Контрольная работа: Стандарты РФ в системе управления качеством продукцииКонтрольная работа: Стандарты РФ в системе управления качеством продукцииСодержание Введение 1. Международные стандарты ISO 9000/10000 2. Сертификация экспортируемой и импортируемой продукции 3. ГТК, ГОСТ стандарты РФ в системе управления качеством продукции 4. Контроль и применяемые санкции Заключение Список литературы Введение В Российской Федерации осуществляется переход к рыночной экономике с присущей ей конкуренцией, что влечет за собой новые условия для деятельности предприятий и организаций как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Перед производителями возникает необходимость борьбы за доверие потребителя, что, в свою очередь, требует более широкого использования методов и правил метрологии, стандартизации и сертификации в своей практической деятельности. Метрология, стандартизация и сертификация становятся теми инструментами, использование которых позволяет производителю обеспечить качество выпускаемой продукции, работ и услуг, конкурентоспособность и эффективность производства. Цель: выявить сущность международного опыта в области сертификации и управления качеством. 1. Международные стандарты ISO 9000/10000 Международная организация по стандартизации (ИСО) была создана в 1946 г. на заседании Комитета ООН по координации стандартов ООН. В том же году на заседании Генеральной ассамблеи был принят Устав ИСО, который определил статус организации, ее структуру, функции основных органов и методы работы. Целью ИСО является содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности. В ИСО установлены два вида членства - комитеты-члены и члены-корреспонденты. Комитетами-членами являются национальные органы по стандартизации, наиболее представительные в области стандартизации. Для этого вида членства установлена шкала ежегодных взносов в бюджет ИСО, которая составляется в зависимости от удельного веса каждой отдельной страны в мировой торговле и в производстве промышленной продукции. Члены-корреспонденты в счет уплаты незначительного взноса в бюджет ИСО имеют право получения комплекта всех издаваемых международных стандартов, а также других информационных изданий. Членами-корреспондентами являются национальные органы, занимающиеся стандартизацией, где нет комитетов-членов. На заседания технических комитетов их представители направляются только в качестве наблюдателей. К руководящим органам ИСО относятся Генеральная ассамблея, являющаяся высшим органом, Совет, Исполнительное бюро, техническое бюро, технические комитеты Совета, Центральный секретариат. Должностными лицами ИСО являются президент, вице-президент, казначей и генеральный секретарь. Генеральная ассамблея - высший руководящий орган ИСО, состоит из представителей всех национальных организаций комитетов-членов и решает все основные вопросы деятельности ИСО, собирается один раз в три года. На ее сессиях выбирается президент ИСО сроком на три года. В ходе проведения Генеральных ассамблей организуется обсуждение важнейших проблем и тенденций в международной стандартизации с участием ведущих специалистов промышленности. В период между сессиями Генеральной ассамблеи руководство ИСО осуществляет Совет, во главе которого стоит президент. Совет состоит из 18 комитетов-членов, избираемых Генеральной ассамблеей сроком на три года. Совет собирается на свои заседания не реже одного раза в год и решает все вопросы деятельности ИСО, в частности, вопросы структуры технических органов, публикации международных стандартов, назначает членов органов Совета, а также председателей технических комитетов и др. В настоящее время большинство стран мира применяют системы допусков и посадок ISO (International Organisation for Standartisation), которые созданы для возможной унификации национальных систем допусков и посадок. В нашей стране переход на единую систему допусков и посадок и основные нормы взаимозаменяемости, которые основаны на стандартах и рекомендациях ISO, начался с 1977 г. Такой переход создает возможности для международной специализации и кооперирования при производстве деталей, сборочных единиц, технологической оснастки, машин и т. п.; обеспечивает повышение конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке; обеспечивает эффективность научно-технического обмена между различными странами и др. Допуски в любой системе устанавливаются для определенного диапазона размеров. Международная организация по стандартизации (ИСО) начала разработку международных стандартов по этой проблеме, известных как стандарты семейства 9000. Для целей создания на предприятиях эффективных систем качества были разработаны стандарты ИСО 9004 и еще более 10 стандартов, которые выполняют роль пособий по разработке систем качества. Важнейшие три стандарта семейства ИСО 9001, ИСО 9002, ИСО 9003 носят нормативный характер и служат целям внешней оценки системы качества потребителем или третьей стороной. Именно эти три стандарта приняты в России в качестве национальных стандартов, соответственно - ГОСТ Р ИСО 9001- 96, ГОСТ Р ИСО 9002-96 и ГОСТ Р ИСО 9003-96. Разработка Международных стандартов ИСО серии 9000 создала единую нормативную базу для сертификации систем качества во многих странах. По оценкам экспертов в мире сегодня сертифицировано по ИСО 9001, ИСО 9002 или ИСО 9003 свыше 200 тыс. компаний и фирм. К проведению сертификации систем качества западные компании побуждают