На главную

Субъекты гражданского права


Субъекты гражданского права

СОДЕРЖАНИЕ.

1. Введение. 2 стр.

2. Граждане (физические лица). 3 стр.

3. Юридические лица.

А. Сущность юридического лица. 8 стр.

Б. Образование и прекращение юридических лиц. 11 стр.

С. Виды юридических лиц. 16 стр.

4. Участие Российской федерации, субъектов Российской

Федерации, муниципальных образований в отношениях,

регулируемых гражданским законодательством. 23 стр.

5. Задача. 26 стр.

6. Список использованной литературы. 27 стр.

ВВЕДЕНИЕ.

Тема моей курсовой работы - "Субъекты гражданского права" -

представляет интерес как с точки зрения теории права (понятия

правосубъектности, правоспособности), так и с точки зрения практики (виды

субъектов гражданского права, их отличительные черты, место в гражданско-

правовых отношениях).

По сравнению с Гражданским кодексом РСФСР 1964 года в новый

Гражданский кодекс внесены значительные изменения, касающиеся субъектов

гражданского права. В главе Граждане (физические лица) закрепляется

институт опеки и попечительства, который раньше рассматривался в качестве

семейно-правового, хотя данные отношения регулируют не столько личные,

сколько имущественные отношения; вводятся принципы предпринимательской

деятельности гражданина, основания и пределы его ответственности.

В новом Законе наблюдается принципиально новый подход к институту

юридических лиц. Расширяет круг юридических лиц, значительную часть

которых теперь составляют негосударственные образования. Юридические лица

делятся на некоммерческие и коммерческие, причем Закон содержит

исчерпывающий перечень последних. Четко определяется имущественная

ответственность юридического лица, случаи и границы субсидиарной

ответственности. Закон детально регламентирует порядок реорганизации и

ликвидации юридических лиц, гарантируя права кредиторов.

Кроме того, вводится глава, посвященная участию Российской Федерации,

субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях,

регулируемых гражданским законодательством. Государство, признавая себя

равным участником гражданско-правовых отношений, гарантирует равенство всех

субъектов права перед Гражданским законом, и обеспечивает свободное и

естественное развитие экономических отношений (регулированию которых,

большей частью и посвящен Гражданский кодекс).

Среди литературы, которой я пользовалась для подготовки данной работы,

особенно хотелось бы выделить переиздание монографии Дитриха Иоганна Мейера

"Русское гражданское право". Для меня было открытием то, что институты,

терминология российского гражданского права, да и само гражданское право

как наука не являются порождением современного общества; они рождались и

совершенствовались вместе с самим обществом. В книге Мейера заинтересовало

то, что человек, стоящий у истоков российской цивилистики, глубоко, и как-

то по-современному осознает категорий гражданского права, по новому

преподносит их, заставляя задумываться о значении слов, смысле и цели

существования тех или иных понятий.

ГРАЖДАНЕ (ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА).

К гражданам (физическим лицам) в соответствии с гражданским

законодательством относятся не только граждане России, но и иностранные

граждане, и лица без гражданства (ч.4 п.1 ст.2 ГК РФ).

Поскольку правовое регулирование предполагает наличие определенных

качеств у субъектов той или иной отрасли права, в теории права выработалась

такая категория как правосубъектность. Правосубъектность определяет,

какими качествами должны обладать субъекты правового регулирования для

того, чтобы иметь права и нести обязанности в соответствующей отрасли

права.

Правосубъектность включает в себя такие категории как

правоспособность и дееспособность. Правоспособность - это признанная

законом способность лица иметь гражданские права и нести обязанности.

Правоспособность является категорией абстрактной и неотчуждаемой, она

возникает в момент рождения и прекращается со смертью физического лица.

Статья 18 Гражданского кодекса специально посвящена содержанию

правоспособности граждан. Она дает перечень только основных, наиболее

значимых прав граждан, к которым относятся возможность иметь имущество на

праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься

предпринимательской и иной другой не запрещенной законом деятельностью;

создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими

гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону

сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь

права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и

иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь

иные имущественные и личные неимущественные права. Хотя правоспособность

признается в равной мере за всеми участниками гражданских правоотношений,

способность гражданина иметь права не равна фактическому обладанию ими, а

значит объем субъективных прав отдельного гражданина не равен объему прав

другого физического лица, равен только объем возможностей иметь те или иные

права. По общему правилу никто не может быть ограничен в правоспособности

и дееспособности иначе, как в случаях и порядке, установленных законом (п.1

ст.22 ГК РФ). Невозможен полный или частичный отказ гражданина от

правоспособности и дееспособности. Существующие ограничения, обычно это

ограничение свободы передвижения и лишения права заниматься определенным

видом деятельности, носят временный характер и служат санкцией на

совершение преступления или административного правонарушения. Не следует

смешивать с ограничением правоспособности лишение гражданина тех или иных

субъективных прав.

В отличие от правоспособности, дееспособность гражданина или

способность своими действиями приобретать или осуществлять гражданские

права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их возникает

в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении

восемнадцатилетнего возраста (п.1 ст.21 ГР РФ). Связано это с тем, что

реальное приобретение и осуществление гражданских прав является волевым

действием, что предполагает достижение определенного уровня психологической

зрелости. Помимо достижения возрастного ценза полная дееспособность может

возникнуть в двух случаях: при вступлении гражданина, не достигшего 18 лет

в брак, если ему в установленным законом порядке был снижен брачный

возраст; и при эмансипации. Эмансипация совершается по решению органа

опеки и попечительства или суда, если один или оба родителя не согласны с

этим, и дает физическому лицу все права и возможности совершеннолетнего.

Условием для эмансипации является достижение 16-летнего возраста и работа

по трудовому договору или занятие предпринимательской деятельностью с

согласия родителей.

Закон предусматривает постепенное расширение дееспособности

несовершеннолетнего. Если граждане до 6 лет полностью недееспособны, то

дети от 6 до 14 лет могут самостоятельно совершать мелкие сделки, крупные

сделки, не требующие специального оформления и регистрации, без цели

корыстного обогащения. С этого же возраста обязательно согласие ребенка на

усыновление. Дееспособность подростков (с 14 до 18 лет) максимально

приближена к дееспособности совершеннолетних. Они могут совершать крупные

сделки, требующие нотариального оформления и регистрации, с письменного

согласия родителя или попечителя; делать вклады в финансово-кредитные

учреждения и распоряжаться ими; самостоятельно осуществлять авторские и

изобретательские права. В отличие от малолетних подростки частично

деликтоспособны, однако родители или попечители несут субсидиарную

ответственность при недостатке у ребенка финансовых средств. Неразумное

распоряжения собственными средствами может привести с ограничению

дееспособности подростка по решению суда.

