Псковский историко-художественный музей-заповедникПсковский историко-художественный музей-заповедник|Псковский | | | |историко-художественн| | | |ый архитектурный | | | |музей-заповедник. | | | |Музей "Приказная | | | |палата" | | | |Печорский район | | | |Островский район | | | |Плюсский район | | | |Куньинский район | | | |Себежский раон | | | |Великолукский район | | | |Порховский район | | | Псковский историко-художественный архитектурный музей-заповедник. В этом году псковскому историко-художественному архитектурному музею заповеднику исполняется 124 года. В настоящее время он является объединением, состоящим из головного музея и 14 филиалов, расположенных в разных районах нашей области. Музейный комплекс, занимающий целый квартал Пскова, состоит из 3-х частей, соединяющих в себе здания разных эпох. Первое - это знаменитые - Поганкины палаты, что на десятки метров тянутся вдоль нынешних улиц Некрасова и Музейного переулка, - один из самых широко известных памятников гражданской архитектуры Пскова 17 века. Строились они по заказу первого владельца палат - Сергея Поганкина. Богатый и могущественный в свое время был человек: голова Псковского денежного двора, кабацкий голова, возглавлял Псковскую таможню. На счет необычной его фамилии - Поганкин, по Пскову гуляло несколько преданий. Кто-то говорил, что на месте палат раньше жил бедняк, который однажды под полом своей лачуги нашел клад и разбогател, а так как раньше деньги, найденные в кладе считались "бесовскими" или "погаными", то и получил бедняк прозвище - Поганкин. Другие говорили о том, что купец водился с иностранцами по одной версии, или с разбойниками по другой, и тех других так же звали "погаными". Есть и еще одно предание - будто предок Поганкина решил царю Ивану Грозному не дать денег, а ссудить. На что царь и прозвал наглеца - Поганым. Как это было на самом деле, никто не знает, но дом себе купец Поганкин отстроил шикарный. Сегодня в здании Поганкиных палат располагаются несколько экспозиций, богатством которых может похвастаться редкий музей мира. В основу многих экспозиций вошла знаменитая коллекция Федора Плюшкина, поступившая в псковский музей в 1914 году в связи со смертью ее владельца. По количеству вещей она была третья в России, второй в Европе. Коллекция насчитывала более миллиона предметов, относящихся к самым различным областям знаний и культуры, известная коллекция царя Николая II не шла с ней ни в какое сравнение. По разнообразию типов и богатству Плюшкинская нумизматическая, то есть монетная коллекция превышала коллекцию Эрмитажа, где сейчас находится большая ее часть, однако многие экспонаты остались в Пскове вы имеет возможность их увидеть в любое время. Псковский музей заповедник знаменит своим собранием живописи древнего Пскова, которая представлена произведениями иконописи 14-17 веков. Псковская школа живописи уже давно признана совершенно самобытным художественным явлением Древней Руси. Иконы псковских мастеров в своих коллекциях имеют крупнейшие музеи страны - Русский музей, Третьяковская галерея, Государственный Эрмитаж. Еще в 1911 году один из виднейших знатоков древнерусской живописи писал: "Старые новгородские и псковские мастера создали такой волшебный мир красоты, что ровнять его можно лишь с вершинами, до которых доходило мировое искусство". Псковская коллекция икон побывала во Франции, Германии, Италии, Швеции, Финляндии, Италии и центральных музеях России. Сотрудником музея, профессионалом в области изучения иконописи - Ириной Родниковой был составлен альбом Так же в Понганкиных палатах располагается коллекция серебра. По мимо традиционных экспонатов в экспозиции находятся много предметов из Псковских кладов, на которые так богата Псковщина. Археологи утверждают, что гора Романиха, находящаяся в центре города, в районе палат Марины Мнишек и детской областной библиотеки, до сих пор хранит в себе множество кладов, так как именно на этом месте строили свои дома средневековые богатые псковичи. Во втором здании музейного комплекса ранее находилось художественно- промышленная школа Фан-дер-Флита. Сегодня это - картинная галерея, где вы можете увидеть произведения живописного искусства, ранее находившиеся в усадьбах псковских дворян-помещиков. Жемчужины коллекции - работы художников 19 века - Брюллова, Репина, Шишкина, Айвазовского. Великолепная коллекция модернистов - Шагала, Рериха, Григорьева. Так что, чтобы посмотреть самим и показать своим детям шедевры русской живописи совсем не обязательно ехать в Санкт-Петербург и Москву - все это рядом - Некрасова,7, Поганкины палаты - музей-заповедник. Завершает