На главную

Жизнь и творческий путь Суйменкула Чокморова


Жизнь и творческий путь Суйменкула Чокморова

Международный Университет Кыргызстана

Институт дистанционного образования

Р е ф е р а т

на тему:

"Жизнь и творческий путь Суйменкула Чокморова".

Выполнил:Шиленко В.Ю.

Гр. В.Ш.Э.и Б. М.и П. 1-курс.

Руководитель: Намазова.A.H.

Бишкек 2000

План.

. Введение.

1. Путь к творчеству.

2. Творчество художника Чокморова.

3. Сулейменкул Чокморов - артист кино.

. Заключение.

. Литература.

Введение.

В конце шестидесятых годов кыргызское киноискусство достигло

всемирной известности:тогда мировая печать заговорила о "чуде

кыргызского кино". Именно в эти годы начал свою кинодеятельность

Суйменкул Чокморов. Если Ч.Айтматов, Б.Шамшиев, Т.Океев своими

произведениями, кинофильмами познакомили мир с кыргызским народом,

то посредством образов, созданных С. Чокморовым, зарубежный

зритель получил яркое представление о кыргызском народе,о его

национальном мировидении. Он стал живым воплощением всего самого

лучшего, самого привлекательного в национальном характере

кыргызов.

Уже в первых работах С. Чокморова проявились главные качества

дара, данного ему Богом.Успех С. Чокморова в создании образов

обусловлен прежде всего знанием жизни своего народа,его обычаев и

нравов, глубоким проникновением в суть национального характера,

ощущением единства, слитности с родной землёй. К этому следует

добавить и упорство Чокморова в достижении поставленной цели,

несокрушимое мужество, удивительное терпение и стойкость.

1. Путь к творчеству.

Суйменкул Чокморов родился 9 ноября 1939 года в селе Чон-Таш

Аламединского района Чуйской области.

Он принадлежал поколению людей, детство которых пришлось на

суровые годы войны. Здесь в маленьком аиле, у подножия гор, берут

начало истоки его жизни и творчества.

Суйменкул рано рано познал науку преодоления самого себя. Он

рос болезненным мальчиком и не мирился с этим, преодолевая свою

слабость физическими нагрузками, сознательно развивал в себе

ловкость и силу, упорно тренируя тело. В одно время у него даже

отнимались ноги, но он не только победил и этот недуг, стал

первоклассным спортсменом, завоевал звание мастера спорта.

В одиночку в те годы было трудно выжить . Вообще, жизнь в

одиночестве чужда кыргызскому селу. Здесь нет пресловутой "хаты с

краю". Здесь особый уклад быта, исчерпывающиеся формулой "не чужие-

соседи". Взаимопомощь, готовность поделиться последним, доверие -

всё это помогло преодолеть сельчанам трудности военных лет.

Этот мир доброты, тепла и уважения, в котором горе и радость не

бывают чужими; мир, в котором приход гостя также естественен и

желателен, как восход солнца, и где умение и знание одного

становились достоянием всех, этот мир, запечатлившийся в сознании

мальчика, звучит в памяти художника как образ человеческой

гармонии, став для Чокморова тем вечным источником, к которому он

неизменно припадает всю свою жизнь.

Первым учителем рисования был старший брат Намырбек. По болезни

Суйменкул пропустил учебный год и жил у брата во Фрунзе.

Результаты нехитрых уроков брата оказались неожиданными -

рисование стало любимым занятием Суйменкула и, вернувшись в школу

он быстро приобрёл славу лучшего школьного художника.

Азы художественного образования сельский юноша получил во

Фрунзенском художественном училище, а после его окончания закрепил

их в Ленинградском художественном институте имени И.В.Репина.

Учителем Чокморова был народный художник СССР Е.Е.Моисеенко,

известный советский баталист, автор многих прославленных картин,

посвященных гражданской войне.

Были и другие учителя. Для поколения, к которому принадлежит

Чокморов, таким учителем был С.А.Чуйков, народный художник СССР,

основатель киргизского изобразительного искусства.