Совершеннолетние граждане также могут быть ограничены в

дееспособности, если вследствие злоупотребления спиртными напитками или

наркотическими средствами ставят свою семью в тяжелое материальное

положение. Над такими гражданами устанавливается попечительство.

Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые их подопечные не

вправе совершать самостоятельно. Кроме того попечители оказывают

подопечным содействие с осуществлении ими своих прав и исполнении

обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих

лиц.

Гражданин, который вследствие психического расстройства не понимает

значения своих действий или не руководит ими, может быть признан судом

недееспособным. Психическая болезнь, меняя характер отношений человека с

его социальным окружением, обязательно в той или иной мере сказывается на

его способности разумно вести дела. Уход в мир своих переживаний,

гротескная переоценка обстоятельств, не имеющих значение с точки зрения

здравомыслящего человека, повышенная зависимость от окружающих, которые

могут преследовать свои низменные цели, или, напротив, полный разрыв

социальных связей с благожелательно настроенной средой - все это создает

массу конкретных ситуаций, когда общество бывает обязано взять на себя

заботы о жизненном статусе душевнобольного. Причем сделать это в форме,

гарантирующей гражданину сохранность его прав. Все сделки от имени

недееспособного гражданина совершает его опекун.

Опекуны и попечители, которыми могут быть только совершеннолетние

дееспособные граждане, обязаны заботится о содержании своих подопечных, об

обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы. Все сделки

совершаются опекуном в интересах подопечного. Законом запрещены сделки

опекуна, попечителя, их супругов и близких родственников с подопечным.

Семейный кодекс предусматривает также ограничение на вступление в брак

опекуна и подопечного.

Опека и попечительство над совершеннолетними гражданами прекращаются

в случаях вынесения судом решения о признании подопечного дееспособным или

отмены ограничений его дееспособности по заявлению опекуна, попечителя или

органа опеки и попечительства. Попечительство над несовершеннолетними

прекращается по достижении ими 18 лет. Особого решения суда для этого не

требуется.

Попечительство может устанавливаться не только над частично или

ограниченно дееспособными гражданами, но и над дееспособными лицами,

которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и

защищать свои права и исполнять обязанности, например, над инвалидами.

Такая форма попечительства называется патронажем (ст.41 ГК РФ). Попечитель

над несовершеннолетним дееспособным гражданином осуществляет свои функции

на основании договора поручения либо договора о доверительном управлении.

Регулирование гражданским отношений предполагает участие гражданина в

правоотношениях. Однако, возможны такие случаи, когда человек длительное

время отсутствует, а никаких сведений в месте его постоянного жительства

нет. Попытки его отыскать также оказываются безрезультатными. Подобная

ситуация составляет определенную трудность для лиц, связанных с исчезнувшим

(родственников, деловых партнеров и др.) Если человек отсутствует

значительный промежуток времени, он может быть официально признан безвестно

отсутствующим или умершим.

Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан

безвестно отсутствующим, если в течении года в месте его жительства нет

сведений о месте его пребывания (ч.1 ст.42 ГК РФ). В этом случае орган

опеки и попечительства назначает доверительно управляющего имуществом, при

необходимости постоянного управления этим имуществом. Из этого имущества

выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан

содержать, и погашаются задолженности по другим его обязательствам. На

основании признания гражданина безвестно отсутствующим возможно расторжение

брага органами Загса по заявлению супруга. В случае явки или обнаружения

места пребывания безвестно отсутствующего гражданина суд отменяет решение о

признании его безвестно отсутствующим, отменяется также решение о

доверительном управлении его имуществом.

Отсутствие гражданина или сведений о нем в месте его постоянного

жительства в течении 5 лет дает право заинтересованной стороне обратить в

суд с иском о признании гражданина умершим. Этот срок может быть сокращен

до 6 месяцев, если в момент исчезновения лица существовала реальная угроза

его гибели. Последствия признания гражданина умершим такие же как и в

случае реальной смерти: расторжение брака, открытие наследства, выдача

пособий иждивенцам и т.д. Если гражданин, объявленный умершим,

возвращается или появляются сведения о месте его пребывания, суд отменяет

решение о признании его умершим. Гражданин может потребовать от любого

безвозмездного приобретателя возвращения своего сохранившего имущества. То

же возможно в случае, если лицо приобрело имущество возмездно, но зная, что

человек, объявленный умершим жив.

Одним из видов отношений, регулируемых гражданским законодательством,

стал институт индивидуального предпринимательства. В соответствии с

Гражданским кодексом гражданин справе заниматься предпринимательской

деятельностью без образования юридического лица с момента государственной

регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (п.1 ст.23 ГР РФ).

К предпринимательской деятельности гражданина, осуществляемой без

образования юридического лица, соответственно применяются правила

Гражданского кодекса, регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся

коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых

актов или существа правоотношения. Гражданин, осуществляющий

предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и не

прошедший процедуру государственной регистрации в качестве индивидуального

предпринимателя, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом

сделок на то, что он не являлся предпринимателем. Суд может применить к

таким сделкам правила Гражданского кодекса об обязательствах, связанных с

осуществлением предпринимательской деятельности.

Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить

требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской

деятельности, может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению

суда. Требования кредиторов индивидуального предпринимателя в случае

признания его банкротом удовлетворяются за счет принадлежащего ему

имущества. С момента принятия арбитражным судом решения о признании

индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного

производства утрачивает силу его государственная регистрация в качестве

индивидуального предпринимателя, а также аннулируются выданные ему лицензии

на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности.

Индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может быть

зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение одного

года с момента признания его банкротом (пп.1,2 ст.166 ФЗ "О

несостоятельности (банкротстве)").

Кроме того, закон о несостоятельности (банкротстве) предусматривает

возможность признания несостоятельным гражданина, не занимающегося

предпринимательской деятельностью, в случае, если он не в состоянии

удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или

исполнить обязательства по обязательным платежам в течении 3 месяцев с

момента наступления даты их исполнения и если сумма обязательств превышает

стоимость принадлежащего ему имущества, на которое может быть наложено

взыскание. Данные нормы в настоящий момент не действуют, так как для этого

необходимо внесение изменений в Гражданский кодекс).

