На главную

Юниты по Гражданскому праву


Юниты по Гражданскому праву

Юнита 1

Ситуация 2

В данной ситуации п. 1 ст. 1 ГК РФ применим, но не так, как трактует

его Борис Иванович. Гражданское правоотношение не конструируется по методу

«власти и подчинения». Гражданские правоотношения горизонтальные.

Участникам правоотношений предоставляются равные условия осуществления и

охраны гражданских прав. То есть, равенство — этот закон одинаков для всех

— независимо от того, кто брал деньги в долг — начальник или подчинённый —

у него возникает обязательство вернуть долг. Проявлением равенства

участников гражданских правоотношений является то, что на них

распространяется одно и тоже право, одни и те же правила, одни и те же

нормы, независимо от того, кто тот субъект — начальник, подчинённый,

юридическое лицо, физическое лицо и т.д.

Данная сделка согласно ст. 161 ГК РФ должна быть оформлена письменно,

так как сумма сделки превышает десятикратный установленный законом

минимальный размер оплаты труда. Нотариального удостоверения сделки не

требуется.

На основании ст. 168 ГК РФ данная сделка является не соответствующей

закону как сделка, простая письменная форма которой не соблюдена.

На основании статей 162, 168 ГК РФ сделка, простая письменная форма

которой соблюдена, является действительной.

Однако, несоблюдение сделка, простой письменной формы сделки лишает

стороны в случае спора ссылаться в подтверждении сделки и её условий на

свидетельские показания (например, на показания жены Бориса Ивановича,

знавшей о заключении сделки), но не лишает их права приводить письменные и

другие доказательства.

На основании п. 2 ст. 314 ГК РФ должник (Петр Петрович) должен

выполнить обязательство. Обязательства ст. 307–314?!

Ситуация 3

В соответствии со ст. 12 ГК РФ в данной ситуации действует способ

защиты гражданских прав — возмещение убытков.

Отказавшись от ненужного ей цемента, Теплова применила способ

«самозащиты гражданских прав» (ст. 14ГК РФ), так как она договорилась с

Пашиным о возмещении причинённых ей убытков, — восстановить всё как было. О

цементе, как виде оплаты за убытки она не договаривалась, и когда Пашин

привёз ненужный ей цемент, отказалась.

Теплова вправе обратиться в суд, с иском к Пашину о возмещении убытков

(ст. 15 ГК РФ).

Ситуация 4

Составляя исковое заявление о компенсации морального вреда,

причинённого в 1990 году, Анна Ивановна будет стараться напрасно, в иске ей

будет отказано, так как требование о компенсации морального вреда (ст. 151

ГК РФ) не подлежит удовлетворению, если факт причинения относится ко

времени до введения ч. 1 ГК РФ в действие, хотя бы потерпевший продолжал

испытывать нравственные и физические страдания после вступления нового

кодекса в действие.

Ст. 4 ГК РФ «действие гражданского законодательства во времени» гласит:

закон обратной силы не имеет и применяется лишь к тем отношениям, которые

возникли после введения в действие.

В ст. 5 федерального закона «О введении в действие части первой ГК РФ»,

принятого государственной Думой 21 октября 1994 г., установлено правило:

«Часть первая Кодекса применяется к гражданским правоотношениям, возникшим

после введения её в действие». Данным законом часть первая ГК РФ введена в

действие с 1 января 1995 года. Следовательно, требования о компенсации

морального вреда (ст. 151ГК РФ) подлежат удовлетворению только по

правоотношениям, возникшим после 1 января 1995 года.

Ситуация 5

Липкин взял книгу в библиотеке и решил её не возвращать, уплатив за

неё, как за утерянную. Данная сделка — притворная. То есть, сделка, которую

совершил Липкин — уплата компенсации за книгу — притворная сделка, её он

хотел прикрыть другую сделку — получить во владение книгу.

Притворные сделки ничтожны.

Из существа притворной сделки вытекает, что стороны не собирались её

исполнять уже при самом совершении сделки, поэтому к ней применяются

последствия, вытекающие из недействительности сделок — п. 2 ст. 167 ГК РФ —

каждая из сторон обязана возвратить другой всё полученное по сделке.

Библиотека может предъявить по ст. 167 п. 2 иск Липкину.

На основании того, что сделка является ничтожной, Липкин права

собственности не приобрёл.

