На главную

Правовые основы иностранного инвестирования в Украине


Правовые основы иностранного инвестирования в Украине

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ В УКРАИНЕ

проф. БРЮХОВЕЦКИЙ И.Н.

ГАЛИНСКИЙ Д.М.

Для осуществления преобразований в экономике Украины

требуются значительные капитальные вложения. Ситуация осложняется тем, что

проблему инвестирования хозяйственных комплексов приходится решать в

условиях экономического кризиса, когда “замораживание” средств, при

реализации конкретных проектов очень негативно влияет на эффективность

функционирования всей экономической системы.

Потребность в инвестициях для реформирования и перестройки экономики

постоянно возрастает вследствие необходимости обновления действующих

производственных фондов. В такой ситуации при практически полном

отсутствии собственных средств, приобретают значение иностранные

инвестиции, как дополнительный не инфляционный источник финансирования.

Общий объем только первоочередных иностранных инвестиций в нашу экономику

составляет более 40 миллиардов долларов США. Однако , инвестиционный

процесс в Украине тормозится рядом субъективных и объективных факторов,

среди которых политическая и экономическая нестабильность, частые

изменения законодательства , медленные темпы приватизации, нерешенность

вопросов земельной собственности и т.п. . Все это требует от

Правительства Украины проведения выверенной , научно-обоснованной и, в

то же время , активной инвестиционной политики, основой которой должно быть

в первую очередь создание четкой и стабильной нормативно-правовой базы

хозяйственной деятельности как отечественных, так и иностранных инвесторов.

Насколько соответствует данное определение украинским условиям, и

попытается ответить автор в данной статье.

Государственное управление иностранным инвестированием в Украине. В Украине

порядок государственного управления инвестиционной деятельностью и

иностранным инвестированием, как ее составной частью, изложены в

Концепции регулирования инвестиционной деятельности в условии рыночной

трансформации экономики, утвержден ной Постановлением Кабинета Министров

Украины от 1 июня 1995 года N 384 , где иностранные инвестиции

упоминаются наравне с другими источниками инвестирования, и в Программе

деятельности правительства Украины, утвержденной Верховной Радой Украины 15

октября 1996 года .

Согласно Концепции государственная инвестиционная поддержка будет

предоставляться преимущественно на развитие приоритетных направлений в

экономике . При этом направлениями приоритетного инвестирования являются

развитие топливно-энергетического комплекса и внедрение энерго- и

ресурсосберегающих технологий , социальная сфера , расширение и наращивание

объемов производства товаров широкого потребления и услуг населению , а

также конкурентно-способной продукции, которая предназначается на экспорт

, развитие агропромышленного комплекса , ускорение развития медицинской и

микробиологической промышленности ; преодоление последствий Чернобыльской

катастрофы .

Органами государственного управления общей компетенции , в функции которых

входит управление иностранным инвестированием , в Украине являются Кабинет

Министров Украины и местные государственные администрации .

Президент также принимает активное участие в осуществлении государственного

управления иностранным инвестированием в Украине. Так, согласно Указа

Президента Украины от 08.08.1995г. N 719/95 создана Украинская

государственная кредитно- инвестиционная компания.С целью подготовки

предложений по обеспечению благоприятных условий для развития экономики

Украины, ускорения и интеграции в мировую экономику и привлечения

иностранных инвестиций при Кабинете Министров Украины создан

Консультативный совет по вопросам иностранных инвестиций в Украине (

Указ Президента Украины от 27.01.1996г. N 90/96 ) . Указом

Президента Украины от 02.07.1996г. N 493/96 было создано Национальное

агентство Украины реконструкции и развития , в функции которого входит

формирование и реализация государственной политики по привлечению и

использованию кредитов , грантов , международной технической и гуманитарной

помощи , иностранных инвестиций . Указы Президента также регламентируют

отдельные вопросы в сфере налогообложения , таможенного контроля ,

валютного регулирования, внешнеэкономической деятельности, которые

безусловно распространяются и на деятельность иностранных инвесторов.

В аппарате Кабинета Министров Украины функции по управлению

иностранным инвестированием непосредственно выполняет отдел иностранных

инвестиций и свободных экономических зон , который организационно

входит в состав Главного управления по вопросам внешнеэкономических

связей.

