На главную

Готическое Искусство


Готическое Искусство

Реферат

Искусство Средневековья – Готика.

Филипп Кекс

Таллинн 2001

С

лова «готика», «готический» произошли от названия воинственного варварского

племени готов, нанёсших смертельный удар великой Римской империи. Впервые в

эпоху Возрождения средневековое искусство стали называть готикой потому,

что людям тогда это искусство казалось грубым, варварским. Но готы не имеют

к нему никакого отношения.

Каждая эпоха рождала своё искусство соответствующее её условиям,

близкое и понятное людям того времени.

В средние века власть церкви была так велика, что даже короли вынуждены

были подчиняться ей.

Религия требовала от человека отрешения от всего земного, он должен был

думать только о боге. И люди стали возводить храмы невиданной раньше

архитектуры.

Высокие своды соборов, цветные витражи, сквозь которые лились лучи

света, торжественные звуки органа – всё это поражало воображение людей,

внушало им мысль о святости божественной власти, обращало к религии.

В нишах наружных стен, у входа и внутри соборов, стояло множество

статуй, но они не были похожи на статуи античного мира.

Искусство античных мастеров, светлое и радостное, воспевало физическую

красоту человека. Иное дело средневековое искусство. Христианская религия

учила, что сам человек и его тело греховны. Чтобы искупить этот грех,

человек должен думать о спасении своей души и умерщвлять свою плоть. Земная

жизнь дана ему только для того, чтобы готовиться к загробной.

Вот отсюда и возникло стремление средневековых мастеров воплотить в

облике человека, прежде всего его переживания и чувства. Часто удивляются –

неужели никто из художников средневековья не умел правильно передать

пропорции человеческой фигуры? Конечно, могли, но только это было им

совершенно не нужно. Ведь их задача была в передаче душевного порыва

человека. Вот почему они увеличивали глаза, подчёркивали скорбные складки

лица, вытягивали фигуры. Они сумели создать бессмертные произведения, в

которых раскрывали бесконечное богатство духовного мира человека.

АРХИТЕКТУРА

Всё готическое искусство берет своё начало из готической архитектуры. С

конца XII века в городах, освободившихся от власти сеньоров, сооружались

торговые помещения, ратуши, соборы. Главным украшением города был собор,

который сооружали десятки, а иногда даже сотни лет. Готические соборы

кажутся лёгкими и прозрачными от множества огромных окон. Они словно

сотканы из каменных кружев. Крутые скаты крыш, стрельчатые арки, высокие

башни, увенчанные тонкими шпилями, - все создаёт впечатление стремительного

порыва в высь. Высота башен самых больших готических соборов достигает 150

метров. Готические соборы не только высоки, но и также очень протяженны:

например Шартрский имеет в длину 130 метров, а длина трансепта - 64 метра,

и чтобы обойти вокруг него требуется пройти по меньшей мере полкилометра. И

с каждой точки собор смотрится по-новому. В отличие от романской церкви с

ее четкими, легко обозримыми формами, готический собор необозрим, часто

асимметричен и даже неоднороден в своих частях: каждый из его фасадов со

своим порталом индивидуален.

Он и действительно вобрал в себя мир средневекового города. Если даже

сейчас, в современном Париже, собор Парижской Богоматери царит над городом,

и перед ним меркнет архитектура барокко, ампира, классицизма, то можно

представить, как еще более внушительно он выглядел тогда, в том Париже,

среди кривых улочек и маленьких двориков по берегам Сены.

Тогда собор был чем - то большим, чем просто местом церковной службы.

Вместе с ратушей, это был центр всей общественной жизни города. Если

ратуша являлась центром деловой деятельности, то в соборе, кроме

богослужения происходили театральные представления, читались

университетские лекции, иногда заседал парламент и даже заключались мелкие

торговые договоры. Многие городские соборы были так велики, что все

население города не могло его заполнить.

Готическое искусство в разных странах было развито совсем не одинаково.

