На главную

Международный валютный фонд


Международный валютный фонд

Московский Государственный Университет Экономики, Статистики и Информатики

Контрольная работа по курсу

«Международные экономические отношения »

на тему:

«Международный Валютный Фонд».

Выполнил:

Москва 1997

План:

Введение. 3

Структура управления. 3

Квоты, определяющие финансовый доступ и количество голосов стран-членов. 5

Вступление в МВФ. 6

Кредитная деятельность МВФ. 6

Роль МВФ в регулировании международных валютно-кредитных отношений. 15

Литература: 16

Введение.

Международный Валютный Фонд — межправительственная организация,

предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между

государствами–членами и оказания им финансовой помощи при валютных

затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления

кратко– и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд —

специализированное учреждение ООН — практически служит институциональной

основой мировой валютной системы. МВФ был учрежден на международной валютно-

финансовой конференции ООН, проходившей с 01 по 22 июля 1944 года в Бреттон-

Вудсе (США, штат Нью–Гэмпшир). Конференция приняла Статьи Соглашения о МВФ,

которое является его Уставом и вступило в силу 27 декабря 1945 года;

практическую деятельность Фонд начал с 1 марта 1947 года.

В связи с эволюцией мировой валютной системы Устав МВФ трижды

пересматривался:

В 1969 году с введением системы СДР;

В 1976 году с созданием Ямайской валютной системы;

В ноябре 1992 года с включением санкции — приостановки права участвовать в

голосовании — по отношению к странам не погасившим свои долги Фонду.

Структура управления.

Управление в МВФ осуществляется согласно Статьям Соглашения. В

структуру управления МВФ входят Совет Управляющих, Временный Комитет,

Комитет Развития, Исполнительный Совет, Управляющий, персонал.

Совет Управляющих — высший руководящий орган МВФ, в котором каждая

страна-член представлена управляющим и его заместителем, назначаемыми на

пять лет. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков.

Совет управляющих обычно собирается на сессии один раз в год, но может

собираться или принимать постановления, голосованием по почте и чаще.

Временный Комитет исполняет решения Исполнительного Совета. Состоит из

24 управляющих МВФ, министров или других официальных лиц сравнимого ранга.

Временный Комитет собирается дважды в год и отчитывается Совету Управляющих

об управлении и функционировании международной валютной (monetary)

системы, а также вносит предложения об изменении Статей Соглашения.

Комитет Развития так же, как и Временный Комитет состоит из 24

управляющих МВФ, министров или других официальных лиц сравнимого ранга,

дает рекомендации и отчитывается Совету Управляющих МВФ.

Исполнительный Совет. Большую часть своих полномочий Совет Управляющих

делегирует Исполнительному Совету. Исполнительный Совет ведает широким

кругом вопросов административного и операционного характера, а также

занимается вопросами касающимися политики Фонда в отношении стран-членов.

Управляющий. Избранный Исполнительным Советом, Управляющий МВФ

возглавляет Исполнительный Совет и является главой персонала организации.

Под управлением Исполнительного Совета Управляющий отвечает за повседневную

деятельность МВФ. Управляющий назначается на пять лет и может быть

переизбран на последующий срок.

Персонал. Статьи Соглашения требуют от персонала, назначенного в МВФ

демонстрации самых высоких стандартов профессионализма и технической

компетентности, и отражает интернациональность организации. Приблизительно

125 наций представлены среди 2,300 сотрудников организации.

Квоты, определяющие финансовый доступ и количество голосов стран-членов.

Каждый член МВФ имеет свою квоту (долю), выраженную в СДР, которая

равна участию страны-члена в МВФ. Квота, которая была придумана для

отражения отношения размеров экономики стран-членов, является базовым

элементом во взаимоотношениях финансового и организационного характера

стран-членов и Фондом. Она определяет количество голосов, имеющихся у

страны-члена МВФ, и равна 250 "базисных" голосов, которые предоставляются

каждой стране, участвующей в Фонде плюс 1 голос за каждые 1000,000 СДР.