В полномочия местных государственных администраций входят: разработка

программ социально-экономического развития соответствующих территорий,

внесение предложений по созданию свободных экономических зон, содействие

созданию предприятий с иностранными инвестициями , осуществление

управления инвестиционной деятельностью , в том числе и при участии

иностранных инвесторов, вынесение на рассмотрение соответствующих органов

предложений по привлечению иностранных инвестиций к экономическому

развитию соответствующих административно-территориальных единиц ,

обязательная регистрация иностранных инвестиций, ведение их учета ,

проведение на местном уровне переговоров с потенциальными стратегическими

инвесторами , учет части иностранных инвестиций при составлении местных

бюджетов и т.д.

Органами функциональной ( межотраслевой ) компетенции , в функции

которых той или иной мерой входит управление процессом привлечения и

использования иностранных инвестиций , являются : Валютно - кредитный совет

при Кабинете Министров Украины , Министерство внешних экономических связей

и торговли Украины, Министерство экономики Украины , Министерство

финансов Украины , Министерство иностранных дел Украины , Украинская

государственная кре -

дитно-инвестиционная компания, Национальное агенство Украины реконструкции

и развития , Фонд государственного имущества Украины, Государственный

таможенный комитет Украины и Главная налоговая администрация Украины. Они

имеют полномочия надведомственного (межотраслевого) характера. Их

деятельность заключается не просто в выполнении специальных функций, а и в

функциях координирующего содержания.

Следует отметить ,что, хотя за последние годы система

государственного управления иностранным инвестированием в Украине не раз

подвергалась изменениям , но , как правило , эти шаги являются

недостаточно дальновидными и соответственно, малоэффективными . Так ,

например , анализ заданий новоиспеченного Националь-ного агенства

Украины реконструкции и развития , которое имеет статус министерства и

является правопреемником ликвидированного Агенства координации

международной технической помощи показывает , что по сути создан

аналогичный орган государ-ственной исполнительной власти . Это

свидетельствует о том, что в государственном регулировании всех видов

внешних поступлений в экономику Украины (иностранных инвестиций,

иностранных кредитов и технической помощи) вновь пришли к тому, что было

наработано ранее, в частности - к объединению функций государственного

управления в упомянутых направлениях в рамках одного министерства.

В разделе II Закона Украины "О режиме иностранного инвестирования"

устанавливаются государственные гарантии защиты иностранных инвестиций .

Анализируя содержание упомянутого раздела , можно сделать важный

практический вывод о том , что субъектом , который получает

государственные гарантии по защите иностранных инвестиций , является

иностранный инвестор , а не предприятие с ино-странными инвестициями .

Эта особенность является очень важной при разрешении вопроса о гарантиях

от смены законодательства. Эти гарантии обеспечивают обеспе-чивают в

случае изменения условий защиты иностранных инвестиций применение к ним

на протяжении 10 лет специального законодательства об иностранных

инвестициях , которое действовало в момент регистрации иностранной

инвестиции , то есть речь идет о гарантиях уважения права собственности

иностранных инвесторов . Однако в отношении налоговых льгот эти гарантии

не действуют .

Законодательством Украины предусмотрены следующие государственные гарантии

защиты иностранных инвестиций :

1. Гарантии от принудительного изъятия иностранных инвестиций (за

исключением случаев выполнения спасательных работ в случае стихийного

бедствия , аварий , эпидемий и чрезвычайных ситуаций) , а также

незаконных действий государственных органов и их должностных лиц .

2. Гарантии компенсации и возмещения ущерба иностранным инвесторам (включая

упущенную выгоду и моральный ущерб , причиненный им вследствие

действий, бездействия или ненадлежащего выполнения государственными

органами Украины своих обязанностей).

3. Гарантии в случае прекращения инвестиционной деятельности (т.е. право

на возврат не позднее , чем через 6 месяцев со дня прекращения деятельности

, инвестиций в натуральной форме или в валюте инвестирования без уплаты

таможенной пошлины , а также доходов с этих инвестиций в денежной или

товарной форме в соответствии с их реальной стоимостью на момент

прекращения инвестиционной деятельности ).