Уборщица нашла книгу. В соответствии с п. 2 ст. 227 ГК РФ она обязана

была заявить о находке в милицию или в орган местного самоуправления, так

как лицо имеющее право потребовать возврата данной вещи и место его

пребывания неизвестны. Уборщица не имела права передавать находку юноше —

не собственнику вещи, так как в соответствии с п.п. 3, 4 ст. 227, нашедший

вещь в праве хранить её у себя или сдать в милицию. Нашедший вещь отвечает

за её утрату или повреждение.

То есть, нашедший вещь, не является собственником вещи и собственник

может предъявить иск о возврате находки.

Липкин (если собственником книги не было подано исковое заявление о

признании сделки не действительной) или библиотека — истинный собственник

книги — могут подать в суд к лицу, нашедшему книгу о возврате находки (ст.

227 п.п. 3, 4, ст. 228).

Собственником находки (книги) уборщица, нашедшая книгу, может стать,

если она заявила о находке в милицию или в орган местного самоуправления,

но в течение 6 месяцев с момента заявления собственник не будет найден или

сам не заявит о своём праве на вещь (ст. 228 ГК РФ).

Вознаграждение за находку, на основании ст. 229 ГК РФ, нашедший и

возвративший вещь собственнику, вправе получить от его лица возмещение

необходимых расходов, связанных с хранением, сдачей вещи, затрат на

обнаружение собственника, а также вознаграждения за находку в размере до

20% стоимости вещи. Если найденная вещь представляет интерес только для

собственника, размер вознаграждения определяется по соглашению с этим

лицом, а в случае спора — судом.

Ситуация 6

В данной ситуации о презумпции невиновности (гл. 2 Конституции РФ) —

никто не предполагается бесчестным, ничто порочащее не презюмируется.

Обратное должно быть доказано обвинителем (ст. 49.) Обвиняемый не обязан

доказывать свою невиновность.

Если гражданин Романов обратился в суд с иском к Домниной, и не докажет

факты, изложенные в исковом заявлении и порочащие Домнину, она в

соответствии со ст. 152 ГК РФ «защита чести, достоинства и деловой

репутации» вправе требовать по суду опровержения порочащих её честь

сведений и, в соответствии с п. 5 вышеназванной статьи, требовать

возмещения убытков и морального вреда, причинённых их распространением.

Ситуация 7

В случае обнаружения недостатков в работе выполненной по договору

бытового подряда (пошив костюма в ателье), гражданин Веселовский

соответствии со ст. 737 ГК РФ, ст. 30, 31 Закона «О защите прав

потребителей» имеет право выбрать один из четырёх способов восстановления

нарушенного права:

1. Уменьшение цены за выполненную работу;

2. Возмещение расходов на устранение недостатков средствами заказчика;

Эти требования удовлетворяются в 10–дневный срок со дня предъявления

соответствующего требования.

3. О безвозмездном повторном выполнении работ;

4. Об устранении выявленных недостатков в работе в разумный срок,

назначенный заказчиком.

Эти требования подлежат удовлетворению в срок, установленный для

срочного выполнения работы, а в случае, если этот срок не установлен,

в срок предусмотренный договором бытового подряда, который был не

надлежаще исполнен.

В случае если ателье не выполнит требование Веселовского в

установленный законом срок, он в праве обратиться в суд, и на основании ст.

15 ГК РФ потребовать возмещения убытков от не надлежащего выполнения ателье

своей работы.

По поводу угрозы физической расправы, поступившей от работника ателье:

Веселовский, как человек не робкого десятка и как опытный юрист, выйдя из

ателье, пойдёт в территориальный отдел милиции, к которому территориально

относится ателье и напишет заявление об угрозе, в соответствии со ст. 109

УПК РФ, дежурный должен принять данное заявление и произвести по нему

проверку. После проверки данного заявления, если будет заведено уголовное

дело, Веселовский предъявит гражданский иск, с требованием о компенсации

морального вреда, причинённого угрозой физической расправы (ст. 151 ГК РФ)

в уголовном деле.

Ситуация 8

«Приобретательная давность»

Семен Григорьевич в течение 14 лет добросовестно, открыто и непрерывно

владел как своим собственным движимым имуществом в течение 14 лет.

Собственник имущества длительное время не выражал намерений признать вещи

своими. На основании п. 1 ст. 234 ГК РФ, он приобретает право на это

имущество, как лицо не являющееся собственником имущества, но

добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным

недвижимым имуществом в течение 15 лет, либо иным имуществом в течение 5

лет.

Ст. 11 Федерального закона.