Квота также определяет сумму подписки страны на капитал МВФ и возможность

использования ресурсов Фонда. Страна-участник обязана оплатить 25% от

величины своей подписки в СДР или в валюте других стран-участниц,

определяемой МВФ, согласно уставу; остаток страна оплачивает в своей

валюте.

Развитие формул квот.

Первоначально квоты стран-членов МВФ определялись, но не напрямую,

согласно Бреттон-Вудской формуле. Основными переменными этой формулы были

такие показатели как годовые импорт и экспорт, золотые запасы и долларовые

балансы, национальный доход. Эти показатели служили базисом для исчисления

квот до 60-х годов.

В 1963 г. Бреттон-Вудской формула была пересмотрена, а также были

добавлены новые формулы.

Взятые вместе, они использовались как помощники в определении

начальных квот новых членов и увеличении квот старых участников. Эти

формулы объединяют экономические показатели, описанные выше, а также

текущие доходы, текущие расходы, а также показатели связанные с экспортом и

импортом.

В начале восьмидесятых МВФ упростил процедуры расчета квот и

усовершенствовал экономические данные, используемые в формулах.

Вступление в МВФ.

Когда страна собирается стать участницей МВФ персонал фонда

рассчитывает для нее квоту и сравнивает полученный результат с квотами уже

состоящих в Фонде стран с похожими экономическими характеристиками.

Полученное значение квоты обсуждается комитетом "Участников" (membership)

Исполнительного совета. После того, как страна собирающаяся вступить в Фонд

согласится с условиями договора членства, Исполнительный совет (в полном

составе) готовит резолюцию для Совета управляющих. По завершении всех

формальных шагов представленная страна приглашается в Вашингтон для

подписания Статей Соглашения.

На 1 августа 1997 года 181 страна являлась членом Фонда с суммой квот

порядка 145,3 млрд. СДР.

Кредитная деятельность МВФ.

В Уставе Фонда для идентификации его кредитной деятельности используются

два понятия: 1) сделка (transaction) - предоставление валютных средств

странам из его ресурсов: 2) операция (operation) - оказание посреднических

финансовых и технических услуг за счет заемных средств. МВФ осуществляет

кредитные операции только с официальными органами - казначействами,

центральными банками, стабилизационными фондами. Различаются кредиты на

покрытие дефицита платежного баланса и на поддержку структурной перестройки

экономической политики стран-членов.

Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, производит покупку (purchase) или

иначе заимствование (drawing) иностранной валюты либо СДР в обмен на

эквивалентное количество сисей национальной валюты, которое зачисляется на

счет МВФ в центральном банке данной страны. При разработке механизма МВФ

предполагалось, что страны-члены будут предъявлять равномерный спрос на

валюты, а поэтому их национальные валюты, поступающие в Фонд, станут

переходить от одной страны к другой. Таким образом, эти операции не должны

были являться кредитными в строгом смысле слова. На практике в Фонд

обращаются с просьбами о предоставлении кредита главным образом страны с

неконвергируемыми валютами. Вследствие этою МВФ. как правило, предоставляет

валютные кредиты государствам-членам как бы «под залог» соответствующих

сумм неконвертируемых национальных валют. Поскольку на них нет спроса, они

остаются в Фонде до выкупа их странами-эмитентами этих валют.

Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ ограничен определенными

условиями. Согласно первоначальному Уставу они состояли в следующем: во-

первых, сумма валюты, полученной страной-членом за двенадцать месяцев,

предшествовавших его новому обращению в Фонд, включая испрашиваемую сумму,

не должна была превышать 25% величины квоты страны; во-вторых, общая сумма

валюты данной страны в активах МВФ не могла превышать 200% величины ее

квоты (включая 75% квоты, внесенных в Фонд но подписке). В пересмотренном в

1978 г. Уставе первое ограничение было устранено. Это позволяет странам-

членам использовать их возможности получения валюты в МВФ в течение более

короткого срока, чем пять лет, которые нужны были для этого прежде. Что

касается второго условия, то в исключительных обстоятельствах и его

действие может приостанавливаться.

