Курсовая работа: Тепловой расчет ДВСКурсовая работа: Тепловой расчет ДВСМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А. Н. ТУПОЛЕВА. КАФЕДРА АД и С
Расчетно-пояснительная записка к курсовой работе «Тепловой расчет ДВС» по дисциплине «Автомобильные двигатели» Выполнил: студент гр. 1372 Маркин А.В. Руководитель: Березовский А.Б. Казань 2007 ОГЛАВЛЕНИЕ. 1. Выбор расчетных режимов. 3 2. Топливо. 4 3. Параметры рабочего тела. 4 4. Параметры окружающей среды и остаточные газы. 5 5. Процесс пуска. 5 6. Процесс сжатия. 7 7. Процесс сгорания. 8 8. Процесс расширения. 10 9. Процесс выпуска. 10 10. Индикаторные параметры рабочего цикла. 11 11. Эффективность параметров двигателя. 11 12. Основные параметры цилиндров и двигателей. 12 13. Построение внешней скоростной характеристики (график). 18-19 14. Построение расчетной индикаторной диаграммы (график). 20 15. Скругление расчетной индикаторной диаграммы (график). 20 16. Список используемой литературы. 21 Исходные данные. 1. Мощность двигателя, Ne = 87 кВт; 2. Частота вращения коленчатого вала, nN = 6000 об/мин; 3. Тактность двигателя, τ = 4; 4. Количество цилиндров, i = 4; 5. Степень сжатия, ε = 10,3; 6. Тип охлаждения – жидкостное. Режимы для проведения теплового расчета: а) режим минимальной частоты вращения nmin = 1000об./мин. б) режим максимального крутящего момента nM =0,53nN = 3200 об./мин. в) режим максимальной (номинальной) мощности nN = 6000об./мин. г) режим максимальной скорости движения автомобиля nmax = 1.05nN = 6300 об./мин. Подбор аналогов
Тепловой расчет двигателя Расчет проводится для заданной частоты вращения коленчатого вала карбюраторного двигателя n = 6000об/мин. Топливо. В соответствии с заданной степенью сжатия ε = 10,3 можно использовать бензин марки АИ-93. ПРЕМИУМ-95 и АИ-98 ЭК Средний элементарный состав и молекулярная масса бензина С = 0,855; Н = 0,145; mт = 115 кг/кмоль. Определим низшую теплоту сгорания топлива Нu = 33,91С+125,60Н-10,89(O-S)-2,51(9H+W) = 33,91*0,855+125,6*0,145-2,51*9*0,145 = 43,93 МДж/кг = 43930кДж/кг. Параметры рабочего тела. Теоретическое необходимое количество воздуха для сгорания 1кг. топлива кмоль возд/кг топл. кмоль возд./кг топл. Коэффициент избытка воздуха α = 0,96 на основных режимах (литература 1). На режимах минимальной частоты вращения α = 0,86. Количество горючей смеси. кмоль гор.см./кг. топл. Количество отдельных компонентов продуктов сгорания при К = 0,5 кмольСО2/кгтопл. кмольСО/кгтопл.
кмольН2О/кгтопл.
кмольН2/кгтопл. кмольN2/кгтопл. Общее количество продуктов сгорания: М2 = МСО2 + МСО + МН2О + МН2 + МN2 = C/12 + H/2 + 0,79αL0 = 0,0655 + 0,0057 + 0,0696 + 0,0029 + 0,3923 = 0,5361 кмоль пр.сг/кг топл. Результаты занесем в таблицу
Параметры окружающей среды и остаточные газы. Давление и температура окружающей среды при работе двигателей без наддува Рк = Ро = 0,1 МПа и Тк = То = 293 К Температура остаточных газов. (рис. 5.1 литература 1 принимаем). При номинальных режимах карбюраторного двигателя Тr = 1070 К Давление остаточных газов. Для карбюраторного двигателя на номинальном скоростном режиме: PrN = 1,18 Po = 1,18*0,1 = 0,118 МПа. Процесс пуска. Температура подогрева свежего заряда. С целью получения хорошего наполнения карбюраторных двигателей на номинальных скоростных режимах принимается Δ ТN = 8ºС. (1) Плотность заряда на выпуске. Ρr = Ро *106 / (RBTO) = 0,1*106 / (287*293) = 1,189 кг / м3, где RB – 287 Дж / (кг.