Еще одна особенность банкротства физического лица заключается в том,

что он не может заявить о своем банкротстве, а только быть признанным

таковым по решению суда.

Гражданский закон развивает основные конституционные права и свободы

граждан, относящиеся к гражданской правоспособности, в частности право на

свободу передвижения (выбор места жительства), право на свободное

использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной

не запрещенной законом экономической деятельности и другие. Особое

внимание закон уделяет защите интересов граждан, которые по тем или иным

причинам не могут самостоятельно отстаивать свои интересы

(несовершеннолетних, душевнобольных и т.д.).

В следующей главе мне бы хотелось рассмотреть одну из форм реализации

прав граждан на объединение и свободное использование своих способностей в

виде образования юридических лиц.

ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА.

А. СУЩНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА.

Юридические лица являются наиболее активными участниками гражданского

оборота. В соответствии с ч.1 ст.48 ГК РФ юридическим лицом признается

организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или

оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим

обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и

осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести

обязанности, быть истцом и ответчиком в суде

Учебная литература содержит многочисленный рассуждения о природе

юридического лица, однако наибольшей ясностью и точностью, на мой взгляд,

обладают высказывания Дмитрия Ивановича (Дитриха Иоганна) Мейера,

относящиеся к середине 19 века. Мне бы хотелось привести выдержку из его

учебника «Русское гражданское право»:

Ближайшими субъектами прав представляются, конечно, граждане,

физические лица. Но вместе с тем мы усматриваем, что в государстве

отдельные физические лица вступают в известного рода союзы, образуют

общества; само государство есть не что иное, как обширный союз отдельных

физических лиц. Эти союзы преследуют какую-то цель, ведут какие-либо дела,

имеют какие-либо потребности, которые подлежат удовлетворению вещами, так

что вещи должны быть приобретены союзом и употреблены на удовлетворение

потребностей для достижения цели союза. Союз, или совокупность лиц, таким

образом уравнивается с отдельными физическими лицами. Но как отдельные

физические лица для приобретения вещей нуждаются в правах, так права эти

нужны и союзу, совокупности отдельных лиц, через что союз соделывается

лицом. Отдельные лица, составляющие союз, пользуются этими правами по

принадлежности к союзу, а не сами по себе осуществляют их, так что выходит,

что права принадлежат союзу.

Нередко и заведениям, учреждаемым с какой-либо целью, присваиваются

права, и они, таким образом, соделываются юридическими лицами...

Юридическое лицо такого рода нельзя свести к совокупности физических лиц,

потому что хотя в больнице, богадельне и прочих заведениях и есть разные

лица, но между ними нет связи, а юридическое лицо - совокупность лиц -

предполагает связь между отдельными физическими лицами. Притом же не лица,

находящиеся в больнице, богадельне и так далее, совершают то действие,

которое составляет задачу заведения; им оказывает призрение кто-либо

другой, и вот этот-то другой и есть юридическое лицо...

Понятно, что и этого рода юридические лица - не произвольные создания

положительного законодательства; цель заведения требует, чтобы оно было

одарено правами; между тем достижение цели может быть очень важно для

государства, и таким образом законодательство, признавая заведения

юридическим лицом, только удовлетворяет потребности общественного быта...

Но как ни естественно кажется признание юридической личности, все же

юридическое лицо есть субъект права только по исключению и потому всегда

нуждается в признании со стороны общественной власти.*

К современному определению юридического лица ученые пришли не сразу.

Пожалуй, первые юридические лица появились с развитием промышленных

отношений. Люди, объединявшие свои капиталы для достижения общих целей,

существовали и раньше, но промышленное предприятие стало принципиально

новым явлением, существующим по определенным законам, независящим от воли

владельцев. Исторически, основными функциями института юридического лица

были:

1) оформление коллективных интересов,

2) объединение капиталов,

3) ограничение предпринимательского риска.

В 1948 году советский юрист А.В.Венедиктов, сторонник "теории

коллектива" определял юридическое лицо как коллектив трудящихся,

осуществляющий предусмотренные законом, административным актом или уставом

задачи, имеющий урегулированную в том же порядке организацию, обладающий на

том или ином праве и той или иной мере обособленным имуществом и

выступающий в гражданском обороте от своего имени- в качестве

самостоятельного (особого) носителя гражданских прав и обязанностей.**

В 70-е годы В.В.Лаптев, автор "негативной концепции", исходя их

реалий своего времени заменяет понятие юридического лица "субъектом

хозяйственного права", выделяя его признаки:

1) организационное единство,

2) имущественная обособленность,

3) хозяйственная компетенция.

4) ответственность,

5) возможность обращаться за защитой нарушенных хозяйственных прав.***

Как видим, эти же признаки в интерпретированной форме включены в

современное определение юридического лица.

Однако, здесь имеется некоторое расхождение с реальным положением

вещей. Вынесенное в определение слово организация (фр. organisa

*Д.И.Мейер Русское гражданское право. М.: Статус, 1997 г. (переиздание

1902г.)

**О.А.Красавчиков Сущность юридического лица.//Советское государство и

право №1, 1976г.

***там же.

tion<совокупность людей, групп, объединенных для достижения какой-либо

цели, решения какой-либо задачи) подразумевает обязательное наличие

коллектива, но юридическое лицо может состоять и из одного учредителя.

Таким образом, налицо кардинальное изменение в самой субстрате юридического

лица.

При наличии только одного учредителя отпадают ранее считавшиеся

основными задачи объединения лиц, объединения капиталов, ограничения

предпринимательского риска. На первый план выступает юридическая

ответственность (например, строгое регламентирование порядка формирования

уставного капитала юридического лица).

В соответствии с п.1 статьи 56 ГК РФ Юридические лица, кроме

финансируемых собственником учреждений, отвечают по своим обязательствам

всем принадлежащим им имуществом. Пункт 3 этой же статьи гласит Учредитель

(участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по

обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по

обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением

случаев, предусмотренных настоящим Кодексом либо учредительными документами

юридического лица.

Самостоятельная имущественная ответственность- это главный и

определяющий признак юридического лица. Сущность юридического лица

проявляется прежде всего в его ответственности. Все остальные признаки

носят вспомогательный характер. Они подчинены одной идее: возложению

ответственности на юридическое лицо, а не на учредителя.*

Рассмотрим другие признаки юридического лица.

Обособленность имущества подразумевает, что субъект гражданского

права имеет в своей собственности определенные вещи, движимые и недвижимые,

распоряжается ими и может нести ответственность данным имуществом.

