Курсовая работа: Расчет трехфазного асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором на мощность 45 киловатт
Курсовая работа: Расчет трехфазного асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором на мощность 45 киловатт
СОДЕРЖАНИЕ
АННОТАЦИЯ
ВВЕДЕНИЕ
1 АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР
1.1
Современные серии
электрических машин
1.2
Основные
тенденции в электромашиностроении
2 РАСЧЕТЫ И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
2.1 Техническое задание
2.2 Выбор аналога двигателя
2.3 Размеры, конфигурация и материал магнитной цепи двигателя
2.4 Обмотка статора
2.5 Обмотка короткозамкнутого ротора
2.6 Расчет магнитной цепи
2.7 Активные и индуктивные сопротивления обмоток
2.8 Режим холостого хода и номинальный
2.9 Рабочие характеристики
2.10 Максимальный момент
2.11 Начальный пусковой момент и пусковые токи
2.12 Расчет
механической характеристики двигателя и зависимости пускового тока от
скольжения
2.13 Тепловой и вентиляционный расчеты
2.14 Масса двигателя и динамический момент инерции ротора
2.15 Расчет надежности обмотки статора
2.16 Механический расчет вала и подбор подшипников качения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
АННОТАЦИЯ
Темников Ю.В. Двигатель асинхронный трехфазный, мощность 45 кВт, 6
полюсов.
Страниц: 48
Иллюстраций: 7
Приложений: 4
Таблиц: 2
Представлены результаты расчета трехфазного асинхронного двигателя с
короткозамкнутым ротором на мощность 45 киловатт, число полюсов равно 6, линейное
напряжение сети: при соединении в треугольник – 380В, при соединении в звезду –
660В, частота питающей сети 50 Гц.
Спроектирован асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором.
Высота оси вращения – 250мм, магнитопроводы статора и ротора выполнены из
стальной ленты, марка стали – 2411, обмоточный провод ПЭТ-155, обмотка ротора
из алюминия марки АКМ12-4, станина литая из чугуна, класс нагревостойкости
изоляции F.
Расчеты выполнены с учетом рекомендаций, изложенных в учебных пособиях
Гольдберга О.Д. «Проектирование электрических машин»[1] и Гурина Я.С.
«Проектирования серий электрических машин» [2].
ВВЕДЕНИЕ
Асинхронный электродвигатель - двухобмоточный электрический двигатель,
одна из обмоток которого питается от сети переменного напряжения, а другая
замкнута накоротко или на сопротивление.
Асинхронные двигатели находят широкое применение в хозяйстве. По разным
данным, около 70% всей электрической энергии, преобразуемой в механическую
вращательного или поступательного движения, потребляется асинхронными
электродвигателями.
Широкое применение асинхронных двигателей связано с простотой их
конструкции, ее технологичностью и минимальными затратами в эксплуатации, по
сравнению с другими видами электрических машин, таких как двигатели постоянного
тока, синхронными двигателями и т.д.
Трехфазный асинхронный электродвигатель, традиционного исполнения,
выполняющего вращательное движение (конструкция такого двигателя впервые была
предложена М.О. Доливо-Добровольским в 1889 году) состоит из двух основных
частей: неподвижного статора и вращающегося ротора.
Статор состоит из станины, в которую впрессован сердечник статора –
магнитопровод статора с распределенной обмоткой. Назначение сердечника –
создание вращающегося магнитного поля. Магнитопровод состоит из штампованных,
изолированных друг от друга листов электротехнической изотропной (в крупных
машинах – анизотропной) стали, толщиной (в зависимости от размеров и
необходимых параметров машины) от 0,28 до 1мм.
Сердечник ротора двигателя, аналогично сердечнику статора, набирается из
листов электротехнической стали. Обмотки роторов бывают короткозамкнутые, из
алюминиевого литья, и фазные, которые, аналогично обмотке статора, выполнены из
изолированного медного провода, концы обмоток выводятся на контактные кольца,
закрепленные на вале ротора, далее, посредством щеточного контакта, к обмотке
ротора можно подключить пусковой реостат.
В данном курсовом проекте речь пойдет о трехфазном асинхронном двигателе
с короткозамкнутым ротором.
1.
АНАЛИТИЧЕСКИЙ
ОБЗОР
1.1
Современные
серии электрических машин
В 70-е годы была
разработана и внедрена серия электродвигателей 4А, основным критерием при
проектировании которой был принят минимум суммарной стоимости двигателя в
производстве и эксплуатации. Переход на новую привязку мощностей и установочных
размеров электродвигателей позволил получить большую экономию дефицитных
материалов. Впоследствии серия была модернизирована, вследствие чего несколько
улучшены виброакустические и некоторые энергетические показатели электрических
двигателей. Серия получила название 4АМ.