4. Гарантии беспрепятственного и немедленного перевода за рубеж прибыли ,

доходов и других средств, полученных вследствие осуществления иностранного

инвестирования.

Основные вопросы деятельности иностранных инвесторов в Украине.

В Украине собственное законодательство об инвестиционной

деятельности и об иностранных инвестициях появилось после принятия 24

августа 1991 года Акта провозглашения независимости Украины .

Закон Украины " Об инвестиционной деятельности " от 18 сентября 1991 года

стал первым нормативным актом, в котором изложены в обобщенном виде

правовые , экономические и социальные условия инвестиционной

деятельности на территории Украины.

Закон Украины " Об иностранных инвестициях " от 13 марта 1992 года -

первый нормативный акт, который регламентировал процесс именно иностранного

инвестирования в Украине. Декретом Кабинета Министров Украины от 20 мая

1993 года N55-93 его действие было приостановлено .Это обусловлено тем ,

что вышеупомянутый Закон имел ряд существенных недостатков . В частности

в нем не были предусмотрены минимальный размер и вид иностранных

инвестиций , для которых устанавливались налоговые льготы . За период

действия этого Закона, по некоторым подсчетам , до 42% всех иностранных

инвесторов вложили в экономику Украины меньше , чем 1000 долларов США , а

случались и такие совместные предприятия , в которых иностранные

инвестиции равнялись 7 долларам США .Таким образом , Закон дал возможность

иностранным инвесторам пользоваться налоговыми льготами на территории

Украины и в то же время обходить налоговое законодательство в своих странах

в случае существования соглашения об устранении двойного налогообложения

между Украиной и соответствующей страной . Существовал завуалированный

импорт товаров под видом вкладов в уставные фонды совместных предприятий

с последующей реализацией их третьим лицам . Также возникла потребность в

диффернциации налогового режима для инвестиций в конвертируемой валюте , в

форме имущества, имущественных прав, новых технологий и т.п.

В вышеупомянутом Декрете было изменено понятие “предприятия с иностранной

инвестицией" , к которым относились предприятия с квалифицированными

инвестициями, то есть инвестициями определенного минимального размера и

вида .

19 марта 1996 года Верховная Рада Украины приняла новый Закон Украины

"О режиме иностранного инвестирования" , который отменял действие

вышеуказанного декрета . В целом этот Закон содержит множество положений,

которые были заимствованы из декрета . Однако, наряду с этим , в нем

присутст вует множество качественно новых элементов . Наиболее важной

существенной чертой нового Закона , которая отличает его от предыдущего

законодательства об иностранных инвестициях является то,что для иностранных

инвесторов на территории Украины устанавливается национальный режим

инвестиционной и другой хозяйственной деятельности, за исключением случаев,

предусмотренных законодательством . В Законе предусмотренно, что для

отдельных инвестиционных проектов с привлечением иностранных инвестиций ,

которые реализуются в соответствии с государственной программой развития

приоритетных отраслей экономики , социальной сферы и территорий ,

может устанавливаться льготный режим инвестиционной и другой хозяйственной

деятельности. Четко установлен момент присвоения предприятию статуса

предприятия с иностранными инвестициями . Таким моментом считается день

зачисления иностранной инвестиции на его баланс. Положительным моментом

является то , что государственная регистрация иностранных инвестиций будет

осуществляться только после их фактического внесения , тогда как в

соответствии с Декретом Кабинета Министров Украины " О режиме иностранного

инвестирования " их можно было регистрировать и до момента их фактического

внесения (то есть могли регистрироваться одни намерения осуществить

иностранную инвестицию ). Также более четко установлен порядок и условия

освобождения от обложения пошлиной собственности, которая ввозится в

Украину как пай иностранного инвестора в уставной фонд предприятия с

иностранной инвестицией .

Государственная регистрация иностранных инвестиций осуществляется в общем

порядке, предусмотренном законодательством Украины .В ряде случаев при

создании предприятий с иностранными инвестициями необходимо учитывать

Положение о порядке привлечения экспертов к оценке иммущества , которое

находится в общегосударственной собственности . Незарегистрированные

иностранные инвес-тиции не дают права на получение льгот и гарантий,

предусмотренных законодательством Украины для иностранных инвестиций .