Так, отменяя решение нижестоящего суда в споре между акционерным

обществом закрытого типа и городским народным судом о взыскании

задолженности по арендной плате, Президиум ВАС России обратил внимание на

то, что для удовлетворения иска необходимо было прежде всего определить,

соответствует ли такое образование требованиям, указанным в статье 48 ГК, а

именно, проверить наличие у него обособленного имущества и сметы,

позволяющих ему нести

имущественную ответственность по договорным обязательствам. При наличии у

ответчика денежных средств необходимо было выяснить,

наделен ли председатель суда правом самостоятельно распоряжаться этими

средствами. После выяснения этих обстоятельств арбитражный суд должен был

дать оценку подписанному сторонами договору аренды и сде-

*Е.В.Богданов Сущность и ответственность юридического

лица.//Государство и право №10, 1997 год.

лать вывод о том, можно ли его считать заключенным и применять к ответчику

имущественную ответственность, предусмотренную договором.*

Выступление в гражданском обороте от собственного имени означает

возможность от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и

нести обязанности, а также выступать истцом и ответчиком в суде.

В споре о том, может ли считаться стороной производственное

управление водопроводно-канализационного хозяйства, а следовательно, можно

ли к нему предъявить иск о возмещении материального ущерба, Президиум ВАС

постановил, что, поскольку производственное управление имело обособленное

имущество, выступало в гражданском обороте от своего имени на основании

Положения "О производственном управлении водопроводно-канализационного

хозяйства города Куйбышева", утвержденного в 1985 году, хотя и не прошло

регистрацию в соответствии с требованиями статьи 13 Основ гражданского

законодательства, имело в банке расчетный счет, уплачивало налоги, то оно

на момент предъявления иска обладало всеми признаками юридического лица. В

данном случае ответчик по делу приобрел права и обязанности юридического

лица до принятия закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской

деятельности в РСФСР" и не утратил их впоследствии, а поэтому в

соответствии со статьёй 29 АПК РФ 1992 года мог быть стороной в арбитражном

процессе.**

Б .ОБРАЗОВАНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ.

Также как и физические лица, юридические лица обладают

правосубъектностью, то есть способностью быть субъектом права, которая

проявляется в его правоспособности и дееспособности. Правоспособность

юридического лица определяется статьёй 49 ГК РФ: Юридическое лицо может

иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности,

предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой

деятельностью обязанности. Таким образом, в отличие от физических лиц,

юридические лица обладают специальной правоспособностью, то есть его права

и обязанности определяются целями юридического лица и прямо указаны в его

учредительных документах. Исключение составляют негосударственные

коммерческие организации,

обладающие универсальной правоспособностью и имеющие целью извлечение

прибыли.

По общему правилу, правоспособность юридического лица возникает с

момента его возникновения, которое приравнивается к моменту его

*Постановление ВАС РФ №806/97 от 27.05.97.//Вестник ВАС №8, 1997 год,

стр.24-25.

** Постановление ВАС РФ №8233/95 от 04.01.96.//Вестник ВАС №3, 1996

год, стр.96.

государственной регистрации (п.2 ст. 51 ГК РФ) и прекращается после

внесения записи о его ликвидации в единый государственный реестр

юридических лиц (п.8 ст. 63 ГК РФ).

В соответствии с законодательством некоторые виды деятельности могут

осуществляться лишь на основании государственной лицензии.

В этом случае специальная правоспособность возникает с момента получения

такой лицензии.

Государственная регистрация юридического лица, с которой связывается

его учреждение, должна производиться в соответствии с законом о регистрации

юридических лиц, который до настоящего времени не принят, а потому

продолжает действовать Положение "О порядке государственной регистрации

субъектов предпринимательской деятельности" (СЗ РФ №11, 1994 год, ст.1194)

и статьи 34, 35 Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности

(Ведомости РСФСР №30, 1990 год, ст.418).

Статья 51 Гражданского кодекса закрепляет явочно-нормативный порядок

регистрации юридических лиц. Это означает, что проверка целесообразности

создания конкретного юридического лица не входит в компетенцию органов,

осуществляющих государственную регистрацию. Функция государственной

регистрации ограничивается проверкой законности образования юридического

лица, а также его учредительных документов. По этой причине основаниями

отказа в регистрации признаются нарушения установленного законом порядка

образования юридических лиц и несоответствие учредительных документов

закону. Данный перечень оснований для отказа является исчерпывающим.

Дееспособность юридического лица приобретается одновременно с

правоспособностью и означает, что лицо своими действиями может приобретать,

осуществлять и исполнять гражданские права и обязанности. В соответствии с

пунктом 1 статьи 53 ГК РФ Юридическое лицо приобретает гражданские права и

принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в

соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными

документами. Орган юридического лица- это часть юридического лица, которая

формирует его волю.* Состав и компетенция органа юридического лица

определяется

законом, иными учредительными документами. Для унитарных и некоторых

других видов предприятий волеобразующий и волеизъявляющий органы совпадают,

в других случаях они различны,

например, для акционерного общества волеобразующим органом является

собрание акционеров, а волеизъявляющим- директор, другое уполномоченное

лицо или группа лиц.

*М.Брагинский Юридические лица.// хозяйство и право №3 1998 год

В законе специально указано, что Лицо, которое в силу закона или

учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно

действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно

и разумно (п. 3 ст. 53 ГК РФ). В случае, если действия органа юридического

лица причинили вред юридическому лицу, орган по требованию учредителей

обязан возместить убытки.

Также впервые введено положение в соответствии с которым, если

полномочия органа юридического лица на совершение сделки ограничены его

учредительными документами по сравнению с тем, как они определены в законе

либо как они могут считаться очевидными из обстановки, в которой

совершается сделка, и при ее совершении такой орган вышел за пределы этих

ограничений, сделка может быть признана судом недействительной по иску

лица, в интересах которого установлены ограничения, в случаях, когда будет

доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать

об указанных ограничениях (ст. 174 ГК РФ).

В некоторых случаях Законодательством могут быть предусмотрены

дополнительные ограничения для органа юридического лица. Так, законом "Об

акционерных обществах" предусмотрено, что член совета директоров

(наблюдательного совета) общества, лицо, занимающее должность в иных

органах управления общества и некоторые другие лица, обязаны довести до

сведения совета директоров (наблюдательного совета) общества, ревизионной

комиссии (ревизора) общества и аудитора общества информацию об известных

им совершаемых или предполагаемых сделках, в которых они могут быть

признаны заинтересованными лицами.*

Как уже было сказано, прекращение юридического лица происходит после

внесения соответствующей записи в государственный реестр юридических лиц.

