На главную

Возрождение и Реформация


Возрождение и Реформация

Содержание

| |стр. |

|Введение.................................................... |2 |

| | |

|Реформация и Ренессанс.............................. |3 |

| | |

|Протестантизм.......................................... |5 |

| | |

|Мартин Лютер........................................... |6 |

| | |

|Жан Кальвин ............................................ |10 |

| | |

|Томас Мюнцер........................................... |12 |

| | |

|Мистическое учение Якоба Бёме..................... |13 |

| | |

|Контрреформация....................................... |14 |

| | |

|Заключение................................................. |15 |

| | |

|Литература............................................... |16 |

Введение

Возрождение (Ренессанс) определяется как исторический процесс идейного

и культурного развития накануне ранних буржуазных революций. Его элементы

начинают проявляться на поздней фазе феодализма и обусловлены начинающимся

разложением феодальной системы. Весь процесс длится вплоть до ранних

буржуазных революций.

Последним хронологическим периодом Возрождения является эпоха

Реформации, завершая этот величайший прогрессивный переворот в развитии

европейской культуры. Обычно историческое значение Возрождения связывают с

идеями и художественными достижениями гуманизма, провозгласившего в

противовес средневековому христианскому аскетизму величие и достоинства

человека. Его право на разумную деятельность, на наслаждения и счастье в

земной жизни. Гуманисты видели в человеке наиболее прекрасное и совершенное

творение Бога. Они распространили на человека присущие Богу созидание,

творческие способности, видели его предназначение в познании и

преобразовании мира, украшенного своим трудом, в развитии наук, ремесел.

И этому обожествленному человеку гуманистов реформистами

противопоставлялась идея полного ничтожества человека перед Богом, а их

оптимистическому и жизнерадостному мироощущению суровый дух добровольного

самоограничения и самодисциплины. Они испытывают презрение к «умствованию»

и абсолютное доверие к религии, доходящее до мракобесия и ненависти к

науке.

Реформация - это широкое религиозное и социально-политическое движение,

начавшееся в начале 16 века в Германии и направленное на преобразование

христианской религии. Начавшись в Германии, Реформация охватила ряд

европейских стран и привела к отпадению от католической церкви Англии,

Шотландии, Дании, Швеции, Норвегии, Нидерландов, Финляндии, Швейцарии,

Чехии, Венгрии, частично Германии.

Термин «Реформация» выражает ту существенную сторону движения, центром

которой является критика и атака на монопольное положение католической

папской церкви и ее учение в политической, идеологической системе

тогдашнего европейского общества. Ф.Энгельс определил революционизирующее

протекание реформаторского движения как первую решающую битву европейского

мещанства против феодализма. Эта характеристика относилась немецкой

Крестьянской войне, однако аналогичные революционные черты содержатся в

каждом антифеодально ориентированном реформаторском движении, ибо в нем

отражаются освободительные интересы наступающего мещанства, рождавшегося

класса буржуазии.

Реформация и Ренессанс

Процесс преодоления средневековой схоластики в принципе осуществлялся

двумя путями : с одной стороны, через Ренессанс, а с другой - через

европейскую реформацию. Оба течения отличаются друг от друга способами

критики средневековой схоластики, однако оба они выражают необходимость

уничтожения средневековой философии и идеологии, выступают как проявление

ее кризиса, образуют предпосылки создания основ философии нового времени.

Течения имеют общую историческую основу - оба постепенно «вызревают» в

недрах феодализма с его натуральным производством.

Совершенствование орудий труда и специализация вели к зарождению

множества поселений и городов, которые быстро росли и развивались,

постепенно освобождаясь от гнета феодалов, становились независимыми.

Потребность в развитии производительных сил дает толчок опытному познанию

природы, а потребность в свободном труде независимого работника порождает

новые представления о человеке, его свободе и достоинствах.

Универсальным выражением этих потребностей стал гуманизм Возрождения,

однако культура, науки, учения были доступны узкому кругу людей и не могли

способствовать победе нового строя.

Духовную жизнь того времени определяла религия. Тогда почему же церковь

не смогла дать отпор вызову времени. Почему не противостояла протестантизму

? Потому, что протестанты легко и доступно дали ответ на вызов истории :

католическую церковь надо отвергнуть потому, что она безнравственна, а

следовательно, безбожна !