Отказ в регистрации иностранных инвестиций возможен лишь в случае

нарушения установленного порядка регистрации . Он должен быть оформлен

письменно с указанием мотивов отказа и может быть обжалован в судебном

порядке. Отказ исходя из мотивов ее нецелесообразности не допускается .

Виды деятельности предприятий с иностранными инвестициями. Предприятие с

иностранными инвестициями может заниматься любыми видами деятельности ,

которые соответствуют цели , указанной в уставе предприятия, с учетом

ограничений , предусмотренных законодательными актами Украины . В

соответствии со ст. 8 Закона Украины " О предприятиях в Украине "

отдельными видами деятельности предприятие может заниматься только при

наличии специального разрешения (лицензии ) . Законом Украины " О научно-

технической информации " предусматривается право иностранных юридических и

физических лиц , а также лиц без гражданства инвестировать развитие

сферы научно-технической информации Украины в соответствии с действующим

законодательством ( ст.22 ) . В Законе Украины " О страховании "

указывается , что часть иностранных юридических лиц и граждан в

уставном фонде страховика (юридического лица, которое в установленном

порядке получило лицензию на осуществление страховой деятельности) не может

превышать 49% ( ст.2 ) , кроме случая, когда при реорганизации страховика

предусматривается привлечь к числу участнистников страховика иностранных

страховиков при условии проведения ими всех расчетов по обязательствам и

долгам , срок уплаты которых уже наступил . Кроме вышеуказанного ,

иностранным инвесторам следует помнить , что страховая деятельность в

Украине осуществляется исключительно страховиками - резидентами Украины .

В соответствии с Законом Украины " О выборах народных депутатов "

предприятия с иностранными инвестициями не имеют права делать взносы в

избира -тельный фонд кандидата в народные депутаты Украины . В

Воздушном Кодексе Украины указывается , что аэропорт , если он в том числе

является совместным предприятием или предприятием, которое полностью

принадлежит иностранному инвестору , должен пройти сертификацию и

регистрацию в соответствии с действующими в Украине правилами .

Условия реализации продукции ( работ , услуг) предприятий с

иностранными инвестициями .Предприятие с иностранными инвестициями

самостоятельно определяет условия реализации продукции (работ,услуг),

включая цену на них, если иное не предусмотрено законодательством Украины

.Льготой для предприятий с иностранными инвестициями является то , что их

продукция не подлежит лицензированию и квотированию при условии ее

сертификации как продукции собственного производства. Вывоз товаров , на

которые распространяется специальный режим экспорта , осуществляется в

соответствии с законодательством Украины .

Бухгалтерский учет и отчетность .Для бухгалтерского учета внешне-

экономических операций субъекты внешнеэкономической деятельности

пользуются планом счетов и инструкцией по его применению , которые

действуют на территории Украины, а также соответствующими изменениями и

дополнениями, которые отображают специфику внешнеэкономической деятельности

. Они отображают свою деятельность и ее результаты в финансовой

отчетности отдельно указанными показателями :

- в бухгалтерском баллансе отдельно выделяют средства ( активы ) , которые

находятся во внешнеэкономическом обороте, а также их источники (пассивы) ;

- в отчете о прибылях и убытках отдельно отображаются выру-

чка от внешнеэкономических операций и соответствующие расходы .

Государственной налоговой администрации кроме годового финансового

отчета предоставляется также информация о суммах уплаченных налогов на

импорт и экспорт,

Национальному банку Украины предоставляется информация о суммах

обязательного распределения части выручки в иностранной валюте.

Страхование имущества и рисков иностранных инвесторов .В п.4 ст.19

Закона Украины "Об инвестиционной деятельности" указано , что инвестиции

могут быть , а в отдельных случаях , предусмотренных законодательством

Украины , должны быть застрахованы .Субъекты внешнеэкономической

деятельности самостоятельно выбирают страховую компанию (страховика ),

однако экспортные кредиты, ссуды, некоторые контракты на поставку машин и

оборудования, инвестиции как на территории Украины , так и за ее

пределами страхует специализированное акционерное общество , контрольный

пакет акций которого принадлежит правительству Украины.