В связи со все
возраставшими требованиями мирового электромашиностроения к асинхронным
двигателям на замену двум предыдущим сериям 4А и 4АМ в 80-х годах бывшей
организацией социалистических стран ИНТЕРЭЛЕКТРО была разработана
унифицированная серия асинхронных электродвигателей АИ. Двигатели серии АИ
отличаются повышенными надежностью и перегрузочной способностью – расширенным
диапазоном регулирования, улучшенными энергетическими и виброакустическими
характеристиками.
Распад Советского Союза
на суверенные государства привел к тому, что многие заводы электротехнической
промышленности, монопольно выпускавшие отдельные габариты единой серии АИ,
оказались за рубежом. Поэтому в НИПТИЭМ разработана новая серия асинхронных
электродвигателей 5А (взаимозаменяемых с электродвигателями АИР, 4А) на замену
тем габаритам, производство которых осталось за границей России.
При разработке серии 5А
учтены изменившиеся требования к асинхронным электродвигателям для повышения
конкурентоспособности их на мировом рынке. На многих типоразмерах двигателей
улучшены энергетические, виброакустические показатели, а так же моментные
характеристики.
Общая характеристика
двигателей серии АИ и5А
Привязка мощностей и
установочных размеров электрических двигателей серии АИ аналогична привязке
серий 4А, 4AМ и охватывает диапазон 0,06…400 кВт (при частоте вращения 1500
оборотов в минуту). Серия состоит из 17 габаритов, характеризуемых значениями
оси вращения от 50 до 355 мм. Двигатели выпускается на частоты вращения 3000,
1500, 1000, 750, 600 и 500 оборотов в минуту.
Структура серии
предусматривает следующие группы исполнений:
· основное;
· модификации по характеристикам с
повышенным пусковым моментом,электрические двигатели с повышенным скольжением,
многоскоростные двигатели, электрические двигатели с фазным ротором,
однофазные, малошумные;
· модификации по условиям окружающей среды
(для холодного, длятропического климата, электродвигатели для сельского
хозяйства, для работы в пыльных помещениях, для работы в химически активных
средах);
· модификации электродвигателей по
точности установочных размеров (сповышенной точностью, с высокой точностью
установочных размеров);
· модификации асинхронных двигателей с
дополнительнымиустройствами (со встроенной температурной защитой, со встроенным
электромагнитным тормозом);
· узкоспециализированные модификации
(текстильные, длямоноблокнасосов, двигатели в рудничном нормальном исполнении).
В России двигатели серии 5АМ (модернизированные) производят на
Владимирском Электромашиностроительном Заводе. В настоящее время завод
выпускает и двигатели серии 6А. Ведутся разработки серии 7А.
Параллельно в 1992 году на Ярославском Электромашиностроительном Заводе
шло создание новой серии электрических машин РА. В двигателях используются
съемные лапы, позволяющие потребителю выбирать наиболее удобное для него
расположение машины. Кроме того, в двигателях используется
горизонтально-вертикальноеоребрение станин, позволяющее сэкономить до 15%
материала станины, улучшая при этом теплоотдачу. Освоение серии РА позволило
сократить зависимость России от импорта и развить экспорт асинхронных
двигателей.
1.1.
Основные тенденции
в развитии электромашиностроения.
К основным тенденциям можно отнести:
·
Применение
утоньшенной корпусной изоляции и обмоточных проводов с малой толщиной изоляции.
При этом повышается коэффициент заполнения обмоточного пространства медью и
соответственно использование объема машины.
·
Использование
более нагревостойкой изоляции. В настоящее время наибольшее распространение
находит изоляция класса F. В
машинах, работающий в более тяжелых условиях, распространена изоляция класса Н.
·
Применение улучшенных
марок электротехнической стали. Сейчас часто используют холоднокатаную
электротехническую сталь, обладающую большей магнитной проницаемостью и
меньшими удельными потерями в сравнении с горячекатаной.
·
Усовершенствование
охлаждения машин, путем повышения производительности вентиляторов, уменьшения
аэродинамического сопротивления воздухопровода, увеличения поверхности
охлаждения, усиления теплопередачи путем лучшего заполнения воздушных прослоек
в обмотках пропитывающими лаками и компаундами.
·
Усовершенствование
методов расчета машин.
·
Улучшение
конструкции машин, придание рациональной формы, при обеспечении снижения массы
и повышения прочности.
Также сюда можно отнести стремление уменьшить динамический момент
инерции, увеличение отношения длины сердечника ротора к его диаметру; повышение
надежности.
2.