музейный комплекс построенное в 1978 году архитектором Алексеевым административное здание, в котором находится экспозиция, посвященная Великой Отечественной войне, выставочный зал и музейный магазин, где вы можете приобрести сувениры, изготовленные нашими народными мастерами, художественные работы, а так же здесь самый, на мой взгляд, богатый выбор литературы по истории Псковщины. Все о чем говорилось в сегодняшней программе, вы можете посмотреть в любой день, кроме понедельника по адресу Псков, Некрасова,7 Поганкины Палаты с 11 до 18 часов. Музей "Приказная палата" Это белокаменное здание находится по левую руку от центрального входа в Кремль, напротив фундаментов церквей Довмонтова города. Построено оно было в конце 17 века, после того как существующее до этого деревянное здание Съезжой (как она тогда называлась) палаты сгорело. Надо особо отметить, что в 17 веке, как, впрочем, и сегодня были большие трудности с выделением средств из центра, то есть Москвы на нужды провинциальных городов. Поэтому, получив официальный отказ, псковичи построили здания Приказов за свой собственный счет без особых жертв для своего псковского средневекового бюджета. Ведь в те времена наш город входил в десятку лучших городов России. И сегодня псковские Приказные палаты – единственный в России памятник допетровской административной системы, сохранившийся с наименьшими потерями, что указывает на эталонность строительного мастерства псковичей. Приказная палата была центральным органом воеводского управления городом, что-то вроде современной мэрии. Под руководством воевод и дъяков здесь было сосредоточено делопроизводство, следствие, суд и расправа, то есть воевода имел в своих руках все три ветви власть – законодательную, исполнительную и судебную и подчинялся только государю. Однако, на самом деле управлял Псковщиной его так называемый заместитель – дъяк. Он работал на своем посту в большинстве случаев дольше, чем назначаемый на несколько лет воевода, а поэтому был лучше осведомлен в делах. Одной из его функций так же было доносительство царю о том, что на самом деле творит воевода. Кроме известного до сегодняшнего дня доносительства, еще в те далекие времена развивалась знаменитая бюрократия чиновничества. О количестве написанных бумаг можно судить по таким данным – чернила в Приказные палаты доставлялись ведрами, а песок для печатей – возами. А так же вполне законно существовало взяточничество, тогда оно имело официальное название – система кормления. При ней государство выплачивало жалование только половине подъячих, остальные жили за счет поминок, то есть на ту сумму, которую давали чиновнику просители после того, как он помогал им в решении своих проблем. Так же можно отметить, что именно в Приказных палатах стала издаваться одна из первых в России газет – “Вести-куранты”, а это говорит, в том числе и о высоком интеллектуальном уровне наших предков. Приказные палаты состоят из трех частей – помещения для чиновников, где сейчас находится музей, архива документов – сейчас - это выставочный зал и колодничей, просто говоря – тюрьмы – сегодня это галерея. В 17 веке раскрываемость преступлений была гораздо выше, чем сегодня. Видимо, причина этого все же не НТР, а то, что ответственность за нахождения виновных, особенно в убийствах и государственных преступлениях лежала на самом главном в городе человеке – воеводе, который докладывал о ходе расследования самому царю. Так же имела свое действие и уникальная псковская воспитательная система колодников, то есть заключенных. Государство на их содержание не тратило ни копейки. Ночью они сидели на соломе и воде, а утром их, закованных в цепях, выпускали в город – просить подаяние, что для многих являлось самой жестокой пыткой – не все псковичи проникались жалостью к бывшим ворам и убийцам. Среди самых ужасных преступлений в 17 веке значились – преступления против девичьей чести и обман вдов, ибо они наносили урон государственной нравственности, потому наказания по ним были особенно показательны жестоки. После того, как Приказная система была отменена, здание использовалась по разному назначению, в том числе в 30-ые годы 19 века здесь был трактир с оригинальным названием “Крым”. Несколько лет назад оно перешло в музейную собственность, и в 1995 закончились грандиозные реставрационные работы, которые позволили нам увидеть, как это было в 17 веке. Восстановление происходило по уникальному одному из самых подробных описаний того времени, принадлежавшему перу воеводы Апраксина. Сегодня , посетив Приказные палаты вы можете увидеть ручную ковку, деревянный пол, скрепленный