На главную

Украинский танец


Украинский танец

Ульяновское Училище Культуры

РЕФЕРАТ

По предмету К.П.Т.

Украинский танец

Автор – студентка гр. 2 “ХП”

Архипова Наташа

Преподаватель

Кыштымова Н. И.

2000

Среди богатейшей истории народного творчества одной из самых ярких

страниц является народное творчество Украины. Не только в нашей стране, но

и далеко за ее пределами оно снискало себе заслуженную славу. Столь щедро

одаренный народ украинский создал многожанровое искусство. И среди всех

искусств танец занимает особое место.

Украинский народный танец, также как и другие виды народного

творчества, развивался на протяжении всей истории украинского народа,

обогащаясь новым содержанием и своеобразными выразительными средствами. В

нем нашли свое отображение радость творческого труда, героизм борьбы и

величие побед, задорная веселость, мягкий юмор и другие черты, присущие

украинскому национальному характеру.

Танец Украины – то задумчиво лиричен, то неудержимо весел, скромен и

нежен. Искусство Украины, как и всякое искусство, отражало в себе всю

историю и жизнь украинского народа, его в прошлом нелегкую жизнь. До

воссоединения Украины с Россией украинский народ подвергался

поработительным набегам, грабившим его материальные и духовные богатства.

Упорная, продолжительная из века в век борьба с крымскими татарами,

польской шляхтой, австро – венгерскими панами, наложила оттенок на все

народное творчество, в особенности на песенное и эпическое. Украинский

народ, в силу постоянных бед, обрушившихся на него со всех сторон, по

своему складу характера скорее драматичен, нежели весел. Особенно это

заметно по песням и танцам женщин, в которых говорится о тяжелой женской

доле. В силу необходимости постоянно отражать набеги иноземцев, мужское

население Украины, образовав Запорожье и другие казачества, почти все время

проводило в походах. На плечи женщин ложился нелегкий труд и одиночество.

Но с казачеством связана тема борьбы и воли, непримиримость к врагам,

вольнолюбию, жизнерадостности, которые порождались самой борьбой

украинского народа за свою независимость. Тут же имеет место и

общепризнанный искрометный украинский юмор, с которым казаки, а с ними и

весь народ Украины, относятся ко всем свои невзгодам, высмеивая своих

врагов.

Сегодня народное искусство Украины по своим отличительным чертам и

этнографическим особенностям делится на 5 этнографических зон.

I – я зона – Центральная Украина. В нее входят Киевская, Полтавская,

Сумская, север Харьковской, Черкесская, юг Житомирской, север

Днепропетровской и Запорожской областей. Этот район характеризует то, что

обычно принято считать общеукраинским. Здесь сложился общенациональный

украинский язык, путем слияния киевского и полтавского наречий. Танцем

культура этого района очень богата. Здесь бытуют гопак, и казачки,

веснянки, хороводы и прочие танцы, но разговор о них пойдет ниже, при

детальном рассмотрении каждого из этих танцев. Нужно отметить, что на

создание украинской культуры танцевальной, как и культуры вообще, огромное

влияние имели культуры соседних народов: России, Белоруссии, Польши,

Венгрии, Крымского ханства и др..

II – я зона – Полесье. Тут особенно сказывается географическое

положение этой зоны и ее климатические условия и соседство с другими

народами. Золотистая местность и по сей день нетронутые леса. особый род

занятий породили в этом краю и своеобразную манеру исполнения танцев. Шаги

танцев более мелкие, с прискоком, осторожные, мало чем похожие на движения

танцев степной Украины. Наиболее распространенными в этих краях являются

такие танцы как “Крутняк”. Само название этого танца говорит за себя – это

значит крутиться, вертеться. Рисунок этого танца больше построен по кругу.

Но только большой круг встречается редко, чаще всего он дробится на мелкие

кружки и кружочки, быстро, на мелких, дробных шагах вращающихся по движению

часовой стрелки, Также распространен здесь и “полесский гопак”, который

является разновидностью общественного гопака.

В Полесье входят: Волынская. Ровенская, север Киевской и Житомирской,

юго – восток Львовской и некоторые части других областей. Из

географического положения видно, что на творчество Полесья большое влияние

имеют Польша и Белоруссия.

