Курсовая работа: Размерный анализ технологических процессов изготовления вала-шестерниКурсовая работа: Размерный анализ технологических процессов изготовления вала-шестерниМинистерство образования и науки Российской Федерации Тольяттинский государственный университет Кафедра «Технология машиностроения» КУРСОВАЯ РАБОТАпо дисциплине«Технология машиностроения»на тему «Размерный анализ технологических процессов изготовления вала-шестерни» Выполнил: Группа: Преподаватель: Михайлов А.В. Тольятти, 2005УДК 621.965.015.22 Аннотация Зарипов М.Р. размерный анализ технологического процесса изготовления детали вал-шестерня. К.р. – Тольятти.: ТГУ, 2005. Выполнен размерный анализ технологического процесса изготовления детали вал-шестерня в продольном и радиальном направлении. Рассчитаны припуски и операционные размеры. Проведено сравнение результатов операционных диаметральных размеров, полученных расчетно-аналитическим способом и методом размерного анализа с использованием операционных размерных цепей. Расчетно-пояснительная записка на 23стр. Графическая часть – 4 чертежей. 1. Чертеж детали – А3. 2. Размерная схема в осевом направлении – А2. 3. Размерная схема в диаметральном направлении – А2. 4. Размерная схема в диаметральном направлении продолжение – А3. Содержание 1. Технологический маршрут и план изготовления детали 1.1. Технологический маршрут и его обоснование 1.2. План изготовления детали 1.3. Обоснование выбора технологических баз, классификация технологических баз 1.4. Обоснование простановки операционных размеров 1.5. Назначение операционных требований 2. Размерный анализ технологического процесса в осевом направлении 2.1. Размерные цепи и их уравнения 2.2. Проверка условий точности изготовления детали 2.3. Расчет припусков продольных размеров 2.4. Расчет операционных размеров 3. Размерный анализ технологического процесса в диаметральном направлении 3.1. Радиальные размерные цепи и их уравнения 3.2. Проверка условий точности изготовления детали 3.3. Расчет припусков радиальных размеров 3.4. Расчет операционных диаметральных размеров 4. Сравнительный анализ результатов расчетов операционных размеров 4.1. Расчет диаметральных размеров расчетно-аналитическим методом 4.2. Сравнение результатов расчета Литература Приложения 1. Технологический маршрут и план изготовления детали 1.1. Технологический маршрут и его обоснование В данном разделе опишем основные положения, использованные при формировании технологического маршрута детали. Тип производства – среднесерийный. Способ получения заготовки – штамповка на ГКШП. При разработке технологического маршрута используем следующие положения: · Обработку разделяем на черновую и чистовую, повышая производительность (снятие больших припусков на черновых операциях) и обеспечивая заданную точность (обработка на чистовых операциях) · Черновая обработка связана со снятием больших припусков, что ведет к износу станка и снижению его точности, поэтому черновую и чистовую обработку будем вести на разных операциях с применением различного оборудования · Для обеспечения требуемой твердости детали введем ТО (закалка и высокий отпуск, шейки под подшипники - цементация) · Лезвийную обработку, нарезку зубьев и шпоночного паза произведем перед ТО, а после ТО абразивная обработка · Для обеспечения требуемой точности создаем искусственные технологические базы, используемые на последующих операциях – центровые отверстия · Более точные поверхности будем обрабатывать в конце ТП · Для обеспечения точности размеров детали будем использовать специализированные и универсальные станки, станки с ЧПУ, нормализованные и специальные режущие инструменты и приспособления Для простоты составления плана изготовления закодируем поверхности рис.1.1 и размеры детали и приведем сведения о требуемой точности размеров: ТА2 = 0,039(–0,039) Т2Б = 0,016() Т2В = 0,1(+0,1) Т2Г = 0,74(+0,74) Т2Д = 0,74(+0,74) Т2Е = 0,016() ТЖ = 1,15(–1,15) ТИ = 0,43(–0,43) ТК = 0,22(–0,22) ТЛ = 0,43(–0,43) ТМ = 0,52(–0,52) ТН = 0,036() ТП = 0,2(-0,2) Рис. 1.1 Технологический маршрут оформим в виде таблицы: Таблица 1.1 Технологический маршрут изготовления детали
