На главную

Особенности амарнского периода искусства древнего Египта


Особенности амарнского периода искусства древнего Египта

Реферат

Тема:

«Особенности амарнского периода Египетского искусства»

Юридическая академия НГУ.

|Сверкает и блестит на горизонте утром, |

|Восходишь ты в лучах Атона блеск дневной. |

|И тает мрак ночной под сенью рук горящих. |

|Ликуют два Египта, и жаркий юг и север. |

|И на ноги встает от сна восставший люд. |

|Омыв себя водою и взяв свои одежды, |

|Хвалу тебе возносят, когда восходишь ты. |

|Во всей земле твоей творят свою работу. |

|И мирно бродит скот на пастбищах своих. |

|Чуть зеленеют травы, в лучах твоих деревья, |

|И птицы вылетают из гнезд своих ночных. |

гимн единому богу солнца Атону, культ которого

установил Эхнатон, отец Тутанхатона (в последствии

Тутанхамона)

Конец XVIII династии (конец XV – начало XIV в. до н. эр.) – это

период, имевший исключительное значение в истории египетского искусства.

| | |

|[pic] |Стремясь подорвать авторитет |

| |жречества, опиравшийся на культы |

| |древних богов, Аменхотеп IV выдвинул |

| |новое учение, объявив единым истинным |

| |божеством солнечный диск под именем |

| |бога Атона. Храмы старых богов были |

| |закрыты, их изображения уничтожены, а |

| |храмовое имущество конфисковано. |

| |Фараон покинул Фивы и построил себе в |

| |среднем Египте, на том месте, где |

| |находится сейчас селение Амарна, новую|

| |столицу, назвав ее «Ахетатон», что |

| |значит «Небосклон Атона». По названию |

| |места раскопок столицы Аменхотепа IV |

| |весь период его царствования часто |

| |называется «амарнским». Сам он также |

| |принял новое имя – Эхнатон – «Дух |

| |Атона». |

Естественно, что не менее резкий перелом должен был произойти и в

искусстве, столь тесно связанном в Египте с религией. И действительно, уже

памятники, созданные в начале правления Эхнатона, очень сильно отличаются

от всего предшествующего сознательным отказом от канонических форм.

Раскопки Ахетатона дали возможность установить общий характер основных его

зданий. Храмы, как и раньше, были ориентированы с востока на запад, их

территории обнесены стенами, вход оформлен в виде пилона с мачтами. Однако

они имели ряд новых черт, которые были обусловлены особенностями нового

культа, совершавшегося под открытым небом, и необходимостью сооружения

храмов, как и всего города в кратчайший срок. Храмы Атона не имели

характерных для Египта колонных залов и, построенные наспех, в основном из

кирпича, с невысокими пилонами, они не отличались ни монументальностью, ни

художественным качеством. Колоннады были сведены лишь к павильонам перед

пилонами. Чередование же пилонов и огромных открытых дворов, лишенных

портиков и наполненных рядами бесчисленных жертвенников, придало храмам

сухость и однообразие.

Насколько своеобразны дворцы Ахетатона, судить трудно, так как дворцы

предшествующих периодов почти не сохранились. Именно поэтому амарнские

дворцы особенно интересны: они дают представление о характере гражданской

архитектуры Египта. Дворцы строились из кирпича, и только колонны и

обрамления дверей были из камня. Главный дворец состоял из двух частей –

частной, где находились жилые комнаты, и официальной, предназначенной для

приемов и других церемоний. Обе части соединялись крытым переходом,

перекинутым через разделявшую их дорогу. Главный вход в каждую часть дворца

был с севера. Оформление входа официальной части не вполне ясно; твердо

установлено только, что за ним находился большой двор, вдоль стен, которого

стояли статуи. Южная стена этого двора и служила фасадом официальной части

дворца; посередине фасада находился павильон с колоннами, а боковые стороны

фасада были прорезаны пандусами. За павильоном был расположен колонный зал,

из которого три пандуса вели во внутренние дворы и расположенные за ними

помещения. Колонны дворца отличались большим разнообразием. Здесь были и

колонны со стволами в виде связок папирусов с изображениями висящих вниз

головами уток под капителями в форме цветов папируса, и колонны с

необычными сочетаниями листьев пальм, и, наконец, колонны, пальмовидные

капители которых были сплошь покрыты инкрустациями из блестящих цветных

фаянсов с позолоченными перегородками. Несколько комнат в официальной части

дворца были отведены для отдыха фараона, его семьи и приближенных. Эти

помещения, так же как комнаты частной половины и комнаты загородных

дворцов, группировались вокруг внутренних садов с водоемами и были украшены

чудесными росписями, содержавшими изображения растений и сцены из

дворцового быта. В некоторых помещениях стены были покрыты фаянсовыми

изразцами также с изображениями растений. При загородных дворцах находились

большие сады с прудами и озерами, иногда с особыми помещениями для

зверинца.

Раскопки Ахетатона знакомят нас и с жилищами знати, которые также

строились из кирпича, из камня же делались лишь базы колонн и обрамления

дверей. Такой дом обычно стоял посреди обнесенного стеной участка размером

около 70x55 м. В стене были два входа – главный и особый для слуг; от

главного входа к двери дома вела дорожка. Дом был размером около 22x25 м.

Правую его часть составляла центральная комната и две-три другие –

приемные. Жилая часть состояла из спальни хозяина с умывальной, женских

помещений и кладовых. Все комнаты имели окна под потолком, вследствие чего

центральная комната всегда строилась выше других. Стены и полы покрывались

росписями. Вокруг дома располагались дворы, колодец, службы, а также сад с

прудом и беседками. Дома низшего городского населения значительно

отличались от усадеб знати как размерами (10x8 м), так и полным отсутствием

служб и садов. Так же малы были и дома строителей гробниц фараона и знати.

Эти дома составляли особый поселок за городом по дороге к гробницам.

Поселок был обнесен стеной и занимал участок в 69x69,5 м, на котором

вплотную друг к другу было расположено семьдесят четыре дома, разделенных

пятью улицами. В каждом доме имелся небольшой дворик, общая комната,

спальня и кухня.

Расцвету, искусства Ахетатона внезапно был положен конец. Реформы

Эхнатона не могли закрепиться, Тутанхамон, был вынужден пойти на примирение

со знатью и жречеством, восстановив прежний порядок, а спустя четверть века

после смерти Эхнатона, жрецы объявляют его еретиком , разрушают его город ,

а вычеркивают его имя из списков «законных» фараонов - в официальных

египетских хрониках после Аменхотепа III значится Хоремхеб. Однако разрыв с

традициями при Эхнатоне вызвал столь решительные сдвиги во всех областях

культуры, что полный возврат к старому был уже невозможен. Значение

искусства Амарны не ограничилось временем ближайших преемников Эхнатона;

оно сыграло существенную роль и в сложении искусства периода XIX династии,

а тем самым и всего искусства второй половины Нового царства в целом.

Источники:

- Art history of development, 1994 Betta, Москва;

- Виртуальная энциклопедия Древнего Египта -

http://members.xoom.com/_XMCM/foox/;

- http//www.egipt.com;

- http://www.yandex.ru/.

© 2010