III – я зона Подолье. Район Украины, примыкающий к Карпатам и

выходящий к границе с Венгрией, Румынией, Чехией. Она включает в себя

Хмельницкую, Тернопольскую, Дрогобыжскую, юго – запад Иваново – Франковской

областей. В этих местах издавна развивались овцеводство, скотоводство,

имеющие решающее значение в оформлении быта и культуры этого края. В танцах

преобладают трудовые и игровые темы. Повсеместно бытуют в этой местности

такие танцы как “Роман”, “Никола”, “Марина” и пр., которые чаще всего

строятся на игровом элементе и на отношениях между участниками. Очень

распространены тут обрядовые пляски и хороводы, но о них ниже.

IV – я зона – Карпаты. Наиболее в этнографическом плане большая зона.

Карпаты населяет множество больших и малых народов. Культура здесь очень

богата и своеобразна, подчас даже контрастна одна другой. Тут как нигде

сказывается близость и влияние соседей. Каждый район и область очень

своеобразны и неповторимы. Гуцулы, буковинцы. бойки, станиславцы,

верховинцы и множество других народностей, населяющих Карпаты, - все имеют

свою песню, танцевальную культуру, свой костюм, свои обряды и обычаи.

Изучение этой богатой культуры составляет отдельную тему.

V – я зона – Крым с прилегающими к нему крайне южными областями

Украины. Сюда входят: Одесская, Симферопольская. юг Запорожской и

Днепропетровской областей, Николаевская область. Тут чувствуется влияние

татарской культуры, тат как эта территория была территорией Крымского

ханства. Из танцев, относящихся к украинским, здесь наиболее распространен

херсонский гопак. Это танец украинских чумаков, ездивших на волах в Крым за

солью. Творчество чумаков, их песни и танцы имели огромное значение для

развития украинских тенденций в Крыму.

Характеризуя общенациональные танцы Украины, следует прежде всего

отметить то, что на их развитие огромное влияние имели обряды Украины,

Изобилие народных обрядов, обычаев, празднований, гуляний – порождало новые

традиции, новые танцы. Обряды эти во многом сходны с обрядами русских и

других славянских народов. Как и у большинства этих народов на Украине тоже

существуют купальские обряды с их весенними играми и забавами,

рождественские праздники с кол ядами и щедринками и др. Все эти обряды

явились наследием еще языческой Руси. порождали массу ритуальных и

обрядовых танцев. Хороводы вокруг майского дерева “Маринонька”, в котором

девушки плетут венки, гадают, и рисунок танца напоминает хитроумные

переплетения венка. Все эти пляски известны под общим характеризующим

названием – “Веснянка”. В них наряду с девичьими хороводами имеются и

пляски ряженых. Удалы пляски парней с девушками вокруг костра и т.д.

Вершиной же, карточкой танцев Украины, является гопак. Он в первоначальной

своей форме недавно. Это был воинственный танец запорожских казаков, и

первоначально плясать гопак разрешалось только мужчинам. В гопаке казак

показывал свою ловкость, удаль. смелость. Часто изображались в гопаке целые

сцены боя, походов. О танцующем гопак казаке в народе говорили: “Казак

пляшет, как на коне скачет”. У запорожских казаков гопак имел особое,

организующее значение. Так, известно множество фактов, когда в стане

казаков не было единства фактов, когда в стане казаков не было единства в

отношении плана действия и когда все способы для достижения единства были

исчерпаны, гетманы, взяв в руки булаву – символ гетманской власти –

выходили в круг и , предварительно поднеся казакам по чарке горилки,

начинали плясать гопак. Тот из казаков, который входил в круг плясать, тем

самым давал согласие на повиновение гетману. и часто случалось так, что

гопак всех увлекал в пляс. Позднее гопак стали танцевать не только на Сечи,

но и в деревнях, и в городах. Сначала, как и на Сечи, его танцевали одни

мужчины. но постепенно входят и женщины. Так он постепенно приобрел

парадную форму, которую мы наблюдаем сейчас.

Очень сходен с гопаком и другой, посвященный запорожским казакам

украинский парный танец – “Казачок”, названный так народом в честь своих

защитников. Фактически это гопак, только в несколько упрощенной форме.

Казачок обязательно и всегда танцевали парами, и ,вследствие участия в нем

девушек, казачок более лиричен, не имеет больших трюков, рисунков.