град.) – удельная газовая постоянная для воздуха.(1) Потери давления на впуске. При учете качественной обработки внутренних поверхностей впускных систем для карбюраторного двигателя можно принять β2 + ξВП = 2,8 и ωВП = 95 м/с. β – коэффициент затухания скорости движения заряда в рассматриваемом сечении цилиндра. ξВП – коэффициент сопротивления впускной системы, отнесенный к наиболее узкому ее сечению. ωВП – средняя скорость движения заряда в наименьшем сечении впускной системы. (1) Тогда ΔРа на всех скоростных режимах двигателя рассчитывается по формуле: ΔРа = (β2 + ξвп) А2nn2ρо10-6/2, где Аn = ωвп / nN Аn = 95 / 6000 = 0,0158 ΔРа = 2,8 * 0,01582 * 60002 * 1,189 * 10-6 / 2 = 0,0150 Давление в конце пуска. В карбюраторном двигателе при nN = 6000 мин-1. Ра = Ро – ΔРа = 0,1 – 0,0150 = 0,085 Мпа. Коэффициент остаточных газов. При nN = 6000 мин-1. φоч = 1 – коэффициент очистки. φдоз = 1,12 – коэффициент дозарядки на номинальном скоростном режиме. Температура в конце впуска. Та = (То + ΔТ + γr * Tr) / (1 + γr) = (293+8+0,0385*1070) / (1+0,0385) = 329 Коэффициент наполнения. Результаты вычислений занесем в таблицу.
Процесс сжатия. При ε = 10,3 и Та = 329 К, nN = 6000 мин-1 определяем по монограмме средний показатель адиабаты сжатия к1 = 1,3765 и средний показатель политропы сжатия n1 = 1,37. (1) Давление в колнце сжатия. При nN = 6000 мин-1 Рс = Раεn = 0,085*10,31,376 = 2,1036 Мпа. Температура в конце сжатия. Тс = Таεn-1 = 329*10,31,376-1 = 792 К. Средняя мольная теплоемкость в конце сжатия. а) свежей смеси (воздуха) 20,6 + 2,638 * 10-3 * tc , где tc = Тс - 273 ºС 20,6 + 2,638 * 10-3 * 519 = 21,969 кДж / (кмоль град). б) остаточных газов определяется методом интерполяции по табл. 3.8 при nN = 6000 мин-1 , α = 0,96 и tc = 519 ºС. (1) (m) = 24,014+(24,150 – 24,014)*0,01/0,05 = 24,0412 кДж/(кмоль град). (m) = 24,44+(24,586 – 24,44)* 0,01/0,05 = 24,469 кДж/(кмоль град). (m) = 24,041+(24,469 – 24,041)* 19/100 = 24,122 кДж/(кмоль град). в) рабочей смеси кДж/(кмоль град). (m) = кДж/(кмоль град). Результаты вычислений заносим в таблицу.
Процесс сгорания. Коэффициент молекулярного изменения горючей смеси: Коэффициент молекулярного изменения рабочей смеси: Количество теплоты, потерянное вследствие химической неполноты сгорания: ΔНu = 119950*(1-α)*L0 кДж/кг. = 119950*(1-0,96)*0,516 = 2476 кДж/кг. Теплота сгорания рабочей смеси: Нраб.см. = кДж/кмоль раб.см. Средняя мольная теплоемкость продуктов сгорания: (m)= кДж/кмоль град. Определяется по эмпирическим формулам таб. 3.7 литература 1. (m)= *[0,0655*(39,123+0,003349tz)+0,0057*(22,49+0,00143tz)+0,0696*(26,6++0,004438tz)+0,0029*(19,678+0,001758tz)+0,3923*(21,951+0,001457tz)=24,657+ 0,002077tz] кДж/кмоль град. Коэффициент использования теплоты ξz принимаем = 0,88: (1) Температура в конце видимого процесса сгорания: при n = 6000 мин ξz Нраб.см + (m) tc = μ(m)tz : 0,88*79193+22,049*519 = 1,061*(24,657+0,002077) tz, 0,002204+26,165 tz – 81132 = 0, откуда tz = = 2552 ºС; Tz = tz + 273 = 2825 К; Максимальное давление сгорания теоретическое: pz = pc*μ* Tz/ Тс = 2,1036*1,061*2825/792 = 7,963 МПа. Максимальное давление сгорания действительное: Pzд = 0,85* pz = 0,85*7,963 = 6,7689 МПа. Степень повышения давления: λ = pz/ pc = 7,963/2,1036 = 3,786.
