На главную

Картина Веласкеса Триумф Вакха


Картина Веласкеса Триумф Вакха

ВЕЛАСКЕС

Веласкес. Триумф Вакха – «Пьяницы».

Картина написана, или, во всяком случае, закончена Веласкесом в 1629

году. В этой картине обнаруживается яркая творческая самостоятельность

художника. Его замысел смел и необычен. Картина, написанная на

мифологический сюжет совсем не похожа ни на произведения Рубенса с их

бурной, чувственной стихией, ни на овеянные светлой поэзией вакханалии

Николя Пуссена.

Веласкес изображает на фоне горного ландшафта пирушку испанских бродяг в

компании античного бога Вакха. Бог вина и веселья здесь изображен как друг

и помощник бедняков. Вакх венчает венком вставшего на колени солдата,

который, вероятно, заслужил такую награду за такое пристрастие к выпивке.

Полуобнаженный, как и его спутник сатир, бог сидит на бочке с вином

скрестив ноги. Один из участников пирушкиподносит к губам волынку, чтобы

ознаменовать музыкой этот шутливо-торжественный момент. Но даже хмель не

может прогнать из их сознания мысль о тяжелых трудах и заботах. Но особенно

обаятельно открытое и прямодушное лицо крестьянина в черной шляпе с чашей в

руках. Его улыбка передана необычно живо и естественно. Она горит в глазах,

озаряет все лицо, делает неподвижным его черты.

Обнаженные фигуры Вакха и сатира, написаны как и все прочие, с натуры, с

крепких деревенских парней. Веласкес запечатлел здесь представителей

социальных низов, передав правдиво и ярко и хвыразительный облик,

огрубевшие под знойным солнцем лица, полные простодушного веселья, но в то

же время отмеченные печатью сурового жизненного опыта. Но это же не просто

пьяная пирушка: в картине есть ощущение вакхической стихии. Художника

интересует не собственно мифологическая сторона домысла, а возникающая

благодаря введению мифологических пресонажей атмосфера общей приподнятости

образов, как бы приобщение к силам природы.

Художник находит такие формы характеристики, которые не разделяют

«возвышенное» и «низменное». В его изображении Вакх – плотный юноша, с

мирным простодушным лицом – приобрел чисто человеческие качества. В то же

время, окружающие его бродяги, в облике которых он не скрывает черт

низменности, лишены вульгарности. В их образах, исполненных удали,

душевного размаха, грубоватого веселья, есть что-то крупное и значительное.

Колорит отличается теплыми тонами, стремление передать единство

красочного многообразия мира. Переход (слева направо) от античности к

реальности. Условный пейзажный фон, не связанный с фигурами первого плана.

© 2010