такие факторы, как стремление к повышению конкурентоспособности, требования заказчика (потребителя), льготное кредитование и страхование, возможность получения госзаказа, улучшения качества продукции и работ, сокращение издержек, а также сокращение аудиторских проверок потребителем. Эффективность работы предприятий, внедривших систему качества по ИСО 9000, как правило, в 2—3 раза выше, чем у их конкурентов, не использующих эту систему. Концентрированный международный опыт управления качеством продукции на предприятиях использован в международных стандартах по управлению качеством. Во многих странах эти стандарты приняты в качестве национальных. В зарубежной практике международные стандарты управления качеством применяются при заключении контрактов между фирмами в качестве моделей для оценки системы обеспечения качества у поставщика. В марте 1987 г. Международная организация по стандартизации (15О) приняла комплекс международных стандартов серии 9000 «Управление качеством продукции»: 9000—9004. В международных стандартах версии 1987 г. были сформулированы основные принципы систем качества, которые не утратили своей актуальности и в настоящее время. Прежде всего установлено, что- система качества создается и внедряется на предприятии как средство, обеспечивающее проведение определенной политики и достижения поставленных целей в области качества. Поэтому первичным считается формулирование и документальное оформление высшими руководителями предприятия политики в области качества. Руководство должно обеспечить понимание этой политики, ее проведение и внедрение на всех уровнях организации. Следующая версия международных стандартов датируется 1994 г., когда был принят стандарт 15О 9000—1:1994. Структурно эти стандарты повторяют версию 1987 г., однако число документов было увеличено за счет введения дополнительных частей в стандарты ISO 9000 и ISO 9004. Хронологически эта версия стандартов принималась с 1991 по 1997 г. Одна из важнейших особенностей этой версии международных стандартов заключается в том, что их объектами наряду с продукцией стали также услуги и программные средства. В декабре 2000 г. Международная организация по стандартизации опубликовала стандарты серии 9000 версии 2000 г. В их состав вошли: • ISO 9000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь; • ISO 9001 Системы менеджмента качества. Требования; • ISO 9004 Системы менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению деятельности. Особенностью этой версии международных стандартов стало то, что требования к системе качества установлены только в одном стандарте — ISO 9001, охватывающего все стадии жизненного цикла. При переводе версии стандартов 2000 г. применили термин «менеджмент» вместо «управление». Под менеджментом здесь понимается скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией. В стандартах дается обоснование необходимости создания систем менеджмента качества, которые могут содействовать организации в повышении удовлетворенности потребителей. Система менеджмента качества дает уверенность самой организации и потребителям в ее способности поставлять продукцию, полностью соответствующую требованиям. Система менеджмента качества является частью системы менеджмента организации, которая направлена на достижение результатов, в соответствии с целями в области качества, чтобы удовлетворять потребности, ожидания и требования заинтересованных сторон. Цели в области качества дополняют другие цели организации, связанные с развитием, финансированием, рентабельностью, окружающей средой, охраной труда и безопасностью. Части системы менеджмента организации могут быть интегрированы вместе с системой менеджмента качества в единую систему менеджмента, использующую общие элементы. Это может облегчить планирование, выделение ресурсов, определение дополнительных целей и оценку общей эффективности организации. Организация должна разработать, задокументировать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии систему менеджмента качества, постоянно улучшая ее эффективность. Для выполнения этих требований организация должна: • определить процессы, необходимые для системы менеджмента качества, и их применение для всей организации; • определить последовательность и взаимодействие этих процессов; • определить критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности как при осуществлении, так и при управлении этими процессами; • обеспечить наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержания этих процессов и мониторинга; • проводить мониторинг, измерение и анализ этих процессов; • принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов. Организационно-методическую основу системы качества чаще всего составляют стандарты организации. Документация системы менеджмента качества должна включать: • документально оформленную политику и цели организации в области качества; • руководство по качеству; • документированные процедуры, необходимые для функционирования системы менеджмента качества; • документы, необходимые организации для обеспечения эффективного планирования, осуществления процессов и управления ими. Система менеджмента качества в соответствии со стандартами ISO 9000 версии 2000 г. разрабатывается и функционирует исходя из восьми принципов системы: • ориентации на потребителей; • лидерства руководителей; • вовлечения работников; • процессного подхода; • системного подхода к