1.2. План изготовления детали Приведем в виде таблицы 1.2 план изготовления детали, оформленный в соответствие с требованиями [5]: Таблица 1.2 План изготовления детали вал-шестерня 1.3. Обоснование выбора технологических баз, классификация технологических баз На фрезерно-центровальной операции в качестве черновых технологических баз выбираем общую ось шеек 6 и 8, и торец 3 – как будущими основными конструкторскими базами. На черновом точении за технологические базы принимаем полученную на предыдущей операции ось 13 (используем центры) и обработанные на предыдущей операции торцы 1 и 4. При чистовом точении используем в качестве технологических баз ось 13, а опорная точка лежит на поверхности центровых отверстий – используем принцип постоянства баз и исключаем погрешность неперпендикулярности, как составляющую погрешности выполнения осевого размера. Таблица 1.3 Технологические базы
На зубообрабатывающих операциях используем ось 13 и опорную точку на центровом отверстии, соблюдая принцип постоянства баз (относительно шеек подшипников), ибо, являясь исполнительной поверхностью, зубчатый венец должен быть точно выполнен относительно шеек подшипников. Для фрезерования шпоночного паза в качестве технологических баз используем ось 13 и торец 2. В сводной таблице приводим классификацию технологических баз, указываем их целевую принадлежность, выполнение правила единства и постоянства баз. 1.4. Обоснование простановки операционных размеров Способ простановки размеров зависит в первую очередь от метода достижения точности. Так как размерный анализ имеет большую трудоемкость выполнения, то применять его целесообразно при использовании метода достижения точности размеров с помощью настроенного оборудования. Особую важность представляет способ простановки продольных размеров (осевых для тел вращения). На черновой токарной операции мы можем применить схемы простановки размеров «а» и «б» рис.4.1[1]. На чистовой токарной и шлифовальных операциях применяем схему «г» рис.4.1[1]. 1.5. Назначение операционных технических требований Операционные технические требования назначаем по методике [5]. Технические требования на изготовление заготовки (допуски на размеры, смещение штампа) назначаем по ГОСТ 7505-89. Допуски на размеры определяем по приложению 1 [1], шероховатость – по приложению 4 [1], величины пространственных отклонений (отклонения от соосности и перпендикулярности) – по приложению 2 [1]. Для заготовки отклонения от соосности определим по методике [1]. Определим средний диаметр вала , (1.1) где di – диаметр i-ой ступени вала; li – длина i-ой ступени вала; l – общая длина вала. dср=38,5мм. По приложению 5[1] определим рк – удельная величина изогнутости. Величины изогнутости оси вала для различных участков определим по следующей формуле: , (1.2) где Li – расстояние наиболее удаленной точки i-ой поверхности до измерительной базы; L – длина детали, мм; Δmax=0,5·рк·L – максимальный прогиб оси вала в результате коробления; – радиус кривизны детали, мм; (1.3) Аналогично рассчитываем отклонения от соосности при термообработке. Данные для их определения также приведены в приложении 5[1]. После расчетов получаем 2. Размерный анализ технологического процесса в осевом направлении 2.1. Размерные цепи и их уравнения Составим уравнения размерных цепей в виде уравнений номиналов. 2.2. Проверка условий точности изготовления детали Проверку условий точности выполняем, чтоб убедиться в обеспечении требуемой точности размеров. Условие точности ТАчерт≥ω[А], где ТАчерт – допуск по чертежу размера; ω[А] – погрешность этого же параметра возникающая в ходе выполнения технологического процесса. Погрешность замыкающего звена найдем по уравнению (2.1) Из расчетов видно, что погрешность размер К больше допуска. А это значит, что мы должны корректировать план изготовления. Для обеспечения точности размера [К]: на 100-ой операции обработаем с одного установа поверхности 2 и 3, тем самым уберем из размерной цепи размера [К] звенья С10, Ж10 и Р10, «заменив» их на звено Ч100(ωЧ=0,10). После внесения в план изготовления данных коррективов, получаем