Приостановление инвестиционной деятельности .Ликвидация и реорганизация

предприятий с иностранными инвестициями .Основания для приостановления

инвестиционной деятельности изложены в ст. 21 Закона Украины "Об

инвестиционной деятельности". Решение государственного органа о прекращении

или приостановлении инвестиционной деятельности может быть принято по

таким причинам :

1.если ее продолжение может привести к нарушению установленных

законодатель-ством санитарно-гигиенических , архитектурных, экологических и

других норм, прав и интересов граждан, юридических лиц и государства ,

которые охраняются законом ;

2.объявление в установленном законом порядке инвестора банкротом по причине

неплатежеспособности ;

3.стихийного бедствия ;

4.введение чрезвычайного положения .

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ В УКРАИНЕ

Осуществляя на территории Украины инвестиционную деятельность, иностранные

инвесторы являются субъектами права собственности в соответствии со ст. 3

Закона Украины " О собственности " и пользуются в связи с этим теми же

правами , что и субъекты хозяйственной деятельности Украины за некоторыми

исключениями, которые мы и рассмотрим ниже .

В целях обеспечения равных условий хозяйствования для украинских и

иностранных субъектов хозяйственной деятельности и выполнения

обязательств Украины перед другими государствами и международными

организациями по устранению двойного налогообложения , уклонения от

налогообложения и предотвращению демпинга утве-

ржден Порядок осуществления иностранными субъектами хозяйственной

деятельности операций с продукцией украинского происхождения на территории

Украины без вывоза ее за пределы таможенной территории Украины .

Иностранные инвесторы имеют право на приобретение паев , акций и

других ценных бумаг предприятий , расположенных на территории Украины .

Также иностранные инвесторы имеют право участвовать в приватизации на

территории Украины на общих основаниях. Условия их участия определяются

Законами Украины

" О приватизации имущества государственных предприятий " и " О приватизации

небольших государсрственных предприятий ( малую приватизацию )" и рядом

других законодательных актов .

Приобретение иностранными инвесторами имущественных прав на землю и

другие природные ресурсы регулируется Земельным , Лесным,Водным кодексами

, Кодексом о недрах и некоторыми другими нормативными актами .В

соответствии с Земельным кодексом и Законом Украины " О собственности"

иностранным гражданам и лицам без гражданства земельные участки в

собственность не передаются .Ст.8 Земельного кодекса предоставляет право

временного пользования землей на условиях аренды совместным предприятиям ,

международным организациям и объединениям при участии украинских и

иностранных юридических и физических лиц , предприятиям , которые

полностью принадлежат иностранным инвесторам , а также иностранным

государствам, международным организациям, иностранным юридическим лицам и

лицам без гражданства .При приватизации объектов неоконченного

строительства одновременно предоставляются в долгосрочную аренду и

земельные участки, отведенные для строительства этих объектов .Пользование

землей в Украине является платным .

Имущество в аренду иностранным инвесторам предоставляют арендодатели на

основе договоров аренды в соответствии с действующим законодательством

.Кабинет Министров Украины утвердил Перечень имущественных комплексов

государственных предприятий , организаций, их структурных подразделений

основного производства , передача которых в аренду не допускается .

Особенности налогообложения предприятий с иностранными инвестициями.

Для предприятий с иностранными инвестицицями не существует специальных

налоговых льгот, как это было до принятия Закона “О режиме иностранного

инвестирования”. Однако в ч.2 ст.8 Закона Украины "О режиме иностранного

инвестирования" предусмотрено, что для отдельных субъектов

предпринимательской деятельности, которые осуществляют инвестиционные

проекты с привлечением иностранных инвестиций , которые реализуются в

соответствии с государственными программами развития приоритетных

отраслей экономики , социальной сферы и регионов , может быть установлен

льготный режим инвестиционной и другой хозяйственной деятельности .

