На главную

Поп-Арт


Поп-Арт

«Поп-арт» (англ. pop art, от pop — отрывистый звук, лёгкий удар, хлопок,

похожий на хлопанье пробки, буквально — искусство, производящее взрывной,

шокирующий эффект; трактуется также как сокращение от английского popular

art — популярное, общедоступное искусство), неоавангардистское направление

в изобразительном искусстве. Явившись своеобразной реакцией на абстрактное

искусство и вместе с тем обнаружив связь с дадаизмом (особенно с

творчеством М. Дюшана) и сюрреялизмом, «П.-а.» получил распространение со 2-

й половины 1950-х гг. в США (основоположник направления — Р. Раушенберг; К.

Олденберг, Дж. Розенквист, Дж. Джонс, Р. Лихтенстайн, Дж. Дайн),

Великобритании (П. Блейк, Р. Гамильтон) и др. странах. Своими целями

представители «Поп-арта» провозгласили «возвращение к реальности»,

«раскрытие эстетической ценности» образцов массовой продукции, языка

средств массовой коммуникации (реклама, фото, репродукция, комикс и т.п.),

всей окружающей человека искусств. материальной среды. Они буквально

воспроизводят (часто с помощью коллажа или иных подобных техник) типичные

предметы современного урбанизированного быта (вещи домашнего обихода,

упаковка товаров, фрагменты интерьеров, детали машин и т.д.), популярные

печатные изображения каких-либо известных личностей и событий или даже

включают эти предметы и изображения в композиции в натуральном виде.

Подменяя реальность алогичной комбинацией разнохарактерных муляжей, «Поп-

арта», как и исторически предшествующие ему течениямодернизма , остаётся

замкнутым в круге самодовлеющих формальных экспериментов; он так же далёк

от реалистически последовательного изображения действительности, как,

например, абстракционизм, являясь, по существу, антиискусством. Известное

влияние «Поп-арт.» на рекламу, плакат, журнальную графику свидетельствует о

его ориентированности на «массовую культуру» капиталистического общества с

её девальвацией духовных ценностей.

Художники группы, получившей известность в середине пятидесятых годов , за

ново открыли то , что любители продолжают считать само собой разумеющимся ,

несмотря на все усилия убедить их в обратном : что картина – это не

«плоская, по существу, поверхность, покрытая красками», на чём настаивал

Морис Дени, а узнаваемый образ. Если искусство по своей природе

репрезентативно, то современные художественные движения , от Мане до

Поллока исходили из ложной посылки , независимо от того, насколько

впечатляющими были их творческие достижения. Создалось впечатление , что в

последнее столетие живопись была на своего рода добровольной голодной диете

питаясь сама собой, а не окружающим миром. Наступило время, когда художники

стали испытывать чувство «голода по реальному образу» -голода, которым

некогда не мучилась широкая публика, так как её спрос на образность щедро

удовлетворялся фотографией, рекламой, журнальными иллюстрациями и

комиксами.

Почувствовавшие это художники схватились за продукцию коммерческого

искусства, потакающую обывательским вкусам. Они увидели в нём главную

примету визуального окружения нашего времени, явление, которое начисто

игнорировалось представителями « высоколобой » культуры как вульгарное,

антиэстетическое, хотя не заметить его кричащего присутствия было

невозможно. Только Марсель Дюшан и некоторые из дадаистов с их неприятием

любых ортодоксальных суждений осмелились окунуться в эту среду ( см. стр.

432 ). Они и стали святыми-покровителями нового движения, получившего

название «поп-арт».

На самом деле поп-арт зародился в Лондоне в середине пятидесятых годов.

Группа независимых художников и интеллектуалов. Создавшая его, была

восхищена воздействием на повседневную жизнь Великобритании американских

средств массовой информации, заполнивших страну после Второй мировой войны.

НЕ удивительно, что новое искусство пришлось особенно по нраву именно

американцам и получило бурное развитие в США в последующее десятилетие.

Теперь, в ретроспективе, развитие поп-арт в США воспринимается как

выражение оптимистического духа 1960-годов. Начавшихся с избрания Джона

Кеннеди и завершившегося кульминацией Вьетнамской войны. В отличие от

дадаизма. Поп-арт возник не от отчаяния и не из-за отвращения к современной

цивилизации. Это течение в искусстве рассматривало коммерческую культуру

как сырье, как неиссякаемый источник живописного содержания, а не как зло,

с которым надо бороться. Не разделяет поп-арт и агрессивного подхода

дадаистов к сложившейся системе ценностей современного искусства.

ДЖОНС. Джэспер Джонс (род. 1930) , один из основоположников поп-арта в

Америке, начал с детального, точного изображения таких общеизвестных

предметов, как флаги, мишени, числа, карты. Его картина «Три флага»

(илл.457) ставит перед зрителем интригующий вопрос: в чем , собственно,

разница между образом и действительностью? Мы сразу узнаем звезды и полосы,

но если попытаемся уточнить, что же именно находится перед нами, то ответ

окажется не таким простым. Эти флаги выглядят слишком «ненатурально».

Вместо того, чтобы развеваться на ветру, они как бы застыли в ожидании, в

своего рода обратной перспективе, четко выровненные по отношению к друг

другу. Здесь есть движение другого рода: красные. Белые и голубые участки –

не плоскости локального цвета. А тщательно модулированные поверхности.

Можно ли в таком случае утверждать, что это изображение трех флагов?

Очевидно, что таких флагов не бывает, и они могут существовать лишь в

воображении художника. Чем больше задумываешься над этим, тем больше

удивление вызывает эта картина именно как плод воображения – меньше всего

можно было ожидать такого вывода при первом взгляде на нее.

© 2010