следующие уравнения размерных цепей, погрешность которых равна: В итоге получаем 100% качество 2.3. Расчет припусков продольных размеров Расчет припусков продольных размеров будем вести в следующем порядке. Напишем уравнения размерных цепей, замыкающим размером которых будут припуски. Посчитаем минимальный припуск на обработку по формуле , (2.2) где - суммарная погрешность пространственных отклонений поверхности на предыдущем переходе; - высоты неровностей и дефектный слой, образовавшиеся на поверхности при предыдущей обработке. Рассчитаем величины колебаний операционных припусков по уравнениям погрешностей замыкающих звеньев-припусков (2.1) (2.2) Расчет ведут по формуле (2.2) если количество составляющих звеньев припуска больше четырех. Находим значения максимальных и средних припусков по соответствующим формулам , (2.3) (2.4) результаты занесем в таблицу 2.1 2.4. Расчет операционных размеров Определим величины номинальных и предельных значений операционных размеров в осевом направлении по методу средних значений Исходя из уравнений, составленных в пунктах 2.2 и 2.3, найдем средние значения операционных размеров запишем значения в удобной для производства форме
3. Размерный анализ технологического процесса в диаметральном направлении 3.1. Радиальные размерные цепи и их уравнения Составим уравнения размерных цепей с замыкающими звеньями-припусками, т.к. почти все размеры в радиальном направлении получаются явно (см. п.3.2) 3.2. Проверка условий точности изготовления детали Получаем 100% качество. 3.3. Расчет припусков радиальных размеров Расчет припусков радиальных размеров будем вести аналогично расчету припусков продольных размеров, но расчет минимальных припусков будем вести по следующей формуле (3.1) Результаты заносим в таблицу 3.1 3.4. Расчет операционных диаметральных размеров Определим величины номинальных и предельных значений операционных размеров в радиальном направлении по методу координат средин полей допусков. Исходя из уравнений, составленных в пунктах 3.1 и 3.2, найдем средние значения операционных размеров Определим координату средин полей допусков искомых звеньев по формуле (3.2)
Сложив полученные величины с половиной допуска, запишем значения в удобной для производства форме
4. Сравнительный анализ результатов расчетов операционных размеров 4.1. Расчет диаметральных размеров расчетно-аналитическим методом Рассчитаем припуски для поверхности 8 по методике В.М. Кована [7]. Полученные результаты заносим в таблицу 4.1 4.2. Сравнение результатов расчета Посчитаем общие припуски по формулам (4.1) (4.2) Посчитаем номинальный припуск для вала (4.3) Результаты расчетов номинальных припусков сводим в таблицу 4.2 Таблица 4.2 Сравнение общих припусков
Найдем данные по изменению припусков (4.4) Мы получили разницу припусков в 86%, вследствие неучета при расчете методом Кована следующих моментов: особенностей простановки размеров на операции, погрешности выполняемых размеров, влияющих на величину погрешности припуска и др. Литература1. Размерный анализ технологических процессов изготовления деталей машин: Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Теория Технологии»/ Михайлов А.В. – Тольятти,: ТолПИ, 2001. 34с. 2. Размерный анализ технологических процессов/ В.В. Матвеев, М. М. Тверской, Ф. И. Бойков и др. – М.: Машиностроение, 1982. – 264 с. 3. Специальные металлорежущие станки общемашиностроительного применения: Справочник/ В.Б. Дьячков, Н.Ф. Кабатов, М.У. Носинов. – М.: Машиностроение. 1983. – 288 с., ил. 4. Допуски и посадки. Справочник. В 2-х ч./ В. Д. Мягков, М. А. Палей, А. Б. Романов, В.А. Брагинский. – 6-е изд., перераб. и доп. – Л.: Машиностроение, Ленингр. отд-ние , 1983. Ч. 2. 448 с., ил. 5. Михайлов А.В. План изготовления детали: Методические указания к выполнению курсовых и дипломных проектов. – Тольятти: ТолПИ, 1994. – 22с. 6. Михайлов А.В. Базирование и технологические базы: Методические указания к выполнению курсовых и дипломных проектов. – Тольятти: ТолПИ, 1994. – 30с. 7. Справочник технолога-машиностроителя. Т.1/под. ред А.Г. Косиловой и Р.К. Мещерякова. – М.:Машиностроение, 1985. – 656с. |
|