Курсовая работа: Проектирование асинхронного двигателяКурсовая работа: Проектирование асинхронного двигателяФедеральное агентство по образованию (Рособразование)Архангельский государственный технический университет Кафедра электротехники и энергетических систем Факультет ПЭ Курс 3 Группа 1 КУРСОВОЙ ПРОЕКТПо дисциплине "Электрические аппараты и машины" На тему "Проектирование асинхронного двигателя" Корельский Вадим Сергеевич Руководитель проекта Ст. преподаватель Н.Б. Баланцева Архангельск 2010 Задание на проект трехфазного асинхронного двигателя c короткозамкнутым ротором Выдано студенту III курса 1 группы факультета ОСП-ПЭ Выполнить расчет и конструктивную разработку асинхронного двигателя со следующими данными: Мощность Рн, кВт ……………………………………………..………… 15 Напряжение Uн, В ……………………………………………….… 220/380 Частота вращения n, мин -1 (об/мин) ………………………………… 1465 Кпд двигателя η …………………………………………...………… 88,5% Коэффициент мощности cos φ ……………………………..………… 0,88 Частота тока f, Гц …………………………………………………..…… 50 Кратность пускового тока Iп/Iн ………………………………………… 7,0 Кратность пускового момента Мп/Мн ………………………………… 1,4 Кратность максимального момента Ммакс/Мн ………………………… 2,3 Конструкция ……………………………………………..………… IМ1001 Режим работы ………………………………………………… длительный Дополнительные требования ..…………………… двигатель 4А160S4У3 Задание выдано " … " ……………….. 2009 г. Руководитель проекта………………………… Срок сдачи " 4 " апреля 2010 г. СОДЕРЖАНИЕ РЕФЕРАТ 1. ВЫБОР ГЛАВНЫХ РАЗМЕРОВ 2. РАСЧЁТ СТАТОРА 2.1 Определение 2.2 Расчет размеров зубцовой зоны статора и воздушного зазора 3. РАСЧЁТ РОТОРА 4. РАСЧЁТ МАГНИТНОЙ ЦЕПИ 5. ПАРАМЕТРЫ РАБОЧЕГО РЕЖИМА 6. РАСЧЁТ ПОТЕРЬ 7. РАСЧЁТ РАБОЧИХ ХАРАКТЕРИСТИК ДВИГАТЕЛЯ 8. РАСЧЁТ ПУСКОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДВИГАТЕЛЯ 8.1 Расчет токов с учетом влияния вытеснения тока и насыщения от полей рассеяния 8.2 Расчёт пусковых характеристик с учётом влияния вытеснения тока и насыщения от полей рассеяния 9. ТЕПЛОВОЙ РАСЧЁТ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ РЕФЕРАТ Корельский В.С. Проектирование асинхронного электрического двигателя. Руководитель – старший преподаватель Баланцева Н.Б. Курсовой проект. Пояснительная записка объёмом 49 страница содержит 7 рисунков, 3 таблицы, 2 источника, графическую часть на формате А1. Ключевые слова: асинхронный электрический двигатель, статор, ротор. Цель курсового проекта – приобретение практических навыков в проектировании электрических аппаратов. На основании списка
источников и технического задания выбраны главные размеры, рассчитана обмотка
статора, ротор, магнитная цепь асинхронного двигателя серии 4А исполнения по
степени защиты IP44, с
короткозамкнутым ротором с чугунными станиной и подшипниковыми щитами, с
высотой оси вращения 160 мм, с меньшим установочным размером по длине станины (S), двух полюсной ( 1. ВЫБОР ГЛАВНЫХ РАЗМЕРОВ 1.1 Согласно таблице 9.8[1]
(стр. 344) при высоте оси вращения
1.2 Принимая, что размеры пазов не зависят от числа полюсов машины, получим приближенное выражение внутреннего диаметра статора, м.
где KD – коэффициент, характеризующий отношение внутреннего и наружного диаметров сердечника статора асинхронной машины серии 4А. При числе полюсов p=4, по таблице 9.9 [1]; принимаем KD = 0,68 1.3 Полюсное деление
1.4 Расчетная мощность, ВА.
где P2 – мощность на валу двигателя, P2 =15∙103 Вт; kE – отношение ЭДС обмотки статора к номинальному напряжению, которое приближенно определяем по рис. 9.20 [1] Принимаем kE = 0,975; 1.5 Электромагнитные нагрузки предварительно определяем по рис 9.22б, (стр. 346 [1]), в зависимости от высоты оси вращения h = 160 мм и степени защиты двигателя IP44 откуда
1.6 Обмоточный коэффициент
(предварительно для однослойной обмотки при 2р =4) принимаем 1.7 Расчетная длина магнитопровода lδ, м
где
1.8 Значение отношения
2. РАСЧЁТ СТАТОРА 2.1 Определение .1.1 Предельные значения
зубцового деления статора Здесь и далее [1] не отмечается ввиду ссылок на один источник (см. список использованной литературы).
