Путешествие в страну рисованияПутешествие в страну рисованияПутешествие в страну Рисовандию. ( подготовительная группа) Цель: Приобщать детей к удивительному миру искусства, развивать в них фантазию творчества, воображения. Оборудование: Костюмы водоноски, коробейника, кокошники и пояса для танца « Гжельские узоры ». Платочки, сарафаны для матрешек, силуэты посуды, элементы гжельской росписи, гуашь, листы бумаги с изображением , печатки, шапочки, разноцветные карандаши, магнитофонная запись голоса « Ляпсуса-Тяпсуса». Дети под музыку входят в зал. Воспитатель: Сегодня я хочу пригласить вас в волшебную страну Рисовандию. Вы знаете, что это за страна? Ответ детей. В этой стране живут сказочные волшебники; по улицам разгуливают нарядные девочки и мальчики, бегают непоседы краски, гордо вышагивают листы бумаги. Ярко светит солнышко, и все вокруг переливается! Жителям Рисовандии нравится задавать вопросы и загадывать загадки гостям. Я думаю, вы сможете выполнить все задания волшебников из Рисовандии и это путешествие будет для вас интересным! Итак, в путь?! Звучит музыка (вальс), дети, медленно кружась, подходят к стульчикам, садятся. Воспитатель: Вот мы и на месте! Смотрите, вот прошла девочка-кисточка, а вот побежал быстрый мальчик-карандаш! Как здесь светло, ярко! Представьте себе, что мы очутились в городе, в котором все серого цвета: и дома, и деревья, и небо, и даже солнце. По серым улицам ходят серые люди, с серыми лицами, в серых одеждах. Что бы было? (рассуждения детей). Воспитатель читает стихотворение А. Шлыгина «Разноцветный шар земной». Если б в поле расцветали Только белые цветы, Любоваться бы устали Ими вскоре я и ты. Если б в поле расцветали Только желтые цветы, Мы б с тобой скучать бы стали От подобной красоты! Хорошо, что есть ромашки, Розы, астры, васильки, Одуванчики и кашки, Незабудки и жарки! У ромашки белый цвет, У гвоздики красный Цвет зеленый у листвы Это так прекрасно! Есть главные и неглавные краски. Какие цвета являются основными и почему? Верно: красный, синий, желтый – основные. С помощью этих цветов можно получить остальные цвета. Воспитатель начинает читать стихи, а дети начинают смешивать краски, получая разные цвета, затем рисуют на большом листе бумаги. Воспитатель: Три цвета, три цвета, три цвета, Ребята, не мало ли это? А где нам зеленый, оранжевый взять? А если нам краски по парам смешать? Из синей и красной (вот этой) Получим мы цвет (фиолетовый), А синий мы с желтым смешаем Какой мы цвет получаем (зеленый) А красный плюс желтый Для всех не секрет Дадут нам конечно (оранжевый) цвет. Воспитатель: Порой во время дождя если прислушаться к его звукам, то кажется, что у всех вещей есть голоса, что все вещи разговаривают, и ваши карандаши тоже. Хотите послушать, о чем они говорят? Сценка, разговор цветных карандашей. (исполняют мальчики) звучит музыка. Слышите, это говорит красный карандаш. « Я - мак, я - огонь, я – пламя! » Вслед за ним откликается оранжевый « Я - морковь, я – апельсин, я - заря! » Вслед за ним откликается желтый « Я - пух утенка, я – пшеница, я – солнце! » И зеленый шелестит: « Я - трава, я – сады, я – леса! » А голубой восклицает: « Я – незабудка, я – лед, я – небеса! » И синий не отстает: « Я - колокольчик, я – чернила, я – море! » А фиолетовый шепчет: « Я – слива, я – сирень в цвету, я – сумерки! » Воспитатель: Но дождь смолкает, и вместе с ним смолкают голоса цветных карандашей. Над горизонтом встает радуга (показ радуги на стене) Над рекой, над городом Вырос мост Это стала радуга Выше звезд. И вместе с ней вновь заговорили цветные карандаши. Красный: «Глядите! Радуга – это я!» Оранжевый: «И я!» Желтый: « И я! » Зеленый: « И я! » Голубой: « И я! » Синий: « И я! » Фиолетовый: « И я!» Все рады! В радуге над горизонтом и апельсины, и пшеница, и трава, и небо, и море, и сирень. Кто не взглянет на радугу, всяк ею любуется! Звучит песня « Радуга» (на стихи Р. Голосовой). Воспитатель: В стране Рисовандии есть чудесная поляна. Вокруг поляны лес. И вот чудо! На поляне весна, а в лесу уже настоящее лето (показывает на лес на стене). Нравится вам летний лес? Давайте попробуем нарисовать такие же красивые деревья. Раздается голос: Ха – ха – ха! Это я злой волшебник великий Ляпсус-Тяпсус. Я похитил все кисточки и карандаши, какие были в Рисовандии. Теперь чем хотите, тем и рисуйте. Воспитатель: Вот досада! Как быть? Может, попробуем нарисовать деревья без кисточек и карандашей? А чем можно рисовать? Конкурс « Нарисуем деревья». Дети ( 4 – 6 человек ) рисуют на большом листе бумаги деревья пальчиком, мятой бумагой, печатаньем. Пока они рисуют, воспитатель загадывает загадки: Белый – белый пароход Над деревьями плывет Если станет синим, Разразится ливнем. (облако) Зеленые ребятки Привязаны к грядкам. (огурцы) На желтенькой тарелочке Белый ободок Мальчики и девочки Что это за цветок. (ромашка) Растет в траве Аленка В красной рубашонке Кто не пройдет Всяк поклон ей отдает. (земляника) Была зеленой, маленькой, Потом я стала аленькой На солнце почернела я – И вот теперь я спелая. (смородина) Ну–ка, кто из вас ответит: Не огонь, а больно жжет Не фонарь, а ярко светит, И не пекарь, а печет. (солнце) Воспитатель: Молодцы, отгадали все загадки, а теперь подведите итоги конкурса. Нарисуем деревья (рассматривает рисунки, делится впечатлениями) очень красивые получились у нас деревья! Я думаю, не удалось злому, Ляпсусу-Тяпсусу испортить нам праздник, мы смогли выполнить рисунки без кисточек и карандашей! Жители волшебной страны Рисовандии подготовили для нас небольшую выставку картин. Показ. А теперь послушайте задание. Надо разделить эти репродукции по видам живописи: портрет отложить отдельно, натюрморт отдельно, пейзажи – так же отдельно. После этого прочесть стихи о своих картинах. Задание выполняют несколько человек, остальные дети наблюдают за их действиями, при необходимости помогают. Чтение стихов М. Яснова « О картинах». Если видишь на картине Нарисована река, Или ель и белый иней, Или сад и облака Или поле и шалаш Обязательно картина называется…(пейзаж) Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу Или груши, или торт, Или все предметы сразу, Знай, что это… (натюрморт) Если видишь, что с картины Смотрит кто-нибудь на нас, Или принц в плаще старинном, Или вроде верхолаз, Летчик. или балерина, Или Колька твой сосед, Обязательно картина называется … (портрет) А сейчас еще одно задание. Знаете ли вы название этих картин на стене? Подойдите ближе, рассмотрите картины.. Звучит тихая музыка, дети рассматривают картины. Воспитатель: Кто покажет картину художника Саврасова? Как называется эта картина? « Грачи прилетели »! Покажите картину « Золотая осень ». Кто ее написал? Назовите авторов остальных картин. Дети правильно отвечают. Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием вы справились! А теперь художниками будете вы. Волшебники Рисовандии предлагают вам: Конкурс Дорисуй! На листе бумаги изображены . К ним за три минуты надо подрисовать, что так что бы получился интересный рисунок. Побеждает тот, у кого рисунок интереснее. Лист и краски спрятаны и фломастеры под вашими стульчиками. Рисовать можно на полу сидя на корточках, так как рисуют мелом на асфальте. Итак, начинаем! Во время рисования звучит тихая музыка. Затем производятся итоги конкурса. Воспитатель: На занятиях вы учились рисовать, знакомились с картинами великих художников, многое узнали о народных промыслах. Вглядитесь в эту игрушку! Под русскую народную мелодию « Пошла, млада за водой» входит девочка в костюме дымковской водоноски. На коромысле ведра; обходит зал, дает возможность полюбоваться собой. Воспитатель: За студеною водицей Водоноска-молодица Как лебедушка, плывет, Ведра красные несет На коромысле не спеша Посмотри, как хороша Эта девица –краса! Нравится вам эта игрушка. Откуда она? (Из Дымкова). Приглашаем водоноску, остаться с нами на нашем празднике. Под мелодию «Пошла, млада за водой» девочка идет по залу и садится вместе с детьми. Звучит музыка «Коробейники». Выходит мальчик в костюме коробейника, на лотке под платком , что спрятано. Коробейник: А вот еще игрушка. Неслыханное чудо, не виданное диво! Что за игрушка отгадайте загадку: Есть еще для вас игрушка, Не лошадка, не Петрушка Красавица-девица У нее сестрица Каждая сестрица Для маленькой темницы. (Матрешка) Коробейник показывает игрушку. Разбирает. Дети определяют, сколько сестриц у красавицы девицы. Воспитатель: Конечно же, это любимая всеми русская матрешка! Кто впервые изготовил матрешку? ( Токарь Звездочкин). Кто придумал роспись для матрешек? (Художник Малютин). Почему всех этих кукол зовут матрешками? Девочки в костюмах матрешек поют песню «Ой, да мы матрешки!» (музыка Т.