менеджменту; • постоянного улучшения; • принятия решений, основанных на фактах; • взаимовыгодных отношений с поставщиками. Система менеджмента качества включает в себя ряд взаимосвязанных процессов. Эти процессы охватывают не только процессы жизненного цикла продукции (те, что непосредственно содействуют производству продукции или оказанию услуг), но также многочисленные процессы менеджмента, мониторинга и измерения: менеджмент ресурсов, обмен информацией, внутренние аудиты, анализ со стороны руководства и др. Взаимодействие процессов организации часто может быть сложным. Входы и выходы этих процессов часто могут относиться как к внешним, так и внутренним потребителям. Моделирование сети процессов показывает, что при определении требований как входов процессов существенную роль играют потребители. Обратная связь от потребителей об удовлетворенности или неудовлетворенности выходом процесса составляет существенный вход для процесса постоянного улучшения системы менеджмента качества. Процессный подход включает процессы, необходимые для жизненных циклов продукции, а также другие процессы, требующиеся для результативного внедрения системы менеджмента качества, такие, как процесс внутреннего аудита, процесс анализа со стороны руководства, процесс анализа данных и процесс менеджмента ресурсов. При установлении процессов, подлежащих документированию, организация может учитывать такие факторы, как воздействие на качество, риск неудовлетворенности потребностей, законодательные и (или) другие обязательные требования, экономические риски, результативность и эффективность, компетентность персонала, сложность процессов. Соблюдение этих принципов дает возможность: • интегрировать и выравнивать процессы, которые лучше всего будут достигать нужных результатов; • сосредоточивать усилия на основных процессах; • обеспечивать уверенность заинтересованных сторон в согласованности, результативности и эффективности деятельности организации; • получать преимущества деятельности через улучшение возможностей организации; • выравнивать улучшение деятельности на всех уровнях в соответствии со стратегическим замыслом организации; • гибко и быстро реагировать на благоприятные возможности; • вовлекать в процесс постоянного улучшения продукции каждого работника предприятия; • принимать решения, обеспеченные информацией; • увеличивать способность подтверждения результативности принятых решений посредством ссылки на фактические зарегистрированные данные. • увеличивать способность к анализу, выражению сомнений и изменению мнений и решений; • увеличивать способность обеих сторон создавать ценности; • гибко и быстро формировать совместные "ответы на изменения рынка или потребностей и ожиданий потребителей; • оптимизировать затраты и ресурсы После внедрения международных стандартов ИСО серии 9000 в зарубежной и отечественной практике появились следующие направлениями развития систем управления качеством. 1. Совершенствование организации работ в рамках элементов системы качества, предусмотренных стандартами ИСО серии 9000. Этот вариант характеризуется как поддержание системы в заданном режиме функционирования, которое может обеспечить предприятию стабильное положение на определенный период времени. 2. Дополнение системы качества элементами, расширяющими ее возможности и отвечающими требованиям общества, персонала предприятия и отраслевым или специфическим требованиям потребителей. В качестве примера реализации этого направления можно указать систему качества, дополненную элементами для обеспечения охраны окружающей среды в соответствии с требованиями семейства стандартов ИСО серии 10000. Подобно стандарту ИСО 9000 стандарты ИСО 10000 являются семейством стандартов систем управления окружающей средой; в настоящее время они включают около десяти стандартов.[2, 529c] 2. Сертификация экспортируемой и импортируемой продукции В настоящее время под сертификацией соответствия понимается действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу. В этом определении по сравнению с определением понятия «сертификация» 1982 г. имеется три существенных изменения: - сертификация в настоящее время непосредственно связана с действием третьей стороны (лицо или орган, признаваемые независимыми от участвующих сторон в рассматриваемом вопросе (ИСО/МЭК 2); - наличие строгой системы сертификации, располагающей определенными правилами, процедурами и управлением (действие по оценке соответствия производится должным образом); - существенное расширение области распространения сертификации соответствия (сертификации подлежат продукция, процессы и услуги, системы качества, персонал). В мае 2000 г. Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии с целью обеспечения практической реализации положений Федерального Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» утвердил «Правила по проведению сертификации в Российской Федерации». В этих правилах используются следующие понятия. Подтверждение соответствия — процедура, результатом которой является документальное свидетельство (сертификат соответствия или декларация о соответствии), удостоверяющее, что продукция соответствует установленным требованиям. Сертификация продукции (далее — сертификация) — процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям. Система сертификации — совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе. Система сертификации однородной продукции — система сертификации, распространяющаяся на виды продукции, объединенные по признакам общности назначения, характера требований, общими правилами и процедурами сертификации. Центральный орган системы сертификации — орган, возглавляющий систему сертификации или систему сертификации однородной продукции. Орган по сертификации — организация, проводящая сертификацию определенной продукции. Испытательная лаборатория (испытательный центр) — лаборатория (центр), которая проводит испытания (отдельные виды испытаний) определенной продукции (далее — испытательная лаборатория). Сертификат соответствия (далее — сертификат) — документ, выданный по правилам системы сертификации, удостоверяющий, что должным образом идентифицированная продукция соответствует установленным требованиям. Декларация о соответствии — документ, в котором изготовитель (продавец, исполнитель) на основе имеющихся у него документов удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукция соответствует установленным требованиям. Знак соответствия — зарегистрированный в установленном порядке знак, который по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждает соответствие маркированной им продукции установленным требованиям. Аккредитация органа по сертификации или испытательной лаборатории (центра) - процедура, посредством которой аккредитующий орган официально признает компетентность органа по сертификации или испытательной лаборатории (центра) выполнять конкретные работы в определенной области сертификации или испытаний. Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией — контрольная оценка соответствия, осуществляемая с целью установления, что продукция продолжает соответствовать заданным требованиям, подтвержденным при сертификации. Заявитель — изготовитель, продавец, исполнитель, обратившиеся с заявкой на проведение работ по подтверждению соответствия. Эксперт по сертификации — лицо, аттестованное на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертификации. Схема сертификации — форма сертификации, определяющая совокупность действий, результаты которых рассматриваются в качестве доказательства соответствия продукции установленным требованиям. Идентификация продукции — процедура, посредством которой устанавливается тождественность представленной на сертификацию продукции ее наименованию и другим характерным признакам, позволяющим однозначно соотнести сертифицированную продукцию с выданным на нее сертификатом соответствия. Актуальность сертификации импортируемой продукции для России связана со значительным увеличением доли импортных товаров в общем объеме продаж на внутреннем рынке. В связи с этим возникает необходимость защиты интересов потребителей и российского рынка в области безопасности продукции. Правовую основу сертификации импортируемой продукции образуют Законы Российской Федерации «О защите прав потребителей», «О сертификации продукции и услуг». Статья 14 Закона «О сертификации продукции и услуг» устанавливает следующие правовые основы регулирования ввоза импортируемой продукции: - в контрактах (договорах), заключенных на поставку в Россию продукции, подлежащей обязательной сертификации, должно быть оговорено наличие сертификата и знака соответствия, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям. Сертификаты и знаки соответствия должны быть выданы или признаны уполномоченным органом Российской Федерации; - сертификаты или свидетельства об их признании представляются в таможенные органы для получения разрешения на ввоз продукции на территорию Российской Федерации. В исключительных случаях Правительство РФ вправе выдать разрешение на ввоз продукции, предназначенной для производственных нужд конкретной организации без представления в таможенные органы сертификатов или свидетельств о признании сертификатов при условии последующей сертификации данной продукции; - порядок ввоза на территорию Российской Федераций продукции, подлежащей обязательной сертификации, устанавливается федеральным органом исполнительной власти по таможенному делу и специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации. Законами «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности» устанавливают общие для разных видов продукции правовые основы обеспечения и контроля безопасности. Так, Законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что закупаемая за рубежом продукция, применение и (или) употребление которой требует непосредственного участия человека, должна соответствовать отечественным санитарным правилам и международным требованиям безопасности и безвредности для человека. Эти требования подлежат обязательному выполнению предприятиями, организациями и гражданами, осуществляющими заключение договоров, поставку и реализацию в Российской Федерации такой продукции. Законом «Об охране окружающей природной среды» устанавливаются экологические требования для предупреждения нанесения вреда окружающей природной среде, здоровью и генетическому фонду человека и отражаются в стандартах на новую технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, способную оказать вредное воздействие на перечисленные объекты. Особое внимание уделяется установлению и соблюдению нормативов предельно допустимых величин таких опасных и вредных факторов, как: концентрация вредных веществ; выбросы и сбросы вредных веществ; уровень шума, вибраций; магнитных полей и иных вредных физических воздействий; остаточное количество химических веществ в продуктах питания при применении агрохимикатов и др. Закон Российской Федерации «О пожарной безопасности» предусматривает среди основных функций систем обеспечение пожарной безопасности, сертификацию продукции и услуг в области пожарной безопасности. Результатом деятельности по подтверждению соответствия продукции и услуг установленным требованиям является сертификат пожарной безопасности, рассматриваемый как составная часть сертификата соответствия. Госстандарт и Государственный таможенный комитет России (ГТК) совместно утвердили и ввели в действие «Порядок ввоза на территорию Российской Федерации товаров, подлежащих обязательной сертификации». Порядок базируется на законах РФ «О защите прав потребителей», «О сертификации продукции и услуг» и Порядке сертификации в Системе ГОСТ Р, в рамках которой проводится сертификация импортируемой продукции. В рамках Порядка ввоза установлен «Перечень товаров, для которых требуется подтверждение их безопасности при ввозе на территорию Российской Федерации». Обязательной сертификации подлежат импортируемая продукция и услуги, включенные в Перечень. Сюда относятся товары машиностроительного комплекса; товары электротехнической, электронной и приборостроительной промышленности; медицинская техника; пиротехнические изделия; товары сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности; товары легкой промышленности; сырьевые и другие товары. Данный перечень формируется с учетом товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. Законом «О защите прав потребителей» установлено, что основанием для разрешения ввозам товара на территорию России служит сертификат соответствия (или его копия, заверенная нотариусом, консульством России или органом, выдавшим сертификат), представляемый вместе с грузовой таможенной декларацией в таможенные органы. Сертификат должен быть выдан российским органом по сертификации, который также может признать и зарубежный сертификат. Право на подтверждение иностранного сертификата дают территориальные органы Госстандарта. Основные принципы сертификации импортируемой продукции увязаны с международной практикой, правилами и рекомендациями, разработанными международными организациями, которые занимаются вопросами торговли, стандартизации, сертификации. Это обеспечивается благодаря единству правил и процедур для отечественных и импортных товаров в Системе сертификации ГОСТ Р. При наличии двусторонних соглашений о взаимном признании сертификатов соответствия и протоколов испытаний с зарубежными органами по сертификации товар, который сопровождается сертификатом, выданным таким органом, допускается к ввозу в Россию. К ним, например, относятся ДИН ГОСТ ТЮФ — общество по сертификации в Европе, швейцарская фирма SGS и др. Испытания и сертификация импортируемого товара (если это необходимо) могут производиться органами по сертификации и испытательными лабораториями, находящимися за рубежом; аккредитованными в международной системе сертификации, к которым присоединилась Россия, органами аккредитованными в станах СНГ участницах Межгосударственного соглашения по стандартизации, метрологии и сертификации; аккредитованными в Системе сертификации ГОСТ Р и находящимися в России; аккредитованными в зарубежной национальной системе сертификации и прошедшими проверку Госстандартом на основе двустороннего соглашения с национальным органом по сертификации; аккредитованными Госстандартом в Системе сертификации ГОСТ Р и находящимися за рубежом. Таким образом, для получения сертификата соответствия при экспорте товара в Россию экспортер должен располагать следующими документами: контракт на поставку товара; накладную, счет-фактуру, квитанцию и транспортные документы, которые оформляет отправитель груза; сертификат качества от предприятия-изготовителя; сертификат безопасности, выданный уполномоченным органом страны-экспортера; сертификат происхождения, выданный торгово-промышленной палатой страны-экспортера; протокол испытаний от аккредитованной испытательной лаборатории; заявку на сертификацию в системе ГОСТ Р. Не требуется предъявления сертификатов для товаров, предназначенных для представительств зарубежных стран, международных организаций и их персонала; товаров, ввозимых физическими лицами и не предназначенных для производственной или коммерческой деятельности (если они не превышают установленные стоимостные и количественные квоты). Если физическое лицо ввозит товар в единственном экземпляре для собственного потребления, то он может быть выпущен без сертификата. При этом требуется представить в таможню обязательство, составленное в произвольной форме, невыполнение которого влечет за собой применение определенных санкций. Перечень товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), сформированной с разбивкой по кодам, был утвержден Госстандартом по согласованию с ГТК России и введен в действие приказом ГТК от 14.08.96 № 496 «О применении перечней товаров, подлежащих обязательной сертификации при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации». В соответствии с Соглашением о единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности стран СНГ (ТН ВЭД СНГ) в России было принято решение о порядке внесения изменений и дополнений в нее. Обязанности по внесению изменений, даче разъяснений технического характера возложены на Госстандарт России, который решает возникающие проблемы по согласованию с ГТК. Решение Госстандарта