История литья на РусиИстория литья на РусиОТЛИВКИ КАТАКОМБНОЙ, АНДРОНОВСКОЙ И СРУБНОЙ КУЛЬТУР Свой исторический путь развития многие народы нашей страны прошли так же, как и другие народы планеты, — от камня к бронзе и железу. На берегах Амура пять тысячелетий назад жили племена, создавшие очаг культуры, не уступающий культуре других племен того времени. Высокой культуры достигли жившие на Востоке страны чжуржени (предки некоторых наших восточных народностей); их культуру уничтожили монголы. Но еще за полторы тысячи лет до чжурженей в долине Енисея существовал один из древнейших очагов цивилизации кыргызов. Кстати сказать, у древних кыргызов было очень развито литейное ремесло: они, пожалуй, одни из первых в мире освоили технику литья цепочки (цельнолитые удила и др.). Предки народов Советского Союза издревле славились высоким мастерством литья. Некоторые народы передавали литейное ремесло своим потомкам, и оно продолжало развиваться с развитием самих народов. Такова история развития народов Закавказья, южного Востока, предков славян и других народов нашей страны. Иногда завоеватели уничтожали культуру целых народов, на века затормаживали ее развитие или смешивались с покоренным народом и, обогащая друг друга, создавали новые ценности материальной культуры. Дошедшие до нас литые изделия Урарту, Скифии и народов Других государств, занимавших в древности обширные районы нашей страны, поражают своим совершенством. Единственными законными наследниками древних культур на нашей территории являются ныне живущие на ней народности. Народы, населявшие территорию нашей страны, очень давно умели изготавливать изделия из меди. В холмах Анау, близ Ашхабада, обнаружены медные изделия, относящиеся к концу IV — началу III тысячелетий до н. э. Особенно высокого уровня развития достигла металлургия на Северном Кавказе в середине III тысячелетия до н. э., далеко обогнав по темпам развития другие районы материковой Европы. К тому же времени относится появление медных изделий на территории теперешней Армении, Азербайджана, Грузии, а также Украины и Молдавии. На огромной территории от Волги до Днепра металлические изделия появились в III тысячелетии до н. э., о чем свидетельствуют находки в катакомбных погребениях. Некоторые изделия этого времени, например булавки, представляют собой сложные отливки, для изготовления которых требовалось довольно развитое ремесло. Из этого можно заключить, что простые изделия из меди изготовляли значительно раньше. В начале II тысячелетия до н. э. бронза получила распространение на огромной территории теперешних многих областей Советского Союза. Территория Казахстана, степной и лесостепной части Западной Сибири и Южного Приуралья была занята племенами с весьма однородными для всех мест памятниками так называемой андроновской культуры (по названию места первой находки у с. Андроново Красноярского края). Хотя андроновская культура и близка к культуре катакомб по многим признакам, развитие ее литейных ремесел находилось на более низком уровне. На рис. 1, а представлены изделия из бронзы андроновской культуры. Некоторые из литых находок представляют собой простейшие отливки, в то время как отливки катакомбной культуры сложнее и более качественно выполнены. Быть может это объясняется тем, что наиболее характерные отливки андроновской культуры пока не известны. [pic] Очень близкую андроновской — так называемую срубную культуру (название происходит от способа погребения в срубных ямах под курганами) — создали в то же время племена, населявшие соседние районы — Поволжье и Причерноморье. Как и андроновская, срубная культура имеет много общего с катакомбной. Многие отрасли хозяйства андроновской культуры, например гончарное дело и другие ремесла, были развиты значительно выше, чем срубной. Однако по изделиям из бронзы, дошедшим до нас, можно сделать обратный вывод. Племена срубной культуры имели высокоразвитое литейное ремесло. Об этом можно судить не только по отливкам, но и по найденным при раскопках литейным формам. На рис. 1, б приведены некоторые бронзовые изделия из сосново-мазенского клада Среднего Поволжья. Наряду с изделиями, простыми по своей конструкции