На главную

Мужской костюм Древней Греции


Мужской костюм Древней Греции

Реферат ученицы 9-с класса 27 школы

Ищенко Алисы

Мужской костюм Древней Греции

[pic]

Апрель 98

Мужской костюм Древней Греции.

Владычество Персии, казавшееся безграничным в VII - V веках,

было подорвано небольшой, по существу, бедной страной, сыгравшей огромную

роль в развитии европейской культуры. Этой страной была Древняя Греция,

состоящая из ряда городов-государств - полисов.

Природные, экономические и социальные условия существования Древней

Греции способствовали образованию на её территории именно таких маленьких

городов-государств, площади которых были значительно меньше отдельных

областей восточных деспотий.

Греки, жители полисов были народом предприимчивым, энергичным. Скудная

почва заставляла искать их новые земли, и уже в раннем периоде своего

существования греки становятся мореплавателями, открывателями новых земель.

Характерной чертой древнегреческого общества, определившей ряд его

особенностей, было отсутствие крупного рабовладения.массу свободных граждан

составляли греки, имевшие от двух до четырнадцати рабов. Это обстоятельство

сыграло большую роль в образовании античной демократии, создавшей великую

древнегреческую культуру.

Расцвет древнегреческой культуры, классический период её истории (V -

IV века до н. э.) связан с победой Греции в греко-персидских войнах. Но и в

предшествующие периоды греки многого достигли в различных областях

культуры. По дошедшим до нас памятникам искусства мы можем судить о внешнем

облике греков, об их костюме начиная с VI века до н. э. Отдельные

изображения VII века до н. э. сделанные в ещё так называемом "восточном

стиле", дают нам слишком условное представление о костюме этого времени.

Напрасно мы станем искать признаки крито-мекенского стиля одежды на

древнегреческий. Правда, набедренные повязки у мужчин-греков сохранились

вVII и VI веках до н. э., но не они легли в основу древнегреческого

костюма.

Древние греки создали законченный и совершенный тип драпированного

костюма из отдельных, преимущественно прямоугольных кусков ткани.

Художественный смысл этого костюма заключался в использовании пластических

свойств ткани для создания сложного линейного ритма драпировок, который

придавал величественную динамику всему облику человека. Постоянно меняясь в

движении, этот костюм состоял из множества свободнолежащих драпировок,

пересекающихся в различных направлениях, возникающих то в одном, то в

другом месте, что при всей его простоте не создавало впечатления

однообразия. Каждый костюм был индивидуален, хотя неизменно делался из

кусков ткани одной формы и часто даже одной величины. Однако костюм этот

складывался постепенно и имел два основных варианта: дорийский - у жителей

материковой Греции (его появление связанно с переселением и завоеванием

дорийцами значительной части Эллады в IX веке до н. э.) и ионийский - у

малоазиатских греков.

Мужской костюм. На аттических вазах VI века до н. э. древние греки

изображали первые драпированные одежды. Герои мифологии и эпоса имеют уже

достаточно сложный костюм. Набедренная повязка ещё остаётся, но носят и

широкий "хитон" с короткими рукавами, иногда отделанный каймой, с поясом на

талии и заложенными складками. Хитон обязательно надевали под доспехи, а в

остальное время часто носили только плащ, состоящий из прямоугольного куска

ткани, в который можно было полностью завернуться. Прямоугольный плащ имел

название "гимантий" или "гимантион". В классический период Греции его

размеры достигли 2,90 х 1,80 м. Одежду делали из шерстяных, льняных тканей

или смешанных (лён с шерстью) тканей, изготовленных на вертикальном станке.

Устойчивость нитей основы внизу создавалась с помощью небольших

металлических грузиков, поэтому ткани были рыхлые, несколько напоминающие

современный креп. Из таких тканей можно было создавать любые драпировки, в

этом искусстве греки не имели и не имеют себе равных.

В VI веке небольшие гиматии обёртывали вокруг бёдер и перекидывали один

конец через левую руку, а в непогоду накидывали на плечи. Если же мужчине

была нужна большая свобода движений, то он быстро и ловко перебрасывал плащ

на грудь, концы перекидывал на спину, тем самым освобождал руки для борьбы

с противником.

Иным был ионийский костюм. Передвижение и переселение различных племён

и народов на восточном побережье Эгейского моря (как и на западном),

длившееся в течение многих веков, не могло пройти бесследно. Каждый народ,

даже каждое племя, сливаясь друг с другом, обязательно приносит что-то из

своих традиций и обычаев. Так от восточных народов к грекам перешли длинные

мужские одежды. Под влиянием сидонян и персов у них широко распространилась

орнаментация тканей, хотя характер орнамента был иной. Однако необходимо

отметить, что ионийские одежды по крою и форме были самобытны. Верхней же

одеждой оставался гиматий.

Ионийцы в VI веке довольствовались хитоном из крупнокрепированной ткани

и гиматием.

