На главную

Юверные изделия Казахов


Юверные изделия Казахов

Ювелирное искусство в Казахстане в XIX - начале XX века процветало. Изделия

талантливых казахов демонстрировались на выставках России. Так, в 1896 году

в Нижнем Новгороде экспонировались замечательные браслеты из Тургайской и

Семипалатинской областей. В памяти казахского народа до сих пор живут имена

таких мастеров-ювелиров, как Мукаш и Елеш.

Имея много общего с туркменскими, каракалпакскими, киргизскими, башкирскими

и татарскими, казахские украшения в то же время чрезвычайно своеобразны и

неповторимы. В отличие от узбекских и таджикских, они более сдержанны,

крупномасштабны, но менее крупны, чем у туркмен. Для казахов, так же как и

для киргизов, главное не цвет, или не столько цвет и сложность

орнаментальных форм, сколько пластика и ритм, повторяемость орнаментальных

мотивов. Сдержанная колористическая гамма казахского и киргизского

национального женского костюма, так же как у туркмен, соответствовала

общему характеру серебреных украшений.

Особой чертой казахских ювелирных украшений являются монументальность и

почти скульптурная выразительность, сохраняемая даже в малых формах,

ритмическое чередование узора и фона, создающее ощущение

пространственности, симметрия в расположении узоров. Умение подчеркнуть

красоту и благородство металла всегда были свойственны казахским зергерам.

В орнаменте казахских украшений широко распространены элементы, стилизующие

мотивы флоры и фауны: «кошкар муйиз» (бараний рог), «курт-кулак»

(перекрестье из бараньих рогов), «жапрак-гуль» (трилистник), а также

геометрические фигуры: ромбы, треугольники, точки, кружки, S-образные

знаки.В отделке казахские ювелиры применяли драгоценные и полудрагоценные

камни, в том числе топаз, жемчуг, бриллиант, алмаз, рубин, хрусталь,

сердолик, бирюзу, перламутр, коралл. Гранение камней производили на месте

изготовления ювелирных украшений.

Чрезвычайно велико число технических приемов, которые знали и которыми

пользовались казахские мастера. Практически повсеместно в отделке изделий

применяли насечку. На предварительно очищенную напильником поверхность

предмета наносили резцом мелкую сетку углублений, а затем накладывали

тонкие пластинки серебра и вбивали их в основу. Филигранные работы

выполнялись только по просьбе богатых заказчиков. Мастера знали и хранили

секреты филиграни сквозной, накладной, бугорчатой. Из расплавленного

серебра выковывали проволоку, которую затем протягивали через отверстия

разного диаметра, пробитые в куске железа. Из проволоки выгибали нужную

форму. В сквозной (ажурной) филиграни части узоров соединялись пайкой, в

накладной и бугорчатой напаивались на металлический фон.

© 2010