Католическая церковь, имея власть над Западной Европой и несметные

богатства, оказалась в печальном положении. Возникнув как движение

униженных и порабощенных, бедных и гонимых, христианство в средние века

стало господствующим. Безраздельное господство католической церкви во всех

сферах жизни привело в итоге к ее внутреннему перерождению и разложению.

Доносы, интриги, сожжение на костре и пр. творились именем учителя любви и

милосердия-Христа! Проповедуя смирение и воздержанность, церковь

непристойно богатела. Наживалась на всем. Высшие чины католической церкви

жили в неслыханной роскоши, предавались разгулу шумной светской жизни,

очень далекой от христианского идеала.

Для европейского реформаторского движения, для его первых шагов большое

значение имеет учение чешского богослова Яна Гуса. Он выступал за

ограничение и упрощение католического богослужения, переведение его на

национальный язык и за создание независимых от Рима церквей. Гус нападал на

церковь как на чужеродное, паразитирующее образование.

Целый ряд элементов, предвосхищавших реформу церкви, содержался уже в

выступлениях мыслителей Ренессанса. Следовательно, Реформация и Ренессанс

неотделимы друг от друга.

Протестантизм

Реформация породила третью, после православия и католицизма, ветвь

христианства - протестантизм. Это совокупность самостоятельных и

разнообразных религий, церквей, отличающихся друг от друга догматическими и

каноническими особенностями. Протестанты не признают католического

чистилища, отвергают православных и католических святых, ангелов,

богородицу ; христианский триединый бог занимает у них совершенно

монопольное положение.

Главное отличие протестантизма от католицизма и православия состоит в

учении о непосредственной связи бога и человека. По представлению

протестантов, благодать исходит на человека от бога, минуя церковь,

«спасение» достигается только благодаря личной вере человека и воле бога.

Это учение подрывало господство духовной власти над светской и

главенствующую роль церкви и римского папы, освобождало человека от

феодального гнета и пробуждало в нем чувство собственного достоинства.

В связи с другим отношением человека к богу не только духовенству и

церкви, но и религиозному культу в протестантизме отводится второстепенное

место. Поклонение мощам и иконам отсутствует, число таинств сведено к двум

(крещение и причащение), богослужение, как правила, состоит в проповедях,

совместных молитвах и пении псалмов. Формально протестантизм основывается

на Библии, но фактически в каждой протестантской религии имеются свои

символы веры, авторитеты, «священные» книги.

Современный протестантизм распространен главным образом в скандинавских

странах, Германии, Швейцарии, Англии и США, Канада, Австралии и др.

Мартин Лютер

Реформаторское движение в лице Мартина Лютера (1483 - 1546) имело

своего выдающегося представителя. Этот немецкий реформатор, основатель

немецкого протестантизма, на которого оказали влияние мистика и учения Яна

Гуса, не был философом и мыслителем.

Родители реформатора происходили из тюрингенских податных крестьян. В

1537 году в одной из «застольных речей» Лютер так говорил о своем детстве и

отрочестве : «Мои родители держали меня в строгости, доходящей до

запугивания. За один-единственный орех, на который я как-то позарился, мать

выпорола меня до крови. Этим суровым обращением они, в конечном счете, и

толкнули меня в монастырь. Хотя они искренне полагали, что делают мне

хорошо, я был застращен ими до робости».

«На мой взгляд, - пишет Э.Ю. Соловьев, - решение Лютера уйти в

монастырь может рассматриваться в качестве предельного выражения той

разочарованности в возможностях практического успеха, которая вообще была

характерна для предпринимательски-бюргеровского сословия, заброшенного в

ситуацию торгашески-феодального грабежа лишенного всякой религиозно-

нравственной опоры. Одновременно это решение содержит в себе и момент

несломленной бюргеровской гордости : стремление добиться своего на путях

«одобряемого богом» аскетического практицизма»[1].

В июле 1505 года Лютер ушел в монастырь августинцев, известный особой

строгостью устава. Однако, результат его всевозможных аскетических усилий

был плачевным. Что ни делал Лютер, сознание богооставленности не покидало

его. В 1512 году Лютера вновь постиг приступ меланхолии (надо заметить,

что в 29 лет Лютер стал доктором богословия и субприором виттенбергского

августинского конвента, это были в ту пору церковно одобряемые

преуспевания), и он уединился в келье, где он начал работать над

составлением комментариев к латинскому тексту Псалмов. Неожиданно для себя

он обнаружил новое значение давно известных текстов, что привело и

«перевороту» в сознании Лютера понимания проблемы оправдания и спасения.

