На главную

История создания балета Лебединое озеро


История создания балета Лебединое озеро

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ БАЛЕТА «ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО».

Конечно, вы знаете мелодию, которой начинается балет

«Лебединое озеро». Она, словно музыкальный поводырь, вводит нас в мир, где

на берегу таинственного озера родилось чувство прекрасной королевы лебедей

Одетты и юного принца Зигфрида, а злой волшебник Ротбарт и его дочь

Одиллия - двойник Одетты изо всех сил стараются погубить их любовь.

Принцесса Одетта чарами злого волшебника превращена в лебедя. Спасти Одетту

может только человек, который полюбит ее, даст клятву верности и сдержит

эту клятву. Принц Зигфрид во время охоты на берегу озера встречает девушек-

лебедей. Среди них находится лебедь Одетта. Зигфрид и Одетта полюбили друг

друга. Зигфрид клянется, что он всю жизнь будет верен Одетте и спасет

девушку от чар волшебника. Мать Зигфрида – Владетельная принцесса –

устраивает в своем замке праздник, на котором принц должен выбрать себе

невесту. Полюбив Одетту, принц отказывается от выбора невесты. В это время

в замке появляется Злой волшебник под видом рыцаря Ротбарта со своей

дочерью Одиллией, похожей на Одетту. Обманутый этим сходством, Зигфрид

избирает невестой Одиллию. Злой волшебник торжествует. Поняв свою ошибку,

принц спешит на берег озера. Зигфрид молит Одетту о прощении, но Одетта не

может избавиться от чар волшебника. Злой волшебник решил погубить принца:

поднимается буря, озеро выходит из берегов. Видя, что принцу угрожает

смерть, Одетта бросается к нему. Для спасения любимого она готова на

самопожертвование. Одетта и Зигфрид побеждают. Гибнет волшебник. Буря

стихает. Белый лебедь становится девушкой Одеттой.

Легенда? Конечно, но Пётр Ильич Чайковский, сочиняя балет «Лебединое

озеро», искал в этом сказочном сюжете мысли и настроения, близкие ему и его

современникам. Так родилось произведение, где, следя за происходящим на

сцене, вы видите во взаимоотношениях героев, в их отчаянии и надежде, в

попытке отстоять своё право на счастье столкновение сил добра и зла, света

и тьмы… Одетта и принц Зигфрид олицетворяют первые, Ротбарт и Одиллия –

вторые.

П.И. Чайковский уже был, несмотря на свою молодость, известным

композитором, когда начал писать балет «Лебединое озеро». Его

проникновенный лиризм стал основанием для того, чтобы в историю музыки

«Лебединое озеро» вошёл как альбом задушевных песен без слов.

О чем думал композитор, когда писал музыку «Лебединого озера»? О тех

ли русских сказках, где живут «красны девушки-лебёдушки», что слышал в

детстве. Или вспоминал стихи из «Царя Салтана», любимого своего поэта

Пушкина: ведь и там величавая птица, спасенная князем Гвидоном, «полетела

над волнами и на берег с высоты опустилася в кусты, встрепенулась,

отряхнулась и царевной обернулась». А может быть, перед его мысленным

взором возникли картины того счастливого времени, когда он гостил в Каменке

- имении своей любимой сестры Александры Ильиничны Давыдовой и устраивал

там с ее детьми домашние спектакли, одним из которых было «Лебединое озеро»

и к которому Чайковский специально сочинил музыку. Кстати, тема лебедей,

написанная им тогда, вошла в партитуру его нового балета.

Наверное, воздействовало на композитора все – и то, и другое, и

третье: таково уже было в то время состояние его души. Но нам важно еще

одно обстоятельство - композитор-симфонист, он писал такую партитуру

балета, где музыка не иллюстрировала эпизоды либретто, но организовывала

сценическое действие, подчиняла себе мысль хореографа, заставляла его

формировать развитие событий на сцене, образы их участников – действующих

лиц, их взаимоотношения в соответствии с замыслом композитора. «Балет – та

же симфония», - скажет Петр Ильич позже. Но, создавая балет «Лебединое

озеро», он уже тогда мыслил именно так – в его партитуре все взаимосвязано,

все лейттемы «сплетены» в тугой узел, называемой музыкальной драматургией.

К сожалению, в 1877 году, когда состоялась премьера «Лебединого озера»

на московской сцене, хореографа, который бы понял автора и поднялся до

уровня его мышления, не оказалось. Тогда балетмейстер Большого театра Юлиус

Рейзингер добросовестно пытался своими сценическими решениями

проиллюстрировать литературный сценарий, написанный драматургом В.

Бегичевым и танцовщиком В. Гельцером, используя музыку по традиции – в

качестве ритмической основы. Но московский зритель, пленённый мелодиями

Чайковского, ходил в Большой театр не столько смотреть балет, сколько

слушать его волшебную музыку. Наверное, поэтому и спектакль, несмотря ни на

что, достаточно долго – до 1884 года.