Прекращение может быть осуществлено двумя способами: через реорганизацию

либо ликвидацию юридического лица.

Реорганизация - это прекращение юридического лица в переходом прав и

обязанностей. Реорганизация может проходить в форме слияния,

присоединения, разделения, выделения или преобразования. Решение о

реорганизации принимается учредителями (участниками), либо органом

юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в

форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких

юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных

органов или по решению суда, а в форме слияния, присоединения или

преобразования- лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

*Закон от 25.12.95 "Об акционерных обществах", 208-ФЗ в

редакции Закона от 13.06.96 №65-ФЗ, ст.81-84.

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев

реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации

вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в

форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них

считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный

реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного

юридического лица.

При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них

переходят к вновь возникшему юридического лицу в соответствии с

передаточным актом.

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к

последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица

в соответствии с передаточным актом.

При разделении юридического лица или выделении из состава

юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них

переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в

соответствии с разделительным балансом.

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо

другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему

юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного

юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Передаточный акт или разделительный баланс должны содержать положения

о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица

в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства,

оспариваемые сторонами.

В соответствии со статьёй 60 Гражданского кодекса учредители

(участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации

юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов

реорганизуемого юридического лица. Кредитор реорганизуемого юридического

лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения

обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и

возмещения убытков. Если разделительный баланс не дает возможности

определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь

возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по

обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.

Данное положение обеспечивает гарантии прав кредиторов в отношении

юридического лица.

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав

и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п.1 Ст.61 ГК РФ).

Юридическое лицо может быть ликвидировано в добровольном либо

принудительном порядке. В добровольном порядке юридическое лицо

ликвидируется по решению его учредителей (участников) либо органа

юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том

числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с

достижением цели, ради которой оно создано, или с признанием судом

недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при

его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения

носят неустранимый характер. В принудительном порядке юридическое лицо

ликвидируется по решению суда в случае осуществления деятельности без

надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом,

либо с иными однократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых

актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной

организацией (объединением), благотворительным или иным фондом

деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях,

предусмотренных Гражданским кодексом РФ.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией либо

действующее в форме потребительского кооператива, благотворительного или

иного фонда, может быть ликвидировано также в соответствии со статьей 65 ГК

РФ вследствие признания его несостоятельным (банкротом). Если стоимость

имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения

требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке,

предусмотренном статьёй 65 ГК РФ. Положения о ликвидации юридического лица

вследствие несостоятельности (банкротства) не распространяются на казенные

предприятия.

В целях обеспечения интересов кредиторов и заинтересованных лиц закон

предусматривает строгий порядок ликвидации юридического лица. В первую

очередь учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие

решение о ликвидации юридического лица в письменном виде сообщают об этом

органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц,

который делает в реестре запись о том, что юридическое лицо находится в

процессе ликвидации. Образуется ликвидационная комиссия, устанавливающая

порядок и сроки ликвидации. В обязательном порядке ликвидационная комиссия

помещает в органах печати публикацию о ликвидации и о порядке и сроках

приема требований кредиторов. Этот срок не может быть меньше 2 месяцев.

По истечению этого срока ликвидационная комиссия составляет промежуточный

ликвидационный баланс, в котором указываются сведения о составе имущества

ликвидируемого лица, перечень предъявляемых кредитором требований и

результаты его рассмотрения. Промежуточный баланс утверждается

учредителями. Если у ликвидируемого юридического лица ( кроме учреждений)

недостаточно денежных средств для удовлетворения требований кредиторов,

ликвидационная комиссия осуществляет продажу его имущества с публичных

торгов в порядке, предусмотренном для исполнения судебных решений.

Порядок выплаты определяется статьей 64 ГК РФ. После завершения

расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный

баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица

или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, по

согласованию с органом, осуществляющим регистрацию юридических лиц.

При недостатке у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у

ликвидируемого учреждения- денежных средств для погашения требований

кредиторов, недостающая часть погашается за счет собственника имущества

данного предприятия или учреждения в судебном порядке.

В. ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ.

В отличии от Гражданского кодекса 1964 года, современный гражданский

кодекс значительно расширил число юридических лиц- участников гражданского

оборота. Оснований для классификации юридических лиц множество, но мне бы

хотелось выделить несколько, на мой взгляд наиболее важных.

По формам собственности юридические лица, как и вся собственности в

Российской Федерации, делятся на государственные, муниципальные и

негосударственные. В отношении собственности в Конституции России

употребляется понятие "частная", но в отношении юридических лиц это не

совсем корректно, так как само значение слова "частный" подразумевает

единоличное владение, а юридические лица в большинстве случаев являются

коллективными образованьями. Что касается муниципальных юридических лиц,

на них в большей мере распространяются правила и положения, касающиеся

государственных юридических лиц, так как сам институт муниципалитета

сформировался сравнительно недавно, и выделить его особенности в

гражданском обороте на данный момент непросто.

Следующий критерий- это права учредителей (участников) в отношении

юридического лица или его имущества. По этому основанию юридические лица

делятся на три группы:

. Юридические лица, в отношении которых их участники имеют

обязательственные права: хозяйственные товарищества и общества,

потребительские и производственные кооперативы.

. Юридические лица, на имущество которых их учредители (участники)

имеют право собственности или иное вещное право: государственные и

муниципальные унитарные предприятия, в том числе их дочерние

предприятия, а также финансируемые собственником учреждения.

. Юридические лица, в отношении которых их учредители (участники) не

могут иметь никаких имущественных прав (ни вещных, ни

обязательственных): общественные и религиозные организации

(объединения), благотворительные и иные фонды, объединения

юридических лиц (ассоциации и союзы).

Далее, юридические лица можно разделить в соответствии с целями их

деятельности на коммерческие и некоммерческие. Основной целью деятельности

коммерческих юридических лиц является извлечение прибыли. Так как подобная

деятельность в значительной мере связана с предпринимательским риском,

Гражданских кодекс называет закрытый перечень коммерческих юридических лиц

и детально регламентирует не только порядок их образования, но и порядок

формирования уставного капитала, права и обязанности участников в отношении

юридического лица, порядок привлечения денежных средств. По своим

организационно-правовым формам такие юридические лица делятся на:

n хозяйственные товарищества, которые в свою очередь бывают

полными и коммандитными;

n хозяйственные общества, которые выступают в форме общества с

ограниченной ответственностью, общества с дополнительной

ответственностью и акционерного общества открытого или закрытого

типов;

n государственные или муниципальные унитарные предприятия, среди

которых выделяются унитарное предприятие, основанное на праве

хозяйственного ведения, и унитарное предприятие, основанное на праве

оперативного управления (федеральное казенное предприятие);

n производственные кооперативы (артели).

