Дипломная работа: Проектирование привода общего назначенияДипломная работа: Проектирование привода общего назначенияМинистерство образования Российской Федерации Магнитогорский Государственный Технический Университет Имени Г.И. Носова КУРСОВОЙ ПРОЕКТ РАСЧЕТНО-ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА) по курсу «Прикладная механика» на тему: Проектирование привода общего назначения Исполнил: студент группы ТМБВ-05-01 Резов М.Г. проверил: Попереков И.В. 2008 год СОДЕРЖАНИЕЗадание на проектирование. 5 введение. 6 1. Выбор электродвигателя и кинематический расчёт. 7 2. Расчет зубчатых колес редуктора. 10 3. Расчёт клиноременной передачи. 17 4. Предварительный расчёт валов редуктора. 21 5. Конструктивные размеры шестерни и колеса. 23 6. Конструктивные размеры корпуса редуктора. 23 7. Первый этап компоновки редуктора. 24 8. Расчет цепной передачи. 27 9. Проверка долговечности подшипников. 32 10. Второй этап компоновки редуктора. 39 11. Проверка шпоночных соединений. 41 12. Уточнённый расчёт валов. 42 13. Посадки зубчатого колеса и подшипников. 46 14. Выбор сорта масла. 46 15. Сборка редуктора. 46 список литературы.. 46 ЗАДАНИЕ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕСпроектировать одноступенчатый горизонтальный цилиндрический косозубый редуктор, цепную и ременную передачу для привода ленточного конвейера: сила, передаваемая лентой конвейера Fл=13кН, скорость ленты vл =0,8м/с, диаметр приводного барабана срок службы 5 лет, работа в две смены. Кинематическая схема привода представлена на рисунке 1. А - вал электродвигателя; В - I вал редуктора; С - II вал редуктора; D - вал приводного барабана. 1 Электродвигатель, 2 ременная передача.3 редуктор, 4 цепная передача, 5 барабан. Рисунок 1 - Кинематическая схема привода ВВЕДЕНИЕРедуктором называют механизм, состоящий из зубчатых или червячных передач, выполненный в виде отдельного агрегата и служащий для передачи вращения от вала двигателя к валу рабочей машины. Кинематическая схема привода может включать, помимо редуктора, открытые зубчатые передачи, цепные или ременные передачи. Назначение редуктора - понижении угловой скорости и соответственно повышение вращающего момента ведомого вала по сравнению с ведущим. Редуктор состоит из корпуса, в котором помещают элементы передачи - зубчатые колеса, валы, подшипники и т.д. В отдельных случаях в корпусе редуктора размещают также устройства для смазывания зацеплений и подшипников или устройства для охлаждения. Редуктор проектируют либо для привода определенной машины, либо по заданной нагрузке и передаточному числу. Второй случай характерен для специализированных заводов, на которых организовано серийное производство. Редукторы классифицируются по следующим основным признакам: типу передачи (зубчатые, червячные или зубчато-червячные); числу ступеней (одноступенчатые, двухступенчатые) и т.д.,; типу зубчатых колес (цилиндрические, конические, коническо-цилиндрические, планетарные, волновые); относительному расположению валов редуктора в пространстве (горизонтальные, вертикальные); особенностям кинематической схемы (развернутая, соосная, с раздвоенной ступенью). Редукторы могут иметь колеса с прямыми, косыми и шевронными зубьями. Корпуса чаще выполняют литыми чугунными, реже - сварными стальными. Валы монтируются на подшипниках качения или скольжения. 1. ВЫБОР ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ И КИНЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЁТОпределим коэффициент полезного действия привода по формуле (1.1):
где
таблицей 1 [1]
таблицей 1 [1] Мощность на валу барабана определим по формуле (1.2):
