала. Она согла сама распоряжаться своим

имуществом, заключать договора и заниматься торговлей. Постепенно

зарождается эпоха нового времени, отсчет которой ведется от 40-50х

годов XVII века.

Литература:

Федоров К.Г. Історія держави і права зарубіжних країн.

Навч.посібник – К: Вища шк., 1994-464 с.

Шевченко О.О. Історія держави і права зарубіжних країн.

Навч.посібник для студентів юрид.вузів та факультетів – К: Вентурі,

1995 – 256 с.

Всеобщая история государства и права. Учебник\Под

ред.проф.Батьера К.И. – М:Юристь, 1998 – 456 с.

Галанза П.Н. Кеченьян С.Ф. История государства и права.

Учебник\Под ред.Черниловского З.М. – М:19949 – 535 с.

Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права – М:

Юристь, 1995 – 576 с.

Ангерс.Э. История Европейского права (Перевод со шведского)\Ин-т

Европы – М: Наука, 1996-395 с.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и

государства. В связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана. – М:

Политиздат, 1982 – 238 с.

Хрестоматия по истории государства и права X-91 зарубежных

стран. \ Под ред. Черниловского З.М. – М:Юрид.лит., 1984 – 472 с.

© 2010