«Лютер осознал себя непосредственно причастным к богу через ту самую

судящую способность совести, которая как раз и свидетельствовала о его

богооставленности».2

После Лютер начинает осознавать, что выработка в монастыре

дополнительных «христианских заслуг» - дело пустое. И уже в 1515-1516 годах

он ставит под сомнение основы монашески - аскетического благочестия.

Началом реформаторского движения являлось событие, происшедшее в

Виттенберге 31 октября 1517 года, когда Лютер обнародовал свои исторические

95 Тезисов, направленные против торговли индульгенциями. В ту пору ходила

поговорка : «Церковью прощаются все грехи, кроме одного - отсутствие

денег». Основной мотив «Тезисов» - мотив внутреннего раскаяния и

сокрушения, противопоставляемого всякого рода внешней активности, любым

делам, подвигам и заслугам. Центральная мысль «Тезисов» состоит в следующем

: Христову Евангелию идея искупительных пожертвований глубоко чужда; бог

Евангелия не требует от согрешившего человека ничего, кроме чистосердечного

раскаяния в содеянном. Основная идея «Тезисов» - богу одно только раскаяние

- наталкивала верующего на мысль о том, что вся церковно - феодальная

собственность представляет собой незаконное и насильственно приобретенное

достояние.

Обличение скрытого неблагочестия церкви во главе с папой перед богом

привело на сторону Лютера всех недовольных властвованием развращенного

Рима. Лютер не признает посредников между богом и человеком, он отвергает

церковную иерархию вместе с папой. Он отверг деление общества на мирян и

священников, поскольку об этом нет ни слова в Писании.

Первые теологические сочинения Лютер написал в 1515 -1516 годах. В

своих публикациях «Разъяснение к диспуту...», «Разговор об отпущении и

милости» и др. он растолковывал смысл своих «Тезисов».

С 1518 ГОДА Рим развернул инквизиционный процесс против Лютера, он был

отлучен от церкви.

Лютер отвергнул большинство таинств, святых и ангелов, культ

Богородицы, поклонение иконам и святым мощам. Все пути спасения - только в

личной вере человека. Утверждая непререкаемость авторитета Писания, Лютер

настаивал на праве каждого верующего иметь собственное понимание веры и

морали, на свободе совести, сам перевел его на немецкий язык. Уже в 1519

году Лютер отказался от средневекового представления о тексте Писания как о

таинственном шифре, который не может быть понят без знания установившегося

церковного толкования. Библия открыта для каждого, и ни одна ее

интерпретация не может быть признана еретической, если она не опровергнута

очевидными разумными доводами.

В августе - ноябре 1520 года выходят в свет публикации Лютера,

составившие своего рода реформаторскую теологию : «К христианскому

дворянству немецкой нации...», «О вавилонском пленении церкви» и «О свободе

христианина». В них намечена программа коренного преобразования церковной

организации и «найдены формулы полного нравственно - религиозного

размежевания с папством».1 Лютер объявляет войну церковно - феодальному

централизму.

15-16 века - время кризиса схоластики и растущего недовольства ею со

стороны гуманистов и пионеров естествознания. О своем отношении к

схоластике Лютер заявил летом 1517 года и затрагивает эту тему в своем

программном сочинении «Гейдельбергская диспутация» (1518).

Бог, в его понимании, определяется как вещь непознаваемая, абсолютно

трансцендентная по отношению к способности рационального осмысления мира.

Любую попытку исследовать, что есть бог, или хотя бы доказывать, что он

есть, реформатор считает тщетной и ложной. Бог лишь настолько известен

человеку, насколько сам пожелал открыться ему через Писание. То, что в

Писании понятно, надо понять; то, что не понятно, следует принять на веру,

памятуя, сто бог не лжив. Вера и понимание - единственные способы отношения

человека к творцу.

