Курсовая работа: Проектирование привода пластинчатого конвейераКурсовая работа: Проектирование привода пластинчатого конвейераОглавление Задание Введение 1. Описание назначения и устройства проектируемого привода. 2. Выбор электродвигателя и кинематический расчет. 3. Выбор материалов шестерен и колес и определение допускаемых напряжений. 4. Расчет первой ступени редуктора. 5. Расчет второй ступени редуктора. 6. Основные размеры корпуса и крышки редуктора. 7. Расчет ременной передачи. 8. Расчет тяговой звездочки. 9. Расчет быстроходного вала и расчет подшипников для него. 10. Расчет промежуточного вала и расчет подшипников для него. 11. Расчет тихоходного вала и расчет подшипников для него. 12. Расчет приводного вала и расчет подшипников для него. 13. Смазка. 14. Проверка прочности шпоночных соединений. 15. Расчет зубчатой муфты. 16. Сборка редуктора. Список использованной литературы. Приложение: спецификация редуктора. Задание 8 Проект привода пластинчатого конвейера для транспортировки сырья со склада фабрики в цех. Спроектировать привод пластинчатого конвейера для транспортировки сырья со склада фабрики в цех, состоящий из электродвигателя, клиноременной передачи, цилиндрического прямозубого редуктора, зубчатой муфты, приводного вала и приводных звездочек. Техническая характеристика привода: Окружная сила на звездочках F4, кН: 40. Окружная скорость на звездочках V4, м/с: 0,05. Число зубьев звездочки z: 8. Шаг зубьев звездочки t, мм: 80. Режим работы: легкий. Введение Редуктор является неотъемлемой составной частью современного оборудования. Разнообразие требований, предъявляемых к редукторам, предопределяет широкий ассортимент их типов, типоразмеров, конструктивных исполнений, передаточных отношений и схем сборки. При выполнении проекта используются математические модели, базирующиеся на теоретических и экспериментальных исследованиях, относящихся к объемной и контактной прочности, материаловедению, теплотехнике, гидравлике, теории упругости, строительной механике. Широко используются сведения из курсов сопротивления материалов, теоретической механики, машиностроительного черчения и т. д. Все это способствует развитию самостоятельности и творческого подхода к поставленным проблемам. При выборе типа редуктора для привода рабочего органа (устройства) необходимо учитывать множество факторов, важнейшими из которых являются: значение и характер изменения нагрузки, требуемая долговечность, надежность, КПД, масса и габаритные размеры, требования к уровню шума, стоимость изделия, эксплуатационные расходы. Из всех видов передач зубчатые передачи имеют наименьшие габариты, массу, стоимость и потери на трение. Коэффициент потерь одной зубчатой пары при тщательном выполнении и надлежащей смазке не превышает обычно 0,01. Зубчатые передачи в сравнении с другими механическими передачами обладают большой надежностью в работе, постоянством передаточного отношения из-за отсутствия проскальзывания, возможностью применения в широком диапазоне скоростей и передаточных отношений. Эти свойства обеспечили большое распространение зубчатых передач; они применяются для мощностей, начиная от ничтожно малых (в приборах) до измеряемых десятками тысяч киловатт. К недостаткам зубчатых передач могут быть отнесены требования высокой точности изготовления и шум при работе со значительными скоростями. Одной из целей выполненного проекта является развитие инженерного мышления, в том числе умение использовать предшествующий опыт, моделировать используя