Расчеты и основные результаты работы
2.1
Техническое
задание
Спроектировать трехфазный асинхронный электродвигатель в соответствии со
следующими данными:
номинальная мощность P2=45 кВт;
номинальное линейное напряжение, Δ/Y:
380/660 В;
число пар полюсов р=3;
степень защиты: IP44;
исполнение по способу монтажа: IM1001;
исполнение по способу охлаждения: IC141.
2.2
Выбор
аналога двигателя
По вышеуказанным данным выбираем из каталога Владимирского Электромашиностроительного
Завода двигатель 5АМ250S6У3.
Технические характеристики двигателя:
номинальная мощность: P2=45 кВт;
номинальное линейное напряжение: 380/660В (Δ/Y);
номинальная частота вращения: nном=985
об/мин;
коэффициент полезного действия: η=93%;
коэффициент мощности: cosφ=0.83;
номинальный фазный ток: I1ном= 87.5А;
номинальный момент: Мном=436 Н·м;
кратность пускового момента к номинальному: Мп/Мном=2;
кратность максимально момента к номинальному: Мm/Мном=2;
динамический момент инерции ротора: J=1.2 Н·м2;
масса двигателя: 430 кг.
2.3 Размеры, конфигурация, материал
магнитной цепи двигателя
По таблице 9-2 [1] по заданной высоте оси вращения определяем максимально
допустимый наружный диаметр сердечника статора:
DH1max=452 мм, припуск на штамповку – Δшт = 8мм; ширина резаной
ленты стали марки 2411 равна 460мм.
Выбираем наружный диаметр сердечника статора: DH1=440мм.
Внутренний диаметр сердечника статоранаходим по формуле, приведенной в
таблице 9-3 [1]:
мм;
Расчетную мощность Р1 по коэффициенту kH=0.97 находим по формуле 1.11[1], cosφпринимаем 0.86:
Для изготовления магнитопроводов статора и ротора выбираем резаную ленту
стали 2411, толщиной 0.5 мм.
По графикам на рисунке 9-4 [1] определим электромагнитные нагрузки:
А1=358 А/см – линейная нагрузка статора;
Вδ’=0.81 Тл – индукция в зазоре.
Частота вращения ротора при идеальном холостом ходе n=1000 об/мин.
Предварительный коэффициент обмотки статора: kоб1=0.93.
Определим приблизительную длину сердечника статора:
Принимаем длину сердечника равной 175 мм. Найдем отношение длины к
диаметру сердечника и сравним с максимально допустимым:
Полученное отношение меньше предельного, с учетом достаточно большого
числа полюсов – длина сердечника достаточна.
Сердечник статора из стали 2411 с термостойким изоляционным покрытием.
Коэффициент заполнения сталью: kc=0.93.
Число пазов на полюс и фазу q1выбираем
равным 4.
Количество пазов, таким образом: z1=6·3/4=72, пазы трапецеидальные полузакрытые, обмотка всыпная
из круглого провода.
Сердечник ротора из стали 2411 с термостойким изоляционным покрытием.
Коэффициент заполнения также 0.93.
Наружный диаметр ротора определяем по формуле, с учетом что зазор в
машине принимаем равным 0.7мм:
Внутренний диаметр листов ротора:
Для улучшения охлаждения машины и уменьшения динамического момента
инерции делаем nk= 10
аксиальных каналов в сердечнике ротора, диаметром dk=30мм.
Длина сердечника ротора равна l, длине сердечника статора.
Число зубцов ротора, в соответствии с предложенным рядом, выбираем равным
z2=82.
2.4
Обмотка
статора
Обмотка всыпная из
круглого провода марки ПЭТ-155, класса F, двухслойная, с укороченным шагом, петлевая (схема обмотки
фазы в Приложении).
Коэффициент распределения
обмотки:
где α=60°/q1=15°.
Шаг обмотки (коэффициент
укорочения β принимаем равным 0.833:
Коэффициент укорочения:
Обмоточный коэффициент
(скоса пазов нет, коэффициент скоса равен единице):
Предварительное значение
магнитного потока:
Предварительное число
витков в обмотке фазы:
Число эффективных
проводников в пазу (число параллельных ветвей в обмотке а=1):
Принимаем Nп=10, тогда число витков в фазе ω=120.
Уточним значения
магнитного потока и индукции в воздушном зазоре:
Предварительное значение
номинального фазного тока:
Уточненная линейная
нагрузка статора:
Разница с ранее принятым .
Расчет трапецеидального
полузакрытого паза:
Рис.1. Трапецеидальный
полузакрытый паз статора
Зубцовое деление по
внутреннему диаметру статора:
Из рекомендуемых значений
индукции в зубце статора (таблица 9-14 [1]) принимаем индукцию в зубце: Bз1=1.7 Тл.
Определим ширину зубца:
Индукцию в спинке статора
определяем по таблице 9-13 [1]: Вс1=1.45 Тл.
