На главную

Рембрандт


Рембрандт

Рембрандт ван Рейн.

Голландия в 17-м веке была одной из самых богатых стран Европы. В её

столицу Амстердам стекались товары со всех концов мира. Разбогатевшие

голландские купцы и банкиры хотели, чтобы произведения искусства отражали

всю их жизнь.

Живопись была в ту пору наиболее популярным и развитым видом искусства.

Каждый мало-мальски состоятельный голландец считал картину лучшим

украшением своего жилища. По словам современника, в голландских городах

«все дома были напичканы картинами».

Несмотря на то, что одни художники писали в основном портреты, другие -

жанровые сцены, третьи - натюрморты, четвертые - пейзажи, все они

стремились изображать окружающую жизнь реалистически: правдиво, просто, без

прикрас. Это им удалось, и многие из них прославились на века.

Но как ни высоко было мастерство голландских живописцев 17-го века, всех

их превзошёл своим великим искусством Рембрандт ван Рейн. Он велик

удивительной простотой и человечностью. Средствами живописи Рембрандт

сумел, как никто до него, раскрыть внутренний мир человека, его сложные

душевные переживания.

Рембрандт родился в голландском городе Лейдене в семье мельника. Отец

хотел, чтобы он стал учёным, но юноша нашёл своё призвание в живописи.

Учился у известного художника Питера Ластмана. Первые самостоятельные

работы Рембрандта относятся к середине 20-х годов. Он переехал в Амстердам

в 1632, и жил там до конца жизни, в культурном центре Голландии, и скоро к

нему пришёл большой успех . Художник внимательно изучает характеры людей,

проявление чувств, свидетельства духовной жизни. Обращение к библейским

сюжетам позволяет придать содержанию масштабность, глубокий смысл. Ему

заказывали много картин и портретов. Но шумная слава никогда не привлекала

Рембрандта. Он не стремился угождать богатым горожанам. И чем серьёзнее и

глубже становилось его искусство, тем меньше нравилось оно богатым,

самодовольным заказчикам.

Рембрандт стремится соединить в своих произведениях земное и возвышенное, в

то же время, избежать патетики, сделать своих героев более близкими

зрителю. Однако и бюргерская приземленность, прозаическая обыденность

голландской жизни того времени ему тоже чужда. В 30-е годы он пишет себя и

свою жену Саскию в фантастических, необычных костюмах ("Флора", 1634;

"Автопортрет с Саскией"). Рембрандт становится самым популярным художником

в Голландии, он богат, прославлен, счастлив, завален заказами. Многие из

заказных портретов превратились в подлинные шедевры ("Ночной дозор", 1642).

Однако все это благополучие скоро рухнуло. Любимая Рембрандтом жена умерла

вскоре после рождения сына Титуса. 40-е годы становятся вехой и в

творчестве художника, оно приобретает законченность и определенность. Его

принципы - стремление к внутренней правде, раскрытие душевной красоты

персонажа- не меняются до конца жизни художника. Живописная манера отвечает

творческим задачам: уходят барочные эффекты в цвете, в компоновке картин,

художник пренебрегает деталями, антуражем. Вместо этого - смелое, широкое

письмо, золотисто-коричневый колорит, мягкий свет, обволакивающий персонажи

("Даная", 1647;”Давид и Ионафан”,1642;"Святое

семейство",1646;"Вирсавия",1654,”Благословление Иакова”).