Как показывает мировая практика законотворчества и инвестиционной

деятельности вопросы налогообложения всегда оставались и на наш взгляд

остаются наиболее главенствующими критериями ее развития . В связи с этим с

целью привлечения как внутренних , так и внешних (иностранных)

инвестиционных ресурсов во многих странах законодательно установлены сроки

освобождения от уплаты налога на прибыль как по вновь создаваемым

предприятиям , так и при реформировании , расширении уже действующих

предприятий . Подобный опыт был использован и в Украине . В частности

это касалось предприятий с иностранными инвестициями , для которых в

соответствии с Декретом Кабинета Министров Украины ( 1993 ) был установлен

пяти-

летний срок освобождения от уплаты налога на прибыль. Однако, Закон " О

налого-обложении прибыли предприятий " от 1995 отменил эту льготу ,

оставив ее только за теми предприятиями , где иностранные инвестиции уже

были осуществлены до вступления в силу данного закона.

Тем не менее во вновь принятом Законе о налогообложении прибыли от 22

мая 1997 года это положение не упомянуто , следовательно на данный момент

ни одно предприятие на территории Украины не освобождено от уплаты налога

на прибыль . Этот факт вполне естественно считается нарушением прав

инвесторов , которые планировали свою хозяйственную деятельность с учетом

необлагаемого налогом периода , и ярко демонстрирует несовершенство и

ненадежность нашего законодательства, что отнюдь не способствует

привлечению инвестиционных ресурсов .

Плательщиками налога на прибыль из числа нерезидентов являются физические

и юридические лица любой организационно-правовой формы , которые получают

доходы из источников в Украине , за исключением учреждений и организайий

, которые имеют дипломатический статус или иммунитет в соответствии с

международными договорами Украины . Сумма валового налогооблагаемого

дохода умень -

шается на :

* сумму средств или стоимости имущества , которые поступают плательщику

налога на прибыль в виде прямых инвестиций или реинвестиций в

корпоративные права, эмитированные этим плательщиком , в том числе денежные

или имущественные взносы, в соответствии с договорами о совместной

деятельности на территории Украины без создания юридического лица ;

* сумму средств взаимного инвестирования инвестиционных фондов и

инвестиционных компаний в случае , если ни один из учредителей (

участников , акционеров ) не владеет более 10% уставного фонда этих

организаций и если эти организации на протяжении 30 дней по окончании

налогового года распределяют между участниками ( акционерами ) не менее

90% доходов от инвестиционных операций .

Таким образом налогообложение предприятий с иностранными инвестициями

осуществляется на тех же условиях и регулируется теми же нормативными

актами , что и предприятия , которые таковых не имеют .

Таможенное регулирование деятельности иностранных инвесторов в Украине .

Особенный правовой статус имеет имущество , которое ввозится в Украину как

взнос в уставной фонд предприятия с иностранными инвестициями . Так , в

соответствии со ст. 18 Закона Украины " О режиме иностранного

инвестирования " это имущество освобождается от обложения таможенной

пошлиной, кроме товаров предназначенных для реализации или личного

потребления . При этом таможенные органы осуществляют пропуск такого

имущества на основе вексельной операции . Если вексель не погашен в

течение 30 календарных дней со дня оформления таможенной декларации ,

векселедатель обязан внести плату по векселю в течение пяти календарных

дней .

В случае , если на протяжении трех лет с момента зачисления иностранной

инвестиции на баланс предприятия с иностранной инвестицией имущество,

которое было ввезено в Украину как взнос иностранного инвестора в уставной

фонд указанного предприятия или на отдельный баланс сторон, которые

осуществляют совместную инвестиционную деятельность по договорам

(контрактам) , отчуждается , в том числе в связи с прекращением

деятельности векселедателя , последний уплачивает ввозную таможенную

пошлину не позднее дня отчуждения . Ввозная таможенная пошлина не

уплачивается при условии вывоза иностранной инвестиции зарубеж , что

удостоверяется вывозной грузовой таможенной декларацией . В случае

установления факта отчуждения имущества ранее трехлетнего срока

государственная налоговая инспекция обязана уведомить об этом

соответствующий таможенный орган , после чего последний обязан в

бесспорном порядке взыскать ввозную пошлину .

Валютное регулирование деятельности иностранных инвесторов на

территории Украины .