Высота спинки статора:
Высота паза:
Большая ширина паза:
Высота шлица: hш1=0.5 мм; ширина шлица bш1=0.3h1/2=4.5мм.
Меньшая ширина паза:
Высота паза занимаемая
обмоткой:
Размеры hk, h2, h4определяем в соответствии с таблицей
9-21[1].
Выполним проверку
правильности определения большей и меньшей ширины паза:
Следует, что расчет
геометрии произведен верно.
Припуск на сборку: bc=0.2 и hc=0.2мм.
Площадь поперечного
сечения паза в штампе:
Площадь поперечного
сечения паза в свете:
Толщина корпусной
изоляции: bи1=0.4 мм.
Определим площадь
поперечного сечения корпусной изоляции:
мм2
Площадь поперечного
сечения прокладок между верхней и нижней катушками в пазу на дне паза и под
клином:
Площадь поперечного
сечения занимаемая обмоткой:
Число элементарных
проводников в эффективном с=6.
Тогда диаметр
элементарного изолированного провода, при предположении что коэффициент
заполнения паза kn=0.72:
По приложению 1[1]
находим ближайший стандартный провод марки ПЭТ-155:
d1=1.585 мм; сечение провода (неизолир.) S=1.767мм2.
Предварительное значение
плотности тока в обмотке:
Коэффициент заполнения
паза:
Определим размеры
элементов обмотки:
Среднее зубцовое деление
статора:
Средняя ширина катушки
обмотки:
Средняя длина одной
лобовой части катушки:
Средняя длина витка
обмотки:
Длина вылета лобовой
части:
2.5
Обмотка
короткозамкнутого ротора
Рис.2. Закрытый
грушевидный паз
Выбираем по таблице 9-18
индукцию в зубце ротора:
B32=1.8 Тл.
Выбираем глубину паза по
рисунку 9-12 [1]:
hn2=56мм.
Высота спинки ротора:
Индукция в спинке ротора:
Зубцовое деление по
наружному диаметру ротора:
Ширина зубца ротора:
Меньший радиус паза:
Высота шлица: hш2=0.7 мм; высота мостика h2=0.3 мм; ширина мостика bш2=1.5мм.
Больший радиус паза:
Проверка правильности
определения r1и r2:
Сечение стержня:
Обмотка ротора из
алюминия марки АКМ12-4. Вместе с обмоткой отливаем короткозамыкающие кольца и
вентиляционные лопатки.
Рис.3. Короткозамыкающее
кольцо и вентиляционная лопатка ротора.
Поперечное сечение
кольца:
Высота кольца:
Длина кольца:
Средний диаметр кольца:
Рис.4. Вентиляционные
лопатки ротора
Вылет лобовой части
обмотки ротора по рисунку 9-21 [2]:
lл= 70мм. На роторе 14 лопаток, толщиной 4мм.
2.6
Расчет
магнитной цепи.
МДС для воздушного зазора.
Коэффициент, учитывающий увеличение магнитного сопротивления воздушного
зазора вследствие зубчатого строения статора:
Коэффициент, учитывающий увеличение магнитного сопротивления воздушного
зазора вследствие зубчатого строения ротора:
Коэффициент воздушного зазора:
МДС воздушного зазора:
МДС для зубцов при трапецеидальных полузакрытых пазах статора:
B31=1.7 Тл;
Н31=16.3 А/см (для стали 2411);
L31=hп1=32.7мм – средняя длина пути магнитного потока;
МДС для зубцов при грушевидных закрытых пазах ротора:
B32=1.8Тл;
Н32=31.9 А/см;
L32=hп2-0.2r2=56-0.2=55.8мм;
МДС для спинки статора:
Bс1=1.45Тл;
Нс1=5.7 А/см;
МДС для спинки статора:
Bс2=1.03Тл;
Нс2=2.77 А/см;
Параметры магнитной цепи:
СуммарнаяМДС на один полюс:
Коэффициент насыщения магнитной цепи:
Намагничивающий ток:
Намагничивающий ток в относительных единицах:
ЭДС холостого хода:
Главное индуктивное сопротивление:
Главное индуктивное сопротивление в относительных единицах:
2.7
Активные и
индуктивные сопротивления обмоток
Активное сопротивление обмотки фазы при 20°С:
В относительных единицах:
Проверка правильности определения:
Коэффициенты, учитывающие укорочение шага обмотки (по рисунку 14-18[2]):
kβ1=0.7;
k’β1=0.77;
Коэффициент проводимости для пазового рассеяния:
Коэффициент, учитывающий влияние открытия пазов статора на проводимость
дифференциального рассеяния:
Коэффициент , учитывающий демпфирующую реакцию токов, наведенных в
обмотке короткозамкнутого ротора высшими гармониками поля статора, по таблице
9-22 [1]:
k’p1=0.74
Коэффициент дифференциального рассеяния статора:
kд1=0.0062
Коэффициент проводимости для дифференциального рассеяния:
Полюсное деление:
Коэффициент проводимости рассеяния лобовых частей:
Коэффициент проводимости рассеяния обмотки статора:
Индуктивное сопротивление обмотки фазы статора:
То же в относительных единицах:
Проверка правильности определения:
Сопротивление обмотки короткозамкнутого ротора с овальными закрытыми
пазами:
Активное сопротивление стержня клетки при 20°С:
Где 15 См/мкм – удельная проводимость алюминия АКМ12-4.