аналоги. Для курсового проекта предпочтительны объекты, которые не только хорошо распространены и имеют большое практическое значение, но и не подвержены в обозримом будущем моральному старению. Существуют различные типы механических передач: цилиндрические и конические, с прямыми зубьями и косозубые, гипоидные, червячные, глобоидные, одно- и многопоточные и т. д. Это рождает вопрос о выборе наиболее рационального варианта передачи. При выборе типа передачи руководствуются показателями, среди которых основными являются КПД, габаритные размеры, масса, плавность работы и вибронагруженность, технологические требования, предпочитаемое количество изделий. При выборе типов передач, вида зацепления, механических характеристик материалов необходимо учитывать, что затраты на материалы составляют значительную часть стоимости изделия: в редукторах общего назначения - 85%, в дорожных машинах - 75%, в автомобилях - 10% и т. д. Поиск путей снижения массы проектируемых объектов является важнейшей предпосылкой дальнейшего прогресса, необходимым условием сбережения природных ресурсов. Большая часть вырабатываемой в настоящее время энергии приходится на механические передачи, поэтому их КПД в известной степени определяет эксплуатационные расходы. Наиболее полно требования снижения массы и габаритных размеров удовлетворяет привод с использованием электродвигателя и редуктора с внешним зацеплением. 1. Описание назначения и устройства проектируемого привода Проектируемый привод предназначен для передачи вращательного движения от электродвигателя к приводному валу пластинчатого конвейера. В состав данного привода входят: 1. Электродвигатель. 2. Клиноременная передача. 3. Цилиндрический прямозубый редуктор. 4. Зубчатая муфта. 5. Приводные звездочки. Рассмотрим более подробно составные части привода. Вращательное движение от электродвигателя через клиноременную передачу передается на быстроходный вал редуктора. В качестве электродвигателя широкое применение получили асинхронные двигатели. В этих двигателях значительное изменение нагрузки вызывает несущественное изменение частоты вращения ротора. Цилиндрический прямозубый редуктор передает вращательное движение от двигателя к приводному валу, при этом изменяя угловую скорость и крутящий момент. Зубчатая муфта передает вращательное движение от тихоходного вала редуктора к приводному валу пластинчатого конвейера. Кроме передачи вращательного движения муфта также компенсирует несоосность тихоходного вала редуктора и приводного вала конвейера. Приводные звездочки установлены на приводном валу и приводят в движение цепи конвейера. 2. Выбор электродвигателя и кинематический расчет. Расчет ведем по [1]. Потребляемая мощность привода: Рвых = F4 · V4 = 40 · 103 · 0,05 = 2 кВт. Требуемая мощность двигателя: Рэ потр = Рвых/ ηобщ , где: ηобщ = ηр п · ηред · ηм · ηп - общий КПД привода. ηред – КПД редуктора. ηред = ηцп2 · ηп3 По таблице 1.1 из [1]: ηцп = 0,96…0,98; принимаем ηцп = 0,97 – КПД закрытой цилиндрической передачи; ηп = 0,99 – КПД пары подшипников качения. ηм = 0,98 – КПД муфты. ηр п = 0,94…0,96 – ременная передача; принимаем ηр п = 0,95. ηред = 0,972 · 0,993 = 0,91 ηобщ = 0,95 · 0,91 · 0,98 · 0,99 = 0,84 Рэ потр = 2 / 0,84 = 2,38 кВт. Частота вращения вала электродвигателя: nэ = nвых · Uр п · U1 · U2 , где: Uр п – передаточное число ременной передачи; U1 – передаточное число цилиндрической передачи (1 ступень); U2 – передаточное число цилиндрической передачи (2 ступень). По таблице 1.2 из [1] примем рекомендуемые значения передаточных чисел: Uр п = 3 U1 = 4; U2 = 3. nвых = 60v / (πDзв) = 60 · 0,05 / (3,14 · 0, 204) = 4,68 об/мин Dзв = ztзв / (π · 103) = 8 · 80 / (3,14 · 103) = 0,204 м nэ = 4,68 · 3 · 4 · 3 = 168,5 об/мин По таблице 24.8 [1] выбираем электродвигатель серии 4А: 112МВ8: Р = 3 кВт; n = 700 об/мин. Общее передаточное число привода: Uобщ = Uр п · U1 · U2 = n / nвых = 700/4,68 = 149,6 Возьмем Uр п = 6, тогда: Uред = Uобщ / Uр п = 149,6 / 6 = 24,93 По таблице 1.3 [1]: U1 = Uред / U2 = 24,93 / 4,39 = 5,68 U2 = 0,88 = 0,88 = 4,39 Частота вращения валов: nдв = n = 700 об/мин; n1 = nдв / Uр п = 700 / 6 = 116,7 об/мин; n2 = n1 / U1 = 116,7 / 5,68 = 20,55 об/мин; n3 = nвых = 4,68 об/мин. Угловые скорости валов: ω1 = πn1 / 30 = 3,14 · 116,7 / 30 = 12,2 рад/с; ω2 = πn2 / 30 = 3,14 · 20,55 / 30 = 2,2 рад/с; ω3= ωвых = πn3 / 30 = 3,14 · 4,68 / 30 = 0,49 рад/с. Вращающие моменты на валах: Твых = Т3 = F4 Dзв / 2 = 40 · 103 · 0,204 / 2 = 4080 Н·м; Т2 = Т3 / (ηцп · U2) = 4080 / (0,97 · 4,39) = 958,1 Н·м; Т1 = Т2 / (ηцп · U1) = 958,1 / (0,97 · 5,68) = 173,9 Н·м. Мощности на валах: Р1 = Р · ηр п · ηп = 3 · 0,95 · 0,99 = 2,82 кВт; Р2 = Р1 · ηцп · ηп = 2,82 · 0,97 · 0,99 = 2,71 кВт; Р3 = Р2 · ηцп · ηп = 2,71 · 0,97 · 0,99 = 2,6 кВт; Рвых = Р3 · ηм · ηп = 2,6 · 0,98 · 0,99 = 2,52 кВт. 3. Выбор материалов шестерен и колес и определение допускаемых напряжений По таблице 2.1 [1] выбираем материалы колеса и шестерни. Материал колес – сталь 40Х; термообработка – улучшение: 235…262 НВ2; 248,5 НВСР2; σв = 780 МПа; σт = 640 МПа; τ = 335 МПа. Материал шестерен – сталь 40Х; термообработка – улучшение: 269…302 НВ1; 285,5 НВСР1; σв = 890 МПа; σт = 750 МПа; τ = 380 МПа. Допускаемые контактные напряжения и напряжения изгиба для шестерни и колеса принимаем по таблице 2.2 [1]: [σ]F1 = 1,03HBCP1 = 285,5 · 1,03 = 294 МПа [σ]F2 = 1,03HBCP2 = 248,5 · 1,03 = 256 МПа [σ]H1max = 2,8 σт = 2,8 · 750 = 2100 МПа [σ]H2max = 2,8 σт = 2,8 · 640 = 1792 МПа [σ]F1max = 2,74 HBCP1 = 2,74 · 285,5 = 782,3 МПа [σ]F2max = 2,74 HBCP2 = 2,74 · 248,5 = 680,9 МПа Предел контакта на выносливость: σH01 = 2HBCP1 + 70 = 285,5 · 2 + 70 = 641 МПа σH02 = 2HBCP2 + 70 = 248,5 · 2 + 70 = 567 МПа SH = 1,2 – коэффициент безопасности [2] Коэффициент долговечности: КНL1 = ; КНL2 = ; Базовое число циклов: NH01 = 19,9 · 106; NH02 = 16,6 · 106 [2] Эквивалентное число циклов: NHЕ1 = 60n1ctΣKHE = 60 · 116,7 · 1 · 6408 · 0,13 = 5,8 · 106 NHЕ2 = 60n2ctΣKHE = 60 · 20,55 · 1 · 6408 · 0,13 = 1,03 · 106 c – число зубьев, находящихся в зацеплении за один оборот. Коэффициент эквивалентного числа циклов: KHE = 0,13 – легкий режим работы [3]. Суммарный срок службы передачи: tΣ = 356LКГ24КС = 356 · 10 · 0,3 · 24 · 0,25 = 6408 ч L = 10 – срок службы передачи при легком режиме работы [3]. КГ = 0,3 – коэффициент использования передачи в году [3]. КС = 0,25 - коэффициент использования передачи в сутки [3]. КНL1 = = 1,23; КНL2 = = 1,6 Допускаемые контактные напряжения: [σ]H1 = = = 657 МПа [σ]H2 = = = 756 МПа Для дальнейших расчетов принимаем: [σ]H = [σ]H1 = 657 МПа. 4. Расчет первой ступени редуктора Исходные данные: U1 = 5,68; Т2 = 958,1 Н·м; n2 = 20,55 об/мин. Межосевое расстояние из условия контактной прочности зубьев: α1 = Кα(U1 + 1) = 495 · (5,68 + 1) = 199,2 мм. Кα = 495 – для прямозубых передач, [3]. КНβ = 1 – при постоянной нагрузке. Принимаем α1 = 200 мм. m = (0,01-0,02) α1 = 2-4 мм, принимаем m = 2 мм. z1 = 2α1 / m(U1 + 1) = 2 · 200 / 2 · (5,68 + 1) = 30 z2 = z1U1 = 30 · 5,68 = 170 d1 = m z1 = 2 · 30 = 60 мм da1 = d1 + 2m = 60 + 2 · 2 = 64 мм dt1 = d1 – 2,5m = 60 – 2,5 · 2 = 55 мм d2 = m z2 = 2 · 170 = 340 мм da2 = d2 + 2m = 340 + 2 · 2 = 344 мм dt2 = d2 – 2,5m = 340 – 2,5 · 2 = 335 мм b2 = ψва · α1 = 0,315 · 200 = 63 мм b1 = b2 + 5 = 63 + 5 = 68 мм Коэффициент формы зуба: уF1 = 4,07, уF2 = 3,6 [2]. Усилия в зацеплении: окружное: Ft1 = Ft2 = 2Т1 / d1 = 2 · 173,9 / 0,06 = 5797 H радиальное: Fr1 = Fr2 = Ft1 · tgα = 5797 · tg 20° = 2110 H [σF1] / уF1 = 294 / 4,07 = 72 МПа; [σF2] / уF2 = 256 / 3,6 = 71 МПа 71<72 – следовательно, расчет на изгиб ведем по зубьям колеса. Коэффициент нагрузки: КF = КFβ · KFV = 1,04 · 1,25 = 1,3 КFβ = 1,04 [1], KFV = 1,25 [1]. Напряжение изгиба в зубьях колеса: σF2 = Ft2 · КF · уF2 / b2 · m = 5797 · 1,3 · 3,6 / 63 · 2 = 215 МПа<[σ]F2 = 256 МПа Прочность зубьев по изгибу обеспечена. Напряжение изгиба при перегрузке: σFmax = σF · Тmax / Тном = 215 · 2,2 = 473 < [σFmax] = 681 МПа Проверочный расчет зубьев по контактному напряжению: σН = = = 595 МПа < [σ]Н=657 МПа КН = КНα· КНβ · КНV = 1 · 1 · 1,05 = 1,05 КНα = 1 [2]; КНβ = 1 [2]; КНV = 1,05 [2]. Проверка контактных напряжений при перегрузке: σmax = σН · = 595 · = 882 МПа < [σ]Hmax = 1792 МПа Окружная скорость в зацеплении: V1 = = 3,14 · 0,06 · 116,7 / 60 = 0,37 м/с Назначим 8 степень точности изготовления зубьев, [2]. 5. Расчет второй ступени редуктора Исходные данные: U2 = 4,39; Т3 = 4080 Н·м; n3 = 4,68 об/мин. Межосевое расстояние из условия контактной прочности зубьев: α2 = Кα(U2 + 1) = 495 · (4,39 + 1) = 309 мм. Кα = 495 – для прямозубых передач, [3]. КНβ = 1 – при постоянной нагрузке. Принимаем α2 = 315 мм. m = (0,01-0,02) α2 = 3,15-6,3 мм, принимаем m = 4 мм. z1 = 2α2 / m(U2 + 1) = 2 · 315 / 4 · (4,39 + 1) = 29 z2 = z1U2 = 29 · 4,39 = 127 d1 = m z1 = 4 · 29 = 116 мм da1 = d1 + 2m = 116 + 2 · 4 = 124 мм dt1 = d1 – 2,5m = 116 – 2,5 · 4 = 106 мм d2 = m z2 = 4 · 127 = 508 мм da2 = d2 + 2m = 508 + 2 · 4 = 516 мм dt2 = d2 – 2,5m = 508 – 2,5 · 4 = 498 мм b2 = ψва · α2 = 0,315 · 315 = 100 мм b1 = b2 + 5 = 100 + 5 = 105 мм Коэффициент формы зуба: уF1 = 4,07, уF2 = 3,6 [2]. Усилия в зацеплении: окружное: Ft1 = Ft2 = 2Т2 / d1 = 2 · 958,1 / 0,116 = 16518 H радиальное: Fr1 = Fr2 = Ft1 · tgα = 16518 · tg 20° = 6012 H [σF1] / уF1 = 294 / 4,07 = 72 МПа; [σF2] / уF2 = 256 / 3,6 = 71 МПа 71<72 – следовательно, расчет на изгиб ведем по зубьям колеса. Коэффициент нагрузки: КF = КFβ · KFV = 1,04 · 1,25 = 1,3 КFβ = 1,04 [1], KFV = 1,25 [1]. Напряжение изгиба в зубьях колеса: σF2 = Ft2 · КF · уF2 / b2 · m = 16518 · 1,3 · 3,6 / 100 · 4 = 193 МПа<[σ]F2 = 256 МПа Прочность зубьев по изгибу обеспечена. Напряжение изгиба при перегрузке: σFmax = σF · Тmax / Тном = 193 · 2,2 = 424 < [σFmax] = 681 МПа Проверочный расчет зубьев по контактному напряжению: σН = = = 580 МПа < [σ]Н=657 МПа КН = КНα· КНβ · КНV = 1 · 1 · 1,05 = 1,05 КНα = 1 [2]; КНβ = 1 [2]; КНV = 1,05 [2]. Проверка контактных напряжений при перегрузке: σmax = σН · = 580 · = 860 МПа < [σ]Hmax = 1792 МПа Окружная скорость в зацеплении: V2 = = 3,14 · 0,116 · 20,55 / 60 = 0,12 м/с Назначим 8 степень точности изготовления зубьев, [2]. 