Со студенческой скамьи более всего Суйменкул Чокморов тяготеет

к старинным полотнам мастеров ренессанса. Он любит, выделяет для

себя в ряду истории мирового искусства работы Джорджоне, Леонардо

да Винчи, Тициана, Рембрандта.

После успешного окончания института Чокморов преподаёт, а затем

руководит в родном художественном училище. В эти годы он работает

в различных жанрах живописи, но особый интерес испытывает к

портрету, в котором видит возможность передать движение

человеческой души. Он умел выбирать, находить и воплощать

незаурядные черты человеческого характера, отдавая предпочтение

значительной, сильной, духовно богатой личности. И не случайно,

что среди наиболее значительных произведений его многогранной и

многообразной живописи, вышедшие из под кисти художника, явился

портрет великого манасчи Саякбая Каралаева, который несомненно,

займёт своё достойное место в Золотом фонде кыргызского

изобразительного искусства.

2. Творчество художника Чокморова.

В ранних живописных работах Чокморов отдаёт все свои симпатии

сельской теме. В непритязательных, порою ещё ученических работах

художник сумел передать чувство непосредственного, живого

восприятия окружающего его и близкого ему мира.

Ему не нужно было "вживаться в образ", он хорошо знал жизнь

села. Быт кыргызского села в его ранних картинах весом, может быть

несколько грубоват, но всегда правдив.

В пейзажах и бытовых сценах("Деревенский пейзаж" 1954г; "Утро в

деревне" 1958г; "Село Чон-Таш" 1958г) он не торопится

продемонстрировать обновление деревни. Ему дороги реалии старого

быта-коромысла, заборчики, сараи и прочие обычные детали в его

ранних сюжетах. Это мир его детства.

Первыми пробами в жанре портрета стали небольшие по формату

портреты детей и подростков села Чон-Таш ("Нурсеид" 1955;

"Бурулча" 1956; портреты смеющихся девочки и мальчика, 1957; и

другие). Чабаны, конюхи, рабочие совхоза - целый цикл портретов

своих односельчан создал Чокморов в период работы над дипломом.

Дипломная работа "Вечер после работы" была задумана им как

групповая сельская сцена.

Чокморов написал немало портретов зарубежных деятелей культуры.

В собрании Чокморова сохранился один из вариантов портрета Моники

Витти, известной итальянской киноактриссы В Японии Чокморов пишет

серию портретов актёров театра Кабуки. Воспроизводя артистов в

гриме, костюмах, в обстановке декораций.

Чокморов многое черпает из сокровищницы народной художественной

культуры, пытаясь органично соотнести строй мышления современного

человека с эстетическими нормами и идеалами эпоса.

Деятельность Чокморова как художника многое дает ему как

артисту кино. Но связь эта обратная - работа в кино обогащает его

живопись, стимулирует её. Это обусловлено в первую очередь

особенностями кинематографического процесса: кинематографист-

путешествующая профессия, дающая возможность знакомства с новыми

местами, людьми.

Молодой артист с впечатлительностью художника не мог остаться

равнодушным и не приобщиться к этому

взгляду на мир, который называется кинематографическим видением

мира.

3. Суйменкул Чокморов - артист кино.

Неисповедима судьба Творца - именно через личность великого

сказителя, благодаря творческому соприкосновению с ним художник

Суйменкул Чокморов находит свой путь в кыргызском и мировом кино,

который станет затем звёздным путем С.Чокморова - артиста.

Уже в первых работах С.Чокморова проявились главные качества

дара, данного ему свыше. С появлением на экранах фильма Б.Шамшиева

"Выстрел на перевале Караш" 1969г снятого по одноименной повести

М.Ауэзова, стало ясно, что в киноискусство пришел своеобразный

актер, обладающий большим творческим потенциалом. Несмотря на то,

что художник Чокморов не пробовал раньше сниматься в кино, он

сыграл роль Бахтыгула с мастерством опытного актера: перед

зрителем предстал образ мужественного человека, готового в борьбе

со злом пожертвовать собой. Поразительная способность актера в

выражении лица, во взгляде передать тончайшие движения души своего

героя.