Своего второго рождения «Лебединое озеро» ждало почти десять лет – до

1893 года. Оно состоялось уже после кончины великого автора: на вечере его

памяти петербургский хореограф Лев Иванов показал второй «лебединый» акт в

своей постановке.

Скромный балетмейстер Мариинского театра, всегда второй после

всесильного мэтра Мариуса Петипа, он обладал поистине уникальной

музыкальной памятью: по рассказам очевидцев, Иванов мог, прослушав один раз

сложное произведение, тут же точно воспроизвести его на фортепиано. Но ещё

более редким даром Иванова была его способность к пластическому видению

музыкальных образов. И всем сердцем любя творчество Чайковского, он глубоко

и тонко прочувствовал эмоциональный мир его балета и создал, действительно,

зримую танцевальную симфонию – аналог «задушевным песням» Чайковского.

Прошло уже более ста лет с того времени, а «лебединую картину», сочинённую

Ивановым, всё ещё можно видеть в спектакле любого хореографа, независимо от

его постановочной концепции в целом. За исключением, конечно, откровенно

модернистских.

Ценность гениального решения Иванова сразу понял Мариус Петипа и

предложил ему совместно поставить балет полностью. По его указанию, дирижёр

Ричард Дриго подготовил новую музыкальную редакцию, а брат композитора

Модест Ильич переработал либретто. Так родилась знаменитая редакция М.

Петипа и Л. Иванова, которая живёт на сцене до сих пор. Главный

балетмейстер Московского Большого театра Александр Горский также

неоднократно обращался к этому произведению Чайковского. Его последняя

постановка 1922 года обрела признание и занимает своё достойное место на

современной сцене.

В 1969 году в Большом театре зрители увидели ещё одну постановку

«Лебединого озера» - своеобразный итог раздумий над партитурой Чайковского

выдающегося мастера Юрия Григоровича.

Сейчас «Лебединое озеро» - один из самых знаменитых и любимых зрителем

балетов. Он обошел, наверное, все балетные сцены мира. О нём размышляли и

размышляют и, видимо, еще будут размышлять, силясь постичь тайны и

философские глубины музыки, сочиненной Чайковским, представители многих

поколений хореографов разных стран. Но самый белый лебедь, рожденный

фантазией великого композитора, всегда останется символом русского балета,

символом его чистоты, величия, его благородной красоты. И не случайно

именно русские балерины, выступая в роли королевы лебедей Одетты, остались

в памяти людей, как прекрасные легенды – Марина Семенова, Галина Уланова,

Майя Плисецкая, Раиса Стручкова, Наталия Бессмертнова…

Мастерство артистов балета России признано во всем мире. Одной из

лучших балетных трупп страны уже много лет является балет Музыкального

театра имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко. Этот

самобытный, никому не подражающий коллектив имеет свое лицо и пользуется

любовью зрителей как в России, так и за рубежом.

В самом центре Москвы, на большой Дмитровке (Пушкинской улице),

находится здание Академического музыкального театра имени

К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко. Театр с гордостью носит

имена своих основателей – выдающихся режиссеров Станиславского Немировича-

Данченко. Великие мастера вошли в историю мирового искусства как

преобразователи драматического и музыкального театра. Реализм, высокие

гуманистические идеалы, гармония всех выразительных средств театра – вот

что отличало постановки Станиславского и Немировича-Данченко. Новаторству и

традициям своих основателей театр стремится быть верен и сегодня.

В 1953 году поистине революционный переворот в понимании полотна

Чайковского совершил спектакль, показанный на сцене Московского

музыкального театра имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича - Данченко

Владимиром Бурмейстером.

Это было поистине новое слово в прочтении старого шедевра классического

наследия, о чем и написала в своей рецензии великая Галина Уланова:

«Лебединое озеро» в Театре имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича -

Данченко показало нам, как плодотворны, могут быть искания художников в

области старого классического балета, где, казалось, всё раз и навсегда

установлено».

Многие годы замечательный мастер был главным балетмейстером

Музыкального театра. По праву В.П.Бурмейстер вошел в историю советского

балета как яркий, самобытный мастер, обладающий своим неповторимым

почерком. Среди его лучших спектаклей: «Лола», «Эсмеральда», «Снегурочка».

«Виндзорские проказницы», «Берег счастья», «Жанна д’Арк», «Штраусиана».

Вершиной творчества Бурмейстера стало создание новой, оригинальной редакции

«Лебединого озера».