Украинское искусство, восприняв лучшие традиции украинского народного

танца и очистив это наследие от всего чужого, наносного, непрестанно

пополняет его новыми выразительными средствами, обогащает хореографический

язык. Разнообразие хореографических средств, глубина образов и сюжетов,

богатство эмоциональных красок и красота рисунка придают украинскому танцу

необычайную привлекательность и делают его ценной составной частью

многонационального хореографического искусства.

[pic]

[pic]

Движение 2 — «тынок» («падебаск»)

Исполняется на один такт. Исходное положение ног:

третья позиция, правая нога впереди.

На «затакт и» — слегка присесть на всей ступне левой ноги, поднять

невысоко вперед правую ногу, свободную в колене, затем сделать перескок с

левой ноги на правую. В момент перескока правая нога слегка отводится

вправо, описывая в воздухе небольшую дугу (рис. 25а).

На «раз» — опуститься на правую ногу вперёд и чуть вправо, колено

присогнуто. Левая нога невысоко поднимается вперед, колено свободно, подъем

вытянут, но не напряжен (рис, 256).

На «и» — переступить на левую ногу на полупальцы, спереди-накрест правой

ноги (рис. 25б).

На «два» — переступить на правую ногу позади левой на всю ступню, слегка

сгибая ногу в колене. Левая нога поднимается невысоко вперед (рис. 25г).

[pic]

[pic]

На «и» — перескочить с правой ноги на левую, как на «затакт».

Движение продолжается с другой ноги. Корпус прямой или слегка

поворачивается то правым, то левым плечом вперёд. Во время исполнения

«тынка» с правой

ноги корпус поворачивается левым плечом вперед, при исполнении «тынка» с

левой ноги корпус поворачивается правым плечом вперед.

Движение 15— «веревочка»

Исполняется на один такт.

Исходное положение ног: третья позиция, правая нога впереди.

На «затакт и» — слегка подскочив, проскользнуть вперед на низких

полупальцах левой ноги, колено свободно. Правая нога, согнутая в колене,

поднимается спереди около левой ноги и переводится назад за левую ногу,

колено направлено в сторону и слегка вперед, подъем вытянут, но не напряжен

На «раз»—правая нога опускается на низкие полупальцы позади левой ноги в

третью позицию, колено свободно или слегка присогнуто.

На «и» — с чуть заметным подскоком проскользнуть вперед на правой ноге.

Левая нога поднимается спереди и переводится назад за правую ногу, как на

«затакт».

На «два» — левая нога опускается на низкие полупальцы позади правой ноги,

как на счет «раз».

На «и»—.повторить движение на «затакт».

«Веревочка» исполняется на месте или с продвижением назад.

Движение 18 — «выхилясник»

Исполняется на один такт.

Исходное положение ног: шестая позиция, носки чуть разведены в стороны.

На «раз» — слегка подскочив, опуститься на всю ступню левой ноги, колено

слегка присогнуто. Одновременно правая нога становится невыворотно на носок

правее левой ноги, колено присогнуто и направлено влево, пятка—вправо.

Корпус слегка поворачивается правым плечом вперед, голова повернута к

правому плечу (рис. 28а).

[pic]

[pic]

На «и» — пауза.

На «два» — второй подскок на всей ступне левой ноги, колено согнуто.

Одновременно правая нога, вытягиваясь в колене, выворотно становится на

каблук вперед и чуть вправо. Корпус слегка поворачивается левым плечом

вперед, голова поворачивается к левому плечу (рис. 286).

На «и»— пауза.

С началом следующего такта исполнитель перескакивает на правую ногу и

выполняет «выхилясник» левой ногой по тому же принципу.

«Выхилясник» часто сочетается'с тройными притопами.

Движение 23 — «подбивка»

Исполняется на два такта.

Исходное положение ног: первая позиция.

На «затакт и» — раскрыть руки широко в стороны, взяв в каждую руку по

нескольку лент от венка. Поднять правую ногу невысоко вправо, левая нога

немного согнута в колене (рис.ЗОа)

1 такт

На «раз»—правую-ногу, немного согнув в колене, приставить по шестой позиции

к левой и перенести на нее тяжесть корпуса, левую ногу слегка поднять от

пола (рис. 306).

На «и»— переступить левой ногой влево во вторую «невыворотную» позицию,

ноги в коленях вытянуты, тяжесть корпуса на левой ноге (рис. ЗОб).