Коэффициент приведения тока кольца к току стержня:
Активное сопротивление короткозамыкающего кольца:
Коэффициент приведения сопротивления обмотки ротора к обмотке статора:
Активное сопротивление обмотки ротора, приведенное к обмотке статора:
Активное сопротивление обмотки ротора, приведенное к обмотке статора в
относительных единицах:
Ток стержня ротора для рабочего режима:
Коэффициент проводимости рассеяния:
Количество пазов ротора на полюс и фазу:
Из рисунка 9-17 [1]:
Коэффициент дифференциального рассеяния: kд2=0.0045
Коэффициент проводимости рассеяния короткозамыкающих колец:
Коэффициент проводимости
рассеяния:
Индуктивное сопротивление обмотки ротора:
Приведенное:
В относительных единицах:
Проверка правильности определения:
x1/x’2=0.7 (находится в рекомендуемых пределах
0.7-1.0).
Сопротивления обмоток преобразованной схемы замещения двигателя (с
вынесенным на зажимы намагничивающим контуром):
Коэффициент рассеяния статора:
Коэффициент сопротивления статора:
Параметры схемы замещения:
ЭДС холостого хода:
Разница с ранее рассчитанным:
2.8
Режим
холостого хода и номинальный
Реактивная составляющая тока статора при синхронном вращении:
А
|
Электрические потери в
обмотке статора при синхронном вращении:
Вт
|
Расчетная масса стали
зубцов статора при трапецеидальных пазах:
кг
|
Магнитные потери в зубцах
статора:
Вт
|
Масса стали спинки
статора:
кг
|
Магнитные потери в спинке
статора:
Вт
|
Суммарные магнитные
потери в сердечнике статора, включающие добавочные потери в стали:
Вт
|
Механические потери:
Вт
|
Активная составляющая
тока холостого хода:
А
|
Ток холостого хода:
А
|
Коэффициент мощности при
холостом ходе:
Расчет номинального
режима производим в соответствии со схемой замещения, представленной на рисунке
5.
Рис.5. схема замещения
асинхронного двигателя.
Расчет параметров схемы
замещения.
Активное сопротивление
короткого замыкания:
Ом
|
Индуктивное сопротивление
короткого замыкания:
Ом
|
Полное сопротивление
короткого замыкания:
Ом
|
Добавочные потери при
номинальной нагрузке:
Вт
|
Механическая мощность
двигателя:
Вт
|
Эквивалентное
сопротивление схемы замещения:
Ом
|
Полное сопротивление
схемы замещения:
Ом
|
Проверка правильности
расчетов:
Номинальное скольжение:
Активная составляющая
тока статора при синхронном вращении:
А
|
Ток ротора:
А
|
Активная составляющая
тока статора:
А
|
Реактивная составляющая:
А
|
Фазный ток статора:
А
|
Коэффициент мощности:
Линейная нагрузка
статора:
А/см
|
Плотность тока в обмотке
статора:
А/мм2
|
Линейная нагрузка ротора:
А/см
|
Ток в стержне
короткозамкнутого ротора:
А
|
А/мм2
|
Плотность тока в стержне
короткозамкнутого ротора:
Ток в короткозамыкающем
кольце:
А
|
Электрические потери в
обмотке статора:
Вт
|
Электрические потери в
обмотке ротора:
Вт
|
Суммарные потери в
электродвигателе (Вт):
Подводимая мощность:
Вт
|
Коэффициент полезного
действия
:
%
|
Проверка.
Подводимая мощность:
Вт
|
Выходная мощность:
Вт
|
При повышении точности
расчета (до 4-6 знаков после запятой) выходная мощность стремится к значению
45000Вт.
2.9
Рабочие
характеристики.
Расчет рабочих характеристик ведем аналитическим путем по формулам из
предыдущего пункта, меняя мощность Р2 в диапазоне от 0 до 58.8 кВт.
Полученные графики смотрите в Приложении.
2.10
Максимальный
момент.