Процессы расширения и выпуска. Средний показатель адиабаты расширения К2 определяется по номограмме рис. 4.8 при заданном ε для соответствующих значений α и Tz, а средний показатель политропы расширения n2, оценивается по величине среднего показателя адиабаты: ε = 10,3; α = 0,96; Tz = 2825 К; К2 = 1,2528; n2 = 1,252. Давление и температура в конце процесса расширения: Рв = Pz/ εn2 и Тв = Tz/ εn2-1: Рв = 7,9635/10,31,252 = 0,4296 МПа, Тв = 2825/10,31,252-1 = 1570 К; Проверка ранее принятой температуры остаточных газов: К; Δ Тr = , Где Δ Тr – погрешность расчета - 4,6 % допустимая погрешность.
Индикаторные параметры рабочего цикла. Теоретическое среднее индикаторное давление: МПа. МПа. Среднее индикаторное давление: pi = φu* Рj , = 0,96*1,1588 = 1,1124 МПа. Где φu = 0,96 – коэффициент полноты индикаторной диаграммы. Индикаторный КПД и индикаторный удельный расход топлива: г/кВт. Ч Эффективные показатели двигателя. Среднее давление механических потерь для бензиновых двигателей с числом цилиндров до шести и отношением S/D≤1. Pм = 0,034 + 0,0113* Vп.ср МПа. Для нашего карбюраторного двигателя, предварительно приняв ход поршня S равным 78 мм., получим значение средней скорости поршня: м/с. Тогда: Pм = 0,034 + 0,0113*15,6 = 0,2103 МПа. Среднее эффективное давление и механический КПД: Ре = Рj - Рм = 1,1124 – 0,2103 = 0,9021 МПа. ηм = . Эффективный КПД и эффективный удельный расход топлива: ηе = ηj * ηм = 0,3388 * 0,811 = 0,2748 gе = г/кВт.ч.
Основные параметры двигателя. Литраж двигателя: дм3. Рабочий объем одного цилиндра: дм3. Диаметр цилиндра. Так как ход поршня предварительно был принят S = 78 мм, то: мм. Окончательно принимается D = 88 мм, S = 78 мм. Площадь поршня: дм. Литраж двигателя: дм3.. Мощность двигателя: Nе = кВт. Литровая мощность двигателя: Nл = кВт/л. Крутящий момент: Ме = Н*М. Часовой расход топлива: GT = Nе * gе * 10-3 = 86 * 298* 10-3 = 25,5 кг/ч.
Построение индикаторных диаграмм. Определяем объем камеры сгорания: Vc = дм3. Находим полный объем цилиндра: Vа = Vc + Vh = 0,05 + 0,4822 = 0,534 Рассчитанные точки: ВМТ: Pr = 0,118 Mpa; Рс = 2,1036 МПа; Pz = 7,9635 МПа. НМТ: Ра = 0,085 Mpa; Рв = 0,4296 МПа. Задаваясь различными углами φ поворота коленчатого вала, определяем положение поршня по формуле: х = Задаем λ = 0,285 Затем при этих углах φ находим текущий объем над поршневого пространства: Vх = Vc + хFп. Определяем давление на линии сжатия и расширения при выбранных углах поворота коленчатого вала: ; ; Результаты расчета приведены в таблице № 1. Таблица № 1.
Скругление индикаторной диаграммы. Учитывая быстроходность рассчитываемого двигателя, устанавливаем следующие фазы газораспределения: Начало ( точка r,) - 20º до ВМТ; окончание (точка а,,) - 60º после НМТ. Начало ( точка b,) - 60º до НМТ; окончание (точка а,) - 20º после ВМТ. Угол опережения зажигания принимаем 30º (точка с,), продолжительность периода задержки воспламенения – Δφ = 10º , отсюда 30 – 10 = 20º( точка f) Полоңение точки с,, определяем из выражения: РС,, = (1,15...1,25)рс = 1,2*2,1036 = 2,5243 МПа. Действительное давление сгорания: Pzд = 0,85* pz = 0,85*7,9635 = 6,769 МПа. Принято считать, что это давление достигает через 10º после ВМТ. Нарастание давления от точки с,, до точки z составит Δр/Δφ = 0,417, что означает плавную работу двигателя. Результаты расчета положения характерных точек приведены в таблице № 2. Таблица № 2
Список используемой литературы. 1. А.И. Колчин, В.П. Демидов «Расчет автомобильных и тракторных двигателей» М.: Высшая школа, 2002 год. |
|