[pic]

[pic]

На «два»—соскочить на правую ногу, слегка присев на ней. Левую ногу резко

выбросить влево, носок и колено левой ноги вытянуть, нога чуть поднята над

полом (рис. ЗОг),

2 такт

На «раз» — приставить левую ногу по шестой позиции к правой и перенести на

нее тяжесть корпуса, немного согнув ее в колене, левую ногу слегка поднять.

На «и» — переступить правой ногой вправо во вторую «невыворотную» позицию.

Ноги в коленях вытянуты, корпус остается на правой ноге.

На «два» — соскочить на левую ногу, слегка присев на ней. Правую ногу резко

выбросить вправо, носок и колено правой ноги вытянуть, нога чуть поднята

над полом.

На «и» — пауза.

Движение 27 (женское) — «голубцы, с притопом»

Исполняется на два такта.

Исходное положение ног: шестая позиция.

На «затакт и» — слегка присев на левой ноге, поднять правую невысоко в

сторону (рис. 32а).

1 такт

На «раз», — слегка подскочив на левой ноге, подбить ею правую ногу, стукнув

каблуками (рис. 326).

[pic]

На «и» — с подскока опуститься на всю ступню левой ноги, чуть отскакивая

вправо и слегка приседая. Правая нога отводится вправо и остается в

воздухе, как на «затакт».

На «два» — второй подскок на левой ноге, подбивая правую ногу, как на

«раз».

На «и»—опуститься на всю ступню левой ноги, как на счет «и» в первый раз

(см. рис. 32а).

2 такт

На «раз» — невысокий перескок с левой ноги на правую с ударом на всю

ступню. Левая нога, отделяясь от пола, согнутая в колене, подтягивается к

правой.

На «и» — сделать притоп всей ступней левой ноги около правой по шестой

позиции, колени присогнуты.

На «два» - сделать притоп всей ступней правой ноги. Левая нога поднимается

невысоко влево.

На «и»—подскочить на правой ноге, поднять левую, как на «затакт».

Движение продолжается с другой ноги.

Когда «голубец» выполняется с правой ноги, корпус слегка наклоняется влево,

левая рука поднимается в сторону, правая на талии, голова поворачивается к

правому плечу и слегка приподнимается. Во время притопа корпус

выпрямляется, голова поворачивается лицом к зрителю, руки кладутся на

талию. При движении с другой ноги направление корпуса и рук соответственно

меняется.

Движение 51 — «присядка-растяжка»

Исполняется на два такта.

[pic]

Исходное положение ног; первая позиция.

1 такт

На «раз и», «два и» — глубоко присесть на полупальцах обеих ног.

2 такт

На «раз и», «два и» — невысоко подняться с приседания, проскользнуть на

каблуках в широкую вторую позицию, колени вытянуты, носки подняты вверх,

руки раскрыты во вторую позицию, корпус прямой (рис. 40).

Движение 56 — «метелочка»

Исполняется на один такт.

Не поднимаясь с глубокого приседания', исполнитель описывает то одной, то

другой ногой полукруг вперед, скользя внутренней стороной стопы по полу и

переступая на эту ногу. «Метелочка» выполняется с продвижением вперед, руки

во второй позиции.

Исходное положение: глубокое приседание по шестой позиции, руки во второй

позиции.

На «раз» — не поднимаясь с глубокого приседания, сделать правой ногой шаг

вперед на полупальцы, тяжесть тела переходит на правую ногу (рис. 41а).

На «и» — левая нога, скользя внутренней стороной стопы по полу, описывает

полукруг, начиная чуть сзади и проскальзывая сбоку вперед, колено

присогнуто и направлено вперед (см. рис. 41а)

[pic]

На «два» — не поднимаясь с глубокого приседания, переступить на полупальцы

левой ноги перед правой ногой, делая как бы шаг вперед. Тяжесть тела

переходит на'левую ногу (рис. 416).

На «и» — правая нога, скользя внутренней стороной стопы по полу описывает

полукруг, начиная чуть сзади и проскальзывая сбоку вперед, колено

присогнуто и направлено. вперед (см. рис. 416).

Список литературы:

Реферат. Танцевальное искусство народов Украины.

2) Тамара Степановна Ткаченко, “Народный танец”

3) К. Василенко, Украинские танцы на клубной сцене.

© 2010