МВФ взимает со стран-заемщиц разовый комиссионный сбор в размере 0,5% от

суммы сделки и определенную плату (charge), или процентную ставку, за

предоставляемые им кредиты, которая базируется на рыночных ставках.

По истечении установленного периода времени страна-член обязана

произвести обратную операцию — выкупить национальную валюту у Фонда, вернув

ему средства в СДР или иностранных валютах. Помимо того, страна-заемщик

обязана досрочно производить выкуп своей излишней для Фонда валюты по мере

улучшения ее платежного баланса и увеличения валютных резервов. Если

находящаяся в МВФ национальная валюта страны-должника покупается другим

государством- членом, то тем самым погашается ее задолженность Фонду.

Приобретаемая страной-членом в МВФ первая порция иностранной валюты в

размере до 25% квоты (до Ямайского соглашения бывшая золотая доля) с 1978

г. называется резервной долей. Она определяется как превышение величины

квоты страны-члена над суммой находящегося в распоряжении Фонда запаса

национальной валюты данной страны.

Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-

членом сверх резервной доли (100% величины квоты), делятся на четыре

кредитные доли (транши) по 25% квоты. Предельная сумма кредита, которую

страна может приобрести у МВФ в результате полного использования резервной

и кредитных долей, составляет 125% размера ее квоты. Обязательства страны-

заем-щицы, предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-

экономических мероприятий, фиксируются в «письме о намерениях»,

направляемом в МВФ. Если Фонд сочтет, что страна использует кредит «в

противоречии с целями Фонда» или не выполняет его предписаний, он может

ограничить или полностью прекратить кредитование страны. Использование

первой кредитной доли может быть осуществлено как в форме прямой покупки

иностранной валюты, при которой страна получает всю испрашиваемую сумму

немедленно после одобрения Фондом ее запроса, так и путем заключения с МВФ

соглашения о резервном кредите.

Соглашения о резервном кредите, или соглашения «стэнд-бай» (Stand-by

Arrangements), обеспечивают стране-члену гарантию того, что она сможет

получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную в соответствии с

договоренностью в любое время при соблюдении страной оговоренных условий.

Подобная практика предоставления кредитов аналогична открытию кредитной

линии.

Главным назначением кредитов «стэнд-бай» является в настоящее время

кредитование макроэкономических стабилизационных программ стран-членов МВФ.

Валюта, предоставляемая Фондом в виде резервного кредита в рамках верхних

кредитных долей, выдается определенными порциями (траншами) через

установленные промежутки времени в течение срока соглашения.

Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита

в рамках системы расширенного кредитования может быть серьезное нарушение

равновесия платежного баланса, вызванное структурными расстройствами в

области производства, торговли или ценового механизма. Соглашения о

расширенных кредитах обычно ограничены сроком в три года; при необходимости

и по просьбе стран-членов — до четырех лет. С ноября 1992 г. действуют

следующие лимиты доступа стран-членов к ресурсам МВФ в рамках резервных и

расширенных кредитных соглашений (вместе или раздельно): предоставление

кредитов на протяжении года до 68 "и квоты страны-члена: кумулятивная,

включающая задолженность страны но ранее полученным кредитам, предельная

величина - 300"/о квоты (в чистом исчислении, т. е. за вычетом суммы

предстоящего выкупа страной ее национальной валюты в течение срока

кредитного соглашения).

Специальные фонды. В целях расширения своих кредитных возможностей МВФ

практикует создание специальных фондов (англ. facility - устройство,

механизм, фонд). Они различаются по целям, условиям и стоимости кредита.