В соответствии с Федеральным законом "О некоммерческих организациях"

некоммерческая организация это- организация, не имеющая извлечение прибыли

в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную

прибыль между участниками.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных,

благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих

целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и

спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан,

защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и

конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных

на достижение общественных благ.* Именно цели создания некоммерческой

организации определяют границы её правоспособности.

Некоммерческая организация, являющаяся юридическим лицом, об-

* Закон РФ от 12.01.96 "О некоммерческих организациях", №7-ФЗ, в

редакции Закона от 26.11.98 №174-ФЗ, пп.1,2 ст.2.

ладает всеми признаками, характеризующими юридическое лицо. Имущественная

обособленность некоммерческой организации может быть выражена в праве

собственности, праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления,

денежных средствах на банковских счетах. Внешнее проявление имущественная

обособленность находит в наличии самостоятельного баланса или финансового

плана (сметы). Организационное единство закрепляется в учредительных

документах юридических лиц. Правоспособность некоммерческой организации

возникает и прекращается по общему правилу. Некоммерческие организации

имеют специальную правоспособность, то есть вправе совершать только те

действия, которые соответствуют сфере их деятельности, предусмотренной в

учредительных документах. Вместе с тем следует разграничивать предмет

уставной деятельности некоммерческой организации и конкретные правомочия по

осуществлению этой деятельности. В сфере гражданского оборота конкретные

правомочия некоммерческой организации со специальной правоспособностью

могут быть шире предмета ее уставной деятельности.

Хотя извлечение прибыли не может быть основной целью некоммерческого

юридического лица, в соответствии с п.2 статьи 24 Закона некоммерческая

организация может осуществлять предпринимательскую деятельность постольку,

поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой

деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг,

отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение

и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в

хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве

вкладчика. Законодательством Российской Федерации могут

устанавливаться ограничения на предпринимательскую деятельность

некоммерческих организаций отдельных видов.

В соответствии со статьей 25 Закона "О некоммерческих организациях"

некоммерческая организация отвечает по своим обязательствам тем своим

имуществом, на которое по законодательству Российской Федерации может быть

обращено взыскание. Если же некоммерческая организация не в состоянии

удовлетворить требования кредитора, то это требование может быть

предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность. Субсидиарную

ответственность несут учредители потребительских кооперативов, учреждений,

ассоциаций и союзов. При этом субсидиарная ответственность собственника

учреждения является полной, а во всех остальных случаях она ограничена

долей собственника в общем объеме уставного капитала.

Можно выделить следующие формы некоммерческих юридических лиц:

n общественные организации (объединения):

n религиозные организации (объединения);

n благотворительные и иные фонды;

n некоммерческие учреждения;

n потребительские кооперативы;

n объединения юридических лиц (ассоциации и союзы);

n другие формы, предусмотренные законодательством.

Данный перечень является открытым, так как законодатель не устанавливает

жесткие организационно-правовые формы некоммерческих юридических лиц, а

лишь фиксирует уже сложившиеся виды организаций.

Мне бы хотелось перечислить некоторые особенности отдельных видов

некоммерческих организаций.

Общественные организации- это добровольные объединения граждан, в

установленном законом порядке объединившимся на основе общности их

интересов для удовлетворения духовные и иных нематериальных потребностей

(п.1 ст.117 ГК РФ). Общественные организации (объединения) могут выступать

в формах - общественных движений, организаций общественной

самодеятельности, молодежных общественных объединений, детских общественных

объединений, политических партий, профессиональных союзов и др. Их

деятельность регулируется помимо Гражданского кодекса и Закона "О

некоммерческих организациях" Законом "Об общественных объединениях",*

Законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"** и

рядом других актов.

Религиозным объединением в Российской Федерации признается

добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно

и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации,

образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и

обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание;

совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение

религии и религиозное воспитание своих последователей (п.1 ст.6 Закона "О

свободе совести и о религиозных объединениях")***.

Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация,

учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных

имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные,

культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.(п.1 ст.7

Закона "О некоммерческих организациях"). Учредители и другие жертвователи

фонда не приобретают никаких прав на имущество фонда. Органом фонда

является попечительских совет. Одной

*Закон РФ от 19.05.95 "Об общественных объединениях", №82-ФЗ, в

редакции Закона от 17.05.97 N 78-ФЗ, и Закона от 19.07.98 N 112-ФЗ).

**Закон РФ от 26.01.96 №О профессиональных союзах, их правах и

гарантиях деятельности", №10-ФЗ.

***Закон РФ от 26.09.97 "О свободе совести и о религиозных

объединениях", №125-ФЗ.

из гарантий того, что деньги, вложенные физическим или юридическим лицом в

тот или иной фонд будут использованы по назначению является то, что фонд не

может быть ликвидирован в добровольном порядке, а только по решению суда.

Средства, оставшиеся после ликвидации фонда и расчетов с кредиторами

направляются на цели, указанные в уставе фонда (п.3 ст.119 ГК РФ).

Деятельность благотворительных фондов регулируется дополнительно "Законом о

благотворительной деятельности".*

Учреждением признается организация, созданная собственником для

осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций

некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично (п.1

ст.120 ГК РФ, п.1 ст.9 Закона "О некоммерческих организациях). Собственник

определяет задачи и цели деятельности учреждения и закрепляет их в уставе.

Учреждение имеет право оперативного управления в отношении переданного ему

имущества и отвечает перед кредиторами только денежными средствами, при

отсутствии которых наступает неограниченная ответственность собственника-

учредителя.

Потребительский кооператив- это добровольное объединение граждан и

юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и

иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами

имущественных паевых взносов (п.1 ст.116 ГК РФ). На данный момент

деятельность потребительских кооперативов регулируется Законом "О

потребительской кооперации",** но Гражданский кодекс предполагает также

принятие ряда нормативных актов об отдельных видах производственных

кооперативов.

Помимо вышеназванных форм некоммерческих организаций Закон называет

также объединения юридических лиц, некоммерческие партнерства, автономные

некоммерческие организации. Кроме того существуют такие виды

некоммерческих юридических лиц как товарищество собственников жилья,

торгово-промышленная палата, товарная биржа.