и технике исполнения, имеются также отливки, требовавшие сложных литейных форм (даже если эти формы и были каменными). Таким образом, можно сделать вывод, что многие племена на территории нашей страны уже к концу III — началу II тысячелетия до н. э. обладали развитыми литейными ремеслами и изготовляли сложные литые орудия труда и оружие. ТРУДНО ЛИ ОТЛИТЬ УДИЛА? Сейчас изготовление удил не представляет никакой трудности: их из стали может отковать любой кузнец даже в маленькой деревенской кузнице. Но в глубокой древности, когда железо только начало входить в жизнь человека, удила делали литыми. Каким бы простым изделием ни казались на первый взгляд удила, для их литья требовалось незаурядное мастерство древних литейщиков. Сложность заключалась в том, что звенья удил должны быть влитыми друг в друга так, чтобы они могли свободно вращаться, изгибаться с помощью колец на конце звена. Литье подобных деталей, например цепей, и для современных литейщиков связано с определенными трудностями. У древних же литейщиков их было чрезвычайно много. Не будет преувеличением, если мы скажем, что в старину могли лить удила лишь там, где было хорошо развито ремесло литья, где литейщики проявляли истинное мастерство и выдумку. В разных районах нашей страны уже в I тысячелетии до в. э. были известны совершенные способы литья удил. Интересно отметить, что почти в одно и то же время у разных племен существовали особые, самобытные приемы: на Енисее удила отливали иначе, чем на Северном Кавказе или в Средней Азии. Но какой бы способ литья мы ни изучали, все они свидетельствуют о том, что народы, населявшие нашу страну 2500—3000 лет тому назад, владели техникой литья, не уступавшей технике народов на Западе или Востоке, за пределами теперешних границ СССР. Высокого для того времени уровня организации племени и культуры достигли древние кыргызы на Енисее. Кыргызские литейщики владели мастерством изготовления сложных отливок, применяли в технике литья оригинальные приемы. К тому времени многие народы владели секретом литья по восковым моделям. Владели этим искусством и кыргызы. Археологические находки на среднем течении Енисея и в других районах Сибири свидетельствуют о том, что уже в VII в. до н. э. металлургия начала складываться в особую отрасль производства. Особенно высокого уровня развития достигли бронзолитейные ремесла тагарской культуры (название получено по острову Тагарскому). Их изделия были распространены по всей Сибири, а также встречались на Дальнем Востоке и в Европейской части СССР. Около V в. до н. э. здесь начала развиваться металлургия железа. Тагарские бронзовые отливки (кинжалы, ножи, украшения, бытовые предметы, детали конской сбруи) отличались большим разнообразием и художественным исполнением. Многие из них украшены литыми художественными изображениями звериного стиля. Большого мастерства достигли тагарские литейщики в литье конских удил. Форме их придавалась пластичность, своеобразная тонкость и чистота исполнения (рис. 2, а—г). Подробное исследование тагарских удил, хранящихся в Государственном историческом музее (г. Москва), позволяет точно установить, что они отливались по восковым моделям. Одновременно лились оба звена. Современный литейщик отдает себе отчет в том, какое высокое мастерство для этого требовалось, так как даже сейчас литье по спаренным восковым моделям представляет большие трудности. Раскопки у с. Кобан (отсюда название кобанская культура) свидетельствуют о том, что уже на грани II и I тысячелетий до н. э. жители Северного Кавказа умели отливать сложные отливки, часто прекрасно орнаментированные. Многие бронзовые отливки снабжены тонкой и художественно исполненной инкрустацией из железа. Племена этой культуры знали уже литье в металлические формы (или, как теперь принято называть, кокильное литье). В период кобанской культуры впервые начинают использовать лошадь в домашнем хозяйстве для верховой езды и как тягловую силу. Удила кобанской культуры — своеобразные произведения искусства. Это — сложные отливки, изготовление которых требовало хорошей техники литья. Здесь уже встречаются четырехзвенные удила (рис. 2, ж) с особым видом псалий (вертикальные