Он писал то, что наблюдал в жизни, и всё, что он изображал, становилось

необычайно поэтичным. Это чудо совершала кисть великого мастера. В картинах

Рембрандта господствует полумрак, и мягкий золотистый свет выделяет из него

фигуры. Сами краски, словно согретые внутренним теплом, мерцают , как

драгоценные камни. «Изгнание торгующих из храма" (1626 ДЕРЕВО, МАСЛО 43 х

33). было написано Рембрандтом в двадцатилетнем возрасте. Некоторые черты

этого произведения говорят о неопытности начинающего мастера, хотя многое

уже предвещает его будущие шедевры. Нетрудно заметить в картине

профессиональные огрехи: ошибки в перспективе и в пропорциях. Однако уже

сам выбор сюжета — свидетельство независимых устремлений молодого

живописца. Вопреки привязанностям большинства голландских живописцев к

бытовому жанру, он обращается к исторической картине на библейский сюжет и

пишет ее с непривычным для „малых голландцев" драматическим накалом

страстей. Воссозданные на полотне крайние эмоциональные состояния — страха,

ужаса, гнева — свидетельство раннего интереса художника к внутреннему миру

чело века. Это несколько гротескное заострение душевных проявлений и было

исходной точкой в творческом пути Рембрандта, который привел его в

дальнейшем к открытию многоплановой жизни человеческой души. Наконец, важно

и то, что уже здесь молодой живописец стремится к воссозданию не только

характеров, но и нравственных проблем. Изображая библейский сюжет изгнания

Христом торговцев и менял из храма, Рембрандт отстаивает мысль о

несовместимости суетной погони за жизненными благами с высоким

предназначением человека.

“Кухня" Рембрандта — самый выдающийся рисунок голландской школы. С XVIII

столетия до середины 1930-х годов этот лист был известен под названием

„Блинщица". Его новое определение — „Кухня" — предложила В. М. Невежина,

которая увидела в композиции интерьер кухни в доме самого Рембрандта на

улице Бестрат в Амстердаме, а в главных персонажах рисунка — изображения

Хендрикье Стоффельс и ее маленькой дочери Корнелии.

Произведение зрелого Рембрандта, эта композиция раскрывает его мастерство

рисовальщика, его индивидуальное видение мира, его ощущение жизни.

Исполненный быстром в традиционной технике пера и размывки, лист построен

на сочетании немногих скупых линий и тонких переходов светотени. Мерцающая,

глубокая и прозрачная, она преобразует прозаическую сцену лиричный образ.

Картины и гравюры Рембрандта гораздо шире известны публике, нежели его

рисунки, остававшиеся на протяжении долгого времени предметом интересов

небольшого круга собирателей и знатоков. Между тем фигура Рембрандта-

рисовальщика ни в чем не уступает Рембрандту-живописцу или офортисту.

Рисунки мастера, сохранившиеся в огромном количестве — около 1700 листов,

составляют автономную область его творчества. И одной из самых

замечательных особенностей рембрандтовских рисунков является их способность

делать зрителя свидетелем и соучастником рождения художественной мысли

гениального мастера. К числу таких листов относится и небольшая зарисовка “

Женщина с ребенком"(1650-е г. БУМАГА, БИСТР, ПЕРО. 11,1 х 9,7). Исполненная

тростниковым пером, она сохраняет всю свободу и непосредственность

мгновенного наброска с натуры или по памяти, когда рука художника едва

успевает наметить главные линии. Вместе с тем в графических произведениях

зрелого Рембрандта даже самые, казалось бы, приблизительные очертания

наделены огромной силой обобщения. Может быть потому в маленьком наброске,

принадлежащем музею, так поражает умение передать несколькими штрихами не

только позу и облик женщины, но и душевное состояние и даже ту атмосферу

любви и доверия, которая словно окутывает ее и ребенка.

Рембрандт ценил в человеке не знатность, не богатство, не внешнюю красоту,

а способность мыслить, чувствовать, переживать. Любимыми героями

произведений Рембрандта были простые люди. На его полотнах человек

радуется, скорбит, печалится, страдает.

В необычайно волнующих и проникновенных портретах Рембрандта как бы

ощущаешь прожитую человеком жизнь. Изображая своих близких, друзей, нищих,

стариков, каждый раз с удивительной зоркостью передавал он изменчивые

душевные движения, живую трепетность выражений лица, смену настроений.

Портрет пожилой женщины, по традиции (но без достаточных оснований),

именуемый „Портретом жены брата", написан Рембрандтом в поздний период его

творчества, когда были созданы самые прославленные из его портретных работ.

Моделями для многих из них служили либо друзья художника, либо люди из

близкого ему круга. В таких портретах исчезает привычная дистанция,

отделяющая художника от портретируемого, и между ними устанавливается та

степень доверительного взаимопонимания, которая составляет основу для

проникновенного раскрытия внутреннего мира модели. Среди рембрандтовских

портретов 1650-х годов портрет из нашего собрания выделяется особой

концентрированностью образного и композиционного замысла. Светом выхвачены

лишь лицо и верхняя часть фигуры; сложенные руки, обычно столь

выразительные у Рембрандта, спрятаны в рукава. Темно-красный платок,

обрамляющий голову, подчеркивает богатство пластической нюансировки лица и

одновременно усиливает впечатление отъединенности героини от окружающего,

ее полную погруженность в свой внутренний мир. Произведение это принадлежит

к тому типу рембрандтовских работ, которые называют портретами-биографиями.