Лютер оторвал веру от разума, но одновременно отвергал сверхразумные,

экстраординарные способности, обеспечивающие слияние с божеством. Как было

упомянуто ранее, у Лютера познание бога, каков он в себе и для себя,

получила смысл абсолютно непосильной задачи, а применение разума для ее

решения - иррациональное (соблазнительное) действие. Реформатор настаивал

на категорической непримиримости веры к разуму, обосновывающему веру и на

категорической непримиримости разума к вере, пытающейся ориентировать разум

в его мирском исследовании. Область, где разум компетентен - мир и мирское

- то, что существующее общее религиозное сознание означало как

посюстороннее (в отличие от потустороннего) и как сотворенное, временное,

обусловленное в отличие от творящего, вечного, абсолютного. Разум должен

иметь дело с тем, что ниже нас, а не над нами. Для Лютера бог скорее

безличный неподвижный двигатель Аристотеля или мироправитель евреев, но

никак не распятый Христос.

Однако, отношение к Аристотелю как к символу схоластики выражено в

основном лозунге предлагаемой Лютером университетской реформы - «Борьба

против аристотелизма». В 1520 - 1522 годах она была на деле проведена в

Виттенберге при активном участии Лютера. Из университетского курса были

исключены аристотелевская физика, психология и метафизика. Логика, риторика

сохранились для тех, кто готовился к степени магистра. Реформатор надеялся,

что отлучив схоластику от университетов, он сделает их центром

нестесненного изучения свободных искусств, практически полезных наук и

нового богословия. Однако уже к концу 20-х годов обнаружилось, что

схоластика возрождается и продолжает расти. Поздние сочинения Лютера, в

частности его обширное «Толкование Первой книги Моисея» (1534-1545),

«пронизаны горьким сознанием «неистребимости» схоластического стиля

мышления».2

Лютер решительно отвергал астрологию, не признал гелиоцентрическую

гипотезу, однако, нет оснований считать его «антикоперниканцем», поскольку

он даже не знал ни имени Коперника, ни его учений.

Реформа Лютера, несмотря на относительно прогрессивные черты, имела

классовый и исторический характер. В сущности она выражала интересы князей

и городского богатого патрициата, но не интересы широких масс. Этот мир

является юдолью греха и страданий, спасение от которых следует искать в

боге. Государство - орудие земного мира, и поэтому оно отмечено грехом.

Мирскую несправедливость нельзя искоренить, ее можно лишь терпеть и

признавать, подчиняться ей. Христиане должны подчиниться власти, не

бунтовать против нее. Взгляды Лютера поддерживали интересы, требующие

сильной государственной власти. По словам К. Маркса Лютер победил рабство

по набожности только тем, что на его место поставил рабство по убеждению.

Мартин Лютер - противоречивый выразитель переломной эпохи. Реформатор

умудряется продвигаться вперед, к новому времени, даже в своих самых ранних

сочинениях.

Критика всех инстанций церковного авторитета; понимание свободы совести

как неотчуждаемого личного права; признание самостоятельного значения

государственно - политических отношений; защита идеи всеобщего обучения;

отстаивание нравственного значения труда; религиозное освящение деловой

предприимчивости - таковы установки учения Лютера, приближавшие его к

раннебуржуазной идеологии и культуре.

Успешным продолжением лютеранских начинаний явилась швейцарская

реформация Ульриха Цвингли и Жана Кальвина.

Жан Кальвин

После спада первой волны Реформации (1531) подымается вторая волна,

связанная с личностью французского теолога Жана Кальвина (1509-1564),

который большую часть своей жизни провел в Швейцарии.

Герой его ранних сочинений (как и у Лютера) - человек, до ущербности

несоразмерный творцу, но в то же время наделенный возвышенным божественным

сознанием свой несоразмерности. Ничтожество трактуется как качество,

присущее только одному божественному совершенству. Абсолютно неправомерно,

чтобы одни люди взирали на других с божественной высоты, только перед богом

люди равны.

Кальвин под влиянием идей Лютера отрекся от католической церкви и

примкнул к протестантскому движению. В Швейцарии он написал свой главный

трактат «Наставления в христианской вере», его догмы выражали интересы

самой смелой части тогдашней буржуазии. Кальвин не выдвинул принципиально

новых идей, но систематизировал идей Лютера, Цвингли.

Кальвинизм, однако, еще более упростил христианский культ и

богослужение, придав церкви демократический характер (выборность

руководства церкви мирянами), отделил ее от государства, хотя и оставил

самостоятельной политической системой.