где
Требуемую мощность электродвигателя определим по формуле (1.3):
где P6 - мощность на валу барабана P6 = 10,4кВт;
Угловую скорость барабана определяем по формуле (1.4):
где
Частоту вращения барабана определяем по формуле (1.5):
В соответствии с таблицей приложения I [1] по требуемой мощности Ртр=12,38кВт с учетом возможностей привода, состоящего из цилиндрического редуктора цепной и ременной передачи, выбираем электродвигателе трехфазный, короткозамкнутый серии 4А, закрытый, с синхронной частотой вращения n= 750об/мин 4А180М8 в соответствии с ГОСТ 19523-81, с параметрами Рдв=15кВт и скольжением s= 2,5%. Номинальную частоту вращения двигателя определим по формуле (1.6):
где n - синхронная частота вращения двигателя n=750об/мин. s - скольжение; s=2,5%. Угловую скорость двигателя определим по формуле (1.7):
где Общее передаточное отношение определим по формуле (1.8):
что можно признать приемлемым. Частные передаточные числа (они равны передаточным отношениям) можно принять для редуктора по ГОСТ 2185-66 uред=3,15, для ременной и цепной передачи определим по формуле (1.9):
где iобщ - общее передаточное отношение, iобщ =19,1 uред - передаточное число редуктора, uред =3,15. Примем передаточное число для ременной и цепной передачи uрем = 2,0; uц =3,03. Угловую скорость и частоту вращения ведущего вала редуктора определим по формулам (1.10), (1.11):
где
пдв - частота вращения двигателя, пдв=731,3об/мин. Угловую скорость и частоту вращения ведомого вала редуктора определим по формулам (1.12), (1.13):
Определим вращающие моменты на валах привода. Вращающий момент на валу А по формуле (1.14):
где Ртр - требуемая мощность электродвигателя, Ртр =12,38 кВт;
Вращающий момент на валу В по формуле (1.15):
где ирем - передаточное число ременной передачи, ирем =2,0 Вращающий момент на валу С по формуле (1.16):
где T1 - см. формулу (1.15),
Вращающий момент на валу D по формуле (1.17):
где T2 - см. формулу (1.16), иц - передаточное
число цепной передачи, Частоты вращения, угловые скорости и вращающие моменты валов сведем в таблицу 1. Таблица 1 - Частота вращения, угловая скорости и вращающий момент валов.
2. РАСЧЕТ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС РЕДУКТОРАТ.к. в задании нет особых требований в отношении габаритов передачи, то для шестерни и колеса выбираем материал со средними механическими характеристиками. Для шестерни выбираем сталь 45 термически обработанную улучшением, с твердостью НВ230. Для колеса - сталь 45 улучшенную с твердостью НВ200 Допускаемое контактное напряжение определим по формуле (2.1):
где таблицей 3.2. [1] для сталей с твердостью поверхности зубьев менее НВ350 и термообработкой - улучшением:
имеет место при длительной эксплуатации, принимаем KHL = 1;
Для косозубых колес расчетное допускаемое контактное напряжение определяем по формуле (2.2):
для шестерни: для колеса: Тогда расчетное допускаемое напряжение равно: Требуемое условие Коэффициент Принимаем для косозубых колес коэффициент ширины венца по межосевому расстоянию в соответствии с рекомендациями на с.36 [1]. Межосевое расстояние определяем из условия контактной выносливости активных поверхностей зубьев по формуле (2.3):
где
Ближайшее значение межосевого расстояния по ГОСТ 2185-66 aw = 250мм. Нормальный модуль зацепления принимаем по следующей рекомендации: принимаем по ГОСТ 9563-60 mn =3,0 мм. Примем предварительный угол наклона зубьев
Принимаем
принимаем Уточним значение угла наклона зубьев по формуле (2.6):
Определим основные размеры шестерни и колеса: диаметры делительные по формулам (2.7), (2.8):