Его наибольший расцвет был во Франции и Германии. Но и в Италии есть

соборы, поражающие великолепием и совершенством. Когда по старинным улочкам

Милана идёшь к центру города, перед глазами высятся бесконечные ажурные

башенки и шпили Миланского собора. Громадный и вместе с тем стройный, он

украшен как кружевом, резным мрамором. Это единственный в Европе мраморный

собор. Его строили около шести веков. Срок сам по себе огромный, но совсем

не редкий при строительстве готических соборов, их часто достраивали и

перестраивали. Рос город, а вместе с ним рос и собор, в котором было

сосредоточено всё, что создало средневековое искусство.

СКУЛЬПТУРА, ЖИВОПИСЬ И ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Скульптура в средние века была неотделима от церковного строительства.

Соборы украшались множеством статуй «святых», епископов, королей. В

скульптуре очень тонко прорабатываются черты лица и руки.

По мнению духовенства, искусство должно было служить «библией для

неграмотных». Стены храмов были расписаны картинами, с которых на молящихся

смотрели суровые лица святых и самого бога. Изображения страшных мук

грешников в аду должны были приводить верующих в трепет.

Статуи и живописные изображения «святых» были непомерно вытянуты или

сильно укорочены. В то время художникам ещё не были известны законы

перспективы, и поэтому фигуры на их картинах кажутся плоскими.

Средневековые мастера часто придавали фигурам неестественные позы и жесты

для того, чтобы сильнее передать такие религиозные чувства, как вера в бога

или раскаяние в грехах. И действительно, многие статуи и живописные

изображения поражают своей выразительностью. Талантливым мастерам нередко

удавалось отразить в них то, что они наблюдали в жизни.

Сохранились картины-иконы, написанные на деревянных досках в технике

темперы, отличаются яркими красками и обилием золота. Обычно главный

персонаж картины находился в центре, и по размерам превосходил фигуры

стоящие рядом.

Во многих случаях уникальные образцы Искусства Готического стиля

созданы средневековыми мастерами, имена которых до нас не дошли. Церковно-

религиозный характер культуры средневекового общества отразился и в стиле и

назначении вещей. Например, монеты помогают воссоздать политически пёструю

карту феодальной Европы.

Золотых и серебряных дел мастера изготавливали уникальную церковную

утварь, украшенную филигранью, полудрагоценными камнями, выемчатыми

эмалями. Использовалась резьба по слоновой кости. Все эти различные техники

использовались для изготовления пластин для облицовки алтарей, окладов

книжных переплётов, чаш для омовения рук, подсвечников, процессионных

крестов, ларцов и т.д.

Готические доспехи имели заострённые контуры, состояли из отдельных

металлических пластин, скреплённых между собой ремнями. Доспехи содержали

до 160 пластин, вес колебался от 16 до 20 кг.

ГОТИЧЕСКАЯ ОДЕЖДА

В XII веке, прежде всего во Франции, романское платье, напоминающее

скорее монашеское облачение, постепенно сменяется одеждой, тесно

прилегающей к фигуре и более грациозной. Грубая, некроенная по частям

одежда предшествующей эпохи, сменяется прекрасно сшитым платьем, сделанным

по всем законам портновского мастерства, общий крой которого приспособлен к

фигуре обладателя. Готическую моду с её прилегающим платьем, характерной

постановкой тела и способом ношения одежды мы можем наблюдать, глядя на

монументальные фигуры святых и королей на фасадах и порталах соборов, а

также по художественным миниатюрам средневековых художников. Изменённый

крой одежды проявился, прежде всего, в выкройке рукавов и их соединений с

плечом. Тесно облегая плечевой сустав, платье следует далее линиям тела

таким образом, что видно, собственно, само тело.

К традиционной одежде принадлежал также плащ, сшитый из суконной ткани,

и подшитый материей другого цвета либо мехом.

Женщины накрывали головы покрывалами, изготовленными из тонких материй.

Они имели своё символическое значение. Так, например грусть подчёркивалась

не только тёмной одеждой, но и положением покрывала, которое в это время

глубоко натягивали на лицо.

Мужчины носили в дополнение к прилегающим штанам короткие куртки.

Выглядывающие рубашки, штаны в обтяжку детально обрисовывали мужскую

фигуру. Также мужчины носили ботинки с заострёнными носами.

В моде поздней готики очень популярным был чёрный цвет, особенно, когда

платье шилось из бархата.