кованными гвоздями, и многое другое. Самый красивый экспонат музея Приказные палаты – уникальная изразцовая печь с ее внутренней системой дымоходов. Долгое время она была замазана, но после ее внешней реставрации и незначительной работой по внутреннему устройству печь и сегодня так же греет, как и 300 лет назад, когда все делалось на века, когда никто не жил одни днем. Все, что я рассказывала о Приказной палате, вы можете увидеть в любой день, кроме понедельника с 11 до 18 часов. Печорский район Ближайший к Пскову музей находится в Печорах, которые в 20-40-ые годы двадцатого столетия входили в состав Эстонии, что, как вам известно, до сих пор вызывает претензии со стороны этого маленького балтийского государства. И, тем не менее, и эти 20 лет и близость к границе привели к тому, что на территории современных Печор до сих пор живут представители народности сету, продолжающие чтить традиции своих предков, о которых в том числе рассказывает Печорский краеведческих музей. Музей находится слева от центрального входа в Псково-Печорский монастырь, имеющего свою славную историю. А такое название эта обитель получила от подземных пещер, где первоначально жили иноки, а затем – на протяжении многих веков проводились монашеские захоронения. Сегодня в музее вы можете увидеть многие экспонаты, связанные с историей монастыря, который помимо своего духовного назначения был и военной крепостью, охраняющей Россию от нападений воинов Ливонского ордена. Монастырь хранит многие реликвии священной истории нашего государства, дары российских царей и многое другое. Эти исторические раритеты вы сможете увидеть только в краеведческом Печорском музее, когда монастырь предоставляет их для специальных выставок. Островский район Следующий музей, который вы можете посетить во время вашего свободного времени, находится в Острове. Он будет интересен особенно вашим сыновьям, ибо рассказывает о подвиге советского народа, в частности жителей нашей области, во время самой страшной войны – Великой Отечественной. На территории Островского района в течение многих лет работает группа “Поиск”, которая ведет археологические раскопки оружия времен той войны. Поэтому в экспозиции музея уже собрана большая коллекция и огнестрельного оружия и военного транспорта, коллекция старинных автомобилей и мотоциклов. Плюсский район Старинные усадьбы Любенск и Вечаша находятся в семи километрах от шоссе Петербург-Киев и в 13 километрах от районного центра Плюсса. Здесь на берегах озера Песно композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков написал оперы “Садко”, “Ночь перед Рождеством”, “Сказка о царе Салтане”, “Царская невеста”, “Золотой петушок”. В Вечаше композитор провел шесть летних сезонов, снимая усадьбу как дачу. А в 1907 году покупает соседнюю усадьбу Любенск, где делается большой ремонт будущего родового поместья. Однако ровно через год Римский-Корсаков умирает в этом полюбившемся ему месте от сердечного приступа. Сегодня это два мемориальных музея, две барские усадьбы, где полностью восстановлены интерьеры 19-начала 20 века, со всеми необходимыми дворовыми постройками, со старинными парками, чья красота поражает даже поздними осенними днями. Влюбленным в тишину и покой Псковский музей-заповедник предлагает посетить мемориальный музей русской писательницы Маргариты Ямщиковой, известной под псевдонимом Алтаев и писавшей книги для детей о художниках, композиторах, музыкантах и многом другом. Дом, где писательница снимала дачу каждое лето почти пятьдесят лет, находится в Плюсском районе, в уединенном местечке под названием Лог. Ранее он принадлежал фрейлине императорского двора – Гориневской Ольге Константиновне, отказавшейся покинуть Россию в первые послереволюционные годы, когда уезжали ее дети и муж. Оставалась надежда, что все скоро наладится. Однако, как известно, уехать было с каждым годом все сложнее, хотя она и не пыталась, и только в последние годы жизни детям Ольги Константиновны удалось увезти ее в Париж. Именно она и сдавала свой дом Маргарите Владимировне Ямщиковой, отец который до революции был предводителем Псковского дворянства. Сегодня, это единственный музей в области, который не восстанавливался, не отстраивался, не пополнялся экспонатами, все осталось, так как было. И когда входишь в этот дом, кажется, что хозяева всего лишь куда-то вышли. Куньинский район Один из самых дальних музеев нашей области – это музей-усадьба другого великого русского композитора – Модеста Петровича Мусоргского. Так уж сложилась судьба этого гениального человека, что, оставив миру бесценные духовные сокровища, он ушел из жизни