На главную

Перов


Перов

МИНИСТЕРСТВО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

СОШ №83

ДОКЛАД

по истории на тему:

«Жизнь и творчество Василия Перова»

Выполнила : ученица 8-го «А» класса

Кузёмка Анна

Проверила: Демченко С. В.

КРАСНОДАР 2002

ПЕРОВ Василий Григорьевич [21 декабря 1833 (2 января 1834) или 23 декабря

1833 (4 января 1834), Тобольск — 29 мая (10 июня) 1882, село Кузьминки,

ныне Москва], русский живописец, один из организаторов Товарищества

передвижников. Автор жанровых картин («Сельский крестный ход на Пасхе»,

1861), проникнутых сочувствием к народу («Проводы покойника», 1865,

«Тройка», 1866), психологических портретов («А. Н. Островский», 1871; «Ф.

М. Достоевский», 1872).

Живописный анекдот

Незаконный сын барона Г. К. Криденера; фамилия «Перов» возникла как

прозвище, которое дал будущему художнику его учитель грамоты, заштатный

дьячок. Учился в Арзамасской школе живописи (1846-1849) и в Московском

училище живописи, ваяния и зодчества (1853-1861), в частности у С. К.

Зарянко. Жил и работал в Москве, а в 1862-1864 в Париже (пенсионер

Академии художеств). Испытал особое влияние П. А. Федотова, а также

журнальной сатирической графики и немецкого бытового жанра

дюссельдорфской школы. Был одним из членов-учредителей Товарищества

передвижных художественных выставок.

Ранние произведения Перова проникнуты анекдотически «обличительным»

настроением, представляя собой живописные карикатуры, в том числе на

духовенство («Сельский крестный ход на Пасхе», «Проповедь в селе», оба —

1861; «Чаепитие в Мытищах», 1862; все — Третьяковская галерея); мастер

тщательно выписывает характеры и обстановку, стремясь к нравоучительному

эффекту. Любовь к анекдоту сохраняется у него и позже («Приезд

гувернантки в купеческий дом», 1866, там же). Сатирическое настроение,

однако же, с годами ослабевает, сменяясь драматической экспрессией либо

добродушным юмором.

«Проводы покойника»

Колорит Перова обрел новую, более острую, тональную выразительность в

таких картинах, как «Проводы покойника» (1865) и «Тройка. Ученики

мастеровые везут воду» (1866; обе — там же); крестьянские похороны в

первом случае и эпизод из жизни обездоленных детей-подмастерьев во втором

предстают уже не просто социальной сатирой, но драмой об «униженных и

оскорбленных», по смыслу своему общечеловеческой. Сила символико-

психологического обобщения — и соответственно параллели с прозой Ф. М.

Достоевского, — еще более значительны в «Утопленнице» и в особенности в

картине «Последний кабак у заставы» (обе — 1868, там же). Туманный

утренний город за фигурой женщины-самоубийцы и (в «Кабаке...») закат,

гаснущий за городской чертой кажутся роковым порубежьем, придающим серой

и низменной бытовой среде подобие земного ада.

«Последний кабак у заставы»

Портретная живопись

«Портрет А. Н. Островского»

Перов внес также большой вклад в искусство портрета. Он создал образы

ряда известных деятелей культуры («А. Н. Островский», 1871; «В. И. Даль»,

«М. П. Погодин», оба — 1872; все — Третьяковская галерея). Его портрет Ф.

М. Достоевского (1872, там же) считается лучшим живописным изображением

писателя. Персонажи Перова, — в т. ч. крестьянин «Фомушка-сыч» (1868) или

купец И. С. Камынин (1872; оба — там же), полны особой внутренней

значительности вне зависимости от своего социального и культурного

статуса; яркая индивидуальность порой сочетается в них с беспрецедентной

(для русской портретной традиции тех лет) напряженностью духовной жизни,

иногда на грани мучительного трагизма (как в портрете Ф. М.

Достоевского).

«Портрет Ф. М. Достоевского»

Мягкой юмористической разрядкой на этом фоне кажутся жанровые композиции

1870-х гг. («Птицелов», 1870; «Охотники на привале», 1871; «Рыболов»,

1871; все — Третьяковская галерея). Созерцая простых обывателей с их

отнюдь не героической, но все же «человечкиной» душой, Перов здесь —если

говорить о литературных параллелях — приближается к Н. С. Лескову.

Впрямую его литературные симпатии сказываются в картине «Старики-родители

на могиле сына» (1874, там же), написанной как иллюстрация к финалу

тургеневских «Отцов и детей». Сам художник обнаруживает и писательский

талант (рассказы из народной жизни «Тетушка Марья», 1875; «Под крестом»,

1881).

В поздний период мастер стремится к созданию грандиозных, обобщающих

образов национальной истории. Однако законченные исторические картины

Перова («Суд Пугачева», 1875, Исторический музей, Москва, вариант — 1879,

Русский музей; «Никита Пустосвят. Спор о вере», 1880-81, Третьяковская

галерея) не принадлежат к числу его шедевров, поскольку как раз должной

степени монументального обобщения в них и не удается достичь. Среди

учеников Перова (когда он преподавал в Московском училище живописи,

ваяния и зодчества в 1871-82) были Н. А. Касаткин, С. А. Коровин, М. В.

Нестеров, А. П. Рябушкин.

Суд Пугачева

Спор о вере

Блаженный

Киргиз-каторжник

Отпетый

Голубятник

Ботаник

Портрет А.Н.Майкова

Портрет И.С.Тургенева

Утопленица

Портрет Ф.М.Достоевского

Портрет А.Н.Островского

Портрет А.Г.Рубинштейна

Портрет В.И.Даля

Странник

Спящие дети

Дворник-самоучка

Дворник и барыни

Чаепитие в Мытищах

Сцена на могиле

© 2010