В законе о введении в действие первой части ГК установлено, что

действие статьи о приобретательной давности распространяется на случаи,

когда владение имуществом началось до 1 января 1995 г. то есть, до введения

в действие ч. I ГК РФ.

Ст. 234 ГК РФ является исключением из нормы гражданского

законодательства, отражённой в ч. I ст. 4 ГК РФ о действии гражданского

законодательства во времени: закон обратной силы не имеет и применяется

лишь к тем отношениям, которые возникли после введение его в действие. Ст.

234 ГК РФ имеет обратную силу, то есть, распространяется и на случаи, когда

владение имуществом началось до 1 января 1995 г. и продолжалось в момент

введение в действие ч. I ГК РФ.

Ситуация 9

Ст. 9 ГК РФ «осуществление гражданских прав» устанавливает, что

граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие

им гражданские права и сами решают, воспользоваться ли этими правами, и

если воспользоваться, то когда. Гражданин осуществляет гражданские права не

по воле других лиц, а по собственному усмотрению.

Гражданские права — это право свободно вступать в договорные отношения,

не допускать вмешательства в частную жизнь, личные имущественные отношения

между членами семьи.

Аликина получила колье в дар.

Дарение, сопровождаемое передачей колье, было совершено устно. Передача

дара была осуществлена его вручением.

На основании ст. 218, 572 ГК РФ Аликина приобрела право собственности

на эту вещь на основании договора дарения.

Даритель (Говоров) на основании ст. 578 ГК РФ не может потребовать от

Аликиной своего дара обратно. У него нет на это оснований. В иске ему будет

отказано. Дар (колье) останется у Аликиной.

Дарение является гражданско–правовым договором, то есть, двусторонней

сделкой, основанной на взаимном согласии.

Договор дарения оформляется в соответствии с установленной для договора

дарения формой (ст. 574 ГК РФ). То есть, заключение договора дарения влечёт

за собой гражданско–правовые последствия.

Согласно ст. 7 СК РФ (Кодекса о браке и семье) граждане по своему

усмотрению распоряжаются принадлежащими им правами вытекающими из семейных

отношений (семейными правами), в том числе правом на эту защиту.

Осуществление членами семьи своих прав и исполнение ими своих

обязанностей, не должно нарушать права свободы и законные интересы других

членов семьи и иных граждан.

Ст. 31 СК Равенство супругов в семье каждый свободен в выборе

профессии, все вопросы решаются совместно.

Ст. 40 СК Брачный договор — определяет имущественные права и

обязанности супругов в браке.

Ст. 22 КоБС РСФСР и имущество, полученное супругами в дар является их

собственностью.

Современный Гуманитарный Университет

Астраханское представительство

Домашнее задание

по гражданскому праву

по Юните 2

студентки ТЮРИНОЙ ЕЛЕНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ

факультет «Юриспруденция»

группа 7С 41

форма обучения заочная

код студента № контракта

г. Астрахань

1998

Юнита 2

Ситуация

Мать несовершеннолетнего Чекина А. обратилась в суд с иском о признании

сделок, совершённых её сыном, недействительными, так как несовершеннолетние

в возрасте от 14 до 18 лет, в соответствии со ст. 26 ГК РФ не имеют права

совершать такие сделки без письменного согласия родителей, усыновителей и

попечителей.

С исками о признании сделок, совершённых несовершеннолетними

недействительными в суд могут обращаться их законные представители:

родители, опекуны, попечители.

Попечительство согласно ст. 31, 33 ГК РФ устанавливается при отсутствии

у несовершеннолетних от 14 до 18 лет родителей или при лишении их

родительских прав. Согласно ст. 33 ГК РФ попечители дают письменное

согласие на совершение тех сделок, которые несовершеннолетние в возрасте от

14 до 18 лет, находящиеся под попечительством, не в праве совершать

самостоятельно.

Согласно ст. 175 ГК РФ суд должен признать сделку, совершенную

несовершеннолетним Чекиным А. в результате его предпринимательской

деятельности без письменного разрешения законных представителей,

недействительной, с последствиями вытекающими из ст. 171 ГК РФ: каждая из

сторон сделки обязана возвратить другой всё полученное в натуре, а при

невозможности возвратить полученное в натуре, — возместить его стоимость в

деньгах.

Сделки с недвижимостью согласно ст. 164 ГК РФ подлежат государственной

регистрации.

Несоблюдение требований о государственной регистрации сделки влечёт её

недействительность, с последствиями предусмотренными ст. 167 ГК РФ.