6. Основные размеры корпуса и крышки редуктора Толщина стенок: δ = 0,025α2 + 3 = 0,025 · 315 + 3 = 11 мм δ1 = 0,02α2 + 3 = 0,02 · 315 + 3 = 9 мм Принимаем: δ = δ1 = 11 мм Толщина поясов стыка: b = b1 = 1,5δ = 1,5 · 11 = 16 мм Толщина бобышки крепления на раму: p = 2,35δ = 2,35 · 11 = 26 мм Диаметры болтов: d1 = 0,03α2 + 12 = 0,03 · 315 + 12 = 22 мм – М22 d2 = 0,75d1 = 0,75 · 22 = 16,5 мм – М16 d3 = 0,6d1 = 0,6 · 22 = 13,2 мм – М14 d4 = 0,5d1 = 0,5 · 22 = 11 мм – М12 7. Расчет ременной передачи По номограмме 5.2 принимаем ремень типа Б. Минимально допустимый диаметр ведущего шкива находим из табл. 5.4. [1] d1min = 125 мм Принимаем: d1 = 125 мм Диаметр ведомого шкива: d2 = d1 · Uр п (1 – ε), где ε = 0,015 – коэффициент скольжения. d2 = 125 · 6 · (1 – 0,015) = 718,8 мм Принимаем: d2 = 710 мм из стандартного ряда. Фактическое передаточное число: UФ = d2 / d1(1 – ε) = 710 / (125 · (1 – 0,015)) = 5,9 ΔU = · 100% = 1,7% < 3% Ориентировочное межосевое расстояние: α ≥ 0,55(d1 + d2) + h(H), где h(H) = 10,5 из [3] α ≥ 0,55(125 + 710) + 10,5 = 470 мм Расчетная длина ремня: L = 2α + (d1 + d2) + (d2 - d1)2 / 4α = = 2 · 470 + (125 + 710) + (710 - 125)2 / 4 · 470 = 2433 мм Принимаем: L = 2500 мм. Уточнение значения межосевого расстояния: α = (2L - π(d1 + d2) + ) = = (2 · 2500 – 3,14 · 835 + ) = 510,8 мм Принимаем: α = 500 мм. Угол обхвата ремнем ведущего шкива: α1 = 180° - 57° = 180° - 57° = 113,3° Определяем допускаемую мощность, передаваемую одним клиновым ремнем: [Pn] = [P0] Cp Cα Cl Cz , где [P0] = 3,82 кВт определяем из табл. 5.5 из условия: v = π d1 n1 / 60 · 103 = 3,14 · 125 · 700 / 60 · 103 = 4,58 м/с Из табл. 5.2: Cp = 1; Cα = 0,86; Cl = 1,04; Cz = 0,98. [Pn] = 3,82 · 1 · 0,86· 1,04· 0,98 = 3,35 кВт. Количество клиновых ремней: Z = Pном / [Pn] = 3 / 3,35 = 0,89, принимаем: Z =1. Сила предварительного натяжения: F0 = = = 673,3H Окружная сила: Ft = Pном · 103 / v = 3 · 103 / 4,58 = 655 H Силы натяжения: F1 = F0 + Ft / 2z = 673,3 + 655 / 2 · 1 = 1001 H F2 = F0 - Ft / 2z = 673,3 - 655 / 2 · 1 = 345,8 H Cила давления на вал: Fоп = 2 F0 z sin(α1/2) = 2 · 673,3 · 1 · sin(113,3 / 2) = 1124,9 H 8. Расчет тяговой звездочки Выберем цепь: М112-1-80-2 ГОСТ 588-81. Шаг цепи: t = 80 мм. Окружная сила на звездочке: F4 = 40 кН. Скорость тяговой цепи: V4 = 0,05 м/с. Число зубьев звездочки: Z = 8. DЦ = 21 мм – диаметр элемента зацепления. Геометрическая характеристика зацепления: λ = t / DЦ = 80 / 21 = 3,81 Шаг зубьев звездочки: tZ = t = 80 мм. Диаметр делительной окружности: в шагах: dt = cosec (180º / z) = cosec (180 / 8) = 2,6131; в мм: dд = dt · t = 2,6131 · 80 = 209 мм. Диаметр наружной окружности: De = t(K + KZ – 0,31 / λ) = 80(0,7 + 2,41 – 0,31 / 3,81) = 242 мм К = 0,7 – коэффициент высоты зуба, KZ = ctg (180º / z) = ctg (180º / 8) = 2,41 – коэффициент числа зубьев. Диаметр окружности впадин: Di = dд – (DЦ + 0,175) = 209 – (21 + 0,175) = 185,47 мм. Радиус впадины зубьев: R = 0,5(DЦ – 0,05t) = 0,5 · (21 – 0,05 · 80) = 8,5мм. Половина угла заострения зуба: γ = 13 - 20º; γ = 16 º Угол впадины зуба: β = 2 γ + 360º / z = 2 · 16 + 360º / 8 = 77 º Ширина зуба звездочки: bfmax = 0,9b3 – 1 = 0,9 · 31 – 1 = 26,9 мм; bfmin = 0,87b3 – 1,7 = 0,87 · 31 – 1,7 = 25,27 мм; bf = 26,085 мм. Ширина вершины зуба: b = 0,83 bf = 0,83 · 26,085 = 21,65 мм. Диаметр венца: DC = tKZ – 1,3h = 80 · 2,41– 1,3 · 40 = 140 мм. Окружная сила на звездочке: F4 = 40 кН. Центробежная сила на валы и опоры не передается. Нагрузку на них от полезного натяжения и собственной силы тяжести цепи условно принимают равной: Fr = 1,15Ft = 1,15 · 40 = 46 кН. 9. Расчет быстроходного вала и расчет подшипников для него Диаметр выходного конца вала, исходя из расчета на кручение: d1 = = = 32,6 мм Принимаем: выходной диаметр Ø34 мм, под подшипники – Ø40 мм. Ft1 = 5797 H, Fr1 = 2110 H, Fоп = 1124,9 H, d = 46,5 мм, e = 65,5 мм, f = 195,5 