Следующей значительной ролью молодого актера стал образ

Ахангула в фильме "Лютый" 1973г. Она раскрыла новую грань

актерского дарования С. Чокморова. Именно благодаря этим картинам

, а также основным ролям в фильмах: "Чрезвычайный комиссар", "Алые

маки Иссык-куля", "Седьмая пуля", "Поклонись огню","Улан", "Дерсу

Узала" и другим, он приобрел широкую известность в ряду выдающихся

актеров отечественного и мирового кино. Он-единственный среди

своих коллег в бывшем СССР, кто был четырежды удостоен диплома на

фестивалях за лучшую роль.

Суйменкул Чокморов участвовал в четырех фильмах, созданных по

произведениям Чингиза Айтматова "Джамиля", "Я-Тянь Шань"

(Мосфильм), "Красное яблоко" (Киргизфильм), " Ранние

журавли"(Ленфильм и Киргизфильм). Проза Ч.Айтматова привнесла в

артистическую палитру Чокморова новую для него тему-тему

лирического героя.

Как популярному киноартисту Чокморову выпала честь представлять

советское киноискусство во многих зарубежных странах-в Европе,

Азии, Африке, Японии.

За выдающиеся творческие заслуги С.Чокморову была присуждена

Государственная премия имени Токтогула, премия ВЛКСМ. Первым из

плеяды своих собратьев - кинодеятелей Кыргызстана он

удостаивается почетного звания "Народный артист СССР". Он также

является: "Народным художником республики Кыргызстан". В ноябре

1991года Чокморов был удостоен международной премии клуба

Ч.Айтматова в области литературы, искусства и культуры. Художник и

актер был награжден за огромный вклад в дело развития кыргызского

изобразительного искусства и киноискусства, высокопрофессиональное

исполнение ролей в фильмах, снятых по произведениям Ч.Айтматова.

Последние звания были не просто государственной наградой, а

глубоким символом и всеобщим, поистине всенародным признанием

одухотворенного таланта выдающегося незабвенного творца.

Глубокой ночью 26 сентября 1992 года остановилось сердце

человека, которое вмещало в себя всю безграничную радость и

непомерную боль своего народа, надежду, веру, горе и думы

кыргызов, которые он с такой душевной щедростью выразил в своем

творчестве - отныне уже в неувядаемом наследии.

. Заключение.

В расцвете лет и таланта ушел из жизни гордость кыргызского

народа, народный любимец, человек высокой души и помыслов,

выдающийся художник и актер Суйменкул Чокморов.

Многие годы он совмещал титаническую творческую деятельность с

общественным делом на поприще народного депутата республики. До

последнего своего вздоха он был предан своему таланту и призванию,

не не выпускал из руки кисть даже на больничной койке, куда на

долгие годы стремилась приковать его болезнь. Он вновь и вновь

возрождался, как птица Феникс, и несомненно, что этот неугасимый

огонь его мужественного сердца станет вечным в его творениях.

Творчество возрождало его к жизни, благословляло его. Он щедро

бросал горстями в наши души зёрна мудрости и терпения.

Тяжелую утрату понесла наша республика и вся многонациональная

культура стран содружества. Он был поистине одним из ее ярких и

деятельных личностей. Он был самым известным, самым популярным в

республике киноактером, Самым любимым.

. Литература.

. В.И. Фуртичев.

Суйменкул Чокморов. Фрунзе,1981г.

. Э. Лындина.

Суйменкул Чокморов. Москва,1985г.

. А. Секимов.

"Жизнь в искусстве" / Экран, 1992г. № 2 с

6.

. Суйменкул Чокморов / Никролог /

/ Эхо Оша, 1992г. 1 октября.

© 2010