Женщина изображена здесь в состоянии особой внутренней сосредоточенности,

когда мысль и чувство слиты воедино и размышление предстает в ореоле

тончайших эмоциональных оттенков, а глубокое переживание неотделимо от той

мудрости, которая воспринимается как итог прожитой жизни. И сама

рембрандтовская живопись, его знаменитая светотень — контрасты мрака и

света, динамика их сложнейших градаций от прозрачных теней до пламенеющих

цветовых рефлексов — выступает как зримое воплощение духовного богатства

человеческой личности.

Одна из его поздних картин - «Возвращение блудного сына». Здесь изображён

человек, который когда-то покинул отчий дом и после долгих лет скитаний,

нищеты, унижений вернулся к отцу. И престарелый отец, ослепший от горя,

прощает его, обнимая дрожащими руками.

К самым значительным созданиям позднего пери ода его творчества принадлежит

картина „Артаксеркс, Аман и Эсфирь"(1660 ХОЛСТ, МАСЛО, 73 х 94). Ее сюжет —

эпизод библейской легенды о царице Эсфири, обличившей перед своим супругом,

персидским царем Артаксерксом, коварные замыслы его приближенного Амана,

грозившие уничтожением целому народу. Скупые, но красноречивые жесты и позы

персонажей раскрывают драматический конфликт между ними. В картине царит

напряженная атмосфера ожидания. Только что закончила свое слово Эсфирь,

Артаксеркс устремил взгляд перед собой, рука его готова поднять жезл; под

грузом обвинений согнулся Аман. Сжавшись, он ожидает приговор царя.

Торжество правды, осуждение зла, воодушевленность Эсфири и подавленность

Амана выражены в картине через сложные сопоставления света, тени и цветовые

оттенки. Фигура Эсфири озарена сиянием, ее одежда с длинным шлейфом

сверкает, как если бы она была покрыта драгоценны ми камнями. В глубокую

тьму погружен Аман. Рембрандт достигает удивительной глубины в передаче

внутренней жизни своих героев, их духовной энергии. В напряженной

эмоциональной среде картины оттенки света и цвета воспринимаются как

аналоги духовных и этических ценностей.

Рембрандт был не только живописцем, но и выдающимся мастером офорта.

Творческие поиски не были поняты современниками Рембрандта, заказов не

стало, художник впал в бедность. Только его сын Титус и вторая жена

Хендрикье Стоффельс были преданы ему. 50-60-е годы - время расцвета гения.

Портреты, во множестве написанные в эти годы - это удивительное

проникновение во внутренний мир человека, сложный, противоречивый, но

неизменно прекрасный ("Портрет старика в красном", 1652-54;"Портрет старого

еврея"). Фактура и цвет помогают понять замысел художника. Неровный, то

густой, то тонкий слой краски создает впечатление, что образ рождается на

глазах у зрителя. Свет идет как будто изнутри полотна, проявляя духовную

жизнь персонажа. Появляется этот удивительный рембрандтовский коричневый

цвет, "цвет судьбы", по словам О.Шпенглера.

Рембрандт Харменс ван Рейн последние годы жил в нищете, забытый всеми.

Никто из богатых заказчиков и не вспоминал уже о великом голландском

художнике. В беднейшем квартале Амстердама нередко встречали его -

одинокого старика, чья ветхая одежда была запачкана красками. Но суровые

жизненные испытания не сломили его. Он продолжал упорно работать и писал

так, как подсказывало ему сердце. В поздних работах Рембрандт предстает

подлинным философом и гуманистом. Он поднимает сложные нравственные

проблемы, показывает людей в трудные моменты их жизни, но никогда не

морализирует, не учит жить, а просто напоминает человеку о его

предназначении(“Давид и Саул”, 1660-е;”Давид и Урия”, 1665;"Возвращение

блудного сына", 1663, “Исаак и Ревекка”, 1665).

Конец жизни великого мастера был печален. Умерли все, кто любил его,

ученики его предали, соотечественники о нем забыли. Он умер 4 октября 1669

г., не успев закончить картину "Симеон в храме".

© 2010