где
Проверка: диаметры вершин зубьев определим по формулам (2.9), (2.10):
диаметры впадин определим по формулам (2.11), (2.12):
ширину колеса по формуле (2.13):
где
aw - межосевое расстояние, aw =250мм принимаем ширина шестерни: Определим коэффициент ширины шестерни по диаметру по формуле (2,14):
Окружную скорость колёс и степень точности передачи определим по формуле (2.15):
где
При такой скорости колёс следует принять 8 степень точности передачи. Коэффициент нагрузки определим по формуле (2.16):
где
KHv -
коэффициент в соответствии с таблицей 3.6
[1] для косозубых колёс при имеем KHv = 1,0 Проведем проверку контактных напряжений по формуле (2.17):
где aw - межосевое расстояние, aw =250мм;
иред - передаточное число редуктора, иред =3,15;
Условие прочности выполнено. Определим силы, действующие в зацеплении: окружную силу определим по формуле (2.18):
где
где cos осевую по формуле (2. 20):
Проверяем зубья на выносливость по напряжениям изгиба по формуле (2.21):
где HB
зубьев у шестерни у колеса в соответствии таблицей на с.42 [1] коэффициент, учитывающий форму зуба равен:
Допускаемое напряжение по формуле (2.22):
где для шестерни для колеса
Допускаемые напряжения: для шестерни для колеса Находим отношения: для шестерни: для колеса: Дальнейший расчёт ведём для зубьев колеса, у которого найденное отношение меньше. Определим коэффициент компенсации погрешности Y^ и коэффициент неравномерности распределения нагрузки между зубьями Для средних значений коэффициента торцового перекрытия
Проверяем выносливость зуба колеса по формуле (2.21):
Условие выносливости выполнено. 3. РАСЧЁТ КЛИНОРЕМЕННОЙ ПЕРЕДАЧИИсходные данные для расчёта: передаваемая мощность: Pтр =12,38кВт; частота вращения ведущего шкива: пдв =731,3об/мин; передаточное число ременной передачи: скольжение ремня: По номограмме на рисунке 7.3 [1] в зависимости от частоты вращения меньшего шкива пдв =731,3 об/мин и передаваемой мощности P=P тр =12,38 кВт принимаем сечение клинового ремня Б. Диаметр меньшего шкива определим но формуле (3.1):
где Тдв - вращающий момент на валу двигателя, Тдв = Согласно таблице 7.8 [1] с учётом того, что диаметр
шкива для ремней сечения В не должен быть менее 200 мм принимаем Диаметр большего шкива определим по формуле (3.2):
где ирем - передаточное число ременной передачи, ирем = 2,0. Принимаем d2 =400мм Уточняем передаточное число по формуле (3.3): (3.3) При этом угловая скорость вала будет равна по формуле (3.4):
где
Расхождение угловой скорости, которая была получена по первоначальному расчёту, равно:
что меньше допустимого, равного 3%. Следовательно, окончательно принимаем диаметры шкивов Межосевое расстояние ар следует принять в интервале по формуле (3.5):
где Принимаем предварительно близкое значение, Расчетную длину ремня определим по формуле (3.6):
Ближайшее значение по стандарту (см. табл.7,7) L=3150мм. Уточняем значение межосевого расстояния ар с учётом стандартной длины ремня по формуле (3.7).
где При монтаже передачи необходимо обеспечить возможность
уменьшения межосевого расстояния на Угол обхвата меньшего шкива определим по формуле (3.8):
Определим число ремней в передачи по формуле (3.9):
где
соответствии с таблицей 7.4 [1] при двухсменной работе
на с.135 [1] при
в передаче будет от 4 до 6, в соответствии с рекомендациями на с.135 [1] примем коэффициент
Принимаем количество ремней z=4. Натяжение ветви клинового ремня по формуле (3.10):
где v –
скорость
коэффициент Давление на валы определим по формуле (3.11):
Ширину шкива определим по формуле (3.12) в соответствии с данными в таблице 7.12 [1].
4. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ РАСЧЁТ ВАЛОВ РЕДУКТОРАПредварительный расчёт проведём на кручение по пониженным допускаемым напряжениям. Ведущий вал: диаметр выходного конца при допускаемом напряжении для
стали 45
где Диаметр выходного конца вала примем равным диаметру из
стандартного ряда Диаметр вала под подшипники принимаем Конструкция ведущего вала представлена на рисунке 2. Ведомый вал: Определим диаметр выходного конца ведомого при
допускаемом напряжении для стали 45
где Диаметр вала под подшипники принимаем Конструкция ведомого вала представлена на рисунке 2. 5. КОНСТРУКТИВНЫЕ РАЗМЕРЫ ШЕСТЕРНИ И КОЛЕСАШестерню выполним за одно целое с валом; её размеры определены выше:
Колесо кованое ее размеры определены выше: Диаметр ступицы определим по формуле (5.1):
длину ступицы определим по формуле (5.2):
принимаем Толщину обода определим по формуле (5.3):
принимаем Толщину диска определим по формуле (5.4):
6. КОНСТРУКТИВНЫЕ РАЗМЕРЫ КОРПУСА РЕДУКТОРАТолщину стенок корпуса и крышки определим по формуле (6.1):
где aw –см. формулу (2.3). Принимаем Определим толщину фланцев поясов корпуса и крышки. Толщину верхнего пояса корпуса и пояса крышки определим по формуле (6.2):
где нижнего пояса корпуса по формуле (6.3):
где Принимаем Определим диаметр болтов: фундаментных по формуле (6.4):
где принимаем болты с резьбой M 20; крепящих крышку корпуса у подшипников по формуле (6.5):
где принимаем болты с резьбой M 16; соединяющих крышку с корпусом по формуле (6.6):
где принимаем болты с резьбой M l2. 7. ПЕРВЫЙ ЭТАП КОМПОНОВКИ РЕДУКТОРАКомпоновку обычно проводят в два этапа. Первый этап служит для приближённого определения положения зубчатых колес, для последующего определения опорных реакций и подбора подшипников. Компоновочный чертёж выполняем в одной проекции разрез по осям валов при снятой крышке редуктора. Примерно по середине листа параллельно его длинной
стороне проводим горизонтальную осевую линию; затем две вертикальные линии - оси
валов на расстоянии Вычерчиваем упрощённо шестерню и колесо в виде прямоугольников; шестерню выполняем за одно целое с валом; длина ступицы колеса равна ширине венца и не выступает за пределы прямоугольника. Очерчиваем внутреннюю стенку корпуса: а). принимаем зазор между торцом шестерни и внутренней стенкой корпуса б). принимаем зазор от окружности вершин зубьев колеса до внутренней стенки корпуса в). принимаем расстояние между наружным кольцом
подшипника ведущего вала и внутренней стенкой корпуса Так как диаметр вершин зубьев шестерни ведущего вала
равен 126,37мм, по конструктивным соображениям для удобства монтажа намечаем
роликоподшипники конические однорядные средней широкой серии, где диаметр
подшипников равен 120мм. Для ведомого вала намечаем радиальные подшипники
тяжелой серии. Габариты подшипников выбираем по диаметру вала в месте посадки
подшипников Таблица 2 - Параметры подшипников.
Решаем вопрос о смазывании подшипников. Принимаем для подшипников пластичный смазочный материал. Для предотвращения вытекания смазочного материала внутрь корпуса вымывания пластичного смазочного материала жидким
маслом из зоны зацепления устанавливаем мазеудерживающие кольца. Их ширину
определяет размер Измерением находим расстояние между опорами на ведущем
валу Глубина гнезда подшипника 7611:
Предварительная компоновка редуктора представлена на рисунке 3. 8. РАСЧЕТ ЦЕПНОЙ ПЕРЕДАЧИВыбираем приводную роликовую однорядную цепь. Вращающий
момент на ведущей звездочке: ведущей звездочки по формуле (8.1):
принимаем ведомой звездочки по формуле (8.2):
принимаем Тогда фактическое передаточное число равно: Отклонение составит: Расчетный коэффициент нагрузки определим по формуле (8.3):