Отдельно от юридических лиц стоят филиалы и представительства.

Согласно статьи 55 ГК РФ Представительством является обособленное

подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения,

которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица,

расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или

их часть, в том числе функции представительства. Представительства и

филиалы не являются самостоятельными

*Закон РФ от 11.08.95 "О благотворительной деятельности и

благотворительных организациях", № 135-ФЗ.

*Закон РФ от 19.06.92 "О потребительской кооперации (потребительских

обществах, их союзах) в Российской Федерации", № 3085-1 в редакции Закона

от 11.07.97 №97-ФЗ.

юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим

лицом и действуют на основании утвержденных им положений. В соответствии с

частью 1 Налогового кодекса филиалы и представительства не являются

самостоятельными налогоплательщиками, но филиалы и иные обособленные

подразделения российских организаций выполняют обязанности этих организаций

по уплате налогов и сборов на той территории, на которой эти филиалы и иные

обособленные подразделения осуществляют функции организации.*

Руководитель представительства или филиала действует на основании

доверенности как физическое лицо и может заключать сделки на основании этой

доверенности. В соответствии с пунктом 20 Постановления Пленума Верховного

Суда России и Пленума Высшего Арбитражного Суда России от 01.07.96 "О

некоторых вопросах, связанных с применением ч.1 Гражданского кодекса

Российской Федерации" при разрешении спора, вытекающего из договора,

подписанного руководителем филиала (представительства) от имени филиала и

без ссылки на то, что договор заключен от имени юридического лица и по его

доверенности, следует выяснить, имелись ли у руководителя филиала

(представительства) на момент подписания договора соответствующие

полномочия, выраженные в положении о филиале и доверенности. Сделки,

совершенные руководителем филиала (представительства) при наличии таких

полномочий, следует считать совершенными от имени юридического лица.** В

противном случае юридическое лицо не может считаться стороной такого

договора и отвечать по нему, в том числе имуществом своего филиала или

представительства.

К сожалению, раскрытая характеристика всех видов юридических в

пределах одной курсовой работы была бы затруднительной, поэтому я

остановилась на наиболее интересных для меня лично - на некоммерческих

юридических лицах. Кроме того хотелось бы отметить значительную

незащищенность юридического лица со стороны Закона. В Конституции 1993

года нет ни слова об институте юридического лица, понятие которого вводит и

развивает только Гражданский кодекс. В результате, к юридическому лицу не

применяются многие конституционные нормы, характерные для граждан. Так, по

решению Надзорной коллегии ВАС РФ от 05.01.95г. по делу № К4-Н-7/2648 к

юридическому лицу не была применена статья 54 Конституции России, согласно

которой применяется новый закон, если после совершения правонарушения

ответственность за него

*Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 1) от 31.07.98 N 146-ФЗ,

статья 19.

**Постановление Пленума Верховного Суда РФ, Пленума ВАС РФ от

01.07.96 N6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части 1

Гражданского кодекса Российской Федерации".

устранена или снята на основании того, что данная статья находится в главе

2, касающейся прав и свобод человека и гражданина, а не юридических лиц.*

Вместе с тем, разнообразие юридических лиц как негосударственных

хозяйствующих субъектов появилось сравнительно недавно, поэтому не

исключены некоторые пробелы в законодательстве о юридических лицах. Но

общая тенденция, заложенная в Гражданском кодексе, позволяет надеяться, что

этот институт будет развиваться, давая возможность гражданам полнее

использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не

запрещенной законом экономической деятельности.

*Ю.Б.Фогельсон О конституционной защите прав юридических лиц.//

Государство и право №6, 1996г.

УЧАСТИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,

СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,

МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ОТНОШЕНИЯХ,

РЕГУЛИРУЕМЫХ ГРАЖДАНСКИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ.

Государство - носитель власти, но в отношениях, регулируемых частным

правом, оно не пользуется своими властными полномочиями. Статья 124

определяет, что Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные

образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским

законодательством, на равных началах с другими участниками этих отношений.

Это значит, что со стороны государства отсутствует властное воздействие на

других субъектов гражданских правоотношений, в договорных отношениях

государство и его контрагенты - юридические лица равны и их деятельность в

гражданском обороте регулируется одними и теми же нормами права.

В отношениях, регулируемых гражданским законодательством, публично-

правовая сущность государственной власти вносит в его деятельность свои

коррективы. Как субъект гражданского права оно имеет свою специфику:

являясь организацией, государство тем не менее не признается юридическим

лицом. Таким образом, в Российской Федерации Гражданский кодекс выделяет

три вида субъектов: граждане, юридические лица и государство.

Поскольку Россия является федеративным государством, и Конституция

четко разделяет предметы ведения между Российской Федерацией и ее

субъектами, закон обозначает субъектом гражданского права не только

Российскую Федерацию как таковую, но и субъектов Российской Федерации.

Однако спецификой государства как субъекта права обладают также и

муниципальные образования, хотя в соответствии со статьей 12 Конституции

России органы местного самоуправления не входят в систему государственной

власти. Связано это не только с тем, что в соответствии с ч.2 ст.132

Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом

отдельными государственными полномочиями, но и с самой сущностью местного

самоуправления, которое по своей природе обладает властными полномочиями.

Государство - особый субъект гражданского права. Пункт 2 статьи 124

ГК РФ распространяет на него нормы, определяющие участие в гражданском

обороте юридических лиц, если иное не вытекает из закона или особенностей

данных субъектов. В гражданском праве государство приравнивается в

юридическим лицам, однако его правоспособность не может быть равна

правоспособности юридического или физического лица. Государство само

определяет порядок, формы, характер осуществления принадлежащих ему прав,

поскольку его правоспособность носит целевой характер. Оно участвует в

гражданском обороте не столько в предпринимательских целях, сколько в целях

наиболее эффективного выполнения своих главных функций: обеспечения

благосостояния всего общества.

Государство может участвовать в гражданском обороте как

непосредственно, так и через специально созданные им для этих целей

государственные юридические лица в организационно-правовых формах,

предусмотренных действующим гражданским законодательством. В последнем

случае юридические лица действуют самостоятельно, приобретая права и

обязанности для себя, а не для государства. Оно же при создании

юридических лиц устанавливает цели и задачи, определяющие их последующую

деятельность.