стержни на концах удил), а также удила, звенья которых отлиты заодно с псалиями. Причем, последние представляют собой красивые художественные отливки, например в виде двух лошадиных голов, с несколькими тонкими ушками- пронизями. Удила отливались не по спаренным моделям, а методом налива одного звена на другое с использованием восковых моделей. Этот же метод применялся и для ремонта других удил: на рис. 2, д представлены удила, в которых левое звено налито на отломавшуюся псалию. Нет необходимости подчеркивать, что в творчестве мастеров кобанской культуры был особый «почерк». Для них характерно стремление делать отливки дерзкой сложности и почти всегда как самостоятельные художественные произведения. Примерно в то же время своеобразная техника литья удил существовала у некоторых народов Средней Азии. Здесь, очевидно, в V—IV вв. до н. э. преобладали каменные формы. В них отливали даже удила. Но сама техника литья не становилась от этого примитивней. Напротив, древние мастера Средней Азии на примере техники литья удил демонстрируют перед нами большое искусство. В Государственном историческом музее хранятся ничем не примечательные удила этого периода, найденные близ озера Иссык-Куль. Неизвестно, по какой причине удила не были использованы в работе и даже не были обработаны после литья: на них сохранились литники, заливы и т. п. (рис. 2, е). Именно это позволило с большой достоверностью восстановить очень сложную технологию литья, которая была применена почти 2500 лет тому назад. Отливались они в каменных формах последовательно, то есть сначала отливалось одно звено, а затем к нему во второй форме приливалось второе. На стыке звеньев применен сложный глиняный разъемный стержень; он не только служил для выполнения отверстия в кольце второго звена, но в нем располагалось и кольцо уже готового звена. Такой прием литья удил в те древние времена представляется весьма совершенным. Итак, можно отметить, что древние предки наших народов, жившие 2500—3000 лет тому назад, располагали хорошо налаженными литейными ремеслами и выявили разностороннее мастерство в сложном деле литья удил. БРОНЗОВОЕ ЛИТЬЕ ДРЕВНЕЙ ГРУЗИИ Особенность истории металлургии некоторых закавказских народов заключается в строгом, последовательном чередовании основных эпох и этапов ее развития (использование самородной меди, бронзовое литье, кованое железо и др.), что не всегда можно обнаружить в истории других народов. Исследователи объясняют эту самобытность металлургии отсутствием такого фактора, как влияние завоевателей или пришлых народов. Такая особенность ярко выявлена у древних племен на территории теперешней Грузии. Племена древней Грузии познали литье еще в эпоху ранней бронзы. Исследователями установлено, что здесь первоначально бронза не использовалась для получения фасонных отливок. Первые бронзовые отливки были заготовками простейшей формы, из которых при помощи ковки или других способов обработки изготовляли нужное изделие. Лишь постепенно такие грубые отливки стали заменяться фасонными литыми изделиями. Как и у других народов, первым материалом литейных форм в древней Грузии был камень. Какие первые фасонные отливки были у народов древней Грузии? Известно, что племена, заселявшие территорию теперешней Грузии и некоторых смежных районов, вели непрерывные войны. Нашествия варваров мешали развитию картвельских племен. Однако высокогорная и пересеченная местность позволила им самоотверженно защищать свою страну от завоевателей, часто располагавших превосходством военной мощи, развивать самобытную материальную культуру. В. А. Куфтин отмечает, что «цветущая культура Триалети, при тесном общении с передовой цивилизацией Древнего Востока, своими корнями уходит в местный энеолит, предвещающий своим своеобразным художественным развитием достигнутый в середине II тысячелетия до н. э. культурный подъем». Значительную часть изделий ранней бронзы составляют разного вида оружие, ножи и топоры, которые также можно отнести к оружию того времени. На многих изделиях, особенно таких массивных, как топоры, литое их происхождение можно обнаружить не только тщательным микроструктурным анализом, но и по следам литья — разного рода литым узорам. Топор из абхазского дольмена, крюк и другие находки, тщательно исследованные академиком Ф. Н. Тавадзе и его учениками, говорят о существовании у древних картвелов достаточно развитого литейного производства; оно позволяло применять разные способы литья, шнуровой рисунок (выполненный с помощью воскового шнура) для орнаментовки и пр. Эти находки свидетельствуют о большом скачке в технике литья: от грубых заготовок до изделий с тонким рисунком. По-видимому, более ранние фасонные отливки переходного периода археологами пока не обнаружены. Особенно высокого развития достигло литейное ремесло на территории древней Грузии в период средней: бронзы. Хотя по-прежнему основными литыми изделиями оставались топоры и разного вида оружие, но наряду с ними изготовляется большое количество разнообразных украшений. Хорошо зарекомендовавшая себя ранее каменная литейная форма для отливок простой конфигурации остается основной и в этот период, но мастера Грузии умело используют большие ее возможности. Разнообразные варианты изготовления каменных форм относятся ко II тысячелетию до н. э. Применяются формы не только с горизонтальным, но и с вертикальным разъемами (рис. 3), что требовало уже тщательной и точной подгонки. Выбор положения формы при заливке, а также рациональное устройство литниковой системы (верхний подвод в массивную часть формы через увеличенный литник) — свидетельство высокой техники литья. Об этом также говорят отливки в сложных формах, полученных по выплавляемым моделям, и применение глиняных стержней в каменных формах. В период поздней бронзы (конец II тысячелетия—первые века I тысячелетия до н. э.) в Грузии происходит дальнейший подъем металлургии и литейного дела. Появляются различные сплавы, совершенствуются литейные формы: даже в каменных формах устраиваются газоотводные каналы, выпора п т. п. Получает дальнейшее развитие литье по восковым моделям. Ф. Н, Товадзе установил оригинальную технологию литья рукоятки меча с применением восковой модели (рис. 4). Интересно и художественное литье первых веков I тысячелетия до н. э. Оно свидетельствует о высоком уровне литья по восковым моделям и самобытности грузинского художественного литья. Литой барс из Самтавро (рис. 5) — произведение мастеров-умельцев древней Грузии, не уступающее подобным произведениям в других частях света того времени. ЛИТОЙ ЛЕВ УРАРТУ В развитии литейных ремесел древних племен Закавказья и Скифии значительную роль сыграла урартская техника литья, особенно техника художественного литья. Многие племена Армянского нагорья, теснимые завоевателями (главным образом Ассирией), стойко оборонялись, объединяясь в племенные союзы. И хотя походы Ассирии в этот район с XI в. до н. э. прекратились, но консолидация сил племен продолжается и в XI—Х вв. до н. э. Она привела к образованию государства Урарту. Раскопки на территории Закавказья и на Ближнем Востоке свидетельствуют о высокоразвитой материальной культуре государства Урарту. В этот период наблюдался особенно большой расцвет художественного бронзового литья. Очевидно, достаточное количество меди позволяло не только изготовлять орудия труда и оружие из бронзы, но использовать ее и для других целей. Появляются великолепные художественные изделия: фигурная мебель, художественное оружие, всевозможные статуэтки. Урартские отливки, представляющие собой сложные и высокохудожественные изделия, изготовлялись, как правило, по восковым моделям. Многие другие дошедшие до нас литые изделия убедительно свидетельствуют о существовании в Урарту высокоразвитой техники литья. ЛИТЬЕ НАКОНЕЧНИКОВ СТРЕЛ Почти тысячу лет скифы населяли наше Северное Причерноморье. Они обосновались на огромной территории от Дона до Дуная. Появились скифы там в VIII в. до н. э., вытеснив пришлых ранее киммерийцев, родственных иранским племенам. Вскоре скифы проникают в Переднюю Азию, а в 50-х годах VIII в. до н. э. — в Малую Азию, подчиняют себе многие племена, представляя угрозу даже для сильных по тому времени народов. Скифы становятся огромной политической силой, их вождей называют царями. В IV в. до н. э. скифы переходят частично к оседлому образу жизни. В III в. до