где спокойной нагрузке (передача к ленточному конвейеру)
рекомендацией на с.150 [1]
угол не превышает 60°), в соответствии с рекомендацией
на с.150 [1]
150 [1]
Для определения шага цепи ориентировочно зададимся
величиной допускаемого давления в шарнирах опоры. Ведущая звездочка имеет
частоту вращения Среднее значение допускаемого давления в соответствии
с рекомендациями в таблице 7.18 [1]
где
Подбираем в соответствии с таблицей 7.15 [1] цепь
ПР-50,8-226,8 в соответствии с ГОСТ 13568-75, имеющую шаг цепи Определим скорость цепи по формуле (8.5):
где п2 - частота
вращения ведущей звездочки, t - шаг
цепи, Окружную силу определим по формуле (8.6):
где
Давление в шарнире проверим по формуле (8.7):
где
Уточняем по таблице 7.18. [1] допускаемое давление: где р - табличное значение допускаемого давления по
таблице 7.18 при
следовательно, условие p< Число звеньев цепи определим по формуле (8.8):
где
Округляем до четного числа Уточняем межосевое расстояние для цепной передачи по формуле (8.9):
где t - шаг цепи, t=44.45мм;
Для свободного провисания цепи предусматриваем
возможность уменьшения межосевого расстояния на 0,4%, т.е. на Определим диаметры делительных окружностей звездочек по формулам (8.10), (8.11):
Определим диаметры наружных окружностей звездочек по формулам (8.12), (8.13):
где Определим силы, действующие на цепь: окружная сила определена выше: от центробежных сил определим по формуле (8.14):
где q - масса цепи, q=7,5кг/м; v - скорость
цепи, от провисания по формуле (8.15):
где
q - масса цепи,
Расчетную нагрузку на валы определим по формуле (8.16):
Проверим коэффициент запаса прочности цепи по формуле (8.17):
где Q - разрушающая
нагрузка см. таблицу 7.15
спокойной нагрузке (передача к ленточному конвейеру) Fv - действующая на цепь от центробежных сил, Fv =35Н; Ff - сила, действующая на цепь от провисания цепи, Ff =1072Н. Это больше, чем нормативный коэффициент запаса в соответствии таблицей 7. 19 [1] равный
Определим размеры ведущей звездочки: диаметр ступицы звездочки определим по формуле (8.18):
где длину ступицы по формуле (8. 19):
принимаем толщину диска звездочки по формуле (8. 20)
где 9. ПРОВЕРКА ДОЛГОВЕЧНОСТИ ПОДШИПНИКОВПроведем проверку долговечности подшипников ведущего вала. Из предыдущих расчётов имеем:
Определим реакции опор: в плоскости xz по формулам (9.2), (9.3):
Проверка: в плоскости yz по формулам (9.4), (9.5):
Проверка: Суммарные реакции определим по формулам (9.6), (9.7):
где
Подбираем подшипники по более нагруженной опоре 2. Ранее в пункте 7, таблица 2 курсового проекта были
приняты роликоподшипники конические однорядные средней широкой серии 7611 с
размерами: Осевые составляющие радиальных реакций конических подшипников определим по формуле (9.8):
где е – параметр осевого нагружения подшипника 7611, е = 0,32. В нашем случае: Отношение осевой, следовательно, X = 1,Y = 0. Эквивалентную нагрузку определим по формуле (9.9):
где
V-коэффициент, при вращении внутреннего кольца подшипника V=1;
конвейеру
Расчётную долговечность, миллион оборотах, определим по формуле (9.10):
где С - грузоподъемность подшипников 7611, С=160,0кН
Расчётную долговечность в часах определим по формуле (9.11):
где L - см. формулу (9.10). Это больше долговечности установленной ГОСТ 16162-85
для зубчатых редукторов, и равной Lh = 10000ч. Столь большая долговечность получена в связи с тем, что для
удобства монтажа, т. к. диаметр вершин зубьев червяка конические однорядные средней широкой серии 7611 диаметр которых равен D=120мм имеющие большую грузоподъемность, равную С=160,0кН. Проведем проверку долговечности подшипников ведомого вала. Ведомый вал несёт такие же нагрузки, что и ведущий:
