На главную

Леонардо да Винчи


Леонардо да Винчи

ДОКЛАД

ПО МХК

НА ТЕМУ:

«Леонардо да Винчи»

[pic]

Выполнил ученик 10«А» класса

Школы№528 ЦАО города МОСКВЫ

Савельев К. А.

МОСКВА 10.03.1999 год

[pic]

Леонардо да Винчи, из всех известных нам творцов в истории

человечества, обладал наиболее всесторонней гениальностью.

Он считал себя, прежде всего художником, но из его записных книжек и

рисунков видно, что в свое представление об искусстве он вкладывал многое

из того, что ныне мы называем естественнонаучными вопросами. Он

настолько был убежден в могуществе человеческого зрения как отличного

инструмента для исследования

природа, что видеть и знать, по его мнению было одним и тем же. Художники,

говорил он, это лучшие из ученых; они не только наблюдают природу лучше,

чем другие люди, но думают о том, что видят и затем рассказывают

остальным о виденным ими в своих картинах. Нынешнее ученые предпочитают

передавать свои знания в словах и для этой цели ими изобретено очень

много новых слов? Во времена Ренессанса считали, что "хорошая картина

ценнее тысячи слов".

Собственные рисунки Леонардо так ясны и полны жизни, что даже если мы

не можем прочесть его надписи на них, то способны уловить его мысли, просто

рассматривая его рисунки. Какая бы деталь нас не заинтересовала в

нарисованном Леонардо предмете, мы найдем, что он тоже думал о ней.

Он первый из людей, кто, наряду со многим другим проектировал

летательные аппараты и сделал точные зарисовки внутреннего устройства

человеческого тела. Его ум, как ученого можно оценивать также, изучая

эскизы, делавшиеся им в 1504 году для картины, изобразившей большую

битву. Главная цель этого эскиза - показать, что выражения лиц людей,

также как и морд животных, движимых сильными переживаниями имеют нечто

общее. В данном случае, когда этим переживанием является ярость и человек,

и лев, и лошадь скалят зубы и рычат. Мы встречаемся здесь с одним из

наиболее ранних психологических исследований, то есть исследований которые

мы считаем очень современными.

[pic]

Леонардо так и не закончил картину битвы. В течение тех же

нескольких лет он писал свою самую прославленную Мону Лизу. Если мы

сравним ее с более ранними образцами портретной живописи, то тут же

увидим, что портрет работы Леонардо выглядит более законченным, объемным.

Сама фигура, низкая стена за ней и отдаленный ландшафт не

противопоставлены друг другу, как отдельные объекты. Картина в целом

становится более важной, чем любая из ее частей. Новая, неизвестная ранее

гармония - одна из целей живописи расцвета Ренессанса.

[pic]

В этой картине Леонардо достиг такой гармонии не только путем более

тщательной композиции, но и живописными средствами, благодаря которым

все видно как бы сквозь легкую дымку, прикрывающую небольшие детали,

смягчающую очертания, создающую незаметные переходы между формами и

красками. Таким образом он многое предоставил нашему воображению и в этом

причина того, что Мона Лиза поражает нас, глядя на зрителя словно живая.

То же справедливо и в отношении ландшафта (где Леонардо показывает нам,

как земля "вырастает" из скал и воды) и в отношении лица Моны Лизы с его

таинственной улыбкой. О чем думает Мона Лиза? Практически это зависит от

того, что думаем мы сами, глядя на её изображение. Может быть сам

Леонардо был немного таким же как она: люди видели его всегда

уравновешенным и дружелюбным, но никто точно не знал, что у него на уме.

[pic]

[pic]

© 2010