Основным нормативным актом , который определяет основные принципы

валютного регулирования в Украине , является Декрет Кабинета Министров

Украины от 19 февраля 1993 года N15-93 "О системе валютного

регулирования и валютного контроля"

Важным для иностранного инвестора является то , что в соответствии

со ст.5 вышеупомянутого декрета не требуется индивидуальная лицензия

Национального банка Украины для :

* вывоза , перевода и пересылки за пределы Украины физическими лицами -

резидентами и нерезидентами иностранной валюты , которая была ранее

ввезена ими в Украину на законных основаниях ;

* осуществления платежей в иностранной валюте за пределы Украины в виде

процентов по кредитам , дохода (прибыли) от иностранных инвестиций ;

* вывезения за пределы Украины иностранной инвестиции в иностранной валюте,

ранее осуществленной на территории Украины , в случае прекращения

инвестиционной деятельности .

Декретом Кабинета Министров Украины с целью стабилизации валютного курса

национальной денежной единицы предусмотрена обязательная продажа через

уполномоченные банки на межбанковском валютном рынке Украины 50%

поступлений в иностранной валюте в пользу резидентов , однако средства в

иностранной валюте , которые перечисляются на территорию Украины с целью

их дальнейшего внесения в уставные фонды предприятий с иностранными

инвестициями , не подлежат обязательной продаже , также как и суммы

выручки в иностранной валюте этих предприятий за экспорт продукции ( работ

, услуг ) собственного производства .

В соответствии с Законом Украины " О режиме иностранного инвестирования"

для сохранения доходов,прибыли и других средств иностранные инвесторы

могут иметь текущие и расчетные счета в банках Украины в соответствии с ее

законодательством .

К таким счетам относятся :

а) текущие счета и вклады со свободным режимом использования , условно

названные счетами типа " С " . Остатки по ним могут быть свободно

конвертированы в иностранные валюты по курсу , установленному Национальным

банком Украины , и переводится зарубеж ;

б) текущие счета и вклады для зачисления прибыли и доходов от деятельности

совместных предприятий и предприятий со стопроцентным иностранным капиталом

условно названные счетами типа "Л" .

Средства в валюте Украины с указанных счетов типа " С " и "Л"

иностранные инвесторы могут использовать для приобретения товаров на

внутреннем рынке Украины с целью их вывоза за зарубеж . Средства со

счета типа "С" по распоряжению владельца счета могут использоваться :

* для осуществления любых видов инвестиций в соответствии с законом об

иностранных инвестициях и получения наличности на территории Украины без

ограничений ;

* для покупки иностранной валюты в Национальном Банке Украины и

перевода ее зарубеж .

В соответствии с Законом Украины " О режиме иностранного инвестирования "

иностранным инвесторам после уплаты налогов и других обязательных

платежей гарантируется беспрепятственный и незамедлительный перевод

зарубеж их доходов,прибыли и других средств в иностранной валюте ,

полученных на законном основании вследствие осуществления инвестиционной

деятельности .

При этом перевод зарубеж части доходов , принадлежащей иностранному

инвестору , должен обеспечиваться за счет его собственной валютной выручки

, при этом уплачивается налог по ставке 15% от переводимой суммы .

Иностранный инвестор может открыть в уполномоченных банках один счет в

иностранной валюте и один счет в валюте Украины .

На текущий счет , открытый в иностранной валюте ( условно именуемый -

типа "А") , зачисляются валютные средства для инвестиций в экономику

Украины , а также дивиденды в иностранной валюте , полученные от

инвестиций на территории Украины .

При вывозе за рубеж иностранной валюты , полученной от инвестирования, в

наличной форме иностранному инвестору необходимо получить разрешение

уполномоченного банка , где открыт валютный счет инвестора , независимо от

размера валютных средств . Иностранная валюта с указанного счета может

реинвестироваться на терри -

тории Украины без ограничений .

Таким образом , основными законодательными актами, регулирующими

деятельность иностранных инвесторов являются Законы Украины “ Об

инвестиционной деятельности “ , “О внешнеэкономической деятельности”,“О

режиме иностранного инвестирования”,”О защите иностранных инвестиций” .