Из первого этапа компоновки Реакции опор ведомого вала в плоскости xz определим аналогично формулам (9.2), (9.3): Проверка: в плоскости yz аналогично формулам (9.4), (9.5): Проверка: Суммарные реакции определим аналогично формулам (9.6), (9.8): Выбираем подшипники по более нагруженной опоре 4. Ранее в пункте 7, таблица 2 курсового проекта были приняты
роликоподшипники конические однорядные средней широкой серии 7614 с размерами: Осевые составляющие радиальных реакций конических подшипников определим по формуле (9.8): В нашем случае: Отношение осевой, следовательно, Х=1, Y=0. Эквивалентную нагрузку определим по формуле (9.9): где
V-коэффициент, при вращении внутреннего кольца подшипника V=I;
конвейеру
Расчётную долговечность, миллион оборотах, определим по формуле (9.10): где С - грузоподъемность подшипников 7614, С=240,0кН
Расчётную долговечность в часах определим по формуле (9.11): где п2 - частота вращения ведомого вала, п2 = 115,8об/мин. L - см. формулу (9.11). Это больше долговечности установленной ГОСТ 16162-85
для зубчатых редукторов, и равной Расчетная схема ведущего вала представлена на рисунке 4, расчетная схема ведомого вала представлена на рисунке 5. Рисунок 4 - Расчетная схема ведущего вала. Рисунок 5 - Расчетная схема ведомого вала. 10. ВТОРОЙ ЭТАП КОМПОНОВКИ РЕДУКТОРАВторой этап компоновки имеет целью, конструктивно оформит зубчатые колёса, валы, корпус, подшипниковые узлы и подготовить данные для проверки прочности валов и некоторых других деталей. Порядок выполнения следующий. Вычерчиваем шестерню и колесо по конструктивным размерам, найденным ранее в пункте 5 курсового проекта. Шестерню выполняем за одно целое с валом. Конструируем узел ведущего вала. а) Наносим осевые линии, удалённые от середины
редуктора на расстояние Используя эти осевые линии, вычерчиваем в разрезе подшипники качения (можно вычерчивать одну половину подшипника, а для второй половины нанести габариты); б) Между торцами подшипников и внутренней поверхностью стенки корпуса вычерчиваем мазеудерживающие кольца. Их торцы должны выступать внутрь корпуса на 1-2мм от внутренней стенки. Тогда эти кольца выполнят одновременно роль маслоотбрасывающих колец. Для уменьшения числа ступеней вала кольца устанавливаем на тот же диаметр, что и подшипники. Фиксация их в осевом направлении осуществляется заплечиками вала и торцами внутренних колец подшипников; в) Вычерчиваем крышки подшипников с уплотнительными прокладками (толщиной 1мм) и болтами. Болт условно заводится в плоскость чертежа, о чем свидетельствует вырыв на плоскости разъема. Войлочные и фетровые уплотнения применяют главным образом в узлах, заполненных пластичной смазкой. Уплотнения манжетного типа широко используют как при пластичных, так и при жидких смазочных материалах; Аналогично конструируем узел ведомого вала. Обратим внимание на следующие особенности. а) Для фиксации зубчатого колеса в осевом направлении предусматриваем утолщение вала с одной стороны и установку распорной втулки с другой; место перехода вала смещаем на 2-Змм внутрь подшипника с тем, чтобы гарантировать прижатие мазеудерживающего кольца к торцу втулки (а не к заплечику вала); б) Отложив от середины редуктора расстояние I2 =95мм, проводим осевые линии и вычерчиваем подшипники. На ведущем и ведомом валах применяем шпонки призматические со скругленными торцами. Вычерчиваем шпонки, принимая их длины на 5 - 10мм меньше длин ступиц. 11. ПРОВЕРКА ШПОНОЧНЫХ СОЕДИНЕНИЙВыбираем шпонки призматические со скруглёнными торцами. Размеры сечений шпонок и пазов и длины шпонок по ГОСТ 23360 - 78 в соответствии с таблицей 8.9 [1]. Параметры шпонок сведем в таблицу 3. Таблица 3 - Параметры шпонок
Материал шпонок сталь - 45 нормализованная. Напряжения смятия и условия прочности определяем по формуле (11.1):