2.1.2 Число пазов статора
Принимаем Z1=48, тогда число пазов на полюс и фазу:
2.1.3 Зубцовое деление
статора (окончательно)
2.1.4 Предварительное
число эффективных проводников в пазу
где А – принятое ранее значение линейной нагрузки, А = 32∙103 А/м;
Тогда
2.1.5 Принимаем a=1, тогда
2.1.6 Находим окончательные значения: Число витков в фазе
Линейная нагрузка
Магнитный поток
где kоб1=kр1= 0,958 – обмоточный коэффициент, принимаемый по табл. 3.16 для однослойной обмотки с q=4;
Индукция в воздушном
зазоре
По рисунку 9.22 б (стр.
346 [1]) определяем, что значения 2.1.7 Предварительная
плотность тока в обмотке статора
Величину (AJ1) определяем по рис. 9,27 б (стр. 355 [1]) , АJ1=180 2.1.8 Площадь поперечного сечения эффективного проводника (предварительно), a=1
Сечение эффективного проводника (окончательно): Принимаем
Принимаем обмоточный провод марки ПЭТВ (по приложению 3, стр. 713 [1]):
2.1.9 Плотность тока в обмотке статора (окончательно)
2.2 Расчет размеров зубцовой зоны статора и воздушного зазора Паз статора определяем по рис. 9.29 a, (стр. 361[1]) с соотношением размеров, обеспечивающих параллельность боковых граней зубцов. 2.2.1 По таблице 9.12
(стр. 357[1]) предварительно принимаем
где по табл. 9.13 (стр.
358[1]) для оксидированной стали марки 2013
Высота ярма статора
2.2.2 Размеры паза в
штампе где
Высота паза
2.2.3 Определение размеров b1и b2, мм
Рисунок 1 - Паз статора спроектированного двигателя с короткозамкнутым ротором 2.2.4 Размеры паза в свету с учетом припуска на сборку Припуски по ширине и высоте паза по табл. 9.14[1], мм
Площадь поперечного сечения паза для размещения проводников обмотки
где
2.2.5 Коэффициент заполнения паза
Полученное значение 3. РАСЧЁТ РОТОРА 3.1 Воздушный зазор Принимаем 3.2 Число пазов ротора Принимаем 3.3 Внешний диаметр
ротора
3.4 Длина магнитопровода
ротора
3.5 Зубцовое деление
ротора
3.6 Внутренний диаметр
ротора
где
3.7 Ток в обмотке ротора
где
где
3.8 Площадь поперечного
сечения (предварительно)
где
3.9 Паз ротора определяем
по рис. 9.40 б. Принимаем: Допустимая ширина зубца
где
Размеры паза
3.10 Уточняем ширину зубцов ротора
где
3.11 Площадь поперечного
сечения стержня
Плотность тока в стержне
Результирующая плотность тока получилась на 6,4% меньше предварительно заявленной в п. 3.1.8, что является допустимым отношением Рисунок 2 – Трапецеидальный паз короткозамкнутого ротора полузакрытого типа 3.12 Площадь поперечного
сечения короткозамыкающих колец
где
Откуда
3.13 Размеры короткозамыкающих колец
3.14 Ширина замыкающих
колец
3.15 Средний диаметр
замыкающих колец
4. РАСЧЁТ МАГНИТНОЙ ЦЕПИ Магнитопровод из стали 2013, толщина листа 0,5 мм 4.1 Магнитное напряжение
воздушного зазора
где
4.2 Магнитное напряжение
зубцовой зоны статора
где Расчетная индукция в
зубцах
где
Действительная индукция
где
Принимаем 4.3 Магнитное напряжение
зубцовой зоны ротора
При зубцах по рис. 9.40,
б из табл. 9.20
По табл. П.1.7 для 4.4 Коэффициент насыщения
зубцовой зоны
4.5 Магнитное напряжение ярма статора
Где
При отсутствии радиальных
вентиляционных каналов в статоре 4.6 Магнитное напряжение
ярма ротора
Где
где для четырехполюсных
машин при 0,75
где для 4.7 Магнитное напряжение
на пару полюсов
4.8 Коэффициент насыщения
магнитной цепи
4.9 Намагничивающий ток
Относительное значение
5. ПАРАМЕТРЫ РАБОЧЕГО РЕЖИМА 5.1 Активное сопротивление обмотки статора
где для класса
нагревостайкости изоляции
Длина проводников фазы обмотки
где
Длина вылета лобовой части катушки
где по табл. 9.23
Относительное значение
5.2 Активное сопротивление фазы алюминиевой обмотки ротора
где где
Приводим
где
Относительное значение
5.3 Индутивное сопротивление фазы обмотки статора
Где
Относительное значение
5.4 Индуктивное сопротивление фазы обмотки ротора
где
так как при закрытых
пазах Приводим
Относительное значение
6. РАСЧЁТ ПОТЕРЬ 6.1 Потери в стали основные.
где [
6.2 Поверхностные потери в роторе.
Где
Для
6.3 Пульсационные потери в зубцах ротора.
