Особенности амарнского периода искусства древнего ЕгиптаОсобенности амарнского периода искусства древнего ЕгиптаРеферат Тема: «Особенности амарнского периода Египетского искусства» Юридическая академия НГУ. |Сверкает и блестит на горизонте утром, | |Восходишь ты в лучах Атона блеск дневной. | |И тает мрак ночной под сенью рук горящих. | |Ликуют два Египта, и жаркий юг и север. | |И на ноги встает от сна восставший люд. | |Омыв себя водою и взяв свои одежды, | |Хвалу тебе возносят, когда восходишь ты. | |Во всей земле твоей творят свою работу. | |И мирно бродит скот на пастбищах своих. | |Чуть зеленеют травы, в лучах твоих деревья, | |И птицы вылетают из гнезд своих ночных. | гимн единому богу солнца Атону, культ которого установил Эхнатон, отец Тутанхатона (в последствии Тутанхамона) Конец XVIII династии (конец XV – начало XIV в. до н. эр.) – это период, имевший исключительное значение в истории египетского искусства. | | | |[pic] |Стремясь подорвать авторитет | | |жречества, опиравшийся на культы | | |древних богов, Аменхотеп IV выдвинул | | |новое учение, объявив единым истинным | | |божеством солнечный диск под именем | | |бога Атона. Храмы старых богов были | | |закрыты, их изображения уничтожены, а | | |храмовое имущество конфисковано. | | |Фараон покинул Фивы и построил себе в | | |среднем Египте, на том месте, где | | |находится сейчас селение Амарна, новую| | |столицу, назвав ее «Ахетатон», что | | |значит «Небосклон Атона». По названию | | |места раскопок столицы Аменхотепа IV | | |весь период его царствования часто | | |называется «амарнским». Сам он также | | |принял новое имя – Эхнатон – «Дух | | |Атона». | Естественно, что не менее резкий перелом должен был произойти и в искусстве, столь тесно связанном в Египте с религией. И действительно, уже памятники, созданные в начале правления Эхнатона, очень сильно отличаются от всего предшествующего сознательным отказом от канонических форм. Раскопки Ахетатона дали возможность установить общий характер основных его зданий. Храмы, как и раньше, были ориентированы с востока на запад, их территории обнесены стенами, вход оформлен в виде пилона с мачтами. Однако они имели ряд новых черт, которые были обусловлены особенностями нового культа, совершавшегося под открытым небом, и необходимостью сооружения храмов, как и всего города в кратчайший срок. Храмы Атона не имели характерных для Египта колонных залов и, построенные наспех, в основном из кирпича, с невысокими пилонами, они не отличались ни монументальностью, ни художественным качеством. Колоннады были сведены лишь к павильонам перед пилонами. Чередование же пилонов и огромных открытых дворов, лишенных портиков и наполненных рядами бесчисленных жертвенников, придало храмам сухость и однообразие. Насколько своеобразны дворцы Ахетатона, судить трудно, так как дворцы предшествующих периодов почти не сохранились. Именно поэтому амарнские дворцы особенно интересны: они дают представление о характере гражданской архитектуры Египта. Дворцы строились из кирпича, и только колонны и обрамления дверей были из камня. Главный дворец состоял из двух частей – частной, где находились жилые комнаты, и официальной, предназначенной для приемов и других церемоний. Обе части соединялись крытым переходом, перекинутым через разделявшую их дорогу. Главный вход в каждую часть дворца был с севера. Оформление входа официальной части не вполне ясно; твердо установлено только, что за ним находился большой двор, вдоль стен, которого стояли статуи. Южная стена этого двора и служила фасадом официальной части дворца; посередине фасада находился павильон с колоннами, а боковые стороны фасада были прорезаны пандусами. За павильоном был расположен колонный зал, из которого три пандуса вели во внутренние дворы и расположенные за ними помещения. Колонны дворца отличались большим разнообразием. Здесь были и колонны со стволами в виде связок папирусов с изображениями висящих вниз головами уток под капителями в форме цветов папируса, и колонны с необычными сочетаниями листьев пальм, и, наконец, колонны, пальмовидные капители которых были сплошь покрыты инкрустациями из блестящих цветных фаянсов с позолоченными перегородками. Несколько комнат в официальной части дворца были отведены для отдыха фараона, его семьи и приближенных. Эти помещения, так же как комнаты частной половины и комнаты загородных дворцов, группировались вокруг внутренних садов с водоемами и были украшены чудесными росписями, содержавшими изображения растений и сцены из дворцового быта. В некоторых помещениях стены были покрыты фаянсовыми изразцами также с изображениями растений. При загородных дворцах находились большие сады с прудами и озерами, иногда с особыми помещениями для зверинца. Раскопки Ахетатона знакомят нас и с жилищами знати, которые также строились из кирпича, из камня же делались лишь базы колонн и обрамления дверей. Такой дом обычно стоял посреди обнесенного стеной участка размером около 70x55 м. В стене были два входа – главный и особый для слуг; от главного входа к двери дома вела дорожка. Дом был размером около 22x25 м. Правую его часть составляла центральная комната и две-три другие – приемные. Жилая часть состояла из спальни хозяина с умывальной, женских помещений и кладовых. Все комнаты имели окна под потолком, вследствие чего центральная комната всегда строилась выше других. Стены и полы покрывались росписями. Вокруг дома располагались дворы, колодец, службы, а также сад с прудом и беседками. Дома низшего городского населения значительно отличались от усадеб знати как размерами (10x8 м), так и полным отсутствием служб и садов. Так же малы были и дома строителей гробниц фараона и знати. Эти дома составляли особый поселок за городом по дороге к гробницам. Поселок был обнесен стеной и занимал участок в 69x69,5 м, на котором вплотную друг к другу было расположено семьдесят четыре дома, разделенных пятью улицами. В каждом доме имелся небольшой дворик, общая комната, спальня и кухня. Расцвету, искусства Ахетатона внезапно был положен конец. Реформы Эхнатона не могли закрепиться, Тутанхамон, был вынужден пойти на примирение со знатью и жречеством, восстановив прежний порядок, а спустя четверть века после смерти Эхнатона, жрецы объявляют его еретиком , разрушают его город , а вычеркивают его имя из списков «законных» фараонов - в официальных египетских хрониках после Аменхотепа III значится Хоремхеб. Однако разрыв с традициями при Эхнатоне вызвал столь решительные сдвиги во всех областях культуры, что полный возврат к старому был уже невозможен. Значение искусства Амарны не ограничилось временем ближайших преемников Эхнатона; оно сыграло существенную роль и в сложении искусства периода XIX династии, а тем самым и всего искусства второй половины Нового царства в целом. Источники: - Art history of development, 1994 Betta, Москва; - Виртуальная энциклопедия Древнего Египта - http://members.xoom.com/_XMCM/foox/; - http//www.egipt.com; - http://www.yandex.ru/. |
|