Творческий путь В.П.Бурмейстера начался в Московской мастерской

драматического балета, которой руководила Н.С. Гремина. В конце двадцатых

годов В.Бурмейстер блистал на эстраде как неповторимый исполнитель

венгерских и особенно испанских танцев. Затем Бурмейстер стал артистом

Московского художественного балета, в дальнейшем этот коллектив вошел в

состав Музыкального театра. Большое влияние оказала на Бурмейстера встреча

с Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко. Молодой хореограф стал искать

на балетной сцене правду чувств, искренность переживаний. Именно Немирович-

Данченко предложил Бурмейстеру создать новую редакцию «Лебединого озера».

Работа, начавшаяся как экспериментальная, шла не один год. В постановочную

группу вместе с В.П.Бурмейстером входили: тонкий знаток русского

классического балета П.А.Гусев, дирижер В.А.Эндельман, художник А.Ф.Лушин.

Каждый из них внес свой вклад в успех спектакля. Хочется вспомнить и то,

что помощь в восстановлении первоначальной редакции партитуры балета

оказали научные сотрудники музея П.И.Чайковского в Клину.

25 апреля 1953 года на сцену вышли: В.Бовт (Одетта – Одиллия),

А.Чичинадзе (Принц), А.Сорокин (Шут), А.Клейн (Злой волшебник Ротбарт),

О.Берг (Владетельная принцесса). В спектакле так же участвовали М.Редина,

Э.Кузнецова, Э.Власова, М.Салоп, О.Шелков, Л.Якунина, Г.Труфанов. И.Еленин

и другие.

Успех превзошел все ожидания. «Лебединое озеро» в Музыкальном театре

стало большим событием в театральной жизни Москвы.

Так, О.Лепешинская в газете «Правда» писала о смелом и своеобразном

решении спектакля В.Бурмейстером. Известная балерина отмечала свежесть,

новизну, выдумку в сценическом воплощении музыки. «Балетмейстер творчески

подошел к восприятию классических традиций «Лебединого озера», умело при

этом используя опыт, накопленный советским балетным театром в создании

реалистичного спектакля. В.Бурмейстер создает целеустремленное сквозное

действие на протяжении всего балета, подчиняет отдельные эпизоды общему

замыслу».

Композитор А.Спадавеккиа восхищается мастерством В.Бовт: «Она создает

внутренне насыщенный, впечатляющий образ. Особо хочется отметить уверенную

технику и чистоту формы ее танца».

В «Известиях» была помещена восторженная статья М.Семеновой. Здесь

читаешь такие слова: «В новой постановке «Лебединого озера», более

осмысленной, чем прежние, многое радует смелыми решениями, интересными

находками и творческим режиссерским прочтением партитуры».

«Театр одержал большую победу, впервые за его существование создана

такая грандиозная хореографическая постановка», - это цитата рецензии

М.Плисецкой, которая сама выступала в спектакле в партии Одетты - Одиллии,

ее партнером был артист Большого театра Ю.Кондратов. Характерно, что в

спектакле танцевали солисты других балетных трупп. Это артисты

Ленинградского театра оперы и балета имени С.М.Кирова, О.Моисеева,

А.Осипенко, С.Кузнецов, балерина театра «Эстония» Х.Пуур.

В 1976 году партию Принца на сцене Музыкального театра танцевал Мишель

Брюгель, солист парижской Гранд – опера, где в 1960 году Бурмейстер

повторил свою постановку «Лебединого озера». Танцевал в Москве и другой

солист Гранд – Опера – Аттилио Лабис. Еще одна интересная деталь истории.

Когда Музыкальный театр показывал «Лебединое озеро» в Париже, дирижировал

Г.Рождественский.

Спектакль стал хорошей школой для нескольких поколений артистов.

Заветной мечтой каждой танцовщицы и танцовщика является исполнить

центральные партии «Лебединого озера».

Вот уже более 40 лет невозможно представить афишу Театра имени

Станиславского и Немировича-Данченко без «Лебединого озера».

На афишах прошлых лет мы читаем имена тех, кто танцевал Одетту – Одиллию и

Принца. Это С.Виноградова, В.Ермилова, Э.Власова, Г.Камолова, М.Агатова,

Н.Лаврухина, В.Собцева, А.Ханиашвили, М.Салоп, М.Лиепа, В.Пашкевич,

А.Николаев, А.Новиченок, В.Федянин, Ю.Григорьев, В.Артюшкин, С.Баранов,

М.Крапивин, Г.Крапивина, В.Тедеев, М.Дроздова, В.Петрунин, М.Левина,

Л.Шипулина.

В 1992 году состоялась премьера нового оформления спектакля,

сделанного художником В.Арефьевым.

Спектакль знаком любителям балета многих стран. Его видели во Франции,

Японии, Китае, Италии, Чехословакии, Португалии, Венгрии, Сирии, Иордании,

Индии, Испании…

Можно с уверенностью сказать – «Лебединое озеро» в постановке

В.П.Бурмейстера выдержало испытание временем. Спектакль не кажется

постаревшим. Наполнено бьётся его творческий пульс, он продолжает радовать

сердца и души зрителей.

© 2010