нищим и бездомным. Но через 100 лет места, где Модест Петрович провел свое детство, стали музеем его имени. Усадьба Наумово – родовое имение матери композитора Юлии Ивановны Чириковой. Практически сохранился весь комплекс усадебных построек – главный дом, флигель, молочная, амбар, оранжерея. Восстановлен великолепный парк, пруды. И вокруг – настоящая русская природа и безмятежный покой. Так как Наумово находится далеко от города специально для посетителей музея создана база отдыха, где вы сможете остановится на ночь. Все музеи работают каждый день кроме понедельника. А последнее воскресенье месяца вход во все музеи области для школьников – бесплатный. Воспользуетесь возможностью совершить это маленькое путешествие – дайте своей душе отдохнуть. Себежский раон Псковские музеи, как и природа нашей области очень разнообразны. Один не похож на другой и все вместе они не похожи на музеи России. Например, Себеж. Один из самых красивых озерных краев и не только нашего региона. Недавно эта территория была объявлена Национальным природным парком России, чтобы сохранить уникальный уголок юго-запада нашей страны. Себежские леса – это смесь северных таежных и южных широколиственных, отсюда и богатство животного мира, и полноводность озер. Здесь насчитывается около 170 видов птиц, 60 видов животных, 800 видов высших растений. Кроме этой удивительной флоры и фауны особого внимания заслуживает краеведческий музей, рассказывающий историю себежской земли от палеолита до современных дней. Ваших детей покорят диорамы, скульптурные сцены, сделанные из различных материалов, изображающие ледниковый период, батальные сцены революций и великой отечественной войны. Впрочем, они настолько качественно сделаны, что будут любопытны и взрослым. Так же здесь вы увидите такие таинственные экспонаты, как каменные идолы, найденные на языческих капищах, обладающие большим энергетическим полем и, по мнению сотрудников музея, способные лечить разные болезни. Себежской музей сегодня такой, какой он есть во многом благодаря удивительному человеку, гениальному художнику-примитивисту Константину Михайловичу Громову, чьи картины вы сможете увидеть как в оформлении музея, так и в выставочном зале. Помимо уникального содержания экспозиции, сама экспозиция может считаться музейной ценностью из-за своей нестандартности, поэтому себежский Краеведческий музей многие называют музеем музея. Великолукский район В великолукском районе, в живописном местечке Борки так же есть музей, с единственной в своем роде в России специальной экспозицией, посвященной писателям ВОВ и военная журналистам. Идеология в нашем веке всегда использовалась в тех или иных целях. Ее способность влиять на мировоззрение людей играла не маловажную роль и во время самой страшной для нашей страны войны. Все работало на победу – и искусство в том числе. Писатели, композиторы, историки все делали для того, чтобы поднять боевой дух солдат и усилить патриотические чувства советского народа с помощью великих примеров из славной истории России и каждодневных подвигов на передовой. Литературный художественный музей ВОВ в Борках создан благодаря усилиям писателя-публициста Ивана Афанасьевича Васильева. Кроме музея – Борки – это еще и великолепная природа – поезжайте, не пожалеете. О важнейших событиях истории города рассказывает краеведческий музей, расположенный в бывшем музее Александра Матросова, в центре города. Особенно интересен дом-музей академика-математика Ивана Виноградова, лауреата Сталинской и Ленинской премий, работавшего в сфере оборонной промышленности Советского Союза. Помимо своей научной деятельности Иван Матвеевич был очень оригинальным, хотя и жестким человеком, неисправимым холостяком. Все свои вещи он завещал институту математики имени Стеклова, который после смерти выдающегося математика передал дом в Великих Луках Псковскому музею-заповеднику. Сегодня это интереснейшая экспозиция, состоящая из интерьера и предметов от начала века до конца 50-х годов. Порховский район Порхов был основан Александром Невским как крепость Псково-Новгородской земли для обороны Северо-Восточных земель. Сегодня в этой крепости находится музей. А сам край когда-то был культурной русской провинцией, особенно дворянской культуры. Здесь находились многие дворянские усадьбы, некоторые из которых вы сможете увидеть сами. Например, усадьбу Волышово графа Строгонова, усадьба Бельское устье князей Гагариных, усадьба князей Васильчиковых. А в музее Порхова представлена экспозиция дворянского русского быта, здесь же вы сможете заказать и экскурсию по порховским дворянским усадьбам. |
|