Ломовой ) и исполняют танец матрешек. Воспитатель: понравилось вам, как пели и танцевали матрешки? Давайте покажем, как вы умеете танцевать?! Дети исполняют танец Полька. Воспитатель: Роспись Хохломская, словно колдовская, В сказочную песню просится сама И нигде на свете нет таких соцветий Всех чудес чудесней наша Хохлома. Дает задание детям: найдите среди предметов декоративно- прикладного искусства изделие хохломских мастеров. Как вы догадались, что, это Хохлома. А сейчас исполним частушки о Хохломе: Все листочки, как листочки, Здесь же каждый золотой. Красоту такую люди Называют хохломой! Хохлома да хохлома Разукрашу все дома А потом всю улицу, Петуха да курицу! Бабка деда до обеда Заставила рисовать- Ведь красивую посуду Щи приятно наливать. Надою я молока И налью котенку Разрисую Хохломой Милую буренку! Воспитатель: Вот такие замечательные, веселые частушки мы услышали! А теперь послушайте стихи и скажите, о каком промысле говорится в них? Читает стихи И. Кадухина «Гжель». Фарфоровые чайники, Подсвечники, часы, Животные и птицы Невиданной красы. Деревня в Подмосковье Прославилась теперь Известно в всем народе Ее названье – Гжель. Гордятся в Гжели жители Небесной синевой Не встретите, на свете вы Красоты такой! Голубизну небесную Что сердцу так мила Кисть мастера на чашку Легко перенесла. Почему Гжель называют нежно-голубым чудом? Какие элементы есть в гжельской росписи? (Ответ детей). Игра : «Укрась посуду Гжельским узором». Дети украшают силуэты посуды элементами гжельской росписи. Играют, разделившись на небольшие группы. Побеждают те, у кого узор получился быстрее и лучше. Наши девочки приготовили красивый танец, который назвали «Гжельские узоры», звучит русская народная мелодия « Светит месяц, светит ясный». Ну, вот наше удивительное путешествие по стране Рисовандии заканчивается, и нам пора возвращаться в группу. И в шесть и десять лет, и в пять Все дети любят рисовать И каждый смело нарисует Все, что его интересует: Цветы, рисунки, лес и сказки Все нарисуют, были б краски, Да лист бумаги на столе, И мир в семье и на земле! Исполняют песню «Солнечный круг». По окончании песни в зале появляются воздушные разноцветные шары. Конспект – занятия. Тема: Унылая пора (рисование по мокрому слою). Цель: продолжать учить рисовать пейзажи согласно законам композиции (далеко, близко, деревья большие, маленькие). Использовать цвет, как средство передачи настроения, создавать путем смешивания красок новые цветовые тона. Материал: листы бумаги, таз с водой, кисти, гуашь, акварель, салфетки, банки для воды, (музыка «Времена года» П. И. Чайковского). Предварительная работа: рассматривание неба, деревьев на участке, чтение произведений про осень. Ход занятия. - звучит музыка П. И.Чайковского «Времена года», «осень». Дети проходят и садятся на ковер-самолет. Продолжают слушать музыку и представлять, что они видят через эту музыку. - Дети, сейчас мы с вами еще раз под эту мелодию полетим на ковре- самолете над своим родным краем, и каждый увидит свой уголок родного края, который он хотел бы нарисовать. А сейчас взялись за руки на счет 1 – 2 – 3, закрыли глаза и мы полетели (так же звучит музыка). Вот мы пролетаем, видим деревья, все желтые листья осыпаются. Летим дальше и видим горы, холмы, все красные, желтые горы в тумане, летим и обращаем внимание на небо, небо у нас серое, в кое-каких местах серо-голубое и начинает моросить дождь. А мы летим на ковре- самолете и нас дождь не мочит, только чувствуется, что стало холодно, осень наступила. Но вот мы возвращаемся обратно, и что мы видим и слышим, крик улетающих птиц в теплые края – там, где тепло. И вот мы рядом с детским садом – прилетели уже. Сейчас осторожно я посчитаю до десяти, и мы откроем глаза. Я считаю до десяти медленным спокойным голосом. Дети на счет десять открыли глаза. Вот мы и совершили путешествие на ковре-самолете. А сейчас мне кто-то расскажет, что он видел, когда летел. (Опросить 2 – 3 детей). Дети сейчас мы сядем за столы, и каждый нарисует свой уголок, что он видел в своем краю. Но перед тем, как мы будем рисовать, мы листы бумаги опустим в воду и будем рисовать мокрому слою. Дети самостоятельно рисуют. Если нужна кому помощь, воспитатель помогает. В конце занятия дети откладывают свои работы на ковер, и каждый садится рядом со своей работой. Мы смотрим на работы и выбираем, у кого работа самая интересная получилась. Дети рассказывают, что они нарисовали. Воспитатель хвалит детей за хорошую работу и прощается с детьми. НАТЮРМОРТ ИЗ СТЕКЛА. Занятие по изодеятельности в подготовительной группе совместно с родителями. Цели: 1. Закрепить представления детей о натюрморте и цвете. 2. Совершенствовать умения детей работать с различными видами изоматериалов (масло, гуашь, мелки). Предварительная работа: . знакомство с натюрмортом: рассказ преподавателя изодеятельности, воспитателя; беседы; . рассматривание картин, иллюстраций; . посещение художественной выставки; . дидактические, художественные игры; . рисование натюрмортов различными, художественными средствами. . гуашь четырех цветов (белая, красная, желтая, синяя); Оборудование: . «Дерево живописи» с разноцветными «листочками»; . предметы для составления натюрморта (принесенные детьми из дома); . гуашь, масло, мелки; . кисти; . картон; . небольшие куски стекла разной формы; . стенд для выставки. Ход занятия. Данное занятие проводится совместно с родителями в рамках Фестиваля детского сада. С одной стороны, это занятие – итоговое по теме «Натюрморт», а с другой – на нем используются сложные художественные приемы, для выполнения которых детям требуется помощь. Родители выступают в качестве помощников преподавателя изодеятельности, так как работа со стеклом и рисование масляными красками требуют помощи каждому ребенку. В изостудии стоит дерево, на котором висят разноцветные «листочки», а в том числе несколько кусочков прозрачного стекла (стеклопластика). Дети знают, что это – волшебное Дерево Живописи. С помощью этого дерева дети знакомились с различными характеристиками цвета: теплые и холодные цвета, яркие и приглушенные, прозрачные и матовые и т.д. Сегодня на этом Дереве висят «листья» (листы бумаги небольшого размера) самых разных цветов и оттенков. Преподаватель: Ребята, мы с вами много говорили о натюрморте, рассматривали картины, иллюстрации, рисовали натюрморт акварелью, гуашью. Сегодня я хочу предложить каждому из вас самому составить свой, неповторимый натюрморт. И в этом нам, как всегда, поможет Дерево Живописи. Посмотрите, как много цветных листьев на нем выросло! Назовите, какие цвета вы видите на Дереве? - В какие группы их можно объединить? (Теплые, холодные, хроматические, матовые и т.д.). - Выберите 5 – 6 понравившихся разноцветных листочков, подойдите к Дереву и сорвите их (если ребенок не дотягивается до приглянувшегося листика, ему помогает родитель). - Теперь выберите из этих листочков те 3 – 4, которые красиво сочетаются между собой. Родители вместе с ребенком рассматривают листочки, подбирают сочетания, советуются друг с другом. Преподаватель изодеятельности обращает внимание юных художников на большой стол, где расположены различные предметы для натюрморта (овощи, фрукты, посуда игрушки, свечи, лоскуты ткани и пр.; там же лежат небольшие кусочки стекла разной формы), и предлагает составить натюрморты в соответствии с выбранной цветовой гаммой. Преподаватель: Какие красивые натюрморты получились! Для них вы использовали почти все цвета и предметы. Но обратите внимание – на Дереве Живописи еще остались прозрачные листочки, а на вашем столе – прозрачные стекла. Почему, вы их не выбрали? (Варианты ответов: некрасивые, без настроения, нецветные, такие не бывают и т.