может быть использовано таможенными органами при таможенном оформлении. Товар, задержанный на таможне из-за отсутствия сертификата соответствия, согласно порядку ввоза, может быть представлен на сертификацию. В этом случае он может храниться под таможенным контролем на складах временного хранения не более двух месяцев. Скоропортящиеся товары по установленному перечню разрешено хранить под таможенным контролем в местах, отвечающих требованиям скоропортящихся товаров. Порядок ввоза на территорию РФ товаров, подлежащей обязательной сертификации, предусматривает требования об обязательности простановки знака соответствия на ввозимый товар, оговаривает процедуры ввоза товаров, бывших в употреблении, товаров, ввозимых по линии гуманитарной помощи, а также в качестве запасных частей к ранее сертифицированным товарам. Контроль за безопасностью ввозимых на территорию России товаров проводится центрами стандартизации, метрологии и сертификации в тесном взаимодействии с контролирующими организациями: таможенными службами, торговой инспекцией, органами МВД, санэпиднадзором, службами Госкомэкологии и др. Экспортируемая продукция подлежит сертификации в системе ГОСТ Р. Законом Российской Федерации «О сертификации товаров и услуг» предусматривается, что непосредственная деятельность по сертификации конкретных видов продукции осуществляется в рамках соответствующих систем сертификации. К настоящему времени Госстандарт России зарегистрировал множество систем обязательной сертификации, возглавляемых различными федеральными органами исполнительной власти, например, такими, как Госстандарт России, Департамент воздушного транспорта Минтранса России, Министерство путей сообщения, Министерство транспорта России и др. Самой крупной системой обязательной сертификации является Система сертификации ГОСТ Р, разработанная Госстандартом России. В Систему сертификации ГОСТ Р входят порядка 40 систем сертификации однородной продукции и услуг, около 900 аккредитованных органов по сертификации и около 2000 испытательных лабораторий. В Системе сертификации ГОСТ Р за рубежом аккредитовано 4 органа по сертификации и несколько испытательных лабораторий. Наличие этих органов по сертификации и испытательных лабораторий способствует процессу сертификации продукции, ввозимой на территорию РФ из-за рубежа. Система сертификации ГОСТ Р выдает ежегодно около 500 тысяч сертификатов на продукцию и услуги. Схемы сертификации продукции, применяемые в Российской Федерации, разработанные с учетом рекомендаций ИСО/МЭК, приведены в табл. 1. Таблица 1 Схемы сертификации продукции
Из таблицы видно, что в качестве способов доказательства используют: испытание типа, проверку производства, инспекционный контроль и рассмотрение декларации о соответствии (с прилагаемыми документами). Один или совокупность нескольких способов доказательства определяют содержание схемы определенного номера. Содержание способов доказательства сводится к следующему. Испытание типа, т. е. испытание одного или нескольких образцов, являющихся ее типовыми представителями. В схеме 7 производится испытание партии продукции, которая отбирается с использованием метода статистического контроля, а в схеме 8 испытанию подвергается каждая единица продукции, т. е. имеет место ужесточение контроля испытаний при переходе от схемы 1 к схеме 8. Проверка производства применяется тогда, когда для объективной оценки качества недостаточно испытаний, а необходим анализ технологического процесса для оценки стабильности качества продукции. Этот способ доказательства является главным для оценки производства скоропортящейся продукции, так как сроки годности продукции меньше времени, необходимого для организации и проведения испытаний в ИЛ. Наиболее высокая надежность проверки производства достигается при сертификации системы качества (схемы 5 и 6). Инспекционный контроль (ИК) предусмотрен в большинстве схем. ИК проводят после выдачи сертификата. Он может проводиться в форме испытания образцов (схемы 2, 2а, 3, За, 4, 4а) либо в форме контроля сертифицированной системы качества (производства). Рассмотрение заявки-декларации — это способ доказательства, который представляет первая сторона-изготовитель. Заимствован и введен из практики сертификации в ЕС. Способ заключается в том, что руководитель предприятия представляет в орган по сертификации заявку-декларацию с приложением к ней протоколов испытаний, а также информации об организации на предприятии контроля качества продукции. Этот способ находит применение при сертификации продукции зарубежных изготовителей, имеющих высокую репутацию на рынке, а также при сертификации продукции малых предприятий, продукции, например, фермеров и т. п. Область применения и содержание схем сертификации, приведенных в табл. 1, сводится к следующему. Схема 1 ограничивается испытанием в аккредитованной лаборатории типа, т. е. типового образца, взятого из партии товара. Схема применяется для изделий сложной конструкции. Схема 1а включает дополнительно к схеме 1 анализ (оценку) состояния производства. Схема 2 усложняется, так как помимо испытания образца, после чего заявитель получает сертификат соответствия, в ней предусмотрен инспекционный контроль за сертифицированной продукцией, находящейся в торговле. Для этого образцы отбираются в торговых организациях и подвергаются испытаниям в лаборатории. Схема 2а содержит дополнение к схеме 2 - анализ (оценку) состояния