1. Фонд компенсационного и непредвиденного кредитования предназначен для

кредитования стран-членов МВФ, у которых дефицит платежного баланса

обусловлен внешними, не зависящими от них факторами. В их числе: стихийные

бедствия, непредвиденное падение мировых цен, промышленный спад и введение

протекционистских ограничений в странах-импортерах. появление товаров-

заменителей и т. п. Этот фонд включает три компонента:

1) с 1963 г. кредитование (в настоящее время до 30% квоты) стран,

особенно экспортеров сырья, валютные поступления которых сокращаются в

результате падения мировых цен на сырье;

2) с 1981 г. кредитование (до 15"/о квоты) стран-импортеров зерна,

испытывающих трудности в связи с ростом мировых цен на зерно: с декабря

1990 г. по июнь 1992 г. кредитование стран-импортеров нефти, нефтепродуктов

и природного газа:

3) с 1988 г. компенсационное финансирование непредвиденных потерь для

помощи странам, испытывающим влияние непредсказуемых внешних факторов (до

30% квоты).

Кроме того, страна имеет возможность обратиться к МВФ с просьбой о

выделении средств в счет особой кредитной доли (до 20% квоты), которая

может быть использована по выбору в дополнение к любому из перечисленных

трех видов кредитования. Если трудности платежного баланса вызваны лишь

снижением экспортной выручки либо увеличением расходов на импорт зерновых,

лимит компенсационных кредитов ограничивается 65% квоты страны. При

использовании странами кредитов Фонда для возмещения убытков, связанных

одновременно с падением экспортной выручки и увеличением расходов на импорт

зерна, а также в случае одновременного применения двух из трех компонентов

механизма компенсационного кредитования устанавливается комбинированный

лимит в размере 80% квоты. Общий лимит доступа к кредитам Фонда

компенсационного и непредвиденного кредитования с учетом всех его

компонентов составляет 9 5 "/о квоты страны.

2. В июне 1969 г. создан Фонд кредитования буферных (резервных) запасов

для оказания помощи странам, участвующим в создании подобных запасов

сырьевых товаров в соответствии с международными соглашениями, если это

ухудшает их платежный баланс. Лимит — 30% квоты.

3. С 1989 г. функционирует Фонд финансовой поддержки операций по

сокращению и обслуживанию внешнего долга. Это объясняется активной ролью

МВФ в урегулировании долгового кризиса развивающихся стран в 80-х годах.

При предоставлении резервных или расширенных кредитов странам-должникам

часть суммы этих кредитов (до 25%) может быть зарезервирована в целях

сокращения основного долга. Кроме того, в целях частичной компенсации

процентных платежей либо дополнительного обеспечения основного долга при

обмене по паритетной стоимости долговых обязательств на облигации с более

низкой процентной ставкой МВФ может выделять дополнительные средства сверх

резервных или расширенных кредитов. Лимит кредитов составляет с ноября 1992

г. 30% квоты страны. Фактически величины дополнительного кредита

определяются Фондом в результате рассмотрения каждого конкретного случая, с

учетом «степени радикальности» программы макроэкономической стабилизации и

структурной перестройки соответствующей страны.

4. В апреле 1993 г. МВФ учредил Фонд поддержки структурных

преобразований. Этот фонд ориентирован на страны, осуществляющие переход к

рыночной экономике путем радикальных экономических и политических реформ.

Поводом для его использования может быть, во-первых, резкое падение

поступлений от экспорта вследствие перехода к многосторонней, основанной на

рыночных ценах торговле, во-вторых, значительное и устойчивое увеличение

стоимости импорта из-за мировых цен, особенно на энергоносители, и. в-

третьих, сочетание обоих этих явлений. Предоставление кредитов в данном

случае обусловливается выполнением страной-заемщицей набора более «мягких»

макроэкономических обязательств, чем те, с которыми связано получение

стандартных полномасштабных резервных кредитов. Страны-члены могут получать

средства в рамках «промежуточного», или «переходного», кредитования до 50%

их квоты. Кредиты предоставляются двумя равными долями по 50% каждая с

интервалом в полгода. Практически этот фонд образован главным образом для

стран бывшего СССР, переживающих огромные трудности в условиях перехода к

рыночной экономике и не способных пока выполнять обычные жесткие требования

МВФ.