д.) Вы правы, мир вокруг нас разноцветный, нет ничего бесцветного1 Давайте внимательно посмотрим на прозрачные стекла, на что они похожи? Преподаватель изодеятельности вместе с детьми рассматривает 1 – 2 кусочка стекла, дети высказывают свои предположения. Например, продолговатый кусок стекла может быть похож на свечу, на вазу, шкатулку и т. д. В процессе фантазирования дети могут отойти от темы натюрморта и предлагать, например, элементы пейзажа. Не стоит поправлять их, дайте им возможность почувствовать себя настоящими творцами. Преподаватель: Действительно, каждый кусочек стекла на что-то похож. Выберите для себя один кусочек стекла, внимательно рассмотрите его. А я вас научу, как с помощью обычного прозрачного стекла создать красивый натюрморт. Преподаватель объясняет технику работы со стеклом и маслом: . раскрасить кусок стекла в соответствии с представленным образом (ваза, свеча и пр.) масляной краской; . прижать кусок стекла к картону окрашенной стороной вниз (кусок стекла приклеится к картону); . гуашью, мелком или маслом дорисовать на незанятом пространстве картона недостающие детали натюрморта, фон. Дети совместно с родителями выполняют задание. В конце занятия проводится мини-выставка творческих работ. В дальнейшем наиболее интересные работы украсят коридоры и рекреации детского сада. Конспект - занятия. Тема: Цветочная поляна. Цель: 1. Учить рисовать цветы всей ладонью, или ребром, или кулачком, приемом примакивания. 2. Побуждать самостоятельно, рисовать травку. 3. Закреплять знания 4-х основных цветов. 4. Учить рисовать лист на стебле. Материал: . полоса обоев (0,5х3м), . гуашь 4-х цветов в блюдцах, . таз с водой, . салфетки, . игрушка любая, . грам.запись «Вальс цветов». Предварительная работа. Рассматривание цветов на участке вместе с воспитателем. Рисование колышками, палочками на участке цветов. Ход занятия Звучит мелодия «Вальс цветов». Дети заходят в группу и садятся на ковер. Дети сегодня к нам на занятия пришла Весна - красна, где она руками машет, там цветы расцветают. Сейчас она мне тоже сделает волшебные руки, и я покажу, как она рисует цветы. Показываю детям. Закрепляю основные цвета. Дети, а сейчас закройте глаза, вытяните руки перед собой и весна их тоже сделает волшебными. Они у вас будут рисовать цветы. Дети располагаются на ковре и рисуют, кто как может цветы на бумаге. Дети помойте руки, и мы возле нашей полянки потанцуем и весна с нами. Все танцуют под «Вальс цветов». Дети, а сейчас весне пора уходить, ей очень понравилась ваша цветочная полянка. И за это она вас угощает цветочным медом, который собрали пчелки с ваших цветов. Весна прощается с детьми и уходит. Конспект - занятия Тема: Разноцветный ковер. Цель: Познакомить с красками, учить рисовать пальцами любые линии от кляксы, вызвать интерес к рисованию и чувство удовлетворения от работы. Материал: Гуашь четырех основных цветов, ткань белого цвета (80х10 см) с бахромой по краям, клеенка такого же размера, таз с водой, салфетки, игрушка петушок, картина с изображением карусели. Ход занятия Воспитатель, читая потешку «Карусель-Карусель», подводит детей к картинке изображающей карусель и обращает внимание на петушка (игрушку), который пришел в гости. Дети рассматривают его. Воспитатель рассказывает потешку: Петушок, петушок, Золотой гребешок Через темный лесок, Через лес, за реку Покричи «ку-ка-ре-ку!» Показывает подарок, который принес петушок. Это краски. Рассказывает, что ими можно рисовать. Обращает внимание на руки детей, гладит их, поясняет, что сегодня они будут рисовать пальцами. - Давайте вместе со мной покажем, как наши пальчики умеют рисовать в воздухе. Малыши повторяют движение, имитирующее рисование самых разных линий вверх, вслед и т. д… Детки, петушок просит, что бы вы разрисовали коврик для него и его цыплят. Воспитатель наносит кляксу красной краской на коврик и показывает, как надо рисовать линии от пятна. Используя прием «рука в руке»; побуждает малышей к работе. Так же показываю остальными цветами – желтые и синие. В течение занятия многократно называю цвета, побуждая детей повторять. По окончании работы дети моют руки, вытирают их салфетками. Воспитатель еще раз читает потешку «Петушок». - Дети петушку очень нравится ваши коврики. Только петушок хочет знать, какими цветами красок вы рисовали. Дети закрепляют основные цвета. Петушок благодарит детей и угощает их конфетами «Цветной горошек», называет цвет еще раз. Воспитатель сажает петушка на карусель. Петушок прощается с малышами. Развлечение. (конспект младшая группа) Тема: В гостях у красок. Цель: Закрепить знания и умения детей в области изобразительного искусства. Доставить детям радость и удовольствие. Поддерживать интерес изодеятельности, желание играть в игры с изосодержанием. Материал: Солнышко с лучиками четырех основных цветов, колобок из мячика, куклы - дедушка, бабушка, весна, соленое тесто, гуашь четырех цветов, рисунки на ватмане – дерево, петушок. Д/и Какой цвет спрятался, грам. запись «Маленькая страна», торт, обои (0,5 х 3 м), таз с водой, салфетки, блюдца, клей ПВА, перышки, фантики. Дети под музыку входят в зал. Воспитатель читает стихотворение: Вчера веселый дождь, смеясь Шумел, сверкая над лугами Играло солнце, золотясь Его прозрачными сетями И вот сегодня у окна, Вся легкая и голубая Смеется девочка – весна Подснежники бросая. Проявляется солнышко с 4 лучами основных цветов. - Дети посмотрите, к нам пришло солнышко, его прислали к нам краски, чтоб оно нас пригласило в гости к краскам. Дети, какие вы знаете цвета, посмотрите на солнышко и назовите их красный, желтый, синий, зеленый. Молодцы правильно вы назвали, теперь можно идти в гости к краскам, мы их назвали - нас солнышко туда поведет в страну. - Дети, послушайте, кто-то поет, слышится песенка колобка Я колобок, колобок Я от бабушки ушел Я от дедушки ушел И от тебя зайчик уйду. Прикатился колобок в зал. Ой, дети, кто это к нам прикатился? Колобок. Правильно колобок. Дети он же от бабушки и дедушки ушел. А они плачут без колобка, что же нам придумать? А колобок хочет идти с нами в страну красок. Он нам вместе с солнышком покажут дорогу. Я придумала, давайте для бабушки и дедушки испечем новый колобок. Поют песню вместе с воспитателем «Я пеку - пеку», а четверо детей лепят колобок (из соленого теста). Дети, я думаю, ваши колобки дедушке и бабушке понравятся. А вот и они. Дедушка и бабушка: Ой, спасибо детки, какие у вас колобки красивые и румяные. Спасибо вам за них. До свидания, нам пора. Дети, и нам пора в страну красок. Звучит песня: «Мы едем, едем, едем в далекие края». Дети подходят к дереву, которое только нарисовано простым карандашом. - Дети, кто-то там идет, ой это краски, только у них беда, от них убежала кисточка, и они не могут украсить дерево листвой. Чтоб оно было сказочное. - Дети, как им помочь? Солнышко пока будет успокаивать краски. А мы, что-нибудь придумаем. - Дети подойдите ко мне все, давайте мы пальчиками и руками украсим дерево. Дети приступают к работе. Звучит веселая мелодия. Солнышко и колобок посмотрите, какое красивое дерево получилось, сказочное. Дети в этой стране есть еще петушок – слышится: Ку – ка – ре – ку! Хорошо ль на улице? Воспитатель: Дети посмотрите, какой петушок скучный он совсем боится появляться на улицу. На него никто не обращает внимание. Солнышко просит вас помочь своему дружку. Воспитатель: - Дети давайте украсим петушку хвостик различными фантиками, бумажками, перышками. Дети работают вместе. Звучит песня « есть у солнышка дружок». - Дети солнышко благодарит вас за петушка, ему понравился, теперь петушок они стали похожи. - Дети мы с вами приехали в страну красок. - Давайте с вами поиграем с ними. Д/и. Какой цвет спрятался? Цель: закрепить основные цвета, учить выделять цвета в предметах, овощах, фруктах. красный желтый синий зеленый красный и зеленый. Вот мы и поиграли с красками. Но к нам пришла весна. Давайте мы для красок нарисуем цветы нашего края. - Дети рисуют для страны красок подарок - цветы на лугу. Молодцы - эти цветы мы оставим на память краскам о нашей стране. Но