мм. Определим реакции опор: RСY = Fr1 f / (e+f) = 2110 · 195,5 / 261 = 1580 H RDY = Fr1 e / (e+f) = 2110 · 65,5 / 261 = 530 H RCX = (Fоп · (d + e + f) + Ft1 · f) / (e+f) = = (1124,9 · 307,5 + 5797 · 195,5) / 261 = 5668 Н RDX = (Fоп · d - Ft1 · e) / (e+f) = (1124,9 · 46,5 - 5797 · 65,5) / 261 = -1253,9Н Проверка: ΣХ = 0: Fоп – RCX + Ft1 + RDX = 0 1124,9 – 5668 + 5797 – 1253,9 = 0 Суммарные реакции: RC = = = 5884 H RD = = = 1361 H Материал вала – сталь 40X, НВ = 240, σв = 780 МПа, σт = 540 МПа, τт = 290 МПа, σ-1 = 360 МПа, τ-1 = 200 МПа, ψτ = 0,09, [2]. Расчет вала в опасном сечении на сопротивление усталости. σа = σu = Мсеч / 0,1d13 = 272 · 103 / 0,1 · 603 = 12,6 МПа τа = τк /2 = Т1 / 2 · 0,2d13 = 173,9 · 103 / 0,4 · 603 = 2 МПа Кσ / Кdσ = 3,8 [2]; Кτ / Кdτ = 2,2 [2]; KFσ = KFτ = 1 [2]; KV = 1 [2]. KσД = (Кσ / Кdσ + 1 / КFσ – 1) · 1 / KV = (3,8 + 1 – 1) · 1 = 3,8 KτД = (Кτ / Кdτ + 1 / КFτ – 1) · 1 / KV = (2,2 + 1 – 1) · 1 = 2,2 σ-1Д = σ-1 / KσД = 360 / 3,8 = 94,7 МПа τ-1Д = τ -1 / KτД = 200 / 2,2 = 91 МПа Sσ = σ-1Д / σа = 94,7 / 12,6 = 7,5; Sτ = τ -1Д / τ а = 91 / 2 = 45,5 S = Sσ Sτ / = 7,5 · 45,5 / = 7,4 > [S] = 2,5 Прочность вала обеспечена. Выбор типа подшипника. Осевые нагрузки отсутствуют, поэтому берем радиальные шарикоподшипники №308, С = 41 кН, С0 = 22,4 кН, d×D×B = 40×90×23 QA = RС Kδ KT = 5884 · 1,3 · 1 = 7649 H Ресурс подшипника: Lh = a23(C / QA)m (106 / 60n1) = 0,8 · (41 / 7,649)3 · (106 / 60 · 116,7) = 10,8 · 104 ч 10,8 · 104 ч > [t] = 2,5 · 104 ч Подшипник подходит. 10. Расчет промежуточного вала и расчет подшипников для него Диаметр вала, исходя из расчета на кручение: d2 = = = 57,6 мм Принимаем: диаметр под подшипники – Ø60 мм, под колесо – Ø70мм. Ft2 = 5797 H, Fr2 = 2110 H, k = 69,5 мм, l = 111,5 мм, m = 88 мм. Ft3 = 16518 H, Fr3 = 6012 H. Реакции опор: в плоскости xz: RFX = (Ft2k + Ft3(k+l))/(k+l+m) =(5797·69,5 + 16518·181)/269 = 12612 Н; REX = (Ft3m + Ft2(m+l))/(k+l+m) =(16518·88 + 5797·199,5)/269 = 9702 Н; Проверка: RFX + REX - Ft2 – Ft3 = 12612 + 9702 - 5797 – 16518 = 0. в плоскости yz: RFY = (Fr2k + Fr3(k+l))/(k+l+m) =(2110·69,5 + 6012·181)/269 = 4590 Н; REY = (Fr3m + Fr2(m+l))/(k+l+m) =(6012·88 + 2110·199,5)/269 = 3532 Н; Проверка: RFY + REY – Fr2 – Fr3 = 4590 + 2532 – 2110 - 6012 = 0. Суммарные реакции: RF = = = 13421 H; RE = = = 10325 H; Опасное сечение – место под колесо второй цилиндрической передачи. Материал вала – сталь 40Х, НВ = 240, σв = 780 МПа, σт = 540 МПа, τт = 290 МПа, σ-1 = 360 МПа, τ-1 = 200 МПа, ψτ = 0,09, [2]. Найдем значения изгибающих моментов в наиболее опасном сечении: Му = REX(k+l) – Ft2l = 9702 · 0,181 – 5797 · 0,1115 = 1110 Н·м; Мх = REY(k+l) – Fr2l= 3532 · 0,181 – 2110 · 0,1115 = 404 Н·м; Мсеч = = = 1181 Н·м. Расчет вала в опасном сечении на сопротивление усталости. σа = σu = Мсеч / 0,1d3 = 1181 · 103 / 0,1 · 1163 = 7,6 МПа τа = τк /2 = Т2 / 2 · 0,2d3 = 958,1 · 103 / 0,4 · 1163 = 1,5 МПа Кσ / Кdσ = 3,8 [2]; Кτ / Кdτ = 2,2 [2]; KFσ = KFτ = 1 [2]; KV = 1 [2]. KσД = (Кσ / Кdσ + 1 / КFσ – 1) · 1 / KV = (3,8 + 1 – 1) · 1 = 3,8 KτД = (Кτ / Кdτ + 1 / КFτ – 1) · 1 / KV = (2,2 + 1 – 1) · 1 = 2,2 σ-1Д = σ-1 / KσД = 360 / 3,8 = 94,7 МПа τ-1Д = τ -1 / KτД = 200 / 2,2 = 91 МПа Sσ = σ-1Д / σа = 94,7 / 7,6 = 12,5; Sτ = τ -1Д / τ а = 91 / 1,5 = 60,6 S = Sσ Sτ / = 12,5 · 60,6 / =12,2 > [S] = 2,5 Прочность вала обеспечена. Выбор типа подшипника Осевые нагрузки отсутствуют, поэтому берем радиальные шарикоподшипники №312, С = 81,9 кН, С0 = 48 кН, d×D×B = 60×130×31 QA = RF Kδ KT = 13421 · 1,3 · 1 = 17447H Ресурс подшипника: Lh = a23(C / QA)m (106 / 60n2) = 0,8 · (81,9 / 17,447)3 · (106 / 60 · 20,55) = 6,7 · 104 ч 6,7 · 104 ч > [t] = 2,5 · 104 ч Подшипник подходит. 