Переменная часть коэффициента статора при трапецеидальном полузакрытом
пазе:
Составляющая коэффициента
проводимости рассеяния статора, зависящая от насыщения:
Переменная часть
коэффициента ротора:
Составляющая коэффициента
проводимости рассеяния ротора, зависящая от насыщения:
Индуктивное сопротивление
рассеяния двигателя, зависящее от насыщения:
Ом
|
Независящее от насыщения
(Ом):
Ток ротора,
соответствующий максимальному моменту, при закрытых овальных пазах:
Полное сопротивление
схемы замещения:
Ом
|
–
сопротивление при
бесконечном скольжении.
Эквивалентное
сопротивление схемы замещения при максимальном моменте:
Ом
|
Кратность максимального
момента:
Критическое скольжение:
2.11 Начальный пусковой момент и пусковые
токи
Рассчитаем параметры
схемы замещения двигателя при пуске, с учетом влияния вытеснения тока и
насыщения магнитной цепи.
Высота стержня клетки ротора:
Приведенная высота
стержня ротора:
По графику на рисунке
9-23 [1] определяем коэффициент .
Расчетная глубина
проникновения тока в стержень:
Ширина стержня на
расчетной глубине проникновения тока:
Площадь поперечного
сечения стержня при расчетной глубине проникновения тока:
Коэффициент вытеснения
тока:
Активное сопротивление стержня
клетки для пускового режима:
Активное сопротивление
обмоткиротора приведенное к обмотке статора:
По графику на рисунке
9-23 [1] определяем коэффициент .
Коэффициент проводимости
рассеяния паза ротора при пуске:
Коэффициент проводимости
рассеяния обмотки ротора при пуске:
Индуктивное сопротивление
рассеяния двигателя, зависящее от насыщения:
Независящее:
Активное сопротивление
короткого замыкания при пуске:
Рассчитаем пусковой ток и
момент.
Ток ротора при пуске:
Полное сопротивление
схемы замещения при пуске (с учетом эффекта вытеснения тока и насыщения путей
потоков рассеяния):
Индуктивное сопротивление
схемы замещения при пуске:
Активная составляющая
тока статора при пуске:
Реактивная составляющая
тока статора при пуске:
Фазный ток статора при
пуске:
Кратность начального
пускового тока:
Активное сопротивление
ротора при пуске, приведенное к статору, при расчетной рабочей температуре и
Г-образной схеме замещения:
Кратность начального
пускового момента:
2.12 Расчет механической характеристики
двигателя и зависимости пускового тока от скольжения
Расчет механической характеристики в диапазоне скольжений от 0 до
критического производим по формуле Клосса. Имея значения максимального и
пускового моментов и значение момента при s=0.5, можно достаточно точно построить механическую
характеристику в диапазоне скольжений от 0 до 1.
Для того, чтобы определить значение момента при s=0.5 построим круговую диаграмму двигателя для данного
скольжения, учитывая соответствующее уменьшение индуктивных сопротивлений (в
отличии от номинального режима) и увеличения сопротивления r211. Построение диаграммы ведем по
методу, изложенному в параграфе 14-12 [2].
Масштаб по току принимаем: СТ=1.5 А/мм;
Тогда масштаб мощности:
Диаметр рабочего круга:
Расстояния GH, GF, GE соответственно:
200·ρ1=2.22мм
100r11/xk=23.5/1.46=16.1 мм
100rкп/xk= 0.58/1.46=39.7мм
Проводим через точкуО и Е, О и А линии механических мощностей и
электромагнитных моментов, соответственно.
Отношение моментов будет равно отношению КК1/LL1.
Отношение токов: O1K/O1L.
Рис.6. Круговая диаграмма двигателя при s=0.5
Таким образом, кратность моментов равна 1.6.
Кривую тока строим по 4 точкам:
s=0: Ixp/I1=0.36;
s=0.023: I/I1=1.0;
s=0.5: I/I1=4.7 (покруговойдиаграмме);
s=1.0:
Ixp/I1=5.3;
Графики механической характеристики двигателя и зависимости тока от
скольжения приведены в Приложении.
2.13
Тепловой и
вентиляционный расчеты
Проектируемый двигатель имеет изоляцию класса F. Тепловой расчет проводят для наиболее неблагоприятных
условий работы – температуру обмоток принимаем 140 градусов. Соответственно
коэффициент mT=1.48.
Потери в обмотке статора при максимальной температуре:
Условная внутренняя
поверхность охлаждения активной части статора:
Условный периметр
поперечного сечения трапецеидального полузакрытого паза:
Условная поверхность
охлаждения пазов:
Условная поверхность
охлаждения лобовых частей:
Число ребер на станине
36, высота ребра 30мм.