краски нам тоже сделали подарки, здесь они нам спекли сказочный торт. - Давайте все вместе потанцуем вместе с тортом и пойдем в группу. Попрощайтесь все с солнышком, колобком и красками. Зимний лес сказочный. Конспект - занятия в старшей группе. Цель: Продолжать лепить из пластилина деревья и рисовать на нем. Изображать все на бумаге. Освоение техники пластинографии. Закрепление пейзаж. Материал: пластилин, водоэмульсионка, кисти, гуашь, салфетки, бумага, картон с налепами, фонограмма «Лесные голоса», стеки, тканевые салфетки. Ход занятия Воспитатель: Отгадайте загадки. Есть у людей зеленый друг, Веселый друг, хороший, Он им протянет сотни рук И тысячи ладошек. Весной веселит, летом холодит Осенью питает, зимою согревает. Лес можно назвать и другими словами, все зависит от того, какие деревья в нем растут. Если в лесу растут ели, это ельник, лес где растут дубы – дубрава, а если сосны, значит, ты в сосновом лесу. Березки собираются вместе в березовой роще, роща осин называется осинник, ореховая – орешник. Но обычно в лесу растут вместе самые различные деревья, тогда его называют смешанным лесом. Его-то, мы и нарисуем. Давайте начнем, звучит музыка, все закрывают глаза и представляют себе, что каждый из вас попал на островок зимнего сказочного леса и увидел там, такие необычные деревья, белые, большие, блестящие серебром под солнцем. А сейчас откройте глаза и каждый, еще раз вспомнит, какие деревья вы видели в лесу. А сейчас сели на свои места. (Ребята удивляются, не находя привычных изобразительных материалов). Я предлагаю попробовать рисование в технике пластинографии, показывает приемы изображения деревьев цветным пластилином. Изображение сначала моделируется на картоне, а затем примазывается пальцами. Стекой удаляется лишний пластилин, оформляется контур изображения, а затем покрыть водоэмульсией. Звучит аудиозапись «Лесные голоса». Дети самостоятельно рисуют свой уголок сказочного леса. Воспитатель в процессе рисования индивидуально обсуждает с детьми композицию рисунка. Напоминаю не только о разнообразии пород деревьев, но и об их разном возрасте. Итог: дети посмотрите на свои работы. У меня такое ощущение, что я попала в зимний лес. Расспрашиваю 2 – 3 детей, какие деревья они изобразили. Поощряю детей. Дети, а давайте из этих работ склеим их вместе, и сделаем ширму «сказочный лес» и украсим работами вестибюль. Молодцы, хорошо поработали, в конце занятия детям дарим подарок от жителей зимнего леса (варенье). Конспект – занятия Тема: Морское царство (граттаж). Цель: Научить передавать в рисунке не только форму, но и пластику предмета, и его характер с помощью мелких деталей. Познакомить с рисованием в технике граттаж. Материал: палочки для процарапывания, салфетка, бумага, покрытая в синий цвет, грам. запись «Шум моря». Предварительная работа: Подготовка листов бумаги для граттажа, беседы о подводном мире и его жителях, рассматривание иллюстраций. Ход занятия Звучит музыка «Шум моря». Дети заходят и садятся на берег моря. Дети посмотрите у нас сегодня, в гости приплыла царевна лебедь. Она хочет нам показать свое, царства подводное морское. Посмотрите вот на эти картины, которые с собой принесла царевна лебедь. Показываю иллюстрации подводного мира. Дети, а сейчас царевна лебедь нас всех заколдует, и мы будем с вами рыбами, русалками и отправимся в путешествие по морскому царству. Может кто- нибудь из вас там найдет себе друга и сможет с ним даже поговорить. Приготовились, закрыли глаза, и царевна лебедь нас превращает в русалок и дельфинов. И вот мы отправляемся; слышим шум моря, каждый плывет туда, где ему больше всего нравится и где он встретит своих друзей. Отправились в путешествие на 3-4 минуты. Пора возвращаться. Сейчас чары царевны лебеди прекратятся. Сейчас я сосчитаю до десяти (10) и все откроют глаза на счет десять (10). Считаю 1…10. Дети, кто из вас кем был? А кого вы встретили в морском царстве? Дети описывают, что они там видели (опрос 2-3 детей). А сейчас мы для царевны лебедь сделаем подарок, нарисуем ей, что мы видели и с кем подружились. Садимся все за рабочие места. У вас на столах бумага синего цвета и палочка. Сейчас я вам покажу, что это палочка волшебная и ей совсем не трудно рисовать, она сама почти рисует. Показываю детям, как палочка процарапывает на бумаге, и появляются красочные рисунки. Но, а сейчас вы сами будете рисовать. Дети работают самостоятельно. Дети положите свои работы на край ковра, вы очень хорошо справились. Эти работы царевна лебедь унесет с собой в морское царство. А мы с вами представим, что мы на море и поиграем в игру, «Море волнуется». В конце занятия хвалю детей и даю в подарок от царевны лебедь конфеты- «морские камешки». Встреча юных умельцев. Итоговое занятие в старшей группе. Цель: Воспитать любовь и уважение к культуре и быту народов нашей республики РСО – Алания, к устному народному творчеству. Развивать художественный вкус, творческую самостоятельность. Входит хозяйка Города Мастеров, кланяется. Хозяйка: День добрый, гости дорогие! Как в погожий день, гости съехались, в веселый день, самый сказочный, как трудились здесь все на славу – то, сколько радости нам доставили! Вот идет молва о нашем городе, о великих наших мастерах – подивитесь-ка на них, люди добрые. История ремесел, промыслов наших народов уходит корнями в седую древность. Предки современных народов республики столетиями, а может и тысячелетиями жили рядом с друг другом. Сколько бурь пронеслось над их головами! С достоинством прошли они через все испытания, преподнесенные им историей. Из поколения в поколение передавали они лучшие качества своих народов, ставя превыше всего дружбу с соседями. Доброй славой пользовались в народе мастера – ремесленники. И вот сегодня в моем городе встретятся народные умельцы. Входят четыре (4) художника (дети) и воспитатель в русских национальных костюмах. Воспитатель: Здравствуй, хозяйка чудесного Города Мастеров! Мы пришли к тебе в гости – на людей посмотреть да себя показать. Хозяйка: А на что вы годитесь? Художники: И в шесть, и в десять лет, и в пять Все дети любят рисовать, И каждый смело рисует Все, что его интересует Цветы, машины, пляски, сказки – Все нарисуем, были б краски, Да лист бумаги на столе, Да мир в семье и на Земле. Воспитатель: Как только человек научился делать, посуду, он начал ее украшать. Так родилась роспись на посуде. Художественное оформление посуды было присуще всем народам во все века. Хозяйка: Милости просим, проходите. Входят три кузнеца (дети в фартуках и налобных повязках) и воспитатель. Воспитатель: Мир дому твоему хозяйка! Горное эхо донесло до нас твой клич о том, что собираешь всех умельцев. Хозяйка: А вы мастера, какого ремесла? Воспитатель: По кузнечному делу еще в древности люди начали обрабатывать металл, делать оружие, чтобы защищаться от врагов. Красиво украшенное оружие высоко ценилось у русского и горских народов и преподносилось в знак мира и согласия. Не заметный или важный, На земле любой из нас, Умирает лишь однажды И родится только раз. Так давайте ж, добры люди, Хоть по этим временам Так беречь друг друга будем, Чтоб завидовали нам. (Д. Ласучев) Хозяйка: проходите, оружейных дел мастера. А теперь я представляю мастериц – золотошвеек. (Делает три хлопка в ладоши, под музыку входят девочки в народных костюмах, кланяются). Девочка: Я не привыкла напрасно хвалиться, Но все называют меня мастерицей За то, что сама я на куклу свою Вяжу, вышиваю, и шью и крою. Хозяйка: Одним из элементов женского костюма вовсе времена были платки. Платок, не только головной убор, но и символ примирения между враждующими. Праздничные платки отличались от повседневных – были яркими, украшались пестрыми цветными нитями, завитками, листьями, цветами, золотыми и серебряными нитями. Русь всегда славилась своими рукодельницами. Дети садятся на рабочие места. Художники: Ребята! Все вы, конечно знаете, что посуда – это не только тарелки и чашки из которых мы едим и пьем. Это и различные вазы, блюда, подносы, тарелки, кувшины, чайники, миски. Украшают их росписью. Под рукой мастера они могут превратиться в произведение искусства. Расписывают посуду по - разному: и