н. э. складывается Скифское государство, достигшее наибольшего расцвета во II в. до н. э. при царе Скуларе. Получают большое развитие разные ремесла и особенно металлургические. Скифы впитали в себя культуру многих народов Древнего Востока (прежде всего культуру Урарту) и Причерноморья (праславянских племен, эллинских колонистов и др.). Несомненно, скифы влияли и на культуру соседей, с которыми они зачастую имели мирные торговые отношения. Скифы ввели в военном деле массовую конно-стрелковую тактику, начали применять стрелы с граненым втулчатым наконечником из бронзы. Большая потребность в них вызвала необходимость создания особого способа их изготовления. К тому времени во всем мире существовало два основных способа изготовления отливок: в каменных формах и по восковым моделям. Ни один из этих способов не позволял решить задачу массового изготовления наконечников стрел. И скифы пошли по совершенно новому пути — применили металлические формы. Литье в металлические формы связано с определенными трудностями и требует достаточно высокой культуры производства. Удивительным является то, что в Скифии около двух с половиной тысяч лет тому назад успешно применили этот способ. Самым сложным и для современного литья в кокиль является выполнение внутренних отверстий в отливке. В наше время поступают таким образом: наружную поверхность отливки выполняют в металлической форме, а для различного рода сквозных и глухих отверстий применяют песчано-глинистые стержни. Только в редких случаях прибегают к стержням металлическим. Глиняные стержни были известны скифам, но они не применяли их для получения глубоких и узких отверстий в наконечниках стрел. Возможно, причиной было то, что глиняные стержни не позволяли получать отверстия более или менее постоянных размеров. Для стрел же важное значение имела своеобразная взаимозаменяемость наконечников. Кроме того, если применять глиняные стержни, в отливках возможны различного вида дефекты (раковины и т. п.), из-за которых могли снижаться боевые качества стрел. Очевидно, именно эти причины заставили скифских литейщиков прибегнуть к такому смелому решению — к применению металлических стержней. Скифские литейные формы наконечников обычно состояли из двух или трех металлических частей (рис. 6, а), формировавших наружную поверхность отливки, и стержня (рис. 6, б), предназначенного для выполнения внутреннего отверстия наконечника (рис. 6, в). Собранная форма скреплялась специальными обручами и устанавливалась вертикально. Для этого наружный конец стержня вставляли в землю или в соответствующее отверстие специального приспособления. Ряд таких форм заливали расплавленной бронзой через верхнее отверстие. Впоследствии верхнюю часть отливки (прибыль) отламывали, а место излома в наконечнике соответствующим образом затачивали. Чтобы применить такой способ литья стрел, скифским литейщикам надо было обладать богатым опытом и хорошо развитым литейным ремеслом. Видимо, они использовали опыт других народов. Б. А. Шрамко, рассматривая вопрос о первооткрывателях кокильного литья наконечников, указывает, что лесостепные племена Восточной Европы применяли кокили для литья наконечников стрел еще в предскифское время. Такое мнение основывается на весьма важной археологической находке из Новочеркасского клада — четырехместном кокиле для литья наконечников (рис. 6, г). Так как сейчас нет сведений о заимствовании кокильного литья у народов других стран, то можно предположить, что кокильное литье впервые в Европе было применено лесостепными племенами доскифского периода или скифами, населявшими наше Северное Причерноморье. Опыт скифского литья в кокиль позже был утрачен. Возник он вновь в России лишь в XVII в. ----------------------- Рис. 1. Рис. 2. Литые удила: а — г — тагарской культуры; д, е — кобанской культуры; ж — Северного Кавказа (V—IV вв. до н. э.). Рис. 3. Каменные литейные формы (древняя Грузия): а — бердыша; б — топора. Рис. 4. Часть формы рукоятки меча (древняя Грузия). Рис. 5. Литой барс (древняя Грузия). Рис. 6. Часть литейной формы (а), стержень (б) скифского бронзового наконечника стрелы (в) и половинка предски-фского четырехместного кокиля (г). |
|