На главную

Карл Павлович Брюллов


Карл Павлович Брюллов

Карл Павлович Брюллов

(1799-1852)

Последний день Помпеи. 1833

Масло, холст. 456,5*651

Среди персонажей изображены автор картины (художник на ступенях

храма, слева, с красками и кистями в ящике, который он держит на голове) и

Ю.П. Самойлова (мать, обнимающая дочь).

Исторический живописец, портретист и жанрист, щедро одаренный

человек, К.П. Брюллов пользовался при жизни большой славой. "Великого

Карла" почитали такие выдающиеся его современники, как Пушкин и Гоголь. Но

позже его имя стало объектом ожесточенной полемики. Художники и критики

второй половины XIX века - времени расцвета реализма - видели в Брюллове

лишь представителя ненавистного им академического направления. Должно было

пройти много лет, чтобы творчество художника было понято и Брюллов занял по

праву принадлежащее ему достойное место в истории русского искусства.

Брюллов вырос в художественной семье, в которой не только братья

живописца, но его отец, дед, прадед были художниками. Он успешно окончил

Академию художеств. Вопреки привившимся в ее стенах традиционным

классицистическим правилам Брюллов уже в начале творческого пути

сознательно нарушал устаревшие каноны, отстаивая право художника "отступать

от условий красоты форм" во имя "простой натуры". По словам современника,

он "Поставил выше всего натуру" и в качестве профессора Академии снискал

себе широкую популярность среди учеников. Так, взамен копирования чужих

оригиналов он приучал молодежь постоянно наблюдать реальную жизнь, фиксируя

увиденное в набросках.

Характеру живописного дарования Брюллова были близки устремления

романтизма, развившегося в европейском искусстве 1820-х -1830-х годов. Это

во многом определило новаторские черты в творчестве художника. Однако в

своих исторических картинах он проявляет сильную зависимость и от

академической традиции.

Большие художественные достижения и вместе с тем противоречивость

эстетических позиций Брюллова обнаруживаются в его капитальном и наиболее

известном произведении "Последний день Помпеи". Картина написана в 1830-

1833 годах в Италии, где мастер прожил несколько лет в качестве пенсионера

Общества поощрения художников. Сюжет картины - гибель античного города

Помпеи в результате извержения вулкана Везувия в 79 году нашей эры. Работая

над осуществлением своего замысла, живописец тщательно изучил исторический

материал, в частности свидетельства очевидца катастрофы римского писателя и

государственного деятеля Плиния Младшего, ездил на место археологических

раскопок, где сделал много зарисовок и этюдов с натуры.

Художественный язык картины во многом традиционен, классицистичен:

композиция фронтальна, то есть развернута по длине холста, изображенные

люди соединены в группы, вписывающиеся в треугольник, героем под час не

достает индивидуальности образа, их чувства переданы языком жестов и

пластикой драпировок. Но подход к историческому сюжету и его живописное

воплощение не согласуется с прежними представлениями. Стремление к

исторической правде и достоверности, замены темы гражданского подвига героя

тема народного бедствия, страданий, нравственная красота человека как сила,

противостоящая злу, - все это совершенно ново для исторической картины и

соответствует эстетике романтизма. В романтическом ключе решено и

живописное построение холста. Не виданное для воспитанника Академии

художеств яркость цвета способствует жизненности передачи материального

мира, сложное двойное освещение игра света и тени создают напряженный

эмоциональный настрой.

В картине "Последний день Помпея" косвенно отразились сложные явления

общественной жизни того времени и творческая эволюция самого художника.

Первое революционное выступление против царизма - восстание декабристов

1825 года - и его разгром, революционная волна, прошедшая по Европе в 1830

году, не остались без последствий в умах и чувствах мыслящих современников.

Ведь колебались первичные устои и порядки, рушилась вера в возможность

общественной гармонии. Романтические тенденции в европейском искусстве

приобрели в это время взволнованный, бунтарский характер. Брюллов не мог

быть в стороне от этих явлений. И далеко не случайно его картина

воспринималась современниками неразрывной от эпохи, в которой была создана.

Гоголь отметил, что мысль картины "принадлежит совершенно вкусу нашего

века, который выбирает кризисы, чувствуемые целою массою", а Герцен

говорил, о героях картины, что "они падают жертвами дикой. Тупой, неправой

силы, всякое сопротивление которой было бы бесполезной. Таково вдохновение,

почерпнутое в петербургской атмосфере.

После завершения картина была показана на выставке в Милане, затем в

Париже и Петербурге. Она пользовалась огромным успехом, в ней видели

торжество русского искусства.

Каледин Дмитрий 10 класс "б"

© 2010