На главную

Контркультура


Контркультура

Сравнительно недавно мировая культурология обратила внимание на

феномен контркультуры, на его роль в исторической динамике. В его трактовке

возникли новые позиции, более того сама тема перестала восприниматься как

периферийная, частная, затрагивающая боковые сюжеты общекультурного потока.

К обсуждению проблемы подключились не только и культурологи, но и

культурофилософы. Многие исследователи пришли к убеждению, что решение

данной проблемы позволяет, наконец, приблизиться к постижению самой

культуры как специфического явления, к распознанию механизмов её обновления

и преображения. Отсюда своеобразный исследовательский бум, первые признаки

которого обнаруживаются еще в конце 80-х годов.

Термин «контркультура» используется для обозначения социально-

культурных установок, противостоящих принципам «базовой» культуры.

Внимание современных культорологов на проблеме контркультуры

удерживает тот парадокс, что ценности и идеалы, рожденные на гребне

антибуржуазных выступлений 60-х годов, не растворились в общественном

мировосприятии последующих десятилетий. Сами молодежные движения после

своего пика вскоре пошли на убыль, лево-радикальный тип сознания стал

утрачивать массово-социальную опору, приобрел неожиданные модификации.

Однако жизненные ориентации, приобретенные молодежью в процессе борьбы с

истеблишментом, не исчезли. Они вошли в плоть и кровь современной культуры

Запада.

Молодые бунтари, выступив против державных установок западной

культуры, противопоставили им собственные ценности, и что же? С одной

стороны, есть основания говорить о том, что новые ориентации растворились в

лоне господствующей культуры. Но, с другой стороны, сама культура, вобрав в

себя множество новых компонентов, предстала во многом иной.

Необходимо отметить, что в современной культурологии и социологии

понятие контркультуры используется в двух смыслах: во-первых, для

обозначения социально-культурных установок, противостоящих фундаментальным

принципам, которые господствуют в конкретной культуре, и во-вторых, оно

отождествляется с западной молодежной субкультурой 6-х годов, отразившей

критическое отношение к современной культуре и отвержение её как «культуру

отцов».

Понятие «контркультура» появилось в западной литературе в 1960г.,

отразив либеральную оценку ранних хиппи и битников. Слово принадлежит

американскому социологу Теодору Роззаку, который попытался объединить

различные духовные влияния, направленные против господствующей культуры, в

некий относительно целостный феномен – контркультуру. Кто такие хиппи,

теперь более или менее известно. Что касается «разбитого поколения», то

Джек Керуак был первым писателем, который сформулировал новые духовные

ориентиры молодежи.

Битничество зародилось в 1944-1945 гг., когда встретились вместе Джек

Керуак, Уильям Берроуз Аллен Гинзберг. Познакомившись, писатели стали

экспериментировать с такими понятиями, как «дружба», «новое видение»,

«новое сознание». Родиной «поколения разбитых» оказалась Калифорния. Этот

социо-культурный полигон Америки дал миру спустя десятилетия Джимми

Хендрикса и Дженнис Джоплин, «Грейтфуд Дэд», «Джефферсон Эйрплейн» и

психоделический рок. Калифорния стала местом съемок культового фильма

безумных 70-х «Забриски-пойнт» Микеланджело Антониони. Сан-Франциско

превратился в культурную столицу Тихоокеанского побережья США.

© 2010