пейзажами, и портретами, но чаще всего орнаментами и цветами. Посмотрите, сколько на столе расписной посуды. Роспись бывает внутри, а бывает снаружи. Мы тоже сейчас распишем посуду внутри и снаружи. Вы можете выбрать понравившийся вам узор и нарисовать его или придумать другие узоры. Перед тем, как раскрашивать наметьте рисунок простым карандашом. А затем будем раскрашивать спичками, ушными палочками. Кузнецы: сегодня, мы с вами закончим работу над саблей, мечом и кинжалом. Первого нартского кузнеца звали Дебет. Он впервые из руды добыл железо. Делал кольчуги, ковал оружие и стрелы, научил потомков кузнечному ремеслу. Способы изготовления оружия горские мастера держали в секрете, передавали по наследству. Мастера – оружейники обращали внимание и на качество металла, из которого сделано оружие, и на внешний вид изделия. Рукоятку и ножны украшали серебром, золотом, бархатом и различными рисунками. На предыдущих занятиях мы обернули фольгой лезвия наших изделий, а теперь надо обернуть фольгой ножны и рукоятки. Но в начале мы украсим фольгу орнаментом из завитков и геометрических фигур – ромбов, треугольников, кругов. Золотошвейки: Знаете ли вы, что в давние времена русские крестьяне сами пряли нитки, потом ткали холст, из которого шили полотенца, рубахи, платки, а затем украшали их вышивкой. Узоры состоят из завитков, цветов, а так же фигур птиц, зверей, людей. Со временем русская вышивка становилась все более разнообразной и интересной. Появились цветы, листья, ветки; их вышивали разными нитками. Узор может быть одноцветным – например вышитым серебренной ил золотой нитью. Золотошвейное искусство всегда высоко ценилось. Сегодня мы закончим вышивать праздничные платки и покажем, какие мы мастерицы. Хозяйка: Ну что, устали работать? Воспитатель: Умеющий работать от работы не устает! Доброй славой пользовались в народе хорошие умельцы. Про мастера, который никакой работы не боялся, говорили: «Мастер золотые руки!» Сейчас полюбуемся нашими поделками. К хозяйке подходят по очереди маленькие мастера и показывают свои работы по очереди. Хозяйка: Молодцы! Какие труды, такие и плоды. Кто делает добро, тому и платят добром. Ну что ж делу время – потехе час! А сейчас приглашаю на игру с бубном. А сейчас хочу одарить вас за ваши труды. Открывает шкатулку, дарит детям сувениры, кольца. Конспект – занятия. Тема: Осень нашего края. Цель: Учить детей рисовать кистью по мокрому слою, продолжать учить рисовать деревья, ветки толстые и тонкие, подбирать колорит осени. Материал: Гуашь, кисти, таз с водой, салфетки для рук, грам. запись осетинских мелодий. Предварительная работа: рассматривание деревьев осенью, чтение рассказов о родном крае. Ход занятия Звучит осетинская мелодия, дети заходят и садятся на ковер. Дети сейчас какое время года? Осень. Правильно. К нам сегодня на занятие пришел лесной гость художник нашего края и он хочет отправиться с вами в путешествие по родному краю. Посмотрите, что это у нас изображено? Деревья, река, трава, горы. А какие деревья? (Деревья желтые, листья опадают) А как вы думаете, какой край изображен на картине? Наш край. Как вы догадались? Там нарисованы: горы, бурная река Терек и деревья. Правильно. Давайте художнику поможем нарисовать наш край. Я буду показывать на бумаге, а вы будете рисовать за мной в воздухе. [pic] показываю горы, затем деревья и реку Терек. Дети – молодцы! Хорошо вы нарисовали в воздухе. Сейчас садитесь на свои места, и будем рисовать на бумаге для художника. Ой, дети посмотрите, художник нечаянно нашу бумагу намочил, она у него упала в воду. Что же делать? Ну ладно давайте и на мокрой бумаге попробуем нарисовать. Посмотрим, что у нас получится. Дети самостоятельно рисуют. Помогаю отстающим детям. Молодцы дети вы отлично справились и нарисовали по мокрому слою. Настоящая осень нашего края получилась. Какие вы цвета брали для рисования осени. Желтые, красные. А почему не зеленые листья? Зеленые листья бывают только летом. Правильно, а по нашим картинам видно, что осень. Молодцы! Мы сделаем выставку ваших работ. И пусть все любуются, какие у нас вы художники. Конспект – занятия (средняя группа) Тема: Сегодня мы волшебники. Цель: Развивать умение узнавать того, кто прячется в цветном пятне. Познакомить с нетрадиционным рисованием (кляксография). Материал: жидкая гуашь, гуашь, палочки из под чупиков, салфетки, карандаш, листы бумаги. (Музыкальное сопровождение «Бременские музыканты», песня разбойников). Ход занятия Звучит песня разбойников. - Дети сидят на ковре, появляется клякса. Клякса: Здравствуйте дети! А вы знаете, я у вас украла все краски, кисточки. И вы больше не будете рисовать. Потому что, вы меня не любите и никогда еще меня не рисовали. Воспитатель: Клякса не расстраивайся, ты такая красивая, из кляксы тоже можно что-то нарисовать. Клякса: Да что с меня можно нарисовать я клякса. Я люблю все пачкать, чтоб были только темные пятна. Воспитатель: Вот и не правда. - Дети давайте кляксу нарисуем и покажем ей, кто в ней прячется. Посмотрите, как я это сделаю. Нужно набрать тушь в палочку, трубочку и капнуть на чистый лист бумаги. Вот у меня высохла и теперь я узнаю, кто прячется в ней. Ой, смотрите – черепаха Тортилла. Да какая она красивая получилась веселая, добрая. Вот и не страшная совсем клякса. Клякса: Ой как интересно, а можно я тоже попробую, (клякса пробует, дети помогают ей). Как интересно. Воспитатель: дети, а теперь вы все самостоятельно сами будете рисовать. Самостоятельная работа детей. -Дети покажите кляксе, что у вас получилось. Дети рассказывают и показывают, что у них получилось. Клякса: как мне интересно на занятие, я столько много узнала. Оказывается, я тоже могу быть полезна. За это, что вы мне показали интересные работы. И многое мне показали. Я вам тоже принесла подарки, клякса дарит вам конфеты. Прощается и уходит. Занятие заканчивается. Конспект – занятия Тема: Иней на деревьях. Цель: Учить полосить рисунок на скользкую бумагу (смазанную жиром) продолжать учить рисовать деревья, воспитывать любовь к природе и к творчеству. Материал: листы бумаги протонированные в синий цвет и покрыты жирным слоем. Гуашь белого и коричневого цвета, салфетки и кисти. Предварительная работа: рассматривание деревьев на участке в инее,. подготовка бумаги тонирование. Ход занятия - Дети заходят и садятся на ковер. - Дети давайте, с вами поговорим, какое сейчас время года? Зима. Что зимой происходит с деревьями? Засыпают. А, что на деревьях на ветках есть? Снег, иней, Сегодня к нам пришла посылка из леса от зимушки - зимы. Давайте посмотрим, что она нам прислала. Достаю ветку, покрытую инеем. Дети посмотрите это веточка, какая она интересная, эта веточка – от большого дерева которое растет в лесу. Что это на веточке такое белое? (Это иней). Интересно, что этим хотела нам сказать зимушка – зима. А вот от нее письмо для нас. Здравствуйте дети! Пишет Вам Зимушка – зима. Я надеюсь, что вы уже рассмотрели веточку в инее. У меня к вам просьба, чтобы вы мне помогли. Нарисуйте пожайлуста деревья в инее. И отправьте свои рисунки детям в Африку, а то они никогда не видели иней и снег . Что нам делать дети? Надо нарисовать. А сможете ли вы нарисовать деревья в инее? Что для этого надо нам? Бумага, краски, кисти – правильно молодцы. А давайте вы мне поможете, сначала рисовать, беру краску коричневую и рисую дерево, показываю снизу вверх по жирному слою, чтобы краска не текла – нужно брать меньше воды. Совсем ее можно и не брать. А теперь вызываю 1-го ребенка для показа, поможет мне на ветки нарисовать иней. А сейчас в воздухе нарисовали все дерево. А сейчас все садятся за рабочие места, рисуем нашим африканским жителям деревья в инее. В конце занятия, дети положите свои работы на ковер, и мы полюбуемся этими деревьями. Они такие интересные получились и у меня такое ощущение, что я попала в лес. Молодцы хорошо вы работали и красивые работы нарисовали. А здесь, что лежит. Посмотрите, апельсины, их дети Африки прислали вам в подарок. Берите их и идите в группу. Развлечение по изо. деятельности. (средняя группа). Потерянные краски Дымковского городка. Дети занимают места в зале под музыку «Баба - яга» А. Лядова