10. Расчет тихоходного вала и расчет подшипников для него Диаметр выходного конца вала, исходя из расчета на кручение: d3 = = = 83,4 мм Принимаем: выходной диаметр Ø90 мм, под подшипники – Ø100 мм, под колесо - Ø110 мм. Усилие от муфты: FM = 250 = 250 = 15968 H Ft4 = 16518 H, Fr4 = 6012 H, a = 96 мм, b = 189 мм, с = 83,5 мм. Реакции от усилий в зацеплении: RAx(a + b) – Ft4b = 0; RAx = Ft4b / (a + b) = 16518 · 189 / 285 = 10954 H RBx = Ft4 - RAx = 16518 – 10954 = 5564 H Mx = RBxb = 5564 · 0,189 = 1052 H · м RAy = Fr4b / (a + b) = 6012 · 189 / 285 = 3987 H RBy = Fr4 - RAy = 6012 – 3987 = 2025 H My = RByb = 2025 · 0,189 = 383 H · м Реакции от усилия муфты: FM(a + b + c) – RAFм(a + b) = 0; RAFм = FM(a + b + c) / (a + b) = 15968 · 368,5 / 285 = 20646 H RBFм = RAFм - FM = 20646 – 15968 = 4678 H RA = = = 11657 H RB = = = 5921 H Для расчета подшипников: RA' = RA + RAFм = 11657 + 20646 = 32303 H RB' = RB + RBFм = 5921 + 4678 = 10599 H Опасное сечение I – I. Концентрация напряжений в сечении I – I вызвана напрессовкой внутреннего кольца подшипника на вал с натягом. Материал вала – сталь 40Х, НВ = 240, σв = 780 МПа, σт = 540 МПа, τт = 290 МПа, σ-1 = 360 МПа, τ-1 = 200 МПа, ψτ = 0,09, [2]. Расчет вала в сечении I - I на сопротивление усталости. σа = σu = МAFм / 0,1d33 = 1333 · 103 / 0,1 · 1003 = 13,3 МПа τа = τк /2 = Т3 / 2 · 0,2d33 = 4080 · 103 / 0,4 · 1003 = 10,2 МПа Кσ / Кdσ = 3,8 [2]; Кτ / Кdτ = 2,2 [2]; KFσ = KFτ = 1 [2]; KV = 1 [2]. KσД = (Кσ / Кdσ + 1 / КFσ – 1) · 1 / KV = (3,8 + 1 – 1) · 1 = 3,8 KτД = (Кτ / Кdτ + 1 / КFτ – 1) · 1 / KV = (2,2 + 1 – 1) · 1 = 2,2 σ-1Д = σ-1 / KσД = 360 / 3,8 = 94,7 МПа τ-1Д = τ -1 / KτД = 200 / 2,2 = 91 МПа Sσ = σ-1Д / σа = 94,7 / 13,3 = 7,1; Sτ = τ -1Д / τ а = 91 / 10,2 = 8,9 S = Sσ Sτ / = 7,1 · 8,9 / = 5,5 > [S] = 2,5 Прочность вала обеспечена. Выбор типа подшипника. Осевые нагрузки отсутствуют, поэтому берем радиальные шарикоподшипники №320, С = 174 кН, С0 = 132 кН, d×D×B = 100×215×47 QA = RA' Kδ KT = 32303 · 1,3 · 1 = 41994 H Ресурс подшипника: Lh = a23(C / QA)m (106 / 60n4) = 0,8 · (174 / 41,994)3 · (106 / 60 · 4,68) = 20,2 · 104 ч 20,2 · 104 ч > [t] = 2,5 · 104 ч Подшипник подходит. 12. Расчет приводного вала и расчет подшипников для него Диаметр выходного конца вала, исходя из расчета на кручение: dпр = = = 83,4 мм Принимаем: выходной диаметр Ø90 мм, под подшипники – Ø100 мм, под тяговую звездочку – Ø110 мм. Усилие от муфты: FM = 250 = 250 = 15968 H Ft = F4 = 40000 H, Fr = 46000 H, p = 100 мм, s = 200 мм, t = 200 мм. Реакции от усилий в зацеплении: RLx(s + t) – Fts = 0; RLx = Fts / (s + t) = 40000 · 0,2 / 0,4 = 20000 H RKx = Ft – RLx = 40000 – 20000 = 20000 H My = RKxs = 20000 · 0,2 = 4000 H · м RLy = Frs / (s + t) = 46000 · 0,2 / 0,4 = 23000 H RKy = Fr – RLy = 46000 – 23000 = 23000 H Mx = RKys = 23000 · 0,2 = 4600 H · м Реакции от усилия муфты: FM(s + t + p) – RLFм(s + t) = 0; RLFм = FM(s + t + p) / (s + t) = 15968 · 0,5 / 0,4 = 19960 H RKFм = RLFм - FM = 19960 – 15968 = 3992 H RL = = = 30480 H RK = = = 30480 H Для расчета подшипников: RL' = RL + RLFм = 30480 + 19960 = 50440 H RK' = RK + RKFм = 30480 + 3992 = 34472 H Опасное сечение I – I. Концентрация напряжений в сечении I – I вызвана напрессовкой внутреннего кольца подшипника на вал с натягом. Материал вала – сталь 40Х, НВ = 240, σв = 780 МПа, σт = 540 