Допускаемые напряжения смятия при стальной ступице Проведем проверку шпонки на ведущем валу. Проверим шпонку под ведомым шкивом ременной передачи. Диаметр вала равен
Длину шпонки выбираем в зависимости от длины ступицы шкива, которая равна 136мм, длина шпонки составит l =125мм;
Условие Ведомый вал. Из двух шпонок под зубчатым колесом и под звездочкой
более нагружена вторая (меньше диаметр вала, поэтому меньше размеры поперечного
сечения шпонки). Проверим шпонку под звездочкой. Диаметр вала
Условие 12. УТОЧНЁННЫЙ РАСЧЁТ ВАЛОВУточнённый расчёт состоит в определении коэффициентов
запаса прочности S для опасных сечений и в сравнении их с допускаемым значением
Примем, что нормальные напряжения от изгиба изменяются по симметричному циклу, а касательные - по отнулевому (пульсирующему). Будем производить расчёт для предположительно опасных сечений каждого из валов. Ведущий вал. Материал вала тот же, что и для шестерни, т.е. сталь 45. Термическая обработка улучшение. В соответствии таблицей 3.3. [1] при диаметре
заготовки более 120 мм, а в нашем случае Предел выносливости при симметричном цикле изгиба определим по формуле (12.1):
Предел выносливости при симметричном цикле касательных напряжений определим по формуле (12.2):
Сечение A-A (рисунок 4). Концентрация напряжений обусловлена посадкой подшипника с гарантированным натягом. Диаметр вала в этом сечении равен 55мм. В соответствии с таблицей 8.7 [1] имеем отношение коэффициента концентрации напряжений к масштабному фактору:
Принимаем в соответствии с рекомендациями на с.166 [1]
коэффициент для углеродистых сталей Изгибающий момент определим по формуле (12.3):
где
Осевой момент определим по формуле (12.4):
где Амплитуда нормальных напряжений определим по формуле (12.5):
где W - осевой момент, W Осевая нагрузка на вал Полярный момент сопротивления определим по формуле (12.6):
Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений определим по формуле(12.7):
где Wp - полярный момент сопротивления, Wр Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям определим по формуле (12.8):
где
Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям определим по формуле (12.9):
где
Результирующий коэффициент запаса прочности для сечения A-A определим по формуле (12.10):
где
Сечение Б - Б (рисунок 5). Концентрация напряжений обусловлена переходом от диаметра 55мм к диаметру 45мм. При
Внутренние силовые факторы те же, что и для сечения A-A. Осевой момент сопротивления сечения определим по формуле (12.4): Амплитуду нормальных напряжений по формуле (12.5): Полярный момент сопротивления по формуле (12.6):
Амплитуду и среднее напряжение цикла касательных напряжений (12.7):
Коэффициенты запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям по формулам (12.8), (12.9):
Результирующий коэффициент запаса прочности сечения Б - Б по формуле (12.10):
Сечение B-B (рисунок 5). Концентрация напряжений обусловлена наличием шпоночной
канавки. В соответствии с таблицей 8.5 [1] равны Изгибающий момент тот же, что и в сечении A-A Момент сопротивления нетто при изгибе, определим по формуле (12.11):
где b - ширина шпонки, b=14мм
Амплитуду нормальных напряжений изгиба определим по формуле (12.12):
где
Момент сопротивления нетто при кручении определим по формуле (12.13):
где b - ширина шпонки, b=14мм
Амплитуду и средние напряжения цикла касательных напряжений определим по формуле (12.14):
где
Коэффициент запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям определим по формулам (12.8), (12.9): Результирующий коэффициент запаса прочности сечения В - В по формуле (12.10): Сведём результаты проверки в таблицу 3. Таблица 3 - Коэффициенты запаса прочности.
Во всех сечениях Ведомый вал: Материал вала - сталь 45, термическая обработка - улучшенная.