производства до выдачи сертификата. Схема 3 предусматривает испытание образца, а после выдачи сертификата — инспекционный контроль путем испытания образца, отбираемого на складе готовой продукции предприятия-изготовителя перед отправкой потребителю. Образец подвергается испытанию в лаборатории. Схема За предусматривает испытание типа и анализ (оценку) состояния производства до выдачи сертификата, а также инспекционный контроль по схеме 3. Схема 4 состоит в испытании типового образца, как в предыдущих схемах, с усложненным инспекционным контролем: образцы для контрольных испытаний отбираются как со склада изготовителя, так и у продавца. Схема 4а в дополнение к схеме 4 включает анализ состояния производства до выдачи сертификата соответствия на продукцию. Схема 5 самая сложная. Она включает испытание типового образца, проверку производства путем сертификации системы обеспечения качества, либо сертификацию самого производства, более строгий инспекционный контроль, который проводится в двух формах: как испытание образцов сертифицированной продукции, отобранных у продавца и у изготовителя и, в дополнение к этому, — как проверка стабильности условий производства и действующей системы управления качеством. Схема 6 подтверждает выгодность для предприятия иметь сертификат на систему качества. Дело в том, что эта схема заключается в оценке на предприятии действующей системы качества органом по сертификации, но если сертификат на систему качества предприятие уже имеет, ему достаточно представить заявление-декларацию. Заявление-декларация регистрируется в органе по сертификации и служит основанием для получения лицензии на использование знака соответствия. Схема 7 заключается в испытании партии товара. Это значит, что от партии товара, изготовленной предприятием, отбирается по установленным правилам средняя проба (выборка), которая проходит испытания в лаборатории с последующей процедурой выдачи сертификата. Инспекционный контроль не проводится. Схема 8 состоит из испытания каждого изделия, изготовленного предприятием, в испытательной лаборатории и дальнейшего принятия решения, органом по сертификации о выдаче сертификата. Схема 9-10а опирается на заявление-декларацию изготовителя с последующим инспекционным контролем за сертифицируемой продукцией. Такой принцип сертификации подходит для небольших предприятий и товаров, выпускаемых малыми партиями. В отдельных случаях предусматривается анализ состояния производства. Заявление-декларацию подписывает руководитель предприятия, прилагает протокол испытаний продукции на предприятии, информацию о надежности системы контроля качества ее при производстве. Документы рассматривает орган по сертификации однородной продукции, который принимает решение о возможности признания заявления-декларации и выдаче сертификата соответствия.[5, 595c] 3. ГТК, ГОСТ стандарты РФ в системе управления качеством продукции Система качества должна охватывать все стадии жизненного цикла продукции. Жизненный цикл также называют петлей качества. Его разбивают на более мелкие этапы: маркетинг, поиск и изучение рынка, проектирование и (или) разработка технических требований, разработка продукции, материально-техническое снабжение, подготовка и разработка производственных процессов, производство, контроль, проведение испытаний и обследований, упаковка и хранение, реализация и распределение продукции, монтаж и эксплуатация, техническая помощь и обслуживание, утилизация после использования. По характеру воздействий на этапы петли качества могут быть выделены три направления: обеспечение качества, управление качеством и улучшение качества. Обеспечение качества продукции представляет собой совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, создающих условия для выполнения каждого этапа петли качества таким образом, чтобы продукция удовлетворяла определенным требованиям по качеству. Для технических изделий обеспечение качества означает, что обеспечивается проектирование и изготовление изделия таким образом, что все его детали и изделие в целом изначально могут выполнять заданные функции. Управление качеством продукции представляет собой методы и деятельность оперативного характера. К ним относятся управление процессами, выявление различного рода несоответствий в продукции, производстве или в системе качества и устранение этих несоответствий и вызвавших их причин. Примером управления качеством может служить статистическое регулирование технологического процесса с помощью контрольных карт. Этот метод позволяет предупреждать появление дефектов и отклонений и поэтому более предпочтителен, чем методы, связанные с управлением качеством по уже случившимся отклонениям. В связи с этим цель постоянного улучшения качества продукции заключается либо в улучшении параметров продукции, либо в повышении стабильности качества изготовления, либо в снижении издержек. Общие организационно-технические правила проведения работ по стандартизации, формы и методы взаимодействия предприятий и предпринимателей друг с другом, с государственными органами управления в России регламентируется ГОСТ Р. По ГОСТ стандартизация — это деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения: безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции; качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии; единства измерений; экономии всех видов ресурсов; безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций; обороноспособности