Однако наряду с вышеперечисленными документами существует множество

других нормативно-правовых актов , регламентирующих инвестиционную

деятельность . Такое их коли-

чество и частое изменение значительно затрудняет их практическое

применение, а также ведет к возникновению множества неудобств и разногласий

, когда положения одного источника может трактоваться как отрицание или

противоречие другому источнику . В основном подобное случается при

столкновении правовых документов различных ветвей власти :

законодательной и исполнительной . Государственные органы управления

инвестиционной и хозяйственной деятельностью как правило руководствуются

указами Президента , постановлениями Кабинета Министров Украины ,

инструкциями Государственной Налоговой Администрации, которые по своей сути

являются подзаконными нормативными актами и не могут противопоставляться

законам . Следует отметить, что подобный недостаток является общим для

всего законодательства Украины , которое формируется в условиях

непрерывной борьбы законодательной и исполнительной ветвей власти. В связи

с этим становится очевидным , почему отсутствие законодательной и

политической

стабильности является одним из определяющих факторов нежелания

иностранных инвесторов инвестировать свои средства в украинскую

экономику .

Помимо нестабильности отрицательным моментом существующего

законодательства является его несовершенство , так как несмотря на

огромное количество правовых документов , многие аспекты хозяйственной

деятельности , связанной с иностранным инвестированием до сих пор не нашли

в них своего отражения или требуют существенной корректировки .

Серьезной проблемой остается учет вложенных иностранных инвестиций ,

движения этих капиталов в Украине, состояния хозяйствования совместных

предприятий , что позволяет части из них не предоставлять отчетность в

статистические органы , а предоставляемая информация не дает возможности

провести качественный анализ и прогнозирование процесса иностранного

инвестирования в Украине .

В связи с этим для привлечения иностранного капитала предпринимаются

следующие шаги :

1. Для упрощения процедуры создания предприятий с иностранными инвестициями

подготовлены и находятся в Верховной Раде Украины соответствующие

изменения к Закону Украины “О хозяйственных обществах” , согласно которых

иностранный инвестор освобождается от необходимости предварительного

имущественного взноса для регистрации совместного предприятия .

2. С целью привлечения иностранного капитала для реализации отдельных

инвестиционных проектов в соответствии с государственными программами

развития приоритетных отраслей экономики , социальной сферы и территорий

, а также проектов, которые обеспечивают увеличение объемов экспорта

продукции, производства импортозаменяющей продукции,создание

производственных мощностей на базе объектов незавершенного строительства

или дополнительных рабочих мест,разработан проект Закона Украины “О

предоставлении льготного режима инвестиционной и другой хозяйственной

деятельности для реализации отдельных инвестиционных проектов” .

Правительство Украины работает над разрешением таких важных проблем как :

* внедрение гарантирования и страхования вкладов иностранных инвесторов,а

также законодательное регулирование страховых рисков в период проведения

инвестиционной деятельности : для этого необходимо создание Национальной

страховой компании, которая обеспечила бы улучшение условий осуществления

иностранных инвестиций

через страхование и перестрахование всех видов рисков ;

* увеличение количества свободных экономических зон , которые могут быть

опорой базой для становления иностранных инвесторов и привлечения прямых

инвестиций ;

* обеспечение стабильных условий налогообложения , причем не только для

иностранных , но и для всех других предприятий ;

* разработка законодательного акта об обеспечении контрактных прав при

рассмотрении споров по выполнению заключенных в соответствии с

установленным порядком контрактов .

В целях благоприятствования инвестированию проектов по разработке

полезных ископаемых и других природных ресурсов , Правительством

предусматривается создание законодательной базы для перехода к привлечению

иностранных инвестиций через концессии , а также определения права частной

собственности на землю под объектами, которые продлежат приватизации

частными инвесторами .

Важным правовым документом , который регламентирует взаимоотношения между

субъектами инвестиционной деятельности является межгосударственное

соглашение “ О режиме благоприятствования и взаимной защиты инвестиций “ .

Такие Соглашения являются гарантом предоставления справедливого статуса

инвестициям и их защиты на территории другого государства . Они подписаны

уже с 40 странами мира . Целый ряд проектов соглашений находится в стадии

ратификации .

Хочется верить , что в уже недалеком будущем все эти меры и шаги дадут

желаемый результат .

© 2010