Расчет проведем аналогично расчету ведущего вала. В соответствии таблицей 3.3. [1]
при диаметре заготовки более 120мм среднее значение Пределы выносливости Сечение A-A (рисунок 5). Диаметр выходного конца вала равен 65 мм. Концентрация
напряжений обусловлена наличием шпоночной канавки. В соответствии с таблицей 8.5.
[1] масштабные факторы в соответствии с таблицей 8.8. [1] равны
Момент сопротивления сечения нетто при кручении и
изгибе при ширине шпонки b=18мм smm, глубине паза Приняв у ведомого вала длину посадочной части под звездочку равной длине ступицы звездочки l=104мм, положим х=75мм получим изгибающий момент в сечении А - А от консольной нагрузки: Амплитуда нормальных напряжений изгиба: Амплитуда и средние напряжения цикла касательных напряжений: Коэффициенты запаса прочности: Результирующий коэффициент запаса прочности сечения А - А: Следовательно, S> [S] =2,5. Условие прочности выполнено. Это свидетельствует о том, что консольные участки валов оказываются прочными и что учёт консольной нагрузки не вносит существенных изменений. По этой причине проверять прочность в сечениях Б - Б и В - В нет необходимости. 13. ПОСАДКИ ЗУБЧАТОГО КОЛЕСА И ПОДШИПНИКОВПосадки назначаем в соответствии данными в таблице 10.13 [1]. Посадки зубчатого колеса на вал к6. Отклонения отверстий в корпусе под наружные кольца по Н7. Посадка шкива ременной передачи на вал 14. ВЫБОР СОРТА МАСЛАСмазывание зубчатого зацепления производится окунанием
зубчатого колеса в масло, разливаемое внутрь корпуса до уровня, обеспечивающего
погружение колеса примерно на 10мм. Объём масляной ванны V определяем из расчёта 0,25 дм3 масла
на 1кВт передаваемой мощности при Ртр =12,38кВт имеем: По таблице 10.8 [1] устанавливаем вязкость масла. При
контактных напряжениях Камеры подшипников заполняем пластичным смазочным материалом УТ-1, периодически пополняя его шприцем через маслёнку. 15. СБОРКА РЕДУКТОРАПеред сборкой внутреннюю полость корпуса редуктора тщательно очищают и покрывают маслостойкой краской. Сборку производят в соответствии со сборочным чертежом редуктора, начиная с узлов валов: - на ведущий вал насаживают мазеудерживающие кольца и шарикоподшипники, предварительно нагретые в масле до 80-100° С; - в ведомый вал закладывают шпонку и напрессовывают зубчатое колесо до упора в бурт вала; затем надевают распорную втулку, мазеудерживающие кольца и устанавливают шарикоподшипники, предварительно нагретые в масле. Собранные валы укладывают в корпус редуктора и надевают крышку корпуса, покрывая предварительно поверхности стыка крышки и корпуса спиртовым лаком. Для центровки устанавливают крышку на корпус с помощью двух конических штифтов; затягивают болты, крепящие крышку к корпусу. После этого на ведомый вал надевают распорное кольцо; в подшипниковые камеры закладывают пластичную смазку; ставят крышки подшипников с комплектом металлических прокладок для регулировки. Перед постановкой сквозных крышек в протоки закладывают войлочные уплотнения, пропитанные горячим маслом. Проверяют проворачиванием валов отсутствие заклинивания подшипников (валы должны проворачиваться от руки) и закрепляют крышки винтами. Затем ввёртывают пробку маслоспускного отверстия с прокладкой и жезловый маслоуказатель. Заливают в корпус масло и закрывают смотровое отверстие крышкой с прокладкой из технического картона; закрепляют крышку болтами. Собранный редуктор обкатывают и подвергают испытанию на стенде по программе, устанавливаемой техническими условиями. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. С.А. Чернавский Курсовое проектирование деталей машин, M.: Машиностроение, 1988 2. П.Ф. Дунаев, О.П. Леликов Конструирование узлов и деталей машин, M.: Высшая школа, 2000. 3. П.Ф. Дунаев, О.П. Леликов Детали машин, M.: Высшая школа, 1987. |
|