и мобилизационной готовности страны. Стандартизация направлена на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих или потенциальных задач. Важнейшими результатами деятельности по стандартизации являются повышение степени соответствия продукции, работ (процессов) и услуг их функциональному назначению, устранение барьеров в торговле и содействие научно-техническому и экономическому сотрудничеству. Объектом стандартизации может быть продукция, работа (процесс), услуга, подлежащие или подвергшиеся стандартизации. В более широком смысле под объектом стандартизации понимается продукция, работа (процесс) и услуга, которые в равной степени относятся к любому материалу, компоненту, оборудованию, системе, их совместимости, правилу, процедуре, функции, методу или деятельности. Стандартизация может ограничиваться только отдельными свойствами объекта. Как объект стандартизации услуга охватывает производственные услуги для предприятий и организаций, а также услуги для населения. Нормативный документ по стандартизации — документ, содержащий правила, общие принципы, характеристики объектов стандартизации, касающиеся определенных видов деятельности или их результатов, и доступный широкому кругу потребителей (пользователей). Стандарт — нормативный документ по стандартизации, разработанный, как правило, на основе согласия, характеризующегося отсутствием возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, принятый (утвержденный) признанным органом (предприятием). Стандарты направлены на достижение оптимальной пользы для общества и базируются на обобщенных результатах науки, техники и практического опыта. Технический регламент содержит технические требования к объекту стандартизации. Эти требования могут содержаться непосредственно в самом этом документе либо имеется ссылка на другой нормативный документ (стандарт, документ технических условий, свод правил). В отдельных случаях в технический регламент полностью включается нормативный документ. К техническим регламентам относятся законодательные акты и постановления Правительства РФ, содержащие в себе требования, нормы и правила технического характера; государственные стандарты в части устанавливаемых в них обязательных требований; нормы и правила федеральных органов исполнительной власти.[1, 118c] 4. Контроль и применяемые санкции Органы государственного контроля (надзора) и их должностные лица в случае ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей при проведении мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов и в случае совершения противоправных действий (бездействия) несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. О мерах, принятых в отношении виновных в нарушении законодательства Российской Федерации должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органы государственного контроля (надзора) в течение месяца обязаны сообщить юридическому лицу и (или) индивидуальному предпринимателю, права и законные интересы которых нарушены. За нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае неисполнения предписаний и решений органа государственного контроля (надзора) изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае, если в результате несоответствия продукции требованиям технических регламентов, нарушений требований технических регламентов при осуществлении процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации причинен вред жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений или возникла угроза причинения такого вреда, изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан возместить причиненный вред и принять меры в целях недопущения причинения вреда другим лицам, их имуществу, окружающей среде в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обязанность возместить вред не может быть ограничена договором или заявлением одной из сторон. Соглашения или заявления об ограничении ответственности ничтожны.[5, 745c] Заключение Итак, качество выпускаемой продукции на предприятии — важный фактор деятельности в условиях рынка, поскольку обеспечивает расширение сегментов рынка, процветание предприятия, рост прибыли. Международный и российский опыт показывает, что работы по повышению качества целесообразно проводить в рамках систем менеджмента качества, которые охватывают весь жизненный цикл продукции — от проектирования до потребления и утилизации. Управление качеством продукции базируется на стандартах, которые составляют организационно-методическую основу систем менеджмента качества, позволяющих организовать выпуск конкурентоспособной продукции. Оценка безопасности и качества продукции осуществляется с помощью подтверждения соответствия требованиям технических регламентов или стандартов. Реализация нормативных актов в управлении качеством продукции позволяет организовать эффективную систему законодательного обеспечения качества и безопасности продукции. Список литературы 1. Ващенко В.К. «Экономика предприятия» - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2008-429с 2. Горфинкель В.Я. «Экономика предприятия» - Москва: ЮНИТИ, 2007-374с 3. Лактионов Б.И. «Метрология, стандартизация и сертификация» - Москва: Высшая школа, 2007-611с 4. Мишин В.М. «Основы стандартизации, метрологии и сертификации» - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2007-519с 5. Радкевич Я.М. «Метрология, стандартизация и сертификация» - Москва: Высшая школа, 2007-767с |
|