Кальвин стоит на тех же позициях, что и Лютер, т.е. земная жизнь - это

путь к спасению, в этой жизни надо терпеть и пр. Однако, он подчеркивает

большую возможность активного включения христианина в земные дела.

Приобщение к светским благам связано с владением имуществом и его

умножением, необходимо лишь умеренное пользование богатством в согласии с

божьей волей.

Для Кальвина демократия - не лучший способ правления, он считал

наиболее удачной политической системой олигархию, в крайнем случае -

умеренную демократию. С 1536 года Кальвин поселился в Женеве, где в 1541

году становится фактическим диктатором города, добивается подчинения

светской власти церкви.

Основа кальвинизма - учение о божественном предопределении. Кальвин

упростил и усилил это учение, доведя его до абсолютного фатализма : одни

люди еще до рождения предопределены богом к спасению и небесному

блаженству, а другие - к гибели и вечным мукам, причем никакие действия

человека, ни его вера не в силах это исправить. Человек спасается не

потому, что верит, а верит потому, что предопределен к спасению.

Божественное предопределение скрыто от людей, и потому каждый христианин

должен прожить свою жизнь так, как если бы он был предопределен к спасению.

Кальвин проповедовал предельное ограничение своих жизненных

потребностей, отказ от земных удовольствий, бережливость, постоянный

упорный труд и совершенствование профессионального мастерства. Успех в

профессиональной деятельности - признак богоизбранности, профессия

выступает как призвание, место служения богу, поэтому профессиональный

успех - самоценность, а не средство достижения материальных благ.

Критика роскоши и праздности переходила в отрицание художественного

творчества, литературы и искусства, в запрет на все увеселения и

развлечения.

Провозглашенную Реформацией свободу совести и толкования Библии Кальвин

свел к свободе от католицизма, не допуская критики своего учения.

Томас Мюнцер

Также, как и в средние века, на теологический рационализм в период

Реформации оказывали влияние религиозные мистический учения. Реформация

вообще связана со средневековой мистикой, приняла ее элементы и

приспособила к своему учению о внутреннем, индивидуальном отношении к богу.

С наиболее радикальным изложением мистики мы встречаемся в учении вождя

народной революции в Германии Томаса Мюнцера (1490-1525) - церковного

проповедника, идеолога крестьянско - плебейского лагеря Реформации. Он

отошел от мещански ограниченного лютеранства, критиковал его за то, что в

нем идет речь лишь о вопросах индивидуального спасения и без внимания

остается земной порядок, который считается неприкосновенным.

Реформацию Мюнцер видел не сколько в обновлении церкви и ее учения,

сколько в совершении социально - экономического переворота силами крестьян

и городской бедноты. Религиозно - философские воззрения Мюнцера основаны на

идее необходимости установления такой «божьей власти» на земле, которая

принесла бы социальное равенство. Он, как сторонник идеи уравнительного

коммунизма, требовал немедленного установления на земле «царства божьего»,

под которым понимал не что иное, как общественный строй, в котором больше

не будет существовать ни классовых различий, ни частной собственности, ни

государственной власти. Власть можно считать только тогда законной, когда

он осуществляется от имени народных масс и в их интересах.

По Мюнцеру бог вездесущ во всей своих творениях. Он проявляется,

однако, не как данность, но как процесс, открывающийся тем, кто несет в

себе божью волю. Христос не является исторической личностью, а воплощается

и обнаруживается в вере. И только в вере, без официальной церкви, может

быть выполнена его роль искупителя.

Политическая программа Мюнцера близка к утопическому коммунизму, она с

необходимостью вела к полному расхождению с мещанской реформацией Лютера.

Лютер и Мюнцер выражали различные классовые интересы, один - бюргеров и

князей, другой - крестьянских и плебейских масс.

Мистическое учение Якоба Бёме

Якоб Бёме (1575-1624) происходит из бедной крестьянской семьи в

Саксонии, был сапожником. Воспитан в лютеранстве, источником его

философствования было Священное писание.

Философия Бёме отличается от главного направления философского и

научного мышления того времени : не принадлежат ни схоластике, ни гуманизму

и натурализму Нового времени. Из его работ наиболее интересны «Аврора, или

утренняя заря в восхождении», «О трех принципах» и «О тройственной жизни

человека».