Ситуация

Согласно ст. 28 ГК РФ малолетний Лукьянов А. не может сам принять

наследство — недвижимое имущество. За него от его имени эту безвозмездную

сделку могут совершить только его законные представители.

Так же согласно п. 1 ст. 28 ГК РФ малолетний Лукьянов А. не достигший

14 лет, не может совершать сделки, требующие нотариального заверения, такие

сделки за малолетних могут совершать только их законные представители

(родители или опекуны) от имени малолетних.

Согласно ст. 36 ГК РФ расходы, связанные со вступлением в наследство,

как расходы по сделкам направленным к пользе подопечного будут нести его

законные представители (родители или опекуны).

Расходы, произведённые опекуном на содержание подопечного, возмещаются

из расходов подопечного в порядке, установленном ст. 37 ГК РФ. Это могут

быть: стипендия, пенсия, алименты и т.д.

Если таких доходов у подопечного нет, то на содержание подопечных детей

опекунам ежемесячно выплачиваются денежные средства, по нормам,

установленным для содержания воспитанников детских воспитательных

учреждений, согласно Постановлению Правительства РФ от 20.06.92 «О

неотложных мерах по социальной защите детей–сирот и детей, оставшихся без

попечения родителей».

Ситуация

Согласно ст. 17 ГК РФ несовершеннолетний Петров А. правоспособен, как и

все граждане и согласно ст. 260 ГК РФ имеет право продавать свой земельный

участок. Согласно ст. 28 ГК РФ, малолетний Петров А. (до 14 лет) не являлся

дееспособным, то есть, не имел права совершать сделку купли–продажи

недвижимости (земельного участка и дома). Такие сделки за него от его имени

могут совершать только законные представители (родители или опекуны).

Родители малолетнего Петрова А. возражали против данной сделки, так как

не считают, что она направлена к выгоде малолетнего.

Согласно ст. ст. 28, п. 2 ст. 167 ГК РФ, суд должен признать сделку

купли–продажи недвижимости, совершённую малолетним Петровым А. ничтожной с

последствиями, вытекающими из п. 2 ст. 167 ГК РФ: каждая из сторон такой

сделки обязана возвратить другой стороне всё полученное в натуре, а при

невозможности возвратить полученное в натуре —возместить его стоимость в

деньгах, то есть, вернуть все в первоначальное положение.

Современный Гуманитарный Университет

Астраханское представительство

Реферат по истории государства и права России

по теме:

«Земские соборы в русском государстве»

студентки ТЮРИНОЙ ЕЛЕНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ

факультет «Юриспруденция»

группа 7С 41

форма обучения заочная

код студента № контракта

г. Астрахань

1998

Особое место в системе государственных органов России занимали Земские

соборы, проводившиеся с середины XVI в. до середины XVII в. Их созыв

объявлялся царской грамотой. В состав собора входили Боярская Дума,

«Освященный собор» (церковные иерархи) и выборные от дворянства и посадов.

Духовная и светская аристократия представляла элиту общества, царь в

решении важнейших вопросов не мог без неё обойтись. Дворянство было основой

царского войска и бюрократического аппарата. Верхушка посадского населения

была главным источником денежных доходов для казны. Этими основными

функциями объясняется присутствие представителей всех трёх социальных групп

в Соборе. противоречия, существовавшие между ними, позволяли монархической

власти балансировать и усиливаться.

Земские соборы решали основные вопросы внешней и внутренней политики,

законодательства, финансов, государственного строительства. Вопросы

обсуждались по сословиям («по палатам»), но принимались всем составом

Собора.

Кроме названия «Земский собор», представительные учреждения в

московском государстве носили и другие наименования: «совет всея земли»,

«собор», «общий совет», «великая земская дума». Свои организационные формы

Земский собор заимствовал как у церковных соборов, так и у вечевых

собраний. Через систему соборов правительственная власть стремилась выявить

мнение отдельных наиболее влиятельных классов и групп населения.

Идея соборности начала развиваться с середины XVI в. — известны соборы

1547, 1549, 1550, 1551, 1560, 1575, 1576, 1579, 1580, 1584, 1598, 1604,

1611, 1613, 1619, 1622, 1632, 1634, 1637, 1639, 1642, 1645, 1648–49, 1653

гг. Их значения и принятые на них решения неоднородны. Соборные решения

служили источником избрания на царство, например, соборы 1584 г. — Федора

Иоанновича, 1598 г. — Бориса Годунова, 1613 г. — Михаила Фёдоровича. В 1611

и 1612 гг. проходили «военные соборы», решавшие стратегические вопросы.