появляется Баба-Яга. Ведущий: Здравствуйте, бабушка Яга. Не ожидали мы тебя сегодня здесь увидеть, какая – то ты сердитая… Баба – яга: Будешь тут сердитой! Сорока всем приглашения на хвосте принесла, а про меня забыла. Я вам возьму, и все краски испорчу, и все цветы исчезнут. (Кружится на помеле вокруг красок, и краски тускнеют). Ведущий уговаривает Бабу – Ягу, не портить детям праздник. Баба -Яга: Ну уж нет! Я на вас обиделась. Нет, не уговаривайте! Вы меня на праздник не пригласили – вот праздника и не будет. И город я ваш тоже заколдовала. Никаких красок в нем не оставила. (Улетает). Ведущая: Какая беда! Что же делать? Кисточка, ты волшебница. Может, ты знаешь, как помочь ребятам? Кисточка: Если мы соберемся, все и позовем художника, то он нам может помочь. Он знает, где живут краски. Дети: Художник! Ведущая: только художник нам может помочь. Художник: Может быть, краски Спрятались в сказках? В чащах лесных В цветках полевых В старых избушках В рыжих веснушках. Тех, кто на звезды Глядя, не спит? В теплых окошках В нарядных матрешках Спрятались сказки От бабушки Ежки Я вам помогу. Появляется лиса Лиса: Я добрая лисичка – Сама простота Оранжевая краска На кончике хвоста. Лиса оставляет на палитре оранжевую краску, убегает, помахивая хвостом. Художник: Смотрите – день растаял, А небо все синей, И кто- то, тихо бродит У закрытых дверей. Звучит вступление к песне: «День растает, ночь настанет» (приложение №1). Дети, осторожно ступая, встают полукругом считают звезды, появляется гномик Дрема – зажигающий звездочки на небе голубой волшебной палочкой. Дети садятся на места. Дрема: постараюсь помочь вам. Дарит художнику голубую светящуюся звездочку. Художник: Голубая звездочка Помоги в пути В темноте не просто Нужный цвет найти. Появляется Луна. Танцует с желтым воздушным шариком. Художник: девочка луна помоги нам с ребятами собрать краски. Луна: Хорошо: Только лучик мой коснется вашей рукавички – Он цыпленком обернется и желтком яичным. Луна дарит детям маленького желтого цыпленка. Художник: Спасибо тебе Луна Ты знаешь одна Куда нам идти, Где краски найти. Луна: Вдали огонек… Всем? путь не далек Поможет в пути Вам лунный? конек? Огонь: Красные щечки горят на морозе Красные маки и красные розы Красные искорки в поле сверкают, Путника красный костер согревает. Искорку эту я вам подарю Цвет ее может окрасить зарю Красные перышки птиц снегирей Праздник со мною всегда веселей! Огонь дарит художнику искорку. Художник: На палитре красным солнцем Засветился огонек Не хватает лишь зеленой, где ее найти? Огонь: Там, где живут обезьяны Зреют на солнце бананы Много зеленого цвета Там круглый год только лето. Художник продолжает свой путь. Девочки – обезьянки танцуют под песню «Мартышка»( муз. Б. Савельева, слова Л. Рубальской ) грам. запись. 1.обезьянка: И на зеленых качелях – лианах Кружатся маленькие обезьяны 2.обезьянка: В джунглях зеленых Мохнатые детки Прыгают весело с ветки на ветку. 3.обезьянка: Здесь не бывает мороза и снега – Зелено все и зимою, и летом. 4.обезьянка: Краской зеленой поделимся с вами Пальмы листочек дл вас мы сорвали Дарят художнику листок пальмы. Убегают хохоча. Ведущая: Посмотрите ребята, как много красок на палитре, принес художник. Я думаю, что больше нам Баба – Яга не страшна. Пора расколдовывать город. Художник: Но у меня беда нет кисточки. Она заблудилась по сказочному лесу. Ведущая: Не беда у нас есть руки палочки. Они нам и помогут расколдовать город Дымка. Художник: Ну, что же мои маленькие художники помогите мне. Дети берут дымковские поделки из бутылок и раскрашивают нетрадиционным методом: пальцами, палочками, пуговицами. В конце вместе с художником дети любуются на дымковский городок. Звучит веселая музыка. Варежки для лисят. (Занятие по изодеятельности в младшей группе). Цели: 1. Стимулировать развитие восприятия: учить вычленять части предмета, особенности его строения, некоторые качества и свойства. 2. Закрепить названия основных цветов: желтый, красный, синий, зеленый. 3. Учить детей способу печатания картошкой, украшению силуэта варежки, располагая узор на кайме, пальчику, в центре. 4. Активизировать словарь за счет слов «варежка», «пальчик», «манжета», «ладошка у варежки», «теплая», «толстая». Предварительная работа: . Рассматривание детских варежек: описание их узора, материала (шерсть, мех, кожа и др.) качеств (толстые, тонкие, пушистые, теплые и др.). . Беседы о зимней одежде, ее предназначении. Оборудование и материалы: . мягкая игрушка Лиса, . уменьшенные вязаные модели варежек, у которых отсутствует какая – либо часть (манжета, пальчик, ладошка, верх), . гуашь, . силуэты варежек для каждого ребенка из плотной бумаги, . штампы разных форм (звезда, квадрат и др.), выполненные из сырого картофеля. Ход занятия В группу приходит Лиса с корзинкой (игрушку держит воспитатель и говорит за нее). Дети встают полукругом вокруг воспитателя. Лиса: Здравствуйте ребята. Я пришла к вам из леса за помощью: мои лисята отказываются гулять – у них мерзнут лапки. А как вы спасаете свои ручки от мороза на прогулке? (Надеваем варежки). - У моих лисят тоже есть варежки, но они, почему то не греют. Лиса вынимает из корзины варежки, у которых отсутствует какая-либо часть (манжета, пальчик, ладошка, верх). Дети вместе с воспитателем рассматривают «неправильные» варежки и объясняют Лисе, почему они не годятся для зимних прогулок. Лиса: Спасибо, я теперь поняла, в чем дело. Но что же теперь мне делать, где взять целые варежки? (Дети предлагают варианты: купить в магазине, поделиться своими и т. д.) Преподаватель: Ребята, давайте, поможем Лисе – сделаем для лисят красивые варежки необычным способом. Преподаватель предлагает детям подойти к столу, на котором стоит гуашь(основные цвета – красный, синий, желтый, зеленый) и лежат штампы разной формы, выполненные из картофеля. Дети рассматривают цвета гуаши, называют их. Преподаватель объясняет и показывает способ печатания картошкой: взять штамп, слегка обмакнуть в жидкую гуашь и сразу приложить к листу бумаги,, на листе остается узор. При этом он обращает внимание на расположение узоров, чтобы варежки получились красивыми. Каждый ребенок выбирает себе по 2 -3 штампа, подходит к своему рабочему месту, где расположены силуэты пары варежек и гуашь, и самостоятельно украшает варежки. Дети показывают украшенные варежки Лисе, рассматривают их и дарят лисятам. Почему я выбрала рисование нетрадиционными способами. Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес, к рисованию начиная с младшего школьного возраста, я использую нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Необычные способы рисования так увлекают детей, что образно говоря в группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков. Нетрадиционные способы рисования используются в нашем детском саду: кляксография, рисование пальцами, солью, мыльными пузырями на воздушных шарах, пластилином и т. д. Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребенок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво. | | | | | | | | |Тема: |Цель: |Метод. приемы |Оборудование |Мероприятия | |сент| | | | | | |ябрь| |Совершенствовать навыки в |Прослушивание |Чистый лист белой бумаги | | | |Кудряшки - |технике круговой штриховки. |стихотворений. |А4, цветные карандаши или | | | |завитушки |Продолжать учить рисовать |Вопросы к детям. |простой карандаш, листочки | | | | |животных в движении, |Спокойная музыка. |для растирания цвета – на | | | | |передавая особенности их |Индивидуальная |каждого ребенка. | | | | |шерсти и создавая |помощь |Иллюстрации (фотография с | | | | |выразительный образ. | |изображением овец и | | | | | | |барашков). | | |октя| | | | | | |брь |Волшебные |Совершенствовать навыки в |Прослушивание грам. |Спички окрашенные в разные | | | |спички. |технике рисования спичками. |записи, чтение |цвета. | | | |(Тема: Наш |Продолжать учить рисовать |стихов. |Бумага из плотного картона,| | | |родной |деревья, животных и людей, в|Художественное |клей ПВА, | | | |край). |движении и создавая |слово, вопросы, |простые карандаши. | | | | |выразительный образ. |индивидуальная | | | | | | |помощь. | | | |нояб| | | | | | |рь |Волшебные |Познакомить детей с техникой|Грам. запись, |Нити цветные, шерстяные, | | | |нити. |выполнения контурных |рассказ о стране |трафарет, клей ПВА, | | | |Тема: |поделок. |игрушек. |карандаш простой, | | | |Моя |Развивать творческие |Ковер – самолет. |цветные карандаши, | | | |любимая |способности, вкус, |Художественное |бумага или простой картон. | | | |игрушка. |чувство цвета, |слово. | | | | | |пространственное мышление. | | | | Перспективный план по ИЗО в старшей группе. Перспективный план по ИЗО в старшей группе. | | | | | | | | |Тема: |Цель: |Метод. приемы |Оборудование |мероприятия | |дека| |Вызвать у детей эмоциональный | | | | |брь | |отклик, побудить к осмыслению | | | | | | |абстрактного понятия счастья, к |Слушание |Лист бумаги, | | | | |передаче в рисунке настроения, |стихотворений, |аудиозапись вальсов | | | |Счастье |созданию выразительного образа. |рассказы детей о |Ф. Шопена, | | | | |Закреплять навыки рисования, |мамах. |фотографии детей с их | | | | |мыльными пузырями, сухой кистью, |Индивидуальная |мамами | | | | |школьным мелом. Продолжать учить |помощь | | | | | |рисовать портрет: передавать | | | | | | |строение человеческого лица, | | | | | | |характерные особенности внешности | | | | | | |изображаемых людей их настроения, | | | | | | |цвета. | | | | |янва| |Привлечь детей к созданию |Аудиозапись в | Бумага покрыта жирным| | |рь | |выставки. Учить делиться |гостях зимушка – |слоем пластилина, | | | |Зимушка |впечатлениями, использовать |зима и |различные материалы, | | | |-зима |поэтические образы, анализировать |иллюстрации. |бумага, клей. |Выставка | | | |свои работы. Развивать |Художественное |По мокрому слою | | | | |эстетическое восприятие. |слово, |рисование гуашью. | | | | |Продолжать лепить из пластилина и |индивидуальная | | | | | |рисовать на нем.. |помощь. | | | |февр| | | | | | |аль | |Учить отражать впечатления, |Аудиозапись. |Бумага замазана | | | |Зима |полученные при наблюдении зимней |Художественное |пластилином, | | | |в лесу |природы. Использовать холодную |слово, |макароны, | | | | |гамму красок пластилина зимнего |индивидуальная |манка, | | | | |колорита, рисовать зимний пейзаж в|помощь, рассказ |веточки. | | | | |технике посыпан. манной крупы. |своей истории в | | | | | | |лесу. | | | План по ИЗО в старшей группе. | | | | | | | | |Тема: |Цель: |Метод. приемы |Оборудование |Мероприятия | |март| | | | | | | | |Продолжать учить детей с |Аудиозапись звуки |Цветная бумага, | | | |Сказочная |помощью обрывной аппликации |птиц, |цветные карандаши или | | | |птица |рисовать птицу сказочную, |показ иллюстраций. |простой карандаш, | | | | |воспитывать любовь к |Индивидуальная |клей ПВА, кисти для клея, | | | | |природе. Создавать радостное|помощь |салфетки, | | | | |настроение от проделанной | |фантики. | | | | |работы. | | | | |апре| | | | | | |ль | |Совершенствовать навыки в | | | | | |Волшебные |технике рисования спичками. |Аудиозапись. |Воздушные шары, | | | |Воздушные |Продолжать учить рисовать |Художественное |краски акриловые, | | | |шары. |деревья, животных и людей, в|слово, |кисти, | | | |Весна |движении и |индивидуальная |салфетки. | | | |пришла |создавая выразительный |помощь. | | | | | |образ. | | | | |май | | | | | | | | |Познакомить детей с техникой| | | | | |Морское |выполнения контурных |Аудиозапись моря, |Бумага, | | | |царство |поделок. |иллюстрации с |подготовленная для | | | |(граттаж) |Развивать творческие |подводным миром, |граттажа, палочки для | | | | |способности, |индивидуальная |процарапывания, салфетки. | | | | |вкус, чувство цвета, |помощь. | | | | | |пространственное мышление. | | | | Перспективный план по ИЗО в средней группе. | | | | | | | | |Тема: |Цель: |Материал |Метод. приемы |Мероприятия | |сент| |Учить передавать в лепке | | | | |ябрь|Собираем |особенности формы: огурца и |Соленое тесто, | | | | |урожай |свеклы. Закреплять умение |гуашь, кисти, |Фея урожая. | | | |(лепка из |раскатывать между ладонями |дощечки, |Аудиозапись, |Выставка. | | |соленого |прямыми и округлыми |салфетки, |загадки. | | | |теста) |движениями, оттягивать |клей ПВА. | | | | |2 занятия. |пальцами нужные части. Учить| | | | | | |располагать? на листе. | | | | | | |Дополнять отдельными | | | | | | |деталями. | | | | |октя| | | | | | |брь | | | | | | | |Осень |Учить детей рисовать песком |Песок, манка, |Аудиозапись осетин . | | | |нашего края|и манкой (цветные?). |гуашь, кисти, |мелодии. Рассматривание | | | |(песок и |Придумывать необычные детали|палочки ушные, |иллюстраций об осени. | | | |манка). |к реальному пейзажу. Учить |салфетки. |Индивидуальная помощь | | | | |также рисовать точечным | | | | | | |способом. | | | | |нояб| | | | | | |рь |Осенние |Продолжать учить детей | | | | | |листья с |рисовать по мокрому слою. |Гуашь, кисти, |Фея осени, | | | |деревьев |Продолжать учить рисовать |таз с водой, |аудиозапись вальс, | | | |летят |деревья, ветки толстые и |салфетки для рук. |загадки,. | | | |(по мокрому|тонкие. Подбирать колорит | |Индивидуальная помощь. | | | |слою) |осени, листопада. | |Художественное слово. | | Перспективный план по ИЗО в средней группе. | | | | | | | | |Тема: |Цель: |Материал |Метод. приемы |Мероприятия | |дека| | | | | | |брь | | |Бумага |Снегурочка, | | | |Снегурочка |Учить передавать |подготовленная для |загадки, | | | |в лесу |в рисунке человека |граттажа, |художественное слово. | | | |(граттаж) |в длинной шубке. |салфетки, |Индивидуальная помощь | | | | | |кукла снегурочка. |детям. | | |янва| | | | | | |рь | | | | | | | |Иней на |Учить детей |Бумага |Обыгрывание зимой. | | | |деревьях |наносить рисунок на |подготовленная |Показ деревьев игра м/п. |Выставка. | | | |скользкую бумагу, |смазанная жиром, |Художественное слово. | | | | |Рисовать деревья в инее. |гуашь белая, |Индивидуальная помощь | | | | | |кисти, | | | | | | |баночки с водой. | | | |февр| | | | | | |аль | |Продолжать учить детей |Бумага |Приход зимы. | | | |Царство |передавать характер зимней |протонированная, |Аудиозапись знакомых | | | |красоты |(белой красоты). |манная крупа, |новогодних песен. | | | |(Зимы) |используя манку, |зубная паста, |Индивидуальная помощь. | | | | |зубную пасту. |кисти, |Художественное слово. | | | | |Побуждать видеть красоту |клей ПВА. | | | | | |зимы. | | | | | | | | | | | | |Тема: |Цель: |Материал |Метод. приемы |Мероприятия | |март| | | | | | | | |Развивать умение узнавать |Жидкая гуашь, | | | | |Сегодня |того. кто прячется в цветном|тушь, |Сюрпризный момент. | | | |мы |пятне. |палочки, салфетки, |Музыкальное сопровождение, | | | |волшебники |Познакомить с |бумага разного |игра, загадки. | | | | |нетрадиционным рисованием |формата. |Индивидуальная помощь | | | | |(кляксографией). | |детям. | | |апре| | | | | | |ль | |Продолжать учить детей |Акриловые краски, |Рассматривание фотографий | | | |Воздушные |рисовать человека на шарах. |кисти, вода, |семьи. | | | |шары «Моя |Предложить детям нарисовать |шары, |Игры, загадки. | | | |семья». |свою семью. Учить |салфетки, |Художественное слово. | | | | |располагать сюжет на всем |скотч. |Индивидуальная помощь | | | | |шару. Самостоятельно выбрать| | | | | | |световое решение. | | | | |май | |. | | | | | | |Учить детей передавать |Аудиозапись «Вальс |Сюрпризный момент «Фея | | | |Музыка |в рисунки музыку, как они |цветов», |цветов». | | | |«Вальс |это представляют. |ткань, кисти, |Игра, загадки. Игра м/п. | | | |цветов» |Развивать фантазию, |гуашь, тушь, |волшебные цветы | | | | |воображение. |вода, салфетки. |Индивидуальная помощь. | | | | |Подбирать колорит весенних | |Художественное слово. | | | | |цветов. | | | | Перспективный план по ИЗО в младшей группе. | | | | | | | | |Тема: |Программное |Метод. приемы |Оборудование |Итог. | | | |содержание | | | | |сент| | | | | | |ябрь| |Учить рисовать пальцами |Аудиозапись, |Бумага или | | | | |приемами примакивания. |показ изображений. |ткань с изображением | | | |Листопад |Закрепить основные цвета |Индивидуальная |дерева, | | | | |красный, желтый. Вызвать |помощь в |тушь красная, желтая. | | | | |интерес к рисованию и |обвертывании куклы. |Кукла «Осень». | | | | |чувство удовлетворения от | | | | | | |работы. | | | | |октя| | | | | | |брь | |Учить детей рисовать |Кукла приходит, |Гуашь красного цвета, | | | |Неваляшка |печатками (пуговицами) |аудиозапись, игра |пуговицы, | | | |(рисование) |различной формы. |м/п кукла. |вода, | | | | |Закрепить основные цвета: |Помощь в |образец. | | | | |красный, желтый, синий. |индивидуальная детям| | | | | | | | | | |нояб| | | | | | |рь | |Познакомить детей с основным|Сюрпризный момент. |Гуашь с основными цветами. | | | |Разноцветный|цветами красок: красная, |Художественное |Ткань или бумага, |Выставка. | | |ковер |желтая. |слово. |баночки с водой, | | | |Осени |Учить детей рисовать |П/И.