По Бёме бог - наивысшее единство, но это единство не может быть познано

само по себе, оно недоступно не только человеческому познанию, но даже бог

не может познать самого себя. Идея о том, что «самооткрытие» бога возможно

лишь благодаря его превращению в природу, представлена Бёме в терминологии

христианского учения о Троице. Тезис о непосредственном существовании бога

в вещах, в природе и в человеке является центральной идеей философско -

теологической системы Бёме. Природа замкнута в боге как наивысшем и

активном первом принципе. Бог находится не только в природе, но и над ней.

Человек является одновременно «микрокосмосом» и «малым богом», в

котором происходит все мировое и божественное во всей своей сложной

противоречивости. Он выступает единством божественного и природного,

телесного и духовного, зла и добра.

Мистицизм Бёме находит своих продолжателей в мистических течениях 17-18

столетий, а его диалектика - в немецкой классической философии Шеллинга и

Гегеля.

Контрреформация

Протестантская Реформация вызвала отклик в католицизме. Начиная с 40-х

годов 16 века католики ведут борьбу за возвращение потерянных позиций; в

Западной Европе начинается период контрреформации. Участники движения остро

ставят вопрос об укреплении единства в самой организации католической

церкви, об усилении внутренней дисциплины и папской централизации, но

главной была открытая борьба католицизма против протестантизма. Передовым

боевым отрядом католиков стал орден - «Общество Иисусово» (иезуиты) -

основанный испанцем Игнатием из Лойолы в 1534 году и утвержденный папой в

1540 году. Иезуиты составляли ядро инквизиции, реорганизованной для борьбы

с Реформацией. Инквизиция возникла как проявление и следствие кризиса

церковной власти и идеологии : необходимо было церковную идеологию привести

в соответствие с новой общественной ситуацией и новыми идейными течениями

эпохи. Тридентский собор (1545-1563), однако, уклонился от решения

философских проблем и споров между школами, не желая нарушать единство

церкви. В этот период происходит новое оживление схоластической философии в

форме томизма. Сначала это было в Италии, затем в Испании, первоначально

главную роль играли доминиканцы, затем иезуиты. Наибольшее значение для

попыток реставрации средневековой схоластики в эту эпоху имело учение

испанского иезуита Франциска Суареса (1548-1617).

Заключение

Реформация упростила, удешевила и демократизировала церковь, поставила

внутреннюю личную веру выше внешних проявлений религиозности, придала

нормам буржуазной морали божественную санкцию.

Реформаторское движение достигло высшей точки в 16 веке. В ряде

европейских стран, хотя и разными путями, был осуществлен переход к новой,

протестантской церкви. Кое-где мещанство удовлетворилась реформацией

католической церкви. 17 век уже не знает Реформации. В последующем развитии

постепенно образуются условия для эпохи буржуазных революций.

Следовательно, очевидна та исключительная роль эпохи Реформации в

становлении мировой цивилизации и культуры. Не провозглашая никакого

социально - политического идеала; не требуя переделки общества в ту или

иную сторону; не совершая никаких научных открытий и достижений в

художественном творчестве, Реформация изменила сознание человека, открыла

перед ним новые духовные горизонты. Человек получил свободу самостоятельно

мыслить, освободился от авторитарной опеки папства и церкви, получил высшую

для него санкцию - религиозную - на то, что только собственный разум и

совесть могут подсказать ему, как следует жить.

Реформация способствовала появлению человека буржуазного общества -

независимого индивида со свободой нравственного выбора, самостоятельного и

ответственного в своих суждениях и поступках. В носителях протестантских

идей выразился новый тип личности с новой культурой и отношением к миру.

Складывающийся капитализм получил в протестантизме духовное

обоснование.

Литература

1. Философский словарь. - М., 1986 г.

2. Всемирная история: ( учебное пособие ). - М: Мысль, Т.2. 1985 г.

3. История философии в кратком изложении. /Пер. С чешского под ред. И.И.

Богута - М: Мысль. 1995 г.

4. Учебный курс по культурологии. - Ростов-на-Дону: Феникс. 1996 г.

5. Лютер. Избранные сочинения. - СП-Б. 1994 г.

6. Соловьев. Прошлое токует нас: (очерки по истории философии и

культуры). - М: Политиздат. 1991 г.

-----------------------

[1] Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. С. 73

2 Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. С. 74

1 Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. С. 83

2 Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. С. 95

© 2010