Собор 1648–49 гг. принимает важнейший акт — Уложение. Структура соборов

сложна: так, в состав Стоглавого собора (1551г.) входили в полном составе

«Освященный собор», Боярская Дума и «Избранная рада». Наиболее

представительным с социальной точки зрения был Собор 1566 г., решавший

вопрос о войне с Польшей, — на нём сформировались пять курий,

представлявших разные слои населения (духовенство, боярство, приказные

люди, дворянство и купечество).

Некоторые соборы исполняли роль избирательного органа в период

междуцарствования, другие — совещательного, как Дума. Однако полномочия

Земского собора были неопределённы и безграничны, поэтому поводы к их

созыву могли быть разными. Собор действовал в тесной связи с царской

властью и Думой. Выборы на Собор и принятие решений проходили в

определённом порядке. Из Разрядного приказа воеводы получали предписание о

выборах, которое зачитывалось жителям городов и крестьянам. Затем

составлялись сословные выборные списки, число представителей в которых

небыло фиксированным. Выборные получали наказы от избирателей. Выбирали

глав семейств и монашествующих, «крепких разумом, добрых и постоянных».

Соборы собирались на Красной площади, в патриарших палатах или Успенском

соборе Кремля, позже — в Золотой палате или столовой избе. Каждое сословие

заседало отдельно и подавало собственное письменное мнение . в результате

их обработки составлялся соборный приговор.

Современный Гуманитарный Университет

Астраханское представительство

Реферат по истории государства и права России

по теме:

«Наказ» Екатерины II и её практическая политика по отношению к дворянству и

крестьянству.

студентки ТЮРИНОЙ ЕЛЕНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ

факультет «Юриспруденция»

группа 7С 41

форма обучения заочная

код студента № контракта

г. Астрахань

1998

Для новой кодификационной (уложенной) комиссии, которую предполагалось

создать, Екатерина II написала «Наказ» (1766 г.), в котором формулировались

принципы правовой политики и правовой системы. Значительная часть текста

«Наказа» (250 статей) заимствована из трактата Ш. Монтескье «О духе

законов», трактата Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях» (около 100

статей), «Энциклопедии» Д. Дидро и д’Аламбера. В целом заимствования

составили более 80% статей и 90% текста. Однако по своей концепции «Наказ»

был самостоятельным произведением, выразившим идеологию российского

«просвещённого абсолютизма».

Текст «Наказа» состоял из 20 глав (526 статей), разделённых на 5

разделов. В первых пяти главах (ст. 1–38) сформулированы общие принципы

устройства государства, в главах 6–7 (ст. 39–79) «О законах вообще» и «О

законах подробно» — основы государственного законодательства и общие формы

правовой политики. Главы 8–9 (ст. 80–141) посвящены уголовному праву и

судопроизводству, тому же (в трактовке Ч. Беккариа) посвящена глава 10 (ст.

142–250).

В главах 11–18 (ст. 251–438) излагаются основные положения

сословно–правовой (крестьяне – дворянство – средний класс). Главы 19–20

(ст. 439–521) посвящены вопросам юридической техники, теории

законодательства и правовой реформы.

«Наказ» обосновывает политические принципы абсолютистского государства:

власть монарха, бюрократическая система организации, сословное деление

общества. Эти признаки выводились из «естественного» положения России и

подкреплялись ссылками на русскую политическую историю.

Монархия полагалась лучшей формой правления. Монарх объявлялся

источником самодержавной неограниченной власти. Он объединяет,

консолидирует общество и трактует законы.

Цель всех действий верховной власти — обеспечение безопасности каждого

гражданина, «власть сотворена для народа». Монархия призвана содействовать

непрерывному совершенствованию общества. Для достижения этих целей

необходимо установление в государстве «наилучших законов». Монарх призван

проявлять «кротость и снисходительность», следуя установившимся традициям,

стремясь обеспечить в обществе «блаженство каждого и всех» (что стало

девизом уложенной комиссии). Вместе с тем, никаких ограничений (кроме

этических) «Наказ» для верховной власти не усматривал.

«Наказ» декларировал общую для всех граждан свободу (вольность) и

равную обязанность всех перед лицом государственной власти. Однако далее он

обосновывал неравное положение сословий перед властью и законом. Даётся

чёткое деление общества на правящих и повинующихся, что связывалось с

естественными законами рождения, происхождения и способностей.