Где
6.4 Сумма добавочных потерь в стали
где
6.5 Полные потери в стали
6.6 Механические потери
6.7 Холостой ход двигателя
где
7. РАСЧЁТ РАБОЧИХ ХАРАКТЕРИСТИК ДВИГАТЕЛЯ 7.1 Параметры: Сопротивление
Сопротивление
Активная составляющая
тока синхронного холостого тока
Потери, не изменяющиеся
при изменении скольжения
7.2 Рассчитываем рабочие характеристики для различных скольжений s = 0,005; 0,01; 0,015; 0,02; 0,025; 0,03. Результаты расчета сведены в таблицу 1. Данные спроектированного двигателя: Графики рабочих характеристик спроектированного двигателя с короткозамкнутым ротором изображены на рисунках 3, 4, 5, . Таблица 1 – Рабочие характеристики асинхронного двигателя
Рисунок 3 – Зависимость Рисунок 4 – Зависимость Рисунок 5 – Зависимость 8. РАСЧЕТ ПУСКОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДВИГАТЕЛЯ 8.1 Расчет токов с учетом влияния изменения параметров под влиянием эффектавытеснения тока (без учета влияния насыщения от полей рассеяния) Произведём подробный
расчёт пусковых характеристик для Данные спроектированного двигателя: Активное сопротивление
обмотки ротора с учётом влияния эффекта вытеснения тока
Высота стержня в пазу
Приведённая высота
стержня
Если Глубина проникновения
тока
Коэффициент
где
Коэффициент общего
увеличения сопротивления фазы ротора под влиянием эффекта вытеснения тока
где для роторов без
радиальных вентиляционных каналов с литой обмоткой
Индуктивное сопротивление
обмотки ротора с учётом влияния эффекта вытеснения тока
где Согласно тому, что
где
Где
Пусковые параметры. Индуктивное сопротивление
взаимной индукции
Коэффициент
Расчёт токов с учётом
влияния эффекта вытеснения тока
Сопротивление
Сопротивление
Ток в обмотке ротора
Таблица 2 – Расчет токов в пусковом режиме асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором с учетом влияния эффекта вытеснения тока
8.2 Расчёт пусковых характеристик с учётом влияния вытеснения тока и насыщения от полей рассеяния Произведём подробный
расчёт пусковых характеристик для Индуктивные сопротивления обмоток. Фиктивная индукция потока
рассеяния в воздушном зазоре
где
где
При Коэффициент магнитной
проводимости пазового рассеяния обмотки статора с учётом влияния насыщения для
открытого паза
где
где
Коэффициент магнитной
проводимости дифференциального рассеяния обмотки статора с учётом влияния
насыщения
Индуктивное сопротивление
фазы обмотки статора с учётом влияния насыщения
Коэффициент магнитной
проводимости пазового рассеяния обмотки ротора с учётом влияния насыщения и
вытеснения тока
где
где
Коэффициент магнитной
проводимости дифференциального рассеяния ротора с учётом влияния насыщения
Приведённое индуктивное
сопротивление фазы обмотки ротора с учётом влияния эффекта вытеснения тока и насыщения
Коэффициент насыщения
где
Расчёт токов и моментов. Сопротивление
Индуктивное сопротивление
Ток в обмотке ротора
Ток насыщения
Коэффициент насыщения Кратность пускового тока
Кратность пускового
момента
Критическое скольжение
Таблица 3 – Расчет токов в пусковом режиме асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором с учетом влияния эффекта вытеснения тока и насыщения от полей рассеяния
Графики пусковых характеристик спроектированного двигателя с короткозамкнутым ротором изображены на рисунке 6 и рисунке 7. Рисунок 6 – Зависимость Рисунок 7 – Зависимость Спроектированный
асинхронный двигатель удовлетворяет требованиям ГОСТ как по энергетическим
показателям (КПД и 9. ТЕПЛОВОЙ РАСЧЁТ Превышение температуры
внутренней поверхности сердечника статора над температурой воздуха внутри
двигателя
где
где
Перепад температуры в
изоляции пазовой части обмотки
Перепад температуры в
толщине изоляции лобовых частей
где
Превышение температуры
наружной поверхности лобовых частей над температурой воздуха внутри двигателя
Среднее превышение
температуры обмотки статора над температурой воздуха внутри двигателя
Превышение температуры
воздуха внутри двигателя над температурой окружающей среды
где
где
где
Среднее превышение
температуры обмотки статора над температурой окружающей среды
Проверка условий охлаждения двигателя Требуемый для охлаждения
расход воздуха
где
где коэффициент
Расход воздуха,
обеспечиваемый наружным вентилятором
Выполняется условие Нагрев частей двигателя находится в допустимых пределах. Вентилятор обеспечивает необходимый расход воздуха Вывод: спроектированный двигатель отвечает поставленным в техническом задании требованиям. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Копылов, И.П. Проектирование электрических машин [Текст]: Учеб. пособие для вузов / И.П.Копылов, Б.К.Клоков, В.П Морозкин, Б.Ф. Токарев; Под ред. И.П.Копылова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.:Высш. шк., 2002. – 757 с. 2. Кацман, М.М. Электрические машины [Текст]: Учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / М.М. Кацман. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр "Академия", 2003. – 496 с. |
|