На главную

Рафаэль


Рафаэль

Р А Ф А Э Л Ь

Эпоха Возрождения - время высочайшего художественного подъема, когда

в Италии работало множество замечательных живописцев, скульпторов,

архитекторов.

Творчество Рафаэля Санти принадлежит к числу тех явлений евпропейской

культуры, которые не только овеяны мировой славой, но и обрели особое

значение - высших ориентиров в духовной жизни человечества. На протяжении

пяти веков его искусство воспринимается как один из образцов эстетического

совершенства.

Гений Рафаэля раскрылся в живописи, графике, архитектуре.

Произведения Рафаэля являют собой самое полное, яркое выражение

классической линии, классического начала в искусстве Высокого Возрождения.

Рафаэлем был создан “универсальный образ” прекрасного человека,

совершенного физически и духовно, воплощено представление о гармонической

красоте бытия.

Рафаэль (точнее, Рафаэлло Санти) родился 6 апреля 1483 года в городе

Урбино. Первые уроки живописи он получил у отца, Джованни Санти. Когда

Рафаэлю было 11 лет, Джованни Санти умер и мальчик остался сиротой (маль он

потерял за 3 года до кончины отца). По-видимому, в течение последующих 5-6

лет он обучался живописи у Эванджелиста ди Пьяндимелето и Тимотео Вити,

второстепенных провинциальных мастеров.

Духовная среда, с детства окружавшая Рафаэля, была чрезвычайно

благотворной. Отец Рафаэля был придворным художником и поэтом герцога

Урбинского Федериго да Монтефельтро. Мастер скромного дарования, но человек

образованный, он привил сыну любовь к искусству.

Первые известные нам произведения Рафаэля исполнены около 1500 - 1502

годов, когда ему было 17-19 лет. Это миниатюрные по размерам композиции

“Три грации”, “Сон рыцаря”. Эти простодушные, еще ученически робкие вещи

отмечены тонкой поэтичностью и искренностью чувства. С первых же шагов

творчества дарования Рафаэля раскрывается во всем своеобразии, намечается

его собственная художественная тема.

К лучшим работам раннего периода принадлежит “Мадонна Конестабиле”.

Лирическому таланту Рафаэля тема мадонны особенно близка, и не случайно она

станет одной из главных в его искусстве. Композиции, изображающие мадонну с

младенцем, принесли Рафаэлю широкую известность и популярность. На смену

хрупким, кротким, мечтательным мадоннам умбрийского периода пришли образы

более земные, полнокровные, их внутренний мир стал более сложным, богатым

по эмоциональным оттенкам. Рафаэль создал новый тип изображения мадонны с

младенцем - монументальный, строгий и лиричный одновременно, придал этой

теме невиданную значительность.

Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в

росписях станц (комнат) Ватикана (1509-1517), достигнув безупречного

чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и

величества архитектурных фонов. Много изображения богоматери (“Сикстинская

мадонна”, 1515-19), художественные ансамбли в росписях виллы Фарнезина

(1514-18) и лоджиях Ватикана (1519, с учениками). В портретах создает

идеальный образ человека Возрождения (“Бальдассаре Кастильоне”,1515).

Проектировал собор св Петра, строил капеллу Киджи церкви Санта-Мария дель

Пополо (1512-20) в Риме.

Живопись Рафаэля, ее стиль, ее эстетические принципы отрадажали

мировозрение эпохи. К третьему десятелетию 16 века культурная и духовная

ситуация в Италии изменилась. Историческая действительность разрушала

иллюзии ранессансного гуманизма. Возрождение подходило к концу.

Жизнь Рафаэля оборвалась неожиданно в возрасте 37 лет 6 апреля 1520

года. Великому художнику были оказаны высшие почести: прах его был погребен

в Пантеоне. Гордостью Италии Рафаэль был для современников и остался ею для

потомков.

© 2010