Сословная структура общества соотносилась с естественным делением на

профессиональные классы: земледельцы, мещане, дворяне. Дворянству верховная

власть отводит особое место, учитывая особую важность его функций: военную

службу и отправление правосудия. «Наказ» устанавливает сословное деление с

соответствующей разницей в правах и привилегиях: первое место отводится

дворянству, второе — «среднему роду», последнее — «нижнему роду людей»,

крестьянству. Попытки нарушить сословное деление оцениваются «Наказом», как

гибельные для общества. Равенство видится лишь в одном — одинаковом

подчинении уголовным законам (хотя это не означало одинакового применения

этих законов к разным сословиям).

Закон рассматривался как главный инструмент государственного

управления, который необходимо сообразовать с «духом народа» и

«естественным положением дел». Закон должен обеспечивать полное и

сознательное повиновение.

В «Наказе» была разработана юридическая техника, ранее не знакомая

российскому праву, выработаны новые представления о системе

законодательства:

а) законов должно быть не много, и они должны оставаться неизменными;

б) временные учреждения определяют порядок деятельности органов и лиц,

регламентируя его посредством наказов и уставов;

в) указы являются актами подзаконными, могут быть краткосрочными и

отменяемыми.

Законы описывают отношения, не вдаваясь в толкование и не делая

исключений. Они просты и чётки в своих формулировках и предписаниях.

Главной задачей «Наказа» было указать на необходимость стабильности и

фундаментальности правовой системы.

Екатерина II расширяет привилегии дворян. Дворяне располагали личными

правами на родовую геральдику (герб, титул). Они не подвергались аресту,

если на то не было оснований и доказательств (поличного) или решения суда.

Без решения суда их нельзя было признать виновными. Дворяне освобождались

от телесных наказаний.

Расширенными по сравнению с другими сословиями были дворянские

имущественные права. Только дворяне могли владеть деревнями и крестьянами,

организовывать на своих землях фабрики и заводы. Дворянам разрешалась

оптовая (но не розничная) торговля. В пределах своего имения дворянин мог

осуществлять любую хозяйственную деятельность, не запрещённую законом.

Дворянство получило полную свободу в сфере наследственного права. К

политическим правам относились привилегии при приёме на государственную

службу и увольнении, право проведения земских съездов и собраний.

Проект ограничивал положения Табели о рангах, открывающей возможности

для производства в дворянское состояние по военной линии. По гражданской

линии такое производство воспрещалось вообще. Всей полнотой прав и

привилегий пользовались потомственные дворяне. Определённо наметилась линия

на корпоративную замкнутость дворянского сословия, на ограничение

проникновения в него чуждых элементов.

Правовой статус крестьянского сословия оказался производным от прав

дворянства: последнему предоставлялись все права над крестьянами, кроме

«отнятия жизни», проведения пыток, наказания кнутом. Однако на практике

дворяне и купцы распоряжались жизнью крестьян полностью.

«Манифест о вольности дворянской» (1762г.) отразил требования и нужды

дворянского сословия. Главной идеей Манифеста стало закрепление принципа

вольного характера государственной службы. Служба монарху и государству

стала рассматриваться как почётный долг дворянства и гарантировала ряд

привилегий, но уже не считалась обязанностью.

Дворянам было разрешено покидать пределы государства и поступать на

иностранную службу, и они обязаны были вернуться только по призыву

верховной власти. Манифест предполагал, что стремление к государственной

службе «укоренилось в сердце дворянства» и принуждать к этому больше нет

смысла. Дворяне могли прекратить свою службу в любое время и могли вовсе не

поступать на службу.

Современный Гуманитарный Университет

Астраханское представительство

Реферат по истории государства и права России

по теме:

«»

студентки ТЮРИНОЙ ЕЛЕНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ

факультет «Юриспруденция»

группа 7С 41

форма обучения заочная

код студента № контракта

г. Астрахань

1997

План

I. Полномочия КС РФ

II. Структура и организация деятельности КС РФ

III. Статус судьи КС РФ

IV. Порядок рассмотрения дел в КС РФ

1) Поводы и основания к рассмотрению дел в КС РФ

2) Участники и стороны процесса

3) Порядок принятия решения

V. Заключение

Организация Конституционного Суда Российской Федерации и статус судей.

Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган Конституционного

контроля.

Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган

Конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий

судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Законодательство о Конституционном Суде Российской Федерации

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда

Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и

настоящим Федеральным конституционным законом.

Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод

человека и гражданин, обеспечения верховенства и прямого действия

Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации :

1. разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

1. федеральных законов, нормативных актов Президента Российской

Федерации, Совета федерации, Государственной Думы, Правительства

Российской Федерации;

2. конституций республик, уставов, а также законов и иных

нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по

вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти

Российской Федерации и совместному ведению органов

государственной власти Российской Федерации и органов

государственной власти субъектов Российской Федерации;

3. договоров между органами государственной власти Российской

Федерации и органами государственной власти субъектов Российской

Федерации, договоров между органами государственной власти

субъектов Российской Федерации;

4. не вступавших в силу международных договоров Российской

Федерации;

2. разрешает споры о компетенции:

1. между федеральными органами государственной власти;

2. между органами государственной власти Российской Федерации и

органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

3. между высшими органами государственной власти субъектов

Российской Федерации;

3. по жалобам на нарушение конституционных основных прав и свобод

гражданин и по запросам Судов проверяет конституционность закона,

применённого или подлежащего применению в конкретном деле;

4. даёт толкование Конституции Российской Федерации;

5. даёт заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения

обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене

или иного тяжкого преступления;

6. выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

1. осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией

Российской Федерации, федеративным договором и федеральными

конституционными законами; может также пользоваться правами

предоставляемыми ему заключёнными в соответствии со статьёй 11

Конституции Российской Федерации договорами о разграничении

предметов ведения и полномочий между органами государственной

власти Российской Федерации и органами государственной власти

субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат

его юридической природе и предназначению в качестве судебного

органа конституционного контроля.

Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы

права.

Состав, порядок образования и срок полномочий Конституционного Суда

Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей,

назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента

Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации вправе осуществлять свою

деятельность при наличии в его составе не менее трёх четвертей от общего

числа судей.

Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены

определённым сроком.

Основные принципы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации

Основными принципами деятельности Конституционного Суда Российской

Федерации являются независимость, коллегиальность, гласность,

состязательность и равноправие сторон.

Обязательность решений

Конституционного Суда Российской Федерации

Решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей

территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и

судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления,

предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их

объединений.

Гарантии деятельности Конституционного Суда Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации независим в организационном,

финансовом и материально–техническом отношении от любых других органов.

Финансирование Конституционного Суда Российской Федерации производится за

счёт Федерального бюджета и обеспечивает возможность независимого

осуществления конституционного судопроизводства в полном объёме.

Структура и организация деятельности Конституционного Суда

Организационные формы конституционного судопроизводства

Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает и разрешает дела

в пленарных заседаниях и заседаниях палат Конституционный Суд Российской

Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из двух палат,

включающих в себя соответственно десять и девять судей Конституционного

Суда Российской Федерации. Персональный состав палат определяется путём

жеребьёвки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом

Конституционного Суда Российской Федерации.

В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда

Российской Федерации, в заседаниях палат все судьи, входящие в состав

соответствующей палаты.

Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда

Российской Федерации не могут входить в состав одной и той же палаты.

Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три

года подряд.

Очерёдность исполнения судьями, входящими в состав палаты, полномочий

председательствующего в её заседаниях определяется на заседании палаты.

Статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации. Требования,

предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного Суда

Российской Федерации

Судьёй Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен

гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не

менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое

образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет,

обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда Российской

Федерации рассматривается Советом Федерации в срок не позднее 14–ти дней с

момента получения представления Президента Российской Федерации.

Каждый судья Конституционного Суда Российской Федерации назначается на

должность тайным голосованием.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может принадлежать

к политическим партиям и движениям, быть членом (депутатом) Совета

Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов,

занимать либо сохранять за собой другие государственные либо общественные

должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной

оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной

творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать

выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда Российской Федерации.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации назначается на

должность на срок двенадцать лет. Предельный возраст для пребывания в

должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации семьдесят лет.

Назначение на должность судьи Конституционного Суда Российской

Федерации на второй срок не допускается.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации считается вступившим в

должность с момента принесения им присяги.

Гарантии независимости судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Независимость судьи Конституционного Суда Российской Федерации

обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав

судей.

Несменяемость судьи Конституционного Суда Российской Федерации.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации несменяем.

Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации могут быть

прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям,

установленным настоящим Федеральным конституционным законом.