Таковы были основные одежды греков в доклассический период. В V веке до

н. э. окончательно складывается древнегреческая демократия. В период греко-

персидских войн формируются общественные требования к каждому свободному

греку. Эти требования сказываются в системе воспитания, направленной на

выработку моральной и физической стойкости в быте и нравов древних греков

этого времени. Умеренность в пище и притье, пренебрежительное отношение к

изысканности и роскошным одеждам (ибо нега и роскошь были чертами

восточного быта), сдержанность в поведении, правдивость, верность своему

слову, честность в делах, физическая выносливость и умение терпеливо

выносить невзгоды - вот основные нравственные нормы, по которым общество

мерило людей. Так складывалось уважение к человеку - гражданину-герою.

Правильное физическое воспитание с детства способствавало

пропорциональному развитию фигуры, что порадило культ обнаженного

человеческого тела, процветавший в Древней Греции. Всё это сказалось на

характере древнегреческого костюма классического периода. Гладкие

одноцветные, чаще всего белые или натуральные цвета; шерстяные и льняные

ткани по-прежнему были основным материалом, хитоны без рукавов, короткие,

выше колен. Покрой отсутствовал: прямоугольный кусок ткани (1 х 1,80 м)

складывали попалам в долевом направлении, сшивали его долевые стороны,

верхние края скрепляли двумя застёжками - "фибулами", подшивали низ

(неподшитый низ был знаком траура или рабства). Для большей свободы

движений во время гимнастических и военных упражнений отстёгивали пряжку на

левом плече. Хитон носили всегда с поясом, а иногда и с двумя.

Ремесленники, рабы и крестьяне, то есть те, кому приходилось физически

трудиться, во время работы носили ещё более простую одежду "экзомис" -

кусок грубой ткани (ок. 2,30 х 1,40 м), который закладывали долевыми

складками в середине и покрывали им левое плечо. Чтобы ткань не спускалась

на руку, её поддерживала с правой стороны специальная повязка. В талии

экзомис укрепляли поясом. Голову покрывали остроконечным колпаком -

"пилосом". Пастухи, охранявшие стада на горных пастбищах, носили одежду из

козьих и овечьих шкур, или из толстой валяной ткани, а на голове "кинэ"-

кожанный или меховой колпак, подобный шлему.

Одежда для путешествий, а грекам много приходилось путешествовать,

состояла из прямоугольного плаща-хламиды, шляпы - "петас" с загнутыми

полями, сандалий или коротких сапожков с отогнутыми, как петушьи гребешки,

голенищами. Обычно хламиду скрепляли фибулой на правом плече, но

существовали и другие формы плаща.

Основной же верхней одеждой древних греков остаётся гиматий,

значительно увеличенный в размерах (2, 90 х 1,80 м). На всех народных

собраниях, на всех торжественных шествиях греки появлялись в гиматиях,

которые теперь драпировали установившимся определённым образом. Лучистые

асимметричные драпировки и глубокие подвижные складки создавали живописную

игру светотеней и выделяли, подчеркивали пластику человеческого тела в

движении

Однако длинные одежды, кроме гиматия, носили только жрецы и облеченные

властью выборные лица во время исполнения служебных обязанностей, актёры на

представлениях и некоторые участники священных игр, как, например, возничии

на конных состязаниях. Жрецов часто изображали в ионийских хитонах с

рукавами из крепированной ткани и гиматиях. Очевидно в Аттике этот вид

одежды был связан с культом, пришедшим от малоазийских греков. Обувь -

сандали из кожи, укреплённые на ногах переплетёнными ремнями.

Прическа. До совершеннолетия (16лет) юноши носили довольно длинные

волосы, после совершеннолетия и в зрелом возрасте - короткие. Люди

преклонных лет могли не так часто стричь волосы, если они у них

сохранялись. Борода у греков, особенно у спартанцев считалась признаком

мужества. Обычай брить бороды возник только в эпоху Александра Македонского

(IV век до н. э.).

Доспехи воинов. Собственно одежда воинов состояла из двух предметов -

короткого хитона и хламиды, которую надевали сверх доспехов. Греческие

доспехи были сравнительно легкими, отличались художественной отделкой и

рациональным построением. На протяжении многих веков они оставались

неизменными образцами для других народов. Доспехи воинов (гоплитов)

состояли из металлической кирасы, оставляющей руки открытыми, поножей -

"кнемидес" - и сандалий из толстой кожи на толстой двойной подошве -

"крепидес". У лёгкой инфатерии кираqа была сделана из толстой ткани на

подкладке из фетра, а у кавалерии на кирасу нашивались бронзовые диски,

образующие чешую.

Каждая из местностей Греции имела свою форму шлема: беотийский -

закрывал не только голову, но щеки и нос, а гребень был украшен султаном;

Дорийский - был с низким спущенным забралом; коринфский - так низко опущен

на лоб, что почти полностью скрывал глаза.

Список литературы:

М.Н. Мерцалова "Костюм разных времён и народов Т.1"

© 2010