Получение странами членами МВФ средств из специальных фондов - это

дополнение к их кредитным долям. Использование страной ресурсов специальных

фондов может увеличивать находящийся в распоряжении МВФ запас ее

национальной валюты сверх кумулятивных пределов, установленных для

получения кредитных долей.

Кроме функционирующих ныне четырех специальных фондов МВФ периодически

создает временные кредитные фонды в целях решения острых проблем

международных валютных отношений. Для их формирования привлекаются заемные

средства из различных внешних официальных источников. К временным

специальным фондам относятся:

1) Нефтяной фонд в объеме 6,9 млрд. СДР, или 8 млрд. долл. (1974—1976

гг.). предоставлял кредиты странам-членам МВФ для покрытия дополнительных

расходов, вызванных увеличением стоимости импорта нефти и нефтепродуктов.

Необходимые для этого ресурсы ссудили преимущественно страны—экспортеры

нефти. Развивающиеся страны количественно преобладали среди получателей

кредитов, но их доля была невелика (1/3) по сравнению с развитыми

государствами. Условия предоставления кредитов из нефтяного фонда были

жесткие: сравнительно высокие процентные ставки (не менее 7,2% годовых);

обязательное выполнение рекомендаций МВФ при проведении национальной

энергетической и валютной политики. Вследствие этого доступ развивающихся

стран к ресурсам нефтяного фонда был ограничен: за счет его кредитов они

покрыли лишь 1/3 дополнительных расходов на импорт подорожавшей нефти;

2) Доверительный фонд — в объеме 4 млрд. СДР, или 4,9 млрд. долл. (1976--

-1981 гг.); создан в основном за счет прибыли от продажи на аукционах части

золотого запаса МВФ. Получателями кредитов из этого фонда являлись наименее

развитые страны. Условия данных кредитов были сравнительно льготные: страны-

заемщики не вносили в МВФ эквивалент получаемых средств в национальной

валюте, процентная ставка невысокая 0,5%, срок кредита 10 лет. Эти

условия в наибольшей степени отвечали требованиям развивающихся стран. 55

стран получили из доверительного фонда 3 млрд. СДР. Остальная часть была

передана развивающимся государствам пропорционально их квотам:

3) Фонд дополнительного кредитования или фонд Виттевеена-по имени

директора-распорядителя МВФ; время действия 19791984 гг. Цель этого фонда —

предоставлять за счет заемных средств дополнительные кредиты странам,

испытывающим особенно резкие и затяжные кризисы платежных балансов и

исчерпавшим лимиты обычных кредитов МВФ. Ресурсы фонда Виттевеена (7,8

млрд. СДР, свыше 10 млрд. долл.) сформированы за счет кредитов 13 стран-

членов МВФ, а также Швейцарского национального банка. Кредиты из этого

фонда получили 26 стран:

4) Фонд расширенного доступа к ресурсам МВФ; преемник фонда

дополнительного кредитования, функционировал в 19811992 гг. Цель фонда

предоставлять дополнительные кредиты странам-членам, у которых масштабы

неравновесий платежных балансов непомерно велики по сравнению с размерами

их квот. Этот фонд использовался в тех случаях, когда страна нуждалась в

средствах в больших размерах, чем она могла получить в МВФ в рамках четырех

кредитных долей и системы расширенного кредитования, и на более

продолжительный срок для осуществления корректирующих экономических мер при

большем периоде погашения кредита. Источником ресурсов фонда являлись

собственные средства МВФ, привлеченные в форме подписки, и заимствования у

других стран. В связи с увеличением квот стран-членов МВФ указанный фонд

прекратил свою деятельность в ноябре 1992 г.; 5) Фонд структурной

перестройки (с марта 1986 г.): предоставляет льготные кредиты беднейшим

развивающимся странам, испытывающим хронический кризис платежного баланса в

целях осуществления среднесрочных программ макроэкономической и структурной

перестройки. По состоянию на сентябрь 1993 г. 36 стран (из 61 страны,

имеющей на них право) получили эти льготные кредиты в сумме 1,5 млрд. СДР,

или около 2,1 млрд. долл. Условия займов: 0,5% годовых: погашение в течение

10 лет; т рационный период до 5'/2 лет. Лимит кредитов — до 50% квоты.