Нижняя одежда женщин в поздней готике стала ещё более сложно выкроена,

и теперь ещё больше прилегала к телу. Женская фигура в это время

изображается с высоко поднятой и выступающей вперёд грудью, благодаря

высоко поднятому поясу, а глубокий вырез в виде буквы «V» уменьшает лиф

платья.

Проповедники обличали эту одежду как грешную, мерзкую и непристойную.

Роскошь в одежде порождала у них также опасение за будущее экономики своего

народа. Они резко выступали против всяких излишеств в костюмах и особенно –

против роскоши одежды, в которой верующие ходили в костел.

РЫЦАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

С развитием образования развивалась и литература. Поэты-рыцари сочиняли

стихи; обрабатывая народные песни, они создавали целые стихотворные романы

и поэмы о военных подвигах феодалов.

Самая знаменитая рыцарская поэма – «Песнь о Роланде» была сложена во

Франции XI – XII веках. В ней рассказывается о героической гибели отряда

графа Роланда во время отступления Карла Великого из Испании.

Завоевательный поход в Испанию изображён в поэме как война христиан против

мусульман. Роланд наделён всеми чертами безупречного рыцаря. Он совершает

сказочные подвиги и гибнет, ни минуты не помышляя о том, чтобы нарушить

клятву верности своему сеньору.

В «Песне о Роланде» отразились и чувства народа: в ней говорится о

горячей любви к «милой Франции», о ненависти к врагам. В поэме осуждаются

те феодалы, которые предают Францию.

СОВРЕМЕННАЯ ГОТИКА

В конце 70-х годов XX века, будучи очень популярным в Европе,

музыкальный стиль панк стал сильно видоизменяться. Часть панк групп сменила

свое звучание на более депрессивное и имидж на более декадентский. По

началу они не ассоциировались непосредственно с готической культурой

средних веков, определение «готы» появилось при дальнейшем развитии

современной готической культуры. (Конечно, и до этого встречались

современные поклонники готического искусства, но не в таких масштабах).

Мировоззрение готов очень похоже на идеологию традиционного готического

искусства – это отрешённость от быта, стремление к чему-то более высокому,

чем земная жизнь. Хотя полностью утратилась религиозная окраска готики.

Готическое мировоззрение характеризуется пристрастием к "темному"

восприятию мира. Это особый романтично-депрессивный взгляд на жизнь,

отражающийся в поведении (замкнутость, частые депрессии, меланхолия,

повышенная ранимость), восприятии реальности (мизантропия, утонченное

чувство прекрасного, пристрастие к сверхъестественному), отношениях с

обществом (не приятие стереотипов, стандартов поведения и внешнего вида,

антагонизм с обществом, изолированность от него). Естественно все

вышеперечисленное относится далеко не ко всем готам.

Многие готы предпочитают одеваться в стиле одежды определённого периода

средневековья (обычно это период поздней готики). Но из-за непомерной цены

такой одежды большинство просто носит чёрные платья или плащи.

В настоящее время готическая музыка развилась во множество

разнообразных стилей и подстилей, но их объединяет то, что почти везде

используются классические и народные музыкальные инструменты, как орган,

клавесин, различные струнно-смычковые и духовые инструменты.

Современная готическая живопись тоже претерпела изменения, но, в общем,

в ней сохранился дух мрачного средневековья.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

. «Живопись Интернациональной готики» Анна Эрши - 1984г.

. «ЭРМИТАЖ путеводитель» – 1976г.

. «Энциклопедия для детей» С. Т. Исмайлова – 1995г.

. «Искусство Западной Европы и Византии» В. Н. Грашенков, А. И. Комеч, М.

Я. Либман – 1978г.

. «Какого цвета радуга?» Е. Каменева – 1971г.

. «По городам Италии» О. М. Персинова – 1968г.

. «Иллюстрированная Энциклопедия Моды» Людмила Кибалова, Ольга Гербенова,

Милена Ламарова – 1966г.

. «Большая Иллюстрированная Энциклопедия Древностей» Дагмар Гейдова, Ян

Дурдик, Людмила Кибалова, Мирослав Мудра, Дагмар Стара, Либуше Урешова –

1980г.

. «История Средних Веков» Е. В. Агибалова, Г. М. Донской – 1970г.

. Gothic Subculture Illustrated FAQ by Coroner & Claire (www.gothic.ru)

© 2010