Условная поверхность охлаждения
двигателя:
Удельный тепловой поток
от потерь в активной части обмотки и от потерь в стали, отнесенных к внутренней
поверхности охлаждения активной части статора:
Удельный тепловой поток
от потерь в активной части обмотки, отнесенных к внутренней поверхности
охлаждения пазов:
Удельный тепловой поток
от потерь в лобовых частях обмотки, отнесенных к внутренней поверхности
охлаждения пазов:
Окружная скорость ротора:
Превышение температуры
внутренней поверхности активной части статора над температурой воздуха внутри
машины:
(по рисунку 9-24)
Перепад температуры в
изоляции паза и катушек из круглых проводов:
Превышение температуры
наружной поверхности лобовых частей обмотки над температурой воздуха внутри
двигателя:
Перепад температуры в
изоляции лобовых частей катушек из круглых проводов:
Среднее превышение
температуры обмотки над температурой воздуха внутри двигателя:
Потери в обмотке ротора,
при максимальной допускаемой температуре:
Потери в двигателе со
степенью защиты IP44, передаваемые
воздуху внутри двигателя:
Среднее превышение
температуры воздуха внутри двигателя над температурой наружного воздуха:
( по рисунку 9-25).
Среднее превышение
температуры обмотки над температурой наружного воздуха:
.
Вентиляционный расчет
двигателя.
Наружный диаметр корпуса
машины:
Коэффициент, учитывающий
изменение теплоотдачи по длине корпуса двигателя:
Необходимый расход
воздуха:
м3/с
|
Расход воздуха, который
может быть обеспечен наружным вентилятором:
м3/с
|
Напор воздуха,
развиваемый наружным вентилятором:
Па
|
2.14
Масса двигателя
и динамический момент инерции ротора
Масса изолированных проводов обмотки статора:
Масса алюминия короткозамкнутого ротора с литой клеткой (число лопаток на
роторе N=14, ширина лопатки средняя bл=5мм, длина лопатки lл=70мм, высота hл=56мм):
Масса стали сердечников статора и ротора:
Масса изоляции статора:
Масса конструкционных
материалов:
Масса двигателя:
Динамический момент
инерции:
2.15 Расчет надежности обмотки статора
Пусть вероятность наличия
хотя бы одного дефекта изоляции провода длиной 100мм после укладки: q1=0.2, коэффициент характеризующий качество пропитки: kпр=0.5, тогда дефектность витковой
изоляции до начала эксплуатации электродвигателя:
Вероятность плотного
касания соседних витков:
Количество проводников,
находящихся в наружном слое секции:
во внутреннем слое:
Доля пар соседних
элементарных витков, принадлежащих к одному эффективному:
Общая длина пар соседних
витков в обмотке:
Количество
последовательно соединенных секций в фазе:
Среднее значение фазных
коммутационных перенапряжений:
Среднее квадратичное
отклонение величины коммутационных фазных перенапряжений:
Номинальное фазное
напряжение, приходящееся на секцию:
Вероятность отказа
витковой изоляции при воздействии одного импульса перенапряжения и при условии,
что на касающихся витках имеются совпадающие дефекты:
Скорость роста
дефектности витковой изоляции для класса F:
Вероятность возникновения
короткого замыкания витковой изоляции на длине касающихся витков в течение
20000 часов:
Вероятность отказа
межвитковой изоляции в течение 20000 часов:
Вероятность безотказной
работы межвитковой изоляции в течение 20000 часов:
Вероятность безотказной
работы обмотки статора за 20000 часов:
ГОСТ 19523-74
устанавливает минимальную вероятность безотказной работы в течении 10000 часов
0.9. В нашем случае имеем 0.972 при времени работы 20000 часов.
2.16 Механический
расчет вала и подбор подшипников качения.
Рис.7. Эскиз вала ротора.
Таблица 1 - Участок вала b:
d, мм |
J, мм4
|
у, мм |
у3,
мм3
|
y3i-y3i-1, мм3
|
y3i-y3i-1/ J, мм-1
|
У2, мм2
|
y2i-y2i-1, мм2
|
Y2i-y2i-1/ J, мм-2
|
80 |
2.01х106
|
13 |
2197 |
2197 |
0.0011 |
169 |
169 |
0.0001 |
90 |
3.22х106
|
81.1 |
533411 |
531214 |
0.1649 |
6577 |
6308 |
0.002 |
101.2 |
5.15х106
|
250.5 |
15718937 |
15182526 |
2.9494 |
62750 |
56173 |
0.0109 |
Из таблицы (суммы 6ого и
9ого столбцов):
Sb=3.1155
S0=0.013
Таблица 2 - Участок вала a:
d, мм |
J, мм4
|
х, мм |
х3,
мм3
|
х3i-х3i-1, мм3
|
х3i-х3i-1/ J, мм-1
|
80 |
2.01х106
|
13 |
2197 |
2197 |
0.0011 |
90 |
3.22х106
|
91.1 |
756058 |
753861 |
0.2341 |
101.2 |
5.15х106
|
260.5 |
17677595 |
16921537 |
3.2866 |
Сумма 6ого столбца таблицы
2:
Sа=3.5218
Размеры участков:
Прогиб вала посередине
сердечника под воздействием силы тяжести:
Прогиб:
Номинальный момент
двигателя:
Поперечная сила передачи
(муфта МУВП1-75):
Прогиб вала посередине
сердечника от поперечной силы передачи:
Начальный расчетный
эксцентриситет:
Сила одностороннего магнитного
притяжения:
Дополнительный прогиб
вала от силы магнитного притяжения:
Установившийся прогиб
вала от силы магнитного притяжения:
Результирующий прогиб
вала:
–
составляет менее 10% от
зазора.