Источник ресурсов (2,7 млрд. СДР) — погашение кредитов, предоставленных

доверительным фондом;

6) Расширенный фонд структурной перестройки; с декабря 1987 г.

предоставляет кредиты за счет как неиспользованных ресурсов фонда

структурной перестройки, так и специальных займов и пожертвований (6 млрд.

СДР). По своим целям и механизму функционирования этот фонд является

преемником фонда структурной перестройки. Помимо 61 страны право получения

кредитов от этого фонда в апреле 1992 г. было предоставлено еще 11 странам,

включая Албанию и Монголию. 29 стран использовали это право к сентябрю 1993

г. на сумму 3,2 млрд. СДР (фактически - 2,4 млрд. СДР). Страна-член имеет

возможность получать эти кредиты сроком на 3 года до 190% квоты, иногда при

исключительных обстоятельствах до 255% квоты. Первоначально срок для

заключения соглашений о займах был установлен по ноябрь 1990 г., в

дальнейшем он неоднократно продлевался (до 28 февраля 1994 г.).

В конце 1993 г. образован новый расширенный фонд структурной перестройки

— правопреемник предыдущего. Объем нового фонда — 5 млрд. СДР (около 7

млрд. долл.) для предоставления льготных займов сроком три года и 2 млрд.

СДР (около 3 млрд. долл.) для субсидирования процентных ставок по этим

займам. К маю 1994 г. 43 страны согласились участвовать в формировании

этого фонда. В программах структурной перестройки экономики, которые станут

осуществляться при содействии нового фонда, будет уделяться больше внимания

социальной защите населения и совершенствованию структуры государственных

расходов. Срок действия нового расширенного фонда структурной перестройки —

до конца 1996 г., а средства по заключенным соглашениям будут

предоставляться странам-заемщикам до конца 1999 г.

Образование дополнительных специальных фондов в рамках МВФ путем

заимствования ресурсов у других стран-членов - это одно из проявлений

процесса адаптации системы межгосударственного кредитования и валютного

регулирования к меняющимся условиям мировой экономики. МВФ выполняет роль

посредника при перераспределении ссудного капитала от более благополучных

стран-кредиторов к странам, испытывающим потребность в кредитах.

Одновременно, оказывая силовое воздействие на экономическую политику стран-

заемщиц. он выступает в качестве гаранта возвращения этих средств.

Роль МВФ в регулировании международных валютно-кредитных отношений.

МВФ осуществляет наблюдение и контроль за соблюдением странами-членами

своего Устава, который фиксирует основные структурные принципы мировой

валютной системы.

За время своего существования МВФ превратился в подлинно универсальную

организацию, добился широкого признания в качестве главного

наднационального органа регулирования международных валютно-кредитных

отношений, авторитетного центра международного кредитования, координатора

межгосударственных кредитных потоков и гаранта платежеспособности стран-

заемщиц. Одновременно он начинает играть важную роль в реализации решений

«семерки» ведущих государств Запада, становится ключевым звеном

формирующейся системы регулирования мировой экономики, международной

координации, согласования национальных макроэкономических политик. Фонд

зарекомендовал себя активно функционирующим мировым валютным институтом,

накопил большой и полезный опыт.

Литература:

1. "Международные валютно-кредитные и финансовые отношения" - под ред

Красавиной Л.Н. / 1994

2. Internetional Monetary Fund. Vol.26/september 1997

© 2010