МПа, τт = 290 МПа, σ-1 = 360 МПа, τ-1 = 200 МПа, ψτ = 0,09, [2]. Расчет вала в сечении I - I на сопротивление усталости. σа = σu = МLFм / 0,1d43 = 1597 · 103 / 0,1 · 1003 = 16 МПа τа = τк /2 = Твых / 2 · 0,2d43 = 4080 · 103 / 0,4 · 1003 = 10,2 МПа Кσ / Кdσ = 3,8 [2]; Кτ / Кdτ = 2,2 [2]; KFσ = KFτ = 1 [2]; KV = 1 [2]. KσД = (Кσ / Кdσ + 1 / КFσ – 1) · 1 / KV = (3,8 + 1 – 1) · 1 = 3,8 KτД = (Кτ / Кdτ + 1 / КFτ – 1) · 1 / KV = (2,2 + 1 – 1) · 1 = 2,2 σ-1Д = σ-1 / KσД = 360 / 3,8 = 94,7 МПа τ-1Д = τ -1 / KτД = 200 / 2,2 = 91 МПа Sσ = σ-1Д / σа = 94,7 / 16 = 5,9; Sτ = τ -1Д / τ а = 91 / 10,2 = 8,9 S = Sσ Sτ / = 5,9 · 8,9 / = 4,9 > [S] = 2,5 Прочность вала обеспечена. Выбор типа подшипника. Осевые нагрузки отсутствуют, поэтому берем радиальные шарикоподшипники №320, С = 174 кН, С0 = 132 кН, d×D×B = 100×215×47 QA = RA' Kδ KT = 50440 · 1,3 · 1 = 65572 H Ресурс подшипника: Lh = a23(C / QA)m (106 / 60n4) = 0,8 · (174 / 65,572)3 · (106 / 60 · 4,68) = 2,7 · 104 ч 2,7 · 104 ч > [t] = 2,5 · 104 ч Подшипник подходит. 13. Смазка Смазка зубчатых зацеплений осуществляется окунанием одного из зубчатых колес в масло на полную высоту зуба. Вязкость масла по [2]: V1 = 0,37 м/с – V40° = 33 мм2/с V2 = 0,12 м/с – V40° = 35 мм2/с V40°ср = 34 мм2/с По [2] принимаем масло индустриальное И-Г-А-32, у которого V40°C = 29-35 мм2/с. Подшипники смазываются тем же маслом, что и зацепления за счет разбрызгивания масла и образования масляного тумана. 14. Проверка прочности шпоночных соединений Напряжение смятия: σсм = 2М / d(l – b)(h – t1) < [σ]см = 120 МПа Быстроходный вал Ø34 мм, шпонка 10 × 8 × 40, t1 = 5 мм. σсм = 2 · 173,9 · 103 / 34 · (40 – 10)(8 – 5) = 113 МПа < [σ]см Промежуточный вал Ø70 мм, шпонка 20 × 12 × 100, t1 = 7,5 мм. σсм = 2 · 958,1 · 103 / 70 · (100 – 20)(12 – 7,5) = 76 МПа < [σ]см
Тихоходный вал Ø90 мм, шпонка 24 × 14 × 100, t1 = 9 мм. σсм = 2 · 4080 · 103 / 90 · (100 – 24)(14 – 9) = 118,3 МПа < [σ]см Тихоходный вал Ø110 мм, шпонка 28 × 16 × 100, t1 = 10 мм. σсм = 2 · 4080 · 103 / 110 · (100 – 28)(16 – 10) = 106 МПа < [σ]см Приводной вал Ø90 мм, шпонка 24 × 14 × 100, t1 = 9 мм. σсм = 2 · 4080 · 103 / 90 · (100 – 24)(14 – 9) = 118,3 МПа < [σ]см Приводной вал Ø110 мм, шпонка 28 × 16 × 100, t1 = 10 мм. σсм = 2 · 4080 · 103 / 110 · (100 – 28)(16 – 10) = 106 МПа < [σ]см 15. Расчет зубчатой муфты В приводе будем использовать зубчатую муфту. Выбор муфты производится в зависимости от диаметра вала и передаваемого крутящего момента по критерию: Трасч = k · Тдл. ≤ Ттабл. Принимаем k = 1, тогда: Трасч = Т3 = 4080 Н·м Диаметр муфты: dМ ≥ 10 = 10 = 122 мм qM = 0,2 – 0,25 kМ = 4 – 6 – при твердости 40-50 HRC Выбираем зубчатую муфту dМ = 125 мм, Т = 50000 Н · м, mм = 4 мм, zм = 56, bм = 35 мм [4]. 16. Сборка редуктора Детали перед сборкой промыть и очистить. Сначала собираем валы редуктора. Ставим колеса, устанавливаем подшипники, закладываем шпонки. Далее устанавливаем валы в корпус редуктора. Закрываем редуктор крышкой и стягиваем стяжными болтами. Устанавливаем крышки подшипников. После этого редуктор заполняется маслом. Обкатываем 4 часа, потом промываем. Список использованной литературы 1. П.Ф. Дунаев, С.П.Леликов – Конструирование узлов и деталей машин, Москва, «Высшая школа», 1984 г. 2. С.А. Чернавский и др. – Курсовое проектирование деталей машин, Москва, «Машиностроение», 1988 г. 3. М.Н. Иванов – Детали машин, Москва, «Высшая школа», 1998 г. 4. А.Е. Шейнблит – Курсовое проектирование деталей машин, Калининград, «Янтарный сказ», 2002 г. |
|