Неприкосновенность судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Судья Конституционного Суда Российской Федерации неприкосновенен. Он не

может быть привлечён к уголовной или административной ответственности,

налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован без согласия

Конституционного Суда Российской Федерации, за исключением случаев

задержания на месте преступления.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может быть

привлечён к какой–либо ответственности, в том числе и по истечении срока

его полномочий, за мнение, выраженное им в заседании Конституционного Суда

Российской Федерации, а также за принятое Конституционным Судом Российской

Федерации решение.

Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации могут быть

приостановлены в случаях, если:

1. было дано согласие Конституционного Суда Российской Федерации на

арест судьи или привлечение его к уголовной ответственности;

2. судья по состоянию здоровья не способен выполнять свои обязанности.

Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда Российской

Федерации осуществляется по решению Конституционного Суда Российской

Федерации.

Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации

прекращаются ввиду:

1. нарушения порядка его назначения на должность судьи Конституционного

Суда Российской Федерации, установленной Конституцией Российской

Федерации, Федеральным Конституционным законом;

2. истечения срока полномочий судьи или достижения судьёй предельного

возраста пребывания в должности;

3. личного письменного заявления судьи об отставке до достижения им

предельного возраст пребывания в должности;

4. утраты судьёй гражданства Российской Федерации;

5. вынесенного в отношении судьи обвинительного приговора, вступившего

в законную силу;

6. совершения судьёй поступка, порочащего честь и достоинство судьи;

7. продолжения судьёй, несмотря на предупреждение со стороны

Конституционного Суда Российской Федерации, занятий или совершения

действий, несовместимых с его должностью.

Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации

Поводы и основания к рассмотрению дела в Конституционном Суде

Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде является обращение в

Конституционный Суд Российской Федерации в форме запроса, ходатайства или

жалобы, отвечающее требованиям Федерального конституционного закона.

Основанием к рассмотрению дела в Конституционном Суде является

обнаружившаяся неопределённость в вопросе о том, соответствует ли

Конституции Российской Федерации закон, иной нормативный акт, договор между

органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор

или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента Российской

Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого

преступления, неопределённость в понимании Конституции Российской

Федерации.

Участники процесса

Участниками процесса в Конституционном Суде Российской Федерации

считаются стороны, их представители, свидетели, эксперты переводчики.

Стороны и их представители

Сторонами в конституционном судопроизводстве являются:

1. заявители — органы или лица, направившие в Конституционный Суд

Российской Федерации обращение;

2. органы или должностные лица, издавшие либо подписавшие акт,

конституционность которого подлежит проверке;

3. государственные органы, компетенция которых оспаривается.

Стороны обладают равными процессуальными правами. Стороны и их

представители в праве знакомится с материалами дела, излагать свою позицию

по делу, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять ходатайства,

в том числе об отводе судьи.

Судьи Конституционного Суда Российской Федерации принимают решения в

условиях, исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления.

Какое бы то ни было вмешательство в деятельность Конституционного Суда

Российской Федерации, не допускается и влечёт за собой предусмотренную

законом ответственность.

Гласность

Рассмотрение дел в заседаниях Конституционного Суда Российской

Федерации проводится открыто. Проведение закрытых заседаний допускается

лишь в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным

законом. Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях,

провозглашаются публично.

Принятие решения

Решение Конституционного Суда Российской Федерации принимается

открытым голосованием путём поименного опроса судей. Председательствующий

во всех случаях голосует последним.

Решение Конституционного Суда Российской Федерации считается принятым

при условии, что за него проголосовали большинство участвовавших в

голосовании судей, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным

конституционным законом. Итоговое решение Конституционного Суда Российской

Федерации по существу вопроса о соблюдении установленного порядка

выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной

измене или совершении иного тяжкого преступления именуется заключением.

Опубликование решения

Постановления и заключения Конституционного Суда Российской Федерации

подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов

государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской

Федерации, которых касается принятое решение.

Решения Конституционного Суда Российской Федерации публикуются в

"Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

Юридическая сила решения

Решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно, не

подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.

Сроки исполнения решения

Решение Конституционного Суда Российской Федерации подлежит исполнению

немедленно после опубликования либо вручения его официального текста, если

иные сроки специально в нём не оговорены.

Последствия невыполнения решения

Невыполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование

исполнению решения Конституционного Суда Российской Федерации влечёт

ответственность, установленную Федеральным конституционным законом.

© 2010