С учетом влияния силы
тяжести соединительного устройства первая критическая частота вращения вала:
- масса муфты;
- сила тяжести муфты.
Значительно превышает
максимальную рабочую частоту вращения.
Расчет вала на прочность.
При соединении муфтой
расстояние от середины втулки муфты до первой ступени вала:
Момент кручения:
Изгибающий момент на
выходной части вала:
Момент сопротивления при
изгибе:
При совместном действии
изгиба и кручения приведенное напряжение:
Полученное значение более
чем на порядок отличается от критического (материал вала сталь 45, однако можно
принять менее прочный материал, например сталь 30).
Подбор подшипников
качения.
По рекомендациям данным в
пособии «Проектирование серий электрических машин» Гурина Я.С., на выходном
конце вала устанавливаем роликовый подшипник, на участке а – шариковый.
Наибольшая радиальная
нагрузка на шариковый подшипник:
Динамическая приведенная
нагрузка:
Необходимая динамическая
грузоподъемность (принимаем расчетный срок службы подшипника 20000 часов):
По приложению 14[2], с
учетом повышения надежности, выбираем подшипник №216 со значением С=56000Н.
Аналогично выбираем
роликовый подшипник:
Наибольшая радиальная
нагрузка на шариковый подшипник:
Динамическая приведенная
нагрузка:
Необходимая динамическая
грузоподъемность:
По приложению 14[2], с
учетом повышения надежности, выбираем подшипник №2216 со значением С=78000Н.
В подшипниковых узлах
делаем устройства для замены консистентной смазки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Спроектированный
двигатель отвечает современным требованиям к асинхронным трехфазным
электродвигателям общепромышленного исполнения. Сравнивая энергетические
параметры спроектированного двигателя с аналогом (5А250S6У3) можно отметить чуть более низкий КПД по сравнению с
аналогом – 91.8% против 93%, но также следует отметить больший коэффициент
мощности – 0.86 против 0.83, таким образом,главный энергетический показатель
(произведение КПД на cosφ) спроектированного двигателя 0.79 против 0.77 в аналоге.
К плюсам полученного
двигателя можно отнести кратность пускового тока, равная 5.3, тогда как в
аналоге 6.0, однако этот факт уравновешивается более низким пусковым моментом –
1.4 против 2.0. Перегрузочная способность двигателя достаточно высока –
кратность максимального момента 2.4.
Согласно результатам
теплового расчета, обмотка двигателя используется эффективно, превышение
температуры обмоток над температурой окружающей среды около 62°С, что полностью
соответствует рекомендуемому превышению для изоляции класса F.
Двигатель приблизительно
на 30 кг легче аналога, имеет меньшую длину. Динамический момент инерции ротора
на 20% меньше чем в аналоге, что является существенным плюсом для двигателя.
Более низкий момент инерции был получен путем применения аксиальных охлаждающий
каналов в сердечнике ротора, таким образом улучшили и охлаждение двигателя.
Механический расчет вала
двигателя показал, что прогиб вала под серединой сердечника очень мал (менее 2%
от зазора).
Двигатель оснащен
устройством для замены консистентной смазки подшипников, тем самым увеличивая
его надежность. Расчет надежности обмотки статора показал, что двигатель
полностью соответствует ГОСТу 19523-74 по вероятности безотказной работы.
Конструкция двигателя
была спроектирована в соответствии с рекомендациями Я.С. Гурина, изложенными в
пособии «Проектирование серий электрических машин».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.
Гольдберг О.Д.
Проектирование электрических машин/О.Д. Гольдберг, Я.С.Гурин, И.С. Свириденко.
– М.: Высшая школа, 2001. – 430с.
2.
Гурин Я.С.
Проектирование серий электрических машин. – М.: Энергия, 1998.
– 480с.
3.
Иванов-СмоленскийА.В.
Электрические машины. Учебник для ВУЗов. – М.: Высшая школа, 2006. – 930с.
4.
Копылов И.П.
Проектирование электрических машин. – М.: Высшая школа, 2002. – 757с.
|