листопад. |салфетки, трубочки для | | | | |кляксами. Вызвать интерес к |Индивидуальная |клякс. Кукла «Осень». | | | | |рисованию и чувство |помощь, показ | | | | | |удовлетворения от работы. |ребенку. | | | Перспективный план по ИЗО в младшей группе. | | | | | | | | |Тема: |Цель: |Материал |Метод. приемы |Меро-п| | | | | | |риятия| |де| |Стимулировать развитие восприятия. |Мягкая игрушка «Лиса», | | | |ка|Декора - |Учить вычленять части предмета, |уменьшенные вязаные модели | | | |бр|тивное |особенности его строения, некоторые |варежек у которых |Обыгрывание лисы | | |ь |рисование: |качества и свойства. Закрепить названия|отсутствует какая-либо |вопросов к детям |Выс-та| | |«Варежки |основных цветов: желтый, красный, |часть (манжета, пальчик, |и их ответы. |вка. | | |для лисят».|синий, зеленый. Учить детей способу |ладошка, верх). Гуашь, |Самостоятельная | | | | |печатания картошкой, украшению силуэта |силуэт варежек для каждого |работа детей. | | | | |варежки, располагать узор по кайме, |ребенка из плотной бумаги. |Показ лисички. | | | | |пальчику, в центре. Активизировать |Штампы разных форм (звезда,| | | | | |словарь: варежка, пальчик, манжета, |квадрат) выполненные из | | | | | |ладошка у варежки, теплая, толстая. |сырого картофеля | | | |ян| |. | | | | |ва|Волшебная |Продолжать учить детей рисовать |Гуашь синего цвета, листы |Сюрпризный момент | | |рь|зимняя |человека на шарах. |бумаги, свечи, |игрушки «Деда Мороза»| | | |сказка |Предложить детям нарисовать свою семью.|тампоны из губки, |вопросы к детям. | | | |(рисование | |салфетки. |Художественное слово.| | | |свечой) |Учить располагать сюжет на всем шару. |Игрушка «Дед Мороз». | | | | | |Самостоятельно выбрать световое | |Индивидуальная помощь| | | | |решение. | |каждому ребенку. | | |фе| |. | | | | |вр|Огоньки |Учить детей передавать в рисунки |Бумага, |Кукла «Ночь», | | |ал|зажглись в |музыку, |подготовленная для |обыгрывание вопросов,| | |ь |домах |как они это представляют. |граттажа, палочки для |песенка про солнышко,| | | |(граттаж). |Развивать фантазию, воображение. |процарапывания. |показ иллюстраций. | | | | |Подбирать колорит весенних цветов. |Кукла «Ночь». |Индивидуальная помощь| | | | | | |ребенку. | | Перспективный план по ИЗО в младшей группе. | | | | | | | | |Тема: |Цель: |Материал |Метод. приемы |Мероприятия | | | | | | | | |март|Веточки | | | | | | |вербы, |Учить детей рисовать ушными |Бумага, гуашь, ушные |Кукла «Весна», | | | |вазочки |палочками точками. |палочки, салфетки, эскизы |вопросы, | | | |(точечным |Закрепить основные цвета. |вазочки. |аудиозапись, | | | |способом). |Вызвать интерес к рисованию.| |рисование. | | | | | | | | | |апре| | | |Аудиозапись «Вальс | | |ль | | |Бумага протонированная в |цветов», | | | |Цветы на |Учить детей рисовать ушными |зеленый цвет, ушные палочки,|появление Феи цветов. |Выставка. | | |лугу. |палочками и пуговицами. |пуговицы, салфетки, гуашь |Рассматривание | | | | |Закрепить основные цвета. |желтого, красного, синего |весенних цветов. | | | | | |цвета. |Индивидуальная помощь | | | | | | | | | | | | | | | | |май | | | |Аудиозапись | | | | |Учить детей рисовать свечой,|Аудиозапись «Вальс цветов», |ласковая, добрая. | | | |Солнышко. |клеточкой и гуашью и |ткань, кисти, |Рассматривание | | | | |резиновыми сапожками |гуашь, тушь, |солнышко. | | | | |лучики. |вода, салфетки. |Рисование п /и. | | | | | | |Солнышко и дождик. | | Перспективный план по ИЗО подготовительная группа. | | | | | | | | |Тема: |Цель: |Методические приемы |Оборудование |Мероприятия | | | | | | | | |сент|Наступила | |Аудиозапись, |Самоклеющая пленка, | | |ябрь|осень |Продолжать учить детей |художественное слово, |цветные шерстяные | | | |(рисование |изображать рисунок нитью, |рассказы детей, |нити, ножницы, | | | |нитью и |передавать точный колорит |индивидуальная помощь с |песок. | | | |пуговицами). |нитями осени. |показом. | | | |октя| | | | | | |брь | |Продолжать учить детей | | | | | |Мой край |изготовлять декоративные |Аудиозапись осетинских | | | | |(декоративные|пластины, передавая |мелодий, показ иллюстраций, |Пластилин, | | | |пластины). |характерные признаки |индивидуальная помощь с |салфетки, стеки. | | | | |родного края: горы, холмы, |показом. | | | | | |леса. | | | | |нояб| |Продолжать учить детей | | | | |рь |Унылая пора |рисовать пейзаж согласно | | | | | |(рисование по|знакомым композициям |Аудиозапись прощание с |Листы бумаги, | | | |мокрому |далеко, близко. Деревья |летом, наступила осень, |таз с водой, |Выставка. | | |слою). |большие, маленькие. |Рассматривание иллюстраций, |акварель, гуашь, | | | | |Использовать цвет как |рассказы детей, |кисти, салфетки. | | | | |средство передачи |индивидуальная помощь. | | | | | |настроения. Создавая путем | | | | | | |смешивания красок новые | | | | | | |цветовые тона. | | | | Перспективный план по ИЗО подготовительная группа. | | | | | | | | |Тема: |Цель: |Методические приемы |Оборудование |Мероприятия | | | | | | | | |дека|Зимушка - | | | | | |брь |Зима |Познакомить детей |Аудиозапись, |Фольга плотная, | | | |(фольга). |рисованием на фольге с |Снежной зимы, |палочки острые для | | | | |помощью выдавливания |рассмотрение иллюстраций, |рисования. | | | | |зимнего пейзажа палочкой. |рассказы детей. | | | |янва| | | | | | |рь |Витражи | |Художественное слово, |Бумага подготовленная |Выставка. | | |для замка |Закрепление техники |аудиозапись сказочная, |пластилином, | | | |Зимушки - |рисования палочками на |макет замка, |манная крупа, | | | |Зимы |пластилине. |индивидуальная помощь. |макароны, гуашь. | | |февр| |..Продолжать учить детей | | | | |аль | |расписывать хохломской | | | | | |Золотая |росписью на ткани вспомнить|Аудиозапись русской народной|Акриловые краски, | | | |Хохлома. |элементы росписи хохломы. |музыки. |кисти, | | | |(Ткань) |Элементы растительного |Показ иллюстраций, |салфетки. | | | | |орнамента: цвет, ягоды, |рассказы детей, | | | | | |травинки. |индивидуальная помощь. | | | План по ИЗО подготовительная группа | | | | | | | | |Тема: |Цель: |Методические приемы |Оборудование |Мероприятия | |март| | | | | | | | |Продолжать учить рисовать | | | | | |Портрет |портрет: передавать строение|Аудиозапись вальсов |Лист бумаги, | | | |мамы |человеческого лица, |Ф.Шопена, фотографии детей |цветной мел, | | | | |характерные особенности |с их мамами (или семейные |жесткие кисти | | | | |внешности изображаемых людей|портреты). |для растушения. | | | | |их настроения. | | | | |апре| |Продолжать формировать | | | | |ль | |умения связанные с |Аудиозапись «Вальс цветов»,|Распустившая верба, |Выставка. | | |Букеты из |выразительной передачей в |рассказы детей, |гуашь, палитры, | | | |вербы |рисунке красоты природы. |индивидуальная помощь. |кисть, | | | |(по мокрому |Познакомить с приемами | |таз с водой. | | | |слою) |работы с гуашью путем | | | | | | |вливания цвета в цвет. | | | | | | |Упражнять в рисовании по | | | | | | |мокрому слою. | | | | |май | | | | | | | | |Закрепить представление | |Дерево живописи, | | | |Натюрморт |детей о натюрморте и цвете. |Аудиозапись, |предметы для | | | |из стекла |Совершенствовать умения |рассказы детей, |составления | | | | |детей работать с различными |работа с родителями. |натюрморта, гуашь, | | | | |видами изоматериалов (гуашь,| |кисти, | | | | |мелки, акриловые краски). | |Небольшие куски | | | | | | |картона, стекла разной| | | | | | |формы, клей ПВА, стенд| | | | | | |для выставки. | | |
|