Государство как таковое не способно приобретать и осуществлять

граждански права, исполнять обязанности. От его имени действуют

государственные органы в рамках их компетенции, установленной актами,

определяющими статус этих органов (ст125 ГК РФ). От имени государства в

гражданском обороте могут выступать как представительные, так и

исполнительные органы Российской Федерации - Федеральное Собрание,

Президент, Правительство, Министерство финансов, Госкомимущество и др., а

также соответствующие им органы на уровне субъектов Федерации и

муниципалитетов. В случаях и в порядке, предусмотренных законодательством,

от имени государства по его специальному поручению могут выступать любые

лица - государственные органы, органы местного самоуправления, юридические

и физические лица (п.3 ст.125 ГК РФ).

Поскольку государство обладает целевой правоспособностью

законодательством предусмотрены значительные ограничения на участие

государства в тех или иных видах гражданских правоотношений. Так,

запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти,

органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов

местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов (п.2

ст.7.Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности

на товарных рынках" в ред. ФЗ от 25.05.95).* Государственные органы не

могут быть участниками полных товариществ и полными товарищами в

товариществах на вере. Они не вправе выступать участниками хозяйственных

обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено

законом. Акционерные общества, учредителями которых в случаях,

установленных федеральными законами, выступает государство, могут быть

только открытыми (п.4 ст.7 ФЗ "Об акционерных обществах"). Эти и другие

ограничения направлены не только на предупреждение неравной конкуренции,

ведь финансовые возможности государства несравнимо больше , чем у любого

произвольно взятого юридиче-

*Звеков В. Участие Российской Федерации, субъектов Российской

Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским

законодательством.//Хозяйство и право №5, 1998 год.

ского лица, но и являются своеобразным ограничением предпринимательского

риска для государства.

Как уже было сказано, государство участвует в отношениях, регулируемых

гражданским законодательством, как совокупность субъектов разных уровней -

Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных

образований. Все они независимы друг от друга и выступают как

самостоятельные участники гражданского оборота. Субъекты обладают

обособленным имуществом, принадлежащим им на праве собственности, и

отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Исключение составляет

имущество, закрепленное за юридическими лицами, и то, которое может

находиться только в государственной или муниципальной собственности (ст.126

ГК РФ). Эта же статья устанавливает, что любое из государственных или

муниципальных образований не отвечает по обязательствам другого

образования.

Из статей 124-126 следует ГК РФ, что во внутреннем гражданском обороте

государство не пользуется иммунитетом и участвует в отношениях на равных

началах с другими субъектами права. Что касается международных гражданских

отношений (ст.127 ГК РФ) особенности ответственности Российской Федерации и

Субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским

законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и

государств определяются законом об иммунитете государства и его

собственности, который до настоящего момента не принят.

ЗАДАЧА.

Тарасов, работающий на рыболовном судне матросом, в один из дней не

явился на работу. Выяснилось, что его не было и дома. Попытки его найти

оказались безуспешными. Через год и два месяца жена Тарасова, имевшая двух

малолетних детей, обратилась в суд с заявлением о признании мужа безвестно

отсутствующим или объявлении умершим по тем мотивам, что она желает просить

органы социальной защиты населения о назначении на детей пенсии по случаю

потери кормильца. Городской народный суд вынес решение об объявлении

Тарасова умершим. Суд установил, что в день, когда он исчез, Тарасова

видели в нетрезвом состоянии на берегу моря. Ранее он имел взыскания за

невыход на работу в связи с нахождением в нетрезвом состоянии и два

взыскания за самовольное купание в море. Основываясь на этих фактах суд

пришел к выводу, что Тарасов утонул, купаясь в море в нетрезвом виде, то

есть погиб при обстоятельствах, угрожавших смертью от определенного

несчастного случая.

При наличии каких условий возможно объявление гражданина умершим?

Имеются ли эти условия в данном случае?

Институт безвестного отсутствия и признания гражданина умершим

регулируется ст. 42-46 Гражданского кодекса РФ, ст.252-257 Гражданского

процессуального кодекса РФ и некоторыми другими нормативными актами. В

соответствии со ст. 42 ГК РФ гражданин может быть по заявлению

заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течении

года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. В

соответствии с условием задачи жена Тарасова обратилась с заявлением в суд

спустя 1 год и 2 месяца после исчезновения мужа. В заявлении ею были

указаны причины, по которым ей требуется признание мужа безвестно

отсутствующим или умершим (необходимость назначения на двух малолетних

детей пенсии по случаю потери кормильца). Причина, по которой

заинтересованному лицу необходимо признать гражданина безвестно

отсутствующим или умершим, обязательно должна быть указана в заявлении

(ст.253 ГПК РФ).

Суд, рассмотрев обстоятельства исчезновения г-на Тарасова пришел к

выводу, что он исчез при обстоятельствах, угрожающих смертью от

определенного несчастного случая. Данное решение, на мой взгляд,

незаконно, так как для признания гражданина умершим необходимо отсутствие

сведений в месте его пребывания в месте его жительства в течение 5 лет.

Сокращенный срок - 6 месяцев - применяется, если он пропал без вести при

обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его

гибель от определенного несчастного случая. В данном случае мы имеет дело,

во-первых, с невыходом на работу, во-вторых, с теми фактами, что г-н

Тарасов неоднократно не выходил на работу по причине нетрезвого состояния и

имел взыскания за самовольное купание в море. В день исчезновения его

действительно видели на берегу моря, тем не менее не установлено, что он

купался. Под обстоятельствами, угрожающими смертью, подразумеваются

стихийные бедствия, такие как землетрясение, наводнение и т.д.;

обстоятельствами, дающими основание предполагать гибель от определенного

несчастного случая являются авто- или авиакатастрофа, крушение поезда и

т.д. Таким образом, обстоятельства исчезновения г-на Тарасова не

соответствуют тем, под которыми в законодательстве подразумеваются

обстоятельства, позволяющие предположить гибель гражданина от определенного

несчастного случая.

Помимо вышеизложенного, решение суда о признании г-на Тарасова умершим

нецелесообразно. Жена исчезнувшего указала в заявлении причину его подачи

- она желает просить органы социальной защиты населения о назначении на

детей пенсии по случаю потери кормильца. Однако, семьи безвестно

отсутствующих граждан приравниваются к семьям умерших, если безвестное

отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке (ст.54 Закона РФ

от 20.11.90 № 340-1 (ред. от 21.07.97) "О государственных пенсиях в РФ").

Следовательно, малолетние дети Тарасова будут получать пенсию и в том

случае, если г-н Тарасов будет признан безвестно отсутствующим.

© 2010